Научная статья на тему 'Феномен благотворительности как фактор социально-ориентированного развития экономики'

Феномен благотворительности как фактор социально-ориентированного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благотворительность / ответственность / спонсорство / социально-ориентированная экономика / экономическая агрессия / институты / charity / responsibility / sponsorship / socio-oriented economy / economic aggression / institutions
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен благотворительности как фактор социально-ориентированного развития экономики»

Игнатова Т.В.

д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и предпринимательства Южно-Российского института

управления - филиала РАНХиГС, Ростов-на-Дону

Кармизова Т.А.

к.э.н., ведущий специалист Южно-Российского института управления - филиала РАНХиГС, Ростов-на-Дону

ФЕНОМЕН БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: благотворительность, ответственность, спонсорство, социально-ориентированная экономика, экономическая агрессия, институты.

Keywords: charity, responsibility, sponsorship, socio-oriented economy, economic aggression, institutions.

В современной экономической системе центральным звеном выступает как «экономический человек», так и «институциональный человек», использующий рациональные расчеты в стремлении не только к собственному благу, но и к созданию нормальных условий существования других социальных групп, в том числе с минимальными доходами.

Рациональность многих экономически дееспособных субъектов направлена на осмысление того, что синтез индивидуального и общественного блага на самом деле обеспечивают экономический порядок, сохранение и рост среднего класса (владельцы малых и средних предприятий, предприниматели, работники торговли, управляющие, менеджеры и др.).

Считается, что социально-рыночная модель экономики характеризуется укреплением личной свободы хозяйствующих субъектов, не ростом, а сокращением чрезмерного имущественного неравенства и обеспечением не только приемлемого, но и достойного (средний класс) уровня жизни малообеспеченным группам населения страны.

Благотворительность как одна из форм общественно полезной деятельности, основанная на пожертвованиях, грантах, должна быть нацелена на специфические объекты, связанные с ограниченными возможностями. В связи с этим отметим, что государственная помощь в нашей стране оказывается и далеко не бедным категориям граждан. Так, политико-управленческой элите за государственный счет предоставляются безвозмездные субсидии на покупку собственного жилья, безлимитная стационарная и мобильная связь, персональные автомобили, бесплатные билеты на транспортные средства, возможность отдыха со значительными скидками в различных регионах России, обслуживание в ведомственных поликлиниках и т.д. Как считают эксперты, на это в год тратится около 2 трлн. рублей, что является, на наш взгляд, очевидным индикатором избыточного экономического и социального неравенства в экономической системе и недостаточно эффективного функционирования в обществе принципа социальной справедливости. Этот принцип в экономическом аспекте означает постепенное выравнивание доходов членов общества, противодействующее росту бедности, и создание условий для равных возможностей различных категорий граждан. Но нельзя забывать, что экономическое и социальное неравенство обладает кумулятивным эффектом, который означает накопление преимуществ и последовательное их приращение, в результате чего неравенство между «имущими» и «неимущими» возрастает, пока не натолкнется на сопротивление противодействующих сил1 («Эффект Матфея»).

Эффект Матфея (Matthew effect), или эффект накапливаемого преимущества - социальный феномен, состоящий в том, что преимущества получает, как правило, тот, кто уже ими обладает, а изначально обделенный оказывается обделенным еще более. Иными словами, те, у кого есть власть и экономический или социальный капитал, могут использовать эти ресурсы для получения еще большей власти и капитала. Название эффекту дано по цитате из Евангелия от Матфея: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29)2.

Следовательно, учитывая данную тенденцию, государство не должно придерживаться односторонней социально-экономической политики, отражающей, прежде всего, интересы в повышении благосостояния какого-либо одного класса, социального слоя, а не всего общества в целом, особенно в условиях, когда экономика характеризуется весьма критическими показателями.

Цели правового государства и социальной рыночной экономики (государство всеобщего благоденствия, всеобщего благосостояния) многогранны.

