Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Концепция преподавания истории России / образовательные организации МЧС России / образовательная деятельность / личностно-ориентированный подход / патриотическое историческое сознание молодежи / духовно-нравственные ценности / Concept of teaching the history of Russia / educational organisations of EMERCOM of Russia / educational activities / student-oriented approach / patriotic historical consciousness of youth / spiritual and moral values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Владимировна Шмурыгина, Александр Игоревич Ложкарев

Проведен анализ Концепции преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки, выявлены перспективы ее реализации в образовательных организациях системы МЧС России. Особо отмечены своевременность и актуальность появления данного документа. Выделены факторы, обусловливающие в настоящее время повышенное внимание к вопросам изучения истории России, описан ряд обстоятельств, которые следует учитывать в процессе преподавания дисциплины. Рассмотрены особенности применения различных методических средств и приемов обучения в рамках курса «История России» в Уральском институте ГПС МЧС России (с учетом приоритетных задач будущей профессиональной деятельности обучающихся). Определена роль педагога как подлинного наставника-воспитателя, формирующего патриотическое историческое сознание студентов в процессе личностно-ориентированного преподавания исторической дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Владимировна Шмурыгина, Александр Игоревич Ложкарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING THE RUSSIAN HISTORY IN EDUCATIONAL ORGANISATIONS OF THE EMERCOM IN MODERN REALITIES

The purpose of the article is to analyse the Concept of teaching the course “History of Russia” for non-historical specialties and areas of training and identify prospects for its implementation in educational EMERCOM organisations. The timeliness and relevance of the document was emphasized. The factors that account for the increased attention to the issues of studying the history of Russia are highlighted, a number of circumstances that should be taken into account in the process of teaching the discipline is described. The features of the application of various methodical means and techniques within the course “History of Russia” in the Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia (taking into account the priorities of future professional activity of students) are described. The role of the teacher as a genuine mentor-educator, forming the patriotic historical consciousness of students in the process of personal-oriented teaching of historical discipline, has been determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

Обзорная статья

УДК 378.635.558.016:94(47+57)

РО!: 10.17853/2686-8970-2024-2-47-64

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Ольга Владимировна Шмурыгина

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук

Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург, Россия

shmur-olga@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5528-7315

Александр Игоревич Ложкарев

кандидат философских наук, доцент

Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург, Россия

lozhkarev952@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6815-2463

Юлия Сергеевна Газизова

кандидат психологических наук, доцент

Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург, Россия

u-s-g.gazizova@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0003-0012-3027

Аннотация. Проведен анализ Концепции преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки, выявлены перспективы ее реализации в образовательных организациях системы МЧС России. Особо отмечены своевременность и актуальность появления данного документа. Выделены факторы, обусловливающие в настоящее время повышенное внимание к вопросам изучения истории России, описан ряд обстоятельств, которые следует учитывать в процессе преподавания дисциплины. Рассмотрены особенности применения различных методических

© Шмурыгина О. В., Ложкарев А. И., Газизова Ю. С., 2024 INSIGHT. 2024. № 2 (18)

47

средств и приемов обучения в рамках курса «История России» в Уральском институте ГПС МЧС России (с учетом приоритетных задач будущей профессиональной деятельности обучающихся). Определена роль педагога как подлинного наставника-воспитателя, формирующего патриотическое историческое сознание студентов в процессе личностно-ориентированного преподавания исторической дисциплины.

Ключевые слова: Концепция преподавания истории России, образовательные организации МЧС России, образовательная деятельность, личностно-ориентирован-ный подход, патриотическое историческое сознание молодежи, духовно-нравственные ценности

Для цитирования: Шмурыгина О. В., Ложкарев А. И., Газизова Ю. С. Особенности преподавания истории России в образовательных организациях МЧС России в современных реалиях // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 2 (18). С. 47-64. https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2024-2-47-64.

