Научная статья на тему 'Университеты и благотворители'

Университеты и благотворители Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / университет / благотворительность / частное меценатство / эндаумент / education / university / charity / private patronage / endowment

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лезина О.В., Терновая Л.О.

В статье рассмотрены направления и формы оказания благотворительной помощи университетам. Проанализированы механизмы работы университетских эндаументов. Выделены причины побуждающие вести благотворительную деятельность обладателей крупных состояний. Показаны векторы финансирования университетских программ со стороны известных фондов. Особое внимание уделено отечественной истории благотворительных акций, направленных на поддержку высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universities and philanthropists

The article deals with the directions and forms of providing charitable assistance to universities. The mechanisms of work of university endowments are analyzed. The reasons for charitable activities of owners of large fortunes are highlighted. The vectors of financing of university programs from well-known foundations are shown. Particular attention is paid to the national history of charitable actions aimed at supporting higher education.

Текст научной работы на тему «Университеты и благотворители»

Лезина О.В.

Заместитель декана факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Университеты и благотворители

Приучи себя с юных лет к благотворительности, но к благотворительности, просвещенной разумом и направляемой справедливостью. Не ограничивайся материальной, денежной помощью, отдавай свои попечения, свое время, свои знания, доставляй нравственное утешение, которое часто дороже всякой помощи. При таких условиях твоя благотворительность не будет исключительно зависеть от твоего кошелька; для тебя же она будет служить занятием и удовольствием. Никогда не забывай, что нуждающийся в помощи по природе своей равен дающему.

Николя де Кондорсе

С самого своего рождения университеты ощущали поддержку многих состоятельных людей, которые предоставляли им помещения, учреждали стипендии, поддерживали различные начинания профессоров и студентов. Начало благодеяниям в этом направлении положила Великая Тосканская маркграфиня Матильда (1046 - 1115), во дворе замка которой в Каноссе, одетый во власяницу три дня босым на снегу коленопреклоненным простоял император Генрих IV, вымаливая милость папы Григория VII. Но Матильда осталась известной отнюдь не благодаря тому факту борьбы светской и духовной власти, а потому что в 1088 году способствовала глоссатору Ирнерию в организации в Болонье публичной лекции о кодексе императора Юстиниана (лат. Codex Iustiniani). Это событие и явилось отправной точкой для создания Болонского университета. Позже император Священной Римской империи Фридрих I Гогенштауфен (1122 - 1190), получивший в Италии прозвище Барбаросса из-за рыжева-

той бороды (от итал. barba — борода, и rossa — рыжая), дал исключительные льготы «всем, кто придет в город Болонью учить закон». Они могли свободно перемещаться по всей империи, будучи везде под защитой его авторитета, и подлежать суду только своих коллег профессоров или епископа1. Кроме того, со «студийцев» не брали налога, их освобождали от военной службы, а отдельным профессорам жаловалось звание «рыцаря» с правом ношения меча или шпаги.

Из Средневековья берет начало традиция присваивать университетам имена их основателей. Карл IV Люксембургский, король Чехии, в 1348 году учредил в Праге Карлов университет (чеш. Univerzita Karlova v Praze, лат. Universitas Carolina, нем. Karls-Universitat Prag). Особенно прижилась такая традиция за океаном, где очень многие высшие учебные заведения были созданы на деньги жертвователей. Например, Университет МакГил-ла (англ. McGill University) был основан в 1821 году по завещанию финансовых средств денег и земли от богатого монреальского бизнесмена и филантропа Джеймса МакГилла.

В каждом университете формировались особые практики содействия обучению в них, определяемые не столько духом времени, сколько спецификой национальной традиции милосердия. Однако независимо от глубины и своевременности оказания помощи в разных странах благотворительность, направленная на поддержание учебных заведений имела общие черты.

Во-первых, она всегда отражала осознание лицами, имеющими власть и деньги, своей ответственности за развитие общества, поддержание благосостояния государства, что немыслимо без наличия достаточного количества образованных людей.