Обоснованным можно считать утверждение одного из разработчиков теории социального государства, немецкого экономиста и государствоведа Л. Штейна, о том, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что госу-

1 Merton R.K. The Matthew Effect in Science, II:Cumulative Advantage and the Symbolism of Intellectual Property // ISIS. 1988. -Vol.79. - P.256. - http://igiti.hse.ru/data/033/314/1234/3_6_1Merto.pdf

2 Эффект Матфея. - http://wiki.witology.com/index.php/Эффект_Матфея

дарство должно обеспечивать экономический общественный прогресс для всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого1.

Обозначенная тенденция прослеживается в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Суть ее заключается в достижении следующих показателей2:

а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;

в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.

Действительно, достойная жизнь граждан означает наличие у них соответствующего достатка, количества и качества благ, позволяющих им не терять способности воспроизводить актуальные блага, их совершенствовать, а также не терять способности к труду, иметь физиологический, интеллектуальный и социальный капитал, необходимый человеку для самореализации в трудовой деятельности. И не случайно в главном российском законе - Конституции Российской Федерации (статье 39, пункте 3) сказано, что поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность3.

Реализация запланированных выше стратегических ориентиров российской экономики должна, на наш взгляд, способствовать все большей вовлеченности населения в благотворительную деятельность, предоставляя тем самым российским гражданам, обделенным жизненными благами, возможность к физическому, социальному, экономическому и интеллектуальному восстановлению.

Несомненно, декларирование вышеуказанной экономической стратегии не означает ее скорого осуществления. Ее реализация рассчитана на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, в ходе которых необходимо преодолевать возникающие противоречия, экономические кризисы, неопределенности и риски для того, чтобы приблизиться к рубежам достойного экономического благополучия населения страны, достижения высокого индекса развития человеческого потенциала. Очевидно, что расширения потенциала благотворительности требуют интересы самой жизни.

Системная благотворительность становится одной из защитных мер для человека от хронической бедности. Благотворительность направлена на изменение качества потребления нуждающихся в этом граждан, расширяя одновременно их возможности в реализации своих способностей и преодоления экономического и социального отчуждения.

Под потреблением, с экономической точки зрения, обычно понимается использование полезных свойств предметов, процессов, благодаря которым они приобретают характер блага. Потребление благ направлено на удовлетворение многообразных потребностей человека. Но эффективность кругооборота благ зависит также от состояния экономической среды (конкуренции), роста численности населения, степени вмешательства государства в экономику, отношений собственности, институционализации (правила, законы, принципы) благотворительности, доступности в защите и гарантиях всем нуждающимся, малоимущим, бедствующим и др.

Но именно возрастающие потребности человека, в первую очередь, его потребность выживания в окружающей среде, определяют разные пути их удовлетворения. В ходе эволюции людей формируются институт хищничества (агрессии) и институт альтруизма. В первом институте превалирует собственный интерес, даже в ущерб интересам других, а во втором - интересы других не игнорируются.

В теориях агрессии и группового единства утверждается идея о том, что в эволюции подлинной человеческой сущности проявляется две тенденции - агрессия (разрушение благ) и созидание (производство благ), сопровождающиеся альтруистическим направлением активности субъектов хозяйствования, их готовности бескорыстно действовать на пользу другим в неблагоприятной экономической среде.

Считается, что не ущербна такая агрессия людей, которая сублимируется в творческую деятельность, экономическое лидерство или цели экономической, добросовестно конкурирующей деятельности, с ее высоким общезначимым позитивным эффектом. А враждебная агрессия направлена, прежде всего, на представителей других групп и сопряжена с дегуманизацией образа врага. В рамках такой парадигмы чужие рассматриваются как ненастоящие люди, поэтому законы и нормы морали на них не распространяются4 (недобросовестная конкуренция, коррупция, рэкет, наркобизнес, незаконное предпринимательство в виде деятельности без регистрации и лицензии и другие виды преступного и оппортунистического поведения).

