Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ ВГМУ ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ ВГМУ ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ-КЕЙСЫ / MOODLE / НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ / SELF-DIRECTED STUDENTS’ LEARNING / SITUATIONAL TASKS-CASES / NORMAL PHYSIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохов Евгений Владимирович, Баева Елена Сергеевна, Тюнина Ольга Ивановна, Астащенко Анжела Павловна

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в условиях дистанционного обучения. Приводятся примеры ситуационных задач-кейсов, активно используемых на практических занятиях и в рамках самостоятельной подготовки студентов. Делается заключение о необходимости своевременного контроля успеваемости обучающихся, расширении банка тестовых и ситуационных заданий, а также видеоматериалов в рамках организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохов Евгений Владимирович, Баева Елена Сергеевна, Тюнина Ольга Ивановна, Астащенко Анжела Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DIRECTED LEARNING OF FOREIGN STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF NORMAL PHYSIOLOGY OF THE N.N. BURDENKO STATE MEDICAL UNIVERSITY

The article deals with the organization of self-directed students’ learning at the Department of Normal Physiology of the N.N. Burdenko State Medical University in the context of distance learning. Examples of situational tasks-cases that are actively used in practical classes as a part of independent students’ training are given. The conclusion is made about the necessity in the monitoring of students' progress, expansion of the test bank and set of situational tasks, as well as video materials in the framework of the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ ВГМУ ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО»

УДК: 37.013.32

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ ВГМУ ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО

ДОРОХОВ ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

канд. мед. наук, зав. кафедрой нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, РФ, Воронеж, e-mail: dorofov@mail.ru

ORCID ID 0000-0002-2096-411Х БАЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА канд. биол. наук, доцент кафедры нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, РФ, Воронеж, e-mail: galaxy1985@mail.ru

ORCID ID 0000-0002-9572-0101 ТЮНИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА канд. биол. наук, доцент кафедры нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, РФ, Воронеж, e-mail: olgaivanovnat@inbox.ru

ORCID ID 0000-0003-1614-1804 АСТАЩЕНКО АНЖЕЛА ПАВЛОВНА канд. биол. наук, доцент кафедры нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, РФ, Воронеж, e-mail: cercea1@rambler.ru

ORCID ID 0000-0001-6416-6454 АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в условиях дистанционного обучения. Приводятся примеры ситуационных задач-кейсов, активно используемых на практических занятиях и в рамках самостоятельной подготовки студентов. Делается заключение о необходимости своевременного контроля успеваемости обучающихся, расширении банка тестовых и ситуационных заданий, а также видеоматериалов в рамках организации образовательного процесса.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; ситуационные задачи-кейсы; MOODLE; нормальная физиология

SELF-DIRECTED LEARNING OF FOREIGN STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF NORMAL PHYSIOLOGY OF THE N.N. BURDENKO STATE MEDICAL

UNIVERSITY

DOROKHOV YEVGENY VLADIMIROVICH candidate of medical sciences, Head of the Department of Normal Physiology Voronezh N.N. Burdenko State Medical University, Voronezh, Russia. E-mail: dorofov@mail.ru BAYEVA YELENA SERGEYEVNA candidate of biological sciences, Associate Professor at the Department of Normal Physiology Voronezh N.N. Burdenko State Medical University,

Voronezh, Russia. E-mail: galaxy1985@mail.ru ASTASHCHENKO ANZHELA PAVLOVNA candidate of biological sciences Associate Professor at the Department of Normal Physiology Voronezh N.N. Burdenko State Medical University,

Voronezh, Russia. E-mail: cercea1@rambler.ru TYUNINA OLGA IVANOVNA candidate of biological sciences, Associate Professor at the Department of Normal Physiology Voronezh N.N. Burdenko State Medical University, Voronezh, Russia. E-mail: olgaivanovnat@inbox.ru ABSTRACT

The article deals with the organization of self-directed students' learning at the Department of Normal Physiology of the N.N. Burdenko State Medical University in the context of distance learning. Examples of situational tasks-cases that are actively used in practical classes as a part of independent students' training are given. The conclusion is made about the necessity in the monitoring of students' progress, expansion of the test bank and set of situational tasks, as well as video materials in the framework of the organization of the educational process.

