Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ВУЗЕ: ОТ ПРОЕКТА К РЕАЛИЗАЦИИ'

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ВУЗЕ: ОТ ПРОЕКТА К РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / КУРС «ИСТОРИЯ РОССИИ» / ЦЕЛОСТНАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ / СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ / СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Росина Наталья Леонидовна, Росина Марина Анатольевна

С 1 сентября 2023 г. согласно приказу Минобрнауки и высшего образования Российской Федерации от 19.07.2022 г. № 662 увеличится объём часов на изучение истории России в организациях высшего образования для студентов неисторических специальностей. Во всех российских вузах начнётся изучение обновлённого курса российской истории, расширенного в своих географических и хронологических рамках и освещающего события, происходящие в стране и мире, касающиеся каждого гражданина России. Для преподавателей изменения, внесённые в федеральные государственные образовательные стандарты, детализируются в новой концепции преподавания курса «История России», утверждённой 2 февраля 2023 г. Концепция, представляя собой социальный заказ, адресованный образованию, содержит в себе важный идейный посыл развития у студентов гражданственности и патриотизма, но не раскрывает конкретных инструментов достижения поставленных целей. В статье анализируются психологические, педагогические и методические аспекты сложнейшей комплексной проблемы, которая коснётся преподавателя истории в вузе как исполнителя принятых решений. Определяется подход к методическим решениям через прояснение сути явлений патриотизма, идентичности, исторического сознания, самосознания и психологических механизмов их становления в обучении. Раскрываются задачи педагога как организатора учебной ситуации в обучении с опорой на знания индивидуальных особенностей студентов и способов оптимизации их личностного развития на материале истории. Статья задаёт методологические ориентиры нравственного воспитания в ходе преподавания истории, обусловленные требованиями реформы высшей школы и современными социальными вызовами. Это тем более важно, что вузам дано право определить их самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Росина Наталья Леонидовна, Росина Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF TEACHING RUSSIAN HISTORY AT UNIVERSITY: FROM PROJECT TO IMPLEMENTATION

From September 1, 2023, in accordance with the order of the Ministry of Education and Science and Higher Education of the Russian Federation dated July 19, 2022 No. 662, the number of hours for studying the history of Russia in higher education institutions for students of non-historical specialties will increase. Students of all Russian universities will start studying the updated course of Russian history, expanded in its geographical and chronological framework and covering the events taking place in the country and the world, concerning every citizen of Russia. For teachers, the changes made to the federal state educational standards are detailed in the new concept of teaching the course “History of Russia” approved on February 2, 2023. The concept, representing a social order addressed to education, contains an important ideological message, the development of citizenship and patriotism among students, but does not disclose specific tools to achieve the goals. The article analyzes the psychological, pedagogical and methodological aspects of the most difficult complex problem that will affect the history teacher at the university as the executor of the decisions made. An approach to methodological solutions is determined through clarifying the essence of the phenomena of patriotism, identity, historical consciousness, self-awareness and the psychological mechanisms of their formation in education. The tasks of the teacher as the organizer of the learning situation in learning based on the knowledge of the individual characteristics of students and ways to optimize their personal development on the basis of history are revealed. The article sets the methodological guidelines for moral education in the course of teaching history, due to the requirements of the reform of higher education and modern social challenges. This is all the more important because universities have the right to determine them independently.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ВУЗЕ: ОТ ПРОЕКТА К РЕАЛИЗАЦИИ»

Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148

Росина Наталья Леонидовна - д-р псих. наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, ORCID: 0000-0002-7734-1343, SPIN-код: 6759-9085, Author ID: 422606, natalirosina@mail.ru

Кировский институт (филиал) Московского гуманитарно-экономического университета, Киров, Россия

Адрес: 610035, г. Киров, ул. Щорса, 66

Росина Марина Анатольевна - канд. ист. наук, кафедра истории и политических наук, SPIN-код: 9658-9790, Author ID: 620426, marina_rosina@mail.ru Вятский государственный университет, Киров, Россия Адрес: 610000, г. Киров, ул. Московская, 36

