Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ'

ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАРШАЯ ШКОЛА / УРОКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукина Ирина Владимировна, Андреев Владимир Николаевич

В последнее время ведется поиск путей оптимизации языкового образования в связи с востребованностью владения иностранным языком как средством общения в различных предметных областях, не только филологической направленности. В связи с этим идея интеграции и реализации интегративных связей с другими дисциплинами в практике обучения становится особенно актуальной. Интегрированное предметно-языковое обучение является инновационной технологией, позволяющей одновременно развивать иноязычную коммуникативную компетенцию и расширять знания и совершенствовать умения в выбранной предметной сфере. В статье представлен вариант интегративного обучения английскому языку на историко-культурном материале с ориентацией на реализацию данного обучения в старшей школе в рамках внеурочной деятельности, факультатива и т. п. Акцент на работу со старшими школьниками сделан, во-первых, из-за их достаточного уровня владения языковыми навыками для работы с аутентичными историческими текстами, во-вторых, из-за актуальности именно для данной возрастной категории формирования общекультурной компетенции и метапредметных умений, которые будут особенно востребованы в будущем в системе профессионального образования. Таким образом, целью исследования является обоснование целесообразности внедрения интегративного предметно-языкового обучения английскому языку на историко-культурном материале для оптимизации формирования и развития метапредметных умений и навыков и систематизация возможностей для реализации данного процесса. Ведущими подходами, положенными в основу исследования, выступили интегративный, компетентностный, личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы. К основным результатам, представленным в статье, можно отнести сформулированные метапредметные умения, которые будут развиваться благодаря интеграции двух и более дисциплин, в нашем случае гуманитарного цикла, а также в формулировании концептуальных основ интегрированного обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании целесообразности внедрения интегрированного предметно-языкового обучения в школьную практику на основе соотнесения с результатами освоения основной образовательной программы, а именно личностными, метапредметными и предметными, обозначенными в федеральных государственных стандартах школьного образования. Практическая значимость находит отражение в описании возможностей применения интегрированного предметно-языкового обучения английскому языку и истории в старшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щукина Ирина Владимировна, Андреев Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASICS OF INTERDISCIPLINARY ENGLISH LANGUAGE TEACHING USING HISTORY AND CULTURE-RELATED MATERIALS TO HIGH SCHOOL STUDENTS

Recently, there has been a search for ways to optimize language education in connection with the demand for using a foreign language as a means of communication in various subject areas, not only in linguistic sphere. In this regard, the idea of integration and implementation of interdisciplinary links with other disciplines in the practice of teaching becomes especially relevant. Content and language integrated learning is an innovative technology that allows us to simultaneously develop foreign language communicative competence, expand knowledge and improve skills in the chosen subject area. The article presents a variant of integrated teaching of English using history and culture-related materials with a focus on the implementation of this teaching in high school as part of extracurricular activities, electives, etc. The emphasis on working with high school students is made, firstly, because of their sufficient level of language proficiency to understand authentic historical texts, and secondly, because of the relevance of general cultural competence and interdisciplinary skills that will be especially needed in the future professional education for this particular age group. Thus, the purpose of the study is to substantiate the introduction of an integrated English language teaching course using history and culture-related materials to optimize the formation and development of interdisciplinary skills and to systematize the potentials for implementing this process. The leading approaches underlying the study are integrated-skills approach, competence-based, personality-oriented and activity-centered approaches. The main results presented in the article include the interdisciplinary skills singled out for this study that will be developed through the integration of two or more disciplines, in our case the humanities, as well as the description of the conceptual foundations of integrated English and history learning. The theoretical significance of the article is to justify the introduction of content and language integrated learning into school practice based on correlation with the results of the main educational program, namely personal, meta-subject and subject results, indicated in the federal state standards of school education. The practical significance is reflected in the description of the potentials of using integrated teaching of English and history in high school.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2022, № 06 (июнь)

Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)

ART 221047

DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11047

УДК 372.881.1

Основы интегрированного предметно-языкового обучения

английскому языку старшеклассников

*

на историко-культурном материале

The basics of interdisciplinary English language teaching using history and culture-related materials to high school students

Авторы статьи

I

Authors of the article

I

Щукина Ирина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия ORCID: 0000-0003-0503-2653 irenevl@yandex.ru

Андреев Владимир Николаевич,

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой английской филологии ФГБОу ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия and_reev17@mail.ru ORCID: 0000-0001-6835-7610

Irina V. Shchukina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia, Russia

ORCID: 0000-0003-0503-2653 irenevl@yandex.ru

Vladimir N. Andreev,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of English Philology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia and_reev17@mail.ru ORCID: 0000-0001-6835-7610

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Щукина И. В., Андреев В. Н. Основы интегрированного предметно-языкового обучения английскому языку старшеклассников на историко-культурном материале // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 06. С. 107-119. URL: http://e-koncept.ru/2022/221047.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11047

I. V. Shchukina, V. N. Andreev, The basics of interdisciplinary English language teaching using history and culture-related materials to high school students // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 06. P. 107-119. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211047.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11047

Поступила в редакцию Received 18.04.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 19.05.22

Принята к публикации Accepted for publication 19.05.22 Опубликована Published 30.06.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Щукина И. В., Андреев В. Н., 2022

* Статья подготовлена в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) Министерства просвещения России по теме «Методика интегрированного предметно-языкового обучения в школе при преподавании истории».

