Научная статья на тему 'Благотворительность в современном российском обществе: вопросы теории и практики'

Благотворительность в современном российском обществе: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6743
714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТИПЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / CHARITY / SOCIAL FUNCTION OF CHARITY / MODERN TECHNOLOGIES / TYPES OF CHARITABLE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калина Наталия Михайловна

В обзорной статье рассматриваются особенности функционирования благотворительности в современном российском обществе. Современные технологии всё больше используются в благотворительной сфере. Наибольшие возможности для благотворительной деятельности принесли социальные сети, объединяя миллиарды человек по всему миру, они дают возможность делиться информацией, вносить пожертвования из любой точки планеты, не выходя из дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Charity in Modern Russian Society: Questions of Theory and Practice

The article discusses the features of the functioning charity in modern Russian society. Modern technologies are increasingly used in the charity field. The greatest opportunities for charitable work brought social networks. By uniting several billion people around the world, they provide an opportunity to share information, make donations from anywhere in the world, without leaving home.

Текст научной работы на тему «Благотворительность в современном российском обществе: вопросы теории и практики»

Вестник экономики, права и социологии, 2019, № 2, Обзорная статья

УДК 316.454

Благотворительность в современном российском обществе: вопросы теории и практики

Калина Н.М.

Старший преподаватель кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета

В обзорной статье рассматриваются особенности функционирования благотворительности в современном российском обществе. Современные технологии всё больше используются в благотворительной сфере. Наибольшие возможности для благотворительной деятельности принесли социальные сети, объединяя миллиарды человек по всему миру, они дают возможность делиться информацией, вносить пожертвования из любой точки планеты, не выходя из дома.

Ключевые слова: благотворительность, социальная функция благотворительности, современные технологии, типы благотворительных организаций.

Благотворительность во все времена и при любых обстоятельствах была сложным явлением. Наряду с позитивными в истории имели место и иные подходы к оценке данной деятельности. Так, например, можно выделить наиболее типичные и радикальные мнения против благотворительности.

П. Лафарг в своей работе «О благотворительности» высказывает такую идею, что «благотворительность не только не помогает социально уязвимым слоям населения, а наоборот, усугубляет их положение. Высший класс в благотворительной деятельности преследует свои личные цели, такие как продвижение бизнеса, инструмент политического влияния и другое» [1].

В ХУШ в. Б. Мандевиль обратил внимание на то, что «основной целью в благотворительной деятельности было не помочь нуждающимся, а остаться в доброй памяти потомков» [2].

П. Гольбах [3] отметил связь между благотворительностью и властью, а именно религиозной властью (церковью), которая проповедует милосердие. Священнослужитель не только собирал милостыню, он так же ее распределял. Это давало ему абсолютную власть над бедными, а именно бедняки составляли основную часть верующего населения, которая нуждалась в помощи.

Стоит отметить, что все совершенные добрые дела, имея порой даже эгоистический мотив, не

переставали нести социально значимую пользу для общества.

Благотворительную деятельность также критиковали с точки зрения последующих социальных последствий. Об этом говорил Г. Гегель: «благотворительность, даже если ее можно было материально обеспечить, удовлетворяет потребности без опосредования трудом» [4]. Это, по его словам, нарушает механизм труда, в частности, равной оплаты труда, вознаграждения. Также это усугубляет чувство зависимости человека от общества. Гегель считал, что лучше научить человека работе, чтобы он сам заработал себе, а не просто брал милостыню. Таким образом, он будет получать вознаграждение за свой труд, он будет в большей мере независим и будет приносить пользу экономике страны.

Гегель выделяет два основных результата благотворительности: 1) любой человек, который нуждается в чем-то, имеет право на помощь; 2) формируется привычка эту помощь всегда получать. С такими проблемами столкнулись в первую очередь США, а также Канада, Франция, Швеция и другие развитие страны. Появился слой иждивенцев, которые жили только на пособие по бедности.

Коммунистическая критика благотворительной деятельности: благотворительность не эффективна, более того, она не избавляет общество от неравенства, а наоборот, усугубляет его положение.

