Научная статья на тему 'Влияние реформы высшей школы на жизненные старты ее выпускников'

Влияние реформы высшей школы на жизненные старты ее выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Область наук
Ключевые слова
общество / реформа образования / высшая школа / среднее специальное образование / дуальное обучение / society / education reform / higher education / specialized secondary education / dual education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лезина О.В., Терновая Л.О.

В статье рассматривается проблема, связанная как с макропроцессами в области образования и науки, отражающими сложности перехода к инновационной фазе развития, так и с микропроцессами, затрагивающими конкретные направления перестройки системы подготовки кадров. Отмечается, что реформа должна учитывать потребности в специалистах, обладающих современными навыками, непосредственно востребованными производством, но также в ходе реформы нельзя упустить значимость фундаментализации образования, без которого невозможным будет дальнейшее инновационное движение общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лезина О.В., Терновая Л.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the reform of higher education on the life starts of its graduates

The article deals with the problem associated both with macro-processes in the field of education and science, reflecting the difficulties of the transition to the innovative phase of development, and with micro-processes affecting specific areas of restructuring the system of personnel training. It is noted that the reform should take into account the needs for specialists with modern skills that are directly in demand by production, but also during the reform the importance of the fundamentalization of education should not be missed, without which the further innovative movement of society will be impossible.

Текст научной работы на тему «Влияние реформы высшей школы на жизненные старты ее выпускников»

Лезина О.В.

Заместитель декана факультета управления. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Терновая Л.о.

Доктор исторических наук, профессор. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Влияние реформы высшей школы на жизненные старты ее выпускников*

Аннотация. В статье рассматривается проблема, связанная как с макропроцессами в области образования и науки, отражающими сложности перехода к инновационной фазе развития, так и с микропроцессами, затрагивающими конкретные направления перестройки системы подготовки кадров. Отмечается, что реформа должна учитывать потребности в специалистах, обладающих современными навыками, непосредственно востребованными производством, но также в ходе реформы нельзя упустить значимость фундаментализации образования, без которого невозможным будет дальнейшее инновационное движение общества.

Ключевые слова: общество, реформа образования, высшая школа, среднее специальное образование, дуальное обучение.

Lezina o.V.

Deputy Dean of the Faculty of Management. Moscow Automobile and Highway State Technical University.

Ternovaya L.o.

Doctor of Historical Sciences, Professor. Moscow Automobile and Highway State Technical University.

The impact of the reform of higher education on the life starts of its graduates

Abstract. The article deals with the problem associated both with macro-processes in the field of education and science, reflecting the difficulties of the transition to the innovative phase of development, and with micro-processes affecting specific areas of restructuring the system of personnel training. It is noted that the reform should take into account the needs for specialists with modern skills that are directly in demand by production, but also during the reform the importance of the fundamentalization of education should not be missed, without which the further innovative movement of society will be impossible.

Key words: society, education reform, higher education, specialized secondary education, dual education.

* © Лезина О.В., Терновая Л.О., 2022.

Влияние реформы высшей школы на жизненные старты ее выпускников

образование во все времена не только помогало обществу двигаться вперед, но и показывало, в каком направлении ему предпочтительнее развиваться. Для этого образованию всегда было необходимо опережать человечество. и чем выше находилась образовательная ступень, тем масштабнее должен был проявляться такой разрыв. с каждой новой эпохой отвечать этим требованиям становилось все сложнее. свои неудачи люди все чаще списывали на недостатки образования. отсутствие у образования, прежде всего высшего, ареола сияющего будущего приводило к многочисленным утратам. Первой жертвой такого «приземления» системы образования стала магия университетов, окружавшая эти высшие учебные заведения с самого их рождения. Без нее высшее образование постепенно теряло свою загадочность, превращаясь в рутинный процесс передачи знаний. Второй жертвой можно назвать утрату высшим образованием престижа, падение интереса все большего числа выпускников школ к продолжению обучения в вузе. на третье место следует поставить утрату авторитета преподавательским корпусом, представители которого не более способны выступать в роли современных властителей умов.

Ускорению исчезновения былых преимуществ высшего образования способствовали изменения, касающиеся самого человека, его эволюции, тесно сплетающейся с переменами созданной им технической реальности. В ней все отчетливо просматривается оппозиция культуры и технологий. Преодолению этой дихотомии могло бы помочь гуманитарное торжество технологичной культуры. Чтобы такое словосочетание не смотрелось как оксюморон, нужно резко повысить технологическую активность человека. Эту задачу можно

считать одной из важнейших, стоящих перед университетской системой XXI столетия.