Аннотация

Abstract

L

В последнее время ведется поиск путей оптимизации языкового образования в связи с востребованностью владения иностранным языком как средством общения в различных предметных областях, не только филологической направленности. В связи с этим идея интеграции и реализации интегративных связей с другими дисциплинами в практике обучения становится особенно актуальной. Интегрированное предметно-языковое обучение является инновационной технологией, позволяющей одновременно развивать иноязычную коммуникативную компетенцию и расширять знания и совершенствовать умения в выбранной предметной сфере. В статье представлен вариант интегративного обучения английскому языку на историко-культурном материале с ориентацией на реализацию данного обучения в старшей школе в рамках внеурочной деятельности, факультатива и т. п. Акцент на работу со старшими школьниками сделан, во-первых, из-за их достаточного уровня владения языковыми навыками для работы с аутентичными историческими текстами, во-вторых, из-за актуальности именно для данной возрастной категории формирования общекультурной компетенции и метапредметных умений, которые будут особенно востребованы в будущем в системе профессионального образования. Таким образом, целью исследования является обоснование целесообразности внедрения интегративного предметно-языкового обучения английскому языку на историко-культурном материале для оптимизации формирования и развития метапредметных умений и навыков и систематизация возможностей для реализации данного процесса. Ведущими подходами, положенными в основу исследования, выступили интегративный, компетентностный, личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы. К основным результатам, представленным в статье, можно отнести сформулированные метапредметные умения, которые будут развиваться благодаря интеграции двух и более дисциплин, в нашем случае гуманитарного цикла, а также в формулировании концептуальных основ интегрированного обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании целесообразности внедрения интегрированного предметно-языкового обучения в школьную практику на основе соотнесения с результатами освоения основной образовательной программы, а именно личностными, метапредметными и предметными, обозначенными в федеральных государственных стандартах школьного образования. Практическая значимость находит отражение в описании возможностей применения интегрированного предметно-языкового обучения английскому языку и истории в старшей школе.

Recently, there has been a search for ways to optimize language education in connection with the demand for using a foreign language as a means of communication in various subject areas, not only in linguistic sphere. In this regard, the idea of integration and implementation of interdisciplinary links with other disciplines in the practice of teaching becomes especially relevant. Content and language integrated learning is an innovative technology that allows us to simultaneously develop foreign language communicative competence, expand knowledge and improve skills in the chosen subject area. The article presents a variant of integrated teaching of English using history and culture-related materials with a focus on the implementation of this teaching in high school as part of extracurricular activities, electives, etc. The emphasis on working with high school students is made, firstly, because of their sufficient level of language proficiency to understand authentic historical texts, and secondly, because of the relevance of general cultural competence and interdisciplinary skills that will be especially needed in the future professional education for this particular age group. Thus, the purpose of the study is to substantiate the introduction of an integrated English language teaching course using history and culture-related materials to optimize the formation and development of interdisciplinary skills and to systematize the potentials for implementing this process. The leading approaches underlying the study are integrated-skills approach, competence-based, personality-oriented and activity-centered approaches. The main results presented in the article include the interdisciplinary skills singled out for this study that will be developed through the integration of two or more disciplines, in our case the humanities, as well as the description of the conceptual foundations of integrated English and history learning. The theoretical significance of the article is to justify the introduction of content and language integrated learning into school practice based on correlation with the results of the main educational program, namely personal, meta-subject and subject results, indicated in the federal state standards of school education. The practical significance is reflected in the description of the potentials of using integrated teaching of English and history in high school.

Ключевые слова

Key words

L

интегрированное предметно-языковое обучение, уроки английского языка, старшая школа, метапред-метные связи и умения

content and language integrated learning (CLIL), EFL lessons, high school, interdisciplinary links and skills

Благодарности

_ Acknowledgements

Авторы выражают благодарность коллегам - участникам проекта по теме «Методика интегрированного предметно-языкового обучения в школе при преподавании истории» с кафедры английской филологии тГПу им. Л. Н. Толстого за помощь в подготовке статьи.

The authors express their gratitude to their colleagues - participants of the project "Methodology of integrated subject-language teaching at school in teaching history" from the Department of English Philology of the TSPU named after L. N. Tolstoy for their help in preparing the article.

Введение / Introduction

На современном этапе развития системы школьного образования активно ведется поиск новых способов и технологий оптимизации развития компетенций, востребован-

ных выпускниками школ. Большинство инновационных технологий опираются на известные в методике преподавания различных дисциплин постулаты. Предлагаемая здесь технология не является исключением. Интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории развивает идею необходимости установления межпредметных связей, позволяющих с большим успехом освоить два или несколько предметов и, что более ценно, сформировать уникальные интегрированные метапред-метные умения за счет знакомства с историческим и культурными материалами, но средствами английского языка, через анализ и обсуждение историко-культурных фактов, персоналий на иностранном языке. В связи с этим важно отметить, что основной целью подобного интегративного обучения выступает не столько сообщение знаний об исторических событиях и личностях средствами английского языка, сколько развитие метапредметных интегрированных умений и навыков, составляющих суть общекультурной компетенции школьника на современном этапе.

Разработка проблемы интегрирования английского языка с предметным содержанием, в частности с историей, остается важной научной задачей, так как до сих пор не сформулирована методическая концепция, позволяющая применять данную систему в школе, а также нет четкого понимания педагогических условий, принципов отбора учебного материала, умений и навыков, которые необходимы и достаточны для продуктивной работы с обучающимся по реализации интегрированного обучения на практике.

