Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / DISTANCE LEARNING / VIRTUAL EXPERIMENT / INTERMEDIATE CERTIFICATION / EDUCATIONAL PLATFORM / POINT-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахматов Игорь Ильич, Алексеева Ольга Васильевна, Бондарчук Юлия Алексеевна, Блажко Александр Александрович, Вдовин Вячеслав Михайлович

В условиях вынужденного дистанционного обучения особенно остро встает проблема сохранения возможности прямого диалога между педагогом и обучающимися, а также освоения практических навыков. Организация промежуточной аттестации при дистанционном формате обучения также сталкивается с дополнительными сложностями. Рассмотрены, на наш взгляд, оптимальные в этих условиях варианты осуществления наиболее стандартных этапов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахматов Игорь Ильич, Алексеева Ольга Васильевна, Бондарчук Юлия Алексеевна, Блажко Александр Александрович, Вдовин Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING NORMAL PHYSIOLOGY AND INTERMEDIATE CERTIFICATION IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

In the conditions of compelled distance learning, the problem of preserving the possibility of direct dialogue between the teacher and students, as well as the practical skills mastering, is particularly acute. The organization of intermediate certification in the distance learning format also faces additional difficulties. Here we describe, in our opinion, the options for the implementation of the most standard stages of the educational process that are optimal in these conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК: 378.147; 378.6

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ШАХМАТОВ ИГОРЬ ИЛЬИЧ

доктор медицинских наук, заведующий кафедрой нормальной физиологии. Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул E-mail: iish59@yandex.ru; ORCID ID: 0000-0002-0979-8560

АЛЕКСЕЕВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии. Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул E-mail: alekseeva0506@mail.ru; ORCID ID: 0000-0001-9995-9294

БОНДАРЧУК ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии. Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул E-mail: bondarchuk2606@yandex.ru; ORCID ID: 0000-0002-2661-5965

БЛАЖКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии. Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул.

E-mail: blazhko_1990@mail.ru; ORCID ID: 0000-0003-2578-6858

ВДОВИН ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой патологической физиологии. Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул. E-mail: erytrab@gmail.com; ORCID ID: 0000-0002-4606-3627

УЛИТИНА ОКСАНА МИХАЙЛОВНА кандидат биологических наук, доцент кафедры нормальной физиологии. Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул E-mail: oulitina@mail.ru; ORCID ID: 0000-0001-6812-0445.

АННОТАЦИЯ

В условиях вынужденного дистанционного обучения особенно остро встает проблема сохранения возможности прямого диалога между педагогом и обучающимися, а также освоения практических навыков. Организация промежуточной аттестации при дистан-

ционном формате обучения также сталкивается с дополнительными сложностями. Рассмотрены, на наш взгляд, оптимальные в этих условиях варианты осуществления наиболее стандартных этапов образовательного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение; виртуальный эксперимент; промежуточная аттестация; образовательная платформа; балльно-рейтинговая система.

FEATURES OF TEACHING NORMAL PHYSIOLOGY AND INTERMEDIATE CERTIFICATION IN CONDITIONS OF DISTANCE

LEARNING

SHAKHMATOVIGOR ILYICH

doctor of medical sciences, head of the department of Normal Physiology

Altai State Medical University, Russian, Barnaul ALEKSEYEVA OLGA VASILYEVNA candidate of medical sciences, docent (assistant professor) of Normal Physiology department, Altai State Medical University, Russia, Barnaul

BONDARCHUK YULIA ALEKSEYEVNA candidate of medical sciences, docent (assistant professor) of Normal Physiology department, Altai State Medical University, Russia, Barnaul

BLAZHKO ALEXANDER ALEKSANDROVICH candidate of biological sciences, docent (assistant professor) of Normal Physiology department, Altai State Medical University, Russia, Barnaul

VDOVIN VYACHESLAVMIKHAILOVICH candidate of medical sciences, head of the department of Pathological Physiology Altai State Medical University, Russia, Barnaul

ULITINA OKSANA MIKHAILOVNA candidate of biological sciences, docent (assistant professor) of Normal Physiology department, Altai State Medical University, Russia, Barnaul

ABSTRACT

In the conditions of compelled distance learning, the problem of preserving the possibility of direct dialogue between the teacher and

students, as well as the practical skills mastering, is particularly acute. The organization of intermediate certification in the distance learning format also faces additional difficulties. Here we describe, in our opinion, the options for the implementation of the most standard stages of the educational process that are optimal in these conditions.

Keywords: distance learning; virtual experiment; intermediate certification; educational platform; point-rating system.

