Научная статья на тему 'Меценатство на Юге России: особенности институционализации'

Меценатство на Юге России: особенности институционализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
295
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / КУЛЬТУРА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЮГ РОССИИ / CHARITY / SPONSORSHIP / CULTURE / LEGISLATION / ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL POLICY / SOCIAL PARTNERSHIP / THE SOUTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Краморова Елена Николаевна, Суртаев Василий Яковлевич

В статье рассмотрены виды меценатства на Юге России, показаны противоречия правового регулирования благотворительности и меценатства в России как социального института и основные подходы к его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Краморова Елена Николаевна, Суртаев Василий Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sponsorship in the South of Russia: specific features of institualisation

The article consideres types of sponsorship in the South of Russia, and shows contradictions of legal regulation of charity and sponsorship in Russia as a social institution and basic approaches to its improvement.

Текст научной работы на тему «Меценатство на Юге России: особенности институционализации»

УДК 316.7(470.6) "20"

Е. Н. Крамарова, В. Я. Суртаев Меценатство на Юге России: особенности институционализации

В статье рассмотрены виды меценатства на Юге России, показаны противоречия правового регулирования благотворительности и меценатства в России как социального института и основные подходы к его совершенствованию.

Ключевые слова: благотворительность, меценатство, культура, законодательство, предпринимательство, социальная политика, социальное партнерство, Юг России

Elena N. Kramarova, Vasily Y. Surtaev Sponsorship in the South of Russia: specific features of institualisation

The article consideres types of sponsorship in the South of Russia, and shows contradictions of legal regulation of charity and sponsorship in Russia as a social institution and basic approaches to its improvement.

Keywords: charity, sponsorship, culture, legislation, entrepreneurship, social policy, social partnership, the South of Russia

Смена политической и экономической систем, произошедшая в России в 1990-е гг., вызвала сложные процессы в духовной сфере, последствия которых в полной мере мы сможем оценить только по прошествии времени. Выдвинутая в настоящее время программа модернизации страны не замыкается на вопросах технического перевооружения предприятий. Задача модернизации - эффективное самосовершенствование не только экономической, но и политической, и социальной систем в соответствии с потребностями времени. Не вызывает сомнения, что без сохранения историко-культурного наследия всех народов России, без возрождения на его базе духовности дальнейшее поступательное развитие страны невозможно. Определенную долю ответственности в этом процессе несут все - и общество, и бизнес, и государство. Общество - через понимание и поддержку усилий по сохранению, восстановлению и развитию культурного достояния. Бизнес - через осознание собственной социальной ответственности и расширение масштабов благотворительности и меценатства. Государство - через создание законодательной основы и правоприменительной практики, способствующих пропаганде историко-культурного наследия и развитию социальноответственной деятельности бизнес-структур.

Социальной ответственности бизнеса посвящена значительная литература: работы А. Г. Акрамовской, Л. П. Веревкина, Р. Р. Набиева, Г. Л. Тульчинского и др. В основном в них рассматриваются этические аспекты благотворительности и практика ее осуществления в России. Гораздо меньше внимания, в отличие от публицистики, уделяется в них проблемам благотворительности и меценатства.

Цель статьи - показать основные виды меценатства на Юге России и проблемы становления его как социального института.

Ст. 7 Конституции определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако практика показывает, что всех социальных задач одними лишь статьями государственного бюджета не решить, что особенно проявилось в условиях финансового кризиса, начавшегося в 2008 г. В такой ситуации остро встала проблема задействования резервов бизнеса для реализации социальных программ, в том числе через благотворительность и меценатство.

Конституция Российской Федерации (ст. 39, п. 3) провозглашает, что в Российской Федерации «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Поощрение благотворительной деятельности может осуществляться в различных формах. Для признания достижения отдельных граждан подобная возможность предусмотрена, например, в Указе Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации». Указ устанавливает, что граждане могут быть награждены орденом Почета в том числе за высокие достижения в общественной и благотворительной деятельности, позволившей существенным образом улучшить условия жизни людей. По подсчетам А. Г. Акрамовской, за период с 1994 по 2003 г. вручено около 50 орденов Почета, но награжденных за благотворительную деятельность среди них нет1.

Отдельные федеральные ведомства осу-

ществляют награждения знаками отличия, грамотами, дипломами за благотворительную деятельность по своему профилю. Так, например, Министерство образования и науки РФ учредило нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»2.