Коммунистическая критика благотворительности строится на том, что нужно отказаться от профессиональной благотворительности. Сама сфера не допустит своего полного самоуничтожения. Основной задачей благотворительности является сделать все возможное, чтобы нуждающихся стало меньше и в конечном счете они исчезли. Но если они исчезнут, то и исчезнет систематизированная, организованная структура. Таким образом, сохранение положения неравенства, сохранение нуждающихся людей в помощи со стороны - это часть их профессии.

Благотворительность выполняет две социальные функции. Первая - это сохранение общества. Забота о нуждающихся слоях населения, таких как бездомные люди, голодающие, брошенные родителями дети, старики и др. Вторая - это развитие общества. Сюда входит поддержка социальных начинаний, поддержка и поощрение людей в их инициативах. В общем смысле благотворительность рассматривается как «добровольное безвозмездное содействие одних членов общества другим, признаваемым нуждающимися в такой помощи в соответствии с нормами и обычаями данного общества» [5].

Актуальность данной проблемы заключается в том, что проблемы социальной помощи в современной России очень остры. Государство не справляется с растущим потоком социальных проблем. Программы социальной поддержки населения проявляются в денежных дотациях, льготах, субсидиях. Но, к сожалению, средств государства недостаточно, и здесь на помощь «нуждающимся» приходят негосударственные структуры, которые берут на себя заботу о нуждающихся. Так, например, в 2016 г. Россия заняла восьмое место в рейтинге стран по объему частных пожертвований в благотворительные организации по отношению к размеру ВВП [6].

В процессе развития российского общества наблюдается изменение в социальных сферах жизни. К этим изменениям также можно отнести рост категорий людей, которые нуждаются в материальной помощи со стороны государства. Все это привело к иным, не государственным способам поддержания социальной сферы. Благотворительность по праву стала занимать в обществе заметное место.

«Благотворительная деятельность - это всегда взаимоотношения между членами общества, т.е. между людьми или группами людей. Субъектами отношений являются члены общества, люди или группы (объединения, организации)» [6]. В этих отношениях участвуют две категории граждан - это те, кто нуждаются в помощи, и те, кто готов оказать эту помощь. В качестве нуждающихся могут выступать как индивиды (дети, инвалиды), так и группы людей (семьи). В качестве благотворителей могут выступать индивиды, группы и организации.

Существом благотворительной деятельности является «добровольная, безвозмездная помощь, осу-

ществляемая как в материальной форме (передача имущества, в том числе денежных средств, выполнение работ, оказание услуг), так и в нематериальной (сострадание, сочувствие, психологическая помощь)» [6].

В современной России активно идет процесс создания объединений различных фондов и иных организаций, занимающихся благотворительной деятельностью. Объединяясь, благотворительные организации могут заниматься более масштабными проектами. Объединение происходит на основе схожих целей деятельности либо схожих объектов организаций как, например, благотворительные организации в сфере донорства.

С появлением массовых коммуникаций благотворительная деятельность переходит на новый этап развития. Именно благодаря новым технологиям происходит тонкая взаимосвязь между благодетелем и благополучателем. Особенна в этом процессе роль Интернета. Сегодня Интернет доступен каждому, благодаря Интернету появляется много инициатив по организации помощи нуждающимся, с помощью Интернета можно получить помощь он-лайн.

Современные технологии всё больше используются в благотворительной сфере. Наибольшие возможности для благотворительной деятельности принесли социальные сети. Объединяя несколько миллиардов человек по всему миру, они дают возможность делиться информацией, вносить пожертвования из любой точки планеты, не выходя из дома. Крупнейшие IT компании и разработчики приложений для мобильных платформ облегчают задачи благотворительным организациям, создавая специальные приложения, позволяющие благотворительным организациям напрямую связываться с потенциальными благотворителями и налаживать контакты между собой. Например, компания Yandex в 2011-2012 гг. выпустила приложения для социальных сетей «Facebook» и «ВКонтакте», в которых можно вносить пожертвования на любые цели, а также самому выступить организатором таких пожертвований [7].