Аннотация. С 1 сентября 2023 г. согласно приказу Минобрнауки и высшего образования Российской Федерации от 19.07.2022 г. № 662 увеличится объём часов на изучение истории России в организациях высшего образования для студентов неисторических специальностей. Во всех российских вузах начнётся изучение обновлённого курса российской истории, расширенного в своих географических и хронологических рамках и освещающего события, происходящие в стране и мире, касающиеся каждого гражданина России. Для преподавателей изменения, внесённые в федеральные государственные образовательные стандарты, детализируются в новой концепции преподавания курса «История России», утверждённой 2 февраля 2023 г. Концепция, представляя собой социальный заказ, адресованный образованию, содержит в себе важный идейный посыл развития у студентов гражданственности и патриотизма, но не раскрывает конкретных инструментов достижения поставленных целей.

В статье анализируются психологические, педагогические и методические аспекты сложнейшей комплексной проблемы, которая коснётся преподавателя истории в вузе как исполнителя принятых решений. Определяется подход к методическим решениям через прояснение сути явлений патриотизма, идентичности, исторического сознания, самосознания и психологических механизмов их становления в обучении. Раскрываются задачи педагога как организатора учебной ситуации в обучении с опорой на знания индивидуальных особенностей студентов и способов оптимизации их личностного развития на материале истории. Статья задаёт методологические ориентиры нравственного воспитания в ходе преподавания истории, обусловленные требованиями реформы высшей школы и современ-

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Росина Н.Л., Росина М.А., 2023.

ными социальными вызовами. Это тем более важно, что вузам дано право определить их самостоятельно.

Ключевые слова: концепция преподавания истории, историческое сознание, патриотизм, методика преподавания истории в высшей школе, курс «История России», целостная учебная ситуация, субъектная активность, смысловые ориентиры, рефлексивность

Для цитирования: Росина Н.Л, Росина М.А. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 138-148. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148

The Concept of Teaching Russian History at University: from Project to Implementation

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148

Rosina Natalya Leonidovna - Dr. Sci. (Psychology), Associate Professor, Head of Humanities Department, ORCID: 0000-0002-7734-1343; SPIN-код: 6759-9085, Author ID: 422606, natalirosina@mail.ru

Kirov Institute (branch) of the Autonomous Non-Commercial Organization of Higher Education of the Moscow University for the Humanities and Economics Address: 66, Shchorsa str., 610035, Kirov

Rosina Marina Anatolyevna - Cand. Sci. (History), History and Political Science Department, ORCID: 0000-0002-1241-0854; SPIN-код: 9658-9790, Author ID: 620426, marina_rosina@mail.ru Vyatka State University Address: 36, Moskovkaya str., 610000, Kirov

Abstract. From September 1, 2023, in accordance with the order of the Ministry of Education and Science and Higher Education of the Russian Federation dated July 19, 2022 No. 662, the number of hours for studying the history of Russia in higher education institutions for students of non-historical specialties will increase. Students of all Russian universities will start studying the updated course of Russian history, expanded in its geographical and chronological framework and covering the events taking place in the country and the world, concerning every citizen of Russia. For teachers, the changes made to the federal state educational standards are detailed in the new concept of teaching the course "History of Russia" approved on February 2, 2023. The concept, representing a social order addressed to education, contains an important ideological message, the development of citizenship and patriotism among students, but does not disclose specific tools to achieve the goals.

The article analyzes the psychological, pedagogical and methodological aspects of the most difficult complex problem that will affect the history teacher at the university as the executor of the decisions made. An approach to methodological solutions is determined through clarifying the essence of the phenomena of patriotism, identity, historical consciousness, self-awareness and the psychological mechanisms of their formation in education. The tasks of the teacher as the organizer of the learning situation in learning based on the knowledge of the individual characteristics of students and ways to optimize their personal development on the basis of history are revealed. The article sets the methodological guidelines for moral education in the course of teaching history, due to the

requirements of the reform of higher education and modern social challenges. This is all the more important because universities have the right to determine them independently.

