Научная статья на тему 'Преподавание дисциплины "История"в условиях спортивного вуза (на примере ФГБОУ ВПО "Поволжская государственная академия физической культуры и спорта")'

Преподавание дисциплины "История"в условиях спортивного вуза (на примере ФГБОУ ВПО "Поволжская государственная академия физической культуры и спорта") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ" В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Ю.В.

Данная статья посвящена актуальным вопросам исторического образования от школы до вуза. В работе анализируется современное отношение государства к преподаванию дисциплины «История». Посредством использования технических достижений Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и авторских инновационных технологий был проведен трехфазовый эксперимент по улучшению качества преподавания дисциплины «История» для студентов спортивных специализаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабалина Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание дисциплины "История"в условиях спортивного вуза (на примере ФГБОУ ВПО "Поволжская государственная академия физической культуры и спорта")»

УДК 378

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВПО «ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»)

Ю.Б. Шабалина

ФГБОУ БПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия Для связи с автором: Ju-sh@bk.tu

Аннотация:

Данная статья посвящена актуальным вопросам исторического образования от школы до вуза. В работе анализируется современное отношение государства к преподаванию дисциплины «История». Посредством использования технических достижений Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и авторских инновационных технологий был проведен трехфазовый эксперимент но улучшению качества преподавания дисциплины «История» для студентов спортивных специализаций

Ключевые слова: современное состояние исторического образования в школе и вузе, преподавание дисциплины «История» в спортивном вузе, инновационные технологии обучения.

TEACHING THE 'HISTORY' SUBJECT IN THE SPORTS UNIVERSITY (UPON THE EXAMPLE OF VOLGA REGION STATE ACADEMY OF PH YSICAL CULTURE, SPORT AND TOURISM) YU. V. Shabalina

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia Abstract:

This article is devoted to the up-to-date problems of History education from the secondary school to the university, its respond to national threats existing in modern Russia. The relation of the state to the History subject teaching is analyzed in this work. With the help of both new technologies provided by Volga region state academy of physical culture, sport and tourism and the authors innovations the three-stage experiment to improve the quality of History education for the sports students was fulfilled

Key words: modern state of teaching History at school and university. History teaching in the sports university, innovational technologies in education.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История» является одной из основных при формировании базовых компетенций студентов и относится к базовой (обязательной) части цикла Б .1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии своеобразия и неповторимости российской истории, ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик

Значимость освоения дисциплины «История» всегда осознавалась государством и при этом, несмотря на «историческую репрезентативность» фактов, имела под собой идеологическое обоснование. Изучение истории сегодня несет в себе особую идеологическую нагрузку как никогда в последнее десятилетие встали вопросы о новом понимании места и роли современной России в процессах глобализации, о перманентом и возрастающем влиянии США на нарастание международной напряженности. Последние события на Украине и косвенное участие в них США, стран НАТО и последующие санкции в отношении Российской Федерации, по существу, стали способствовать развитию нового витка

«холодной войны» в отношении России Согласимся с мнением А.К Тимохиной и В.М Тимохина: «За последние два десятилетия произошли события, в ряде случаев не имеющие однозначной интерпретации, например, «оранжевая» и другие цветные революции, не давшие положительных результатов в развитии социально-политических и экономических отношений. В результате распада СССР возникла необходимость в определении новой российской идентичности, в новом понимании понятия «Россия» и ее места в мире»

И:

Нужно признать, что сегодня наша государственная политика по-новому понимает фундаментальность исторического бытия, основываясь все так же на достигнутых ранее принципах «историзма» и «объективности» исторических фактов. Его основу составляют положения действующей Конституции Российской Федерации, закрепляющие статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью

Изменения концепции преподавания истории, в первую очередь, коснулись средней школы, главным выделялось «единство» в толковании исторических событий. Так, 19 февраля 2013 года на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям В.В Путин поручил Министерству образования и науки совместно с РАН при участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества внести предложения по подготовке единого учебника по истории России для средней школы. 5 апреля состоялось расширенное заседание Российского исторического общества, где были обсуждены подходы к выработке концепции нового поколения учебников истории для школьников[4] По мнению Президента РФ, в рамках единой концепции и единой логики непрерывной российской истории необходимо создать единые учебники истории России для средней школы, которые будут написаны хорошим русским языком и будут лишены

внутренних противоречий и двойных толкований. 30 октября 2013 года была утверждена концепция нового учебника по отечественной истории.