Keywords: self-directed students' learning; situational tasks-cases; MOODLE; normal physiology

Согласно образовательному стандарту ФГОС ВО третьего поколения самостоятельная работа студентов составляет значительную часть от общего количества часов, отводимых на изучение дисциплины нормальная физиология. Однако следует заметить, что Государственные стандарты не содержат четких рекомендаций о способах ее организации. Выделяют основополагающие принципы доступного и качественного образования: самообразование как ведущая функция образования; индивидуализированный характер обучения; наглядность и занимательность обучения; практическая направленность обучения; гарантированный уровень знаний. Во время повсеместной информатизации общества высшая школа вынуждена опираться на самостоятельную работу обучающихся - [1, с.118]. В этой связи организации данного вида работы нами уделяется особое внимание, так как возникает необходимость разработки различных форм самостоятельной работы студентов в удобном для них месте и темпе - [2, с. 358; 3, с. 193].

Самостоятельная работа предполагает такую работу обучающихся, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, но которая организуется им. Подразумевается, что в ходе самостоятельной работы обучаемый самостоятельно мыслит, ориентируется в учебном материале вне аудиторной работы. Кроме того, самостоятельная работа является и средством воспитания важнейшего личностного качества — самостоятельности.

Дисциплина «нормальная физиология» является одной из наиболее важных базовых теоретических дисциплин медицинского ВУЗа, которая изучается студентами всех факультетов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Для организации самостоятельной работы иностран-

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

: опыт, решения, инновации

ных обучающихся нами разработаны базовый курс "Normal physiology" и дополнительный дистанционный - "Age physiology", в котором рассматриваются процессы изменения физиологических функций по мере старения организма человека. Курсы содержат информацию для самостоятельной подготовки по профильному теоретическому материалу лечебного факультета, элементы УМК, а также тестовые задания для оценки успеваемости студентов.

В помощь студенту предлагаются следующие материалы на английском языке: учебник «Normal physiology» - [5, c. 3]; рабочие тетради - [4, c. 3], виртуальный лабораторный практикум; электронный образовательный комплекс (расположенный в MOODLE). Все электронные курсы кафедры, расположенные на сайте http://moodle.vrngmu.ru/course/index.php?categoryid=46, составлены в строгом соответствии рабочей программы преподаваемой дисциплины. Обучающиеся могут самостоятельно ознакомиться с кален-дарно-тематическим планом, экзаменационными вопросами, перечнем практических навыков и ситуационных задач. Каждый изучаемый тематический блок содержит не только теоретический материал занятия, дополнительные обучающие элементы (видеоматериалы, презентации, ссылки на информационные ресурсы), но и контрольно-измерительный (тесты).

Использование ситуационных задач-кейсов в учебном процессе кафедры ставит целью повышение мотивационной компоненты образовательного процесса. Данный тип заданий относится к разновидностям проблемного обучения, при котором студенту предлагается рассмотреть и решить реальные ситуации из жизни или практической медицины. Для достижения указанной цели обучающемуся необходимо освоить теоретический материал занятия, а также провести анализ описанной ситуации для принятия верного решения. Ситуационные задачи-кейсы подразумевают ответы в

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

меоицине

произвольной форме, так как зачастую у физиологических процессов можно обнаружить разные варианты развития событий.

Примеры ситуационных задач-кейсов:

Task 1. Two students decided to prove in an experiment that skeletal muscle tone is maintained reflexively. Two spinal frogs were hung on a hook. Their lower legs were slightly tucked, indicating the presence of tone. Then the first student cut the front roots of the spinal cord on their frog, and the second student cut the back roots on their frog. After each transection, both frogs' legs hung limply.

Questions: 1. Which student performed the correct cut? 2. Why did you decide that the student set the experiment correctly? 3. What impulses were interrupted by the first and the second students' experiments? 4. Why spinal animals were used in the experiment? 5. What discovery was made by Bell and Majandi based on such experiment?

