Научная статья на тему 'Особенности преподавания социологии в транспортном университете'

Особенности преподавания социологии в транспортном университете Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
университетское образование / транспортный университет / дорожно-строительная отрасль / междисциплинарные связи / педагогические инновации / социология / university education / transport university / road construction industry / interdisciplinary connections / pedagogical innovations / sociology

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Вражнова М.Н., Терновая Л.О.

В статье анализируется накопленный кафедре социологии и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) опыт по введению в предметное поле учебного предмета «Социология» проблематики, связанной с социологией транспорта. Работа преподавателей кафедры строится с учетом современных потребностей в переходе высшей школы на новые образовательные технологии, использовании принципов трансдисциплинарности и интегрированного обучения. В статье показано, как проблематика социологии транспорта позволяет раскрыть направления, где соединяются теоретические и практические смыслы транспортного развития общества. авторы иллюстрируют эти учебные задачи: представлениями об изменяющемся благодаря новой мобильности факторе времени; примерами транспортного поведения населения; анализом функционирования транспорта в условиях пандемии COVID-19; обращением к вопросам безопасности на транспорте; обращением к транспортной компоненте молодежных субкультур. Как аргумент в пользу интегрирования вопросов, касающихся социальной роли транспорта, в дисциплину «Социология» приводится пример воспитательной составляющей транспортной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teaching sociology at the Transport University

The article analyzes the experience accumulated by the Department of Sociology and Management of the Moscow Automobile and Highway State Technical University (MADI) in introducing issues related to the sociology of transport into the subject field of the subject “Sociology”. The work of teachers of the department is built taking into account modern needs in the transition of higher education to new educational technologies, the use of the principles of transdisciplinarity and integrated learning. The article shows how the problems of the sociology of transport make it possible to reveal the directions where the theoretical and practical meanings of the transport development of society are combined. the authors illustrate these educational tasks: with ideas about the time factor changing due to the new mobility; examples of transport behavior of the population; analysis of the functioning of transport in the context of the COVID-19 pandemic; addressing transport safety issues; appeal to the transport component of youth subcultures. As an argument in favor of integrating issues related to the social role of transport in the discipline “Sociology”, an example of the educational component of transport policy is given.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания социологии в транспортном университете»

Вражнова М.Н.

Доктор педагогических наук, декан факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Особенности преподавания социологии в транспортном университете

Позитивные сдвиги в университетском образовании не всегда следуют за изменениями в обществе, науке, технике и культуре. Часто они предопределяют основные направления продвижения вперед. Для этого требуется, чтобы учебные курсы способствовали формированию у обучающихся образа будущего, выступающего продуктом не только полученных знаний, умений и навыков, сколько представляется продуктом эмоционального интеллекта и социального воображения.

Неудивительно, что в высшем техническом образовании внимание уделяется и дисциплинам гуманитарного цикла, в том числе проблематике, связанной с искусством. Это проявилось в повсеместном переходе от модели STEM (англ. Science, Technology, Engineering, Mathematics), интегрирующей естественные и инженерные предметы в единую систему, к STEAM-образованию. Оно представляет собой комплекс инновационных образовательных технологий, в котором благодаря включению компоненты «art» появилась возможность создавать особые творческие пространства, позволяющие преподавателям и студентам по-новому не только осмысливать, но чувствовать эмоциональные аспекты изучаемых дисциплин.

В дисциплинах, связанных с историей и современностью транспорта, такая возможность обеспечивает объемное понимание роли транспортных средств в жизни людей, их воздействия на экономику, социальную и политическую сферы, область культуры и др. В рамках социологической науки сформировалось отраслевая социология транспорта. Значение этой области шире простого раскрытия спец-

ифики отношения различных социальных групп к общественному транспорту1. Специфика данной отраслевой социологии состоит в том, что вся социальная реальность, связанная с транспортом, помогает студентам благодаря включению образа дороги, увидеть суть собственного «жизненного пути». Отрывается картина личностной траектории с преимуществами и рисками всех коммуникаций, из которых будет слагаться их профессиональная и личная жизнь студентов.

