Научная статья на тему 'Социология молодежи и ее возможности анализа политической культуры подрастающего поколения'

Социология молодежи и ее возможности анализа политической культуры подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социология молодежи / политическая культура / социализация / социальная турбулентность / протестные настроения / молодежные организации / youth sociology / political culture / socialization / social turbulence / protest moods / youth organizations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алипа В.Н., Терновая Л.О.

В статье представлены возможности, обнаруживаемые в исследовании особенностей политической культуры подрастающего поколения у такой отраслевой социологии, как социология молодежи. Выявлена зависимость политической культуры от нахождения социума в состоянии социальной турбулентности или общественной стабильности. Также отмечается ценность методов социологии молодежи для изучения воздействия на политическое сознание молодых людей фактора времени, в котором акцент делается либо на славном, героическом прошлом, либо на счастливом будущем. При этом инструментарий социологии молодежи позволяет весьма четко определять различия политического поведения отдельных отрядов юношества, зависимые от степени интеграции молодых людей в социальные проекты, уровня образования, наличия жизненных перспектив и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology of youth and Its possibilities of analyzing the political culture of the younger generation

The article presents the possibilities found in the study of the features of the political culture of the younger generation in such branch sociology as the sociology of youth. The dependence of political culture on the presence of society in a state of social turbulence or social stability is revealed. It also notes the value of youth sociology methods for studying the impact on the political consciousness of young people of the time factor, in which the emphasis is either on the glorious, heroic past, or on a happy future. At the same time, the tools of the sociology of youth make it possible to very clearly determine the differences in the political behavior of individual groups of youth, depending on the degree of integration of young people into social projects, the level of education, the availability of life prospects, etc.

Текст научной работы на тему «Социология молодежи и ее возможности анализа политической культуры подрастающего поколения»

Алипа В.Н.

Проректор по связям со странами СНГ, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Социология молодежи и ее возможности анализа политической культуры подрастающего поколения

В современную эпоху направленность политической активности молодежи исключительно четко отражает совокупность ее социальных возможностей и перспектив. Исследование данной совокупности в рамках такой области социологии, как социологии молодежи, позволяет представить процесс выбора значительной частью подрастающего поколения такого вектора общественных действий, который может быть представлен в виде результата нахождения точек, расположенных на линиях, прочерченных между несколькими дихотомическими позициями и фиксирующих градус социального «кипения» молодых людей1.

Эти линии сформировались не сегодня. Они начали образовываться под влиянием социально-экономических и политических перемен на старте Новейшего времени, периодически прерывались, но имели свойство восстанавливаться. Исторический анализ дает основание для выделения среди них наиболее значимых для прояснения особенностей политической активности и политической культуры молодежи. Первая из таких линий пролегает между состояниями социальной турбулентности и общественной стабильности. Она отражает множественность колеба-

1 Гришаева С.А., Мишина Г.Н., Леньков Р.В. Социология молодежи. Учебник для вузов. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт. Цифровая книга; Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций. М.: Издательство Канон+РООИ «Реабилитация», 2015; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 15 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 12-48; Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Ред. В.И. Чупров, В.А. Луков. М.: Academia, 2008; Социология молодежи. Учебник / Под ред. проф. К.В. Воденко. М.: РИОР, 2022; Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. Учебник. М.: Инфра-М, Норма, 2020.

ний поведения молодых людей в зависимости от политической конъюнктуры. Вторая линия отражает ментальный, хронополитический разрыв между характером устремленности в будущее всего социума, в котором объединены все поколения, и его молодой частью, для которой грядущее выглядит иначе, чем его видят старшие. Третья линия исследователям позволяет зафиксировать различия в политическом поведении отдельных отрядов молодежи в зависимости от степени их интеграции в социум, жизненных перспектив, уровня образования и т.д.