3 мая 2012 г. Указом Президента Российской Федерации учреждены орден Святой великомученицы Екатерины и знак отличия «За благодеяние». В соответствии со статутом «орденом Святой великомученицы Екатерины награждаются известные своей высокой духовно-нравственной позицией и милосердием граждане Российской Федерации и граждане иностранных государств за выдающийся вклад в миротворческую, гуманитарную и благотворительную деятельность, сохранение культурного наследия».

Положение о знаке отличия «За благодеяние» устанавливает, что знаком награждаются граждане Российской Федерации, а также граждане иностранных государств, в том числе, за большую благотворительную деятельность по поддержке детских домов, домов престарелых, приютов, хосписов и медицинских учреждений, расположенных в Российской Федерации; за активную общественную деятельность, направленную на повышение уровня нравственности и толерантности в обществе, пропаганду общечеловеческих ценностей, защиту прав человека, борьбу с распространением социально опасных заболеваний и привычек и за большие заслуги в деле развития российской науки, культуры, образования и здравоохранения3.

Среди первых награжденных знаком отличия «За благодеяния» Указом Президента от 3 мая 2012 г. за большой вклад в благотворительную и общественную деятельность Голечкова Соня - заместитель председателя военно-исторического общества «Клуб Красной Армии» (Чешская Республика) и Федермессер Анна Константиновна - президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», учредитель и президент фонда формирования и использования целевого капитала для помощи хосписам «Вера»4.

Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией, Гражданским и Налоговым кодексами и рядом федеральных законов, прежде всего законом от 11. 08. 1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Отдельные виды благотворительной деятельности конкретизируются в специальных законах.

Но проблем в законодательном регулировании благотворительности и меценатства остается немало. В вопросах финансового поощрения благотворительности последние 10-15 лет на-

блюдается неблагоприятная тенденция. Принятые в 2002 г. поправки к Налоговому кодексу отменили всякие льготы для юридических лиц: пожертвования на благотворительность более не засчитываются при изменении ставок налога на прибыль. Право введения соответствующих льгот было передано субъектам РФ. К сожалению, регионы предоставлять такие льготы не спешат. Своим правом поощрить благотворительность, по данным на 2005 г., воспользовались только 2 из 88 субъектов - Самарская и Московская области. Для частных благотворителей, параллельно с сужением круга потенциальных благополучателей, сокращался и предельный размер налогового вычета.

Но если закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» был принят и действует полтора десятка лет, то с законом о меценатстве ситуация обстоит хуже. Еще в 1998 г. депутатами Государственной Думы А. Б. Шиповым, Т. А. Астраханкиной, Г. Б. Волчек, С. С. Говорухиным, Н. Н. Губенко, Т. М. Гудимой, А. А. Зотиковым, М. А. Менем, М. В. Сеславинским, В. М. Тарасовым был внесен проект Федерального закона «О меценатах и меценатстве». Тогда же началось его общественное обсуждение. До обсуждения законопроекта «О меценатах и меценатстве» в Государственной Думе дело дошло в июле 2011 г., по результатам которого законопроект был отклонен5.

В настоящее время мы можем констатировать - законодательство РФ построено таким образом, что провозглашения и упоминания возможных форм поощрения благотворительности в Конституции РФ и в гражданском законодательстве недостаточно. Для того чтобы эти нормы работали на практике, необходимо совершенствование существующего законодательства, в том числе введение соответствующих правил, обеспечивающих реализацию провозглашенных принципов в специальных законах.

Современный бизнес в России в целом и на Юге России, Северном Кавказе, в частности, еще достаточно молод. Еще продолжается процесс «первоначального накопления капитала». Пока невозможно говорить о династиях и традициях в предпринимательстве. Сегодняшние российские предприниматели создают скорее капиталы, чем производства, и далеко не все из них считают, что «богатство обязывает»6. «Для многих наших предпринимателей, сделавших состояния в 90-е годы, Россия - не родная страна, а всего лишь территория свободной охоты», - признал Михаил Ходорковский7. Однако, как отмечает В. Хованский, «для оценки современного состояния благотворительности в России и хула, и похвала равно неприемлемы. А поиск „меценатов" по об-

разу и подобию иконных ликов - занятие бесперспективное»8.

Тем не менее постепенно меценатство получает все большее распространение. В России и в регионах начинает зарождаться система благотворительности и меценатства с налаженной цепочкой фондов и организаций, которые сами отслеживают, кому нужна помощь, и проверяют, куда ушли деньги. Создаются частные и корпоративные фонды для поддержки студентов, ученых и деятелей искусства, устраиваются гастроли театров и выступления знаменитых музыкантов, покупаются картины для музеев.