Актуальность также заключается в необходимости разработки практических рекомендаций и серии уроков в рамках учебно-методического сопровождения деятельности школьных педагогов для обеспечения интегрированного обучения и интенсификации иноязычной и общекультурной подготовки обучающихся. Это соответствует образовательной парадигме «педагогический вуз - школе», что в конечном итоге позволит обеспечить «возможность профессионального развития педагогических работников», что обозначено в качестве одной из целей федерального проекта «Современная школа» [1].

Новизна предлагаемого интегрированного предметно-языкового обучения английскому языку и истории обусловлена двумя факторами. Во-первых, интегрированное обучение способствует формированию и развитию метапредметных интегрированных умений, благодаря которым повышается уровень коммуникативной и общекультурной компетенции в рецептивных и продуктивных видах иноязычной речевой деятельности в рамках историко-культурной тематики.

Во-вторых, использование англоязычных аутентичных материалов при обсуждении тем, проблем, вопросов историко-культурной направленности дает уникальную возможность обучающимся узнать и критически оценить взгляд англоязычных авторов на культурные явления, события, личности в истории России, за счет чего реализуется расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций как в рамках английского языка, так и истории.

Для обоснования целесообразности внедрения настоящего интегрированного курса необходимо отметить, что интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории соответствует основным векторам развития школьного образования и требованиям, обозначенным в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования (далее - ФГОС СОО).

Интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории опирается на положения системно-деятельностного подхода, который обозначен как методологическая основа ФГОС СОО, что, в свою очередь, предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, развитие готовности и способности к непрерывному образованию благодаря установлению междисциплинарных связей и формированию универсальных учебных умений.

В части требований к результатам освоения основной образовательной программы интегрированное предметно-языковое обучение способствует достижению всех трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных (ФГОС СОО. Раздел 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы) [2].

В плане достижения личностных результатов благодаря содержательной исторической составляющей продолжает формироваться российская гражданская идентичность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину, ее прошлое и настоящее, а также активная гражданская позиция. Благодаря использованию английского языка при работе с материалами формируется мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки на основе диалога культур, а также толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, умение вести диалог и достигать взаимопонимания с представителями других культур на английском языке, являющемся языком международного общения (ФГОС СОО. Раздел 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, пункт 7).

В плане достижения метапредметных результатов интегрированное обучение английскому языку и истории способствует совершенствованию коммуникативных умений продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности, расширяет возможности обучающихся в оперировании языковыми средствами, а именно умением «ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства», а также развивает способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности посредством работы с аутентичными англоязычными материалами из разных источников, требующих владения умениями критической оценки и интерпретации (ФГОС СОО, 2012. Раздел 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, пункт 8). Метапредметные результаты являются основополагающими в рамках предлагаемого курса интегрированного предметно-языкового обучения, и именно формированию и развитию метапредметных умений и навыков будет уделено основное внимание при организации обучения.

В плане достижения предметных результатов предметно-языковое обучение английскому языку и истории, являясь интегрированным курсом, ориентировано на «формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся» (ФГОС СОО. Раздел 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, пункты 9, 9.3, 9.4) путем междисциплинарной интеграции исторического содержательного материала и английского языка, выступающего целью и средством обучения одновременно.

Обзор литературы / Literature review

Сам термин «предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL)» был введен еще в 1994 году в зарубежной методике. Четыре основных концепта, положенные в основу данного обучения, были предложены в 1999 году Д. Койл [3]. К ним относились содержание (content), коммуникация (communication), познавательная деятельность (cognition) и культура (culture). Последний концепт часто ассоциировался и иногда заменялся на сообщество (community), также имеющееся общие культурные ценности. На современном этапе развития образования интегрированное предметно-языковое обучение активно внедряется в практику преподавания иностранных языков по всему миру, о чем свидетельствует издание отдельного журнала, посвященного вопросам обучения в рамках данного подхода (International CLIL Research Journal) [4].

Возвращаясь к истории развития интегрированного предметно-языкового обучения, следует обратиться к основам данного подхода, которые были представлены в исследовании Д. Грэддола [5], где были отражены ведущие методические положения, описывающие теорию и практику, а главное - целесообразность работы с интересным и важным предметным содержанием в области науки, искусства при изучении английского языка, развивая при этом лингвистические умения и навыки. Под руководством К. Бентли [6] был создан и представлен профессионально ориентированный модуль (CLIL Module) для педагогов в рамках системы тестирования профессиональных компетенций учителя английского языка, где были систематизированы основные понятия и термины интегрированного предметно-языкового обучения.

Значительный вклад в трактовку термина и обоснование основ данного обучения внесли Д. Койл и П. Худ, которые не ограничились рассмотрением подхода как нового шага в методике обучения английскому языку, а расширили и развили понятие CLIL до «инновации в образовании для современного этапа» [7]. В данной работе были систематизированы когнитивные умения, которые могут стать основой для выделения интегрированных метапредметных умений и навыков - важной составляющей интегрированного предметно-языкового обучения в целом.

Рассматривая суть понятия интегрированного предметно-языкового обучения, нельзя не отметить, что предметная составляющая упоминается первой в связи с тем, что тематическое предметное содержание, как указывал И. Филлипс, «ведет за собой» выбор текстового материала и, следовательно, языковых средств для изучения [8]. Например, при изучении истории на английском языке обучающимся предлагается историческая эпоха со всем многообразием событий, фактов, персоналий, для обсуждения которых на английском языке обучающимся надо представить термины, грамматические структуры, клише, устойчивые выражения посредством аутентичных текстов, что, безусловно, ставит проблемы, вызовы как для преподавателя, так и для обучающихся.