Развитие электронных платежей, всё большее распространение терминалов оплаты, банкоматов и прочих электронных устройств общественного пользования так же делает благотворительность доступнее каждому человеку.

Новые способы благотворительной деятельности неизбежно открываются вместе с развитием технологий. Так, в России наряду со специальными приложениями благотворительные организации открывают специальные короткие номера для СМС сообщений. Отправляя сообщение, люди, перечисляют в фонды денежные средства со своего мобильного телефона.

Как мы видим, благотворительные организации стремятся стать ближе к людям, стремятся завязать

с людьми контакты и при этом используют современные средства коммуникации.

На сегодняшний день существует большое количество благотворительных организаций, которые делятся на несколько типов. Первый тип - коммерческие структуры, которые являются самыми массовыми благотворителями [8]. Они помогают напрямую нуждающимся гражданам, также воздействуют со второй группой - некоммерческими организациями (НКО).

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [9]. Этот тип благотворительности решает социальные проблемы. Зачастую эта помощь выражается не в материальной поддержке (что тоже не редкость), а в предоставлении бесплатных услуг. Такие организации к своей работе привлекают добровольцев-волонтеров. Основную помощь получают от граждан и государства в виде грантов.

Третий тип благотворителей - физические лица. Их участие в благотворительной деятельности проявляется через личные пожертвования, например, подачу милостыни (по исследованию ВЦИОМа таких благотворителей 36 %) [10], а также через во-лонтерство - добровольный труд в некоммерческой организации.

Практически все определения благотворительности формулируются через обозначение общественно значимых проблем. А любые действия, которые направлены на их разрешение, могут считаться благотворительностью. Каждая проблема, как правило, подразумевает проблемную категорию благополучателей. При этом обычно подобные виды деятельности не ограничиваются жесткими рамками, а напротив, допускают, все способствующие решению проблемы, действия. Тем не менее часто указываются «запрещенные» виды деятельности, которые ни при каких условиях не относятся к благотворительности.

Так что же такое благотворительность? В Законе РФ «О благотворительности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г. говорится, что «благотворительная деятельность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Но юридического определения недостаточно, необходимо определить содержательный смысл. Это «оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся» [11]. Также благотворительная деятельность может быть направлена на поощрение и развитие 134

каких-либо общественно значимых форм деятельности, например, защиту памятников культуры.

Благотворительность рассматривают как часть жизни общества. Нужда объединить силы людей в борьбе за выживание со стихией, природой порождает сочувствие друг к другу и помощь более слабым. Благотворительность выступает как элемент нормально развивающегося общества [12].

Важно разделять два понятия: благотворительность и милосердие. Милосердие является состраданием, сердечностью, участием в жизни нуждающихся. Проявление милосердия рассматривается всего лишь как помощь и вид благотворительности.

Благотворительность означает «творить благо». Это понятие всегда будет неоднозначным, так как в представлениях политических, социальных, экономических и духовных групп оно различно. Благотворительная деятельность является добровольным делом каждого человека, так как предусматривает распоряжение ресурсами собственности, будь то трудовыми или финансовыми. У каждого благодетеля собственное представление о благе и о том, кому оно предназначается. Безусловно, благотворительность не официальна и не принудительна, любые решения принимаются лично, а не по предписанию закона.

Обязательными условиями для осуществления благотворительности являются сострадание и альтруизм [5]. Зачастую благотворительностью занимаются для удовлетворения своей потребности в альтруизме и получения эмоций.

Помимо этого, необходимым условием благотворительности является материальный потенциал, то есть ресурс, составляющий экономическую базу этого вида деятельности. Будь то денежный эквивалент, материальные ценности или время, потраченное на благое дело.