По прогнозам, численность лиц, занятых в транспортной области, будет возрастать, будут изменяться квалификационные требования, предъявляемые к специалистам. От них потребуется ориентироваться в междисциплинарных аспектах транспортной деятельности, информационных и социальных технологиях, безопасности и охране труда и т.д. В европейских странах был реализован научно-исследовательский проект SKILLFUL, в итоге которого родился прогноз профессиональных и академических квалификаций в секторе транспорта. На этой основе были предложены новые схемы обучения и поддерживающие их бизнес-модели, нацеленные на повышение эффективности трудоустройства специалистов и создание устойчивого транспортного сектора. Появились специальные учебные программы, связанные с общеевропейской учебной программой по транспорту2.

В российских университетах идет собственная проработка образовательных программ в сфере транспорта, в которой учитывается мировой опыт, активно внедряющий интегративный подход транс-дисциплинарности3, который играет существенную роль в подготовке инженеров-транспортников.

Акцент на проблематику социологии транспорта в общем курсе социологии объясняется значимостью объяснения студентам смысла транспорта как социокультурного феномена. Он отражает ту составляющую коммуникативной потребности общества, что выражается в стремлении людей к перемещению, территориальной мобильности в конкретных условиях социального пространства и времени. Этот феномен в учебном курсе осмысливается в координатах и терминах социально-экономического, культурного и инфор-

1 Кузнецов А., Тугушев И., Шайтанова Л. Социология инженеров и общественный транспорт: маршрутные такси, автомобилизация, (не)безопасность // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. Серия 7. № 4. 52-67.

2 Bekiaris E., Loukea M. Skills and Training Requirements for the Future Transportation Sector of Europe // Science and Technique. 2019. № 18 (6). P. 476-481.

3 Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Междисциплинарный подход в преподавании проблем управления персоналом: Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2020; Терновая Л.О., Гольдин Г.Г., Лоло М.М. Современные: образовательные технологии изучения социологических дисциплин Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2012.

мационного обмена, что позволяет выявить риски, сопряженные с ■

такой мобильностью4. Будущие специалисты, понимая социокультурный феномен транспорта, учатся находить ресурсы совершенствования транспортных услуг как элемента социальной политики государства и местных органов власти.

В курсе социологии именно транспортная проблематика позволяет обращаться к методам визуальной социологии (англ. Visual sociology)5. Студентам особенно интересна визуализация городской среды эпохи гужевого транспорта и ее сравнение со средой современного города, отказывающегося от индивидуальных автомобилей в пользу общественного транспорта или велосипедов. Обучающиеся могут самостоятельно делать заключения об изменениях в транспортных возможностях людей, затронувших социальный контекст, прогнозировать транспортное будущее, например, с массовым распространением беспилотных средствав передвижения.

Можно обозначить направлений, по которым идет изучение социальной роли транспорта в курсе социологии. Первое из этих направлений относится к фактору времени, который определяет как условия труда и повышения его эффективности, так и выступает важнейшим критерием организации досуга, создания возможностей для развития творческих способностей личности. Человек достаточно много времени проводит в дороге. Необходимо, чтобы это время не было для него потерянным, накопленная транспортная усталость не снижала производительности труда, не воздействовала отрицательно на трудовую мотивацию. Советский Союз называли самой читающей страной в мире из-за того, что пассажиры общественного транспорта преимущественно были заняты чтением. Современная Россия может претендовать на то, чтобы называться самой музыкальной страной, поскольку треть пассажиров во время поездки в общественном транспорте предпочитают слушать музыку. Чтение оказалось на втором месте по предпочтениям пассажиров. А для пятой части пассажиров характерно отсутствие какой-либо активности. Ослабление коммуникативной активности пассажиров характеризует то, что разговоры с попутчиками готовы поддержать менее десятой части опрошенных. В таком транспортном поведении проявилось формирование новой коммуникативной культуры.

4 Урри Дж. Мобильности. М.: Праксис, 2012; Урри Дж. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия. М.: Высшая школа экономики, 2012.

5 Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.:

Логос, 2007. .

/таг»

_

Наблюдения социологов, свидетельствующие о достаточной замкнутости пассажиров и низком уровне контактности, служат доказательством тенденции расширения численности таких пользователей общественным транспортом, которых можно характеризовать как предпочитающих нейтральную социальную роль. То обстоятельство, что эта роль относится не только к институту транспорта, а в целом определяет социальную позицию гражданина, во-первых, позволяет экстраполировать некоторые выводы, связанные с социальным поведением людей в транспорте на более широкие пространства; во-вторых, дает основания для введения результатов исследований, связанных с социологией транспорта, в обобщающие работы о социальном контроле, мобильности, стратификации и т.д.

