Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» НА ДИСТАНЦИОННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» НА ДИСТАНЦИОННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING / NORMAL PHYSIOLOGY / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохов Евгений Владимирович, Горбатенко Наталья Павловна, Нечаева Марина Сергеевна, Япрынцева Оксана Анатольевна, Карпова Анна Владимировна

В статье представлен опыт реализации дистанционной формы обучения и проведения промежуточной аттестации на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с использованием информационно-коммуникативных технологий на платформах Moodle и Webinar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохов Евгений Владимирович, Горбатенко Наталья Павловна, Нечаева Марина Сергеевна, Япрынцева Оксана Анатольевна, Карпова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING THE DISCIPLINE "NORMAL PHYSIOLOGY" AT THE DISTANCE STAGE

The article presents the experience of the implementation of distance learning and intermediate certification at the Department of Normal Physiology of Voronezh N.N. Burdenko State Medical University using information and communication technologies on the Moodle and Webinar platforms.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» НА ДИСТАНЦИОННОМ ЭТАПЕ»

УДК: 378.147.88

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» НА ДИСТАНЦИОННОМ ЭТАПЕ

ДОРОХОВ ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

к. м. н, доцент, зав. кафедрой нормальной физиологии, ФГБОУ ВО Воронежский Государственный медицинский университета им. Н.Н. Бурденко, 394036, Россия, г. Воронеж, E-mail: dorofov@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-2096-411Х, SPIN: 7464-1264 ГОРБАТЕНКО НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА к. б. н, доцент кафедры нормальной физиологии, ФГБОУ ВО Воронежский Государственный медицинский университета им. Н.Н. Бурденко, 394036, Россия, г. Воронеж, E-mail: _natalya_g@mail.ru ORCID: 0000-0002-6529-2206, SPIN: 5680-3794 НЕЧАЕВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА к. б. н, доцент кафедры нормальной физиологии, ФГБОУ ВО Воронежский Государственный медицинский университета им. Н.Н. Бурденко, 394036, Россия, г. Воронеж, E-mail: mar-y-ana@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-4880-6751, SPIN: 5108-2660 ЯПРЫНЦЕВА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА ассистент кафедры нормальной физиологии, ФГБОУ ВО Воронежский Государственный медицинский университета им. Н.Н. Бурденко, 394036, Россия, г. Воронеж, E-mail: yapryntseva@mail.ru ORCID: 0000-0002-7786-104X, SPIN: 1290-222 КАРПОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА к. м. н, доцент кафедры нормальной физиологии, ФГБОУ ВО Воронежский Государственный медицинский университета им. Н.Н. Бурденко, 394036, Россия, г. Воронеж, E-mail: anna_v_karpova@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9779-4729, SPIN: 3218-2443 АННОТАЦИЯ

В статье представлен опыт реализации дистанционной формы обучения и проведения промежуточной аттестации на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с

7 7

: опыт, решения, инновации

использованием информационно-коммуникативных технологий на платформах Moodle и Webinar.

Ключевые слова: дистанционное обучение, нормальная физиология, информационные технологии.

медицине

FEATURES OF TEACHING THE DISCIPLINE "NORMAL PHYSIOLOGY" AT THE DISTANCE STAGE

DOROKHOV EVGENY VLADIMIROVICH

PhD, associate professor, Head at the Department of Normal Physiology, Voronezh N.N. Burdenko State Medical University, Russia, Voronezh

GORBATENKO NATALIA PAVLOVNA PhD, associate professor at the Department of Normal Physiology, Voronezh N.N. Burdenko State Medical University, Russia, Voronezh

NECHAEVA MARINA SERGEEVNA PhD, associate professor at the Department of Normal Physiology, Voronezh N.N. Burdenko State Medical University, Russia, Voronezh YAPRYNTSEVA OKSANA ANATOLYEVNA assistant at the Department of Normal Physiology, Voronezh N.N. Burdenko

State Medical University, Russia, Voronezh KARPOVA ANNA VLADIMIROVNA PhD, associate professor at the Department of Normal Physiology, Voronezh N.N. Burdenko State Medical University, Russia, Voronezh ABSTRACT

The article presents the experience of the implementation of distance learning and intermediate certification at the Department of Normal Physiology of Voronezh N.N. Burdenko State Medical University using information and communication technologies on the Moodle and Webinar platforms.

Keywords: distance learning, normal physiology, information technologies.