Original article

FEATURES OF TEACHING THE RUSSIAN HISTORY IN EDUCATIONAL ORGANISATIONS OF THE EMERCOM IN MODERN REALITIES

Olga V. Shmurygina

Candidate of Sciences in Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy and Humanities

Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg, Russia

shmur-olga@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5528-7315

Aleksandr I. Lozhkarev

Candidate of Sciences in Philosophy, Associate Professor

Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg, Russia

lozhkarev952@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6815-2463

Yliia S. Gazizova

Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor

Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg, Russia

u-s-g.gazizova@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0003-0012-3027

48

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

Abstract. The purpose of the article is to analyse the Concept of teaching the course "History of Russia" for non-historical specialties and areas of training and identify prospects for its implementation in educational EMERCOM organisations. The timeliness and relevance of the document was emphasized. The factors that account for the increased attention to the issues of studying the history of Russia are highlighted, a number of circumstances that should be taken into account in the process of teaching the discipline is described. The features of the application of various methodical means and techniques within the course "History of Russia" in the Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia (taking into account the priorities of future professional activity of students) are described. The role of the teacher as a genuine mentor-educator, forming the patriotic historical consciousness of students in the process of personal-oriented teaching of historical discipline, has been determined.

Keywords: Concept of teaching the history of Russia, educational organisations of EMERCOM of Russia, educational activities, student-oriented approach, patriotic historical consciousness of youth, spiritual and moral values

For citation: Shmurygina O. V., Lozhkarev A. I., Gazizova Yu. S. Features of teaching the Russian history in educational organisations of the EMERCOM in modern realities // INSIGHT. 2024. № 2 (18). P. 47-64. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970- 2024-2-47-64.

Введение и постановка проблемы. Историческое знание в России всегда считалось неотъемлемой частью светского образования, нацеленного на формирование всесторонне развитой, критически мыслящей личности, отличающейся четко обозначенной гражданской позицией и патриотическим отношением к событиям прошлого и настоящего.

Вопросы преподавания истории как в средних, так и в высших учебных заведениях на протяжении многих десятилетий являются предметом постоянного пристального внимания руководства страны, что связано со стремлением обеспечить морально-политическое и идеологическое единство общества как непременное условие осуществления масштабных экономических, военно-политических, культурных и иных задач [1].

В частности, в годы Великой Отечественной войны проводились с участием секретарей Центрального комитета ВКП(б) совещания историков, на которых подробно рассматривались задачи преподавания истории в условиях масштабного военно-политического противостояния страны гитлеровской Германии и ее союзникам с определением четких целевых установок - формирование патриотического сознания граждан, чувства гордости за принадлежность к советскому государству и стремление его защищать.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

49

Смена исторической парадигмы развития страны не отменяет существования базовых духовно-нравственных принципов, заложенных в основу российской государственности. В настоящее время вопросы преподавания истории России как никогда актуальны и важны. С позиции В. В. Путина, «отечественная история, культура - это база национальной идентичности, нашего менталитета, традиционных ценностей, воспитания подрастающих поколений и, что крайне важно, основа российской государственности»1. Президент Российской Федерации отмечает: «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого», а «дело чести государства, общества и, конечно же, историков - защищать и нашу подлинную историю, и наших героев, повышать качество исторического образования»2.

Подчеркнем, что усиленное внимание к вопросам преподавания истории со стороны не только педагогического сообщества, но и представителей государственной власти в значительной степени предопределено современными внешне- и внутриполитическими реалиями, в которых сегодня оказалось российское государство [2].

К числу факторов, обусловливающих повышенное внимание к вопросам изучения истории России, следует отнести следующие:

• значительная активизация психологической войны против Российской Федерации со стороны не только националистического киевского режима, но и объединенного Запада в целом для превращения России в мирового изгоя, подрыва духовных основ российского общества и его морально-нравственной дезорганизации, распада и разрушения в конечном итоге российской государственности ;

• воздействие всемирного цивилизационного и ценностного кризиса на современное состояние российского общества, навязывание ему заведомо деструктивной идеологии, ведущей к утрате традицион-

1 Встреча В. В. Путина с историками и представителями традиционных религий России, 4 ноября 2022 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69781.

2 Выступление Президента России на первом Всероссийском школьном историческом форуме «Сила - в правде!», 19 апреля 2022 г. URL: https://edu.gov.ru/press/5021.

3 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.10.2022 г. № 809. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=5.

