Научная статья на тему 'Глобальное социальное пространство в ракурсе проблем поликонфессиональности и постсекулярности'

Глобальное социальное пространство в ракурсе проблем поликонфессиональности и постсекулярности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
глобализация / социология религии / социальное пространство / язык религии / поликонфессиональность / постсекуляризм / globalization / sociology of religion / social space / language of religion / polyconfessionalism / post-secularism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шастина А.Е.

В статье анализируются эвристические возможности такой отраслевой социологии, как социология религии, представлять достаточно достоверную картину формирования глобального социального пространства. В нем активными действующими лицами выступают не только индивиды, но и многочисленные социальные объединения, а также правительственные и неправительственные организации. Соединение предметных полей социологии религии и социологии международных отношений позволяет использовать язык религии, становящийся богаче благодаря распространению поликонфессиональности и постсекуляризма, для объяснения ряда сложных процессов, наблюдаемых в международной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global social space from the perspective of the problems of poly-confessional and post-secularity

The article analyzes the heuristic possibilities of such a sectoral sociology as the sociology of religion, to present a fairly reliable picture of the formation of a global social space. In it, active actors are not only individuals, but also numerous social associations, as well as governmental and non-governmental organizations. The combination of the subject fields of the sociology of religion and the sociology of international relations makes it possible to use the language of religion, which is becoming richer thanks to the spread of polyconfessionalism and post-secularism, to explain a number of complex processes observed in international life.

Текст научной работы на тему «Глобальное социальное пространство в ракурсе проблем поликонфессиональности и постсекулярности»

Шастина А.Е.

Кандидат педагогических наук, доцент. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Глобальное социальное пространство в ракурсе проблем поликонфессиональности и постсекулярности*

Аннотация. В статье анализируются эвристические возможности такой отраслевой социологии, как социология религии, представлять достаточно достоверную картину формирования глобального социального пространства. В нем активными действующими лицами выступают не только индивиды, но и многочисленные социальные объединения, а также правительственные и неправительственные организации. соединение предметных полей социологии религии и социологии международных отношений позволяет использовать язык религии, становящийся богаче благодаря распространению поликон-фессиональности и постсекуляризма, для объяснения ряда сложных процессов, наблюдаемых в международной жизни.

Ключевые слова: глобализация, социология религии, социальное пространство, язык религии, поликонфессиональность, постсекуляризм.

Shastina A.E.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Moscow Automobile and Highway State Technical University.

Global social space from the perspective of the problems of poly-confessional and post-secularity

Abstract. The article analyzes the heuristic possibilities of such a sectoral sociology as the sociology of religion, to present a fairly reliable picture of the formation of a global social space. In it, active actors are not only individuals, but also numerous social associations, as well as governmental and non-governmental organizations. The combination of the subject fields of the sociology of religion and the sociology of international relations makes it possible to use the language of religion, which is becoming richer thanks to the spread of polyconfessionalism and post-secularism, to explain a number of complex processes observed in international life.

Key words: globalization, sociology of religion, social space, language of religion, polyconfes-sionalism, post-secularism.

В Англии есть всего два соуса и триста конфессий. Во Франции, напротив, — всего две конфессии и триста соусов.

Шарль Морис де Талейран-Перигор

* © Шастина А.Е., 2022.

Глобальное социальное пространство в ракурсе проблем поликонфессиональности и постсекулярности

Мир начала третьего тысячелетия от Рождества Христа при всей своей сложности и насыщенности множеством разнообразных конфликтов и противоречий в отличие от того состояния, в котором человечество пребывало еще совсем недавно, все же характеризуется относительным социальным единством, позволяющим его оценивать как глобальное социальное пространство1.

Это пространство сформировалось в результате переплетения множества глобальных потоков, среди которых особенно выделяются потоки людей, идей, финансов, товаров и услуг. Перечисленным потокам удалось переформатировать ту социальную среду, где реализуется значительная часть из имеющегося набора социальных взаимодействий. Главное, в этом пространстве итоги стали заметнее, чем в пространствах экономическом, политическом и духовном, отличающихся гораздо более высоким накалом конкуренции.