специалисты предлагают ее решать, в частности, путем радикальной трансформации гуманитарного знания и опоры на имеющий неисчерпаемый образовательный потенциал искусства. Этот подход требует изменения принципов выстраивания образовательной системы, усиления ее связей с теми общественными институтами, которые оказывают на нее влияние. Значимо и прогнозирование последствий для сферы образования трансфера полномочий между уровнями власти. Кроме всего вышеперечисленного, следует и власти, и обществу, в первую очередь образовательному сообществу, озаботиться тем, чтобы все эти новации оказались погруженными в такую среду, которую мы соотносим с понятием «экономики знаний».

сейчас ее доля в отечественном ВВП не доходит даже до 20%. Двигаться к «экономике знаний» необходимо не только ускоренными темпами, но и одновременно в нескольких направлениях: научных исследованиях и разработках (ниоКР), а в России этот сектор является шестым в мире по количеству занятых (таблица 1); образовании, информационно-коммуникационных технологиях, биотехнологиях и приро-доподобных технологиях; технологическом форсайте; здравоохранении как одной из важнейших составных частей человеческого капитала. Все внутренние трансформации в данных областях необходимо нацелить на повышение эффективности российской инновационной системы, так, чтобы она стала способной конвертировать достижения образования и науки не только непосредственно в экономический рост, но и в создание картины будущего.

структурам, действующим в сфе-

ре высшего инженерного образования, следует учитывать различия между изобретениями и инновациями, при этом постоянно заботясь о том, чтобы технологический прорыв вел не к утопическим моделям социального устройства, а открывал дорогу к реальным общественным переменам. По мнению профессора Массачусетского технологического института (англ. Massachusetts Institute of Technology, MIT) Лорена Грэхема, именно инновация делает изобретение коммерчески успешным для общества. Результатом модернизации должна становиться новая институциональная среда, включающая инструменты свободного рынка, защиты интеллектуальной собственности, контроля коррупции, свободы творчества, наличие критической массы технологических предпринимателей и венчурных инвесторов, а также многое другое, в целом составляющее инновационную среду.

Если искать пример того, как высшая школа за рубежом работает на создание такой среды, то можно обра-

титься к опыту японии. Там, в мае 2022 г. правительственным советом по формированию высшего образования будущего, были объявлены предложения, способные обеспечить в ближайшее десятилетии такие реформы, которые могут повысить конкурентоспособность японских университетов в сравнении с ведущими высшими учебными заведения мира. начало реформы видится японским политикам в реорганизации научных и инженерных факультетов, а также в повышении таких показателей, как объем научных исследований, уровень социального сотрудничества, уровень интернационализации и международной популярности и пр.

Если японский опыт можно назвать институциональным, то опыт Германии и некоторых других европейских государств необходимо отнести к прикладной области. Речь идет о дуальной модели высшего образования. Безусловно, к ней же относятся и созданные еще в 1930 г. в советском союзе на базе крупнейших промышленных предпри-

Таблица 1. Численность исследователей в эквиваленте полной занятости.

Численность исследователей, чел в эквиваленте полной занятости

1800000 liODOOD 1400000 1200000 1000000 аооооо 600000 ¿ОООDO 200000

III........

I

с

я з

я п

П.

е а

а

а 5

в.

t 5

с

O-

4b

а

t X

Л)

i I 11

Источник: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) // URL: http://www.forecast.ru.

ятий высшие технические заведения, получившие название втузов. Их целью была подготовка из числа работников данного или родственных предприятий инженерных кадров. Через три десятилетия отечественная практика соединения промышленного гиганта с высшим учебным заведением оказалась востребованной в бывшей Германской Демократической Республике (ГДР). Хотя тогда немецкий подход явно развивал идеи, присущие советской системе профессионально-технического образования, он отличался большей дидактической насыщенностью. Так, к руководству практической частью обучения привлекались лишь мастера, прошедшие специальную педагогическую подготовку. Сейчас эта модель известна как дуальное обучение. В данной форме организации учебного процесса доля практических занятий доходит до 70%, а получение теоретических знаний приходятся 30% учебного времени. Очевидно, подобное распределение учебных часов позволяет обучающимся полноценно формировать и совершенствовать практические навыки по специальности.

