Научная статья на тему 'Молодежь: путь в будущее через возвращение в прошлое'

Молодежь: путь в будущее через возвращение в прошлое Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / будущее / прошлое / молодежь / молодежная политика / history / future / past / youth / youth policy

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Алипа В. Н., Терновая Л. О.

В статье рассматривается такая сложность реализации государственной молодежной политики, на которую практически не обращают внимания исследователи. Эти трудности вызваны наличием у молодых людей плохо сформированных образов будущего, которые содержат следы самых разных социальных фобий, образовавшихся из-за реальных экономических, политических или духовно-нравственных проблем современности. При этом данные фобии пугают тем, что могут быть транслированы в будущее, а уход от их воздействия возможен в прошлом. Такой путь предполагает разные варианты социальной реверсии, проанализированные в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth: the path to the future through a return to the past

The article deals with such complexity of the implementation of the state youth policy, which researchers practically do not pay attention to. These difficulties are caused by the presence of poorly formed images of the future in young people, which contain traces of a wide variety of social phobias, formed due to real economic, political or spiritual and moral problems of our time. At the same time, these phobias are frightening because they can be broadcast into the future, and avoiding their impact is possible in the past. This path involves different options for social reversion, analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Молодежь: путь в будущее через возвращение в прошлое»

Алипа В.Н.

Проректор по связям со странами СНГ, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Молодежь: путь в будущее через возвращение в прошлое*

Древнеегипетский жрец за две тысячи лет до нашей эры сокрушался, что его «мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Неизвестный вавилонян три тысячи лет назад написал на глиняном горшке: «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». Древнегреческий поэт Гесиод в 720 г. до нашей эры в связи с озабоченностью о грядущих поколениях рассуждал, что он: «утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдер-жана, просто ужасна. Когда я был молод, нас учили уважать старших и быть к ним внимательными, а нынешняя молодежь ведет себя недостойно, она нетерпима к замечаниям старших». Сократ, представлявший то поколение, о котором думал Гесиод, замечал, что молодежь его времени «любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».

Эти и многие подобные им высказывания прекрасно иллюстрируют парадокс взаимоотношения прошлого и будущего, который еще в 1959 г. британский физик и романист Чарльз Перси Сноу представил в своей знаменитой лекции о пропасти двух культур: естественнонаучной и гуманитарной. Первая из них отвечает на вопрос: «Как?» и устремлена в

© Алипа В.Н., Терновая Л.О., 2022.

будущее, а вторая — на вопрос: «Что?» и обращена преимущественно в прошлое1. Часто ответы из сферы второй культуры, гуманитарной, находятся легче. При этом они не всегда правильны, но их внешнее подкрепление фактами и мнениями авторитетов делает позицию убедительной. Создается площадка, на которой появляется возможность подумать, поискать, как идти в будущее. На этой площадке знание прошлого подсказывает, что и в дальнейшем успех почти в любом продвижении в будущее может быть достигнут благодаря знанию и продолжению уже апробированного опыта.

Это относится также к социальным движениям, которые, как правило, разворачивались по четко обозначенным траекториям. Они могли развиваться прогрессивно или были способны поворачиваться вспять. Порой их участники обнаруживали множество преимуществ циклического хода событий, возвращаясь к отправной точке и начиная все снова, однако, с каким-то другим пониманием. Многократно социальная реальность заставляла людей сбиваться с выбранного курса, метаться в поисках смысла, идеи, цели, средств ее достижения. Не единожды социальные рывки часто напоминали движение маятника или переворачивание песочных часов. Люди, действующие в нестабильных обстоятельствах социального транзита, вынуждены были резко изменять свои социально-политические ориентиры, находить новых героев, формы активности и иные символы. Разочарованием оказывалось, что новое является хорошо забытым старым или относительно недавним прошлым.

Многие из подобных процессов терминологически обозначаются посредством приставки ге-, имеющей латинское происхождение и встречающейся в словах, указывающих на повторяемость действия, необходимость вернуться к ним вновь, а также на обратный или противоположный ход событий. Подобные процессы были характерны для всех периодов истории человечества. Они в полной мере соответствовали сложности продвижения вперед из-за наличия многочисленных и разноплановых угроз и вызовов. Опасность заключается в том, что по мере того, как люди учились не только противостоять таким вызовам, но и их предвидеть, стремление повернуть время вспять, восстановить ту социальную реальность, которая соответствует ушедшей, а не грядущей картине мира, становилось все более выраженным. Оно приобретало формы социально-политических реверсий, реинкарнаций, реставраций.