ответ на вопрос, почему так произошло, надо искать в истории данных процессов и в том, какими механизмами обеспечивалось это сближение. В метком высказывании Шарля Мориса де Талейрана-Перигора, одного из самых известных дипломатов в истории, министра иностранных дел франции в период правления наполеона и Реставрации, которое взято в качестве эпиграфа данной статьи, проводится очень тонкая линия различий не только между современными ему социокультурными моделями Англии и франции, но и между принципиально противоположными устройствами картины мира. их условно можно назвать поликонфессиональной (лат. соп/е$$ю — признание, исповедание) и секулярной (лат. $аесы1ат1$ — светский, мирской).

1 Филиппов А.Ф. социология пространства // Логос. 2000. № 2 (23). с. 113-151.

Поликонфессионализм и секуляризация права и сознания стали первыми инструментами разрушения эт-но-государственных границ, задающих паттерны социального поведения2. современное использование терминов «поликонфессиональность» и «пост-секуляризм» требует уточнения. Под поликонфессиональностью мы понимаем одновременное наличие многих религий и религиозных течений, групп и организаций религиозной направленности, когда они добровольно или вынужденно должны вступать во взаимоотношения в целях сбережения стабильности социума и сохранения целостности объединений собственных приверженцев. однако поликонфесси-ональность не есть распахнутые ворота в постсекулярность.

В прошлом секуляризм выступал как идейно-теоретическое основание для действий властей, опирающихся на нормы права, которые были установлены вне зависимости от любого типа религий. и именно в этом смысле его мог воспринимать Талейран, поскольку за такое освобождение от пут католической церкви боролись во франции с начала XVIII столетия3. сейчас же уже постсекуляризм представляет собой современную философскую, социальную и религиоведческую концепцию, трактующую идею секуляризации в качестве несостоятельной. Постсекуляризм есть свидетельство того, что религиозные идеи и институты полностью не отмирают, а сохраняют свое значение для

2 Буайе П. объясняя религию: Природа религиозного мышления. М.: Альпина нон-фикшн, 2016; Романовская В.Б., Романовская Л.Р. Эволюция права: от сакрализации к секуляризации // Вестник нижегородского университета им. н.и. Лобачевского. 2014. № 3 (2). с. 191-195.

3 The beheading of a teacher will harden France's belief in secularism // URL: https://www. economist.com/europe/2020/10/18/the-beheading-of-a-teacher-will-harden-frances-belief-in-secularism.

общественного развития4. Более широкое распространение этого термина связывается с именем немецкого философа и социолога, профессора франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гёте (нем. Goethe-Universität Frankfurt am Main) Юргена Хабермаса5.

Следует также прислушаться и согласиться с мнением испанского и американского социолога религии, профессора факультета социологии католического Джорджтаунского университета (англ. Georgetown University), руководителя Берклийского центра религии, мира и мировой политики (англ. Berkley Center for Religion, Peace, and World Affairs) Хосе Казановы, что «становиться постсекулярными — совсем не значит обязательно становиться снова религиозными»6. Поэтому поликонфессиональный мир не означает пребывание общества в примитивном состоянии борьбы религиозных и секу-лярных основ, отражающих как до-рациональное и рациональное мышление, так и опирающиеся на них практики.

Доказательством правоты современного взгляда на постсекуляризм служат буквально происходящий на наших глазах взрыв рождений новых религий и активный процесс формирования нетрадиционных конфессиональных идентичностей7. Более того, постсеку-

4 Капуто Дж. Как секулярный мир стал постсекулярным // Логос. 2011. № 3 (82). С. 186-205; Узланер Д.А. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Изд-во Института Гайдара, 2020; Beckford J.A. Public Religions and the Postsecular: Critical Reflections // Journal for the Scientific Study of Religion. 2012. Vol. 51. № 1. P. 1-19.

5 Habermas J. Notes on Post-Secular Society // New Perspectives Quarterly: journal. 2008. September (Vol. 25. № 4). P. 17-29.

6 Казанова Х. Размышляя о постсе-кулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 171-172.

7 Крылов А.Н. Религиозная идентич-

ность. Индивидуальное и коллективное само-

лярная реальность демонстрирует не просто расширение численности религиозных образований, а возникновение и утверждение такого феномена, как пародийная религиозность (англ. parody religion) или ложная религиозность (англ. mock religion), проявляемого посредством комплекса комических приемов юмора, сатиры и даже бурлеска. Это: Дискордианизм, Миссионерская церковь копимизма, Эвенту-ализм, Невидимый розовый единорог, Кибология, Ландоверская баптистская церковь, Последний четвергизм, Тавру-изм, Первая церковь последнего смеха, Пастафарианство или Церковь Летающего макаронного монстра и др.