Keywords: the concept of teaching history, historical consciousness, patriotism, a holistic educational situation, subjective activity, methods for history teaching in higher education, "History of Russia" course, semantic guidelines, reflexivity

Cite as: Rosina, N.L., Rosina, M.A. The Concept of Teaching the History of Russia at the University: from Project to Implementation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 5, pp. 138-148, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

Новая концепция преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки в вузах, утверждённая 2 февраля 2023 г. экспертным советом по развитию исторического образования при Минобрнауки России, оказалась сегодня в центре внимания преподавательского сообщества. Внесённые приказом Минобрнауки в ФГОС ВО изменения в реализацию дисциплины «История России» касаются не только увеличения объёма часов с 1 сентября 2023 г., но и регламентирования контактных форм работы не менее 80 % по очной форме обучения1. Идея концепции о том, что обновлённый курс российской истории с расширением географических и хронологических рамок, будет способствовать воплощению идей гражданственности, патриотизма и общероссийского единства безусловно привлекательна, ведь образование по праву считается одним из главных ресурсов развития личности2.

1 Приказ Минобрнауки России от 19.07.2022 г. № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» М., 2022. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 02210070025?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 21.03.2023).

2 Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования М., 2023. URL: https://minobrnauki.gov.ru/Концепция1. pdf(дата обращения: 21.03.2023).

При этом в первую очередь необходимо понимать, как от справедливых утверждений о значимости развития личности профессионала, обладающего сформированным историческим сознанием, перейти к конкретике работы со студентами, определить соответствующее содержание и методологические аспекты обучения.

В концепции хотя и не прописываются, но явно прочитываются мысли о необходимости уделить внимание не столько образовательному, сколько воспитательному компоненту. Очевидно, что главные положения концепции о направленности курса на формирование российского патриотизма исходят из основной цели, которая сегодня ставится на государственном уровне - развитие личности патриота и гражданина России. Патриотическое воспитание действительно насущная потребность любой страны, связанная с её выживанием и благополучием. Если в современных условиях Россия хочет не просто выжить, но и отстоять свои интересы, добиться развития и процветания, необходимо, чтобы молодое поколение стремилось внести вклад в будущее своей родины.

В статье рассматриваются требования концепции, проблемы, связанные с возможностями её реализации, раскрываются встающие перед вузом задачи и способы их решения.

Постановка проблемы

Конкретизируя направления развития исторического сознания и самосознания, концепция предлагает интегрированный

курс истории, основанный на проблемном уровне осмысления исторического материала, отражении совокупности наиболее важных проблем, их причин и сущности, путей и способов разрешения. Предлагается рассмотрение событий, происходивших на территории, соответствующей современной Российской Федерации, и расширенные до 2022 г. хронологические рамки, включение в содержание курсов тем расширения НАТО, специальной военной операции на территории Украины, объявления антироссийских санкций и др. Требуется соединить концептуально проблемный взгляд на историю России с общими характеристиками ситуации в мире в изучаемую эпоху, а ключевыми принципами преподавания называются принцип научности, проблемный подход к изучению курса, выявление причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется необходимости показать роль России в мировой истории, отразить многонациональные аспекты (в частности формирование общероссийской идентичности), «избегать негативного уклона и очернительства» при рассказах о проблемах и противоречиях отечественной истории3.

Проблемы российской системы образования вследствие пережитых ею реформ, отрыв воспитания от обучения постоянно отмечаются и теоретиками, и практиками. Среди главных проблем называется отсутствие общенациональной идеи, декларативный характер патриотического воспитания, антипатриотичность СМИ. Не секрет, что патриотические настроения в нашей стране часто сочетаются с критическим отношением к ней и острой неудовлетворённостью её положением [1].