Вот уже почти год, как весь мир и высшая школа, в частности, столкнулись с вынужденной необходимостью осваивать в экстренном порядке дистанционные технологии преподавания самых различных дисциплин - [1, с. 53].

В данной статье мы попробовали обобщить первые результаты опыта преподавания нашего предмета и проведения промежуточной аттестации в дистанционном формате в рамках дисциплины «Нормальная физиология».

Согласно Приказу о переходе на дистанционное обучение, опубликованному внезапно, перейти на новую форму преподавания все кафедры вуза должны были уже на следующий день.

Таким образом, перед нами остро встала первая задача, которую оперативно надо было решать - восстановление контактов со студенческими группами поскольку в условиях самостоятельной работы дома отмечается низкая заинтересованность и мотивация обучающихся - [2, с. 89].

С нашей подачи с этой задачей прекрасно справились старосты учебных групп, создав уже на следующий день группы, включающие студентов и преподавателя, на платформе «старого доброго» WhatsApp. Эти группы на платформе WhatsApp мы используем и по сей день для передачи текстовых коротких сообщений, касающихся

всей группы, а также рассылки преподавателем методических материалов для подготовки к очередному занятию.

Эта же платформа используется нами и в индивидуальном режиме, как для обмена текстовой информацией в рамках диалога «студент-преподаватель», так и в том случае, когда возникает необходимость использования видеосвязи для общения со студентами персонально (сдача отработок пропущенных занятий, рубежная оценка знаний по окончании раздела физиологии).

Электронная почта также эпизодически используется нами для передачи более крупных массивов информации.

Однако, «платформой выбора», обеспечивающей непосредственный аудио-визуальный контакт в ходе всего практического занятия, после непродолжительного метания сотрудников кафедры, которое заняло следующую неделю, стал, конечно, Zoom.

Мы и по сей день с удовольствием пользуемся этим замечательным продуктом, открывая в нём новые сервисы, способствующие качественному преподаванию в дистанционном режиме. Возможность аудио-визуального контакта, демонстрация любого видеоматериала, использование интерактивной доски для иллюстрации процесса вместе со студентами, наконец, возможность видеофиксации происходящего (итоговое занятие, экзамен) делают эту платформу универсальной. Таким образом, проблема восстановления нарушенной коммуникации со студентами была решена.

Следующая задача - контроль за качеством подготовки студентов к практическому занятию и их стимулирование к качественной подготовке - [3, с. 525; 4, с. 40]. Одним из таких рычагов является давно разработанная и внедрённая Балльно-рейтинговая система оценки знаний. Использование рейтинговой системы, безусловно, является неотъемлемым структурным компонентом оценки знаний студентов. Система оценки состоит из ряда

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

элементов, позволяющих оценить все этапы учебного процесса, включая самостоятельную работу при подготовке к занятию на платформе Моо^е, компьютерного тестового контроля в ходе каждого практического занятия, расчёт рубежного рейтинга на каждом итоговом занятии и т.д.

Соответственно, после перехода на ДО Положение о БРС также пришлось в экстренном порядке пересмотреть, поскольку, во-первых, ушел ряд оценочных критериев, зарабатываемых студентом на очном занятии, а, во-вторых, существенно изменился подход к приёму экзамена, о чём будет сказано позже.

В результате этого пересмотра в формировании Текущего рейтинга значительно возросла доля баллов, набираемых студентами по результатам их самостоятельной работы.

Неоценимую поддержку в этом нам оказала образовательная платформа Moodle и её контент, созданный кафедрой ещё в «доковидную эпоху». В настоящее время эта платформа прочно обосновалась во многих вузах - [5, с. 338], однако на первых порах её внедрение сопровождалось выраженным негативом и противодействием. Только сейчас, с переходом на дистанционное обучение, профессорско-преподавательский состав кафедр в полной мере оценил, что огромная работа по формированию контента была проделана не зря.

Обучающая составляющая на платформе к каждому занятию -это учебный контент в текстовом варианте (как собственный, так и взятый на соответствующих сайтах); учебные видеофильмы (как собственные, так и заимствованные на соответствующих сайтах); фильмы, флеш-анимации, видеоанимации, видеопрезентации, виртуальные тренажеры и симуляторы, материалы функциональных исследований и др.

При этом, платформа MOODLE позволяет преподавателю получить в автоматическом режиме по каждому занятию и каждому обучающемуся в виде таблицы сведения:

- как и когда обучающийся работал с учебными материалами кафедры и работал ли в принципе во внеучебное время;

- какие материалы открывал для работы (видеофильмы, видеопрезентации, аудиозаписи);

- какую часть текстового материала проработал обучающийся (жесткий режим контроля) и т.д.