Все эти пародийные религиозные модели объединяет стремление к высмеиванию духовных убеждений сторонников религиозных объединений прошлого, тем самым бросая вызов и самим верующим, и поддерживаемым ими религиозным институтам, и в целом духовно-нравственным устоям. Такой настрой приближает эти сатирические религии к сатирическим политическим партиям8.

на самом деле в подобном сближении направленности социальной активности участников современных политических движений, предпочитающих для демонстрации своих политических интересов использовать язык смеховой культуры9, и людей, выражающих свое

сознание в постиндустриальном пространстве (Психология и социология религии). 2-е изд. М.: Изд-во Икар, 2012; Наука, религия, культура в постсекулярном мире. Феномен квазиобразований. Материалы Всеросс. научно-практич. конференции (Ростов-на-Дону, 22-23.03.18). М.: Ди-рект-Медиа, 2018; Терновая Л.О. Глобализация и проблема формирования новых идентичностей // Власть. 2004. № 4. С. 10-15.

8 Рябова Е.И., Терновая Л.О. Феномен сатирических партий и есть ли у них будущее // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 8 (158). С. 9-19.

9 Карасев Л.В. Философия смеха. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1996.

отношение к миру языком конфессиональных символов, есть определенная закономерность. она свидетельствует о естественности разнообразия путей создания глобального социального пространства, а не об искусственном характере формирования каналов выражения общественного мнения. Также можно заключить, что естественность изъявления личностной жизненной позиции представляет собой ярчайшую особенность именно социального пространства, отличающую его от глобальных или региональных зон экономического и политического, создаваемых не спонтанным, а, как правило, институционализированным взаимодействием разнообразных акторов.

одним из итогов процесса формирования глобального социального пространства выступает возможность использовать для изучения его особенностей отраслевую матрицу современной социологии. несмотря на то, что возникла мода, «когда буквально каждый аспект, явление или предмет окружающей действительности соединяют со словом "социология"»10, нельзя игнорировать колоссальный опыт аналитики, накопленный теми отраслевыми разделами социологии, которые были изначально заданы социологической наукой. Среди них заслуженное место принадлежит социологии религии11.

Данная отраслевая социология исследует: исторический опыт взаимодействия религии и социума, самые разнообразные религиозные практики, поднимающей всеобщие темы, позволяющие посредством анализа религиозного опыта раскрыть не только роль

10 Осипова Н.Г. Отраслевая матрица современной социологии: кризис дивергенции // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013. № 2. С. 36.

11 Гараджа В.И. Социология религии. М.:

Аспект Пресс, 1996; Сторчак В.М., Элбакян Е.С. Социология религии (учебное пособие). М.: АТиСО, 2012.

религии в социальных процессах, но и увидеть скрытые от поверхностного взгляда механизмы развертывания этих процессов, вызревания или затухания в них конфликтов, рождение их лидеров, готовность или отказ последователей этих лидеров поддерживать их и т.д.

Невзирая на существенное различие предметных полей отраслевых социологий, они оперирует близкими социологическими понятиями. Что же касается социологии религии, то ее уникальным преимуществом выступает возможность введения в собственный научный оборот языка религии, под которым мы понимаем складывающуюся на протяжении тысячелетий символическую систему, позволяющую объемно презентовать не только содержание непосредственно религиозного сознания человека, но и видимую людьми определенного периода картину мира. В современных условиях вследствие расширения поликон-фессиональности и углубления пост-секуляризма происходит переход от замкнутого использования культового языка к множественности конфессиональных языковых стратегий.

Это лингвистическое многоголосье полностью соответствует полифонич-ности и полицентризму нашего глобального социума. В нем любой диалог прямо или косвенно сопровождается полилогом12, т.е. явным или мысленным разговором многих участников на столь же многих площадках, где к реальным теперь еще добавились виртуальные. Это обстоятельство позволяет исполь-

12 Яковлева Э.Б. Многосторонние формы общения: полилог как объект лингвистического анализа // Многосторонние формы общения: полилог как объект лингвистического анализа / Аналитический обзор. Центр гуманитарных научно-информационных исследований; Отдел языкознания. Сер. Теория и история языкознания. М.: Издательство: Институт научной информации по общественным наукам РАН (Москва), 2006.