С точки зрения макроэкономики, благотворительность - это некий механизм, перераспределяющий частные средства в целях проведения общественно полезных программ, не зависимых от государства. Отличительной чертой благотворительности является то, что она общественно выгодна в целом, то есть индивидуальная помощь нуждающемуся человеку является помощью всему социуму. От того, что выигрывает конкретный человек, побеждает все общество. Но это при условии, что состояние этого человека является символом общественной заботы и каждый член общества осуществляет нагрузку по обеспечению благосостояния. Каждый гражданин лично формирует свое отношение к благотворительности. А общественные призывы к милосердию и благотворительности всего лишь формируют представление о том, что являет собой благотворительность. Общественное мнение о подобном возможно проанализировать, исходя из того, на какие проекты граждане жертвуют свои средства.

Отсюда следует, что общественное представление о благотворительности выявляется путем согласования объемов, мотивов пожертвований и запросов на оказание помощи. Как показывает практика, благотворительные дела характеризуются путем соотношения целей деятельности и категории нуждающихся в ней; при этом виды и методы воздействия вовсе не ограничиваются. Доминантой определения благотворительности прежде всего является право человека, его человеческая составляющая.

Важно понимать, что благотворительность - это бесприбыльная деятельность, то есть она осуществляется не в целях получения прибыли. Но прежде чем воспользоваться предоставленной помощью, благополучатель оплачивает услугу, которая идет уже ниже рыночной цены и себестоимости. Образование прибыли возможно лишь для реализации уставных целей.

В первую очередь благотворительность на стороне социальных и экономических прав личности, а значит, она не имеет права нарушать права человека и закон. В случае пренебрежения этими условиями общественный ущерб не может быть оправдан никаким полезным и значимым действием. А это означает, что любая противозаконная и противоправная деятельность не является благотворительной.

Каждый участник благотворительности и, естественно, она сама должны быть легальными, а также соответствовать общепризнанным стандартам. Участники в обязательном порядке обязаны соблюдать нормы поведения. Ни в коей мере не является благим делом пожертвование незаконно приобретенным имуществом. Действия, которые унижают достоинство людей и не соответствуют общественной нравственности, иными словами, нелегальная деятельность подразумевает наличие противников, за счет и против чьей воли нарушается закон.

Проекты, ставящие перед собой задачу обеспечения дополнительными льготами и благами общество, и без того в этом не нуждающееся, благотворительными не являются. Аналогичную помощь социально обделенным и уязвимым слоям населения как раз таки и следует называть благотворительностью.

Обобщая все вышесказанное, имманентно присущее благотворительности и выделяющее ее среди прочих общественных видов деятельности, становится ясно, что благотворительность представляет собой добровольную гражданскую и юридическую деятельность, которая осуществляется путем бескорыстной (или на льготных условиях) передачи имущества нуждающимся. Благотворительность выполняет множество функций - экономическую, социальную, рыночную, общественную, политическую, маркетинговую [13, с. 12].

Целью благотворительности является обеспечение достижения социально приемлемого уровня жизни тех слоев населения, которые в силу объ-

ективных причин не имеют возможности реали-зовывать свои социальные права. Во-первых, это депривированные слои населения - инвалиды и безработные, жертвы катастроф и репрессий, а также группы населения, попавшие в сложную жизненную ситуацию в результате стихийных бедствий, различных межнациональных и иных конфликтов. Во-вторых, это направления конструктивной деятельности в обществе - пропаганды здорового образа жизни и охраны здоровья, внедрения массового спорта в обществе, защиты животных и окружающей среды, охраны культурного наследия [14].

В работе С.В. Буданцевой «Экономическая сущность явления "благотворительность": цели и перспективы» [14] обобщается и анализируется зарубежный и российский благотворительный опыт, приводятся принципы функционирования благотворительности как системы: принцип равноправия членов общества; адресность; достаточность; правовая обеспеченность; управляемость; информационная достаточность и точность благотворительных акций.

Перспективы развития благотворительности можно определить только опираясь на основные проблемы и препятствия развития благотворительности в России. Только от того, как государство и гражданское общество сможет минимизировать эти причины, и зависит будущее распространение благотворительной деятельности в России.