В период пандемии, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции Со^-19, произошел вынужденный переход на режим самоизоляции, что способствовало активному внедрению инструментов дистанционного обучения в систему вузовского образования. Основным принципом дистанционного обучения является интерактивный контакт между обучающимися и преподавателем с использованием различных информационных технологий. В данной статье представлен опыт реализации дистанционной формы обучения на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Дистанционное обучение по всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, осуществлялось на двух основных платформах: Моо^е и Webinar.

На платформе Моо^е, для каждой дисциплины создан отдельный курс, который включает следующие элементы:

1) Методический раздел - содержит информацию об особенностях организации учебного процесса для данной дисциплины. В данной директории систематически выкладывают актуальные объявления, студенты могут ознакомится с основными учебно-методическими материалами, такими как рабочая программа, календарно-тематические планы практических занятий и лекций, методические указания по тематикам практических занятий и лекций, описанием рейтинга по дисциплине и ссылками на основную учебную литературу, имеющуюся в электронных базах данных, доступных студентам.

2) Курс лекций - раздел, включающий озвученные презентации лекций. Данные лекции доступны студентам в течении всего периода обучения на кафедре. Студенты имеют возможность скачать презентацию лекции и прослушать ее в любое удобное время. После ознакомления с лекционным материалом студенту необходимо

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

пройти тестовый контроль, включающий основные вопросы по тематике лекции. Также в данном разделе представлен график и ссылка на платформу Webinar для возможности посещения еженедельных оп-Ипе консультаций лектора по вопросам лекционного материала.

3) Учебный раздел - содержит курсы по всем темам практических занятий, включающие материалы для самостоятельного изучения дисциплины. В каждом курсе представлен теоретический материал в форме презентации, ситуационные задачи-кейсы, тесты контроля текущего уровня знаний по каждому практическому занятию и рейтинговые тесты по блоку тем, входящих в итоговое рейтинговое занятие. Так же в данном разделе создан курс - практические навыки, который содержит подробное описание методики проведения и оценки навыка; фрагмент видеозаписи, наглядно демонстрирующий методику проведения практического навыка и интерпретацию полученных результатов; тестовые задания, включающие вопросы для самоконтроля студентами по изучаемому практическому навыку.

4) Также созданы разделы «Возрастная физиология» для студентов лечебного факультета и «Физиология растущего организма» для студентов педиатрического факультета. Курсы содержат профильные материалы и тестовые задания для лечебного и педиатрического факультетов соответственно. Это позволяет ориентировать студентов на специфику будущей профессии и дополняет основную информацию по предмету - [1].

5) Контрольный раздел - содержит материалы для текущей и промежуточной аттестации: экзаменационные вопросы, перечень практических навыков, ситуационные задачи-кейсы, задания по практическим навыкам. В данном разделе проводится итоговое рейтинговое тестирование по дисциплине, размещаются электронные билеты для проведения промежуточной аттестации по дисциплине.

Для проведения on-line занятий на кафедре нормальной физиологии на дистанционном этапе обучения использовалась платформа Webinar. Согласно расписанию занятий, преподаватели создавали на данной платформе Webinar для проведения каждого практического занятия. В настройках занятия указывали дату проведения занятия и тематику, время и продолжительность, ссылку на занятие в системе Webinar отправляли старосте группы. В назначенное время преподаватель проводил on-line занятие со студентами, на котором в форме собеседования обсуждали основные теоретические вопросы и практическую часть занятия, проверяли решение ситуационных задач-кейсов и практических заданий. Платформа Webinar позволяет прикрепить к занятию файлы (презентацию, схемы, видеофрагменты), который возможно демонстрировать и использовать, как наглядные средства обучения. Также в системе Webinar предусмотрена возможность использовать инструменты on-line рисования, которые позволяют в процессе разбора теоретического материала подключать визуализацию информации в качестве схем, формул и т.д. Однако не только преподаватель может при помощи данных инструментов проводить занятие, студенты также имеют возможность демонстрации своего экрана, что позволяет им со своего рабочего места показывать аудитории подготовленные презентации, реферативные сообщения и т.д. Это значительно расширяет возможности эффективного проведения практических занятий.

Помимо проведения практических занятий платформа Webinar использовалась для групповых отработок пропущенных занятий, консультаций и проведения промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация по разным дисциплинам, изучаемым на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, предусматривает одну из двух форм проведения: зачет или экзамен.