зовать язык религии для анализа хитросплетений, наблюдаемых и в современных международных отношениях13.

В частности, отечественный специалист в области мировой политики и международных отношений Людмила Терновая в своей монографии «Священное в мирском: конфессиональное прочтение международных отношений» представляет особенности взаимодействия участников глобального полилога посредством расшифровки смыслов, сокрытых за понятиями языка религии. В данной монографии объясняются сложности трансляция идеи сакральности власти, вполне реализуемой в политической жизни отдельного государства, на совокупность межгосударственных отношений. По мнению автора, такие трудности не являются препятствием для применения религиозных инструментов в целях достижения международного согласия. Точно также нельзя не замечать того, что у многих конфессиональных конфликтов имеются геополитические истоки. Со временем и по мере роста благосостояния людей, мощи и богатства государств природа таких конфликтов не меняется, а процессы глобализации ведут к тому, что появляются новые социальные грехи. При этом формирование глобального социума все более отчетливо обнаруживает себя в том, что новая экологическая культура вырастает на всеобщем понимании святости природы. Фрагментарность нашего социума, проявляется не только в поликонфессиональности, но и в том, что частью международного общения становятся представители как религиозных субкультур, так и субкультурной религии, прежде тяготеющие к изолированности от общества. Все это

13 Терновая Л.О. Священное в мирском: конфессиональное прочтение международных отношений: монография. М.: ИНФРА-М, 2022.

заставляет мировых лидеров обращать внимание на гигантский потенциал образов, накопленный в языке религии, и использовать их для решения весьма отдаленных от религиозного мира проблем международного взаимодействия.

Старейший израильский политик, чья политическая карьера длилась почти семь десятилетий, Шимон Перес утверждал, что политика делится на две части: религиозная политика и политическая политика. По его мнению, религиозная политика считает, что прошлое должно властвовать над настоящим. А политика, к которой мы привыкли, пытается создать наше завтра. Чем-то это выражение напоминает известный афоризм Уинсто-на Черчилля, что отличие государственного деятеля от политика заключается в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующие поколения. Если совместить эти мысли двух выдающихся личностей, то получится, что все-таки религиозная политика принадлежит прошлому. Но поскольку конфессиональному миру, как части глобального социального пространства свойственно изменяться и реагировать на все общественные перемены, то и религиозная политика, приобретая новые импульсы благодаря поликонфессиональности и постсекуляризму, может быть устремлена в будущее и стремится к этому.

Список литературы

[1] Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект

Пресс, 1996. 240 с.

[2] Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 143-174.

[3] Капуто Дж. Как секулярный мир стал постсе-

кулярным // Логос. 2011. № 3 (82). С. 186-205.

[4] Карасев Л.В. Философия смеха. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1996. 221 с.

[5] Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве (Пси-

хология и социология религии). 2-е изд. М.: Изд-во Икар, 2012. 306 с.

[6] Наука, религия, культура в постсекулярном мире.

феномен квазиобразований. Материалы Всеросс. научно-практич. конференции (Ростов-на-Дону, 22-23.03.18). М.: Директ-Медиа, 2018. 204 с.

[7] Буайе П. Объясняя религию: Природа религи-

озного мышления. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 496 с.

[8] Осипова Н.Г. Отраслевая матрица современной

социологии: кризис дивергенции // Вестник Московского университета. серия 18. социология и политология. 2013. № 2. С. 29-51.

[9] Романовская В.Б., Романовская Л.Р. Эволюция права: от сакрализации к секуляризации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3 (2). С. 191-195.

[10] Рябова Е.И., Терновая Л.О. Феномен сатирических партий и есть ли у них будущее // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 8(158). С. 9-19.

[11] Сторчак В.М., Элбакян Е.С. Социология религии (учебное пособие). М.: АТиСО, 2012. 348 с.

[12] Терновая Л.О. Глобализация и проблема формирования новых идентичностей // Власть. 2004. № 4. С. 10-15.

[13] Терновая Л.О. Священное в мирском: конфессиональное прочтение международных отношений: монография. М.: ИНФРА-М, 2022. 300 с.

[14] Узланер Д.А. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. 416 с.