По данным Национального агентства развития квалификаций (НАРК), в 2021 г. в системе среднего профессионального образования (сПО) в Российской Федерации по практикоориенти-рованной (дуальной) модели обучалось менее шести процентов студентов. Эти цифры особенно впечатляют на фоне того, что в России работают 3,6 тысяч средних учебных заведений, в которых учится более трех миллионов студентов. столь низкие показатели были связаны не только с объективными сложностями и рисками, возникающими при такой подходе. Их можно считать инерцией, свойственной сложившейся модели профессионального образования, а также результатом низкой опла-

ты труда наставников на производстве. К недостаткам российской модели дуального обучения можно отнести и то, что в европейских странах выпускники таких программ получают полноценный диплом, а в Российской федерации — лишь удостоверение от предприятия.

Сейчас программа «Профессио-налитет» стала одним из важнейших направлений проводимой в России реструктуризации системы среднего профессионального образования. Составляющими новой программы выступают: вовлечение представителей профессиональных сообществ в образование учащихся колледжей и техникумов, превращение их в инвесторов системы образования; сокращение сроков обучения при его интенсификации; образование внутри учебных заведений разнообразных центров молодежных инициатив. Однако на этом пути есть подводные камни, с которыми столкнулись в СССР при обучении в заводах-втузах, когда профессиональная подготовка была ориентирована на занятие обучающимся конкретного рабочего места. Это не только снижало профессиональную мобильность выпускников, но и тормозило их профессиональный и карьерный рост. Для исправления такой ситуации практику дуального обучения соединяют с программами целевого набора, профориентации и наставничества.

Прогнозируется, что нововведение позволит обучению стать более гибким, отвечающим потребностям инновационной экономики, а у многих обучающихся возникнет стремление к получению в дальнейшем высшего образования. Для этого предполагается развивать формат образовательных кластеров. С 1 сентября 2022 г. в 70 кластерах более 150 тысяч российских студентов приступили к обучению по практикоориен-тированным программам. Кластерная

форма организации образовательного процесса, безусловно, снижает дистанцию между средним специальным и высшим образованием. Также у нее есть еще одно неоспоримое преимущество, состоящее в большей чуткости к потребностям региональных рынков труда.

Поскольку изменения должны затронуть не одну лишь организационную сторону учебного процесса, а обязательно привести к совершенствованию его содержания, то потребовались и новые образовательные стандарты, и опирающиеся на них программы. Например, «Красногорский колледж» и Красногорский завод им. С.А. Зверева, выступающий партнером, разработали федеральный стандарт по специальности «фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии». Для обучения студентов «Красногорского колледжа» по новому стандарту на заводе им. С.А. Зверева было специально для студентов создано около сорока рабочих мест. 2022/2023 учебный год начался с того, что в этом колледже в рамках празднования Дня среднего профессионального образования состоялось мотивационное мероприятие «День партнеров», на котором для обсуждения подготовки и трудоустройства молодых специалистов были собраны ведущие работодатели и социальные партнеры Красногорского городского округа. Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ), входящий в Трубную Металлургическую Компанию (ТМК) также подключился к реализации концепции дуального обучения, причем сразу по одной основной и двум дополнительным профессиям. Студентам гарантируется не только наличие рабочего места, но и компенсируется питание, оплачиваются бассейн и фитнес, изучение английского языка. За все это они обязаны по окончании обучения отработать три года.

В настоящее время такую заботу об обучающихся могут проявлять лишь эффективно работающие производственные структуры. Однако эта практика, во-первых, не является уникальной, а, во-вторых, она может служить основой для успешного сотрудничества образовательных организаций, местных предприятий и регионов. Благодаря такому взаимодействию создается возможность преодолевать различные препятствия, например, подушевого финансирования, когда группы студентов, численностью менее 25 человек, неинтересны колледжу, а при дуальной системе организации образования могут из подопечных нескольких предприятий формировать общие группы на теоретическое обучение. Таким образом, появляются реальные условия для удовлетворения современных жизненных планов студентов колледжей.