Вторая и очень важная часть учебных материалов на платформе MOODLE - это материалы для самоконтроля: ситуационные задачи (при необходимости они используются как контрольно-измерительные материалы для балльно-рейтинговой системы), тесты, домашние задания. Этот раздел - основная контролирующая часть самостоятельной работы. Весь материал «Домашнего задания» разделен на блоки, включающие теоретические вопросы, а также описание хода практических работ, выполняемых на занятии. После каждого блока предлагается ответить на контрольные вопросы. Этот вид самостоятельной работы оценивается в баллах, а набранное их количество существенно влияет на величину семестрового рейтинга.

Отдельно хочется сказать слова благодарности руководству вуза, в своё время очень активно стимулировавшего нас к созданию видеолекций. Сейчас этот банк лекций, выложенных к каждому занятию, является палочкой-выручалочкой для студентов, совмещающих учёбу с работой в медучреждениях, да и для остальных студентов, позволяя прослушать и качественно законспектировать содержание лекции в гораздо более комфортных условиях и в комфортное время - [6, с. 162]. Конечно, у видеолекции есть и минусы - ушел прямой контакт с аудиторией. Все мы в большей или меньшей

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

степени - ещё и актёры, поэтому вынужденный, и, надеемся, временный «уход со сцены» многие из нас переживают весьма болезненно.

Даже находясь в условиях дистанционного обучения, мы не забываем, что Физиология - наука экспериментальная. Ещё в конце 20 века мы попытались систематизировать весь массив физиологического практикума, поделив его на две группы: облигатные (безусловно необходимые для освоения студентами) и факультативные (выполняющие вспомогательно-иллюстративную роль при изучении физиологических процессов).

Далее, все облигатные навыки мы разделили на мануальные и вербальные (или когнитивные). При этом, в каждой из групп набралось не более десятка навыков, однако, контроль за овладением именно этого перечня осуществляется на кафедре наиболее тщательно и проходит в несколько этапов (практическое занятие, итоговое занятие, практическая часть экзамена).

В условиях ДО изучение вербальных навыков не представляет большой проблемы, поскольку студент для формирования заключения по тому или иному анализу (общий анализ крови, мочи, коагулограмма и др.) или кривой (ЭКГ, спиро- и оксиспирограмма и др.) может получить бланк и дистанционно. Зачастую разбор алгоритма и типичных ошибок дистанционно идёт даже лучше.

Однако, при изучении мануальных навыков дистанционное обучение преподносит одну из самых острых и стопроцентно не решаемых проблем - отсутствие возможности у студентов полноценного овладения ими. К счастью, два года назад по всем обли-гатным мануальным навыкам мы отсняли собственные видеофильмы, где подробно рассказали об особенностях их выполнения, а также подробно показали, как они выполняются. И сейчас эти фильмы, выложенные на платформе Моо^е, являются единственной

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

возможностью изучить мануальные навыки в дистанционном формате.

Что касается факультативных навыков, то эту проблему мы для себя решили ещё в первом десятилетии 21 века.

Речь идёт об известной, наверняка, многим Программе Виртуальная Физиология, разработанной в далёком теперь уже 2002 году. Эта программа включает в себя 8 разделов, которые содержат 31 модель физиологических экспериментов. Используя эту программу, мы можем неоднократно повторять практическую работу; исключить вероятность неудачного эксперимента; выполнять практические задания без ущерба для здоровья животного; заменить дорогостоящие практические работы и сложные установки; изменять различные параметры экспериментов, чтобы видеть их влияние на результаты; выполнять практическое задание шаг за шагом, используя подробное описание для каждой работы.

Данный компьютерный тренажер-симулятор воссоздаёт на экране монитора обстановку реального эксперимента, выполняемого на лабораторных животных - [7, с. 551]. Программы составлены таким образом, что студент для достижения результата эксперимента должен последовательно выполнить сложную цепь действий для достижения искомого результата. В настоящее время кафедра располагает арсеналом виртуальных тренажеров и симуляторов практически по всем разделам физиологии.

В условиях дистанционного образования, сохранение возможности в ходе практических занятий выполнять виртуальные эксперименты, иллюстрирующие наиболее значимые физиологические процессы организма, позволяет существенно повысить эффективность и наглядность педагогического процесса.

Одна из непростых задач в условиях дистанционного образования - промежуточная аттестация. Отсутствие прямого

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

визуального контакта с экзаменуемым создаёт больше соблазнов и возможностей для получения информации «альтернативными способами».

