Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-спортсмены / дисциплина «История России» / историческое мировоззрение / патриотизм / историко-художественные фильмы / метод визуализации в истории / student-athletes / discipline “History of Russia” / historical worldview / patriotism / historical feature films / visualization method in history

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Юлия Владимировна, Бакаев Марат Робертович

Выявлены основные изменения в преподавании дисциплины «История России». Рассмотрен патриотизм как один из основополагающих принципов формирования личности студентов-спортсменов. Определена роль историко-художественных фильмов как метода визуализации в истории. Раскрыт процесс формирования патриотического мировоззрения у студентов-спортсменов в курсе преподавания «Истории России» по направлению «Физическая культура» с учетом принятой «Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки» 2023 года на примере Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабалина Юлия Владимировна, Бакаев Марат Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A NEW HISTORICAL WORLDVIEW OF STUDENT-ATHLETES

The main changes in the teaching of the discipline “History of Russia” have been identified. Patriotism is considered as one of the fundamental principles of the formation of the personality of student-athletes. The role of historical feature films as a method of visualization in history is determined. The process of formation of a patriotic worldview among student-athletes in the course of teaching “History of Russia” in the direction of “Physical Culture” is revealed, taking into account the adopted “Concept of teaching the history of Russia for non-historical specialties and areas of training” in 2023 using the example of the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ»

УДК 796.011:378.147 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-12-47-55

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Ю.В. Шабалина, М.Р. Бакаев

Выявлены основные изменения в преподавании дисциплины «История России». Рассмотрен патриотизм как один из основополагающих принципов формирования личности студентов-спортсменов. Определена роль историко-художественных фильмов как метода визуализации в истории. Раскрыт процесс формирования патриотического мировоззрения у студентов-спортсменов в курсе преподавания «Истории России» по направлению «Физическая культура» с учетом принятой «Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки» 2023 года на примере Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, дисциплина «История России», историческое мировоззрение, патриотизм, историко-художественные фильмы, метод визуализации в истории.

FORMATION OF A NEW HISTORICAL WORLD VIEW OF STUDENT-ATHLETES

Shabalina Yu.V., candidate of political sciences, associate professor, Ju-sh@bk.ru, Russia, Kazan, Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Bakaev M.R., candidate of technical sciences, associate professor, M b@bk.ru, Russia, Kazan, Kazan State Institute of Culture

The main changes in the teaching of the discipline "History of Russia" have been identified. Patriotism is considered as one of the fundamental principles of the formation of the personality of student-athletes. The role of historical feature films as a method of visualization in history is determined. The process of formation of a patriotic worldview among student-athletes in the course of teaching "History of Russia" in the direction of "Physical Culture" is revealed, taking into account the adopted "Concept of teaching the history of Russia for non-historical specialties and areas of training" in 2023 using the example of the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism.

Key words: student-athletes, discipline "History of Russia", historical worldview, patriotism, historical feature films, visualization method in history.

Шабалина Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доц., Ju-sh@bk.ru, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Бакаев Марат Робертович, канд. техн. наук, доц., M b@bk.ru, Россия, Казань, Казанский государственный институт культуры

Каждый переломный исторический этап развития страны сочетается с информационной агрессией из внешних источников, противостоять которой сможет только пропаганда ценностей патриотизма. Одним из инструментов этого, особенно в среде студенческой молодежи, может служить учебная дисциплина «История России». Наша страна сейчас находиться в условиях «внешних вызовов»: вначале это была скрытая «допинговая война», которая началась сразу после присоединения в 2014 году исторической территории России - Республики Крым. Также представителей Российской Федерации постоянно отстра-

няли от участия в спортивных соревнованиях и неоднократно приостанавливали деятельность Национальной антидопинговой организации «РУСАДА» (с 18 ноября 2015 г. по 20 сен-

тября 2018 г. и с 9 декабря 2019 года по настоящее время). Российские спортсмены, часть из которых являются студентами «Поволжского государственного университета физической культуры спорта и туризма» (далее - ПГУФКСиТ), с детства посвятившие себя спорту, были лишены права участвовать на соревнованиях под российским флагом.

Затем латентная война против Российской Федерации перешла в стадию нарастания милитаризации Украины. США и их союзники сознательно проигнорировали все международные договоренности, следствием чего стало расширение границ НАТО на Восток за счет стран Восточной Европы и Прибалтики. Российская Федерация решила опередить «укроне -онацистов» и начать Специальную военную операцию (СВО), чтобы сохранить ее целостность. Как отметил Президент РФ В.В. Путин: «Россия сегодня ведет тяжелейшую борьбу за свое будущее, отражает агрессию неонацистов и их хозяев. Против нас направлена фактически вся военная, экономическая, информационная машина Запада».