Решение поставленных задач и преодоление многочисленных проблем лежит в

3 Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования М., 2023. URL: https://minobmauki.gov.ru/Концепция1. pdf(дата обращения: 21.03.2023).

том числе и в психологическом плоскости, так как напрямую связано и с личностью студента, и с личностью преподавателя. Определение методологических ориентиров преподавания истории требует понимания преподавателем психологических аспектов проблемы сути психологических механизмов таких явлений как патриотизм, идентичность и историческое сознание в целом, знания индивидуальных особенностей студентов и способов оптимизации их личностного развития. Только на этой основе возможен правильный подход к методическим решениям.

Психологические аспекты проблемы

Сознание личности включает не просто систему знаний о мире, но отношение к миру и понимание своего места в нём, это сложный процесс усвоения значений и присвоения смыслов [2]. Развитое историческое сознание предполагает хорошее знание истории своей страны, позитивное отношение к ней, гордость за неё, понимание своего места в историческом контексте. Общегражддан-ская идентичность, как отождествление себя с историей страны и её лучшими представителями - сложное личностное образование, которое складывается в лучшем случае к концу профессионального обучения.

Патриотизм - это высшее нравственное чувство, устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Из огромного количества определений можно выбрать следующее: «любовь к Родине, стремление служить её интересам и готовность к её защите вплоть до самопожертвования» [3].

Анкетирование и опросы студентов-первокурсников показывают, что под патриотизмом они, прежде всего, понимают любовь к Родине, уважение к ней, гордость за свою страну. При этом проявлениями истинного патриотизма называют участие в деятельности патриотических организаций (в основ-

ном на базе образовательных учреждений), в праздновании исторических событий и юбилеев (Дня Победы), в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма. Среди направлений патриотического воспитания от наиболее к наименее важным указывают: встречи с ветеранами Великой Отечественной и локальных войн; литература патриотической направленности; личный пример и отношение к патриотизму, в том числе у преподавателя; деятельность патриотических клубов, центров и др. Все 100% опрошенных, считающих себя патриотами, указывают, что больше всего на их чувство патриотизма повлияла семья, высоко оценивается воздействие художественной литературы. Влияние школы и вуза, в частности занятий по истории, оценивается в зависимости от профессионализма преподавателя, его увлечённости, способов подачи материала.

Приведённые данные подтверждают теоретические положения о том, что внутри-личностное всегда определяется системой внешних социальных отношений. Ценностно-смысловые ориентиры существуют в общественном сознании и передаются во взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками, произведениями литературы и искусства, СМИ. Патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу страны как личностные качества выступают вторичными к коллективной смысловой реальности. Многие исследователи отмечают высокий удельный вес социальных причин, которые зависят от общества, от государства [4].

Задача воспитания патриотов не может быть возложена исключительно на учреждения высшего образования. В вузы приходит уже первично оформившаяся личность со своей направленностью и чертами характера, воздействовать на которую достаточно сложно. Тем не менее, влияние вузовского обучения и дисциплины «История» на развитие сознания, самосознания и достижение общегражданской идентичности трудно переоценить. Знание индивидуальных особен-

ностей студентов и способов оптимизации их личностного развития помогает преподавателю определить оптимальные сферы педагогического воздействия.

Теория и практика современного образования в вузе выделяет в качестве ключевой ценностно-смысловую сферу, которая постепенно становится мотивационным ядром, высшей организующей инстанцией, из которой исходит вся сознательная регуляция деятельности субъекта [5]. Ценности приобретают качества реально действующих мотивов, ведущих к росту и совершенствованию личности [6]. Личностные ценности определяются как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни [7].