Трудности анализа политических настроений молодежи, исходя из состояния социума, определяется тем, что феномен «социальной турбулентности», обнаруживающийся на одном полюсе первой дихотомии, постоянно присутствует в мирополитическом ландшафте, поскольку все без исключения исторические периоды «турбулентны», ибо они насыщены событиями, связанными с разнонаправленными социально-политическими силами и действиями2.

Базовым характеристикам состояния социальной турбулентности самое пристальное внимание уделяли такие зарубежные и российские авторы, как Арджун Аппадурай, Маргарет Арчер, Зигмунт Бауман, Дэ-ниэл Белл, Ульрих Бек, Иммануил Валлерстайн, Энтони Гидденс, Владислав Иноземцев, Мануэль Кастельс, Олег Яницкий и многие другие ученые. Они выделяли ее черты, которые остаются практически неизменяемыми на протяжении истории: нестабильность, неопределенность, непредсказуемость.

Отметим, что аморфность отмеченных выше свойств, способность некоторых социальных явлений выступать под маской других, отсутствие критической реакции на происходящее не только со стороны современников событий, но и потомков, затрудняют четкое понимание не только причин возникновения социальной турбулентности, но также и поведения разных социальных акторов в определенный период. Когда же речь идет о молодежи и ее организациях, то часто незавершенность социализации многих молодых людей, сохранение социального инфантилизма и юношеского максимализма делают объяснение их поведения в критические периоды общественного развития еще более сложным3.

Безусловно, нельзя не учитывать наличия турбулентной энергии взаимного притяжения людей друг к другу, энергии солидарности, ведущей

2 Щекотин Е.В. Социальное управление в турбулентном обществе: вопросы безопасности и риска // Социум и власть. 2016. № 1 (57). С. 87-92.

3 Савицкая М.Т. Социальный инфантилизм как проблема российского общества // Вестник РФО. 2019. Вып. 3 - 4 (91). 2020. Вып. 1-2. С. 104-110.

к самопроизвольному образованию устойчивых социальных структур. Одновременно вызывает вопросы и оценка состояния социальной стабильности, т.е. способности социальной системы функционировать, не изменяя собственную структуру. Система, находящаяся в равновесии, должна быть неизменна во времени. Однако если речь идет о молодежи, то требуется учитывать присущее подрастающему поколению стремление к переменам, расшатывающее систему.

В этой связи определение градуса социальной напряженности молодежи по шкале «социальная турбулентность — социальная стабильность» обуславливается не столько в целом этими крайними состояниями, рассмотренными через призму теории, а коррелируется учетом конкретной социально-экономической ситуации, расстановкой политических сил в обществе и степенью их зависимости от внешних факторов. Только такой анализ позволяет объяснить, почему одни «цветные революции» привели к желаемому для их инициаторов успеху, а другие — оказались «революционными пустоцветами»4.

Сопоставляя перечисленные выше позиции, можно понять, почему происходил сбой навигационных приборов, направляющих государственную молодежную политику. Это важно для того, чтобы выработать рекомендации по оптимизации такой политики, нацеливанию действий молодых людей на программы укрепления социальной стабильности. Следует учитывать, что такое состояние является продуктом совокупных усилий власти и общества не только в экономическом или политическом направлении. Его формирование нельзя рассматривать в отрыве от тех сфер жизнедеятельности, развитие которых определяют постэкономические (англ. post-economic) ценности, например, области экологии, искусства, культуры, спорта, туризма и пр.5

Четкое выделение позиции молодежи на второй линии дихотомий, связанной с гипертрофированным вниманием социума к историческому прошлому или весьма далекому будущему, в последнее время стало императивом выработки понимания причин возрастания численности молодых участников крайне правых, экстремистских течений. В прошлом заостренность сознания молодежи на национальных героях былых вре-

4 ТерноваяЛ.О. Различия «времени колоколов» и «времени колокольчиков» // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 4 (33). С. 129-140; Терновая Л.О. Студенчество в «цветных революциях» // Капитал революций: Монография. М.: КноРус, 2018. С. 492-499; Терновая Л.О. «Цветная революция» теряет цвет и становится серой // Государственная служба. 2016. № 1. С. 110-113.