Task 2. In the post-war 1950-s, people who had lost both arms, who could surprisingly use their legs for various forms of activity, such as eating, writing, grasping and moving objects, etc., performed in a circus.

Questions: 1. What changes in the general regulation of movement can explain these acquired abilities? 2. What enables plastic adjustment? 3. What is plasticity? 4. Which spinal pathway provides fine regulation of muscle contraction of the hand and fingers? 5. What structures does the striopallidar system include?

Как следует из представленных примеров, физиологическая ситуация внешне может быть проста, однако она должна разрешаться осторожно и продуманно. Поиск путей решения, в зависимости от описываемой проблемы, может быть основан на алгоритме, включающем предварительную оценку ситуации, выявление конкретной задачи, построение ее абстрактной модели и формирования рассуждений для принятия вариантов решения.

Ситуационные задачи призваны формировать и развивать информационную компетентность будущих врачей в ходе практических занятий, обеспечивая трансформацию познавательской деятельности в профессиональную. Логика структурирования ситуационных задач-кейсов, используемых нами в обучении, выстроена по пути «от простого к сложному». Разрабатывая специальные ситуационные задачи-кейсы, преподаватель может целенаправленно использовать их как средство самостоятельной работы. Нами планируется расширить базу ситуационных задач-кейсов по основному курсу и профильным вопросам возрастной физиологии преподаваемой дисциплины.

Спецификой преподавания физиологии человека является необходимость включения в программу обширной информации, в том числе механизмы работы функций различных систем организма, практические навыки и умения студентов с демонстрацией опытов. Такого рода материал содержит значительное количество сведений, которые могут быть непонятны для обучающихся. Большой вклад в решение этой проблемы вносит внедрение в учебный процесс видеоматериалов, обладающие большими потенциальными возможностями для решения учебных задач. Использование в учебном процессе видеофрагментов позволяет усилить эффект обучения и является мощным дидактическим приемом, способствующим более эффективному достижению учебных целей. Использование широких возможностей Интернета вносит разнообразие в педагогические методы и приемы преподавания, делает процесс обучения более наглядным, вызывая интерес и создавая дополнительную мотивацию у студентов к изучению материала. В связи с вышесказанным, нами создается обширная база видеофильмов по разделам изучаемой дисциплины, которые демонстрируются на практических занятиях в условиях дистанционного обучения. По окончании каждого учебного

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

раздела студенты проходят тест в системе МООЭЬЕ для определения степени усвоения ими теоретического материала. Таким образом, организация самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения направлена на повышение мотивационной составляющей обучающихся, и позволяет своевременно контролировать усвоение студентами отдельных блоков дисциплины «нормальная физиология».

Список литературы:

1. Колесников А.А., Пересыпкин А.П., Шерстюкова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях дистанционного обучения / Научные ведомости. - 2008. - №15 (55). - С. 117-122.

2. Тюнина О.И., Япрынцева О.А., Дорохов Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранных студентов на языке-посреднике на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко / Четвертая международная научно-практическая конференция: «Инновационные технологии обучения иностранному языку в ВУЗЕ и школе: реализация современных ФГОС», Воронеж, 19-20 февраля 2019 г. - С. 357-364.

3. Bayeva Ye.S. Organisational and methodological aspects of teaching various disciplines at the department of Normal physiology to foreign students of the medical university / Ye.S. Bayeva, A.P. Astashchenko, O.I. Tyunina, Ye.V. Dorokhov // Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. - 2020. - Т. 26, № 2. - С. 192-196.

4. Dorokhov E.V., Bulgakova Y.V., Karpova A.V., Semiletova V.A., Astashchenko A.P., Tyunina O.I., Torubarova I.I. Blood and cardiovascular system -Voronezh, 2016. - 99 p.

5. Dorokhov Ye.V. Normal physiology. Textbook for independent work / Ye.V. Dorokhov, A.V. Karpova, V.A. Semiletova [et al.] - Moscow, Publ. GEOTAR-Media, 2021. - 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.