Поэтому сейчас актуализируется преподавание дисциплины «Исто -рия России» в учреждениях высшего образования для формирования патриотизма как гордости, любви и уважения к своей стране. Воспитание патриотизма это сложный процесс, требующий использования различных методов и инструментов. Одним из них может быть использование средств визуализации в процессе преподавания курса «История» с целью донесения до обучающихся исторической правды о фактах и событиях Российской и мировой истории.

Цель исследования - раскрыть процесс формирования патриотического мировоззрения у студентов-спортсменов в курсе нового преподавания «Истории России» для направления «Физическая культура» с учетом принятой «Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки» 2023 года и поделиться авторским педагогическим опытом для преподавателей методом визуали -зации исторических событий на примере ПГУФКСиТ.

Задачи исследования:

- выделить основные изменения в преподавании дисциплины «История России»;

- рассмотреть патриотизм как один из основополагающий принципов формирования личности студентов-спортсменов;

- выявить роль историко-художественных фильмов как метода визуализации в истории.

Методика организации исследования. В работе применялся контент-анализ отечественных историко-художественных фильмов патриотической направленности.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время принята «Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки» (Приказ Минобрнауки России

от 19.07.2022 № 662, Письмо Минобрнауки России от 17.10.2022 № МН5/34660, Письмо Минобрнауки России от 20.02.2023 № МН-5/ 168376) (далее - Концепция), утвержденная протоколом Экспертного совета по развитию исторического образования от 15.02.2023 № ВФ/15-пр. Согласно данному документу с 1 сентября 2023 года изучение дисциплины «История России» является обязательным для студентов непрофильных специальностей в объеме не менее 144 часов. Это принципиально новый курс, его основное назначение заключается именно в формировании «патриотизма» при важнейших поворотах государственной истории нашего государства. В Концепции указано, что: «Курс истории в высшей школе является необходимым звеном в углублении гуманитарной составляющей обучения. Он нацелен на формирование исторического сознания, что явля -ется основой понимания сущности происходящих ныне процессов и событий. Именно историческое сознание является наиболее существенной составляющей гражданской идентичности населения Российской Федерации. Общность в понимании исторического прошлого необходима для обеспечения единства многонационального народа России. Гражданин нашей страны должен обладать способностью осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма, формулировать и аргументированно отстаивать патриотическую позицию по проблемам отечественной истории»

Выделим основные изменения в преподавании курса истории. Ранее он назывался «История (всеобщая история, история России)», а вводимый повсеместно с 1 сентября 2023 года курс носит название «История России». Как следует из самого названия, основным в нем является изучение и осмысление истории нашей страны, также в его содержание включены сведения о значимых процессах истории зарубежных стран. Изучается «История России» на 1-м курсе в течение двух семестров объеме 144 часов, из которых 80 % приходится на контактную работу (в ПГУФКСиТ на освоение курса «История» отводилось 108 часов, где контактная работа составляла 54 часа).

Нет сомнений, что большее количество контактной работы позитивно скажется на детальном изучении истории нашей страны. Согласимся с мнением Н.Е. Архиповой: «...большинство студентов не умеют самостоятельно работать, мало и плохо занимаются самостоятельно, что фиксируется в ходе экзамена. Темы, рассмотренные на лекциях и практических занятиях, усваиваются студентами лучше, чем те, которые были вы -делены для самостоятельного изучения» [1]. Кроме того, в исследованиях преподавателей истории справедливо отмечается необходимость инте-грального учебника [3]. Согласимся с мнением Н.Л. Росиной и М.А. Роси-ной: «В концепции хотя и не прописываются, но явно прочитываются мысли о необходимости уделить внимание не столько образовательному, сколько воспитательному компоненту. Очевидно, что главные положения концепции <...> исходят из основной цели, которая ставиться на государ-

ственном уровне - развитие личности патриота и гражданина России» [5]. Отметим, что при изучении исторических событий необходимо главные даты выделять красным цветом для концентрации внимания [7].

Сегодня в курсе «История России» всеобъемлюще освещается становление российской государственности. Причем каждый переломный и сложный этап ее формирования должен сопровождаться пропагандой ценностей патриотизма. Преподавателю необходимо этот тезис однозначно позитивно донести до каждого студента.