Во-вторых, покровительство университетам придавало самим опекунам просвещенный облик, что во многие времена ценилось гораздо выше, чем крутой и грозный нрав.

В-третьих, осознание роли знаний в технологическом развитии подталкивало власти и состоятельных предпринимателей к поддержке исследований, экспедиций, создании лабораторий, комплектованию библиотек и музейных фондов, многие из которых прямо были связаны с университетами. Это расширяло и горизонты знаний, и горизонты про-странства2.

1 Грамота Фридриха Барбароссы ученикам и учителям болонских школ (1158). // URL: https://drevlit. ru/docs/italy/XII/Umvers/text2.php.

2 Сабирова Ф.М. Вклад средневековых университетов в развитие науки //Наука и школа. 2010. № 4. С. 143-147.

В-четвертых, милосердие, направленное на университеты и связанных с ними личностей, вписывалась в ментальную карту, сформированную религиозными убеждениями и моральными императивами периодов Средних веков и Нового времени.

В-пятых, благотворительность, поддерживающая высшие учебные заведения, выступала инструментом укрепления корпоративистского духа, поскольку позволяла жертвователям, часто не имеющим образования, чувствовать себя причастным к университетской корпорации3.

Эти характеристики имели множество вариаций в зависимости от времени и места. Значительная часть форм оказания помощи учебным заведениям сложилась еще в античный период. Одной из них стало создание фондов целевого капитала, так называемых эндаументов (англ. endowment). Сейчас такие фонды получили четкие правовые рамки. В России они, образованные за счет пожертвований части имущества некоммерческой организации, передаются в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, который направляется на финансирование уставной деятельности некоммерческой организации4.

Считается, что прообраз первого эндаумента был у Академии Платона, появившейся в 380-х годах до нашей эры вблизи Афин5. В самом начале XVI столетия, в 1502 году, бабушка короля Генриха VIII, леди Маргарет Бофорт (1441/1443 - 1509), бывшая одной из главных фигур войны Алой и Белой розы, сделала пожертвования на создание кафедр богословия в университетах Оксфорда и Кембриджа. В Америке целевые фонды появляются сразу же после образования Гарвардского, Йельского, Принстон-ского и Стэнфордского университетов.

За длительную историю существования у эндаументов сложились как финансовые правила, так и правовые основания, в частности, позволяющие благотворителям передавать средства для бессрочного хранения и на конкретные цели6. Поэтому почти у каждого университетского энда-умента имеются четкие принципы, касающиеся распределения активов

3 Терновая Л.О. Студенческий корпоративизм: испытания на прочность: монография. М.: ИНФРА-М, 2019.

4 Федеральный закон № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 года. // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_64939.

5 Мочалова И.Н. Академия Платона и Ликей Аристотеля: философские школы как два типа научно-образовательных институтов // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24 - 28 мая 2005 г.): В 5 т. / Российское философское о-во, Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т философии Российская акад. наук, М-во науки и образования Российской Федерации; [редкол.: Алексеев П. В. и др.]. Т. 2. М.: Современные тетради, 2005. C. 30-31.

6 Ивченко А.А. Влияние благотворительной деятельности на становление и развитие высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 136-138.

и получения доходности без большого риска. Безусловно, само образование эндаументов есть знак не только определенного благополучия общества, но и самостоятельности принятия решений лицами, имеющими свободные капиталы. Понятно, что крупнейшие университетские фонды могли образоваться там, где наблюдались эти условия, прежде всего, в США. Именно там находятся пять крупнейших эндаументов с активами более 25 миллиардов долларов, принадлежащие Гарвардскому, Техасскому, Йельскому, Стэнфордскому и Принстонскому университетам.