50

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

ных духовно-нравственных ориентиров, моральных принципов, исторической памяти и преемственности поколений1;

• недостаточная политическая и историческая культура различных групп населения (зачастую и представителей публичной власти), приводящая к игнорированию либо недопониманию серьезности тех вызовов и угроз, с которыми столкнулось современное российское общество в духовно-нравственной сфере, и, как следствие этого, допущение формально-бюрократических подходов в деятельности по сохранению и укреплению исторического патриотического сознания россиян [3];

• настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания, ориентированной как на укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности, противодействие попыткам фальсификации отечественной истории, так и на активное продвижение и конкретно-практическую реализацию в повседневной деятельности россиян идей и ценностей, связанных со служением Отечеству и, что особенно важно, его защитой .

Влияние перечисленных факторов способствует возникновению фрагментации российского общества, прежде всего обусловленной духовно-нравственными ориентирами его членов [4].

Так, по результатам опроса, проведенного 15 августа 2022 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), получены следующие данные: только 56 % граждан России считают существующие моральные нормы актуальными и неизменными. 52 % опрошенных в возрасте 25-34 лет, напротив, полагают, что нравственные стандарты меняются вместе с развитием общества. Настораживает то, что установка на стремление жить согласно моральным нормам однозначно доминирует лишь у респондентов старше 45 лет (77-79 %). Обращает на себя внимание и то, что 23 % от общего числа опрошенных ставят успех выше нравственных принципов, а 46 % россиян в возрасте 18-24 лет готовы даже пренебречь моралью ради достижения личного процветания. Подчеркнем, что речь в опросе не идет о содержании моральных принципов!

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046.

2 Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

51

Рассуждая о месте и роли государства в вопросах регулирования морали, 23 % опрошенных отметили, что нравственность - это область сугубо личной жизни человека, они не допускают вмешательства власти в эту сферу, при этом 37 % из этого числа респондентов -это жители городов-миллионников, 42 % - это молодые люди в возрасте 18-24 лет1.

Тревожную статистику приводят А. В. Юревич, Д. В. Ушаков: «Около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посещают школу; детское и подростковое "социальное дно" охватывает не менее 4 млн человек; темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности, в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х гг.» [5, с. 72].

Подобного рода данные закономерно вызывают озабоченность, поскольку носителями стабильности выступают представители старшего поколения, тогда как индивидуализм в вопросах морали, проявляющийся в том числе и в антиобщественном поведении, присущ молодым людям, рожденным после 1990-х гг. XX в., именно они определяют будущее нашей страны.

Сегодня подобную ситуацию нельзя назвать расколом в полном смысле этого слова, но не учитывать ее серьезность недальновидно. По справедливому замечанию Л. Д. Кудрявцева, «крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня сознания его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные - осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения» [6, с. 19].

Особая роль в формировании нравственной культуры и духовного здоровья россиян принадлежит институту образования, важной частью его гуманитарной составляющей является история России. Именно историческое знание способствует укреплению у каждого гражданина чувства сопричастности к судьбе своего отечества, общественным традициям и морали. Подчеркнем, что вектор отечественного ис-

1 Моральный поворот: результаты опроса россиян о морально-нравственных принципах, 15 августа 2022 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/moralnyi-povorot.

52

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

торического образования должен определяться в соответствии с актуальными тенденциями развития общества на основе межкультурного диалога [7]. По этой причине очень своевременно была утверждена Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки в вузах1 (далее - Концепция) как современный стандарт исторического образования, служащий воплощению идей гражданственности, патриотизма и общероссийского единства [8].

Методы. Ведущим методом исследования стал сопоставительный анализ данных проведенного в 2022 г. мониторинга ВЦИОМ об отношении россиян к морально-нравственным нормам и необходимости следования им в повседневной жизни.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые документы, послужившие основой принятия Концепции и корректировки педагогических подходов к преподаванию истории России.

В рамках данной работы рассматриваются некоторые примеры практической реализации сформулированных в Концепции учебно-воспитательных задач в процессе преподавания курса «История России» в Уральском институте ГПС МЧС России.

Результаты и обсуждение. Особый интерес Концепция вызвала у педагогического сообщества образовательных организаций МЧС России: подготовка преданных своему делу сотрудников, граждан и патриотов Отечества, является главным целевым предназначением данных высших учебных заведений.

