Фигура чиновника-ученого: персональные связи государственного управления и науки
Багаева Алиса Валерьевна,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
Терновая Людмила Олеговна,
доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) E-mail: [email protected]
В статье поднята актуальная для повышения эффективности государственного управления тема привлечения на государственную службу не просто высококвалифицированных специалистов, а людей, имеющих научный склад ума и достаточно многого добившихся на научном поприще. В мире сложилось несколько моделей, различающихся по глубине привлекательности государственной службы для ученых. В статье рассмотрены три из них: китайская, западная и российская. Показаны плюсы и минусы этих моделей и отмечена важность учета достижений каждой из них для российской системы государственной службы.
Ключевые слова: политика, история, государство, наука, государственная служба, ученый.
С ростом могущества государства возрастает престиж работы на него в любом качестве, включая службу в аппарате государственного управления. Такая деятельность никогда не отличалась легкостью, требовала от кандидатов на определенную должность не только необходимых для руководства конкретным направлением государственного хозяйства знаний, коммуникативных умений и навыков, но и особых личностных характеристик, в частности, повышенного чувства ответственности и предвидения. Разумеется, далеко не все государственные служащие были близки к такому идеалу. В истории гораздо чаще встречались примеры неимоверной коррумпированности госаппарата, моральной ущербности, клановости отбора на госслужбу и управленческой неграмотности. Однако в жизни всегда у негативного полюса имеется альтернатива. В какой-то исторический период позитивный сгусток в такой дихотомии может присутствовать лишь в трудах теоретиков или в пропаганде, но уже сам факт того, что сложились представления о том, как должно управляться государство, позволяет корректировать и сам этот процесс, и представления о том, кто должен его осуществлять1.
Суммирование теоретических проблем и вытекающих на их основе практических задач, касающихся функционирования государственного аппарата, во все эпохи привлекало выдающихся личностей. В Древнем мире базовые положения теории государственного управ-
1 Золотарева К.Г., Терновая Л.О. Государство и государственное управление. Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносо-циум», 2017; Золотарева К.Г., Терновая Л.О. Экономика, государственное управление и международные отношения: совпадения и расхождения векторов: Монография. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016; Терновая Л.О., Лоло М.М. Государство в современном мире (опыт трасдисциплинарного изучения и преподавания): учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2013.
70
ления были заложены Конфуцием и Лао-Цзы, Платоном и Аристотелем, Цицероном и стоиками. В европейском Средневековье эти идеи неразрывно связывались с христианским мироустройством, поэтому неудивительно, что на этой ниве отметились деятели церкви и христианские теологи: Августин Блаженный, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский. Но уже тогда наметилась вовлеченность в размышления о характере госуправления лиц, непосредственно его осуществляющих. Так, например, византийский император Юстиниан I или Юстиниан Великий, инициировал пересмотр римского права, выразившийся в своде Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis).
С рождением первых университетов, которые не могли не выступить в качестве центров подготовки управленческих кадров, мысли о порядке управления государством стали занимать умы университетских ученых: английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона, преподававшего богословие в Оксфорде и получившего прозвище Удивительный доктор (лат. Doctor Mirabilis); публициста Марсилия Падуанского, избранного ректором Парижского университета; Эразма Роттердамского, удостоенного чести стать Профессором богословия леди Маргарет Кембриджского университета (англ. Lady Margaret's Professor of Divinity). т.е. быть причисленным к старейшей профессуре Кембриджа; Мартина Лютера, который явился не только отцом немецкой церковной реформации, но и был профессором теологии Виттенбергского университета.
Далее, в Новое время, без своего внимания сложнейшие вопросы сути государства и порядка его управления не оставляли такие выдающиеся мыслители, как: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи де Монтескье, Вольтер, Жюльен Офреде Ламетри, Иммануил Кант.