Важность работы с терминами также подчеркивалась и в исследованиях отечественных методистов. Так, О. Г. Плехова [9] обосновала необходимость обращения к англоязычному историческому дискурсу и впервые в своем диссертационном исследовании подняла проблему интеграции учебных предметов «Английский язык» и «История России» в рамках профильного школьного образования. Ее определение лингвоисто-ремы заслуживает внимания, так как выступает единицей отбора содержания обучения.

Обращение к историческому дискурсу и определение его отличительных особенностей отражено и в работе О. В. Щупленкова [10]. В данном исследовании автор акцентировал актуальность включения исторических текстов, изучения артефактов и т. п. в образовательном процессе в современной школе благодаря их большому развивающему и воспитательному потенциалу.

В исследовании М. В. Бундина [11] основное внимание уделяется формированию общекультурных компетенций за счет интеграции и привлечения межпредметных связей в обучение, при этом в рамках подготовки студентов нефилологических специальностей. Похожий подход и выделение в качестве основы обучения общекультурных компетенций студентов предлагает и Н. М. Галимуллина [12]. Мы разделяем ее позицию относительно повышения практико-ориентированности учебного курса за счет внимания к общекультурным компетенциям в рамках компетентност-ного подхода как ведущего как в профессиональной системе образования, так и в профильной школе, уже при подготовке старшеклассников.

В рамках отечественной школы компетентностный подход и обращение к формированию учебных умений тесно связаны с идеями личностно ориентированного

обучения. Так, в работе В. Е. Гаибовой [13] затрагивается вопрос оптимизации обучения старшеклассников за счет обращения к общим учебным компетенциям, которые, как справедливо указывал автор, являются залогом успешности обучающихся в академическом и профессиональном планах.

Отдельного внимания и рассмотрения заслуживают вопросы оценивания формируемых общекультурных компетенций и учебных умений, которые во многом пересекаются с рассматриваемыми в работе интегрированными метапредметными умениями. Так, в работе Дж. Хартига [14] подчеркивается, что тестирование закрытого типа с выбором одного правильного ответа из предложенных опций теряет актуальность, так как проверяет лишь знание фактического материала по истории и лексико-грамматических языковых средств, что, безусловно, недостаточно. В связи с этим вполне оправданным и релевантным кажется предложение, представленное в исследовании И. А. Барабушки [15]: использовать проектную работу как метод диагностического контроля. Вовлечение в проектную деятельность позволит развивать умения сотрудничества, ценные умения поиска и интерпретации аутентичных англоязычных текстов историко-культурного содержания. Необходимость системного подхода к иноязычному оцениванию с учетом разного уровня языковой подготовки обучающихся и их потребностей в зависимости от выбранного предметного профиля подчеркивается в сравнительном исследовании Дж. Миляновой [16]. В работе анализируются сложности в организации языкового контроля с обучающимися старшей школы и вуза нефилологических направлений, для которых английский язык выступает средством расширения профессиональных знаний.

В недавних зарубежных исследованиях, посвященных интегрированному предметно-языковому обучению, часто акцентируется его тесная взаимосвязь с инновационными технологиями интерактивного обучения. Примером может служить статья У. Ресино, демонстрирующая большой потенциал использования английского языка как средства расширения предметных знаний и развития профессиональных умений в области методики при подготовке учителей [17].

В области приемов и методов, применяемых в рамках интегрированного предметно-языкового обучения, особый интерес вызывает идея активизации аналитических способностей студентов посредством использования приема компрессии или сжатия предметного содержания для его последующего обсуждения на английском языке. Эффективность данного методического приема доказывается в исследовании А. Вентцела [18] и, на наш взгляд, заслуживает внимания и внедрения в практику работы с англоязычными историческими текстами.

Подводя итоги обзора зарубежных и отечественных исследований по проблемам интегрированного предметно-языкового обучения, можно сделать вывод о подчеркиваемой многими и вполне обоснованной необходимости развития общекультурных компетенций, основу которых, по нашему мнению, составляют интегрированные метапред-метные умения. Именно с ними сегодня связаны современные ориентиры в школьном образовании и не только, так как в условиях информационного общества образовательные учреждения перестают быть источником лишь знаний. Знание само по себе сложно превратить в готовность действовать в новой ситуации или решать проблемы, связанные с коммуникацией в различных сферах деятельности. Новый подход, ориентированный на развитие компетенций, предполагает развитие у обучающихся способности и готовности ориентироваться в нестандартных учебных ситуациях, например при изучении исторической темы на английском языке или обсуждении англоязычных рецензий на известное в русской литературе произведение отечественных авторов.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории базируется на следующих основных методических принципах: принцип интеграции, принцип коммуникативной направленности обучения (Е. И. Пассов, 1991, 2010) [19, 20], принцип аутентичности (Р. П. Мильруд, 2000) [21], принцип диалога языков и культур (В. В. Сафонова, 1996, 2001) [22, 23], принцип культурной вариативности (П. В. Сысоев, 2003, 2008) [24, 25], принцип дифференциации языкового материала (р. К. Миньяр-Белоручев, 2008) [26].