Перед преподавателями вузов поставлена сложнейшая задача сделать профессиональное обучение инструментом построения полноценного исторического сознания с учётом того, что история как гуманитарная дисциплина изучается в первый год обучения. В качестве проблемы начального этапа вузовского обучения исследователи называют недостаточную готовность вчерашних школьников к личностным изменениям. Смыслы и ценности первокурсников ещё не наполнены их личным, внутренним опытом, а потому ещё им не принадлежат, не «вместились в личность», не стали «внутренне своими». Студенты не строят своё жизненное пространство, опираясь на них [8].

Значительно замедляет профессионально-личностное развитие поглощённость студентов содержательной стороной учебно-профессиональной деятельности, недостаточная обдуманность поступков и личностных качеств, предпочтение жить сегодняшним днём, не задумываясь о будущем. Пониманию своего места в историческом контексте и обретению патриотизма препятствует низкая рефлексивность (эпизодичность размышлений над своими действиями, отношениями, отсутствие самоанализа), которая отмечается у первокурсников. Возможными объективными причинами этого является то, что предшествующее школьное

обучение недостаточно апеллирует к ценностям и смыслам, мало затрагивает рефлексивную сферу [9].

При этом возрастной потенциал юности с его готовностью обращаться к жиизненно-му опыту взрослых может развиваться при наличии наставников, обладающих соответствующими личностными качествами. Ценности могут перестраиваться в соответствии с образцами, приобретёнными в общении. Смыслы и ценности, разделяемые людьми в силу общности условий их жизни, в процессе взаимодействия координируются, сознание личности изменяется, и человек может присваивать новые смыслы.

Личность преподавателя выходит при этом на первый план, ведь он предъявляет аудитории не столько информацию, сколько себя. Любое его сообщение есть презентация его собственных качеств, заинтересованности, компетентности, мотивов и лежащих в основе всего этого ценностных ориентаций. В отношении личностного роста подобное порождает подобное, поэтому патриота может воспитать только патриот на основе трансляции личностных смыслов в профессиональном обучении. Если установлен межличностный контакт с аудиторией, студент не ограничивается восприятием программного материала, он устремляется в мир смыслов коммуникации, обнаруживает мотивы предъявления содержания. При взаимодействии субъектов учебной деятельности в межличностном общении наибольшее воздействие имеет предельно открытое самовыражение, происходит формирование общего смыслового поля, трансформация смыслов в направлении сближения [10].

Эффективность реализации концепции связана с готовностью и способностями преподавателей к переносу фокуса внимания с предметного содержания дисциплины, на работу с «материей личности студента» и смещению акцентов на работу с ценностно-смысловой сферой; с созданием рефлексивного образовательного пространства и фасилитирующей позицией преподавателя,

направляющего внимание студентов на эффективные способы саморазвития. Важен не объём изученного учебного материала, а его тематика (выбор содержания должен определяться его вкладом в решение развивающих задач), приоритет качества над количеством.

Отсутствие в концепции методических установок исключает возможности адаптивной подстройки, оставляя открытым творческий путь с ориентиром на стратегическую цель как образ желаемого результата. Если это образ процветающей страны, предмета уважения гордости и любви, то показателем реализации задуманного будет реальный вклад каждого гражданина в её благосостояние. Стратегической целью образования в этом случае становится воспитание личности, продукты деятельности которой выступают свидетельством любви к родине, а не «оказание образовательных услуг», как это было совсем недавно.

Известно, что человек ценит то, во что вложены его мысли, эмоции, волевые усилия (построенный дом, выращенное дерево, воспитанная достойная смена). Приобретённые знания, умения, навыки безусловно важны, тем более важно, если они реализуются пусть в небольших, но осуществлённых проектах на благо своей страны уже в ходе профессионального обучения. Для этого требуется методическое творчество преподавателя: моделирование проблемных ситуаций, организация проектной деятельности и группового взаимодействия, смещение акцентов на эмоционально-смысловые компоненты, индивидуализация обучения [11].