Что же касается обучающихся в высших учебных заведениях, то выход России из Болонского процесса не оказал разрушительного влияния на их профессиональные ориентиры. Более того, этот факт оказал влияние на то, чтобы те усилия, которые предпринимались для повышения качества практической направленности обучения в вузе, можно было реализовать в рамках системы среднего специального образования. При этом университетская модель должна быть сориентирована на более глубокую теоретическую подготовку студентов и их саморазвитие. В частности, это отвечает запросам родителей, среди которых каждый второй хотел бы видеть своего ребенка научным работником или ученым. Согласно опросу, проведенному сотрудниками Института психологии РАН и социологической группой ЦИРКОН, наукой интересуются около двух третей россиян (56%). Любопытно, что 33% молодых людей,

которые интересуются наукой, «мечтали стать ученым, когда были ребенком». Важно и то, каким видит молодежь предназначение ученого. Большинство опрошенных в числе ее важнейших задач называли расширение знаний о мире и человеке, прикладные исследования, а также участие ученых в определении научной политики и основных направлений научно-технологического развития России. Кроме этого прозвучали мнения о значимости информирования общества о том, как российские предприятия используют разработки исследователей, и предложения, более активно внедрять достижения отечественных ученых.

Жизненные планы человека часто определяются яркими впечатлениями. В этой связи актуальным представляется и фундаментализация высшего образования, и включение в учебный процесс таких дисциплин, которые отражают потребность в популяризации науки. Например, участвовавшие в отмеченном выше опросе говорили о необходимости больше внимания уделять биографиям современных российских ученых и развитию молодежных сообществ. Это очень точно выделенные аспекты, которые отражают понимание молодыми людьми ценности личностного вклада в науку и производство, а также значимости как индивидуального развития в этих областях, так и корпоративного взаимодействия, на котором изначально строилась университетская система. Ее реформирование в этих направлениях будет способствовать созданию стартовых площадок для более успешного творческого и карьерного роста выпускников высшей школы.

References

[1] Alekseev D. Does not fit into the theory: will dual edu-

cation take root in Russia // Izvestia. 2022. August 29.

[2] Bashkatova A. Without the knowledge economy,

Russia will fall into a long recession // Nezavisi-maya Gazeta. 2022. October 10.

[3] Vaganov A. Technological culture // Nezavisi-maya gazeta. 2022. October 25.

[4] Voznesensky I.S. Temporal intelligence: from the

secret of mastering time to effective management // Mission of confessions. 2022. Vol. 11. Part 3 (No. 60). P. 90-97.

[5] Voznesensky I.S. Teaching personal effectiveness:

a guide for educators and coaches. Moscow: Publisher: Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Moscow), 2019. 216 p.

[6] Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Engineering creativity in the historical, cultural and social context: Monograph. M.: International Publishing Center "City XXI century", 2018. 274 p.

[7] Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Fundamentals of

Engineering Creativity: Textbook. M.: International Publishing Center "City XXI century", 2018. 174 p.

[8] Graham L. Can Russia compete? The history of innovation in tsarist, Soviet and modern Russia / Per. from English. Y. Konstantinova. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 254 p.

[9] Deri M. Escape speed: cyberculture at the turn of the

century / transl. from English. T. Parfenova. M.: AST; Yekaterinburg: Ultra. Culture, 2008. 478 p.

[10] Komarova I.I. Educational clusters as a mechanism for changing educational patterns // Modern preschool education. Theory and practice. 2019. № 2(13). P. 16-29.

[11] Kutyrev V.A. Culture and Technology: The Struggle of the Worlds. M.: Progress-Tradition, 2001. 238 p.

[12] Listvin A.A. Dual education in Russia: from concept to practice // Education and Science. 2016. № 3 (132). P. 44-56.

[13] Medvedev Yu. Who connects the future of their children with science: a survey of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences and the ZIRCON sociological group // Rossiys-kaya Gazeta. 2022. September 27.

[ 14] Mironova T.A., Ternovaya L.O. Stages of the formation of the communicative culture of students in the "Bologna" dimension // Vestnik BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). 2022. № 3 (56). Series «Regionalism and Ethnopolitics». P. 32-41.

[15] Decree of the Government of the Russian Federation of March 16, 2022 N 387 On conducting an experiment on the development, testing and implementation of a new educational technology for designing educational programs for secondary vocational education within the framework of the federal project "Professionality" // URL: https://base.garant. ru/403719658.

[16] Rybin V.A. University of the XXI century. Anthropological perspectives of education and culture. M.: Librokom, 2021. 174 p.

[17] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. "Bologna" decade of Russia: results and prospects // Ethnosocium and interethnic culture. 2013. № 7 (61). P. 115-122.