Трагичнее всего было то, что в эти процессы возвращения в прошлое оказывалась вовлеченной молодежь, которая в силу демографических, об-

1 Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч.П. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. С. 195-226.

разовательных, социокультурных факторов, должна быть настроена на рывок в будущее. В идеале в нем элементы прошлого минимизированы, не работают в социально-политической жизни и государственном управлении, а переосмыслены и относятся к сферам исторической памяти и культуры.

Несомненно, социальная реверсия (лат. reversio — возвращение, возврат) стала реакцией на возникающие в мире в целом и в конкретном государстве, в частности, вызовы. Такое попятное движение не воспринимается как отступление от идеалов, а, наоборот, трактуется политическими лидерами, его пропагандирующими и реализующими, в русле восстановления исторической справедливости, уважения к истокам и к предкам. На деле реверсивный социальный маршрут избирается от невозможности увидеть сценарий продвижения общества и государства вперед или из-за несогласия с тем прогнозом, который достаточно достоверно предугадывается. В этом случае предлагается уже отыгранный сценарий, сохранившийся в воспоминаниях как великая эпоха. Происходит только замена ролей субъекта и объекта событий. Призывам к возврату в прошлое не мешают ни обновленные социальные декорации, ни принципиально иной геополитический контекст.

В психологии известны универсальные защитные механизмы реверсии, например, механизмы проекции и идентификации. Их универсальность заключается в способности работать по вертикали — от индивида до государства, а также по горизонтали, охватывая все сферы от локального до глобального пространства. Благодаря таким подвижным рамкам реверсивные процессы могут проявляться на доктринальном уровне, где формируются социально-политические идеи и программы, а также на уровне повседневности. Подвижность рамок представляемой обществу реальности обеспечивает работоспособность механизма рефрейминга (англ. frame — рамка)2, то сужающего, то расширяющего диапазон действий, но каждый раз обозначающего требуемый горизонт событий.

Молодежь порой легче, чем представители старших поколений, ловит идеи восстановления славного прошлого в политическом смысле, при этом молодые люди вовсе не готовы вернуться к нему в бытовом плане. Их категорическое неприятие ухудшения бытия при реверсивном развитии социума проявляется исключительно быстро. Властью откат общества назад без обещанных социальных результатов объясняется во избежание протестов или временными трудностями, или необходимостью уничтожения того, что не составляло сути истинной культуры и веры, или действиями

2 Бендлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий / Пер. с англ. И.М. Ребейко. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995; Болмэн Л.Дж, Дил Т.Е. Рефрейминг организаций: артистизм, выбор и лидерство / Пер. с англ. И. Трифонова. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

врагов3. Именно такие приемы используют вербовщики террористических организаций, прикрывающихся идеями фундаментализма и сепаратизма, что является разновидностями реверсивного видения мира4.

Иногда для придания реверсивному движению необходимой динамики обнаруживается потребность в реинкарнации (лат. reincarnatio — повторное воплощение) героев прошлого. Подобно тому, как это происходит в религиозных традициях, в социальной риторике обращение к образу личности, прославившейся деяниями, воспринимающимися в новой реальности как прорывные, способствует одушевлению, облагораживанию общественно-политического процесса, на деле не имеющего гуманного, человеческого начала. Например, смягчение репрессивного характера сталинского режима обеспечивал лозунг «Сталин — это Ленин сегодня», взятый из названия статьи-панегирика старого большевика и видного советского государственного деятеля Анастаса Ивановича Микояна, написанной по случаю празднования дня рождения Сталина. Сначала статья была опубликована в газете «Правда» в 1939 г., а затем в отдельном сборнике5.