Для подтверждения данного вывода приведем опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2021 г., целью которого было установление того, каким видом транспорта пользуются чаще всего граждане России. Были выявлены два критерия, на которые люди ориентируются при выборе вида транспорта. В содержание такого критерия, как «комфорт» у многих опрошенных вошло понимание защищенности россияне от заражения коронавирусной инфекции. Респондентов, выделивших эту позицию, оказалось больше, чем тех, кто обосновал свой выбор удобным расположением остановки или станции. Такой расклад ответов свидетельствует о росте социальной сознательности и ответственности населения, при которых ведущими мотивами поведения в период борьбы с пандемией COVID-19 становится личная защищенность. Вторым критерием, который был отмечен ВЦИОМ, стало время, проведенное в пути. Значимость этого критерия подчеркивается возрастанием значения фактора времени как в экономике, так и в повседневной жизни. Именно на роль этого фактора, на то, что время определяет уровень и качество личной эффективности, обращается внимание студентов МАДИ в курсах тайм-менеджмента и персонального управления6.

Ценность времени требует от людей, в первую очередь молодых, исходить из необходимости варьировать средства передвижения, делать собственную мобильность менее зависимой от других. Отсюда следует рост численности лиц, использующих собственные или арендован-

6 Вознесенский И.С. Путь к личной эффективности: Монография. М.: Международный издательский центр «Город — XXI век», 2017; Вознесенский И.С. Учим персональной эффективности: пособие для педагогов и тренеров. М.: Издательство: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Москва), 2019.

ные велосипеды, электросамокаты или сигвеи, а также прибегающих к услугам каршеринга. Пока такие изменения отмечены в мегаполисах и менее характерны для городов с населением до ста тысяч человек.

Ко второму направлению относится собственно социальный аспект транспортного поведения населения. Начало подобным исследованиям было положено в США в 1969 г. национальным исследованием транспортного поведения индивидов (англ. Nationwide Personal Transportation Survey). С 1970-х гг. подобные проекты осуществляются в Германии и Соединенном Королевстве. В настоящее время такие разработки ведутся России7. Их цель определяется шире, чем утилитарные управленческие задачи в области регулирования транспортного потока. Важно привлечь внимание специалистов и общественности к социальным проблемам, касающимся будущего конкретных пространств, и, главное, изменениям в культуре повседневных взаимодействий внутри них8.

Благодаря методам визуальной социологии на примерах развития транспорта обнаружилась возможность отразить картину социального благополучия людей. Так, исследователей в области статистики и демографии из Стэнфордского университета (англ. Stanford University) заинтересовали панорамные фотографии городской среды, появившиеся в результате проекта Google Street View в 2019 г., когда в Интернете стали доступными снимки улиц более чем трех тыс. городов из 65 стран. Так как из-за требований конфиденциальности происходит автоматическое затирание лиц людей и номеров транспортных средств, у исследователей создалась уникальная возможность, абстрагировавшись от персоналий, сосредоточиться на обобщении информации, которую можно извлечь из попавших в кадр средств транспорта. В Стэнфорде на основании анализа 50 млн кадров, снятых в 200 американских городах специальными автомобилями с установленной панорамной фотокамерой на крыше, была получена широкая аналитическая база, выводы из которой включали даже проблематику электоральных предпочтений граждан США.

Вариативность подходов и визуализация сведений, имеющихся в распоряжении специалистов, изучающих многообразные транспортные ситуации в социологическом ключе, дает основание для обращения к методам ивент-анализа. В качестве самостоятельной

7 Мулеев Е.Ю. Транспортное поведение населения России: краткий отчет о социологическом исследовании. М.: Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, 2015.

8 Васильева Д. Пространство повседневного взаимодействия в контексте глобальных процессов. Вестник СПбГУ. 2010. Сер. 12. № 1. С. 322-329.

работы студентам МАДИ в курсе «Социология» предлагается написание эссе, отражающее их навыки сбора и обобщения информации, с целью выявить динамику взаимодействия социальных акторов. Так, с учетом актуальности проблематики социальной экологии в эссе студентам предлагается осветить вопросы внедрения принципа ESG (англ. environmental, social, governance) в практику современных компаний, формирования рынка «зеленого финансирования», отношения населения к «зеленым проектам»9.