Преподаватель должен выстроить логику познавательной деятельности обучающегося с учётом его предшествующего опыта, целей и ценностей, потребностей и мотивов, пристрастий и установок. Через этот внутренний, личностный контекст преломляется любая новая для человека информация [12]. Содержание дисциплины «История России» должно быть структурировано для продуктивного учебного диалога.

Определение специфики построения учебно-профессионального взаимодействия и компетенции преподавателя

На качество педагогической деятельности существенное влияние оказывают следующие факторы: группы компетенций, касающиеся наличия у преподавателя профессиональной позиции; способности проектирования и подготовки учебного процесса, создание мотивирующей образовательной среды; ориентация на образовательный результат, специфика управления содержанием учебного процесса [13].

Сложность построения учебно-воспитательного взаимодействия для преподавателя связана с большим количеством одновременно решаемых разноплановых задач, совмещаемых компетенций, функций и ценностных ориентаций. При этом учебно-воспитательное воздействие на студентов происходит не непосредственно, а преломляясь через созданную педагогом учебную ситуацию, пять значимых компонентов которой взаимосвязаны и образует неразложимую целостность [14].

Структура целостной учебной ситуации (Табл..) дополняется видами активности преподавателя, представляя собой пример их интеграции в логике субъект-субъектного взаимодействия участников учебного процесса. Эффективное преподавание, ориентированное на усвоение студентами не только знаний, но и социальных ценностей требует от преподавателя: 1) наличия его собственной ценностной позиции и создания нравственно-мотивирующей образовательной среды; 2) структурирования содержания дисциплины с ориентацией на воспитательный результат; 3) проектирования форм взаимодействия; 4) выбора методических средств; 5) творческого управления учебным процессом.

Целостные учебные ситуации в отличие от традиционных учебных занятий регулируются смысловой составляющей, обусловливающей приоритетность постановки и решения развивающих задач. Предметное содержаание выступает «фоном» построения

системы воспитательных задач и организации субъект-субъектного взаимодействия. Наличие рефлексивной составляющей обеспечивает динамику взаимосвязи всех переменных учебных ситуаций и необходимые изменения в самосознании обучаемых. При грамотном построении преподавателем целостных учебных ситуаций достигается изменение ценностных установок, актуализация новых смысловых ориентиров, построение субъект-субъектных отношений между участниками обучения. Вовлечённость в ценностно-рефлексивное взаимодействие приводит к личностному росту [15].

Нравственные чувства, в том числе и любовь к родине не насаждаются насильно на основе словесного воздействия. Они исходят из тех сложностей жизни, в которых приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Главная задача преподавания - раскрыть перед обучающимися широкое поле выборов, которые часто не открываются самими молодыми людьми из-за ограниченности жизненного опыта, недостатка знаний и не освоенности всего богатства культуры. При этом преподаватель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует избегать только слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за обучающимся право на самостоятельное принятие решения, в противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на педагога [16].

Реализация поставленных задач в контексте изучения истории становится возможной, если профессионально-личностная сторона взаимодействия субъектов образовательного процесса станет предметом специального осмысления педагога [17]. Преподаватель, понимающий, что патриотизм - нравственное чувство, стремится образно и ярко подавать материал. Подбирая в качестве примеров поступки людей, вызывающие уважение, любовь, благодарность, он активизирует эмоци-

Таблица

Виды активности преподавателя в структуре учебной ситуации

Table

Types ofTeacher's Activity in the Learning Situation Structure

Компоненты учебной ситуации Направление деятельности преподавателя

Смыслы учебной ситуации Развитие нравственных чувств, исторического сознания, привычек нравственного поведения Смысловое взаимодействие со студентами (стимуляция эмоционального отношения к информации, порождение нравственных переживаний, обеспечение столкновения и взаимодействия смыслов, открытие собственных смыслов) Акцентирование внимания на примерах нравственного поведения Побуждение к выражению личного эмоционального отношения к явлению, личности Помощь в осознании нравственных чувств (уважения, благодарности, гордости, стыда, сочувствия) Побужддение к осмыслению ситуаций и мотивов поведения, выбору и принятию решений через призму нравственных норм Побуждение к деятельному участию в судьбе страны Развитие готовности студентов к аргументированному парированию возможного негатива и скепсиса в отношении родины Побуждение к нравственному саморазвитию

