Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / РЕШЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / DISTANCE LEARNING / EDUCATION / ACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семилетова Вера Алексеевна, Сергиенко Анатолий Васильевич, Косолапова Ирина Владимировна, Губина Ольга Ивановна

В дистанционном образовании активные методы обучения стали основой методологической базы обучения студентов и формирования необходимых компетенций. Среди наиболее важных активных методов обучения мы бы посоветовали использовать при дистанционном обучении проблемные лекции, ситуационные задачи и задачи-кейсы, задания по практическим навыкам, задания на составление схем, элементы деловой игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семилетова Вера Алексеевна, Сергиенко Анатолий Васильевич, Косолапова Ирина Владимировна, Губина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ACTIVE LEARNING METHODS IN DISTANCE EDUCATION

In distance education, active teaching methods have become the basis of the methodological base for teaching students and the formation of the necessary competencies. Among the most important active teaching methods, we would advise using problem lectures, situational tasks and task-cases, assignments for practical skills, assignments for drawing up diagrams, and elements of a business game in distance learning.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК: 378.147; 378.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

СЕМИЛЕТОВА ВЕРА АЛЕКСЕЕВНА

доцент, кафедра нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко», Воронеж, Россия. ORCID ID: 0000-0001-7802-6436 E-mail: vera2307@mail.ru

СЕРГИЕНКО АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ доцент, кафедра нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко», Воронеж, Россия ORCID ID 0000-0002-4164-0608 E-mail: av_sergienko@km.ru

КОСОЛАПОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА ассистент, кафедра нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко», Воронеж, Россия ORCID ID: 0000-0002-9779-7882

ГУБИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА ассистент, кафедра нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко», Воронеж, Россия. ORCID ID: 0000-0001-8236-0613

АННОТАЦИЯ

В дистанционном образовании активные методы обучения стали основой методологической базы обучения студентов и формирования необходимых компетенций. Среди наиболее важных активных методов обучения мы бы посоветовали использовать при дистанционном обучении проблемные лекции, ситуационные задачи и задачи-кейсы, задания по практическим навыкам, задания на составление схем, элементы деловой игры.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, активные методы обучения

USE OF ACTIVE LEARNING METHODS IN DISTANCE EDUCATION

SEMILETOVA VERA ALEKSEEVNA

Department of Normal Physiology, Voronezh State Medical University.

N.N. Burdenko, Voronezh, Russia. E-mail: vera2307@mail.ru

ORCID ID: 0000-0001-7802-6436 SERGIENKO ANATOLY VASILIEVICH Department of Normal Physiology, Voronezh State Medical University. N.N. Burdenko ", Voronezh, Russia. ORCID ID 0000-0002-4164-0608

E-mail: av_sergienko@km.ru KOSOLAPOVA IRINA VLADIMIROVNA Department of Normal Physiology, Voronezh State Medical University. N.N. Burdenko ", Voronezh, Russia. ORCID ID: 0000-0002-9779-7882

GUBINA OLGA IVANOVNA Department of Normal Physiology, Voronezh State Medical University. N.N. Burdenko ", Voronezh, Russia. ORCID ID: 0000-0001-8236-0613

ANNOTATION

In distance education, active teaching methods have become the basis of the methodological base for teaching students and the formation of the necessary competencies. Among the most important active teaching methods, we would advise using problem lectures, situational tasks and task-cases, assignments for practical skills, assignments for drawing up diagrams, and elements of a business game in distance learning.

Keywords: distance learning, education, active teaching methods

В настоящее время обучение становится более компьютеризированным, ориентированным на самообразование. Преподавателю все чаще отводится роль тьютора. Тьютор отличается от формального преподавателя в образовательных учреждениях тем, что осуществляет преподавание в более неформальной обстановке, является, по сути, репетитором по отношению к студенту. Для такого обучения характерна гибкость педагогических методов с точки

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

зрения продолжительности уроков, темпа обучения, отношения студентов с преподавателем, выбора методологических подходов и практик.

Как нельзя лучше, особенно в тяжелый период пандемии, связанной с распространением короновируса, к подобному подходу к обучению подходит использование активных методов - то есть методов, позволяющих активизировать учебный процесс, мотивировать обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемо го на основе выявления его индивидуальных особенностей, развити я теоретического мышления.