Безусловно, у вузов МЧС России в рамках реализации образовательных программ имеются широкие возможности для формирования духовно-нравственных ориентиров у обучающихся, развития их патриотического исторического сознания. Этому, в частности, способствует ряд факторов, которые, несомненно, следует учитывать в процессе преподавания истории России. К ним следует отнести следующие:

1. Профессиональное предназначение выпускников вузов МЧС России, характеризующееся однозначным превалированием общественной направленности в структуре их мировоззрения, осознанием обще-

1 Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования»: утв. протоколом Экспертного совета по развитию исторического образования от 15.02.2023 г. № ВФ/15-пр. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022023-n-mn-5168376-o-napravlenii/.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

53

национальной значимости решаемых ими задач и готовностью до конца выполнять служебный долг в интересах государства и общества1.

2. Действующая система организации воспитательной и культур-но-досуговой работы с личным составом образовательных учреждений МЧС России, ядром которой выступает государственно-патриотическое воспитание, нацеленное на «формирование у обучающихся преданности профессиональному долгу на основе героических примеров, традиций, истории Отечества и МЧС России» .

3. Усиление в образовательном модуле специальностей и направлений подготовки обучающихся гуманитарной составляющей, доказательством чего являются включение с 2023 г. в основные образовательные программы вузов дисциплины «Основы российской государственности», увеличение часов на контактную работу при изучении курса «История России», расширение возможности непосредственного взаимодействия преподавателя и студентов.

Но не следует забывать и о факторах, не способствующих освоению обучающимися исторических знаний (более того, затрудняющих данный процесс). Среди них выделим следующие:

1. Отсутствие в рамках культурного, исторического, образовательного пространства Российской Федерации согласованной единой методологической позиции, определяющей реализацию основных принципов образовательной политики в сфере формирования патриотического исторического сознания россиян [9].

Такое единство не может быть достигнуто без активного участия научно-педагогического сообщества в деятельности по повышению качества учебных курсов по гуманитарным наукам3, внедрению принципиально новых учебных пособий, освещающих отечественную историю, опираясь на достоверные, проверенные оценки (с позиции государственных интересов). По мнению Президента РФ В. В. Путина,

1 Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны: приказ МЧС России от 20.10.2017 г. № 452. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/38839? items=100.

2 Об утверждении Положения об организации воспитательной и культурно-досуговой работы в учреждениях и организациях: приказ МЧС России от 28.10.2019 г. № 614. URL: https://base.garant.ru/73411205/.

3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.02.2023 г. URL: http ://kremlin.ru/events/president/news/70565.

54

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

«очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в ее развитие»1.

2. Возможность неограниченного доступа молодых людей к информационному пространству, насыщенному непроверенной, зачастую тенденциозной, а часто откровенно враждебной, лживой, русофобской информацией исторического и политического характера.

3. Объективные социально-психологические маркеры учебной аудитории: отсутствие жизненного опыта обучающихся, неадекватность их самооценки, юношеский максимализм, стремление к самоутверждению в коллективе (даже через использование заведомо непроверенной информации), категоричное восприятие окружающих явлений, неразвитость критического мышления, отсутствие диалектично-сти при анализе неоднозначных социальных явлений, клиповость мышления, сложность осмысления больших объемов информации теоретического характера.

Важно учитывать и существующее противоречие: потенциальные абитуриенты вузов МЧС России нацелены прежде всего на освоение дисциплин физико-математического профиля (необходимых при сдаче ЕГЭ для поступления в профильное учебное заведение), вследствие чего молодые люди мало внимания уделяют дисциплинам гуманитарного спектра. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в адаптационный период (начальный этап обучения) курсанты, в отличие от студентов гражданского вуза, знакомятся со всеми аспектами будущей служебной деятельности. Данное положение требует от обучающихся умения эффективно совмещать решение учебных и служебных задач, что не всегда удается реализовать на практике, особенно в первый год обучения. Это в полной мере касается и изучения истории России.