5 Инглхарт Р.Ф., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011; Тамбиянц Ю.Г., Уварова (Михайленко) О.С. Постэкономические ценности общественного сознания // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 30-32.

мен, их реальных или вымышленных подвигах неоднократно позволяла реакционным политикам использовать героизацию истории как фактор повышения активности юношества. Это позволяло создавать атмосферу, в которой молодежь была готова к самопожертвованию ради восстановления славы предков6.

В наши дни можно найти многочисленные факты прославления в любой форме нацистского движения и бывших членов боевого подразделения шуцштаффельской (нем. Schutzstaffel — отряды охраны) организации Нацистской партии «Ваффен СС» (нем. Armed SS), в том числе путем сооружения мемориалов, а также попыток осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны7.

Осенью 2017 г., когда озабоченность этими действиями была выражена в проекте текста инициированной Российской Федерацией резолюции Генеральной ассамблеи ООН по борьбе с героизацией нацизма, США и Украина проголосовали против российского проекта. За резолюцию высказалась 131 страна, в том числе Белоруссия, Китай, Венесуэла, Казахстан, Индия, Израиль и Сирия. Еще 48 государств, среди которых были страны- члены Европейского союза, при голосовании воздержались. Несомненно, в этом решении отразились геополитические предпочтения этих государств, но все же нельзя было не видеть проявления внутриполитических взглядов на на действия, способные путем мобилизации установок прошлого, повышающие современное величие страны в сознании, прежде всего, молодого поколения.

В качестве примера обращения к славным страницам истории можно привести лозунг Make America Great Again («Вернем Америке былое величие» или дословно «Сделаем Америку снова великой»), ставший главным слоганом президентской кампании 2016 г. Дональда Трампа. Сейчас этот лозунг все чаще заменяется аббревиатурной MAGA. Но данный девиз не был абсолютно новым. Его появление относится к 1979 г. До этого такие же слова Let's Make America Great Again находили отклик у избирателей Рональда Рейгана, озабоченных ухудшением экономики Соединенных Штатов Америки. Если говорить о влиянии призыва на сознание молодежи, то можно отметить акции 2017 г. в американском городе Шарлот-

6 Борозняк А.И. Жестокая память. Нацистский рейх в восприятии немцев второй половины ХХ и начала XXI века. М.: Политическая энциклопедия, 2014.

7 Леманн В. Череп на фуражке. Смерть - его ремесло. М.: Яуза, 2010; ТерноваяЛ.О. Противостояние исторических мифов: языческий культ богов войны и его современные интерпретации // Россия и Донбасс: перспективы сотрудничества и интеграции: материалы международной научно-практической конференции (28 июня 2022 г.) / Отв. ред. М.А. Булавина, В.И. Герасимов; АНО ВО «УМЦ», Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: Издательский дом УМЦ, 2022. С. 498-502.

свилле, где находится кампус Университета Виргинии (англ. University of Virginia, U.Va. или UVA). Там была организована крупнейшая акция ультраправых и протесты антифашистов, из-за намерения властей города убрать памятник генералу армии Конфедерации Роберту Эдварду Ли из парка, носящего его же имя. справедливо заметить, что протесты против установок памятников этому деятелю были и раньше. А начались они на рубеже XX столетия, когда установка в здании Конгресса США монумента, посвященного генералу Ли, инициировала масштабный скандал. Тогда законодатели от ряда северных штатов посчитали эти действия оскорблением памяти ветеранов войны. Но статую все-таки установили, как знак национального согласия.