На кафедре нормальной физиологии ВГМУ активные методы обучения являются уже традицией- [1, 2, 3, 4], но никогда не было подобной практики выбора и использования активных методов обучения в дистанционном формате.

Активные методы обучения способствуют вовлечению студентов в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным, не только расширяет и углубляет профессиональные знания, но одновременно развивает практические навыки и уме ния. Все это позволяет успешно формировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции обучаемого.

Успешность образовательного процесса с использованием активных методов обучения опирается на следующие принципы: принцип индивидуализации, который ориентирован на организацию многоуровневой системы воспитания и обучения на основании учета индивидуальных особенностей обучаемых; принцип гибкости, который предусматривает изменяемость процесса обучения с учетом обратной связи от студентов непосредственно в процессе проведения занятия; принцип сотрудничества - предполагает равные и

доверительные взаимоотношения преподавателя со студентами (Б -Б отношения: субъект-субъектные отношения).

Активные методы обучения делятся на два типа. Активные методы первого типа включают проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия, практику, участие студентов во внеучебной работе (олимпиады, студенческие кружки, конференции). Активные методы обучения второго типа делятся на неигровые и игровые. Неигровые: решение ситуационных задач и задач-кейсов. Игровые: деловые игры, в нашем случае - отработка практических навыков как элемент формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Практические занятия на кафедре нормальной физиологии ВГМУ в дистанционном формате проводятся с использованием программной платформы Webinar. Общение преподавателя со студентами проходит в режиме реального времени. Занятие начинается с минилекции с элементами проблемного обучения, которая ставит перед студентами вопросы, ответы на которые они получают в течении всего занятия, выполняя как теоретические, так и практические задания.

Физиологические опыты проводятся демонстрационно с использованием программы «Виртуальная физиология», рис 1, либо с помощью специально созданных на кафедре видеофильмов. Видеофрагменты иллюстрируют различные физиологические процессы и практические навыки. Обсуждение результатов позволяет выявить те физиологические механизмы, которые лежат в основе проделанного опыта или просмотренного видео.

Рис. 1. Программа «Виртуальная физиология»

Небольшие студенческие доклады и презентации позволяют систематизировать полученные знания, активизировать активность студентов при подготовке к занятию, рассмотреть различные подходы к решению проблемы. Кроме того, большой интерес студенты проявляют к подготовке докладов по профильным вопросам.

Довольно большое время во время практического занятия затрачивается на решение ситуационных задач-кейсов и заданий по практическим навыкам, рис. 2, 3.

Понимая, что мотивация при обучении в дистанционном формате меньше, чем при обучении в аудиториях, когда практика проходит «вживую», когда преподаватель и студенты чувствуют себя более свободно и не зависят от скорости интернета, мы проводим научные студенческие кружки, часто совместно с клиническими кафедрами, где обсуждаем наиболее интересные, по выбору студентов, темы нормальной физиологии.

Для обеспечения свободного выбора экзаменационного билета нами была разработана система дистанционного приема экзаменов

с использованием платформы Моо^е [4], которая уже вторую сессию с успехом применяется во время экзаменационной сессии.

¡¡адача 1. У человека в состоянии клинической смерти может не определяться пульс и

артериальное давление, но продолжает ещё регистрироваться ЭКГ.

Вопросы:

1. О бьясни те это яв лени е.

2. Каково происхождение зубца Р?

3. Каково происхождение сегмента Р-0?

4. Каково происхождение интервала Р-р?

5. Каково происхождение желудочкового комплекса

Задача 2. В середине фазы «плато» потенциала действия рабочих кардиомиопигов желудочков нанесли на желудочки раздражитель силой в два раза больше порогового (время действия раздражителя 10 мс). Вопросы:

1. Изменится ли в этом сл\^чае ЭКГ сердца? Обоснуйте свой ответ.

2. Какой раздражитель называют пороговым? Что такое экстрасистола?

3. Каков механизм формирования фазы «плато»?

4. Назовите фазы ПД типичного кардиомиопига.

5. В какие фазы ЦП типичного кардиомиопига будет наблюдаться абсолютная.

-1- ~1 Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч--- ^ "

относительная рефрактерносгь и повышенная возбудимость?