В современном мире существуют многие виды экономической агрессии, такие, как войны, экономический шпионаж, экономическая блокада, недобросовестная конкуренция, эгоистическое стремление экономических субъектов только к собственному благу, максимизации собственного благосостояния любыми, даже противозаконными способами.

1 Шарков Ф.И. Основы социального государства. - М., 2013. - С. 58.

2

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

3

Конституция Российской Федерации. - М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2011. - С. 12.

4 Бутовская М.А. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека // Общественные науки и современность. - М., 1998. - № 6. - С. 151.

Однако теория экономического прогресса предполагает, что прогресс человечества, его экономических основ представляет собой движение к доминированию гуманизации, сотрудничества и партнерства не только в локальном, но и в глобальном масштабе, создание планетарного неагрессивного экономического общества. Благотворительность здесь представляется нам одной из форм оправданной гуманизации экономических отношений.

Исследование потенциала благотворительности обязывает нас обратить внимание на ее этимологический аспект, смысловую, содержательную неоднозначность этого понятия, выясняя при этом отражение природного компонента феномена благотворительности.

Известно, что в речевой оборот понятие «благотворительность» ввел отечественный историк и реформатор русского языка Н.М. Карамзин. Феномен благотворительности содержательно и функционально многообразен, имеет сложную структуру и различные виды проявления, что объясняется его природной сущностью. Для доказательства этого тезиса обратимся к качественному анализу, который позволяет утверждать, что подходы к содержательному наполнению категории «благотворительность» близки и представляют собой ретроспективную легитимизацию - утверждается правомерность феномена благотворительности в предшествующий временной период, что является основанием для дальнейшего развития, корректировки данной категории и определения базовых структурных элементов феномена благотворительности.

Общим для различных понятий благотворительности является фиксация ее миссии, которая заключается в улучшении качества жизни граждан средствами, с помощью которых они смогут в будущем помочь себе сами. Природа благотворительности деятельная. Ее бытие и функциональность обеспечиваются наличием совокупности взаимодополняющих признаков. Степень активности благотворительности зависит не только от мотивации доноров, но и от внешних стимулов - качества законодательства, применения положительных санкций в отношении лиц, инициирующих благотворительные акты.

Анализ базовых понятий феномена благотворительности показывает, что существует как узкая, так и расширенная его трактовка, с отражением различных сочетаний признаков, но не исчерпывающая всего их многообразия.

Благотворительность означает совершение благих, положительных, полезных, неоппортунистических деяний, действий одних людей по отношению к другим. Экономическая сущность благотворительной деятельности может трактоваться и как совершение экономически и социально дееспособными субъектами положительных действий по распределению каких-либо значимых благ, обладающих потребительскими свойствами (чертами), нуждающимся в них категориям граждан. Передача донорами просроченных продуктов, например, не будет являться благотворительностью, т.к. продукты утратили потребительные свойства и не могут быть полезными для здоровья людей.

В целом, необходимо согласиться с утверждениями тех исследователей, которые считают, что при всех издержках благотворительная деятельность дает возможность спасения для тех, кто утратил всякую надежду помочь самому себе, чтобы выйти на перспективный уровень жизнедеятельности.

Между тем, для более глубокого представления о феномене благотворительности, состоянии его институционально-экономического ресурса необходимо уточнить содержание отдельных понятий, чтобы выяснить, какие из них не контрастируют с понятием «благотворительность», не взаимоисключают друг друга, а какие содержательно несовместимы с ним. Это позволит ограничить возможность появления сущностных противоречий, непоследовательности в осмыслении феномена институциональной организации благотворительности.

Так, нематериальный, духовный структурный элемент благотворительности отражается в таких понятиях, как альтруизм, милосердие, сострадание, гуманизм, филантропия. Это актуальный идеологический компонент структуры благотворительности как экономической и социальной целостности.