Исходя из этого мы ещё в апреле пересмотрели Положение о балльно-рейтинговой системе на кафедре, где предусмотрели прохождение промежуточной аттестации по одному из двух вариантов:

1-й вариант: ИР (итоговый рейтинг) = 90+10 (СР+ИТ) -оценка выставляется по текущей успеваемости (окончательный семестровый рейтинг (СР) с учетом итогового тестирования (ИТ) в день проведения экзамена.

2-й вариант: ИР (итоговый рейтинг) = 50+10+40 (СР+ИТ+собеседование: 2 теоретических вопроса по 20 баллов) -вариант прохождения экзамена с дополнительным собеседованием дистанционно в режиме online.

При этом, для выбравших 2-й вариант теоретическое собеседование осуществлялось изначально комиссионно и в режиме видеофиксации. Наличие альтернативного 1-го варианта позволило существенно уменьшить нагрузку на экзаменаторов и повысить объективность оценки знаний студентов.

Заключение:

Дистанционное обучение, ворвавшись в нашу жизнь так стремительно и не по нашей доброй воле, стало, между тем, повседневной объективной реальностью. Теперь, даже вернувшись в рамки привычного контактного образования, мы уже навряд-ли откажемся от целого ряда преимуществ, выявившихся в ходе освоения различных форм ДО - [8, с. 109].

Однако, чтобы использовать эти преимущества в полной мере, необходимо комплексно и планомерно подготовиться к этому.

На сегодняшний день в мире существуют стандартные наборы тестов по различным медицинским дисциплинам, к

созданию которых были привлечены лучшие педагогические силы -[9, с. 64]. К сожалению, в России (могу допустить, что и на всём постсоветском пространстве) стандартных тестов не много. Это, безусловно, мешает унифицировать требования к студентам по всем медицинским специальностям и дисциплинам, в том числе и по «нормальной физиологии».

Необходим новый виртуальный практикум по нормальной физиологии (с 2002 года графические возможности существенно расширились, а уровень подготовки студентов в качестве уверенных пользователей ПК значительно вырос).

Необходимо обеспечить при поступлении в ВУЗ каждого студента оборудованием для дистанционного обучения. Это может быть ноутбук или планшет, по своим параметрам пригодный для участия в видеоконференциях, на который уже должны быть закачаны базовые материалы для обучения, в том числе основная и дополнительная учебная литература по предметам. Естественно, что профессорско-преподавательский состав вуза должен быть оснащён, как минимум, не хуже студентов, а также имел хорошую профессиональную подготовку, позволяющую эффективно использовать многочисленные возможности платформ, предназначенных для дистанционного обучения.

Разумное и сбалансированное сочетание дистантного и контактного обучения при организации самостоятельной работы студентов и проведении практических занятий должно повысить мотивацию к обучению и привести к значительному повышению качества подготовки специалистов.

Список литературы:

1. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9-1 (87). С. 53-56.

2. Медведева Н.И., Енин В.В., Офицерова С.В. Дистанционное обучение в период самоизоляции: психологический анализ // Мир науки, культуры, образования. 2020. №6 (85). С. 88-90.

3. Hartong S. Between assessments, digital technologies and big data: The growing influence of 'hidden' data mediators in education // European Educational Research Journal. 2016. Vol. 15. No. 5. Р. 523-536.

4. Крутий И.А., Шестак Н.В. Готовность профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций к использованию дистанционных образовательных технологий // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 4. С. 35-41.

5. Зыкова И.А., Расолько О.И. Использование системы дистанционного обучения Moodl при реализации образовательных программ в условиях вузовского обучения // В сборнике: Перспективы развития высшей школы. материалы XII международной научно-методической конференции. Гродненский государственный аграрный университет. 2019. С. 336-340.

6. Поняева Т.А. Использование системы Moodle в дистанционном обучении как основа непрерывного обучения в вузе в условиях пандемии // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 8. С. 161-163.

7. Алексеева О.В., Носова М.Н., Улитина О.М., Лычёва Н.А., Бондарчук Ю.А., Шахматов И.И., Вдовин В.М., Шатилло Г.Ю., Киселёв В.И., Моисеева Т.Г., Блажко А.А., Николаев В.Ю. Симуляционные методики в учебном процессе медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 551.

8. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 105-115.

9. Шитов С.Б. Мультимедиа технологии как средство обучения социального субъекта в условиях систем дистанционного обучения // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. № 43-3. С. 62-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.