Ведущими подходами, положенными в основу данного исследования, выступили интегративный, компетентностный и системно-деятельностный. При формулировании концептуальных основ интегрированного обучения английскому языку на историко-культурном материале использовались традиционные положения отечественной педагогической школы, а именно проблемного обучения (В. Т. Кудрявцев, 1991) [27] (М. И. Махмутов, 1975) [28] и личностно ориентированного обучения (И. С. Якиманская, 2000) [29].

Предметная составляющая интегрированного обучения заслуживает особенного внимания в связи с необходимостью опоры на корректные фактические данные. В случае предлагаемого обучения английскому языку на историко-культурном материале важна опора на историко-культурный стандарт, представленный в Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации [30].

Содержание обучения английскому языку в старшей школе определяется языковыми знаниями, умениями и навыками, обозначенными в примерной программе для старшей школы на профильном уровне [31].

Результаты исследования / Research results

Интегрированное предметно-языковое обучение дает возможность применять английский язык как инструмент для расширения горизонтов познания. Данное свойство положено в основу используемого в настоящем исследовании подхода CLIL, где одновременно, параллельно развиваются иноязычные коммуникативные умения и усваиваются концептуальные предметные сведения и термины на английском языке из области истории, литературы, культуры в различные вехи развития России, открывающие обучающимся уникальные возможности узнать из аутентичных материалов о нашей стране и ее богатой культуре. Более того, именно использование интегрированного предметно-языкового обучения и соответствующих умений (CLIL skills - в терминологии Л. Дейл

[32]) в старшей школе позволит подготовить обучающихся и станет необходимой и достаточной базой для развития «профильных компетенций» (термин Л. Н. Нугумановой)

[33] и возможного освоения программ профессионального образования в дальнейшем в вузе уже для своей выбранной отрасли - английского языка для специальных целей.

Уникальность интегрированного предметно-языкового обучения заключается, на наш взгляд, в развитии именно в рамках данного подхода интегрированных мета-предметных умений, владение которыми и позволит обучающимся в дальнейшем успешно осваивать программы профессионального образования, в том числе отдельные курсы в вузах, предлагаемые на английском языке как языке международного общения. Метапредметные умения во многом определяют суть познавательной деятельности обучающихся, способствуя расширению образовательных горизонтов, кругозора и общекультурной компетенции в целом.

Представим созданную базу интегрированных метапредметных умений. Они выделены и приведены по принципу возрастания когнитивной сложности по двум группам, начиная с рецептивных и заканчивая продуктивными. Все умения носят коммуникативный характер и связаны с тем или иным видом иноязычной речевой деятельности. Так, рецептивные умения в большей степени связаны с аудированием и чтением и предполагают работу с текстовым материалом, в то время как продуктивные умения отражают владение устной и письменной формой высказываний, при этом все умения формируются и совершенствуются на историко-культурном предметном содержании.

Метапредметные интегрированные умения в рецептивных видах иноязычной речевой деятельности в рамках историко-культурной тематики

- Понимание иноязычной терминологии при работе с научно-популярными текстами историко-культурной направленности.

- Владение разными стратегиями работы с аудио- и печатным текстом историко-культурной тематики для извлечения информации в необходимом объеме.

- Владение стратегиями различения основной информации и второстепенных деталей, фактов и мнений при работе с материалами историко-культурной тематики.

- Понимание хронологии событий, явлений в рамках работы с материалами историко-культурной направленности.

- Понимание структурно-смысловых связей внутри научно-популярного текста историко-культурной тематики.

- Угадывание по контексту, ситуации на основе языкового и межкультурного опыта и предугадывание дальнейшего развития событий в рамках историко-культурных материалов.

- Обобщение информации об исторических событиях, эпохах, персоналиях, явлениях культуры.

- Подбор с целью дальнейшего использования англоязычных материалов, в том числе среди представленных онлайн, по теме, проблеме, вопросу историко-культурной направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Критическое осмысление материалов, описывающих историко-культурные явления, события, факты, в том числе связанные с конкретной исторической эпохой и/или личностью.

В продуктивный видах иноязычной речевой деятельности в рамках историко-культурной тематики

- Владение в устных и письменных высказываниях иноязычной терминологией, отражающей специфику историко-культурных тем.

- Описание историко-культурных явлений, событий, фактов, в том числе связанных с конкретной исторической эпохой и/ или личностью.

- Постановка вопросов и проблем при обсуждении материалов историко-культурной направленности.

- Обмен информацией, мнениями в устной и письменной форме об исторических событиях, эпохах, персоналиях, явлениях культуры.

- Интерпретация схематически и визуально представленной информации историко-культурной тематики при обсуждении материалов.

- Комментирование и оценка в устной и письменной форме исторических фактов, персоналий, явлений культуры с выражением своего отношения, мнения.

- Аргументация своей позиции в отношении историко-культурных явлений, событий, персоналий.

- Выражение согласия или несогласия с суждениями, представленными в тексте историко-культурной направленности.

- Написание краткого изложения информации, представленной в аудио-и/или печатном тексте историко-культурной тематики.

- Сравнение историко-культурных фактов, разных точек зрения на явления, события в культуре, в конкретные исторические эпохи.

Выделенные интегрированные метапредметные умения соотносятся с планируемыми результатами интегрированного обучения. Для их достижения необходима соответствующая организация учебного процесса по реализации интегрированного предметно-языкового обучения во внеурочной деятельности, в рамках факультатива и т. п. В предлагаемом обучении залогом данной успешной организации является опора учебного процесса на следующие концептуально-теоретические положения:

1) Акцент не столько на сообщении новых исторических фактов и описании событий историко-культурного плана, сколько на развитии метапредметных интегрированных умений и компетенций в свете компетентностного подхода.