Рассмотрим современные институциональные формы организации благотворительности:

льгота - скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения;

1) грант - безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме (на обучение специалистов, создание сети некоммерческих организаций). Выдается на конкурсной основе специальными учреждениями - как национальными, так и международными;

2) фандрайзинг - процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов: человеческих, финансовых (деньги), материальных (товары, оборудование), информационных и т.д., которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или всей деятельности в целом. Это целенаправленная работа по поиску ресурсов, которыми занимаются некоммерческие организации, в том числе благотворительные;

3) эндаумент - целевой, неприкосновенный капитал, собираемый некоммерческой организацией от разных доноров, который инвестируется. Только проценты с этого капитала распространяются на общественно полезные цели (как правило, это образование, медицина, культура);

4) «рш bono» (от латинского, означает « ради общественного блага») - это оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить. В России учреждения, оказывающие юридические услуги «pro bono», могут именоваться также «юридическими клиниками». Услуги могут оказываться не только юридические, но и бухгалтерские, управленческие, информационные и др.;

5) социальная поддержка - предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможность обучения и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

6) социальное обеспечение - система государственных и общественных мероприятий по материальному обеспечению граждан при инвалидности, потере кормильца, старости1;

7) социальная работа - специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального, материального уровня его жизни; предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц (поддержка, защита, коррекция и реабилитация);

8) эмоциональная выгода - получение благотворителем выгоды в качестве удовлетворения от сознания собственной пользы в отношении к нуждающимся в ней людям;

9) социальная реклама - вид коммуникаций, ориентирующий на привлечение внимания к актуальным общественным проблемам и социокультурным ценностям, предполагающий способы их решения;

10) социальное предпринимательство - финансирование предпринимателями инновационных социально ориентированных проектов в виде длительного беспроцентного кредита и возможным трудоустройством малообеспеченных и экономически незащищенных слоев населения. Реализация таких проектов нацелена в дальнейшем на получение прибыли;

11) конкурс - способ получения по заявкам благополучателей грантов от доноров, которыми могут быть благотворительные фонды, компании, государственные и муниципальные структуры.

Исходя из сказанного, необходимо обратить внимание на положение Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в котором сказано, что добровольцы - это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)2, например, уход за больными в хосписе, поиск пропавших людей, уборка помещений, сбор продуктов и одежды для пострадавших от стихийных бедствий и т.д. Добровольчество - это услуговая благотворительность за счет своего свободного от основной деятельности времени. Имеется расширенное толкование добровольчества как «вклада, который частные лица вносят в виде деятельности, осуществляемой не на коммерческой основе, не за плату или ради перспективы карьерного роста, а в интересах благополучия своих соседей или общества в целом»3. Между тем, добровольчество тождественно, на наш взгляд, понятию во-лонтерства. Волонтер (от лат. voluntarius - добровольно) - человек, добровольно занимающийся какой-либо деятельностью. Но добровольчество по своей природе двойственно. С одной стороны, доброволец-волонтер может быть благотворителем, выполняя какие-либо работы или предоставляя услуги нуждающимся (разным категориям граждан), а с другой - не являться благотворителем, например, добровольная служба в армии по контракту, группы добровольцев по охране общественного порядка и т.д. Например, добровольная пожарная охрана - социально ориентированное общественное объединение пожарной охраны, созданное по инициативе физических или юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике или тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (основано на членстве)4. Такие добровольцы являются носителями общественно полезной деятельности во благо всего общества, а не конкретных специфических индивидуумов. Поэтому волонтерство или, другими словами, добровольчество следует считать одним из видов благотворительности, если эта деятельность направлена, прежде всего, на помощь остро нуждающимся категориям граждан, не имеющим возможности осуществить самопомощь (социальные катаклизмы, беспризорность, стихийные бедствия, инвалидность, старость), самореализацию потенциалов личности.

