Научная статья на тему '"благотворительность": историко-философский анализ понятия, перспективные новации для сферы образования Республики Крым'

"благотворительность": историко-философский анализ понятия, перспективные новации для сферы образования Республики Крым Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГО / ОБРАЗОВАНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЛАНТРОПИЯ / ЭТИКА / МОРАЛЬ / CHARITY / BENEFIT / EDUCATION / CHARITY WORK / PHILANTHROPY / ETHICS / MORALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суслова Ия Борисовна, Лозовская Татьяна Николаевна

В статье освещается содержание понятия «благотворительность» в этико-философском и культурно-историческом измерениях. Авторы заострили свое внимание на деятельностном аспекте понятия приведена характеристика видов и форм современной благотворительности в социокультурной и образовательной сферах, отражены актуальные виды благотворительной деятельности в сфере образования для республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Charity": historical and philosophical analysis of the concept, prospective novations for the sphere of education of the Republic of Crimea

The article highlights the content of the concept «charity» in the ethical-philosophical and cultural-historical dimensions. The authors focused their attention on the activity aspect of the concept it describes the types and forms of modern philanthropy in the sociocultural and educational spheres, reflects the current types of charitable activities in the education sector for the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «"благотворительность": историко-философский анализ понятия, перспективные новации для сферы образования Республики Крым»

Суслова И.Б., Лозовская Т.Н.

«благотворительность»: историко-философский анализ Понятия, перспективные новации для сферы образования республики крым

Проблема благотворительности достаточно активно поднималась и изучалась учеными в русле: раскрытия сущности, содержания, мотивации явления благотворительности; обоснования моделей, форм и способов оказания благотворительной поддержки; сравнительного анализа зарубежных и отечественных практик. Ретроспективный взгляд в прошлое, знакомство с современными формами благотворительно-просветительской деятельности на ниве образования помогут глубже постичь сложные и неоднозначные задачи, которые возникают перед обществом и благотворительными учреждениями сегодня.

Если рассматривать социально значимые аспекты понятия, то в настоящее время под данным термином понимается прежде всего общественно-полезное служение окружающим, делу, несущему благо другим людям. В основе категориально-понятийного блока, связанного с понятием «благотворительность», стоит философская категория «блага». В гуманистической системе ценностей достижение сторонами блага - процесс бидоминантный: общественное (всеобщее) благо является здесь благом отдельно взятого гражданина, который, в свою очередь, реализует свой творческий потенциал и положительные задатки, способствуя тем самым достижению блага общественного.

Особый смысл и значение понятие «благо» приобретает с принятием христианства и его системы социокультурных ценностей. Всепрощающая христианская любовь и любовь к ближнему («возлюби ближнего своего, как самого себя») значительно обогатили его смысловые дефиниции. Благотворитель, «христолю-бец» думал не столько о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, сколько о поднятии уровня собственного духовного совершенства и умиротворения собственной души. Однако одновременно начинает формироваться христианская концепция действенной помощи. «Дай тому, кто у тебя просит, а от того, кто хочет занять у тебя не отвращайся» [3, с. 42] - эти слова Христа выражали основу «милосердных» дел тех времен.

Характеристика личности благотворителя как «... того, кто творит, делает добро другим», зафиксировано в толковом словаре В. Даля, что подтверждает наличие деятельностного аспекта в содержании «благо» [4, с. 94].

Наиболее целесообразным нам представляется понимание блага как эти-ко-философской категории, в смысловом поле которой преобладает деятельност-ный компонент - благо проявляется в поступках людей и имеет целью, прежде всего, пользу другим. Соответственно, в содержании понятия «благотворительность», как производного от «благо», можно выделить два основных аспекта -морально-этический и деятельностно-процессуальный. В этой связи можно рассматривать категорию «благотворительность» как явление и как процесс.

Данное определение подтверждается также основоположениями моральной философии великого немецкого философа Иммануила Канта. «Осуществление высшего блага в мире есть необходимый объект воли, определяемый моральным законом», - утверждает мыслитель [7, с.403]. Обрести высшее благо - конечная цель не только каждой конкретной личности, но и всего человечества в целом, полагал Кант, в этом заключается высший замысел Природы, Бога, Провидения: «Высшее благо есть необходимая высшая цель морально определенной воли, истинный объект практического разума;...» [7, с.404].

«.. .Смысл своей жизни человек может найти лишь в других людях, в том, чтобы быть нужным им, - раскрывается далее содержание данного понятия, - . человек максимально реализует себя лишь в других людях, ...» [2, с.156].