Кроме того, был выработан и прошел общественное обсуждение единый историко-культурный стандарт, утвержденный Российским историческим обществом. На его основе должны быть разработаны новые учебники истории для школ. Была создана рабочая группа по подготовке введения «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». В ней в качестве методологической основы концепции провозглашаются принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований, многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества, исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла, антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого, историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию культурного наследия и бережному отношению к нему

С изменениями в подходах к преподаванию истории в общеобразовательных школах будут синхронизированы изменения в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по истории. Из них будут исключены вопросы с потенциальной конфликтогенностью, а в будущем будут добавлены задания по истории регионов [5].

Свою точку зр ения о сущности преподавания истории Президент России В. В. Путан подтвердил 29 августа на молодежном форуме «Селигер-2014» «Стране нужна единая концепция истории государства... дать учащимся фундаментальные знания о ключевых фактах истории страны, о деятельности выдающихся соотечественников, а главная линия, которая должна проходить через весь курс преподавания истории, — это объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошло-

му, любовь к своей родине»[б]. 17 ноября 2014 года в Российской академии наук обсудили содержание исторической науки и подходы к ее преподаванию в рамках Всероссийской конференции «Состояние и перспективы исторического образования и науки в общеобразовательной и высшей школе». Мероприятие было проведено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. К принципиальным инновациям в преподавании истории была отнесена синхронизация преподавания в высшей и общеобразовательной школе в соответствии с историко-культурным стандартом, а также переход от концентрической модели преподавания к линейной[5] Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, в свою очередь, заявил о том, что единые подходы к преподаванию истории в РФ необходимо внедрить не только в школах, но и распространить в вузах: «Крайне важно аналогичную работу провести в том, что касается преподавания истории в высшей школе, в наших вузах. Важно обеспечить единство подходов к преподаванию истории и на уровне высшего образования Это одна из актуальных задач»[3].Он считает необходимым применение в учебной практике «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» По его мнению, необходимость переоценки подходов к преподаванию истории вызвана множеством объективных причин — от развитая научных дисциплин, в том числе исторических, до изменения самих получателей знаний, которых он назвал «поколением информационной революции». Согласимся с тем, что «ключевые образцы патриотизма и культуры» должны быть внедрены в повседневную практику обучения студентов дисциплине «История» в вузе.

Республиканская общественная наука также не осталась в стороне от новых принципов преподавания истории в вузах Республики Татарстан. Так, 16 сентября 2014 г. в Аппарате Президента РТ состоялось совещание Межвузовского координационного совета Республики Татарстан по гуманитарным и социально-экономическим наукам. Межву-

зовский координационный совет Республики Татарстан по гуманитарным и социально-экономическим наукам был создан Советом ректоров вузов республики в 2012 году в целях усиления взаимодействия вузов, общественных организаций в области повышения качества преподавания гуманитарных и социально-экономических наук, популяризации результатов научных исследований, достигнутых в данных областях знания, а также информирования населения о современных общественно-политических процессах. Автор данного исследования является одним из 19 его членов[7]. В приветственном слове к участникам заместитель руководителя Аппарата Президента РТ, руководите/л» Департамента Президента РТ по вопросам внутренней ПОЛИТИКИ

А.М Терентиев и заместитель руководителя Департамента, начальник Управления Р.Ю. Беляков обозначили значимость преподавания истории на принципах патриотизма и самоценности культуры входящих в РФ И РТ национальностей Председатель Совета, доктор социологических наук, профессор, декан факультета промышленной политики и бизнес-администрирования, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ (КХТИ) А.Р. Тузиков считает, что главное - сформировать отпор «консциентальной войне», проводимой, в первую очередь, США. Для этого ведущие ученые-общественники БТ должны приложить все усилия посредством пропаганды исторических ценностей для формирования у студентов чувства патриотизма. Был разработан последовательный план мероприятий, в числе которых Методический семинар по научному и методическому обеспечению модернизации содержания исторического образования в вузах, состоявшийся в марте 2015 г под руководством доктора социологических наук, профессора, заведующего кафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ (КХТИ) А.Р. Тузикова и доктора исторических наук, профессора, зав кафедрой истории и культурологии Казанского государственного архитектурно- строительного универ ситета