Как и в Античный период, проявилась потребность в более глубоком постижении природы государственного управления у тех, кому приходилось его осуществлять. Здесь нельзя не упомянуть
одного из основоположников прусско-германской государственности - короля Пруссии Фридриха II, или Фридриха Великого. Члену Государственного совета Франции Жаку Клоду Мари Венсану маркизу де Гурнэ принадлежит не только крылатая фраза «laissez faire, laissez passer», указывающая на важность минимизации государственного регулирования экономики и экономического вмешательства в предпринимательство, но и авторство термина «бюрократия». К последователям и ученикам Гурнэ причисляют генерального контролера (министра) финансов Франции Анна Робера Жака Тюрго.
XVIII столетие было периодом вызревания как социальных, так и ментальных предпосылок буржуазных революций, а с ними и новых методов госуправления. Потребность перехода на новые порядки и правила в этой области диктовалась как общим несоответствием феодального госаппарата логике жизни, меняющейся под влиянием Промышленной революции, так и ужасающей отсталостью значительной части королевских чиновников. О том, насколько быстрым был поворот в сознании, касающийся ценности труда таких бюрократов и науки, можно судить по такому удивительному источнику, как портрет известного французского химика того времени Антуана Лорана Лавуазье, принадлежащий перу выдающегося живописца Жака Луи Давида2. Это полотно, находящееся в собрании Метрополитен-музея, при реставрации позволило увидеть, что первоначально художник вовсе не думал изображать ученого-химика в его лаборатории. По его замыслу, раскрытому благодаря современным технологиям, с помощью богато украшенного стола с позолоченным фризом и тремя свитками бумаги, свисавшими с его края, дорогой одежды Лавуазье и его супруги можно было представить его привилегированное положение как генерального
2 Рентген выявил скрытую композицию под культовым портретом Лавуазье [Электронный ресурс] URL: https://hi-tech.mail.ru/news/55847-rentgen-vyyavil-skrytuyu-kompoziciyu-pod-kultovym-portretom-lavuaze/?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop.
71
откупщика или сборщика налогов. Однако предчувствие новых социальных веяний не обмануло Давида, изменившего акцент на портрете, где Лавуазье уже был изображен как ученый.
Правда, следует упомянуть, что в XVIII в. такого термина не существовало. И его, и, как то ни покажется странным, слово «наука» предложил в 1840 г. в работе «Философия индуктивных наук» (англ. The Philosophy of the Inductive Sciences founded upon their history)3 английский философ, теолог, англиканский священник, магистр Тринити-колледжа в Кембридже и историк науки Уильям Хьюэлл. Сотрудничая со многими выдающимися исследователями, в том числе с физиком-экспериментатором и химиком Майклом Фарадеем, Хьюэлл не только помогал им расширять их тезаурус, но и стремился к поиску точного смысла самой научной деятельности. В итоге появились дефиниции: «наука» -«science» и «ученый» - «scientist».
Значение таких обобщающих понятий отразилось, во-первых, в возможности выделения специфики научной методологии, которая является продуктом соединения достоверных фактов с миром гипотез, позволяющего продвигать человеческие знания в область непознанного и упорно расширять границы познаваемого4. Во-вторых, раздвинулись рамки научной деятельности. Универсализм термина отразил стремление исследователей к познанию специфики проявлений различных сфер естественного или гуманитарного знания, что в итоге привело к осознанию ценности транс-дисциплинарности и вывело миросозерцание на новый интегративный уровень5.
3 Хьюэлл У. Философия индуктивных наук, основанная на их истории / Пер. с англ. А.Л. Никифорова, Е.В. Востриковой; под редакцией И.Т. Каса-вина; вступительная статья И.Т. Касавина; комментарии И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой. М.: КНОРУС, 2016.
4 Майданов А.С. Методология научного творчества. Изд. 2-е. М.: URSS, 2011.
5 Уилбер К. Интегральное видение. Краткое
введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному /
Пер. с англ. М.: Открытый Мир, 2009; Уилбер К. Интегральная духовность / Пер. с англ. Е. Пустошкин. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.
В-третьих, этот интегративный подход коснулся как самих знаний, так и коммуникативных практик ученых, способствовал формированию и научного сообщества, и новых социальных страт: интеллигенции, креативного класса, ког-нитариата6.
