Научная статья на тему 'Благотворительные практики бизнеса в социокультурном пространстве современного города'

Благотворительные практики бизнеса в социокультурном пространстве современного города Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
669
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / ЭНДАУМЕНТ / КРАУДФАНДИНГ / ФАНДРЕЙЗИНГ / ВЕНЧУРНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / БИЗНЕС И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / PHILANTHROPY / ENDOWMENT / CROWD-FUNDING / FUNDRAISING / VENTURE CHARITY / BUSINESS AND CHARITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анисина Елена Алексеевна

На примере Рязанской области в статье анализируются современные формы благотворительной деятельности. Представлены специфические особенности культурных благотворительных практик в провинции, рассмотрены вопросы мотивации, взаимоотношений дарителя и дарополучателя, предпочтения и приоритетные направления поддержки социокультурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eleemosynary practices of business in social-cultural space of modern city

Using the case of the Ryazan region the article analyses modern forms of charity. Specifics of cultural charitable practices in provincial regions are presented; issues of motivation, donation givers and receivers relationships are examined as well as preferences and priorities of support of the social and cultural sphere.

Текст научной работы на тему «Благотворительные практики бизнеса в социокультурном пространстве современного города»

УДК 338.467.6:330.322.3

Е. А. Анисина

Благотворительные практики бизнеса в социокультурном пространстве современного города

На примере Рязанской области в статье анализируются современные формы благотворительной деятельности. Представлены специфические особенности культурных благотворительных практик в провинции, рассмотрены вопросы мотивации, взаимоотношений дарителя и дарополучателя, предпочтения и приоритетные направления поддержки социокультурной сферы.

Ключевые слова: благотворительная деятельность, меценатство, эндаумент, краудфандинг, фандрейзинг, венчурная благотворительность, бизнес и благотворительность

Elena A. Anisina

Eleemosynary practices of business in social-cultural space of modern city

Using the case of the Ryazan region the article analyses modern forms of charity. Specifics of cultural charitable practices in provincial regions are presented; issues of motivation, donation givers and receivers relationships are examined as well as preferences and priorities of support of the social and cultural sphere.

Keywords: charity, philanthropy, endowment, crowd-funding, fundraising, venture charity, business and charity

Переход к либеральным ценностям, а вместе с этим, к реальным рыночным отношениям поставил ряд важных проблем, ведущая из которых связана с тем, что социокультурная сфера не может существовать и развиваться как область исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями - одно из необходимых условий развития культурной жизни общества, сохранения художественно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала отдельно взятой личности и социума в целом. В этой связи история и опыт отечественной благотворительности и меценатства чрезвычайно актуальны.

Благотворительность в России имеет глубокие исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства. Бесконечен перечень славных имен благотворителей, меценатов. И эта «бесконечность» есть самое убедительное доказательство того, что мы имеем дело не с эпизодом, не с единичными факторами. Речь идет о серьезном явлении, получившем самое широкое распространение, об определенной форме мироощущения и бытия, когда сама благотворительность, характеризующая всю сознательную жизнь человека, становится способом его существования. И тут нужно особо подчеркнуть, что традиции

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

109

Раздел I. Социологический анализ культуры

благотворительности и меценатства, основанные на христианской морали, сопричастности, патриотизме, милосердии, а порой просто на желании прославиться или получить награду, должны послужить ориентиром для государства, общества, бизнеса. По мнению В. О. Ключевского, благотворительность - это «слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом, его многие различно толкуют и все одинаково понимают»1. Благотворительность - это многогранная добровольная и безвозмездная деятельность на благо общества, основанная на общечеловеческих, социальных, духовных ценностях.