Третье направление введения инструментария транспортной социологии в предметное поле социологии отражает необходимость приспосабливать процесс университетского образования к COVID-реальности, проявившейся в переходе сначала на дистанционное обучение, а затем на его смешенную форму10.

Одним из наиболее известных методов моделирования выступают компартментные модели, которые, в частности применяют в математическом моделировании инфекционных заболеваний. Перенос методики SIR-модели (S usceptible, I nfectious, R ecovered), предсказывающей распространение инфекционных заболеваний в первую очередь в крупных городах, в социологию транспорта позволил расширить инструментарий прогнозирования появления автомобильных пробок. Группа исследователей из австралийского Университета Нового Южного Уэльса использовала для анализа информацию о трафике с Google-карт, которую сравнили с данными о доле наиболее загруженных транспортных узлов. Полученные данные дали основание для формулирования гипотезы, что увеличение и снижение за-

9 Гольдин Г.Г., ТерноваяЛ.О. ESG — факторы сближения корпоративной социальной ответственности и корпоративного права // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2022. № 1 (64). С. 87-92; Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Ecological communications of modern students (experience of the Moscow automotive-road state technical university). E3S Web of Conferences Volume 311 (2021) International Conference "Ecological Paradigms of Sustainable Development: Political, Economic and Technological Dimension of Biosphere Problems" (EPSD 2021) Saint Petersburg, Russia, August 30-31, 2021 S.G. Eremeev (Ed.) 02005. Published online: 19 October.

10 Вознесенский И.С., Миронова Т.А., Терновая Л.О. Вызовы устойчивости высшего образования и противостояние им (на практике Московского-автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)) // Альманах «Крым». 2021. № 23. С. 38-47; Социальная экология и кадровая безопасность: Учебное пособие / И.С. Вознесенский, М.Н. Вражновай, Т.А. Миронова, Л.О. Терновая, А.Е. Шастина. Под редакцией М.Н. Вражновой и Л.О. Терновой. М.: Международный издательский центр «Город XXI век», 2022; Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Developing Resistance To The Challenges Of Higher Education Sustain-ability In Covid-19 Conditions. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021) / 19 - 21 March, 2021. Grozny, Chechen Republic, Russia. Edited by Dena Karim-Sultanovich Bataev. 2021. Volume 117. P. 1525-1530.

груженности автомобильных дорог мегаполисов напоминает харак- ■

тер инфекции.

Четвертое направление относится к сфере безопасности. Современный человек встречается с разноплановыми рисками, угрозами и вызовами безопасности, среди которых выделяется терроризм. Средства транспорта, включая автомобильный, железнодорожный, авиационный, уже более столетия выступают излюбленной мишенью террористов. С учетом специфики МАДИ как автомобильно-дорожного университета на занятиях по социологии в виде примеров таких противоправных действий рассматриваются случаи, связанные с общественным городским транспортом. Первый из них относится к 1995 г., когда активисты религиозной организации «Аум Сенрикё» применили в токийском метро сильнодействующее отравляющее вещество зарин. В результате этого теракта число пострадавших превысило шесть тыс. человек. Этот пример важен тем, что поднимает конфессиональную проблематику, касающуюся деятельности деструктивных тоталитарных сект. Пример 2005 г. в Великобритании, когда террористами в час «пик» одновременно были взорваны три бомбы в трех поездах метро, а через час взорван пассажирский автобус, поучителен тем, что в расчет террористов входил международный резонанс акта, поскольку в тот момент в Соединенном Королевстве проходил саммит глав государств и правительств ведущих стран мира. В апреле 2017 г. теракт произошел в метрополитене Санкт-Петербурга на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». Особенность этого теракта заключалась в том, что было выбрано не просто людное место, а учтено то, что этой веткой метро пользуется значительное число студентов. В этом районе расположено 75 образовательных учреждений Северной столицы, в том числе: Петербургский государственный университет путей сообщения имени Императора Александра I, Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена и др. Выбор места для совершения теракта не был случайным. Он учитывал вероятность огромного числа жертв среди студенческой молодежи, которая является интеллектуальным потенциалом нации.