Каждый из этих фондов имеет отличия. В частности, у Гарвардского университета такой фонд — крупнейший в мире и включает в свой состав более чем тринадцать тысяч подразделений, отражающих богатую историю и направления активности этого учебного заведения. Более молодым эндаументом Техасского университета управляет Инвестиционная компания А&М, которая оказывает преимущество финансированию медицинских исследований, санитарного просвещения, общественного здравоохранения, сестринского дела, программ лечения. Фонд Йельско-го университета выделяет учебному заведению более трети его доходов, распределяя свои активы по трем группам: вложения с низким уровнем риска; венчурный капитал; выкуп с использованием заемных средств. Стэнфордская управляющая компания заботится в первую очередь о стипендиях и широкой академической поддержке подопечных. Та помощь, которая идет Принстону от эндаумента, дает возможность университету покрывать сто процентов стоимости обучения, оплаты, проживания, питания студентов из семей, которые зарабатывают менее 65 тысяч долларов в год. Однако нельзя утверждать, что в эндаументах университетов США сложилась исключительно благостная картина. Так, испытанием для всех фондов явилась пандемия СОУГО-19. В тот период практически все эндаументы охотно принимали помощь от правительства, стараясь не трогать собственные средства. После волны критики они вынуждены были отказаться от стимулирующей поддержки властей.

В нашей стране несмотря на то, что это направление финансового содействия развитию высшего образования относительно ново, уже действуют около ста эндаумент-фондов, обладающих общим объемом средств порядка двадцати миллиардов рублей. Первым в 2007 году появился эндаумент-фонд при Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД Российской Федерации (МГИМО). Но несмотря на авторитет, известность и наличие шестисот партнеров, его финансовые результаты можно назвать скромными,

поскольку финансируется лишь около трех процентов суммы расходов университета, тогда как эндаумент негосударственной Российской экономической школы (РЭШ, англ. New Economic School, NES), учрежденный в том же году, направляет около пятнадцати процентов годового бюджета РЭШ, а эндаумент Европейского университета в Санкт-Петербурге покрывает до трети процентов расходов вуза. В 2014 году были созданы Эндаумент-фонд МАДИ и Ассоциация выпускников МАДИ. Одним из главных участников фонда стал СДМ-банк (Банк строительно-дорожного машиностроения).

Отличий эндаументов российских университетов от зарубежных практически нет. Везде такие фонды преследуют цели укрепления материальной базы высшего образования, содействия развитию науки, культуры, искусства и спорта. Так же, как иностранные фонды отечественные эндаументы привлекают в свои ряды выпускников университетов, бизнесменов, медийных персон и прочих.

Эндаументы представляют собой некие обезличенные структуры. А в истории отечественного высшего образовании возникла собственная традиция создания благотворительных обществ, где была заметна деятельность каждого из участников, избираемого на общем собрании и там же отучивающегося о своих благодеяниях. Например, при Императорском Московском университете в 1874 году было основано Общество для пособия нуждающимся студентам. Оно продолжало свою деятельность до 1917 года7. Членами Общества были крупные предприниматели, деятели искусства, издатели. Но помимо избираемых членов, в соответствии с Уставом, по должностям определялись почетные члены Общества. К ним относились: Московский генерал губернатор, попечитель Московского учебного округа, губернский предводитель дворянства, ректор Московского университета, московский городской голова8.

Все члены Общества стремились помощь Университету. Так, один из учредителей Общества — предприниматель, издатель и коллекционер Козьма Терентьевич Солдатёнков в течение более двадцати лет ежегодно вносил в кассу Общества по триста рублей, а по его завещанию двадцать тысяч рублей были направлены на взнос платы за слушание лекций «недостаточными студентами», учреждены стипендии на каждом факульте-

7 Иванцов А.А. Историческая записка о деятельности Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского университета за 25 лет его существования. (1874 - 1898) / шст. член Комитета А. Иванцов. М.: Типо-лит. В. Рихтер, 1899.

8 Горбунова Е.Ю. Благотворители и меценаты в истории Московского университета / под ред. В.И. Тропина. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010; Скоч А.В. Именное меценатство в российском образовании. М.: ПЕР СЭ, 2003.