Такое продвижение в признании роли науки и ученых в развитии общества потребовало внимания к тому опыту, который был накоплен в аккумуляции знаний таких специалистов и их непосредственном направлении на службу государству. Оказалось, что примеры политики массовой интеграции ученых в госаппарат единичны. Одна из малоизвестных моделей такой деятельности «чиновники-ученые» (кит. - пиньинь - shi Da-
fu) была распространена в императорском Китае. Этим собирательным названием обозначали престижную прослойку государственных служащих, появившуюся в период Сражающихся царств, т.е. от V в. до н. до объединения Китая императором Цинь Шихуанди в 221 до н.э. Позже, при династиях Сун (960-1279) и Мин (1368-16440 именно представителями ученых-чиновников, занимавших различные посты в системе управления Поднебесной, перерабатывают идеи конфуцианства, даосизма и буддизма в неоконфуцианскую парадигму, имеющую общие ценностные основы и возможности приложения к социальной практике Китая. В этой практике население было распределено по четырем категориям: ученые-чиновники, земледельцы, ремесленники и, купцы, что позволило выделить управленческий класс. Для институ-ционализации самого этого класса была разработана система отбора, включающая подсистемы рекомендательную и экзаменов государственной службы (Имперский экзамен)7. Модель постоянно совершенствовалась. Так, в период династии Тан при императрице У Цзэ-
6 Терновая Л.О., Шастина А.Е. Маркеры социальной стратификации современной молодежи: когнитариат, салариат, прекариат // Миссия конфессий. 2022. Т. 11. Ч. 2 (№ 59). С. 67-74.
7 Su Li, Ryden E. Scholar-Officials // The Constitution of Ancient China / Yongle Zhang and Daniel A. Bell, eds. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2018. Pp. 98-138.
72
тянь, правившей Китаем на протяжении сорока лет, с 665 г. по 705 г., отбор на должности был настолько усовершенствован, что включил даже анализ стихов и сочинений кандидатов. Во время династии Сун ученым-чиновникам были предоставлены судебные привилегии, заключавшиеся в том, что совершившего преступление чиновника нельзя было привлечь к ответственности напрямую. Внутренний импичмент заменял формальный судебный процесс. В случае несерьезного преступления наказание провинившегося ограничивалось выговором.
Несмотря на то, что после отмены в 1905 г. имперской экзаменационной системы, постепенно исчез разряд ученых-чиновников, элементы культуры управления, связанные с ними, сохранились. Древняя китайская управленческая практика была позаимствована странами региона: государством Рюкю, существовавшем на Окинаве и островах Рюкю в ХУ-Х1Х вв.; «Тремя корейскими государствами» - Когурё, Пэкче и Сил-ла, с I в. до н.э. по VII в.н.э. занимавшими Корейский полуостров и Маньчжурию, Вьетнамом. Следы влияния этой культуры можно обнаружить в современной жизни Китая, где многие руководители получили опыт научной работы: председатель КНР Цзян Цзэминь во время «культурной революции» подвергся «трудовому воспитанию» как работник научно-исследовательского института; 11-й Генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Ху Цзиньтао занимался научной деятельностью в Университете Цинхуа.
Если в европейской традиции госуправления феодального периода благодаря влиянию университетов и исходящей от них культуре академического корпоративизма связь науки и управления государством, приобретая разные формы, все же поддерживалась постоянно, например, первый министр короля, кардинал Ришелье был директором колледжа Сорбонны, то в XIX в. персональная линия соединения науки, в первую очередь касающейся сути государства, власти, управления, фактически
прерывается8. Из выдающихся европейских ученых XIX-XXI вв., анализирующих эти вопросы в своих изысканиях, а к таковым мы можем отнести: Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Фридриха Ницше, Вильфредо Парето, Фердинанда Тённиса, Эмиля Дюркгейма, Га-этано Моску, Эдмунда Гуссерля, Эрнста Кассирера, Освальда Шпенглера, Людвига фон Мизеса, Карла Ясперса, Бронислава Малиновского, Карла Августа Виттфогеля, Фридриха фон Хайека, Фернана Броделя, Ханну Арендт, Клода Леви-Строса, Мишеля Фуко, Никласа Лумана, Пьера Бурдье, Энтони Гидден-са, - ни один не был отмечен на государственной службе. Пожалуй, больше других ученых по этой линии продвинулся французский социолог, историк и политический деятель Алексис де Токвиль, который в 1849 г. занимал пост министра иностранных дел. Английский философ и экономист Джон Стюарт Милль был членом британского парламента. Немецкий социолог, историк, экономист и юрист Вебер Макс консультировал комиссию по разработке Веймарской конституции. В Третьем рейхе юрист и политический философ Карл Шмитт был назначен главным редактором нацистской газеты для юристов «Журнал немецких юристов» (нем. Deutsche Juristen-Zeitung). Французский социолог Реймон Арон входил в состав Экономического и социального совета Четвертой и Пятой французских республик.