Пятое направление, мобилизующее использование информации из предметного поля социологии транспорта в учебном курсе социологии, относится к проблеме молодежных субкультур. Во многих из них имеется ярко выраженный образ дороги. Субъекты, связанные с продвижением по дороге, например, в субкультурах байкеров _

и дальнобойщиков, превращаются у молодых людей в объекты для подражания. Отличие стилистических паттернов данных субкультур заключается в высоком уровне групповой солидарности, что всегда привлекает молодых людей. Но такая специфика может выступать как социально дезинтеграционное начало, что видно на примере субкультуры стритрейсеров. В то же время имеется субкультура автогонщиков. В музее автоспорта МАДИ представлены заслуги спортсменов, выступавших в разные годы под флагом этого учебного заведения. Среди них можно увидеть чемпионов СССР, Европы и мира, призеров всероссийских и международных соревнований. В университете организуется ежегодное любительское соревнование «Ралли МАДИ», в котором может принять участие любой желающий. Исключительно важно научить студентов проводить черту между плюсами и минусами любой субкультуры, не умаляя их ценности, но и не скрывая заложенного деструктивного потенциала, связанного с различными видами девиации.

Несмотря на то, что к настоящему времени сформировалась такая отраслевая область социологии, как социология транспорта, ее обеспеченность учебными изданиями, методическими пособиями и научной литературой пока недостаточна, чтобы переводить данное предметное поле в отдельную учебную дисциплину. Однако вопросы, относящие к социологии транспорта, настолько актуальны и интересны для студентов, что дают основание для включения их в другие учебные курсы. Также благодаря обладанию теми же характеристиками, которые присущи транспорту, эта социологическая область способна выступать как связующее пространство между разными учебными предметами, проявляя свои «транзитные», в данном случае трансдисциплинарные свойства.

Обращение к тематике социологии транспорта в учебной работе позволяет расширить теоретическую и методическую наполненность социально-гуманитарных курсов, поскольку, являясь новой ветвью социологической науки, оно вобрало в себя комплекс современный идей и представлений о социальной реальности. Различные кейсы, опирающиеся на информацию, относящуюся к транспортной области, имеют воспитательное значение, раскрывая роль транспорта как социального института, способствующего свободе передвижения человека, оказанию оперативной помощи другим людям в чрезвычайных ситуациях, освоению новых территорий. В университетском курсе социологии благодаря включению транспортной проблематики у студентов формируется целостное представление о специфике

социокультурных взаимодействий, закладывается более глубокое понимание цели и ценности будущей профессии, связанной с транспортом, ее значения для личностного и общественного развития.

Библиографический список

1. Васильева Д. Пространство повседневного взаимодействия в контексте глобальных процессов. Вестник СПбГУ. 2010. Сер. 12. № 1. С. 322-329.

2. Вознесенский И.С. Путь к личной эффективности: Монография. М.: Международный издательский центр «Город — XXI век», 2017. 198 с.

3. Вознесенский И.С. Учим персональной эффективности: пособие для педагогов и тренеров. М.: Издательство: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Москва), 2019. 216 с.

4. Вознесенский И.С., Миронова Т.А., Терновая Л.О. Вызовы устойчивости высшего образования и противостояние им (на практике Московского-автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)) // Альманах «Крым». 2021. № 23. С. 38-47.

5. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Междисциплинарный подход в преподавании проблем управления персоналом: Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2020. 188 с.

6. Гольдин Г.Г., Терновая Л.О. ESG — факторы сближения корпоративной социальной ответственности и корпоративного права // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2022. № 1 (64). С. 87-92.

7. Кузнецов А., Тугушев И., Шайтанова Л. Социология инженеров и общественный транспорт: маршрутные такси, автомобилизация, (не)безопасность // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. Серия 7. № 4. С. 52-67.

8. Мулеев Е.Ю. Транспортное поведение населения России: краткий отчет о социологическом исследовании. М.: Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, 2015. 36 с.

9. Социальная экология и кадровая безопасность: Учебное пособие / И.С. Вознесенский, М.Н. Вражновай, Т.А. Миронова, Л.О. Терновая, А.Е. Шастина. Под редакцией М.Н. Вражновой и Л.О. Терновой. М.: Международный издательский центр «Город XXI век», 2022. 212 с.

10. Терновая Л.О., Гольдин Г.Г., Лоло М.М. Современные образовательные технологии изучения социологических дисциплин: Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2012. 242 с.