Сегодня благотворительность как социальное явление находится в процессе активного развития. Наблюдаются изменения во взаимоотношениях «объекта» и «субъекта» благотворительности. Наряду с традиционными формами благотворительности - филантропия, попечительство, патронат, волонтерство, меценатство -появляются инновационные формы, адаптированные к современным условиям, учитывающие особенности трансформации социально-экономических отношений в условиях современной России, специфику регионов и т. п. Это требует научного анализа: теоретического обоснования и практического применения. Так, в настоящее время наблюдается процесс активизации и распространения таких инновационных форм как эндаумент, фандрейзинг, венчурная благотворительность, краут-фандинг, меценат-партнерская.

Эндаумент - целевой фонд, суть которого заключается в обеспечении долгосрочного и стабильного финансирования деятельности учреждения (здравоохранения, науки, культуры и образования). В России эта форма благотворительности практикуется с 2006 года относительно поддержки высших учебных заведений. Это можно рассматривать как положительную тенденцию в развитии рынка с точки зрения привлечения пожертвований и реализации совместных целевых программ. В том же году был принят закон № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», освободивший такие фонды от налогообложения доходов от инвестирования целевого капитала. С момента вступления в силу данного закона в российском вузовском и научном сообществе возник интерес к эндаументам как к новому перспективному инструменту финансовой поддержки высшего образования, стали учреждаться фонды целевого капитала при вузах и различных некоммерческих организациях. Если пять лет назад эндаументов были единицы, то к настоящему моменту при образовательных учреждениях России их число приближается к сотне.

По результатам проведенного исследования (нужно отметить, что сбор статистики по фондам целевого капитала - далее ФЦК - дело достаточно сложное, так как далеко не все эндаументы раскрывают информацию, а единого резерва фондов не ведется), в 2007 году (первый год после принятия закона об эндаументах) было зарегистрировано всего 13 фондов; в 2013 году их было уже 110, при этом они аккумулировали денежные средства на сумму 24,5 млрд. рублей. Прорыв наблюдался

110 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

в 2012 году - эндаументы выросли с 4,7 млрд. до 22,5 млрд. руб. На данный момент около 50 % эндаументов - московские, 18 % базируются в Санкт-Петербурге, 32 % -региональные. Именно эти фонды целевого капитала являются крупнейшими публичными фондами. Однако, поскольку на 1 января 2013 года в России было аккредитовано 1115 вузов (из них около 500 в Москве и Санкт-Петербурге) необходимо анализировать ситуацию именно в провинциальных вузах.

Из взятых для анализа четырех регионов ЦФО, фонды целевого капитала сформированы только в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина и Белгородском государственном национальном исследовательском университете. Во Владимирском государственном университете имени А. Г. и Н. Г. Столетовых фонд ликвидирован 31 августа 2013 года. В Рязанской области не создано ни одного Фонда развития высшего учебного заведения.

Тамбовский госуниверситет создал специализированный фонд управления целевым капиталом развития в марте 2010 года. Средства фонда расходуются на финансирование программ развития университета, реализацию инновационных проектов, укрепление материально-технической базы, модернизацию образовательных программ, повышение качества образования, стимулирование научноисследовательской деятельности студентов и преподавателей, а также на развитие кадрового потенциала и социальную поддержку сотрудников и обучающихся. В Белгороде областная администрация выступила соучредителем Фонда содействия развитию Белгородского государственного университета.

Возникновение первых отечественных эндаументов в регионах совпало с пиком финансового кризиса. Соответственно, первые результаты инвестирования не впечатлили создателей фондов.

В данном случае необходима инициатива руководства, сотрудников образовательного учреждения, а не жертвователей, государственных чиновников, выпускников. А в большинстве провинциальных вузов налицо отсутствие выработанной стратегии по работе с текущими и потенциальными инвесторами, благотворителями, спонсорами. Практически во всех учебных заведениях эта работа носит децентрализованный характер, в 70 % отсутствуют какие-либо программы для привлечения средств и пожертвований. Возможно, многие высшие учебные заведения пока не готовы к публичной оценке результатов своей деятельности. Но необходимо не забывать, что привлечь средства в эндаументы практически невозможно без вмешательства правительства, активно лоббирующего вопросы благотворительности среди отечественных бизнесменов. Поэтому такая форма благотворительности приемлема для столичных и «раскрученных» научных и образовательных учреждений, а также для региональных, где государство стимулирует и поддерживает социально-ответственный бизнес.