Следует отметить, что некоторые тренеры спортивных команд РФ, узнав о расширении часов в преподавании дисциплины «История России», обратились с просьбой усилить патриотическую работу, поскольку ряд спортсменов поменяли спортивное гражданство и выступают под флагами других стран, особенно это относится к сфере игровых видов спорта. По рекомендации было введено прослушивание гимна Российской Федерации на лекционных занятиях, а также записывание и заучивание наизусть гимна Российской Федерации, так как гимн - это основополагающее эмоциональное начало, как и флаг для каждого спортсмена.

В преподавании курса «История России» главным является формирование чувства патриотизма, как личной вовлеченности в судьбу своей страны. Патриотизм - нравственно-политический принцип, который может формироваться только лично, через процесс глубокой личной включенно -сти в историю Отечества. Это особенно актуально именно для студентов -спортсменов. В исследованиях отмечается, что патриотизм формируется в ходе социализации личности [2, 4, 6]. Основополагающим в этом является переход от личностного уровня к социальному/государственному. Хроно -логические рамки курса «История России» связаны с основными этапами развития российской государственности: от возникновения в IX веке государства Русь до современной Российской Федерации (2023 год) по ли -нейно-хронологическому принципу. При этом центральным является именно изучение исторических процессов в России на фоне мировых событий.

Перейдем к детальному рассмотрению обновленного курса «Исто -рия России». В начале каждого раздела необходимо дать концептуальные основы изучаемого периода, а на семинарские занятия следует вынести специфику истории России. Для того чтобы для студентов-спортсменов, которые в отличие от обучающихся других специализаций много времени уделяют тренировочному и спортивно-состязательному процессу, изучение отечественной истории сделать наглядным, необходимо в конце семинарских занятий (15-20 минут) использовать фрагменты историко-художе-ственных фильмов как прием иллюстрации исторических событий. Это позволяет добиться зрелищности, повысить качество усвоения исторического материала, что позитивно отразится на формировании патриотического мировоззрения студентов-спортсменов.

Раздел 1 «Общие вопросы курса». Здесь рассматриваются вопросы истории как науки и понимания российской истории как части мировой истории. Это собственно методология науки и ее понимание.

Раздел 2 «Народы и государства на территории современной России в древности. Русь в IX - первой трети XIII веках». Здесь панорамно следует рассмотреть «Мир в древности и раннем Средневековье», подробно остановиться на образовании государства Русь и особенностях его развития до начала XIII века и культуры. Рекомендуем во второй части занятия изучать фрагменты фильмов «Русь изначальная» (режиссер Г. Васильев, 1985), «Ярослав Мудрый» (режиссер Г. Кохан, 1981), это позволит студентам более глубоко и полно изучить становление Руси как государства.

Раздел 3 «Русь в ХШ-ХУ веках». Рассматриваются русские земли, Европа и мир в середине ХШ-ХУ веков в противостоянии Монгольской империи / Золотой Орде и европейским захватчикам, итогом которого является становление единого Русского (Московского) государства в XV веке. При изучении этого раздела могут быть использованы фильмы «Андрей Рублев» (режиссер А. Тарковский, 1966), «Александр Невский» (режиссер С. Эйзенштейн, 1938), «Орда» (режиссер А. Прошкин, 2012).

Раздел 4 «Россия в ХУ^ХУП веках: Россия и мир к началу эпохи Нового времени. Завершение объединения русских земель. Эпоха Ивана IV и Смутное время в России. Основные направления внутренней и внешней политики России ХУ! - начала ХУП веков». Этому периоду истории России посвящено не так много фильмов, однако нельзя не отметить картины «Минин и Пожарский» (режиссёр В. Пудовкин, 1939), экранизацию драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» (режиссер С. Бондарчук, 1986), «1612: Хроники смутного времени» (режиссер В. Хотиненко, 2007).

При рассмотрении разделов 4-6 учебного курса преподаватель может также использовать снятый к 400-летию дома Романовых восьмисе-рийный документальный сериал «Романовы» (режиссер М. Беспалый, 2013).

Раздел 5 «Россия в ХУШ веке». Рассматриваются история России в эпоху преобразований Петра I, период «дворцовых переворотов» 17251762 гг., реформы Екатерины II и присоединение новых территорий и Крыма, российская культура ХУШ века. Помощь в изучении этого раздела могут оказать, прежде всего, фильмы о великих полководцах ХУШ века: «Суворов» (режиссеры М. Доллер, В. Пудовкин, 1940), «Адмирал Ушаков» (режиссер М. Ромм, 1953). Времени царствования Петра I посвящено достаточно много работ, назовем лишь несколько: фильм «Россия молодая» (режиссер И. Гурин, 1981-1982), эпопеи «Юность Петра» и «В начале славных дел» (режиссер С. Герасимов, 1980).