Ценность реинкарнации подпитывается романтизмом, присущим молодежи, а также ее желанием представлять себя в героическом виде, выступать борцом за проверенную временем идею. Неудивительно, что идеи реинкарнации легко принимались молодыми приверженцами движения нью-эйдж (англ. New Age — буквально «Новая эра»)6. Подобная природа проявляется у социальных лозунгов современной украинской власти. Хотя информация, что бывший президент Украины Петр Порошенко в интервью телеканалу «1+1» заявлял, что он является реинкарнацией гетмана Мазепы и Бандеры, оказалась фейковой новостью, героизация этих фигур украинской истории, сыгравших негативную роль, решает задачу социальной мобилизации молодежи на разрушение остатков прошлого, общего с Россией.

3 Терновая Л.О. Образ «врага» в «век тревоги» // Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодежи). Материалы международной конференции 18 - 19 ноября 2000 г. Москва, Россия. М.: «Социум», 2001. С. 164-167.

4 Терновая Л.О. Психология реверсии в международных отношениях // Международная жизнь. 2012. № 9. С. 80 - 90; Терновая Л.О. Феномен реверсии в международных отношениях // Ученые записки РАГС. М.: РАГС, 2010. Выпуск 2 (XIl). С. 358-375.

5 Микоян А.И. Сталин — это Ленин сегодня // Сталин. К 60-летию со дня рождения. М.: «Правда», 1940 // URL: http://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/sta-lin-k-60-letiyu-so-dnya-rozhdeniya.html?showall=&start=8.

6 Wells A., Rings K. NDE Reincarnation Research // Journal of Near-Death Studies. 1993. Vol. 12. № 1. // URL: https://www.near-death.com/reincarnation/research/ken-neth-ring.html

Реставрация (лат. restauratio — восстановление) прежних форм власти в результате таких действий оказывается более легко выполнимой задачей. Опыт социально-политических реставраций в мире достаточно разнообразен. Это: реставрация Кэмму в Японии (1333 - 1336), под которой понимается период абсолютистского правления императора Го-Дайго, насыщенный реформами, которые были призваны превратить страну в централизованную монархию; реставрация Стюартов в Англии (1660 - 1688); реставрация Бурбонов во Франции (1814 - 1830); восстановление Швейцарии, объединенной в федерацию (1814 - 1847); реставрация Мэйдзи в Японии (1868 - 1889,) известная также как Обновление Мэйдзи и Революция Мэйд-зи и представляющая собой комплекс политических, военных и социально-экономических реформ, позволивший превратить отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира7. По сути, постсоциалистические трансформации в странах Восточной Европы являются реставрацией той власти, которая была установлена в этом регионе в межвоенный период 1919 - 1939 гг.8 Англо-американский географ, один из основателей так называемой «радикальной географии», теоретик и популяризатор марксизма Дэвид Харви специально отмечал тягу политиков неолиберального плана на Западе к реставрации классовой власти буржуазии9.

Многим молодым людям, особенно испытывающим сложности получения профессии, устройства на работу и пр., трудно увидеть реальные причины существования той модели социального устройства, в которой им необходимо искать себя и свое будущее. Поэтому сторонниками отлаженной системы социального управления активно рекламируется политика «вперед в прошлое», в которой идеи реставрации всегда предполагают наведение порядка. В России подобные негативные явления обнаружились в 1990-х гг. Социально-экономические и политические реалии того десятилетия по происшествию времени получили множество нелицеприятных эпитетов, среди которых понятие «лихие» было одним из наиболее мягких.

Вовлеченность молодежи в социальные процессы, имеющие вектор,

7 Имеются любопытные воспоминания о Японии начала18 70-х гг., принадлежащие перу Льва Ильича Мечникова (1838 - 1888), одного из крупнейших ученых того времени, сторонника географической школы социологии. См.: Мечников Л.И. Воспоминания о двухлетней службе в Японии // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. 2001. № 6. С. 170-211.

8 Багаева А.В., Терновая Л.О. Геополитическая судьба Восточной Европы. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016; Багаева А.В., Терновая Л.О. Восточная Европа: очерки утрат и обретения региональной идентичности. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2014.

9 Harvey D. Neo-Liberalism and the Restoration of Class Power // URL: http:// www.sum.uio.no/research/changing_attitudes/humanism/ harvey080604.pdf.