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

Зачеты по дисциплинам, изучаемым на кафедре нормальной физиологии проводились на платформе Moodle в форме тестирования. Зачетный тест (банк вопросов не менее 300) открывался для групп согласно расписанию проведения зачетов и включал две попытки. Учитывалась первая попытка, вторая считалась «технической» и могла быть использована студентом только с разрешения экзаменатора в случае возникновения технического сбоя при прохождении теста. Результат тестирования заносился в рейтинговую таблицу и с учетом промежуточного рейтинга по дисциплине рассчитывался итоговый рейтинг. Если студент набирал 55 и более рейтинговых баллов, то по дисциплине ему выставлялся «зачет».

Экзамены по дисциплинам, изучаемым на кафедре нормальной физиологии осуществлялись в форме on-line собеседования с использованием платформ Moodle и Webinar. Собеседование с каждым студентом проводилось по ситуационным задачам-кейсам и практическим навыкам. Ситуационная задача-кейс представляет собой описание какой-то конкретной ситуации (клинический пример, физиологический процесс и т.д.) к которой сформулировано пять вопросов, направленных на анализ данной ситуации получение решения задачи. Использование в процессе обучения и контроля знаний задач-кейсов имеет ряд преимуществ и позволяет научить использовать теоретические знания при решении практических задач, анализировать имеющуюся информацию и применять в конкретных ситуациях, что является важной составляющей формирования общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) будущих врачей и уже на начальных курсах способствует развитию практического мышления.

Реализация проведения экзамена осуществлялась следующим образом: студент по ссылке подключался к on-line беседе с экзаменатором на платформе Webinar, предъявлял документ для иденти-

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

фикации личности (паспорт, зачетная книжка), после чего экзаменатор сообщал студенту индивидуальный пароль. Далее, оставаясь в режиме on-line беседы, студент переходил на платформу Moodle, где в контрольном разделе после введения пароля получал рандом-ным способом электронный билет, включающий две ситуационные задачи-кейса и два практических навыка - [2]. По данному билету в течение 15-20 минут проводилось собеседование. Каждая задача-кейс и навык оценивались по десятибалльной системе, результаты вносились в рейтинг и с учетом промежуточного рейтинга, рассчитывался итоговый рейтинг по дисциплине. Исходя из количества суммарно набранных студентом баллов по дисциплине выставлялась оценка по пятибалльной системе.

Результаты экзамена выкладывали на платформу Moodle в форме итоговых рейтинговых таблиц. Для возможности решения спорных ситуаций, при несогласии студента с результатом экзамена, осуществлялась видеозапись экзамена, что позволяло осуществить просмотр записи ответа студента и принять решение комиссией кафедры, включающей всех экзаменаторов и заведующего кафедрой.

Сравнительный анализ результатов экзамена по дисциплине «Нормальная физиология» в 2018-2019 учебном году (очная форма проведения) и в 2019-2020 учебном году (дистанционная форма проведения) показал, что в условиях дистанционного формата проведения средний балл был выше на 0,2 балла и составил 3,44. При очной форме проведения экзамена средний балл по дисциплине «Нормальная физиология» составлял 3,23 балла.

Таким образом, использование в системе высшего образования современных информационно-коммуникационных технологий имеет двоякое значение. С одной стороны, позволяют преодолевать временные трудности, связанные с ограничительными профилакти-

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

ческими мерами, предоставляют возможность внедрить новые средства и методы обучения, осуществлять образовательную деятельность без жесткой привязки к времени и месту пребывания, а с другой стороны имеют ряд трудностей. К основным проблемам, с которыми столкнулись преподаватели при реализации дистанционной формы обучения можно отнести техническую составляющую: нестабильность работы информационно-коммуникационных платформ, отсутствие у студентов необходимого технического оснащения для качественной реализации работы обучающих платформ. В качестве следующей проблемы дистанционной формы обучения, особенно для медицинских вузов, необходимо отметить отсутствие практической части обучения, трудности оценивания уровня владения практическими навыками, снижение уровня ответственности и дисциплинированности, а также сложности объективности оценивания теоретических знаний (проблемы списывания, использования различных источников при дистанционном контроле знаний).

Список литературы:

1. Тюнина О.И., Дорохов Е.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко / Актуальные вопросы высшей медицинской школы. - 2020. - С. 123-125.

2. Тюнина О.И., Япрынцева О.А., Дорохов Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранных студентов на языке-посреднике / Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС. - 2019. С. 357-364.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.