те. Средства благотворителей помогали строить общежития, создавать столовые, выдавать пособия и ссуды. Кроме этого малообеспеченным студентам оказывалась медицинская помощь. Благодаря соглашению Общества с владельцами аптек и Обществом русских врачей студенты на льготных условиях обеспечивались лекарствами. За лечение учащихся вносилась плата в Екатерининскую больницу.

В заботы Общества входила помощь студентам в трудоустройстве, которая первоначально проявлялась в бесплатном размещении объявлений об уроках, переводах и других занятиях на страницах ежедневной газеты «Русские ведомости», редактором которой был выпускник университета Василий Михайлович Соболевский. С 1898 года работало специальное «Бюро для приискания занятий студентам», нуждающимся в дополнительном заработке во время обучения.

Общество поощряло индивидуальные действия своих участников на благотворительной ниве. Известный певец Леонид Собинов, который был выпускником Московского университета, в течение десяти лет ежегодно устраивал концерты в пользу нуждающихся студентов. Разумеется, подобные примеры единичны. И в российской практике, и в мировой значительно чаще пожертвования не связаны непосредственно с участием самих благотворителей в сборе средств. Самые большие суммы поступают благодаря тем доходам, которые имеются у профильных активов жертвователей. Именно об этой закономерности говорят самые большие пожертвования университетам. К ним относят следующие: в 2007 году 454 миллионов долларов на финансирование онкологической больницы при Национальном университете Тайваня со стороны Терри Гоу, основателя компании Foxconn; в 2015 году 500 миллионов долларов для Oregon Health and Science University (OHSU) на финансирование исследований рака со стороны Пенни Найт, супруги Фила Найта — основателя компании Nike; 500 миллионов долларов Калифорнийскому университету в Сан-Франциско со стороны Хелен Диллер, супруги миллиардера Сэн-форда Диллера; 600 миллионов долларов Колумбийскому университету и пресвитерианской церкви Нью-Йорка на финансирование исследований рака со стороны Флоренс Ирвинг — вдовы соучредителя Sysco Corporation Герберта Ирвинга; 600 миллионов долларов за десять лет Калифорнийскому технологическому институту от соучредителя Intel Гордона Мура и его жены Бетти. Индийский магнат металлургической и горнодобывающей промышленности Анил Агарвал, чье состояние оценивается в три с половиной миллиарда долларов, пожертвовал один миллиард долларов

на финансирование исследовательского Университета в Одише (англ. Odisha University of Technology and Research, OUTR). Но наибольший на сегодняшний день вклад в высшую школу, в 1,8 миллиардов долларов, был сделан американским бизнесменом, политиком, филантропом и писателем Майклом Блумбергом.

С Блумбергом в жертвовании на образование пытаются конкурировать такие структуры, как Фонд Билла и Мелинды Гейтс (англ. Bill & Melinda Gates Foundation) и «Инициатива Чан-Цукерберга» (англ. Chan Zuckerberg Initiative) — благотворительный фонд соучредителя Facebook Марка Цукерберга и его жены Присциллы. Также справедливо будет отметить благотворительную активность американского бизнесмена ирландского происхождения Чака Фини, который своему благотворительному фонду Atlantic Philanthropies, основанному в 1982 году, передал большую часть состояния. Средства Фонда направлялись на помощь Университету Лимерика в Ирландии (англ. University of Limerick, ирл. Ollscoil Luimnigh), Корнеллскому университету в штате Нью-Йорк, выпускником которого был Фини, а также многим другим университетам в разных государствах9.

В России в советский период классические формы благотворительности богатых людей были заменены добровольческими действиями снизу. Например, сами студенты участвовали в строительстве университетских корпусов. Имеются фотографии, которые запечатлели студентов химфака МГУ, будущих академиков Николая Платэ и Виктора Кабанова на стройплощадке Главного корпуса Московского университета на Ленинских (сейчас Воробьевых) горах. В современной практике также сохранились традиции студенческих строительных отрядов (ССО), но вместе с тем постепенно возрождаются исторические формы меценатства.