В начале XXI столетия оказалось, что это согласие весьма хрупкое. Об этом позволил судить взрыв протестов по всем Соединенным Штатам, который начался, когда на антифашистов был совершен наезд автомобиля и погибла 32-летняя Хизер Хейер, работавшая помощником юриста, а в тот момент участвовавшая в протесте против ультраправых идей. После этого мэр Шарлотсвилля предложил вместо памятника генералу Ли установить памятный знак, погибшей женщине. В США из-за опасений роста вандализма в отношении памятников, связанных с историей Гражданской войны начался снос таких монументов. Так как вопрос об уничтожении памятников требовал времени и был отдан на усмотрение местных властей, то до их решения памятники начали закрывать черной тканью. Однако где-то действовали стремительно. Так, руководство Университета Дьюка (англ. Duke University), расположенного в городе Дарем, штат Северная Каролина, на фоне событий в Шар-лотсвилле вынесло вердикт о сносе памятника генералу Ли практически незамедлительно8. Причем решение о сносе памятника было коллегиальным, в его выработке участвовали и студенты университета, и преподаватели, и предприниматели города.

Что касается другой крайней точки этой линии, т.е. акцентировки внимания на светлом будущем, то и здесь находятся не только воодушевляющие примеры. Можно вспомнить стихотворение Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», в котором есть известные строки «Через четыре года здесь будет город-сад!»9 При этом поэт не скрывает того, что строя будущий город, рабочие сидят в грязи, жгут лучину, едят промокший хлеб. В этом произведении срок насту-

8 Болгова Е. Американский университет Дьюка убрал памятник генералу армии конфедератов // Комсомольская правда. 2017. 20 августа.

9 Маяковский В.В. Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка: Стих [Электронный документ] // URL: https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-rasskaz-xrenova-o-kuzneckstroe-i-o-lyudyax-kuznecka.

пления цветущего будущего недалек. Также думали политики, которые в программах построения коммунизма указывали такое время его наступления, которое было бы доступно живущему молодому поколению. Например, в 1961 г. в утвержденной XXII съездом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Третьей программе партии содержалась фраза: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»10Но приход коммунизма в СССР откладывался, а фраза, мгновенно ставшая знаменитой, была впоследствии изъята из программного партийного документа. Можно задаваться вопросом, насколько глубоко сказалось отсутствие политических установок на достижение справедливого и благополучного для всех советских граждан на социальной активности и политической культуре подрастающего поколения, но то, что без идеи будущего стало сложнее поддерживать трудовой энтузиазм, неоспоримо.

В такой дихотомии прошлого и будущего легче всего найти верную точку опоры для выстраивания программы молодежной политики. Эта точка находится в настоящем времени, с его проблемами, заботами, мечтами. При этом люди настоящего с уважением относятся к прошлому, понимая и принимая его достижения и просчеты. Цельность политической культуры заключается в том, что молодежи нельзя отказываться от удовольствия жизни сегодняшней ради блестящего будущего, поскольку оно напрямую зависит от полученного опыта, накопленных знаний и компетенций.

Необходимо подчеркнуть важность анализа третьей дихотомии, позволяющей выявить влияние на политическую культуру и поведение молодежи, которые находятся в зависимости от степени ее включенности в социальные проекты. Такое исследование дает ответы на вопросы, почему в одних государствах схожие лозунги и политические практики способны вывести молодых людей на акции поддержки власти или, наоборот, поднять на протестные действия, а других государствах эти же средства и методы политической манипуляцией оказываются бесполезными. От первой дихотомической линии данный срез отличает то, что социологией молодежи изучается не состояние общества, а нахождение молодых людей в различных общественных институтах. Несмотря на то, что к моменту распада СССР Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) уже находился в стадии преобразования

10 Программа Коммунистической партии Советского Союза // URL: http://leftinmsu.narod.ru/polit_ files/books/ni_program_KPSS_files/ni_program_KPSS.htm.

из идейно-политической организации в конгломерат альтернативных структур в виде политклубов, клубов научно-технического творчества молодежи, молодежных жилищных комплексов, студенческих строительных отрядов, экологического движения и др., уровень участия молодых людей был в них весьма высоким. Сохранялась инерция членства в ВЛКСМ. Можно согласиться с определением распада Советского Союза как «революции сорокалетних», данным народным депутатом СССР и РСФСР Галиной Старовойтовой11. Однако сложно поддержать ее аргументацию, заключающуюся в том, что такой тип революции стал результатом деполитизированности молодежи.