Не так давно в исследованиях посвященных новым формам поддержки и развития социальных институтов появился термин «венчурная благотворительность».

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

111

Раздел I. Социологический анализ культуры

Отличительная особенность которой не разовая поддержка, а долгосрочное сотрудничество, направленное на инновационное, креативное развитие благополучателя. Объектами данной формы благотворительности в основном становятся научные и образовательные учреждения. Например, Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК) - крупнейшее перерабатывающее предприятие ТНК-ВР -на протяжении последних лет осуществляет поддержку региональных социальных программ. Одним из последних долгосрочных социальных проектов стало открытие на базе РГРТУ отделения по направлению подготовки «Химическая технология», которое будет выпускать профессионалов, востребованных в нефтепереработке и других отраслях ТЭК.

Сегодня возрождение меценатства в российской культуре - явление огромного значения. Но односторонняя связь в форме получения помощи может оказаться не очень прочной. Для того, чтобы укрепить ее, требуется тщательность в проработке подходов сотрудничества также и со стороны дарополучателей. Важным инструментом в их работе по привлечению и аккумулированию средств из различных источников является использование технологий фандрейзинга. Фандрейзинг как источник средств приобрел за последнее десятилетние очень большую актуальность для организаций всех видов искусств. Практически ни один проект не обходится без спонсорской поддержки корпоративного сектора. Конечно, как показывает практика, далеко не везде налажена профессиональная фандрейзиновая деятельность (на уровне специалиста-профессионала, отдельной структуры, фонда)2. Как правило (за исключением Русского музея, Третьяковской галереи, Большого театра и некоторых других «раскрученных» организаций), тем, что можно назвать фандрейзингом, занимаются руководители или сотрудники, использующие свои личные связи и контакты. Например, традиционный Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины», который приобрел популярность не только в России, но и далеко за ее пределами.

Кукольный форум, заслуживший самый высокий профессиональный и общественный статус, вот уже много лет проходит при финансовой поддержке «главного спонсора и друга» в лице Прио-Внешторгбанка. А появился этот главный спонсор только потому, что художественный руководитель Рязанского театра кукол и Председатель Совета директоров банка находились в приятельских отношениях.

В 90-е, когда «финансирование культуры» государством упало практически до нуля, только финансовая поддержка Прио-Внешторгбанка спасла Международный кукольный фестиваль, который сегодня превратился в крупнейшую акцию, собирающую в наш город лучшие творческие силы России, а также талантливые театры зарубежья. Фестиваль позволяет многочисленным участникам и зрителям разного возраста наблюдать удивительную панораму творческого поиска, богатства фантазии, успешных экспериментов, самовыражения кукольников разных стран.

112 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

Если обратиться к меценатству как одной из распространенных форм благотворительности в России, то оно представляет собой сферу социальной активности, направленную на поддержку и развитие культуры, искусства и науки. Оно сложилось на основе географических, социально-экономических, культурно-исторических факторов, является неотъемлемой частью духовной жизни российского общества. В современных условиях, наряду с традиционными, классическими формами меценатства (безвозмездное дарение), развивается более выгодная для обеих сторон технология сотрудничества - партнерство. Меценат-партнер - это физическое или юридическое лицо, выстраивающее спланированную, системную деятельность для сохранения и развития достояния в формах, не противоречащих законодательству РФ. Данная технология сотрудничества привлекательней для обеих сторон, так как ставит их в относительно равные условия: не «проситель» и «благодетель», а «партнеры», приносящие пользу друг другу, она более прагматична, нежели бескорыстное дарение, и менее жестка, нежели спонсорство. Например, выставка «Лев Бакст. В зените славы», открывшаяся в Рязанском областном художественном музее им. И. П. Пожалостина 27 марта 2014. В экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций Л. Бакста к спектаклям «Русского балета» Сергея Дягилева из частной коллекции арт-консультанта, сопредседателя Европейского культурного клуба Ирины Стежки (Германия). Экспонируемые произведения позволяют познакомиться с творчеством художника, находившегося в зените своей славы. Выставочный проект смог осуществиться благодаря инициативе и поддержке ювелирного дома «Смоленские бриллианты», который взял на себя все расходы, связанные с организацией выставки. Коллекция побывала в Тамбове, Воронеже, некоторых других городах Центрального федерального округа.