Основные проблемы развития благотворительности в современном российском обществе - это недоверие к благотворительным организациям, неспособность государства обеспечить контроль за деятельностью множества благотворительных фондов и организаций, необходимость развития законодательной базы в области благотворительности, «закрытый», непрозрачный характер деятельности большинства российских организаций.

На образ благотворительных организаций в глазах россиян играет также их освещение в средствах массовой информации. СМИ, гонясь за сенсациями, в первую очередь стремятся освещать наименее лицеприятные стороны благотворительной деятельности [14].

Низкий уровень жизни россиян также не способствует развитию благотворительности. Если вспомнить, что треть россиян живет за чертой бедности [15], что уровень жизни вне крупнейших пяти городов настолько низок, что не подлежит никакому сравнению с развитыми странами, нетрудно осознать тот факт, что если это и не является ключевой причиной развития благотворительности в РФ, то как минимум имеет значительное влияние.

Сегодня всё чаще благотворительность используют в целях маркетинга. Как крупный, так и малый бизнес стремятся следовать общественно-полезным начинаниям, и благотворительность как раз идеально подходит на эту роль. Расходы на благотворительную

деятельность бизнес закладывает в статью «расходы при планировании свой деятельности на ближайшее будущее» [16], надеясь, что долгосрочная прибыль от этой деятельности перевесит расходы на нее.

Существуют несколько основных причин, привлекающих бизнес в благотворительность [17]:

1) Возможность донести до потребителя результаты своей благотворительной деятельности, размещая информацию о ней на своей продукции, на спонсорских мероприятиях и в средствах массовой информации. Реализация подобных проектов позволяет создать образ социально-ответственного предприятия в глазах потребителей, что влечет за собой дополнительных клиентов.

2) В развитых экономиках мира налоговое законодательство поощряет благотворительную деятельность различными экономическими льготами и привилегиями.

3) Наработка бизнес-связей для последующего использования. Компании, занятые в общих проектах, неизбежно соприкасаются. Происходит общение на уровне менеджеров, руководителей, налаживаются личные контакты, повышается узнаваемость в корпоративной среде. Это помогает при участии в будущих коммерческих проектах.

4) Личные мотивы.

На сегодняшний день, безусловно, благотворительность ассоциируется не с церковью, не с государством, а именно с бизнесом.

XXI в. - это век изменений. Благотворительная деятельность, как и любая другая деятельность человека, изменяется со временем. Эти изменения начинают происходить под действием различных факторов, одним из которых является технологический прогресс. Развитие технологий связи, коммуникаций, мобильные устройства, социальные сети и в целом приход интернет-пространства в каждый дом оказало существенное влияние на развитие отношений между людьми, в том числе и в сфере благотворительной деятельности.

Организации, начав использовать интернет-пространство, получили в свои руки инструмент, соединяющий и организующий десятки тысяч волонтеров по всему миру, инструмент, позволяющий оповестить о каком-либо событий сотни миллионов человек за считанные минуты.

С появлением интернета автором новости могла стать каждая маленькая ячейка этой сети - отдельный человек. Это является ключевым отличием сети Интернет от телевидения и радио. Информационная инициатива впервые стала доступна простому человеку, и это наполнило медийное пространство новостями и событиями доступными каждому. Обзаводиться страницами в Интернете стали и благотворительные организации. Сначала это были информационные страницы - стенды, после добавилась возможность переводить деньги через сайты.

Со временем организации стали все теснее и теснее общаться со своей аудиторией. Появилась возможность и необходимость не только размещать просьбы о помощи, но и информировать сообщества и о том, как эти деньги использованы, есть ли результаты, где и как проходить лечение больных людей, сообщать об успехах и неудачах, показывать финансовую отчетность организаций. Интернет позволил сделать благотворительные организации прозрачнее и оттого ближе к обычному человеку.

Выделим положительные изменения с приходом сети Интернет:

1) Упрощает коммуникацию между благодетелем и благополучателем.

2) Позволяет совершать онлайн платежи.

3) Получать информация о людях, которым требуется помощь.