К сожалению, в Европе немногочис-лены примеры склонности к науки и самих государственных деятелей. 20-й президент Французской Республики (Пятая республика) Валери Жискар д'Эстен через два года после начала своего президентства, в 1976 г., опубликовал программную книгу «Французская демократия» (фр. Démocratie française) с изложением основных целей своей деятельности и их значения для Франции9. Известно, что Маргарет Тэтчер, будучи химиком
8 Терновая Л.О. Студенческий корпоративизм: испытания на прочность: монография. М.: ИНФРА-М, 2019.
9 Жискар д>Эстен В. Французская демократия / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1977.
73
по образованию, имела опыт работы в химических лабораториях, а уже после того, как оставила пост премьер-министра Соединенного Королевства, в 2002 г., выпустила книгу «Искусство управления государством: стратегии для меняющегося мира» (англ. Statecraft: Strategies for a Changing World)10.
Положение, близкое к европейской модели отношений между людьми из сферы науки, особенно науки государственного управления, и самим госаппаратом, наблюдается в Соединенных Штатах Америки. Однако именно в США есть персональные исключения высокого уровня из этого правила. Первое: 28-й президент Вудро Вильсон до своего избрания на этот пост сумел сделать успешную академическую карьеру. В 1885 г. в свет вышла его книга «Правление конгресса: исследование американской политики» (англ. Congressional government: a study in American politics)11. В ней излагались предложения по реформе государственной власти в США через усиление исполнительной власти. Второе исключение не менее яркое: профессор, доктор политологии, проректор Стэнфордского университета Кондолиза Райс и не была президентом, а являлась сначала, при администрации Джорджа Буша (старшего), советником президента по вопросам СССР и Восточной Европы, затем - советником президента США по национальной безопасности во время первого срока президентства Джорджа Буша (младшего), а позже стала государственным секретарем США. И после завершения государственно-управленческой карьеры Райс в марте 2009 г. вернулась в Стэнфорд в качестве профессора политологии и старшего научного сотрудника Института Гувера.
Примеры привлечения известных ученых на госслужбу в Соединенных Штатах единичны. В частности, американский социолог Родерик Дункан Мак-кензи с 1924 по 1925 г. был директором
10 Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / Пер. с англ. В.В. Ионова. М.: Альпина Паблишер, 2021.
11 Вильсон В. Государственный строй Соединенных Штатов. СПб.: Право, 1909.
отдела расовых отношений Тихоокеанского побережья штата Вашингтон. Возглавляя кафедру социологии Мичиганского университета, Маккензи также по предложению президента Герберта Гувера участвовал в Президентском исследовательском комитете по социальным тенденциям, подготовил для этого проекта исследование «Подъем столичных сообществ» (англ. The Rise of Metropolitan Communities). Однако американские исследователи, так или иначе поднимающие проблемы госуправления в своих трудах, как: Толкотт Парсонс, Ричард Бендикс, Иммануил Валлерстайн, не были вовлечены ни в сам управленческий процесс, ни в консультирование госаппарата.