Примеров меценатства на Юге России в постсоветские годы немало. Это восстановление церквей и мечетей, поддержка вузов, театров, музеев народного творчества, издательских проектов и многое другое. Перечислить всех меценатов не представляет возможным, ограничимся лишь упоминанием имен некоторых меценатов и бизнес-структур и их руководителей, осуществляющих меценатскую и благотворительную деятельность на Юге России. Среди них Х. Совмен, «Лазарос» (Л. И. Афанасиади), Банк «Центр-Инвест» (В. В. Высоков), «Донской табак» (И. В. Саввиди), Фонд «Шамиля» (Ю. У. Да-даев), Группа компаний «Меркурий» (В. Э. Дерев), Институт управления, бизнеса и права (И. Г. Акперов), Г. В. Мирзоян и др. Без поддержки меценатов невозможно развитие культуры Кавказа и Юга России, а без культуры бизнес не сможет стать цивилизационным. По нашему убеждению, без взаимодействия бизнеса и населения в вопросах сохранения культурного наследия и поддержки развития духовной сферы невозможен социальный мир и процветание региона. К пониманию данной аксиомы начинает приходить все больше отечественных предпринимателей.

Предприниматели Юга России участвуют в финансировании ежегодных фестивалей «Мир Кавказа» (до 2010 г. - «Мир Кавказу»), которые играют важную роль в культурном взаимодействии народов ЮФО и СКФО.

ОАО «РусГидро» в качестве одного из направлений благотворительной и спонсорской деятельности называет «содействие восстановлению историко-культурных памятников России, развитию культуры, образования, науки, спорта»9. В 2008-2009 гг. компания была спонсором выступления симфонического оркестра под управлением В. А. Гергиева во Владикавказе. Профинансировала из собственных средств охранно-спасательные (археологические) работы в районе Зарамагских ГЭС.

В 2008 г. Московским домом национальностей и фондом художника-модельера Альбины Тажевой при поддержке правительства

Кабардино-Балкарской Республики был учрежден детский фестиваль «Сокровища нартов», призванный развивать интерес у подрастающего поколения к национальной культуре и помогать талантливым ребятам развивать свои творческие способности. В 2010 г. в Международном конкурсе рисунков «Сокровища нартов» участвовали работы детей из 10 стран. 100 лучших работ участников конкурса демонстрировались в трех городах Турции. В январе 2011 г. заключительная выставка фестиваля-конкурса состоялась в Москве.

В 2010 г. фонд художника-модельера Альбины Тажевой рекомендовал к участию в XI Международном конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» и оказал спонсорскую поддержку двум молодым модельерам из Кабардино-Балкарии. Белла Бешто-ева представила на конкурсе коллекцию «Сон Даханаго», Кристина Николаенко - коллекцию «Жемчужину Кавказа».

Важным направлением представляется сохранение и развитие народных промыслов. Экономический кризис 1990-х гг. поставил народных умельцев на грань выживания. Тяжелые времена пережил, например, кубачинский промысел дагестанских мастеров металлообработки и резьбы по камню и дереву, получивший известность еще в XIX в. В последние годы в Ку-бачи возрождается ювелирный промысел.

В 75-й Международной ярмарке ремесел во Флоренции в конце апреля - начале мая 2011 г. приняли участие мастера художественных промыслов Республики Северная-Алания, Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики. В рамках ярмарки ремесел итальянской публике и гостям Флоренции в том числе были представлены национальные костюмы, сшитые мастерами владикавказской фирмы «Изольда».

Особую актуальность в современных условиях приобрела проблема сохранения историко-культурного наследия народов Северного Кавказа. Это обусловлено, с одной стороны, расширением процесса глобализации, который создает угрозу разрушения этнических культур, утери накопленного веками культурного наследия и исторической памяти. С другой стороны - социально-экономические процессы в Российской Федерации конца ХХ - начала XXI в., обострение межнациональных конфликтов на Северном Кавказе привели к утрате духовных идеалов, усугубили бедственное положение науки и культуры, что сказалось на состоянии историко-культурного наследия народов Северного Кавказа.

К историко-культурному наследию относятся обычаи, формы представления и выражения, навыки, а также связанные с ними инструменты,

предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами в качестве части их культурного наследия.