4) Получать информацию о самих благотворительных организациях (финансовую отчетность), проверять их данные.

К сожалению, у каждой функции есть дисфункция: с приходом Сети интернет у мошенников появилась возможность обманывать людей, не выходя из дома.

Интернет является виртуальным полем, где все человеческие ресурсы объединяются и оказывают реальную помощь нуждающимся. С развитием интернета благотворительность становится доступной большинству населения страны [18].

Благотворительная деятельность в нашей стране принимает все более масштабные обороты. Увеличивается число фондов помощи и людей, которые готовы жертвовать свои материальные и нематериальные ресурсы. Стремление помочь нуждающемуся можно рассматривать как одну из черт гражданской активности [18].

В настоящее время благотворительную помощь классифицируют на два вида: традиционную и инновационную. К первой относят пожертвования, милосердие, подаяние, филантропия, волонтерство, меценатство. К инновационной форме относят: фандрайзинг, эндаумент, краудфантинг, краутсор-синг, благотворительные магазины.

Классические формы благотворительности были рассмотрены выше, инновационные формы рассмотрим ниже.

Фандрайзинг (fund - средства, финансирование, raise - нахождение, сбор) - «процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом» [19]. Данный термин берет свое начало из США, где он используется в секторе НКО (негосударственные коммерческие организации). В широком смысле, фандрайзинг - «это методика поиска источников финансирования и ресурсов для обеспечения деятельности» [19]. Важно то, что фандрайзинг не должен

противоречить миссии организации. В процессе поиска ресурсов не должны теряться цели организации. Под ресурсами имеются ввиду материальные (финансовые) и не материальные (юридические, человеческие, маркетинговые, время и т.п.). Способы привлечения этих ресурсов различны: личные обращения с просьбой, проведение массовых акций с агитацией помочь проекту/организации, грантовые конкурсы, поддержка государства в качестве льгот и субсидий, членские взносы в организацию, взаимовыгодное партнерство.

Выделяют два вида фандрайзинга: Внутренний - поиск необходимых ресурсов осуществляется сотрудником организации без привлечения внешних сил.

Внешний - поиск необходимых ресурсов осуществляет профессиональный консультант по фан-драйзингу.

Используемые методы фандрайзинга: Телефандрайзинг (telefundraising) - информирование и просьба организации к потенциальному донору посредством телефона, факса.

Почтовый фандрайзинг (mail fundraising) - информирование и просьба организации к потенциальному донору посредством почты.

Индивидуальный фандрайзинг (individual fundraising) - личное обращение к благотворителям в индивидуальной беседе.

Событийный фандрайзинг (events fundraising) -организация и проведение мероприятий.

Эндаумент или эндаумент-фонд - «это целевой фонд, созданный для некоммерческих целей таких, как, например, финансирование организаций образования, культуры, медицины и т.п.» [18]. Фонды такого типа пополняются преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Фонд может вкладывать свои ресурсы для извлечения выгоды, но обязан полученный доход направить в пользу той организации, для поддержки которой он был создан [20]. Особенность данного типа благотворительности - это строгая нацеленность, как правило, энда-умент-фонды создаются для поддержки конкретной организации, например, университета.

Первый эндаумент-фонд созданный в России - это Фонд развития МГИМО. Самый известный эндаумент-фонд - Нобелевский, он зарегистрирован в конце XIX в.

Можно выделить такие преимущества эндау-мент-фонда:

1) прозрачность финансовой деятельности - доноры передают пожертвования в фонд целевого капитала, последние передают материальные средства управляющей компании, которые полученный доход направляют на финансирование определенной (одной или несколько) НКО. Проекты финансируются не единожды, а на протяжении долгого периода времени;

2) стабильный доход и независимость от пожертвований;

3) льготные условия для доноров материальных средств в виде налогового вычета, отсутствие налогообложения на доходы фонда.