Раздел 6 «Российская империя в ХГХ - начале ХХ веков». Поясняются общие тенденции в развитии Российской империи и мира в ХГХ веке.

Воспитанию патриотизма могут способствовать художественные фильмы «Корабли штурмуют бастионы» (режиссер М. Ромм, 1953), «Адмирал Нахимов» (режиссер В. Пудовкин, 1946). События Отечественной войны 1812 года нашли свое отражение в художественных фильмах «Кутузов» (режиссер В. Петров, 1943), «Багратион» (режиссеры К. Мгеладзе, Г. Чо-хонелидзе, 1985), «Война и мир» (режиссер С. Бондарчук, 1965).

Раздел 7 «Россия и СССР в советскую эпоху (1917-1991 гг.)». Рассматриваются актуальные вопросы развития России и СССР в периоды 1917-1945 и 1946-1991 годов. Здесь особое место занимает тема «Великая Отечественная война 1941-1945 годов», на изучение которой отводится до 8 часов занятий, предполагается последовательно выявить каждый этап, рассмотреть «геноцид советского народа на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны». Студент должен нарисовать карту захваченных территорий, понять «коренной перелом» и сделать самостоятельно выводы по недопустимости фашизма, провести параллели с ситуацией по СВО. Подвигу советского народа в Великой Отечественной войне посвящено большое количество как художественных, так и документальных лент. Особо выделим пятисерийную киноэпопею «Освобождение» (режиссер Ю. Озеров 1968-1972), драмы «Отец солдата» (режиссер Р. Чхеидзе, 1965), «Иди и смотри» (режиссер Э. Климов, 1985), «В бой идут одни старики» (режиссер Л. Быков, 1973), «Они сражались за родину» (режиссер В. Шукшин, 1975). Отдельно следует отметить двадцати-серийную документальную киноэпопею «Великая Отечественная», вышедшую на экраны страны в 1978 году.

Современный российский кинематограф также уделяет значительное внимание теме Великой Отечественной войны, а такие фильмы, как «Ржев» (режиссер И. Копылов, 2019), «28 панфиловцев» (режиссеры К. Дружинин и А. Шальола, 2016), «Брестская крепость» (режиссер А. Котт, 2010), безусловно, могут служить делу патриотического воспитания молодежи. Развитие футбола на оккупируемых фашистами террито -риях прослеживается в фильме «Матч» (режиссер А. Малюков, 2012). Здесь особо следует показать, как украинцы с «хлебом-солью» 8 августа 1941 г. встречали фашистов, которые потом 27-30 сентября 1941 г. в Бабьем Яру расстреляли около 35000 мирных жителей, включая малолетних детей (с учетом расстрелов с 1 по 10 октября 1941 г. было убито до 150000 человек).

Раздел 8 «Современная Российская Федерация (1991-2022 гг.). Необходимо сделать анализ внутренней и внешней политики РФ, отметить, что попытки наладить равноправный диалог со странами Запада, натолкнулись на расширение блока НАТО в сторону границы нашей страны. Предлагается рассмотрение СВО с указанием на карте присоеди-

ненных территорий. Здесь необходимо рассмотрение причинно-следственных связей фашизма и возрождения неонацизма на Украине. Это необходимо сделать с использованием карт текущих событий в зоне СВО и визуализацией окнами «Овертона» (то есть последовательно показать, почему неофашизм мог состояться на Украине).

Выводы

1. «Народ жив, когда изучается история страны и формируется патриотизм». Представленная Концепция, адаптированная к специфике спортивного вуза, является переориентацией высшего образования на формирование патриотического мировоззрения у студенческой молодежи.

2. Студент-спортсмен, изучающий на первом курсе дисциплину «История России», является «открытой книгой» для формирования патриотизма, воспитания устойчивой гражданственности, проявления верности своей Родине - Российской Федерации.

3. Визуализация изучения дисциплины «История России» посредством историко-художественных фильмов формирует сопричастное чувство патриотизма, патриотическое мировоззрение нынешнего поколения молодежи.

Список литературы

1. Архипова Н.Е. Проблемы преподавания исторической дисциплины в негуманитарном вузе на современном этапе // Наука. Исследования. Практика: сб. избранных статей по материалам Междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во ГНИИ «Нацразвитие», 2023. С. 10-12.

2. Габриелян Г.В. Исторический патриотизм и патриотизм повседневности (проблемы формирования гражданственности, патриотизма у современной молодежи) // Патриотическое воспитание молодежи как фактор сохранения исторических ценностей: сб. материалов круглого стола. М.: Изд-во НИУ МГСУ, 2022. С 32-36.