С.И. Никоновой.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ и синтез научно-методической литературы и опыта решения названной проблемы, количественные методы исследования ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. В настоящей статье рассмотрим преподавание дисциплины «История» на примере специальности 034300 «Физическая культура», профиль подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», (квалификация (степень) выпускника бакалавр «Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма». Исследование проводилось в период с 2011 по 2013 годы на учебных занятиях по учебной дисциплине «История», выделялись специализации с «min» и «max» показателями в результате экзаменационной сессии.

Процесс преподавания дисциплины «История» в спортивном вузе имеет ряд особенностей.

Во-первых, дисциплина «История» является одной из основных при формировании базовых компетенций студентов и относится к базовой (обязательной) части цикла Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Сегодня она включает из аудиторных занятий 10 часов лекций и 22 часа семинарских занятия, преподается в 1-м семестре 1-го курса и заканчивается экзаменом В Академии с момента ее перенесения в г. Казань (2011 г.) применяется балльно-рейтинговая стобалльная система оценки знаний студентов Все учебные помещения оснащены мультимедийным оборудованием, и преподаватель имеет возможность показывать лекции и семинары посредством презентации. Для дисциплины «История» это имеет особую ценность — возможность показать карты, схемы, документальные и исторические фильмы, т.е. презентации исторических источников Отметим, что и преподаватели гуманитарного цикла неисторических дисциплин Поволж-кой ГАФКСиТ — Н.З. Аппакова-Шогина, A.B. Гут, Ю В Пайгунова, также широко используют исторические факты для иллюстрации примеров [1].

Во-вторых, дисциплина «История» тесно со-

прикасается с курсом «История физической культуры». Взаимосвязь присутствует в понимании физической культуры как части культуры в целом, а также на акценте последней как части образовательной системы и специализированных мероприятий при государственном участии.

В-третьих, необходимо учитывать и сугубо «спортивную особенность» — периодическое отсутствие студентов-спортсменов в связи с участием в сборах, тренировках, соревнованиях Более того, некоторые из них являются основными и запасными членами спортивных команд различного уровня Информационно-технические возможности «Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма» в преподавании, заключаются в том, что каждый студент, находящийся как в РТ, так и на выездных соревнованиях, может по системе дистанционного обучения из любой точки мира отправить задания и просмотреть лекции, пройти тестирование и узнать свою итоговую оценку. Отметку о посещении занятия можно также посмотреть через систему 1С (студенты прикладывают карточки на считыватель при входе в аудиторию). Конечно, не все преподаватели вузов РТ имеют такую техническую возможность, и не все проходят курсы обучения MOODL и SMART. Как считают О.В Козлова, А.В. Сыченкова, преподаватели истории в КНИТУ-КАИ, «не все преподаватели готовы перенести значительную часть своей работы в интернет-среду» [2]. В нашем спортивном вузе такие проблемы не стоят, значительная часть студентов специализации «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» являются высококвалифицированными спортсменами и общаются с преподавателями по системе дистанционного обучения. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В данном исследовании предлагается авторская методика дисциплины «История» для профиля подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», по которому обучаются студенты различных видов спорта, но формирование групп меняется в зависимости от года. Сущность инновационного преподавания автора была озвучена