2) Опора на проблемно ориентированное обучение и включение проблемно ориентированных заданий на английском языке для обсуждения историко-культурного содержания.

3) Акцент на развитие учебной автономии как необходимой составляющей самостоятельной познавательной деятельности при работе с аутентичными англоязычными историко-культурными материалами.

4) Включение разноуровневых заданий для обеспечения дифференциации интегрированного предметно-языкового обучения с учетом индивидуальных потребностей и разного уровня языковой подготовки старшеклассников.

Заключение / Conclusion

Развитие современного образования идет в направлении интеграции различных аспектов, в том числе преподавания учебных предметов. Интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории представляется оптимальным для формирования актуальных сейчас метапредметных умений и в целом для развития общекультурных компетенций обучающийся старшей школы.

Разработка концептуальных основ интегрированного обучения в рамках конкретных предметов представляется актуальной научной проблемой из-за отсутствия учебно-методического сопровождения и описания условий успешности реализации данного обучения на практике. В данной статье обосновывается возможность интеграции обучения английскому языку и истории на профильном уровне в старшей школе на основе общности данных дисциплин гуманитарного профиля и формируемых в их рамках межпредметных умений.

В интегрированном процессе обучения одновременно приобретаются предметные знания и развиваются иноязычные умения и навыки, т. е. предметные знания приобретаются посредством работы с англоязычными материалами, при обсуждении на английском языке историко-культурных явлений, событий и персоналий, при этом языковые навыки и умения в основных видах иноязычной речевой деятельности развиваются параллельно. Таким образом, английский язык выступает целью и средством обучения одновременно.

Интегративный курс в условиях школьного обучения приобретает особое значение для повышения мотивации к изучению английского языка за счет акцента на интересном, увлекательном для обучающихся историческом контенте и его изучении

посредством английского языка. Более того, интегрированное предметно-языковое обучение способствует реализации развивающей функции образования. Например, за счет знакомства с культурными ценностями России на английском языке посредством вовлечения обучающихся во все многообразие зарубежных англоязычных источников материала у них возникает интерес к его дальнейшему изучению.

Уникальность интегративного предметно-языкового обучения заключается в развитии именно метапредметных умений и навыков, владение которыми и позволит обучающимся в будущем успешно осваивать программы профессионального образования, в том числе предлагаемые на английском языке как языке международного общения. Метапредметные умения во многом составляют суть познавательной деятельности обучающихся, способствуя расширению образовательных горизонтов и кругозора.

Более того, реализация интегрированного обучения будет способствовать повышению уровня лингвистической подготовки в области иноязычного образования и в целом уровня общекультурной компетенции школьников, что важно в рамках работы по достижению требований государственной итоговой аттестации выпускников. Это обусловлено активным применением в предлагаемом интегрированном обучении аутентичных англоязычных материалов о культуре, истории, литературе России, которые сейчас широко используются при создании контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

К дальнейшим перспективам разработки тематики исследования можно отнести изучение алгоритма построения интегрированных уроков английского языка на историко-культурном аутентичном материале и определение их специфики по сравнению с традиционными уроками.

Ссылки на источники / References

1. Федеральный проект «Современная школа». - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/

3. Coyle D. Theory and planning for effective classroom: supporting students in content and language integrated learning contexts // Learning through a Foreign Language / ed. by J. Masih. - L.: CILT, 1999. - P. 46-62.

4. International CLIL Research Journal: administered by Valencia International University (VIU), Spain and ECF, University of Jyvaskyla Group, Finland. - URL: http://www.icrj.eu/

5. Graddol D. English Next. - UK: British Council, 2006.

6. Bentley K. The TKT Course CLIL Module. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 132 p.

7. Coyle D., Hood P., Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - Р. ix.

8. Phillips I. What is CLIL? // Teaching History through English - a CLIL Approach. - Cambridge: University of Cambridge ESOL Examinations, 2008. - Р. 2.

9. Плехова О. Г. Обучение учащихся 10-11 классов англоязычному историческому дискурсу в гимназиях социально-гуманитарного профиля на основе интеграции учебных дисциплин «Английский язык» и «История России»: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2018. - 162 с.

10. Щупленков О. В. Преподавание истории в педагогическом вузе: современные подходы в рамках требований ФГОС третьего поколения // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 3-й науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием: в 2 ч. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова, 2015. - С. 320-326.

11. Бундин М. В., Кирюшина Н. Ю. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов: учеб. пособие. - URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/methodmaterial/files/11_budin_kirushina_2012_migr.pdf.

12. Галимуллина Н. М. Общекультурные компетенции в системе подготовки бакалавров технических направлений // Современное образование. - 2016. - № 4. - С. 75-86. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21068.

13. Гаибова В. Е. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников // Инновации в образовании. - 2006. - № 5. - С. 28-39.

14. Hartig J., Klieme E., Leutner D. Assessment of Competencies in Educational Contexts. - Hogrefe Publishing, 2008. - 368 p.

15. Барабушка И. А. Проектная работа как метод диагностики навыков публичного выступления студентов. Английский для нефилологов. Проблемы ESP - 2016. - Воронеж, 2016. - С. 27-31.

16. Mil'anova J., Barnau A., Ferkova N. ESP assessment during distance education: differences in higher secondary and tertiary education in Slovakia // ICERI2021 Proceedings. 14th International Conference of Education, Research and Innovation. IATED Academy. - Spain, 2021. - P. 6505-6510. - URL: https://library.iated.org/view/MILANOVA2021ESP.