На самом деле нельзя однозначно судить о результатах разделения науки и государственно-управленческой практики в странах Запада. Так, в США сформировалась «система открытой государственной службы» или «система найма», в которой должности в администрации классифицируются в зависимости от квалификации и выполняемых задач. Руководство государственных учреждений оплачивает расходы на обучение чиновников в университетах и на различных курсах. Отсутствие на местах чиновников людей, имеющих научные заслуги, безусловно, объясняется западным рационализмом, который четко направляет человека на достижение определенной цели в жизни. А цели науки и управленческой практики с точки зрения личностного развития не совпадают. Поэтому в зарубежной, чаще всего американской, модели найма на госслужбу проявляется ее гораздо большая взаимосвязь с бизнесом, чем с наукой. При этом нельзя не замечать порой вопиющего непрофессионализма или просто элементарной неграмотности со стороны государственных служащих Европы и Америки. Их незнание географии и истории уже стало предметом многочисленных шуток, что на самом деле не уменьшает геополитических последствий подобных образовательных провалов.
В России сложилась иная картина. Первый шаг по преодолению кадрово-
тщ
I ■ ul
74
го разрыва науки и госслужбы был сделан 5 (17) ноября 1804 г. принятием Университетского устава, определявшего устройство и порядки в университетах Российской империи12. Этим актом ученые степени уравнивались с чинами Табели о рангах. Имевшиеся в то время три ученые степени кандидата, магистра и доктора давали их обладателям автоматически 12-й, 9-й и 8-й классные чины, т.е. губернского секретаря, титулярного советника и коллежского асессора. Кроме карьерного роста первые два чина обеспечивали личное дворянство, а третий чин - потомственное дворянство. Идею таких нововведений объяснил историк русского права, общественный деятель, профессор и ректор Императорского Казанского университета Николай Павлович Загоскин: «Первые университеты основывались в России не в силу назревшей потребности в них общества, не в силу культурного роста общественной мысли и общественного самосознания, но в интересах государства и по его инициативе»13. Это определяло административно-служебное отношение университетов к государству и их роль в реализации идеи «государственного утилитаризма». Благодаря такой реформе для получения очередного классного чина можно было не рассчитывать на выслугу лет, а повышать чин благодаря диссертациям, что всячески поощрялось вышестоящим начальством. Государственный деятель, реформатор, законотворец Михаил Михайлович Сперанский, являясь главой II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, активно способствовал продвижению подведомственных ему правоведов в ученые. Министр народного просвещения, действительный тайный советник, граф Сергей Семенович Уваров, известный как создатель идеологии официальной народности, посодействовал принятию правительствен-
12 Петухова А. Родословная науки // Коммерсантъ. 2020. 29 мая.
13 Загоскин Н.П. История Императорскаго ка-занскаго университета за первые сто лет его существования, 1804-1904. Т. 1: Введение. Казань: Ти-по-литогр. Имп. казанскаго ун-та, 1902. С. XV.
ных постановлений, которые освобождали соискателей докторских степеней от длительных экзаменов на должность.
Этот импульс, приданный соединению научной работы и госслужбы Университетским уставом, начала XIX столетия, сохранял свою силу в течение всего существования Российской империи, повлиял он и на советскую практику назначений на высшие посты на госслужбе. Можно привести пример ученого-чиновника, министра высшего образования СССР Вячеслава Петровича Елютина, который был крупным специалистом по исследованию свойств и технологий получения ферросплавов и высокотемпературных материалов, доктором технических наук и членом-корреспондентом Академии наук СССР. Продолжается эта тенденция и в современной России. Председатель Правительства РФ Михаил Владимирович Ми-шустин в 2003 г. защитил кандидатскую диссертацию «Механизм государственного налогового администрирования в России», а в 2010 г. получил докторскую степень после защиты диссертации на тему «Стратегия формирования имущественного налогообложения в России». Несмотря на то, что в Российской Федерации научные труды лиц, занятых на государственной службе, находятся не только под пристальным вниманием профессиональных экспертов, но и общественности, одной из структур которой выступает, в частности, Вольное сетевое сообщество «Диссернет», подавляющая часть авторов отражает в своих исследованиях проблематику, с которой непосредственно работает, но, как и должно быть в науке, делает это на высоком уровне обобщений, что обогащает и науку, и практику.