Опираясь на описанные выше факторы, их роль и значение в педагогическом процессе, подчеркнем, что реализация Концепции позволяет наиболее эффективно выстроить учебно-воспитательную работу в вузе и максимально снизить негативные тенденции в вопросах преподавания дисциплины.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24.01.2021 г. URL: http ://www.kremlin.ru/events/president/news/65418.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55

Во-первых, реализация базовых положений Концепции обеспечивает достижение единства в осуществлении исторического образования, определении стандарта его содержания и главных методологических принципов:

• научности;

• объективности;

• историзма;

• нацеленности на формирование российского патриотизма, национального самосознания и гражданской идентичности обучающихся;

• обеспечения интегративности и синхронизации в преподавании истории России с учетом мировых цивилизационных процессов и тенденций;

• государственно-ориентированного подхода к анализу событий отечественной истории;

• обеспечения межпредметных связей в процессе преподавания истории России;

• обеспечения неразрывной взаимосвязи отечественной истории с историей регионов страны, отдельных профессий, отраслей и видов деятельности;

• необходимости учета многонационального и поликонфессионального характера российского государства, исторического опыта национального и конфессионального взаимодействия.

Во-вторых, Концепция ориентирует на трансформацию роли педагога - преподавателя истории России: он выступает не только ключевой фигурой обучения, источником исторической информации, но и специалистом, способным организовать ее получение обучающимися, побудить их к саморазвитию, взаимодействию в любой социальной среде, стремлению быть толерантным в условиях многонациональной и многоконфессиональной среды, такой педагог становится ситуативным лидером, подлинным наставником-воспитателем, формирующим историческое сознание студентов, их базовые духовно-нравственные ценности и смыслы. Следовательно, в данном контексте имеет место смещение акцентов в преподавании: педагог формирует не только знания, но и ценности [10].

Подчеркнем, что в условиях информационной свободы важно не стремление механически воспрепятствовать попыткам молодых людей

56

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

получить информацию о роли России в историческом пространстве, а повышение их исторической грамотности, критического мышления, нацеленность на всесторонний анализ исторических событий с позиции патриотизма (государственно-ориентированный подход) [11].

Огромное значение в этих условиях приобретает педагогическая культура преподавателя - его убежденность, искренность, коммуникативная компетентность, всесторонняя информированность, доступность и открытость. Именно эти качества создают на занятиях своеобразную «педагогическую ауру», усиливают всестороннее влияние преподавателя на обучающихся [12]. Педагог ни в коей мере не должен скрывать своего мнения по актуальным историческим проблемам, уходить от ответов студентов на острые вопросы. При этом, «раскрывая проблемы и противоречия отечественной истории, преподавателям вузов необходимо избегать негативного уклона и "очернительства", оставаясь на позициях объективности и историзма, отмечать по преимуществу созидательный характер деятельности Российского государства и населяющих его народов по хозяйственному освоению обширных территорий, достижений в сфере культуры и науки»1.

В-третьих, Концепция ориентирует на применение личностно-ориентированного подхода в преподавании истории, поэтому социально-психологические маркеры аудитории следует учитывать и максимально использовать при формировании исторического сознания обучающихся как одного из аспектов их личностного развития. Речь идет прежде всего о реализации положительного потенциала личностных ресурсов молодого человека.

Так, отсутствие жизненного опыта у обучающихся расширяет возможности педагога по развитию их базовых духовно-нравственных ценностей и патриотического сознания. Стремление к самоутверждению, быстрому получению информации и «юношеский максимализм» нужно корректно и умело направлять в сторону эффективного целе-полагания, участия в общественно-полезной деятельности (например, волонтерской) и работы в команде.

1 Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования»: утв. протоколом Экспертного совета по развитию исторического образования от 15.02.2023 г. № ВФ/15-пр. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022023-n-mn-5168376-o-napravlenii/.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

57

Категоричному восприятию окружающих явлений, неразвитости критичности мышления, отсутствию диалектичности при анализе неоднозначных социальных явлений, что, несомненно, присуще молодым людям, следует противопоставить широту и глубину научных знаний педагога об историческом пространстве, роли и месте России в мировой истории.