обратный ходу истории, можно рассматривать как ее реакцию на социально-экономические и духовные издержки глобализации. Породив новые возможности реализации человеком себя в этой жизни, глобализация наделила такими перспективами отнюдь не всех. Но это новое неравенство социальных шансов оказалось в силу информационной прозрачности очевидным для тех молодых людей, которые не смогли позволить себе роскошь творческой реализации. Более того, значительной части молодежи во многих странах и целых регионах оказалось недоступным даже элементарно сытое и безопасное существование. Отсутствие видения будущего в них становилось причиной социальных протестов по типу «цветных революций», например, «Арабской весны»10.

Пока последствия этих протестов не задевали людей, живущих в постиндустриальном мире, глобализация, согласно точке зрения американского экономиста Панкаджа Гемавата, создателя DHL Global Connectedness Index и CAGE Distance Framework, балансировала в форме полуглобализации (англ. semiglobalization). Это состояние позволяло компенсировать издержки глобальных процессов как нейтральными, так и противоположно направленными трендами11. Одним из механизмов сдержек и противовесов было перемещение капитала из стран с дорогой рабочей силой в страны с наиболее дешевой рабочей силой. В 2010 г. во время встречи Барака Обамы, президента Соединенных Штатов Америки, с главой корпорации Apple Стивом Джобсом американский лидер спросил лидера бизнеса, почему бы не производить iPhone в США. На что Джобс ему ответил, что уже никогда потерянные американские рабочие места не вернутся в Соединенные Штаты. С тех пор прошло совсем немного времени. Но тенденция повернулась вспять: в результате решоринга (англ. reshoring) рабочие места стали возвращаться в постиндустриальные страны. Но вместо людей позиции у рабочих мест занимают роботы12. Сложно просчитать социальные последствия решоринга. В свяязи стем, что его драйвером является роботизация, то делать прогноз о значительном увеличении числа рабочих мест в развитых государствах не приходится. Следовательно, решоринг не станет основанием для сокращения безработицы, включая молодежную. С другой стороны, он будет подталкивать молодых людей к конкуренции с робота-

10 Люттвак Э.Н. Государственный переворот: Практическое пособие / Пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017; Терновая Л.О. Новейшая история «цветных революций» // Власть истории и История власти. 2017. № 10 (3). С. 125-13; Терновая Л.О. «Цветная революция» теряет цвет и становится серой // Государственная служба. 2016. № 1. С. 110-113.

11 Гемават П. Мир 3.0. Глобальная интеграция без барьеров. М.: Альпина паблишер, 2013.

12 Зотин А.И. Роботизация вместо глобализации // Коммерсантъ. 2018. 27 января.

ми, что выступает для каждого молодого человека задачей нового порядка, опирающейся в своем решении на новые компетенции и навыки, предполагающей наличие более высокого уровня самоорганизации и творческой фантазии. Однако не все потеряно для молодежи. Так, специалистами отмечаются плюсы решогинга с точки зрения защиты интеллектуальной собственности, что особо значимо для молодых изобретателей13. В 2017 г. в США даже появилась новая общественная организация Reshoring Initiative.

Есть вызов, формируемый решорингом, и для молодежи новых индустриальных стран. Во многом он похож на модель, предлагаемую измененным рынком труда в постиндустриальных государствах. Всякой догоняющей экономике, как и отдельному человеку, приходится поднимать планку выше, чем у лидера гонки. Говоря словами Черной королевы из «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, необходимо бежать надо в два раза быстрее, чтобы оставаться на месте. Эта формула в данном случае требует уточнения, поскольку в движении в будущее оставаться на месте нельзя. Но бег можно заменять полетом. Неслучайно, еще до старта массового решоринга американский экономист, автор теории креативного класса Ричард Флорида так и озаглавил свою книгу «Полет креативного класса» (англ. The Flight of the Creative Class)14.

Если перехода к модели полета не произойдет одновременно в постиндустриальном и новом индустриальном мирах, то история может заставить общество сделать выбор в пользу возврата в прошлое, например, выражаемого терминами, которые имеют приставку re-: редукция (лат. reductio — сведение от сложного к простому); ревизия (лат. revisio — пересмотр); революция (позднелат. revolutio — поворот, переворот). Чтобы итоги этого выбора не были болезненными для молодежи, которая обычно становится жертвой политики, преимущественно ориентированной на возрождение опыта прошлого, следует и в этом опыте выбирать менее социально опасные и более привлекательные модели. Это могут быть и те, которые также можно обозначить дефинициями, начинающимися с приставки re-. В частности, таковыми могут быть практики осознанного потребления, начало которым было изложено в книге экоактивистки Беа Джонсон «Дом без отходов: Окончательное руководство по упрощению Вашей жизни за счет сокращения отходов»15. В жизни таких практик еще больше: Reduce/Сократи; Reuse/Используй повторно; Recycle/Перерабаты-

13 Толкачев С.А., Тепляков А.Ю. Региональная промышленная политика и ре-шоринг в США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2016. № 10 (562). С. 56-72.