Общественное и индивидуальное представляет собой в этике Канта неразрывное единство - они вырастают из одного корня, подчиняются одним и тем же законам, имеют одну конечную цель - нравственный прогресс личности и человечества. но «разве всеобщее благо есть такая идея, которая может нам повредить в нашем личном благе? Никогда! - заявляет И. Кант - .именно благодаря ей мы непременно содействуем своему благу и в настоящем» [7, с.452]. Хотя, «по-видимому», замечает он, служение этой идее требует определенных жертв со стороны человека и общества.

Наше личное содействие счастью другого становится у Канта частью моральной культуры личности и понимается им также как моральный долг, тождественный цели. «Но я должен пожертвовать частью своего блага в пользу другого, не надеясь на вознаграждение, так как это долг, а установить величину этой жертвы невозможно. Все зависит от того, как именно каждый ощущает свою истинную потребность, определение которой должно быть предоставлено каждому», - утверждает философ [7, с.328]. Таким долгом является у философа содействие, в том числе, моральному благополучию другого.

Высшее благо у Канта - это трансцендентальный синтез счастья (понимаемого как духовная самореализация личности) и добродетели. Способ достижения данного уровня, по нашей версии - объективация человеком своей подлинной духовной сущности. Возможно, достижение высшего блага неосуществимо отдельной личностью, как на это указывал сам философ, но непрерывное движение всего человечества направлении обладания им - главная задача морально заданной воли как ипостаси нашего разума. «Осуществление высшего блага в мире есть необходимый объект воли, определяемый моральным законом», - читаем мы [7, с.403].

рассмотрим далее этимологию и семантическое значение понятия «благотворительность». На основании древнерусской рукописной традиции Х1-ХГУ вв.

- переводов Евангелия, богослужебных книг, трудов Отцов Церкви, древнерусских проповедников связывают появление лексем с корнями «благо» и «твор» -«благотворение», «благотворивъ», «благотворите», «благотворю», «благотворь-ство» [11, Т.4, с.55-58]. Составители словаря древнерусского языка ХГ - XГV вв. интерпретируют названные понятия в следующих значениях: «благотворение»

- свершение добрых дел; «благотворие» - добрые дела, милостыня; «благотворить» - делать добро [11, Т. 1,с.208-209].

«Толковый словарь живого Великорусского языка» В. Даля трактует вышеуказанные понятия следующим образом: «благотворительность» - свойство, качество того, кто творит благо; «благотворитель», «благотворец», («благотворительница», «благотворица», «благоподатель») - тот, кто творит добро другим; «благотворительный», если о человеке, - склонен к созиданию блага, готов творить добро, помогать бедным; если о заведении, учреждении, - устроенный для призрения калеченых, дряхлых, немощных, неимущих или для опеки над ними» [4, Т. 1, с.238].

В терминологии начала ХХ века для характеристики «милосердных» дел использовались понятия, производные не только от «благо», но и от категории «добро». Это свидетельствует, во-первых, о родстве и тождественности слов с корнями «благо» и «добро», во-вторых, о равноценности их употребления в терминологии тех времен.

Итак, в ходе проведенного историко-ретроспективного анализа выявлено, что дефиниция «благотворительность» и синонимический ряд понятий - «благодетельствовать», «благотворить», «благодеяние» имеют древнюю историю. В философском, социальном, теологическом контекстах эти понятия употреблялись как почти тождественные и в целом выражали деятельностное «благо» человека, его благородный порыв души, что связывалось с заботой праведного христианина о собственном духовном состоянии и о восстановление райского общения с Богом в будущей вечной жизни [12, с.19].

После октябрьского переворота 1917 г. исследования, посвященные различным аспектам благотворительных практик, были прекращены, поскольку из идеологических соображений благотворительность признавалась «... социальным явлением классового, прежде всего, буржуазного общества, и в системе советского тоталитаризма ей не нашлось места ни в энциклопедиях, ни в общественной жизни» [5, с.37]. Следовательно, говорить о развитии терминологического аппарата проблемы благотворительности этого периода не представляется возможным.

Сейчас понятие «благотворительность» является широко используемым. В современном терминологическом поле категория «благотворительность» в основном раскрывается через деятельностный смысл. Так, в «Педагогическом энциклопедическом словаре», в «Энциклопедии образования» благотворительность рассматривается как деятельность, «... посредством которой частные ре-

сурсы добровольно и безвозмездно распределяются их владельцами с целью оказания помощи людям, которые в ней нуждаются» [16, с. 398].