Специфика российской модели связи на персональном уровне науки и государственной службы определена не только отечественным опытом формирования как бюрократии, так и научных кадров. Ее истоки гораздо глубже и лежат в природе самой российской государственности, органичны ее нравственным и конфессиональным опорам. Немаловажную роль в предпочтительно-
75
сти включения ученых в госуправление играл и продолжает играть геополитический фактор. В условиях больших пространств, заселенных многочисленными народами с разной культурой, не всегда предсказуемых соседей и еще менее предвидимого поведения природы для эффективного государственного управления нужны были люди, обладающие стратегическим мышлением и критическим умом, способные к анализу большого числа разных данных и при этом, умеющие выхватывать мельчайшие ключевые детали проблемы. Ко всему этому приучает человека занятие наукой. Поскольку ни одно из перечисленных обстоятельств, определяющих специфику отечественного государственного управления, не изменилось, то без перемен остаются и привлекательность науки для государственных служащих, и интерес к государственной службе со стороны исследователей.
Литература
1. Вильсон В. Государственный строй Соединенных Штатов. СПб.: Право, 1909. VI, 282 с.
2. Жискар д>Эстен В. Французская демократия / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1977. 118 с.
3. Загоскин Н.П. История Импера-торскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804-1904. Т. 1: Введение. Казань: Типо-литогр. Имп. казанскаго ун-та, 1902. XLV, 567 с.
4. Золотарева К.Г., Терновая Л.О. Государство и государственное управление. Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017. 370 с.
5. Золотарева К.Г., Терновая Л.О. Экономика, государственное управление и международные отношения: совпадения и расхождения векторов: Монография. М.: Международный издательский центр «Эт-носоциум», 2016. 144 с.
6. Майданов А.С. Методология научного творчества. Изд. 2-е. М.: URSS, 2011. 510 с.
7. Петухова А. Родословная науки // Коммерсантъ. 2020. 29 мая.
8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/400450248 Режим доступа: 07.07.2022.
9. Рентген выявил скрытую композицию под культовым портретом Лавуазье [Электронный ресурс] URL: https://hi-tech.mail.ru/ news/55847-rentgen-vyyavil-skrytuyu-kompoziciyu-pod-kultovym-portretom-lavuaze/?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop Режим доступа: 07.07.2022.
10. Санина А.Г., Павлов А.В. Государственная идентичность: содержание понятия и постановка проблемы // Управленческое консультирование. 2015. № 9 (81). С. 30-40.
11. Терновая Л.О. Студенческий корпоративизм: испытания на прочность: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 383 с.
12. Терновая Л.О., Лоло М.М. Государство в современном мире (опыт трасдисциплинарного изучения и преподавания): учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2013. 474 с.
13. Терновая Л.О., Шастина А.Е. Маркеры социальной стратификации современной молодежи: когнитари-ат, салариат, прекариат // Миссия конфессий. 2022. Т. 11. Ч. 2 (№ 59). С. 67-74.
14. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / Пер. с англ. В.В. Ио-
I ■ ul
76
нова. М.: Альпина Паблишер, 2021. 512 с.
15. Уилбер К. Интегральное видение. Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному / Пер. с англ. М.: Открытый Мир, 2009. 229 с.
16. Уилбер К. Интегральная духовность / Пер. с англ. Е. Пустошкин. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 384 с.
17. Хьюэлл У. Философия индуктивных наук, основанная на их истории / Пер. с англ. А.Л. Никифорова, Е.В. Востриковой; под редакцией И.Т. Касавина; вступительная статья И.Т. Касавина; комментарии И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой. М.: КНОРУС, 2016. 500 с.
18. Su Li, Ryden E. Scholar-Officials // The Constitution of Ancient China / Yongle Zhang and Daniel A. Bell, eds. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2018. Pp. 98-138.
THE FIGURE OF AN OFFICIAL-SCIENTIST: PERSONAL CONNECTIONS BETWEEN PUBLIC ADMINISTRATION AND SCIENCE
Bagaeva A.V., Ternovaya L.O.