Сохранение историко-культурного наследия и развитие на его базе этнических культур народов Северного Кавказа рассматривается правительством Российской Федерации и руководством Северо-Кавказского федерального округа как один из факторов нормализации межэтнических отношений и улучшения социально-экономической ситуации в регионе. На совещании по вопросу социально-экономического развития СКФО в сентябре 2010 г., в ходе которого была утверждена стратегия развития Северного Кавказа полномочный представитель Президента РФ А. Г. Хлопонин в числе приоритетных направлений стратегии развития региона назвал сохранение и развитие культурного наследия народов Северного Кавказа как условие укрепления общегражданской идентичности и межнациональных отношений.

В последнее десятилетие руководством субъектов Северного Кавказа уделяется определенное внимание сохранению объектов историко-культурного наследия. Осуществляется реставрация, воссоздание и приспособление объектов историко-культурного наследия к современному использованию. Проводятся работы по комплексному благоустройству территорий с одновременным воссозданием исторического ландшафта. В Северной Осетии-Алании в 2009 г. на эти цели выделено более 106 млн руб., из которых 54,5 млн руб. - это средства федерального бюджета, а остальную часть выделят республиканские власти10. В марте 2011 г. правительством Северной Осетии в рамках программы по поддержке малого и среднего предпринимательства принято решение о выделении грантов народным умельцам республики.

Задача сохранения историко-культурного наследия может быть успешно решена только при объединении усилий государства, общества и бизнеса, сознающего свою социальную ответственность за ситуацию в регионе и Российской Федерации в целом. Бизнес может участвовать в сохранении историко-культурного наследии народов Северного Кавказа в различных формах. Это может быть и благотворительная поддержка различных мероприятий, направленных на сохранение и развитие этнической культуры народов региона, и реализация коммерческих проектов, способствующих популяризации памятников этнокультурного наследия.

Одним из примеров спонсорства в культурной сфере является деятельность ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа». В «Концепции» благотворительной и спонсор-

ской деятельности компании принципы корпоративной благотворительной политики определены следующим образом:

- предпринимательские цели, экономическая и социальная ответственность не находятся в противоречии, а дополняют друг друга;

- высокие долгосрочные экономические и социальные результаты достигается на основе разумного баланса интересов акционеров, государства, работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и других заинтересованных сторон;

- взаимоотношения бизнеса с государством и бизнеса с гражданским обществом должны строиться на публичной правовой основе11.

В числе основных направлений спонсорской благотворительной деятельности ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа» в области содействия развитию культуры и искусства названы:

- поддержка проектов, способствующих развитию национальной культуры как части мирового культурного наследия, пропаганде отечественной культуры за границей;

- поддержка проектов, способствующих обеспечению доступности культурных благ и вовлечению молодежи в современный культурный процесс;

- помощь организациям и выдающимся деятелям литературы, театра, музыки и других искусств;

- помощь религиозным организациям, религиозным деятелям12.

Несмотря на неуклонный процесс институ-циализации благотворительности и меценатства как социального института, он далек от своего завершения. Часто носит добровольно-принудительный характер, когда госструктуры настоятельно «рекомендуют» осуществить благотворительную акцию той или иной бизнес-структуре. Для Северного Кавказа характерна поддержка предпринимателями выходцами из той или иной этнической сферы культуры своих этносов. Это важнейший аспект в деятельности меценатов. В то же время явления культуры, которые выражают общерегиональные ценности, являются общими феноменами культуры для всего Юга России редко находят поддержку руководства отдельных субъектов Российской Федерации и бизнеса.

Следствием стало появление феномена са-момеценатсва.

Примером коммерческой деятельности, решающей задачу сохранения историко-культурного наследия народов Северного Кавказа, является «Издательство М. и В. Котляровых», поставившее целью издавать монографии, сборники исследовательских работ, в том числе

мемориальные исследования, ретро-издания и фотоальбомы, посвященные природным и историческим памятникам Северного Кавказа.

Осуществляя коммерческие, договорные проекты М. и В. Котляровы направляют большую часть прибыли на подготовку и издание неопубликованных в XIX-XX вв. забытых книг и современных трудов по культуре Северного Кавказа, которые носят интеграционный характер, воспроизводят и укрепляют общероссийскую идентичность.

Их деятельность во многом перекликается с идеями, выдвинутыми Ю. А. Ждановым в конце 80-х гг. прошлого века: противопоставить деструктивным процессам на Кавказе, экстремизму и ксенофобии создание прочного научнокультурного фундамента, отражающего общую историческую судьбу и взаимопроникновение культур народов региона. СКНЦ ВШ осуществляется издание «Свода фольклора народов Дона и Северного Кавказа», многотомных «Истории Дона и Северного Кавказа в воспоминаниях, дневниках и свидетельствах современников», «Энциклопедии культур народов Юга России». К сожалению, эти замыслы из-за отсутствия финансовой поддержки были реализованы только в виде первых книг13.