В современном мире все больше внимания уделяется традициям меценатства, развивается корпоративная филантропия, совершенствуется бизнес-этика. На сегодняшний день можно выделить следующие успешно реализуемые в ряде стран формы благотворительной деятельности:

- процентная филантропия - правовая норма ряда стран Восточной Европы, смысл которой заключается в возможности переадресовать 1 % уплаченного налога на общественные, культурно-образовательные потребности непосредственно отдельной организации в этой сфере. Инициированная Венгрией в 1996 году, эта практика благотворительной деятельности получила свое распространение в Словакии с 2002 года, затем в Польше, в Литве - с 2004 года (введена 2 % филантропия), а в Румынии - с 2005 года;

- корпоративная благотворительность - благотворительная деятельность коммерческих компаний, основными мотивациями которой является создание имиджа престижности компании, или использование благотворительности в качестве косвенной рекламы.

В США 88 % компаний имеют свои корпоративные фонды и благотворительные программы. По последним данным Комитета по поддержке корпоративной филантропии, каждая из 150 крупнейших американских компаний выделила на благотворительность 23,5 миллиона долларов;

- венчурная филантропия (социальные инвестиции) - подход к благотворительной деятельности, использующий принципы венчурного капитала - долгосрочные инвестиции и непосредственная поддержка.

Венчурная филантропия возникла в середине 90-х годов в США, однако очень быстро распространилась в Европе и обрела здесь свое дальнейшее развитие в различных национально-специфических формах. Благотворительная помощь направлена на достижение следующих целей:

- помочь некоммерческой организации реализовать свои идеи;

- помочь ей работать более профессионально и стать стабильной [10].

Необходимо отметить, что до сих пор сегмент отечественной благотворительности остается мало развитым по сравнению со странами США и Европы. Стимулирование этого направления общественной деятельности в сфере образования в республике Крым даст возможность:

- облегчить нагрузку государственных и местных бюджетов по финансированию культурной и образовательной сферы;

- осуществлять поддержку организаций образования и культуры государственного и негосударственного сектора;

- активизировать культурно-образовательную жизнь на региональном уровне и в обществе в целом.

рассмотрим специфику отдельных разновидностей благотворительной деятельности. Процентная филантропия способствует внедрению демократических принципов в процесс регулирования образовательной сферой, повышает

уровень общественной ответственности за развитие образования, предполагает участие граждан в управлении бюджетным процессом, решении общественно-важных вопросов. Также власть распределяется между гражданами и правительственными структурами, что увеличивает степень ее децентрализации, однако база поступлений в государственный бюджет при этом не уменьшается.

Корпоративная благотворительность в Республике Крым набирает все более значительные обороты, создавая возможности оказания поддержки общественным организациям, а также реализации многочисленных благотворительных программ в образовательной среде. Основными мотивами, побуждающими представителей бизнеса направлять средства на развитие указанного направления, являются:

- рекламные возможности (продвижение бренда или продукции компании) в рамках культурно-образовательного проекта;

- создание положительного имиджа компании, демонстрация политики социальной ответственности.

Однако, значительное усложнение бюрократических процедур, сопровождающих ведение благотворительной деятельности, сдерживает темпы развития этого направления благотворительности и обуславливает желание коммерческих организаций официально заниматься благотворительностью.

Эндаумент-целевой фонд, формирующийся преимущественно за счет благотворительных пожертвований. В дальнейшем он используется как неприкосновенный капитал, прибыль от размещения эндаумента в банках или инвестиционных компаниях направляется на благотворительные цели. Фактически все крупные организации культуры, музеи, учреждения образования, медицины, благотворительные фонды Запада имеют проценты от эндаумента, которые составляют 10-15% годового дохода [9].

Эндаумент создается, как правило, для поддержки отдельной организации и призван обеспечить:

- частичную независимость от разового пожертвования и других благотворительных поступлений;

- финансовую стабильность за счет гарантированной прибыли;

- формирование долговременного источника финансирования отдельной некоммерческой организации в образовательной и социокультурной сферах.

В российском обществе развитие венчурной филантропии вызывает все больший интерес со стороны деловых кругов, создаются экспертные общественные организации, проводятся профильные семинары. Однако, дальнейшее развитие венчурной филантропии требует подготовку профессиональных специалистов, проведение фундаментальных и прикладных исследований, обмен международным опытом.