Реакцией на клиповость мышления современных студентов, их затруднений в глубоком осмыслении больших объемов исторической информации должно стать замещение поверхностных и тем более негативных стереотипов об отечественной истории доступными для понимания конструктивными семантическими концептами, которые будут наполнены глубинными патриотическими духовными смыслами и найдут эмоционально-чувственный отклик в сознании обучающихся [13].

Обращаясь к особенностям реализации содержания Концепции в образовательных программах вузов МЧС России, выделим ряд принципиальных моментов.

1. Речь идет о получении обучающимися комплекса знаний об истории российского общества, государства и о личностях, активно влияющих на все общественно-исторические процессы страны. Преподнести эти знания необходимо не в виде безликих и сухих общеизвестных исторических догм, а так, чтобы они по-настоящему задевали «за живое», заставляли молодого человека задумываться о своем месте в процессе общественного обновления, необходимости личного вклада в укрепление могущества Отечества, создания его современной истории.

По этой причине преподаватели затрагивают наиболее острые, «болевые» исторические проблемы. Например, тема «СССР во Второй мировой войне», как никакая другая, дает возможность предметно и всесторонне говорить о ценностных ориентациях гражданина нашего государства в 30-40-х гг. XX в., его духовно-нравственном идеале, социальных установках, что всегда вызывает живой интерес обучающихся. Роль преподавателя при этом просто неоценима: например, он может умело и тактично привести примеры самоотверженного выполнения служебного долга, что позволит положительно повлиять на формирование патриотического мировоззрения будущих сотрудников.

Как групповая форма аудиторной работы могут быть успешно использованы междисциплинарные опытно-поисковые проекты. В част-

58

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

ности, опытно-поисковая работа на тему «Моя семья на фоне событий Великой Отечественной войны» позволяет обучающимся взглянуть на историческое прошлое глазами своих родственников, почувствовать и испытать личную сопричастность к знаковым историческим событиям. Данная учебная форма работы предполагает развитие у студентов комплекса навыков по выявлению значимых исторических фактов путем изучения и переосмысления основных событий (сражений) Великой Отечественной войны (личностно-ориентированный подход).

Задачами опытно-поисковой работы могут стать следующие:

1) рассмотрение основных событий Великой Отечественной войны, к которым имели прямое отношение члены семьи, родственники обучающегося;

2) выделение и изучение наиболее ярких фактов, касающихся военной биографии родственника(ов) студента;

3) совершенствование навыков поиска и первичного анализа исторической информации;

4) анализ выбранных фактов и подготовка тезисов в подтверждение или опровержение найденной информации в контексте периодики событий Великой Отечественной войны.

В качестве результатов предполагается установление малоизвестных фактов, касающихся жизни членов семьи обучающегося в годы Великой Отечественной войны; овладение комплексом навыков и инструментов по выявлению исторических событий. Кроме того, итоги исследования могут быть представлены студентами в рамках семинаров и дискуссионных площадок учебного заведения.

Активную дискуссию среди обучающихся всегда вызывают «анатомия» военно-политических конфликтов на территории постсоветского пространства, участие в ликвидации их последствий сотрудниками ГПС и МЧС в целом, что позволяет предметно и образно говорить на занятиях по истории России о богатых традициях российских спасателей, о морально-нравственных качествах, необходимых профессиональному пожарному.

Получая образование в вузе МЧС России, курсант или студент (часто впервые!) осознает, что приобщается к решению государственных задач, выполняет важные общественные функции, причем не только морально-этического и экономического, но и политического

МЭЮНГ. 2024. № 2 (18)

59

характера, что не может позитивно не повлиять на его духовный мир, гражданскую зрелость, политическую культуру [14]. Более того, практика показывает, что даже в период обучения студент способен продемонстрировать свои лучшие качества, участвовать в решении государственных, общенациональных задач. Например, рассказывая о подвиге подольских курсантов в 1941 г., можно провести параллель с событиями недавнего прошлого или современности: отвага курсантов-добровольцев Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР, победивших пожар на Белоярской атомной электростанции, героическое поведение участников специальной военной операции. Обеспечить такую преемственность - первоочередная задача преподавателя гуманитарных и социальных наук (в первую очередь, курса «История России»).