К следующему типу благотворительности относится подаяние - это то же самое, что милостыня, под которой понимается все то, что подается нищему для его выживания. Милостыня в виде денег становится основным доходом нищего населения. Практика показывает, что существует мнимая благотворительность, когда обедневшим слоям населения раздается милостыня как демонстрация заботы хозяйствующего субъекта для продвижения его во властные структуры в ходе избирательных кампаний, а затем их нужды не учитываются.

К слоям населения, нуждающимся в поддержке и помощи, относятся также представители творческих профессий. Благотворительные акты, осуществляемые в отношении указанной категории граждан, носят специфическое название - меценатство. Меценат (лат. Maecenas) - имя богатого римского государственного деятеля I века до н.э., прославившегося своим покровительством (защитой) поэтам, художникам, театралам. В данном случае речь идет о культурно-просветительском виде благотворительности, разновидностями которого являются меценатство, коллекционирование, организация библиотек, бесплатное обучение детей и т. д. В России меценатство развивается, набирает темп в XVIII веке. Первоисточники информируют, что классическим примером меценатства является деятельность княгини М. К. Тенишевой, которая в селе Таланкино под Смоленском открыла школу художественных промыслов и на свои средства обучала и поддерживала молодые таланты5. Известно, что русскому и мировому пейзажисту И.К. Айвазовскому дал толчок к развитию таланта художника, специализирующегося на морских пейзажах, градоначальник крымского города Феодосии А.И. Казначеев, обеспечив ему обучение живописи у городского архитектора Коха6.

1 Токаева Т.И. Социально ориентированное экономическое развитие и его защитные функции // Terra Economicus. 2010. -Т. 8. - № 4-3.

Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=108360.

3 Руководство по НКО в Системе национальных счетов. Методологические исследования. Серия F № 91 / Организация Объединенных Наций. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел. - Нью-Йорк, 2006. - С. 292.

4 Федеральный закон от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

5 Павловская А.В. Русский мир. Характер, быт, нравы. В 2-х томах. Т. 2. - М.: Слово/SLOVO, 2009. - С. 304.

6 Великие художники. Айвазовский. Т. 2. - М.: Директ-Медиа, 2009. - С. 3-4.

Вспомним и о такой форме культурно-просветительского вида (типа) благотворительности, как коллекционирование. Так, граф Н.П. Румянцев передал государству собрание книг, которое положило начало крупнейшей российской публичной библиотеке. А русский предприниматель, нефтепромышленник, почетный член Академии художеств В.А. Кокорев собрал картины молодых русских художников, которым оказывал материальную помощь, что позволило ему в 1862 году построить первую Московскую публичную картинную галерею, где было представлено более 500 картин1.

Значимыми собирателями картин были русский император Александр III, московский купец, льнозаводчик П.М. Третьяков. Первый основал в Петербурге Русский музей для свободного доступа, а второй передал в дар Москве 1287 картин. На собирание картин П.М. Третьяков затратил миллионы, а его картинная галерея в 1892 году из частной превратилась в государственную, которую граждане могли бесплатно посещать несколько раз в неделю. Складывалась ситуация, обеспечивающая общедоступность к духовным благам различных слоев населения. Свой мотив предприниматель описал в письме к дочери: «Моя идея была с юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях; эта мысль не покидала меня всю жизнь»2.

Во многих источниках подчеркивается, что П.М. Третьяков, являясь меценатом-подвижником, не терял из виду главную цель - не переставал заботиться о русской школе живописи. Он стал ее основателем3.

Классическим примером меценатства является и деятельность промышленников С.И. Мамонтова и С.Т. Морозова. Первый торговал шелком, строил северную железную дорогу и направлял финансы из этой сферы на создание Русской частной оперы. Второй финансировал Московский художественный театр и принимал непосредственное участие в его деятельности (занимался ремонтом, регулировал осветительную аппаратуру, высказывал мнение по репертуару, отбирал актеров).