3. Манюхин И.С. К обсуждению проекта концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подго -товки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования // Вестник Самарского юридического института. 2023. № 1(52). С. 93-99.

4. Нигматуллин К.Р., Пайгунова Ю.В. Физкультурно-оздоровительный комплекс ГТО на всероссийском народном празднике плуга «Сабан -туй» // Актуальные вопросы роли спорта в построении гражданского общества и народной дипломатии: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (с участием представителей государств-участников Содружества Независимых Государств, БРИКС). Казань: Изд-во ПГУФКСиТ, 2023. С 188-191.

5. Росина Н.Л., Росина М.А. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации // Высшее образование в России. 2023. Т. 23. № 5. С. 138-148.

6. Хурамшина А.З., Хурамшин И.Г. Социализация личности к циф-ровизации туризма // Влияние пандемии и ценностей цифрового трансгуманизма на перспективы развития сферы услуг: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань: Изд-во ПГУФКСиТ, 2022. С. 142-145.

7. Шабалина Ю.В. «Историческая мануальная гимнастика» как ин -новационная методика преподавания дисциплины «История» для студентов спортивной специализации // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 7. С. 60-69.

8. Шапошникова А.В., Дагбаева С.Б. Исследование особенностей патриотизма и национализма студентов, основные признаки // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. 2017. № 4(43). С. 47-66.

References

1. Arhipova N.E. Problemy prepodavaniya istoricheskoj discipliny v negumanitar-nom vuze na sovremennom etape [Problems of teaching historical discipline in a non-humanitarian university at the present stage] // Science. Research. Practice: sat. selected articles based on materials from the International. scientific conf. St. Petersburg: Publishing house of the State Research Institute "National Development", 2023. P. 10-12.

2. Gabrielyan G.V. Istoricheskij patriotizm i patriotizm povsednevnosti (problemy formirovaniya grazhdanstvennosti patriotizma u sovremennoj molodezhi) [Historical patriotism and patriotism of everyday life (problems of forming citizenship of patriotism among modern youth)] // Patriotic education of youth as a factor in the preservation of historical values: collection. round table materials. M.: Publishing house NRU MGSU, 2022. P. 32-36.

3. Manyuhin I.S. K obsuzhdeniyu proekta koncepcii prepodavaniya istorii Rossii dlya neistoricheskih special'nostej i napravlenij podgotovki, realizuemyh v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya [To discuss the draft concept of teaching Russian history for non-historical specialties and areas of training implemented in educational institutions of higher education] // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo institute [Bulletin of the Samara Law Institute]. 2023. No. 1(52). P. 93-99.

4. Nigmatullin K.R., Pajgunova Yu.V. Fizkul'turno-ozdorovitel'nyj kompleks GTO na vserossijskom narodnom prazdnike pluga «Sabantuj» [Physical culture and health complex GTO at the All-Russian national plow festival "Sabantuy"] // Current issues of the role of sports in building a civil society and people's diplomacy: collection. materials International scientific-practical conf. (with the participation of representatives of the member states of the Commonwealth of Independent States, BRICS). Kazan: Publishing house PGUFKSiT, 2023. P. 188-191.

5. Rosina N.L., Rosina M.A. Koncepciya prepodavaniya istorii Rossii v vuze: ot proekta k realizacii [The concept of teaching Russian history at university: from project to implementation] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2023. T. 23. No. 5. P. 138-148.

6. Huramshina A.Z., Huramshin I.G. Socializaciya lichnosti k cifrovizacii turizma [Socialization of the individual towards the digitalization of tourism] // The influence of the pandemic and the values of digital transhumanism on the prospects for the development of the service sector: collection of articles. materials Vseros. scientific-practical conf. with international participation. Kazan: Publishing house PGUFKSiT, 2022. P. 142-145.

7. Shabalina Yu.V. «Istoricheskaya manual'naya gimnastika» kak innovacionnaya metodika prepodavaniya discipliny «Istoriya» dlya studentov sportivnoj specializacii ["Historical manual gymnastics" as an innovative method of teaching the discipline "History" for students of sports specialization] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizi-cheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2019. V. 7. P. 60-69.

8. Shaposhnikova A.V., Dagbaeva S.B. Issledovanie osobennostej patriotizma i na-cionalizma studentov, osnovnye priznaki [Study of the characteristics of patriotism and nationalism of students, the main features] // Molodezhnyj nauchnyj forum: gumanitarnye nauki [Youth scientific forum: humanities]. 2017. No. 4(43). P. 47-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.