В 1992 г. в Нальчике М. и В. Котляровы создали издательский центр «Эль-Фа» (Эльбрус-Судьба), который начал выпуск прекрасно оформленной серии книг по истории Северного Кавказа «КЛИО» («Кавказский литературно-исторический Олимп»). В серии вышли более 50 томов, подготовленных учеными региона по 5 разделам «История», «Литература», «Этнография», «Архив», «Библиография». Серия восстановила единство дореволюционного и современного кавказоведения. В ней были опубликованы многие классические, но забытые или малодоступные труды и современные исследования. В 1999 г. М. и В. Котляровы создали новое издательство «Полиграфсервис и Т.», которое с 2006 г. носит название «Издательсво М. и В. Котляровых» и продолжает свою просветительскую и патриотическую деятельность на основе полной самоокупаемости, не получая ни государственной, ни спонсорской поддержки, хотя их книги создают яркий образ целостного и в то же время яркого и многокультурного региона России.

Меценатство и благотворительность в России в целом, и на Юге России в частности, постепенно возрождаются. Пока нельзя говорить о том, что они получили широкое распространение, и в бизнес-сообществе Северного Кавказа сформировались традиции меценатства. Поддержка культуры со стороны предпринимателей региона чаще выражается в спонсорской помощи при организации различных культурных мероприя-

тий: фольклорных и исторических праздников, выставок, концертов и т. д. Однако спонсорство предполагает обязательное наличие информации о жертвователе средств, что дает основание рассматривать его как один из видов рекламы, работающий на имидж компании. Но «капля камень точит». Постепенно меняется отношение бизнеса к вопросам поддержки усилий по сохранению и развитию духовного наследия народов Северного Кавказа и Юга России. Приходит осознание социальной ответственности за сохранение и развитие национальных культур, за судьбу региона и страны в целом.

Примечания

1 Акрамовская А. Г. Благотворительность по закону: правовое регулирование благотворит. деятельности в России // Библ. дело. 2006. № 8. С. 2-4.

2 О знаках отличия в сфере образования и науки: приказ М-ва образования и науки РФ от 6 окт. 2004 г. № 84 // Высшее образование сегодня. 2005. № 1. С. IV.

3 Президент России. URL: http: // президент. рф (дата обращения: 03. 10. 2012).

4 Там же.

5 О проекте Федерального закона № 97803567-2 «О меценатах и меценатстве»: постановление ГД ФС РФ № 4797-5 ГД от 26. 01. 2011 // Собрание законодательства РФ. 07. 02. 2011. № 6. Ст. 824. То же // BestPravo. ru: информ.-прав. портал. URL: http: // www. bestpravo. ru (дата обращения: 03. 10. 2012).

6 «„Богатство обязывает“, - говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших» (Меценатство и социальная ответственность: живы ли традиции прошлого? // LRNews. ru: сайт. Разд. Блоги / ООО «ИГ ИНФОЛ». Липецк, 2011, 22 сент. URL: http: // Irnews. ru (дата обращения: 03. 10. 2012).

7 Цит. по: Там же.

8 Хованский В. Будем созидать! // Дальнегорск онлайн: город в каждой букве: сайт. Дальнегорск, 2010. 9 дек. URL: http: // dalnegorsk-online. ru (дата обращения: 03. 10. 2012).

9 Отчет о Социальной ответственности и Корпоративной устойчивости ОАО «РусГидро» за 2008-2009 гг. URL: http: // www. rushydro. ru (дата обращения: 03. 10. 2012).

10 Кавказ и Дон в произведениях античных авторов / сост. В. Ф. Патранова, В. В. Черноус; отв. ред. М. Р. Гасанов. Ростов н/Д, 1991; Энциклопедия культур народов Юга России / отв. ред. Ю. А. Жданов. Ростов н/Д, 2005. Т. 1: Народы Юга России.

11 В Северной Осетии на сохранение объектов культурного наследия в 2009 г. направлено более 106 млн руб. URL: http: // www. kavkaz-uzel. ru (дата обращения: 03. 10. 2012).

12 Там же.

13 Концепция благотворительной и спонсорской деятельности ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа». URL: http: // www. mrsk-1. ru (дата обращения: 03. 10. 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.