Сравнительный анализ представленных историко-экономических фактов дает основание не согласиться с мнением тех исследователей, которые подчеркивают, что меценаты помогают не столько человеку, сколько, если можно так выразиться, той общественной роли, которую они играют4. Столь субъективный подход открывает путь для помощи и весьма благополучным в материальном плане представителям искусства, что не имеет ничего общего с благотворительностью. Считаем, что меценат только тогда называется меценатом, когда, во-первых, сам является приверженцем определенного направления искусства, во-вторых, поставляет блага только нуждающимся, для которых необходимо «приостановить» нужду и дать реализовать свои творческие способности, в-третьих, не отделяет помощь от конкретной личности.

Анализируемый опыт меценатства и коллекционирования позволяет нам утверждать, что, во-первых, вклад российских меценатов в развитие национальной культуры не приносит им роста прибыли; во-вторых, индивидуальное богатство все они трансформировали в богатство общественных групп и национальное богатство; в - третьих, благотворители - меценаты в своей деятельности руководствовались не только экономическими ценностями (максимизация собственной прибыли), но и не- материальными, социокультурными, такими, как христианский долг, национальный интерес, социальная справедливость, патриотизм.

Мы согласны с мнением о том, что деятельность хозяйствующих субъектов-меценатов нельзя описывать и объяснять только классической рыночной теорией, эгоистической экономикой. Это понимал уже классик экономической теории, шотландский экономист и философ-этик Адам Смит (1723-1790). С одной стороны, в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» он утверждает, что в основе получения богатства лежит эгоистический интерес - «невидимая рука», который заставляет человека вступать во взаимоотношения с другими людьми, преследуя собственный интерес, но и при этом, способствуя общей выгоде. А. Смит пишет: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе... Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаемый получит свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов»5. С другой стороны, А. Смит понимает роль морально-этического фактора в экономике, что подтверждается его первой крупной теоретической работой, которая называется «Теория нравственных чувств» (1759). Он пишет, что нам слишком часто приходится страдать страданиями другого, чтобы такая истина требовала доказательств. Чувство это, подобно прочим страстям, присущим нашей природе, обнаруживается не только в людях, отличающихся особенным человеколюбием и добродетелью, хотя, без всякого сомнения, они и наиболее восприимчивы к нему. Оно существует до известной степени в сердцах самых великих злодеев, людей, дерзким образом нарушивших общественные законы. Источник нашей чувствительности к страданиям посторонних людей лежит в нашей способности переноситься воображением на их место, в способности, которая доставляет нам возможность представлять себе то, что они чувствуют, и испытывать те же ощущения. Когда мы видим направленный против кого-нибудь удар, готовый поразить его руку или ногу, мы, естественно, отдергиваем собственную руку или ногу6.

В ходе благотворительной деятельности, как показывают эмпирические данные, совершаются обменные действия. Благотворитель обменивает часть своей материальной прибыли на социальную прибыль: это и приращение уважительного отношения со стороны различных слоев населения к носителям богатства (преодоление негативного отношения к богатым), и расширение деловых и профессиональных связей, и получение морального удовлетворения, и осознание

1 Кокорев Василий Александрович. Свободная энциклопедия «Википедия». - http://ru.wikipedia.org/wiki

2

Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. - М., 1951. - С. 236. История предпринимательства в России. В 2-х кн. - М., 1999. - С. 490.

4 Сулакшин С.С. и др. Благотворительность в России. - М.: Научный эксперт, 2013. - С. 8.

5 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории. -М.: ЮРИСТЪ, 2000. - С. 22.

6 Смит А. Теория нравственных чувств. - http://www.odinvopros.ru/lib/asmit_01.php?mode=1&id=0

своей значимости в помощи другим людям, и преодоление соблазна впасть в экономические пороки при избыточности благ, превышении пределов необходимого в накоплении богатства. Благотворительная деятельность мотивирована дву-сторонне (благотворитель - благополучатель), что не отражено в нормативно-правовой базе и, на наш взгляд, снижает стимулирующую функцию привлечения населения к финансированию благотворительной деятельности. А понятию «безвозмездность» как ключевому признаку благотворительности, указанному в различных источниках, вовсе не дается пояснения. Следовательно, можно предположить, что это понятие фиксирует лишь одностороннюю связь - отсутствие со стороны благополучателя финансовых или материальных договорных обязательств по отношению к благотворителю в настоящем и будущем времени.