17. Recino U. Flipped Classroom and CLIL to teach English and subjects related to teaching practice // INTED2020 Proceedings. 14th International Technology, Education and Development Conference. IATED Academy. WoS. - Valencia, Spain, 2020. - P. 96-103. - URL: https://library.iated.org/view/RECIN02020FLI.

18. Wentzel A. Less is more: content compression in CLIL // Latin American Journal of Content & Language Integrated Learning. WoS, 2021. - 14(1). - P. 9-40. - URL: https://laclil.unisabana.edu.co/index.php/LACLIL/article/view/15775/6619.

19. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

20. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. - 3-е изд. - М.: Феникс, Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.

21. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5. - С. 17-22.

22. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. -Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.

23. Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 3. - С. 17-24.

24. Сысоев П. В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6. - С. 25-31.

25. Сысоев П. В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 1. - С. 8-15.

26. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. - Переизд. - М.: Альянс, 2008, 2012. - 224 с.

27. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. - 80 с.

28. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М., 1975. - 287 с.

29. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

30. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения РФ протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн). - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/

31. Примерные программы по иностранным языкам Английский язык. Профильный уровень. - URL: http://window.edu.ru/resource/221/37221/files/04-2-s.pdf.

32. Dale L., Wibo van der Es, Tanner R. CLIL skills. - European Platform - internationalizing education, 2011. - 272 p.

33. Нугуманова Л. Н. Компетентностный подход в профильном обучении // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 6. - С. 14.

1. Federal'nyjproekt "Sovremennaya shkola" [Federalproject "Modern School"]. Available at: https://edu.gov.ru/na-tional-project/projects/school/ (in Russian).

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandart srednego obshchego obrazovaniya (utverzhden prikazom Mi-nobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 g. № 413) [Federal State Educational Standard of Secondary General Education (approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated May 17, 2012 No. 413)]. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (in Russian).

3. Coyle, D. (1999). "Theory and planning for effective classroom: supporting students in content and language integrated learning contexts", Learning through a Foreign Language by J. Masih (Ed.), CILT, London, pp. 46-62 (in English).

4. International CLIL Research Journal: administered by Valencia International University (VIU), Spain and ECF, University of Jyvaskyla Group, Finland. Available at: http://www.icrj.eu/ (in English).

5. Graddol, D. (2006). English Next, British Council, UK (in English).

6. Bentley, K. (2010). The TKTCourse CLIL Module, Cambridge University Press, Cambridge, 132 p. (in English).

7. Coyle, D., Hood, P. & Marsh, D. (2010). CLIL: Content and Language Integrated Learning, Cambridge University Press, Cambridge, p. ix (in English).

8. Phillips, I. (2008). "What is CLIL?", Teaching History through English - a CLIL Approach, University of Cam-bridge ESOL Examinations, Cambridge, p. 2 (in English).

9. Plekhova, O. G. (2018). Obuchenie uchashchihsya 10-11 klassov angloyazychnomu istoricheskomu diskursu v gimnaziyah social'no-gumanitarnogo profilya na osnove integracii uchebnyh disciplin "Anglijskij yazyk" i "Istoriya Rossii" [Teaching English-language historical discourse to students of grades 10-11 in gymnasiums of social and humanitarian specialization based on the integration of the academic disciplines "English" and "History of Russia"]: dis.... kand. ped. nauk, St. Petersburg, 162 p. (in Russian).

10. Shchuplenkov, O. V. (2015). "Prepodavanie istorii v pedagogicheskom vuze: sovremennye podhody v ramkah tre-bovanij FGOS tret'ego pokoleniya" [Teaching history at a pedagogical university: modern approaches within the

M. B. Wymm, B. H. AHdpeeB

framework of the requirements of the third-generation Federal State Educational Standard], in Nagornov, A. Yu. (ed.). Kategoriya "social'nogo" v sovremennoj pedagogike i psihologii: materialy 3-j nauch.-prakt. konf. (zaoch.) s mezhdunar. uchastiem: v2 ch., pp. 320-326 (in Russian).

11. Bundin, M. V. & Kiryushina, N. Yu. Formirovanie obshchekul'turnyh kompetencij u studentov vuzov [Building up general cultural competences among university students]: ucheb. posobie. Available at: http://www.unn.ru/pages/e-library/methodmaterial/files/11_budin_kirushina_2012_migr.pdf (in Russian).

12. Galimullina, N. M. (2016). "Obshchekul'turnye kompetencii v sisteme podgotovki bakalavrov tekhnicheskih naprav-lenij" [General cultural competences in the system of training students for Bachelor's degree in engineering areas], Sovremennoe obrazovanie, № 4, pp. 75-86. Available at: https://nbpublish.com/library_read_arti-cle.php?id=21068 (in Russian).

13. Gaibova, V. E. (2006). "K opredeleniyu obshchih uchebnyh kompetentnostej starsheklassnikov" [To the definition of general educational competences of high school students], Innovacii v obrazovanii, № 5, pp. 28-39 (in Russian).

14. Hartig, J., Klieme, E. & Leutner, D. (2008). Assessment of Competencies in Educational Contexts, Hogrefe Publishing, 368 p. (in English).