2. Важнейшими условиями усвоения обучающимися исторических знаний, их позитивного влияния на внутренний мир человека являются поддержание на учебных занятиях атмосферы эмоциональной приподнятости, уверенности в общественной значимости и необходимости избранной профессии, формирование гордости за принадлежность к «славному племени огнеборцев», защитников Отечества. Исключительно важно педагогу на лекциях использовать наиболее актуальные исторические документы, связанные с деятельностью российских пожарных, фрагменты видеофильмов об истории пожарной охраны и ее героических сотрудниках, ссылаться на высказывания и оценки государственных деятелей о героической службе огнеборцев и спасателей.

Не секрет, что своеобразный (и весьма оправданный) романтический настрой у курсантов вскоре после поступления в учебное заведение если не исчезает, то начинает постепенно «размываться», а это ни в коем случае недопустимо, так как речь идет о своеобразном «включении» сотен молодых людей в осуществление государственных функций.

Учебная дисциплина «История России» становится важнейшим фактором воспитания, поскольку может предоставить и преподавателю, и обучающимся многочисленные примеры подлинного мужества, стойкости, самоотверженности, героизма, проявленных россиянами в различных исторических обстоятельствах, особенно в смертельно опасные для государства периоды. Задача педагога - найти и умело

60

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

обозначить исторические параллели, вывести обучаемых на разговор о важности выполнения гражданского и воинского долга. Особое значение в реализации данной задачи имеет «погружение» студентов в искусственно сформированную историческую среду (интерактивное подкрепление в вербальном и деятельностном контекстах).

Формирование патриотических убеждений происходит в том числе и в процессе приобретения навыков устного выступления - доклад по исторической проблематике, проведение структурированного анализа какого-либо исторического события (или проблемы). В связи с этим на семинарских занятиях преподавателям следует задействовать максимальное число обучающихся. Будущему сотруднику служб МЧС важно развивать творческое и одновременно дисциплинированное, строгое, структурированное мышление. Активный мыслительный процесс должен стать своеобразным стержнем учебного занятия по истории России.

3. Сегодня в процессе преподавания отечественной истории особое внимание следует обратить на развенчание попыток западных и российских «псевдоисториков» переписать исторические события, сфальсифицировать наиболее острые исторические факты и проблемы. Обучающиеся должны хорошо понимать, что «История Россия» в настоящее время - воистину «воюющая» дисциплина, поскольку субъективная интерпретация различного рода исторических фактов все чаще определяет конкретные политические шаги и действия ряда «недружественных» государств, подталкивая их лидеров к принятию и реализации антироссийских военно-политических решений. Историческая ложь все чаще служит оправданием русофобской политики Запада. Одним из эффективных методов «разоблачения» историко-по-литических фальсификаций являются проектные задания по исторической проблематике.

Руководствуясь содержанием Концепции, можно сделать обоснованный вывод о необходимости перехода от формально-логического подхода в методике обучения истории России к модели личностно-ориен-тированного преподавания исторической дисциплины, это позволит сделать историческое знание триггером формирования не только интеллектуальной составляющей личности будущих сотрудников, но и их духовно-нравственных ориентаций, воплощенных в реальной практи-

МвЮНГ. 2024. № 2 (18)

61

ческой деятельности защитников Отечества. Именно ориентированность на развитие субъектной позиции обучающихся в ходе преподавания истории позволяет в конечном итоге добиться осознания их личной сопричастности к историческому процессу как непосредственных участников и активных творцов истории Отечества, понимания своей роли, способствовать их стремлению следовать положительным историческим примерам и практикам не теоретически - абстрактно, а буквально - брать на вооружение в ходе практической деятельности [15].

Концепция предполагает не только теоретическое переосмысление методологических основ этого процесса, но и принципиальное обновление существующих образовательных технологий, их адапти-рованность к духовному миру будущих специалистов с учетом приоритетных задач их профессиональной деятельности, ситуации, складывающейся внутри государства и за его пределами. Не вызывает сомнения, что подобный подход к преподаванию истории России требует комплексного использования в образовательном процессе разнообразных педагогических технологий, ориентированных как на интел-лектуально-деятельностную, так и на мотивационно-нравственную составляющие познавательной сферы обучающихся.