Lomonosov Moscow State University; Moscow Automobile and Road State Technical University
The article raises the topic of attracting not just highly qualified specialists to the public service, but people with a scientific mindset and who have achieved quite a lot in the scientific field, which is relevant for improving the efficiency of public administration. Several models have developed around the world, differing in the depth of attractiveness of public service for scientists. The article considers three of them: Chinese, Western and Russian. The pros and cons of these models are shown and the importance of taking into account the achievements of each of them for the Russian public service system is noted.
Keywords: politics, history, state, science, civil service, scientist.
References
1. Wilson V. State system of the United States.
St. Petersburg: Pravo, 1909. VI, 282 p.
2. Giscard d'Estaing V. French Democracy / Per. from fr. M.: Progress, 1977. 118 p.
3. Zagoskin N.P. History of the Imperial Kazan University for the first hundred years of its existence, 1804-1904. V. 1: Introduction. Kazan: Tipo-lithograph. Imp. Kazan University, 1902. XLV, 567 p.
4. Zolotareva K.G., Ternovaya L.O. State and public administration. Tutorial. M.: International Publishing Center "Ethnosocium", 2017. 370 p.
5. Zolotareva K.G., Ternovaya L.O. Economics, public administration and international relations: coincidences and divergences of vectors: Monograph. M.: International Publishing Center "Ethnosocium", 2016. 144 p.
6. Maidanov A.S. Methodology of scientific creativity. Ed. 2nd. M.: URSS, 2011. 510 p.
7. Petukhova A. Pedigree of science // Kom-mersant. May 29, 2020
8. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated February 24, 2021 No. 118 "On approval of the nomenclature of scientific specialties in which academic degrees are awarded, and on amendments to the Regulations on the Council for the Defense of Dissertations for the Candidate of Sciences, for the degree of Doctor of Science, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 10, 2017 No. 1093 "[Electronic resource] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400450248 Access mode: 07.07.2022.
9. X-ray revealed a hidden composition under the cult portrait of Lavoisier [Electronic resource] URL: https://hi-tech.mail.ru/ news/55847-rentgen-vyyavil-skrytuyu-kompoziciyu-pod-kultovym-portretom-lavuaze/?utm_source =yxnews&utm_medi-um=desktop Access mode: 07/07/2022.
10. Sanina A.G., Pavlov A.V. State Identity: the Content of the Concept and Statement of the Problem // Administrative Consulting. 2015. No. 9 (81). pp. 30-40.
11. Ternovaya L.O. Student corporatism: strength tests: monograph. M.: INFRA-M, 2019. 383 p.
12. Ternovaya L.O., Lolo M.M. State in the modern world (experience of transdisciplinary study and teaching): a textbook. M.: International Publishing Center "Ethnosocium", 2013. 474 p.
13. Ternovaya L.O., Shastina A.E. Markers of social stratification of modern youth: cogni-tariat, salariat, precariat // Mission of confes-
77
sions. 2022. Vol. 11. Part 2 (No. 59). pp. 6774.
14. Thatcher M. Art of government. Strategies for a Changing World / Per. from English. V.V. lonova. M.: Alpina Publisher, 2021. 512 p.
15. Wilber K. Integral vision. A Brief Introduction to a Revolutionary Integral Approach to Life, God, the Universe and Everything. from English. Moscow: Open World, 2009. 229 p.
16. Wilber K. Integral spirituality / Per. from English. E. Pustoshkin. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2020. 384 p.
17. Hewell W. Philosophy of the inductive sciences based on their history / Per. from English. A.L. Nikiforova, E.V. Vostrikova; edited by I.T. Kasavina; introductory article by I.T. Kasavina; comments by I.T. Kasavina, T.D. Sokolova. M.: KNORUS, 2016. 500 p.
18. Su Li, Ryden E. Scholar-Officials // The Constitution of Ancient China / Yongle Zhang and Daniel A. Bell, eds. princeton; Oxford: Princeton University Press, 2018. Pp. 98138.
78