[15] Филиппов А.Ф. Социология пространства // Логос. 2000. № 2 (23). С. 113-151.

[16] Яковлева Э.Б. Многосторонние формы общения: полилог как объект лингвистического анализа // Многосторонние формы общения: полилог как объект лингвистического анализа /Аналитический обзор. Центр гуманитарных научно-информационных исследований; Отдел языкознания. Сер. Теория и история языкознания. М.: Издательство: Институт научной информации по общественным наукам РАН (Москва), 2006. 72 с.

[17] Beckford J.A. Public Religions and the Postsecular: Critical Reflections // Journal for the Scientific Study of Religion. 2012. Vol. 51. № 1. P. 1-19.

[18] Habermas J. Notes on Post-Secular Society // New Perspectives Quarterly: journal. 2008. September (Vol. 25. № 4). P. 17-29.

[19] The beheading of a teacher will harden France's belief in secularism // URL: https://www.econo-mist.com/europe/2020/10/18/the-beheading-of-a-teacher-will-harden-frances-belief-in-secularism.

References

[1] Garadzha V.I. Sociology of religion. M.: Aspect Press, 1996. 240 p.

[2] Casanova H. Reflecting on the Post-Secular: Three

Meanings of "Secular" and Three Opportunities

to Go Beyond It // State, Religion, Church in Russia and Abroad. 2018. № 4. P. 143-174.

[3] Caputo J. How the secular world became post-sec-

ular // Logos. 2011. № 3 (82). P. 186-205.

[4] Karasev L.V. Philosophy of laughter. M.: Ros. state humanitarian. un-t, 1996. 221 p.

[5] Krylov A.N. religious identity. Individual and Col-

lective Self-Consciousness in the Post-Industrial Space (Psychology and Sociology of Religion). 2nd ed. M.: Publishing House Ikar, 2012. 306 p.

[6] Science, religion, culture in the post-secular world. The phenomenon of quasi-formations. Materials Vseross. scientific and practical. conference (Rostov-on-Don, 22-23.03.18). M.: Direct-Media, 2018. 204 p.

[7] Boyer P. Explaining Religion: The Nature of Religious Thinking. M.: Alpina non-fiction, 2016. 496 p.

[8] Osipova N.G. Sectoral matrix of modern sociolo-

gy: the crisis of divergence // Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and political science. 2013. № 2. P. 29-51.

[9] Romanovskaya V.B., Romanovskaya L.R. The evo-

lution of law: from sacralization to secularization // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2014. № 3 (2). P. 191-195.

[10] Ryabova E.I., Ternovaya L.O. The phenomenon of satirical parties and do they have a future // Ethnoso-cium and interethnic culture. 2021. № 8 (158). P. 9-19.

[11] Storchak V.M., Elbakyan E.S. Sociology of religion (textbook). M.: ATiSO, 2012. 348 p.

[12] Ternovaya L.O. Globalization and the problem of the formation of new identities // Power. 2004. № 4. P. 10-15.

[13] Ternovaya L.O. Sacred in the mundane: a confessional reading of international relations: a monograph. M.: INFRA-M, 2022. 300 p.

[14] Uzlaner D.A. post-secular turn. How to think about religion in the 21st century. M.: Publishing House of the Gaidar Institute, 2020. 416 p.

[15] Filippov A.F. Sociology of space // Logos. 2000. № 2 (23). P. 113-151.

[16] Yakovleva E.B. Multilateral forms of communication: polylogue as an object of linguistic analysis // Multilateral forms of communication: polylogue as an object of linguistic analysis / Analytical review. Center for Humanitarian Scientific Information Research; Department of Linguistics. Ser. Theory and history of linguistics. M.: Publisher: Institute of scientific information on social sciences of the Russian Academy of Sciences (Moscow), 2006. 72 p.

[17] Beckford J.A. Public Religions and the Postsecular: Critical Reflections // Journal for the Scientific Study of Religion. 2012. Vol. 51. № 1. P. 1-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[18. Habermas J. Notes on Post-Secular Society // New Perspectives Quarterly: journal. 2008. September (Vol. 25. № 4). P. 17-29.

[19] The beheading of a teacher will harden France's belief in secularism // URL: https://www.econo-mist.com/europe/2020/10/18/the-beheading-of-a-teacher-will-harden-frances-belief-in-secularism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.