Заключение. Обобщая вышесказанное, еще раз подчеркнем своевременность и актуальность появления Концепции, что, несомненно, будет способствовать решению сверхзадачи преподавания истории России в вузах системы МЧС - последовательного формирования настоящего патриота Отечества, испытывающего гордость за историю своей страны, понимающего ее роль и место в мире, готового при необходимости сделать все возможное для обеспечения национальной безопасности общества и государства, выступая в роли подлинного носителя и одновременно творца современной российской истории.

Список источников

1. Манюхин И. С. К обсуждению проекта Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования // Преподавание истории в школе. 2023. № 3. С. 10-16. https://doi.org/10.51653/0132-0696-2023-3-10.

62

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

2. Шумской А. В. О новой концепции преподавания истории // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: материалы 23-й нац. науч.-метод. конф. с междунар. участием, посвященной 100-летию Минспорта России и 10-летию науки и технологий в России, Челябинск, 19 мая 2023 г. Челябинск: Изд-во Урал. гос. ун-та физ. культуры, 2023. С. 67-69.

3. Удальцов А. А., Бредихин А. Л. Вопросы реализации в вузах Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки // Идеологические координаты России в условиях противостояния с Западом: философские, исторические и государственно-правовые вопросы (памяти А. В. Давиденко): сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 13 апр. 2023 г. М.: Изд-во Моск. ун-та М-ва внутр. дел РФ им. В. Я. Кикотя, 2023. С. 177-179.

4. Москаленко М. Р. Концепция преподавания истории как фактор нравственного воспитания и противодействия экстремизму // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: сб. ст. 18-й Междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана, Екатеринбург, 19-20 марта 2015 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. фед. ун-та им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2015. С.1012-1017.

5. Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственность в современной России // Социологический журнал. 2009. № 1. С. 70-86.

6. Кудрявцев Л. Д. Образование и нравственность // Профессионализм, образование, нравственность и будущее России: материалы Всерос. учредит. конф. участников акад. обменов между Россией и США, Москва, 31 мая - 1 июня 1997 г. М.: ЮСИА, 1999. С. 19-37.

7. Петухова Т. Н. Вопросы образования в контексте национальной безопасности // Всероссийский педагогический журнал. 2020. № 1. С.144-147.

8. Карпов В. П., Гаврилова Н. Ю. О концепции преподавания истории в высшей школе // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Тюмень, 20-21 мая 2021 г. Тюмень: Изд-во Тюм. индустр. ун-та, 2021. С.421-426.

МвЮНГ. 2024. № 2 (18)

63

9. Коцина М. Н. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022. № 5 (86). С. 47-53. https:// doi.org/10.51904/2306-8329-2022-86-5-47.

10. Суслов А. Ю., Салимгареев М. В., Хамматов Ш. С. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 70-85. https://doi.org/10.17853/ 1994-5639-2017-9-70-85.

11. Росина Н. Л., Росина М. А. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 138-148. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148.

12. Быстренко В. И., Ярославцев В. Г. Преподавание истории в негуманитарных вузах России: к вопросу о новой концепции // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 31-41. https://doi.org/ 10.15293/1812-9463.2301.04.

13. Волкова А. А., Шмурыгина О. В. Современная молодежь в период обострения социальных проблем // Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации: сб. материалов Дней науки с междунар. участием, посвященных 90-летию Гражданской обороны России, Екатеринбург, 30 мая - 3 июня 2022 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та гос. противопожар. службы МЧС России, 2022. Ч. 2. С. 54-57.

14. Ложкарев А. И., Газизова Ю. С., Демченко О. Ю. О формировании смысложизненных ориентаций курсантов МЧС России в контексте их профессиональной социализации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 313-316.

15. Шагбанова Ю. Б. Преподавание учебной дисциплины «История России» в высшем учебном заведении для студентов неисторических специальностей и направлений подготовки: основные тенденции и мотивации // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN423.pdf.

Статья поступила в редакцию 30.01.2024; одобрена после рецензирования 10.03.2024; принята к публикации 29.04.2024.

The article was submitted 30.01.2024; approved after reviewing 10.03.2024; accepted for publication 29.04.2024.

64

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.