Ha сегодняшний день популярным методом для финансирования и реализации своих идей является краудфандинг. Термин «краудфандинг» появился в 2006 г. и означает привлечение финансовых ресурсов от большого количества людей. Автором данного термина является Дж. Хауи, а дословно он переводится как «финансирование толпой» (от англ. «crowd» - толпа, «funding» - финансирование). Краудфандинг - (образован от английского слова сгowd funding, сгowd - «толпа», funding - «финансирование») - это добровольное объединение людей, а точнее, их денежных средств или других ресурсов, и происходит это, как правило, через Сеть интернет [21]. Это объединение собирается для того, чтобы поддержать усилия других людей, организаций. Сбор денежных средств осуществляется для разных целей - помощь бездомным животным, поддержка беженцев, финансирование инновационных проектов молодых ученых, поддержка политических кампаний и многое другое.

Отправной точкой сбора денежных средств является опубликование идеи, цели на специализированных платформах, например, таких как Planeta.ru, Kickstarter и др. Должна быть определена денежная сумма для реализации данного проекта, необходимо составить смету необходимых расходов, а прогресс сбора денежных средств должен быть виден любому пользователю Сети интернет.

Самыми яркими примерами краудфандинга является сбор денежных средств для реализации политических целей Барака Обамы. С помощью интернет-площадки было собрано 272 млн. долл. И в большей степени данная сумма сложилась из мелких взносов. Примерами краудфантинга в России являются проект Алексея Навального «РосПил», популярная рок-группа Би-2 собрала 1,25 млн. руб. на выпуск альбома.

Существует несколько подходов сбора денег в рамках краудфантинга:

1) сбор денег без какой-либо выгоды для донора. Данный подход существует давно. Часто используется порог пожертвования. Это значит, если заявленная сумма не пересекает минимальный порог, то все денежные средства возвращаются к донорам;

2) очень похожий подход на первый, но он отличается тем, что донор взамен получает ту самую вещь или услугу, в которую он когда-то вложился;

3) освещение имени донора и, например, создание индивидуальных страниц. Это делается в качестве благодарности. Примером данного подхода является благотворительный фонд Анжелы Вавилой, когда имя каждого донора вносили в специальную книгу почета.

Краудсорсинг также можно отнести к современным способам благотворительности. Это - «передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев» [22], кооперация их деятельности зачастую происходит с помощью Сети интернет. В краудсорсинге оплаты за проделанную работу не требуется, либо она невелика. Специалисты, выполняющие работу, зачастую делают это для своей практики. Отличительная особенность краудсорсинга - это разделение работы на мелкие модули. Одним из самых масштабных проектов, созданных на платформе краутсорсинга, является свободная электронная энциклопедия «Ви-кипедия» [23], которая создается в основном при помощи волонтеров.

Благотворительный магазин - это магазин, который находится под управлением благотворительной организации или группы активистов. Целью данного магазина является привлечение внимания и денежных средств на конкретную цель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благотворительные магазины работают по принципу социального предпринимательства - они занимаются коммерческой деятельностью, но основной целью является не обогатиться, а собрать денежные средства для социальных нужд. Как правило, такие магазины реализуют вещи, которые пожертвовали благодетели, поэтому цены здесь бывают весьма не высокими.

Примером такого магазина является магазин «Благо» [24], который ведет свою деятельность в городе Казани. Вырученные средства направляются на лечение тяжелобольных детей. Этот магазин работает в формате интернет-магазина.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время благотворительность в России набирает определенные импульсы для своего развития и облекается в соответствующие социальные формы.

Литература:

1. Лафарг П. О благотворительности // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - М.: Политиздат, 1988. - С. 334-363.

2. Мандевиль Б. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - блага для общества. - URL: http://apiary. su/dosug/basnya-o-pchelah-ili-poroki-chastnyh-Hts-ndash-blaga-dlya-obshhestva-bernard-mandevil/ (дата обращения: 04.12.2018 г.).

3. Гольбах П.А.Д. Избранные антирелигиозные произведения / Сост. А.Б. Ранович, М.С. Сме-лянов; пер. Н. Руммера; ред. В.И. Невский, Т. 1.

- М.: ОГИЗ, Государственное антирелигиозное изд-во, 1934. - 660 с.

4. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа. - СПб: Наука, 1999. - 444 с.

5. Благотворительность в России и государственная поли тика. - М.: Научный эксперт, 2013. - 224 с. - URL: http://rusrand.ru/ files/13/07/28/130728081319_Blagotvoritelnost_v_ Rossii.pdf (дата обращения: 5.03.2016 г.).

6. Итоговое заседание Комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности. - URL: http://www.donorsforum.ru/reports/ itogovoe-zasedanie-komissii-obshhestvennoj-palaty-po-voprosam-razvitiya-blagotvoritelnosti/ (дата обращения: 30.11.2018 г.)

7. История благотворительности в России: царской, советской и современной. - URL: http://ria.ru/spravka/20130226/924715394. html#ixzz2v1cfUM5O (дата обращения: 05.04.2015 г.).

8. Гражданский кодекс РФ. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3a5 85d0351c74adc4c9878b6019d704cdd9d3699 (дата обращения: 30.11.2018 г.).

9. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014 г.) «О некоммерческих организациях». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8824 (дата обращения: 30.11.2018 г.).

10. Благотворительность в России. - URL: http:// pulse.rbc.ru/charity_in_russia (дата обращения: 06. 04.2015 г.).

11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - URL: http://www.efremova.info/ (дата обращения: 05.04.2015 г.).

12. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности. - URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/ Apressyan/dilemmy_blagotvorit.html (дата обращения: 05.04.2015 г.).

13.Агаджанян А.С. Юго-Восточной Азии: религиозные ценности и общественное развитие в XX веке: автореф. дис. ... докт. истор. наук. - М., 1991. - 33 с.

14. Буданцева С.В. Экономическая сущность явления «благотворительность»: цели и принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 3 (83). -С. 81-85.

15. Доля населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже границ, установленных на основании фактического уровня денежных доходов населения (среднедушевого, медианного и модального), в целом по России и по субъектам российской федерации за 2013 год).

- URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/bednost/tabl/2-07.htm (дата обращения: 5.03.2015 г.).

16. Потенциал и пути развития филантропии в России / Под ред. И.В. Мерсияновой, Л.И. Якобсона. - М.: Гос. Ун-т Высшая Школа Экономики, 2010. - 419 с.

17. Почему благотворительность в России не повсеместна. - URL: http://newsland.com/news/detail/ id/227678/ (дата обращения: 4.05.2015 г.).

18. Соколов А.В., Власова А.А. Благотворительность в системе гражданской активности Россиян // Власть. - 2014. - № 12. - С. 56-61.

19. Фандрайзинг. - URL: http://www.marketeh. ru/marketing_dictionary/marketing_terms_f/ fundraising/ (дата обращения: 18.05.2015 г.).

20. Пешкова Н.Н. Традиционные и инновационные формы благотворительности в России // Омский научный вестник. - 2011. - № 101. - С. 43-46.

21. Краудфандинг. - URL: https://www. turkaramamotoru.com/ru/%D0%9A%D1%80% D 0%B0%D1%83%D0%B4%D1%84%D0%B0 %D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0 %B3-243002.html (дата обращения 21.05.2015 г.).

22. Сорсинг. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D 0%A1%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B8%D 0%BD%D0%B3 (дата обращения 18.05.2015 г.).

23. Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ Заглавная_страница (дата обращения 19.05.2015 г.).

24. Благотворительный магазин «Благо». - URL: https://kudago.com/kzn/place/blagotvoritelnyj-magazin-blago/ (дата обращения: 19.05.2015 г.).

Charity in Modern Russian Society: Questions of Theory and Practice

N.M. Kalina Kazan (Volga Region) Federal University

The article discusses the features of the functioning charity in modern Russian society. Modern technologies are increasingly used in the charity field. The greatest opportunities for charitable work brought social networks. By uniting several billion people around the world, they provide an opportunity to share information, make donations from anywhere in the world, without leaving home.

Key words: charity, social function of charity, modern technologies, types of charitable organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.