11. Урри Дж. Мобильности. М.: Праксис, 2012. 576 с.

12. Урри Дж. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия. М.: Высшая школа экономики, 2012. 336 с.

13. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. 168 с. + 32 с. цв.ил.

14. Bekiaris E., Loukea M. Skills and Training Requirements for the Future Transportation Sector of Europe // Science and Technique. 2019. № 18 (6). P. 476-481.

15. Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Developing Resistance To The Challenges Of Higher Education Sustainability In Covid-19 Conditions. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021) / 19 - 21 March, 2021. Grozny, Chechen Republic, Russia. Edited by Dena Karim-Sultanovich Bataev. 2021. Volume 117. P. 1525-1530.

16. Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Ecological communications of modern students (experience of the Moscow automotive-road state technical university). E3S Web of Conferences Volume 311 (2021) International Conference "Ecological Para-

digms of Sustainable Development: Political, Economic and Technological Dimension of Biosphere Problems" (EPSD 2021) Saint Petersburg, Russia, August 30-31, 2021 S.G. Ere-meev (Ed.) 02005. Published online: 19 October.

References

1. Vasilyeva D. The space of everyday interaction in the context of global processes. Bulletin of St. Petersburg State University. 2010. Ser. 12. № 1. P. 322-329.

2. Voznesensky I.S. Path to personal effectiveness: Monograph. M.: International Publishing Center "City - XXI century", 2017. 198 p.

3. Voznesensky I.S. Teaching personal effectiveness: a guide for educators and coaches. Moscow: Publisher: Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Moscow), 2019. 216 p.

4. Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Challenges to the sustainability of higher education and countering them (in practice of the Moscow Automobile and Highway State Technical University (MADI)) // Almanac "Crimea". 2021. № 23. P. 38-47.

5. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Interdisciplinary approach in teaching the problems of personnel management: Textbook. M.: International Publishing Center "Ethnosocium", 2020. 188 p.

6. Goldin G.G., Ternovaya L.O. ESG — Factors of Convergence of Corporate Social Responsibility and Corporate Law // Scientific Works of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2022. № 1 (64). P. 87-92.

7. Kuznetsov A., Tugushev I., Shaitanova L. Sociology of engineers and public transport: fixed-route taxis, motorization, (in) security // Bulletin of the Volgograd State University. 2014. Series 7. № 4. P. 52-67.

8. Muleev E.Yu. Transport behavior of the population of Russia: a brief report on a sociological study. M.: Institute of Transport Economics and Transport Policy NRU HSE, 2015. 36 p.

9. Social ecology and personnel security: Textbook / I.S. Voznesensky, M.N. Vrazhnovai, T.A. Mironova, L.O. Ternovaya, A.E. Shastina. Edited by M.N. Vrazhnova and L.O. Terno-voy. M.: International Publishing Center "City XXI century", 2022. 212 p.

10. Ternovaya L.O., Goldin G.G., Lolo M.M. Modern educational technologies for the study of sociological disciplines: Textbook. M.: International Publishing Center "Ethnosocium", 2012. 242 p.

11. Urry J. Mobility. Moscow: Praxis, 2012. 576 p.

12. Urry J. Sociology beyond societies. Types of mobility for the XXI century. Moscow: Higher School of Economics, 2012. 336 p.

13. Sztompka P. Visual sociology. Photography as a research method: textbook / lane. from Polish. N.V. Morozova, auth. intro. Art. NOT. Pokrovsky. M.: Logos, 2007. 168 p.

14. Bekiaris E., Loukea M. Skills and Training Requirements for the Future Transportation Sector of Europe // Science and Technique. 2019. № 18 (6). P. 476-481.

15. Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Developing Resistance To The Challenges Of Higher Education Sustainability In Covid-19 Conditions. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021) / 19 - 21 March, 2021. Grozny, Chechen Republic, Russia. Edited by Dena Karim-Sultanovich Bataev. 2021. Volume 117. P. 1525-1530.

16. Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Ecological communications of modern students (experience of the Moscow automotive-road state technical university). E3S Web of Conferences Volume 311 (2021) International Conference "Ecological Paradigms of Sustainable Development: Political, Economic and Technological Dimension of Biosphere Problems" (EPSD 2021) Saint Petersburg, Russia, August 30-31, 2021 S.G. Eremeev (Ed.) 02005. Published online: 19 October.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.