на конкурсах «Преподаватель года — 2013» (НЕ место), и «Методическая разработка внеучеб-ного занятия — 2014» (III место) Она базируется на применении интерактивных технологий обучения, наглядности и схематизма при изложении материала лекции, опорой на документальные источники (карты, документальные фильмы, музыка тех лет и т.п.), с учетом спортивной спецификации студента для формирования личной сопричастности студента к историческим событиям, что ведет к формированию патриотизма. История —это лента прошлого, протекающая в настоящее, это формирование из слепков прошлого сегодняшнего поколения студентов» Девизом автора является «Патриотом станет каждый студент «Поволжской ГАФКСиТ!» Отметим, что Шабалина Ю.В. является автором ускоренного обучения «Истории Отечества» в рамках подготовительных курсов КГЭУ с 2006 по 2009 год Для чистоты эксперимента, несмотря на функционирование стобалльной системы балльно-рейтинговой системы (БРС) (на первом году работы «Поволжской ГАФКСиТ» эта система не применялась) и сегодня наряду с BFC в «зачетной книжке» студента проставляется традиционная отметка, мы применили пятибалльную систему подсчета баллов В первый год обучения (2011) применялась одинаковая система обучения для всех групп профиля. После экзаменационной сессии были выбраны группы для экспериментального исследования — студенты-спортсмены с максимальными и минимальными показателями: max показателях — специализации «гимнастика, борьба» (111 q^ynna), и min — «футбол» (114 группа). Формирование групп меняется исходя из года набора, поэтому по показателям в группе мы выделяли сугубо «гимнастов» или «футболистов» Так, в группе «гимнастика, борьба» (111 группа) среди «гимнастов» средний показатель (п-12) — 4,45, «борцов» (п-9) — 3, 63 балла (по пятибалльной шкале). Среди специализации «футбол» (lili) — 3,53 балла. Нужно принять во внимание, что 20% семинарских занятий велось в интерактивной форме, т.е. посредством игр, дискуссий, защиты проектов. Например, занятие по теме: «Московское государство XV- XVI

вв.» проводится в виде деловой игры — студенты делятся на группы, сторонники проведения политики и стиля правления Ивана III; сторонники проведения политики и стиля правления Ивана Грозного; команда обвинителей — критикуют деятельность Ивана III и Ивана IV; команда судей изучает позитивное и негативное мнение и выносит приговор. Выступающие обосновывают свои выводы на основании исторических источников, т.е. карт исторических сражений и территории государства, свидетельства современников, видео-фильмов, приводят причины и делают выводы. Занят е по теме «Попытка российской модернизации во второй половине XIX века» проводится посредством применения проективной методики: студенты делятся на 6 групп. Каждая группа создает свой проект реформ с учетом исторического опыта. Проект должен содержать следующие структурные часта: цель, задачи, анализ возможных рисков, реализация, контроль и коррекция. Во второй год для студентов первокурсников «центр усилий» фиксировался не только на проведении учебных занятий посредством дистанционных технологий, но и на внеу-чебных мероприятиях, проводимых автором в Поволжской ГАФКСиТ: «Итоги и результаты «Сталинградской битвы», «День Победы», «Круглый стол по истории» В центр этого ставилось воспитание и понимание патриотизма как самодовлеющей сущности студента-спортсмена, который гордится своей страной, богатой историей и культурой В результате показатели улучшились: среди «гимнастов» (215 группа) средний показатель (п-10) — 4,78, специализации «футбол» (213 группа), (п-29) — 3,72 балла. Кроме того, для студентов специализации «футбол» шире применялся принцип наглядно01-1 — каждое семинарское занягае они рисовали карты крупных исторических сражений и описывали их (первая часть занятая). Вторая часть типового занятая была отведена защите презентаций. У студентов — футболистов на тренировках более всего задействованы ноги, работа «руками» позволяет глубже фиксировать исторические события На третьем году исследования (2013 г.) для студентов первого курса, наряду с вышеизло-

женным, была применена еще и авторская методика — «жеспекулятивная историческая разминка» На потоковой лекции при пояснении исторического события на экране высвечивается карта, и студенты руками с места показывают движение войск Например, сложный 1240 год: правой рукой показывается движение войск Батыя и взятие г Киева, а левой — шведское нашествие — «Невская битва». Успехом пользуется и «отбарабаниваение» торцом ладони по столу трех разделов Речи Посполитой Екатериной II Б результате применения данной методики показатели улучшились: среди «гимнастов» (311 группа) средний показатель (и-10) — 4,85, специализации «футбол» (313 группа), (п-25) - 4,43 балла ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что преподавание учебной дисциплины «История» в спортивном вузе имеет рд*\ специфических особенностей, которые нашли свое отражение как в технических средствах обучения (широ-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Аппакова-Шотна, Н 3. Ценностные аспекты наследия крупных спортивных событий /Н.В.Аппэкова-Шогкна А В.Гут, Ю.В. Пайгунова //Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань : Поволжская ГАФКСиТ. 2013. - С. 27-29.