[18] Tebin N. Japan is forcing the reform of higher edu-

cation // Nezavisimaya Gazeta. 2022. September 26.

[19] Tereschenkova E.V. Dual system of education as a basis for training specialists // Concept. 2014. № 4. P.41-45.

[20] Ternovaya L.O. Student corporatism: strength tests: monograph. M.: INFRA-M, 2019. 383 p.

[21] Warwick K. Offensive of machines: Why the world will be ruled by a new generation of robots / Authorization. per. from English. lang. E.V. Koku-rina. M.: Nauka/Interperiodika, 1999. 237 p.

[22] Management of the education system at different levels. Power vertical, transfer of powers and regional cooperation / Ya. Grof, A.A. Belkikov, M.L. Agranovich, S. V. Yankevich. Moscow: Higher School of Economics (HSE), 2019. 336 p.

[23] Fukuyama F. Our posthuman future. Consequences of the biotechnological revolution / Per. from English. M.B. Levin. M.: AST, 2004. 349 p.

[24] Kharitonova N.D. The dual system of education in higher education: the effectiveness of implementation // Electronic scientific and methodological journal of the Omsk State Agrarian University. 2017. Special issue № 3. // URL: http://e-journal.omgau. ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/732-00317.

Список литературы

[1] Алексеев Д. Не укладывается в теорию: приживется ли в России дуальное образование // Известия. 2022. 29 августа.

[2] Башкатова А. Без экономики знаний Россия впадет в долгую рецессию // Независимая газета. 2022. 10 октября.

[3] Ваганов А. Технологичная культура // Незави-

симая газета. 2022. 25 октября.

[4] Вознесенский И.С. Темпоральный интеллект: от секрета овладения временем к эффективному управлению // Миссия конфессий. 2022. Т. 11. Часть 3 (№ 60). С. 90-97.

[5] Вознесенский И.С. Учим персональной эффек-

тивности: пособие для педагогов и тренеров. М.: Издательство: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Москва), 2019. 216 с.

[6] Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Инженерное

творчество в историко-культурном и социальном контексте: Монография. М.: Международный издательский центр «Город XXI век», 2018. 274 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Основы инженерного творчества: Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Город XXI век», 2018. 174 с.

[8] Грэхэм Л. Сможет ли Россия конкурировать?

История инноваций в царской, советской и современной России / Пер. с англ. Ю. Константиновой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 254 с.

[9] Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков / пер. с англ. Т. Парфеновой. М.: АСТ; Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. 478 с.

[10] Комарова И.И. Образовательные кластеры

как механизм смены образовательных укладов // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2019. № 2(13). С. 16-29.

[11] Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 238 с.

[12] Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С.44-56.

[13] Медведев Ю. Кто связывает будущее своих детей с наукой: опрос Института психологии РАН и социологической группы ЦИРКОН // Российская газета. 2022. 27 сентября.

[14] Миронова Т.А., Терновая Л.О. Стадии формирования коммуникативной культуры студенчества в «Болонском» измерении // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2022. № 3 (56). Серия «Регионалистика и этнополитика». С. 32-41.

[15] Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. N 387 О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» // URL: https://base.garant.ru/403719658.

[16] Рыбин В.А. Университет XXI века. Антропологические перспективы образования и культуры. М.: Либроком, 2021. 174 с.

[17] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. «Болонская» десятилетка России: итоги и перспективы // Этно-социум и межнациональная культура. 2013. № 7 (61). С. 115-122.

[18] Тебин Н. Япония форсирует реформу высшего образования // Независимая газета. 2022. 26 сентября.

[19] Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. 2014. № 4. С.41-45.

[20] Терновая Л.О. Студенческий корпоративизм: испытания на прочность: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 383 с.

[21] Уорвик К. Наступление машин: Почему миром будет править новое поколение роботов / Авториз. пер. с англ. яз. Е.В. Кокуриной. М.: Наука/Интерпериодика, 1999. 237 с.

[22] Управление системой образования на разных уровнях. Вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / Я. Гроф, А.А. Белкиков, М.Л. Агранович, С. В. Янкевич. М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2019. 336 с.

[23] Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции / Пер. с англ. М.Б. Левина. М.: АСТ, 2004. 349 с.

[24] Харитонова Н.Д. Дуальная система образования в высшей школе: эффективность внедрения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. Спецвыпуск № 3. // URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/ spetsvypusk-3/36-spets03/732-00317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.