Если сделать небольшой экскурс в историю благотворительности, то можно вспомнить такой способ привлечения средств на поддержку больниц, приютом и других учреждений как «кружечный сбор». Сбор денег производился либо в кружки, снабженные соответственными карточкам номерами, либо в тарелки, затем все сдавалось в соответствующее учреждение. Так, «всем миром» обеспечивались необходимыми средствами не только благотворительные лечебные заведения, богадельни, но и храмы, дома призрения. Интересный факт: именно благодаря кружечным сборам Михайловское перешло в национальную собственность. Благодаря этому стало возможно проведение Первого общероссийского пушкинского праздника в 1899 г. В постиндустриальном обществе, с интенсивным развитием информационных технологий и проникновением интернета во все сферы человеческой деятельности, «кружечный сбор» трансформировался в краудфандинг - финансирование «с миру по нитке» через социальные сети. В Рязани стартовал проект «Благоустройство Почтовой улицы», с которой связано много знаменательных событий и имен, которая является историческим центром города. Проект планируется финансировать из внебюджетных источников. Для этого был создан инернет-фонд,

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

113

Раздел I. Социологический анализ культуры

принимающий пожертвования в любых размерах от всех желающих быть причастным к реконструкции исторического места. Данная форма благотворительности представляется перспективной, тем более что для ее продвижения организаторы сборов предлагают различные бонусы (бесплатные билеты на посещения культурных мероприятий, удостоверения почетных дарителей и т. д.). Не маловажным фактором развития краудфайдинга является социальная активность граждан. Как показывают социологические исследования последних лет - «быть причастным» к общественно-значимому делу, событию, факту становится потребностью современных россиян.

Как показали результаты социологического исследования, проведенного в феврале 2014 г. центром социологических исследований РГУ имени С. А. Есенина 73,6 % опрошенных представителей бизнеса осознают необходимость социальной активности компаний в виде благотворительной и меценатской помощи. Доминирующей причиной заинтересованности компаний в этой деятельности обозначилась личная симпатия к объекту поддержки (74 %). Имеет место и прагматический интерес - это улучшение имиджа организации и ее реклама (26 %).

На вопрос о приоритетных направлениях благотворительной поддержки рязанские предприниматели ориентированы на социально незащищенные группы населения: дети-сироты, инвалиды, пенсионеры - 52 %. Из высказывания руководителя одной компании: «Мы помогаем пионерам и пенсионерам, т. е. детям и людям старшего возраста, которые еще не могут или уже не могут о себе позаботиться». Равномерно распределилось мнение в адрес поддержки религиозных организаций, что воспринимается как некий стереотип «правильного» поведения, следовать которому положено и престижно (21 %); разовых акций (Дни города, юбилеи, фестивали) - 21 %, а также поддержка талантливых исполнителей и коллективов (20 %).