2. Козлова, О В Преподавание истории в техническом вузе: современные подходы в рамках требований новых ФГОС / О.В. Козлова, А В Сыченкова [Электронный ресурс] URL:http://www.teona-practica.ru/ rus/nies/arhiv_zhurnaLa/2013/9/ip>edagogjkaAozlova-sychenkova pdf

3. Минобрнауки выступило за единый подход к преподаванию истории в вузах [Электронный ресурс] URL.http :/Avww.vz.ru/Пе ws/2 014/11/17/715 62 2.html

4. Мухаметшина E. Битва за историю / Е Мухаметши-

BIBLIOGRAPHY

1 Appakova-Shogina, N.Z., Gut, A.V.. Paigunova, Yu. V. Valuable aspects of large sport events heritage/ N.Z Appakova-Shogina, A.V. Gut, Yu. V. Paigunova // All-Russian scientific conference Inheritance of large sport events as the factor of social, cultural and economic development of the region" - Kazan, 2013, P. 27-29. 2. Kozlova O.V., Sychenkova, A.V. Teaching of History in the technical university: modern approaches according to the requirements of the new Federal State educational standards [Electronic resource] URL: http://wwwteoria-pract{ca.ruAus/files/arhiv_ zhurnala/2013/9/pedagogikaAozlova-sychenkova Pdf.

кое использование компьютерных, мультимедийных и интерактивных технологий), так и в методических, в том числе авторских разработках

Автором была предложена и успешно апробирована комплексная инновационная методика преподавания учебной дисциплины «История», в полной мере учитывающая обозначенные особенности Она включает в себя целый набор учебных и внеучебных занятий: круглые столы, диспуты, деловые игры, тематические дискуссии и пр., активное внедрение принципов нагледности: использование картографических материалов, и, особенно, «жеспекулятивная историческая разминка», позволяющая лучше закрепить изучаемый материал Исследование подтвердило эффективность предложенной методики, которая позволяет студенту в полной мере уяснить место и роль России во всемирном историческом процессе и послужит делу воспитания настоящего гражданина и патриота своей страны

на [Электронный ресурс] URL: http://wwwgazeta.ru/ social/2013/10/24/5722077.shtml

5. Новая концепция преподавания истории: единообразие но не единомыслие [Электронный ресурс] URL:http:/ytaHHo6pHayKH.p$/HoeocTH/4601

6. Путин: единая концепция истории не помешает учителям иметь свое мнение [Электронный ресурс] U R L: http :/Ai a ru/soc i ety/201408 29/ 1021958511 html#ixzz3KgJOIboz

7 Состав Межвузовского координационного совета Республики Татарстан по гуманитарным и социально-экономическим наукам [Электронный ресурс] URL:http://kpfu.ru/portal/docs/F 1501544401/Sostav. MKS_2.pdf

8. Тимохина. А.К. Преподавание истории и социальных наук - от школы к университету / А.К. Тимохина, В.М. Тимохин // Успехи современного естествознания. -2011 -№ 1-С.71.

3. Ministry of education and science advocates for a common approach to History teaching in universities. [Electronic resource] URL http//www.vz.ru/ news/2014/11/17/715 622.htmL

4. Mukhametshina, Ye Fight for History [Electronic resource] URL: http:// www.gazeta.ru/ so с i a 1/2013/10/24/5 7 2 2 07 7.shtml.

5. The new concepts of History teaching: sameness, but not mindedness [Electronic resource] URL: httpy/ми-нобрнауки.рф/Новости/4601.

6. Putin: the common concept of History will let the teachers have their own opinion [Electronic resource] URL:http:/Aia.ru/society/20140829/ 1021958511. html#ixzz3KgJ Olboz

7 The members of Interuniversity Coordination Soviet of RT on Humanities and social and economical sciences [Electronic resource] URL: http://kpfu.ru/ portal/docs/F1501544401/Sosta v.MKS_2.pdf.

8. Timohina, A.K.. Timohin. V.M. Teaching of History and social sciences - from school to university / A.K. Timohina V.M Timohin // Successes of modern science -2011.-№ 1-P.71

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шабалина Юлия Владимировна - кандидат политических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин ФГЪОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культ/ры, спорта и туризма»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.