15. Barabushka, I. A. (2016). Proektnaya rabota kak metod diagnostiki navykov publichnogo vystupleniya studentov. Anglijskij dlya nefilologov [Project work as a method of diagnosing students' public speaking skills. English for non-philologists]. Problemy ESP - 2016, Voronezh, pp. 27-31 (in Russian).

16. Mil'anova, J., Barnau, A. & Ferkova, N. (2021). ESP assessment during distance education: differences in higher secondary and tertiary education in Slovakia , ICERI2021 Proceedings. 14th International Conference of Education, Research and Innovation. IATED Academy, Spain, pp. 6505-6510. Available at: https://li-brary.iated.org/view/MILAN0VA2021ESP (in English).

17. Recino, U. (2020). "Flipped Classroom and CLIL to teach English and subjects related to teaching practice", INTED2020 Proceedings. 14th International Technology, Education and Development Conference. IATED Academy. WoS, Valencia, Spain, pp. 96-103. Available at: https://library.iated.org/view/RECIN02020FLI (in English).

18. Wentzel, A. (2021). "Less is more: content compression in CLIL", Latin American Journal of Content & Language Integrated Learning. WoS, 14(1), pp. 9-40. Available at: https://laclil.unisabana.edu.co/in-dex.php/LACLIL/article/view/15775/6619 (in English).

19. Passov, E. I. (1991). Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu [Communicative method of teaching foreign language speaking], 2-e izd., Prosveshchenie, Moscow, 223 p. (in Russian).

20. Passov, E. I. & Kuzovleva, N. E. (2010). Urok inostrannogo yazyka [Foreign language lesson], 3-e izd., Feniks, Glossa-Press, Moscow, 640 p. (in Russian).

21. Mil'rud, R. P. & Maksimova, I. R. (2000). "Sovremennye konceptual'nye principy kommunikativnogo obucheniya inostrannym yazykam" [Modern conceptual principles of communicative teaching of foreign languages], Inostran-nye yazyki vshkole, № 5, pp. 17-22 (in Russian).

22. Safonova, V. V. (1996). Izuchenie yazykov mezhdunarodnogo obshcheniya v kontekste dialoga kul'tur i civilizacij [Learning languages of international communication in the context of the dialogue of cultures and civilizations], Istoki, Voronezh, 237 p. (in Russian).

23. Safonova, V. V. (2001). "Kul'turovedenie v sisteme sovremennogo yazykovogo obrazovaniya" [Cultural studies in the system of modern linguistic education], Inostrannye yazyki vshkole, № 3, pp. 17-24 (in Russian).

24. Sysoev, P. V. (2003). "Integrativnoe obuchenie grammatike: issledovanie na materiale anglijskogo yazyka" [Integrative grammar teaching: a study based on the material of the English language], Inostrannye yazyki vshkole, № 6, pp. 25-31 (in Russian).

25. Sysoev, P. V. (2008). "Spornye voprosy kommunikativnogo kontrolya umenij uchashchihsya vosprinimat' rech' na sluh" [Controversial issues of communicative control of students' listening comprehension], Inostrannye yazyki v shkole, № 1, pp. 8-15 (in Russian).

26. Min'yar-Beloruchev, R. K. (2008). Metodika obucheniya francuzskomu yazyku [Methods of teaching French], Pereizd., Al'yans, Moscow, 2012, 224 p. (in Russian).

27. Kudryavcev, V. T. (1991). Problemnoe obuchenie: istoki, sushchnost', perspektivy [Problem-Based Learning: Origins, Essence, Prospects], Znanie, Moscow, 80 p. (in Russian).

28. Mahmutov, M. I. (1975). Problemnoe obuchenie: osnovnye voprosy teorii [Problem-Based Learning: Key Theory Issues], Moscow, 287 p. (in Russian).

29. Yakimanskaya, I. S. (2000). Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Technology of student-centered education], Sentyabr', Moscow, 176 p. (in Russian).

30. Koncepciya prepodavaniya uchebnogo kursa "Istoriya Rossii" v obrazovatel'nyh organizaciyah Rossijskoj Federacii, reali-zuyushchih osnovnye obshcheobrazovatel'nye programmy (utverzhdena Resheniem Kollegii Ministerstva prosveshcheniya RF protokol ot 23 oktyabrya 2020 g. № PK-1vn) [The concept of teaching the course "History of Russia" in educational organizations of the Russian Federation implementing basic general education programs (approved by the Decision of the

Board of the Ministry of Education of the Russian Federation Protocol No. nK-lBH dated October 23, 2020)]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/ (in Russian).

31. Primernye programmy po inostrannym yazykam Anglijskij yazyk. Profil'nyj uroven'. [Sample programs in foreign languages. English. Specialized level]. Available at: http://window.edu.ru/resource/221/37221/files/04-2-s.pdf (in Russian).

32. Dale, L., Wibo, van der Es, Tanner, R. (2011). CLIL skills, European Platform - internationalizing education, 272 p. (in English).

33. Nugumanova, L. N. (2008). "Kompetentnostnyj podhod v profil'nom obuchenii" [Competence-based approach in specialized training], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, № 6, p. 14 (in Russian).

Вклад авторов

И. В. Щукина - подготовка текста аннотации, введения, обзора литературы, методологической базы, формулирование результатов исследования и выводов.

В. Н. Андреев - помощь в описании результатов исследования, подготовка заключения, подбор источников материала.

Contribution of the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. V. Shchukina - preparation of the text of the abstract, introduction, literature review, methodological base, formulation of research results and conclusions.

V. N. Andreev - assistance in describing the research results, preparation of the conclusion, selection of material sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.