14 Florida R. The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent. New York: HarperBusiness, HarperCollins, 2005.

15 Johnson B. Zero Waste Home: The Ultimate Guide to Simplifying Your Life by Reducing Your Waste. New York: Scribner, 2013.

вай; Repair/Отремонтируй; Remake/Переделай; Refuse/Откажись; Respect/ Уважайте; Restore/Возобновите; Remember/Помните.

Такая возможность объясняется тем, что у прошлого много масок и лозунгов, которые могут творчески эксплуатировать образ будущего. Например, известная фраза «Кому принадлежит молодежь — тому принадлежит будущее», принадлежащая главному пропагандисту гитлеровской Германии Йозефу Геббельсу. Поэтому очень важно бережно сохранять ткань истории, не допускать, чтобы в прорехи прошлого затягивали современное поколение. Не менее важно, чтобы естественно ветшающие фрагменты этого исторического полотна не заменялись заплатами, противоположными по смыслу тому, что было актуальным когда-то, и мешающими осознать то, что именно в будущем должно быть устроено совсем по-другому.

Препятствием такому осознанию выступает достаточно близкий горизонт планирования, имеющийся у молодежи, зависимость планирования молодыми людьми своего будущего на длительный период от неопределенности и изменчивости ситуации, наличия множества социальных фобий, которые проявляются в: экономических рисках — опасениях стать бедным или безработным; политических рисках — ощущениях незащищенности от преследований за политические убеждения, произвола чиновников и правоохранительных органов16. На избавление от этих фобий должна быть нацелена молодежная политика как сфера государственного управления17. Если эту политику понимать именно в таком ключе, то она будет более эффективной в преодолении того невнятного будущего, которое делает для молодых людей привлекательнее не реальное славное прошлое своей страны, которое следует реконструировать18, а прошлое вымышленное, в котором оживают совсем чужие герои и абсолютизируются ценности иной эпохи.

Библиографический список:

[1] Багаева А.В., Терновая Л.О. Геополитическая судьба Восточной Европы. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016. 324 с.

16 Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Попов Е.С. Будущее для молодежи и молодежь о будущем: опыт социологического исследования студентов Екатеринбурга // Koinon. 2021. Т. 2. № 2. С. 142-155.

17 Омельченко Е.Л., Лисовская И.В. Молодежь как барометр будущего? Молодежная повестка в современной России сквозь мнения экспертов по молодежной политике // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 66-92.

18 Вознесенский И.С. По местам исторических средневековых боев // Форум политических и деловых коммуникаций. Альманах. Вып. 3. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2014. С. 119-124; Вознесенский И.С. Экономика исторической реконструкции // Альманах «Крым». 2017. № 10. С. 71-77.

[2] Багаева А.В., Терновая Л.О. Восточная Европа: очерки утрат и обретения региональной идентичности.

М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2014. 345 с.

[3] Бендлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий / Пер. с англ.

И.М. Ребейко. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 256 с.

[4] Болмэн Л.Дж, Дил Т.Е. Рефрейминг организаций: артистизм, выбор и лидерство / Пер. с англ. И. Трифо-

нова. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 496 с.

[5] Вознесенский И.С. По местам исторических средневековых боев // Форум политических и деловых

коммуникаций. Альманах. Вып. 3. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2014. С. 119-124.

[6] Вознесенский И.С. Экономика исторической реконструкции // Альманах «Крым». 2017. № 10. С. 71-77.

[7] Гемават П. Мир 3.0. Глобальная интеграция без барьеров. М.: Альпина паблишер, 2013. 415 с.