В дореволюционное время оно отличалось адресностью. Известно, что многие отечественные меценаты приняли участие в открытии Московского коммерческого института в 1907 году10. Сейчас это учебное заведение мы знаем как Российский экономический университет имени Георгия Валентиновича Плеханова. Желающие оказать содействие высшему коммерческому образованию по инициативе купца первой гильдии Алексея Семеновича Вишнякова объединились в Московское общество распространения коммерческого образования (М.О.Р.К.О.). Благодаря

9 7 миллиардеров, которые очень много жертвуют на образование. Билл Гейтс, Марк Цукерберг и Джек Ма. // URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/6359087-billionaires_edu_donate.

10 Иоффе М.Я. Возможности частного меценатства в российском образовании на фоне выхода из Бо-лонского процесса // Независимая газета. 2022. 22 июня.

частным пожертвованиям к строительству института были привлечены лучшие архитекторы, а лаборатории и мастерские оснащены современным оборудованием. Среди благотворителей можно было увидеть представителей известных предпринимательских династий: Протопоповых, Коноваловых, Морозовых, Мамонтовых, Рябушинских, Четверяковых, Сорокоумовских, Абрикосовых и других.

Сама идея благотворительности не просто органична университетской культуре. Она представляет собой ее живую и постоянно развивающуюся часть. Прежде всего, смыслы благотворительности совпадают с самим духом образования, которое помогает человеку стать лучше, приспособиться к изменяющейся действительности, научиться продуктивно взаимодействовать с другими людьми и сообществами. Далее, говоря о высшем образовании, необходимо помнить, что его становление во многом было обязано ценностям корпоративизма, включающего заботу о нуждающихся. Не менее ценно и то, что благотворительность создает условия для сохранения корпоративных связей выпускников университетов и самих образовательных учреждений. Эти контакты могут носить финансово-организационный характер, проявляясь в виде эндаумен-тов или частных пожертвований учебных заведениям на важные для них и всего общества программы. Но гораздо чаще такие связи имеют не коммерческую, а духовную основу, когда каждый, кто когда-либо учился в любом университете сохраняет его частичку в своем сердце и передает ее окружающим. Именно об этом говорила Элизабет Джексон, профессор коммуникаций Калифорнийского университета, специализирующаяся в области выстраивания мирных взаимоотношений между представителями разных культур. Она называет себя «путешествующим профессором», поскольку побывала с образовательными и благотворительными миссиями во многих странах мира. В 1997 году Джексон получила звание «Профессор года» от Международного фонда образования (IEF) за работу со школьниками в Эфиопии11. Наиболее любопытен ее опыт работы профессором так называемого «плавучего» университета, который в период кругосветного плавания останавливался в портах на разных континентах, где читались лекции по самой разнообразной проблематике. Этот образ корабля может быть применен не только к образованию, но и благотворительности, потому что она обладает теми же свойствами создания убежища и внушения надежды, что и

11 Гаврилова Н. Профессор из США рассказала «РГ» о благотворительности // Российская газета. 2013. 16 мая.

корабль, который способен спасти человека в бушующем море и показать ему путь в защищенную гавань12.

Список литературы:

1. 7 миллиардеров, которые очень много жертвуют на образование. Билл Гейтс, Марк Цукерберг и Джек Ма. // URL: https:// mel.fm/ucheba/shkola/6359087-billionaires_edu_donate.

2. Гаврилова Н. Профессор из США рассказала «РГ» о благотворительности // Российская газета. 2013. 16 мая.

3. Грамота Фридриха Барбароссы ученикам и учителям болонских школ (1158). URL:https://drevlit.ru/docs/italy/XII/Univers/ text2.php.

4. Горбунова Е.Ю. Благотворители и меценаты в истории Московского университета / под ред. В.И. Тропина. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010. 313 с.

5. Иванцов А.А. Историческая записка о деятельности Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского университета за 25 лет его существования. (1874 - 1898) / ^ст. член Комитета А. Иванцов. М.: Типо-лит. В. Рихтер, 1899. 115 с.