Для достижения высоких результатов по стимулированию отечественной благотворительности важное значение имеет характер взаимодействия государства с субъектами благотворительности. В Республике Крым можно использовать следующие модели стимулирования благотворительной деятельности в

сфере образования:

1. Добровольно-принудительная благотворительность. Выбор направлений благотворительных программ осуществляется «сверху» органами государственной власти, а так называемая «социальная нагрузка» для представителей бизнеса является условием преодоления административных барьеров.

2. Партийная благотворительность - финансирование благотворительных программ, акций в рамках избирательных кампаний политических партий. Характерна «сезонная» активизация благотворительной деятельности - во время выборов, что сопровождается заказным информационным освещением в средствах массовой информации.

3. Социальное партнерство на основе взаимовыгодного сотрудничества. Именно в объединении ресурсов и профессиональной экспертизы каждого сектора видится наиболее оптимальная модель решения социальных задач.

Концепция социального партнерства стимулирования благотворительной деятельности ориентирована на создание в обществе общего благоприятного поля для ее ведения. Это предполагает устранение чрезмерной бюрократизации и подотчетности субъектов благотворительной деятельности, преодоления общественных негативных стереотипов и недоверия к ее субъектам. Весомое значение имеют меры, направленные на повышение профессионального уровня и культуры ведения благотворительной деятельности в республике Крым, а именно, обеспечения кадровым потенциалом и проведения профессиональных исследований.

Механизмы реализации этой модели включают развернутый комплекс мер государственной политики, среди которых:

- создание благоприятного нормативно-правового поля и налогового режима для осуществления благотворительной деятельности, что будет способствовать росту социальных инвестиций , даст возможность привлечь значительные внебюджетные финансовые ресурсы для решения актуальных проблем социокультурной и образовательной сфер российского общества;

- обеспечение открытости и прозрачности деятельности благотворительных структур для общественности, освещение объективной оценки их роли в социокультурной жизни общества / сообщества. Создание информационных центров, структур предоставление исчерпывающей информации об имеющихся возможностях получения благотворительной помощи;

- стимулирование общественного доверия и морального поощрения благотворительной деятельности в значительной мере зависит от широкого освещения в средствах массовой информации;

- кадровое обеспечение и организация научных исследований.

Выше мы охарактеризовали деятельностный компонент понятия «бдаго-творительность». Однако представляется целесообразным закончить исследование выдержкой из морально-этического учения Иммануила Канта: «Я должен пожертвовать частью своего блага в пользу другого, не надеясь на вознаграждение, так как это долг» [6, с. 328].

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные тенденции развития психологии и педагогики: коллективная монография / Под общей редакцией Э.М. Сагилян. - Сочи, 2017.

2. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. - М. Гелиос АРВ, 2000.

3. Библия или Книги Священного писания Ветхого и Нового завета: с языка древнееврейского и греческого на русский заново переведена. - К.: Рус. Библейское Т-во, 1992.

4. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка: [в 4 т.] - М.: Рус. яз., 1978-1980. Т. 1: А-З. 1978. Т. 3: П-Р. 1980.

5. Дмитриенко Н. Благотворительность как атрибут гражданского общества: история и современность.// Перестройка государства. - 1994. - № 6.

6. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.4, 6. - М.: ЧОРО, 1994.

7. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980.

8. Перспективы развития психологии и педагогики в современном мире: коллективная монография / Под ред. Берулава Г.А. и др. - Сочи, 2016.

9. Рудник Б. У эндаумента в России есть будущее // URL: http://www.hse.ru/ news/opec/5910945.html

10. Самородов В. Венчурная филантропия: прямые инвестиции в благотворительность// URL: http://www.nb-forum.ru/columns_4744_11

11. Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) / Р. И. Аванесов. - М., 1988.

- Т. 1.

12. Сукина Л. Б. Понятие благотворительность в культуре русского Средневековья / Л. Б. Сукина // Благотворительность в России 2003/2004: исторические и социально-экономические исследования. - СПб. 2004.

13. Суслова И.Б. Аксиологический аспект философии современного образования. - Palmarium Academic Publishing. Beau Basin, 2018.

14. Суслова И.Б. Этическое самовоспитание личности в современном образовательном процессе: монография. - Сочи, 2016.

15. Энциклопедический словарь / И. Е. Андреевского. СПб. 1891. Т. 4: Ауто

- Банки. 1891. Т. 7: Битбургь - Босха. 1894.

16. Энциклопедия образования. - К.: Юринком-Интер, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.