В реальности все обстояло гораздо сложнее: интегрированность в молодых людей в различные общественные структуры даже в условиях повышенной социальной турбулентности тормозит их активность, которая может быть направлена на разрушение основ государственности. Если уничтожить такие институты раньше, чем подорвать основу общественного устройства, то социальный слом произойдет гораздо легче. Еще успешнее будет эта практика при замене организаций, широко охватывающих молодежь, узко ориентированными структурами молодых «революционеров», подобно организациям: в Сербии «Отпор!» («Сопротивление»). Грузии — «Кмара!» («Хватит!»), Украине — «Пора!», Азербайджане — «Yox!» («Нет!»), Белоруссии — «Зубр!», Киргизии — «Кел-Кел» («Возрождение») и пр., которые часто учреждались на средства и поддерживались одними и теми же международными неправительственными организациями (НПО), к которым относятся Фонды Сороса и Форда, Freedom House и др.

Пониманию сущности политической культуры молодых людей молодежи способствуют различные разработки в области социологии молодежи, которые помогают выявлять факторы социальной напряженности, фиксировать изменения отношения подрастающего поколения к прошлому и видения им своего и общего будущего, оценивать значимость имеющихся общественных организаций и массовых движений для индивидуального развития каждого молодого человека и всего этого поколения.

Список литературы:

1. Болгова Е. Американский университет Дьюка убрал памятник генералу армии конфедератов // Комсомольская правда. 2017. 20 августа.

2. Борозняк А.И. Жестокая память. Нацистский рейх в восприятии немцев второй половины ХХ и начала XXI века. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 352 с.

3. Гришаева С.А., Мишина Г.Н., Леньков Р.В. Социология молодежи. Учебник для вузов. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт.

11 Старовойтова Г.В. Народный депутат о ситуации в стране. Революция сорокалетних // Аргументы и Факты. 1990. № 43. 27 октября.

Цифровая Книга.

4. Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций. М.: Издательство Канон+РООИ «Реабилитация», 2015. 320 с.

5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 15 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 12-48.

6. Инглхарт Р.Ф., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.

7. Леманн В. Череп на фуражке. Смерть - его ремесло. М.: Яуза, 2010. 256 с.

8. Маяковский В.В. Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка: Стих // URL: https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-rasskaz-xrenova-o-kuzneckstroe-i-o-lyudyax-kuznecka.

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза // URL: http://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_ KPSS_files/III_program_KPSS.htm.

10. Савицкая М.Т. Социальный инфантилизм как проблема российского общества // Вестник РФО. 2019. Вып. 3 - 4 (91). 2020. Вып. 1 - 2. С. 104-110.

11. Социология молодежи. Учебник / Под ред. проф. К.В. Воденко. М.: РИОР, 2022. 189 с.

12. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Ред. В.И. Чупров, В.А. Луков. М.: Academia, 2008. 608 с.

13. Старовойтова Г.В. Народный депутат о ситуации в стране. Революция сорокалетних // Аргументы и Факты. 1990. № 43. 27 октября.

14. Тамбиянц Ю.Г., Уварова (Михайленко) О.С. Постэкономические ценности общественного сознания // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 30-32.

15. Терновая Л.О. Различия «времени колоколов» и «времени колокольчиков» // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 4 (33). С. 129-140.

16. Терновая Л.О. «Цветная революция» теряет цвет и становится серой // Государственная служба. 2016. № 1. С. 110-113.

17. Терновая Л.О. Противостояние исторических мифов: языческий культ богов войны и его современные интерпретации // Россия и Донбасс: перспективы сотрудничества и интеграции: материалы международной научно-практической конференции (28 июня 2022 г.) / Отв. ред. М.А. Булавина, В.И. Герасимов; АНО ВО «УМЦ», Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: Издательский дом УМЦ, 2022. С. 498-502.