[8] Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Попов Е.С. Будущее для молодежи и молодежь о будущем: опыт со-

циологического исследования студентов Екатеринбурга // Koinon. 2021. Т. 2. № 2. С. 142-155.

[9] Зотин А.И. Роботизация вместо глобализации // Коммерсантъ. 2018. 27 января.

[10] Люттвак Э.Н. Государственный переворот: Практическое пособие / Пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. 320 с.

[11] Мечников Л.И. Воспоминания о двухлетней службе в Японии // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. 2001. № 6. С. 170-211.

[12] Микоян А.И. Сталин — это Ленин сегодня // Сталин. К 60-летию со дня рождения. М.: «Правда», 1940 // URL: http://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/stalin-k-60-letiyu-so-dnya-rozhdeniya.html?show-all=&start=8.

[13] Омельченко Е.Л., Лисовская И.В. Молодежь как барометр будущего? Молодежная повестка в современной России сквозь мнения экспертов по молодежной политике // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 66-92.

[14] Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч.П. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. С. 195-226.

[15] Терновая Л.О. Новейшая история «цветных революций» // Власть истории и История власти. 2017. № 10 (3). С. 12-13.

[16] Терновая Л.О. Образ «врага» в «век тревоги» // Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодежи). Материалы международной конференции 18 - 19 ноября 2000 г. Москва, Россия. М.: «Социум», 2001. С. 164-167.

[17] Терновая Л.О. Психология реверсии в международных отношениях // Международная жизнь. 2012. № 9. С. 80-90.

[18] Терновая Л.О. Феномен реверсии в международных отношениях // Ученые записки РАГС. М.: РАГС, 2010. Выпуск 2 (XII). С. 358-375.

[19] Терновая Л.О. «Цветная революция» теряет цвет и становится серой // Государственная служба. 2016. № 1. С. 110-113.

[20] Толкачев С.А., Тепляков А.Ю. Региональная промышленная политика и решоринг в США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2016. № 10 (562). С. 56-72.

[21] Florida R. The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent. New York: HarperBusi-ness, HarperCollins, 2005. 352 p.

[22] Harvey D. Neo-Liberalism and the Restoration of Class Power // URL: http://www.sum.uio.no/research/ changing_attitudes/humanism/harvey080604.pdf.

[23] Johnson B. Zero Waste Home: The Ultimate Guide to Simplifying Your Life by Reducing Your Waste. New York: Scribner, 2013. 304 p.

[24] Wells A., Rings K. NDE Reincarnation Research // Journal of Near-Death Studies. 1993. Vol. 12. № 1. // URL: https://www.near-death.com/reincarnation/research/kenneth-ring.html.

Reference

[1] Bagaeva A.V., Ternovaya L.O. Geopolitical fate of Eastern Europe. M.: International Publishing Center "Eth-

nosocium", 2016. 324 p.

[2] Bagaeva A.V., Ternovaya L.O. Eastern Europe: essays on the loss and acquisition of regional identity. M.: Inter-

national Publishing Center "Ethnosocium", 2014. 345 p.

[3] Bandler R., Grinder J. Reframing: Personality Orientation Using Speech Strategies / Per. from English. THEM.

Rebeiko. Voronezh: NPO "MODEK", 1995. 256 p.

[4] Bolman L.J., Deal T.E. Reframing Organizations: Artistry, Choice and Leadership / Per. from English. I. Trifon-

ova. St. Petersburg: Stockholm School of Economics in St. Petersburg, 2005. 496 p.

[5] Voznesensky I.S. On the Places of Historical Medieval Battles // Forum of Political and Business Communica-

tions. Almanac. Issue. 3. M.: International Publishing Center "Ethnosocium", 2014. P. 119-124.

[6] Voznesensky I.S. Economics of historical reconstruction // Almanac "Crimea". 2017. № 10. P. 71-77.

[7] Gemavat P. World 3.0. Global integration without barriers. Moscow: Alpina Publisher, 2013. 415 p.

[8] Didkovskaya Ya.V., Vishnevsky Yu.R., Popov E.S. The future for youth and youth about the future: the experi-

ence of a sociological study of students in Yekaterinburg // Koinon. 2021. V. 2. № 2. P. 142-155.

[9] Zotin A.I. Robotization instead of globalization // Kommersant. 2018. January 27.