Общий вывод заключается в том, что хозяйствующие субъекты - благотворители - являются носителями системной экономики, состоящей из «прибыльной экономики» и «неприбыльной экономики». Феномен благотворительности функционирует не только за счет сложного экономического распределительного механизма, предполагающего перетекание средств (финансов), полученных от производства, торговли, банковских процентов, строительства, в непроизводственную сферу, но воспроизводится на основе морально-нравственного регулятора, обеспечивая тем самым гармонию индивидуального и общего блага в экономической системе, слиянии эгоистической и альтруистической деятельности.

Однако существует и такой вид общественно значимой деятельности, которой присущ двойной статус. Речь идет о спонсорстве - деятельности юридического или физического лица, финансирующего какие-либо мероприятия (концерты, спортивные состязания и др.) с целью получения материальной выгоды или повышения эффективности рекламы (повышение уровня информированности о продукции или услугах). Спонсорство оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон - спонсора и получателя. Спонсорство предполагает обязательное оформление встречной услуги1. В таком случае спонсорство не отождествляется с благотворительностью, а выступает условием, средством ее осуществления. Но спонсорство может осуществляться и на безвозмездной (бесплатной) основе, являясь, таким образом, одним из типов благотворительности.

Спонсируются обычно благотворительные шоу, премьеры фильмов, фейерверки, вечера отдыха, показы модной одежды и т.д. Спонсорство может характеризоваться как взаимовыгодное сотрудничество, построенное на реализации совместных проектов. Сегодня выпускается ежеквартальный бюллетень «Спонсорские проекты», который представляет собой подборку лучших спонсорских проектов самых разнообразных направлений, а также независимые экспертные оценки, комментарии социологов и PR-специалистов, анализ рынка и рекомендации по выбору того или иного направления спонсорской деятельности .

К благотворительной деятельности не относится финансовая схема, работающая в Интернет-эпоху, называемая краудфандингом (англ. CTowd funding, a"owd - «толпа», funding - «финансирование»). Суть этой деятельности заключается в том, что участники вкладывают деньги в проекты, которые кажутся им социально важными, а инициаторы краудфандинга (сбор средств через Интернет) в дальнейшем получают финансовую выгоду. Например, сайт гражданской журналистики spot.us собирает деньги на проведение журналистских расследований, в ходе которых журналист-фрилансер получает за выполненную работу гонорар.

Исследование институционально-организационных принципов благотворительности позволило сделать обобщение относительно критерия ее деятельной природы (табл. 1). Это является теоретико-прикладной основой для выбора объекта последующих, более глубоких и конкретных исследований феномена благотворительности в ракурсе интеграции принципов системности, преемственности и востребованных обществом традиций и инноваций.

Таблица 1

Типология и содержание российской благотворительной практики3

Типы благотворительности Содержание благотворительности

Общинная Практика помощи разного рода неспособным самостоятельно трудиться (сироты, вдовы, старики)

Ручная милостыня Подаяние нищим, калекам, бездомным, старикам, бедным каких-либо благ из «рук в руки»

Кормление Бесплатная раздача обездоленным еды; организация для них бесплатных или дешевых столовых

Предупредительная (профилактическая) Бесплатные больницы для разных категорий бедных, обеспечение их медицинским персоналом и лекарствами

Благоустроительная: донаторство Бесплатное строительство храмов, богаделен, приютов, социального жилья нищим и малоимущим, больным, не способным самостоятельно трудиться; строительство церквей и монастырей

Церковно-приходская Открытие при церквях школ для детей, больниц для больных и нищих; «кружечный» сбор пожертвований