6. Ивченко А.А. Влияние благотворительной деятельности на становление и развитие высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 136-138.

7. Иоффе М.Я. Возможности частного меценатства в российском образовании на фоне выхода из Болонского процесса // Независимая газета. 2022. 22 июня.

8. Мочалова И.Н. Академия Платона и Ликей Аристотеля: философские школы как два типа научно-образовательных институтов // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24 - 28 мая 2005 г.): В 5 т. / Российское философское о-во, Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т философии Российская акад. наук, М-во науки и образования Российской Федерации; [редкол.: Алексеев П. В. и др.]. Т. 2. М.: Современные тетради, 2005. C. 30-31.

9. Сабирова Ф.М. Вклад средневековых университетов в развитие науки // Наука и школа. 2010. № 4. С. 143-147.

10. Скоч А.В. Именное меценатство в российском образовании. М.: ПЕР СЭ, 2003. 45 с.

11. Терновая Л.О. Корабль — символ поиска, надежды и безопасности // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. Сборник научных статей. Выпуск 1(10). — М.: «Макс Пресс», 2010. С. 96-105.

12. Терновая Л.О. Студенческий корпоративизм: испытания на прочность: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 383 с.

13. Федеральный закон № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 года. // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939.

Bibliography

1. 7 billionaires who donate a lot to education. Bill Gates, Mark Zuckerberg and Jack Ma. // URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/6359087-billionaires_edu_donate.

2. Gavrilova N. A professor from the USA told RG about charity // Rossiyskaya Gazeta. 2013. May 16.

3. Diploma of Frederick Barbarossa to students and teachers of Bologna schools (1158). URL: https://drevlit.ru/docs/italy/XII/Univers/ text2.php.

4. Gorbunova E.Yu. Philanthropists and patrons in the history of Moscow University / ed. IN AND. Path. M.: Publishing House of Moscow University, 2010. 313 p.

5. Ivantsov A.A. Historical note on the activities of the Society for the benefit of needy students of the Imperial Moscow University for 25 years of its existence. (1874 - 1898) / comp. member of the Committee A. Ivantsov. M.: Tipo-lit. V. Richter, 1899. 115 p.

6. Ivchenko A.A. Influence of charitable activities on the formation and development of higher education // World of science, culture, education. 2011. № 2 (27). P. 136-138.

7. Ioffe M.Ya. Possibilities of private philanthropy in Russian education against the backdrop of withdrawal from the Bologna process // Nezavisimaya gazeta. 2022. June 22.

8. Mochalova I.N. Plato's Academy and Aristotle's Lyceum: philosophical schools as two types of scientific and educational institutions // Philosophy and the Future of Civilization. Abstracts of reports and speeches of the IV Russian Philosophical Congress (Moscow, May 24 - 28, 2005): In 5 volumes / Russian Philosophical Society, Moscow State University. un-t im. M. V. Lomonosova, Institute of Philosophy Russian acad. Sciences, Ministry of Science and Education of the Russian Federation; [editor: Alekseev P.V. and others]. Vol. 2. M.: Sovremennye notebooks, 2005. P. 30-31.

9. Sabirova F.M. The contribution of medieval universities to the development of science // Science and School. 2010. № 4. P. 143-147.

10. Skoch A.V. Nominal patronage in Russian education. M.: PER SE, 2003. 45 p.

11. Ternovaya L.O. The ship is a symbol of search, hope and security // National Security of Russia: Problems and Ways of Ensuring. Collection of scientific articles. Issue 1(10). - M.: "Max Press", 2010. P. 96-105.

12. Ternovaya L.O. Student corporatism: strength tests: monograph. M.: INFRA-M, 2019. 383 p.

13. Federal Law No. 275-FZ "On the procedure for the formation and use of endowment capital of non-profit organizations" dated December 30, 2006. // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939.

12 Терновая Л.О. Корабль — символ поиска, надежды и безопасности // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. Сборник научных статей. Выпуск 1(10). М.: «Макс Пресс», 2010. С. 96-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.