[10] Luttwak E.N. Coup d'état: A Practical Guide / Per. from English. 2nd ed., rev. M.: Russian Foundation for the Promotion of Education and Science, 2017. 320 p.

[11] Mechnikov L.I. Memories of a two-year service in Japan // Proceedings of the Oriental Institute of the Far Eastern State University. 2001. № 6. P. 170-211.

[12] Mikoyan A.I. Stalin is Lenin today // Stalin. To the 60th anniversary of his birth. Moscow: Pravda, 1940 // URL: http://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/stalin-k-60-letiyu-so-dnya-rozhdeniya.html?showall=&start=8.

[13] Omelchenko E.L., Lisovskaya I.V. Youth as a barometer of the future? Youth agenda in modern Russia through the opinions of experts on youth policy // Monitoring of public opinion: Economic and social changes. 2022. № 2. P. 66-92.

[14] Snow Ch.P. Two cultures and scientific revolution // Ch.P. Snow. Portraits and reflections. M.: Progress, 1985. P. 195-226.

[15] Ternovaya L.O. The latest history of "color revolutions" // Power of History and History of Power. 2017. № 10 (3). P. 12-13.

[16] Ternovaya L.O. The image of the "enemy" in the "age of anxiety" // Youth of Russia in the face of global challenges at the turn of the century (How to counter aggressive extremism, xenophobia and violence among youth). Proceedings of the international conference November 18 - 19, 2000 Moscow, Russia. M.: "Socium", 2001. P. 164-167.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[17] Ternovaya L.O. Psychology of reversion in international relations // International life. 2012. № 9. P. 80-90.

[18] Ternovaya L.O. The phenomenon of reversion in international relations // Uchenye zapiski RAGS. M.: RAGS, 2010. Issue 2 (XII). P. 358-375.

[19] Ternovaya L.O. "Color Revolution" loses color and becomes gray // State Service. 2016. № 1. P. 110-113.

[20] Tolkachev S.A., Teplyakov A.Yu. Regional industrial policy and reshoring in the USA // USA and Canada: economics, politics, culture. 2016. № 10 (562). P. 56-72.

[21] Florida R. The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent. New York: HarperBusi-ness, HarperCollins, 2005. 352 p.

[22] Harvey D. Neo-Liberalism and the Restoration of Class Power // URL: http://www.sum.uio.no/research/ changing_attitudes/humanism/harvey080604.pdf.

[23] Johnson B. Zero Waste Home: The Ultimate Guide to Simplifying Your Life by Reducing Your Waste. New York: Scribner, 2013. 304 p.

[24] Wells A., Rings K. NDE Reincarnation Research // Journal of Near-Death Studies. 1993. Vol. 12. № 1. // URL: https://www.near-death.com/reincarnation/research/kenneth-ring.html.

Алипа В.Н.

Проректор по связям со странами СНГ, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет.

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет.

Молодежь: путь в будущее через возвращение в прошлое Аннотация. В статье рассматривается такая сложность реализации государственной молодежной политики, на которую практически не обращают внимания исследователи. Эти трудности вызваны наличием у молодых людей плохо сформированных образов будущего, которые содержат следы самых разных социальных фобий, образовавшихся из-за реальных экономических, политических или духовно-нравственных проблем современности. При этом данные фобии пугают тем, что могут быть транслированы в будущее, а уход от их воздействия возможен в прошлом. Такой путь предполагает разные варианты социальной реверсии, проанализированные в статье.

Ключевые слова: история, будущее, прошлое, молодежь, молодежная политика.

Alipa V.N.

Vice-Rector for Relations with the CIS Countries.

Moscow Automobile and Road Construction University.

Ternovaya L.O.

Doctor of Historical Sciences, Professor.

Moscow Automobile and Road Construction University.

Youth: the path to the future through a return to the past Abstract. The article deals with such complexity of the implementation of the state youth policy, which researchers practically do not pay attention to. These difficulties are caused by the presence of poorly formed images of the future in young people, which contain traces of a wide variety of social phobias, formed due to real economic, political or spiritual and moral problems of our time. At the same time, these phobias are frightening because they can be broadcast into the future, and avoiding their impact is possible in the past. This path involves different options for social reversion, analyzed in the article. Key words: history, future, past, youth, youth policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.