Хочется отметить, что городские мероприятия и праздники - День города, День улицы, Масленица и другие - выполняют важную интегрирующую, объединяющую функцию, образуют тесную связь жителей и гостей города, являются своеобразным проводником духовных ценностей, способствуют позитивному отношению к жизни и окружающим. Так, начиная с 1982 г. рязанцы отмечают всеми полюбившийся праздник День города, в котором синтезируются современные культурные предпочтения и наблюдается верность традициям и национальным особенностям. Реальный вклад в подготовку общегородских праздников вносят рязанские организации и учреждения. Как показывает практика, разовые благотворительные акции бизнеса становятся систематическими и целенаправленными. Так, например, в День города традиционный праздничный концерт на площади Победы, уже пятый год организовывает Рязанская нефтеперерабатывающая компания. В качестве подарка компания организует приезд столичных звезд.

114 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

Не менее любимый и популярный среди рязанцев разного поколения праздник проводов зимы - Масленица. Горожане и гости с удовольствием принимают участие в народных забавах, каждый может отведать блинов, баранок и множество других угощений, попить чайку... Вот уже пятнадцать лет этот праздник организовывается городской администрацией совместно с Прио-Внешторгбанком. Так из разовой акции это перешло в отдельную строку благотворительных программ социально-ответственной организации региона.

Хочется отметить, что благотворительность на сегодняшний день активно развивается, заимствуется зарубежная практика и синтезируются новые формы.

Наряду с этим, хочется надеяться, что традиционная русская благотворительная и меценатская деятельность, основы которой были заложены в дореволюционный России найдет своих приемников.

Анализ фактов преемственности в современном меценатстве показывает, что она еще только намечена, только обозначена. И все же в ряде случаев связь времен и поколений проступает достаточно зримо, реально.

Так, одним из направлений деятельности отечественного меценатства было стремление сохранять и развивать народные традиции национальной культуры, декоративно-прикладного искусства. Достаточно вспомнить княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву - ее школу для обучения крестьянских детей кустарному делу на лучших образцах русских художественных промыслов.

Столетие спустя, уже на Рязанщине, в деревне Лункино, что под Спас-Клепиками, был создан настоящий древнерусский городок - с частоколом из толстых бревен, сторожевой башней, резными воротами. Внутри - мастерские, музей, гостиница. Это Межрегиональная школа мастеров, где каждое лето проходит «лагерь-семинар» юных резчиков по дереву, с которыми проводятся мастер-классы. Лучшие работы воспитанников и преподавателей выставляются в музее школы мастеров, продаются на организованной здесь же ярмарке. Школьная программа «Художественная обработка дерева» рассчитана на 200 воспитанников и на три года обучения. Все затраты, связанные с содержанием и организацией этого культурно-образовательного проекта, полностью покрываются его инициатором. Основатель и руководитель школы - Владимир Грошев - предприниматель, финансист, доктор экономических наук. Главная задача школы мастеров, по его мнению, гораздо шире, нежели просто обучение ребят навыкам работы с деревом: для юного поколения это - определенный уровень культуры, знание традиций земли, на которой родился, чувство патриотизма. Д. С. Лихачев в своей книге «Земля родная» подчеркивает: «Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы»3.

Россия - территориально огромная страна, и ее духовно-нравственный уровень определяется достижениями не только столиц и крупнейших городов, но и,

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

115

Раздел I. Социологический анализ культуры

в значительной степени, состоянием наших бескрайних «провинциальных просторов», которые ближе к русским народным корням и потому столь явно способствуют сохранению самобытности, неповторимости российской культуры. Поэтому особую важность приобретает исследование вопросов значимости благотворительности и меценатской деятельности в провинции, без чего невозможно ни понять по-настоящему, ни рассмотреть проблемы современной культурной и социальной политики.

Примечания

1 Ключевский В. О. Добрые люди Древней Руси. Сергиев Посад, 1892. С. 1.

2 Золотова Л. Е. Современный корпоративный фандрейзинг в искусстве // Арт-фандрейзинг: сб. науч. тр. М.: МУМ, 2002. С. 62.

3 Лихачев Д. С. Экология культуры // Земля родная. М.: Просвещение, 1983. С. 82-83.

116

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.