4Ч-Ч-Ч--1»| ■ Р ■■Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч^-.-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч- ■-> ' '

Рис. 2. Пример задач-кейсов

ПРAKTI FIE CKIIE НАВЫКИ Билет №13

Определение группы крови в системе ABO и резус принадлежности.

Задание: Определите группу крови и резус фактор. Какая группа крови у пациента, какие агглютинины и агглютиногены присутствуют в этой группе крови, какую группу крови Вы можете перелить данному пациенту по медицинским показаниям?

Цолпклон анти-А Цоликлон анти-В Цоликлон анти-А.В Цолпклон анти-D

W^WAVVWWíWAWAftí WVWWWVWWWV VVWAWVVAAMAíWAVsWí WWVAWAWWW WWVAWAVWWVWftftW WAWAVAVvVAWAWVW

Рис. 3. Пример задания по практическим навыкам Для оценки дистанционного обучения и сравнения дистанционного и очного обучения мы провели опрос среди студентов -

добровольцев фармацевтического факультета 2 курса, обучающиеся по дисциплине «Физиология».

Все опрошенные студенты сообщили, что им понравился предмет Физиология, хотя 30% студентов уточнили, что предмет сложный.

75% студентов отметили, не хотят обучаться по дисциплине «Физиология» дистанционно на постоянной основе. 19% студентов, наоборот, предпочли бы дистанционное обучение очному, а 6% студентов сомневаются в своем выборе.

В дистанционном образовании есть свои плюсы - это занятия из дома, экономия времени на дорогу, возможность «подглядывать» и «подсматривать» при ответе. Однако 12% студентов отметили, что дистанционное образование не нравится им категорически и они не видят в нем плюсов.

Отрицательные моменты дистанционного образования, по мнению студентов, представлены на рисунке 4. Это проблемы с интернет-связью, отсутствие опытов «вживую», недостаток общения и личного контакта с преподавателем, и прочее.

6%

Ш проблемы с интернет

11%

□ отсутствие опытое "вживую'

□ отсутствие личного контакта с преподавателем и одногруппниками

□ все понравилось

■ все не понравилось

Рис. 4. Что Вам не понравилось в дистанционном обучении?

На рисунке 5 отмечена оценка дистанционных лекций (ДЛ), дистанционных практических занятий (ДП), очных лекций (ОЛ) и очных практических занятий (ОП). Отметим, что и дистанционные, и очные занятия оценены студентами достаточно высоко. Однако очные занятия лидируют.

Рис. 5. Оценка дистанционных лекций (ДЛ), дистанционных практических занятий (ДП), очных лекций (ОЛ) и очных практических

занятий (ОП).

Таким образом, в дистанционном образовании активные методы обучения стали основой методологической базы обучения студентов и формирования необходимых компетенций.

Среди наиболее важных активных методов обучения мы бы посоветовали использовать при дистанционном обучении проблемные лекции, ситуационные задачи и задачи-кейсы, задания по практическим навыкам, задания на составление схем, элементы деловой игры.

Список литературы:

1. Булгакова Я.В., Семилетова В.А. Исследование некоторых психофизиологических особенностей российских и иностранных студентов в

Образовательные технологии в физиологии и ^ ^^

медицине: опыт, решения, инновации

условиях обучения в ВУЗе // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе. - Воронеж, 2010. С. 159-161.

2. Дорохов Е.В., Шукуров Ф.А., Семилетова В.А., Яковлев В.Н., Горбатенко Н.П. Перспективы использования активных методов обучения на кафедре нормальной физиологии медицинского ВУЗа // Вестник Авиценны, 2014. -№ 2 (59). - С. 140-144.

3. Семилетова В.А. Особенности учебной мотивации студентов лечебного факультета медицинского вуза // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья, 2013. - № 51. - С. 122-127.

4. Семилетова В.А. Система дистанционного приема экзаменов с использованием платформы Moodle в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко / Семилетова В.А., Астащенко А.П., Комиссарова О.В., Дорохов Е.В. - Учебно-методическое пособие. - Воронеж, 2020.

5. Семилетова В.А., Дорохов Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении нормальной физиологии в медицинском вузе // Материалы XXIII съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова с международным участием. 2017. С. 1074-1075.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.