Трудовая Открытие домов трудолюбия, трудовые артели, где приобретались бы трудовые навыки как добровольно, так и по принуждению (строительные работы, шитье, кулинария и др.); осуществлялся поиск работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Услуговая: волонтерство, добровольчество Предоставление добровольцами различных услуг нуждающимся; социальным группам (борьба со стихийными бедствиями, уход за больными, помощь пожилым людям)

Сословная (групповая) Строительство богаделен, приютов для бедных на средства групп купцов, духовенства

1 Сенека Л.А. Смысл благодеяний прост: их только дарят, если что возвращается, то уже прибыль. - http: //www. brandme-

dia.ru

2 Бюллетень «Спонсорские проекты». - http://www.expoweb.ru/343742.html

3 Таблица составлена авторами на основе анализа эмпирического материала.

Частная (индивидуальная) Пожертвования частным лицам для конкретных благополучателей или на общественно-полезную деятельность разной направленности

Корпоративная благотворительность Благотворительная деятельность бизнес-структур

Спонтанная (самопроизвольная) Реакция человека - благотворительный акт на конкретную ситуацию (пожары, наводнения и др.)

Культурно-нравственная, меценатство Пожертвования в сферу образования, науки, культуры, искусства от частных лиц, коллекционирование, обучение детей

Профессиональная Долгосрочная благотворительная деятельность фондов, организаций (обучение, обмен опытом)

«Профессиональная» (иждивенческая) Организация сбора милостыни здоровыми людьми, не желающими заниматься другой деятельностью

«Государственная» Разработка комплекса мер, например, направленных на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на период до 2018 года (субсидии, в том числе на благотворительные цели); субсидии Комитета по молодежной политике Ростовской области

«Муниципальная» Связь и сотрудничество муниципальных структур с общественными объединениями (консультации, конкурсы для НКО, в том числе для благотворительных НКО)

Спонсорство Адресная помощь; финансовая помощь благотворительным фондам и организациям без долговых обязательств

Научная благотворительность Разработка долговременных стратегий предупреждения реабилитационных и терапевтических ситуаций1 (сфокусирована на методах и результатах оказания помощи и облегчения участи нуждающихся)

Семейная благотворительность Учреждение семейных фондов. Например, президент корпорации «Уралсиб» Николай Цветков в 2004 году учредил фонд «Виктория», названный в честь его младшей дочери. Фонд занимается помощью детям-сиротам и развитием семейных форм устройства таких детей и ведет свою деятельность на территории 42 регионов Российской Федерации. Бюджет фонда составляет более 2 3 млн. долларов

Креативная филантропия Осуществление благотворительными фондами поиска инновационных решений социальных проблем (внедрение новых форм благотворительной деятельности и др.)

Венчурная филантропия Оказание донорами благотворительной помощи на долгосрочные программы и проекты при их участии в управлении фондом

Погребальная Оказание погребальных услуг за счет частных и коллективных пожертвований

Как показывают исследования, по своему содержанию феномен благотворительности неоднороден. Социально-экономическая практика отличается разнообразием видов благотворительности и их сочетанием. При типичных моти-вационных вариантах участия граждан в благотворительной деятельности их общим интересом ставится вопрос «как будут расходоваться их пожертвования и какие общественные запросы в данном случае будут удовлетворены». От ответа на этот вопрос будет зависеть массовое вовлечение российских граждан в благотворительную деятельность, формирование к ней устойчивой традиции и устойчивого благотворительного бюджета как ключевого системообразующего компонента феномена благотворительности.

1 Наместникова И.В. Этические основы социальной работы. - М.: Юрайт, 2012. - С. 90

2

Частная благотворительность в Р( blagotvoriteljnostj-v-Rossii--osobennost.html

2 Частная благотворительность в России: особенности, проблемы и перспективы. - http://vseblagotvoriteli.ru/text2/Chastnaya-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.