18. Терновая Л.О. Студенчество в «цветных революциях» // Капитал революций: Монография. М.: КноРус, 2018. С. 492-499.

19. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. Учебник. М.: Инфра-М, Норма, 2020. 336 с.

20. Щекотин Е.В. Социальное управление в турбулентном обществе: вопросы безопасности и риска // Социум и власть. 2016. № 1 (57). С. 87-92.

Bibliography

1. Bolgova E. American Duke University removed the monument to the General of the Confederate Army // Komsomolskaya Pravda. 2017. August 20.

2. Boroznyak A.I. Cruel memory. The Nazi Reich in the Perception of the Germans in the Second Half of the 20th and Early 21st Centuries. M.: Political Encyclopedia, 2014. 352 p.

3. Grishaeva S.A., Mishina G.N., Lenkov R.V. Sociology of youth. Textbook for high schools. 2nd ed., trans. and additional M.: Yurayt. Digital Book.

4. Elishev S.O. Youth as an object of socialization and manipulation. M.: Publishing house Kanon + ROOI "Rehabilitation", 2015. 320 p.

5. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Modern Sociology of Youth: Changing Reality and New Theoretical Approaches // Reforming Russia: Yearbook. Issue. 15 / Rev. ed. M.K. Gorshkov. M.: New Chronograph, 2017. Р. 12-48.

6. Inglehart R.F., Welzel K. Modernization, cultural changes and democracy. Sequence of human development. M.: New publishing house, 2011. 464 p.

7. Lehmann V. Skull on a cap. Death is his trade. M.: Yauza, 2010. 256 p.

8. Mayakovsky V.V. Khrenov's story about Kuznetskstroy and the people of Kuznetsk: Verse // URL: https://rustih.ru/vladimir-maya-kovskij-rasskaz-xrenova-o-kuzneckstroe-i-o-lyudyax-kuznecka.

9. Program of the Communist Party of the Soviet Union // URL: http://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_files/ III_program_KPSS.htm.

10. Savitskaya M.T. Social infantilism as a problem of Russian society // Vestnik RFO. 2019. Issue. 3-4 (91). 2020. Issue. 1 - 2. Р. 104-110.

11. Sociology of youth. Textbook / Ed. prof. K.V. Vodenko. M.: RIOR, 2022. 189 p.

12. Sociology of youth. Encyclopedic Dictionary / Ed. IN AND. Chuprov, V.A. Lukov. M.: Academia, 2008. 608 p.

13. Starovoitova G.V. MP about the situation in the country. Revolution of the forties // Arguments and Facts. 1990. № 43. October 27.

14. Tambiyants Yu.G., Uvarova (Mikhailenko) O.S. Post-economic values of social consciousness // Theory and practice of social development. 2016. № 2. Р. 30-32.

15. Ternovaya L.O. Differences between the "time of the bells" and the "time of the bells" // Vestnik BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). 2016. № 4 (33). Р. 129-140.

16. Ternovaya L.O. "Color Revolution" loses color and becomes gray // State Service. 2016. № 1. P. 110-113.

17. Ternovaya L.O. Confrontation of historical myths: the pagan cult of the gods of war and its modern interpretations // Russia and Donbass: prospects for cooperation and integration: materials of the international scientific and practical conference (June 28, 2022) / Ed. ed. M.A. Bulavina, V.I. Gerasimov; ANO VO "UMC", Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. M.: UMTs Publishing House, 2022. Р. 498-502.

18. Ternovaya L.O. Students in "color revolutions" // Capital of revolutions: Monograph. M.: KnoRus, 2018. Р. 492-499.

19. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Sociology of youth. Textbook. M.: Infra-M, Norma, 2020. 336 p.

20. Shchekotin E.V. Social management in a turbulent society: issues of security and risk // Socium and power. 2016. № 1 (57). Р. 87-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.