Структурированное содержание аудиторной и самостоятельной работы,соответствующее транслируемым смыслам Анализ дидактических единиц, представленных в предметной концепции и рабочей программе дисциплины Анализ историографии и источниковой базы по изучаемой теме Подбор исторических фактов, персоналий, выявление в изучаемом материале ситуаций нравственных противоречий, проблем, конфликтов и столкновений

Система взаимодействий преподавателя и студентов Выбор интегративных форм взаимодействия и живого общения, адекватных решаемым задачам (проведение групповых дискуссий, деловых и ролевых игр, пресс-конференций, исторических конференций, круглых столов, дебатов, «мозгового штурма», написание эссе, создание проектов, посещение тематических выставок, экспозиций, проведение виртуальных экскурсий, просмотр видеофильмов, подготовка презентаций, составление портфолио на основе самостоятельной работы, подготовка и проведение акций, составление сценариев мероприятий, участие в конкурсах, олимпиадах, встречах, презентация творческих продуктов)

Методические процедуры усвоения содержания (методы и средства) Поиск необходимой наглядности и электронных материалов, художественных и публицистических произведений, справочной литературы, дискуссионных вопросов, учебных текстов Использование эвристических бесед, предметно-ориентированного диалога, проблемных, творческих, рефлексивных заданий (для преодоления стереотипности мышления и актуализации внутреннего диалога) Организация коллективного анализа научной литературы, поиска и анализа аргументации, источников информации Обучение оперированию понятиями и подбору примеров, фактов, анализу биографий, созданию и резюмированию научных текстов Постановка и решение проблемных вопросов, затрагивающих личные ценности и смыслы Осуществление рефлексивного анализа дискуссий (приёмы «свободное высказывание», самооценочное суждение, обозначение личностно-значимых вопросов)

Динамика взаимосвязи указанных переменных учебно-воспитательно-го процесса Управление активностью студентов (построение учебного диалога, самостоятельной работы, исследовательской и проектной деятельности, развитие самостоятельности, аналитичности, критичности мышления, отработка навыков аргументации, способов поиска, анализа, понимания, объяснения информации, распознавание фальсификации, ведение дискуссий) Обеспечение эмоциональной открытости и фасилитации в общении Обеспечение психологической безопасности студентов, снятие психологических барьеров Индивидуализация обучения Организация полисубъектного взаимодействия Создание рефлексивного образовательного пространства Обеспечение сотворчества и соразвития

ональную память студентов. Донося смысл, что ценность личности и её масштаб определяются вкладом в свою страну и её людей, он обращает внимание обучающихся именно на такие личности. Каждый исторический факт, получивший эмоциональный отклик студента, «зацепивший» его, закладывается в сознание, шаг за шагом составляя представление о гражданах-патриотах и ставит задачу на смысл: «А с кем я?», «Где моё место в картине мира?», «Что лично я могу сделать для своей страны прямо сейчас?» Ориентированность на личность студента, желание тратить силы и время на его «проектирование», осмысление причин возникающих трудностей - вот суть действительной реформы образования, основанной на перестройке личностных установок учителя, реализующихся в его межличностном взаимодействии с учащимися [18].

Перестройка обучения на целостные учебные ситуации, где центральной выступает позиция сотворчества и соразвития преподавателя и студента в решении учебных задач рано или поздно принесёт свои плоды. Содержательно компоненты учебных ситуаций могут реализовываться на семинарских и практических занятиях с использованием интерактивных форм обучения, в диалоговых лекциях, в организации самостоятельной работы студентов [19]. При этом работа может вестись не только по дисциплине «История России», но и другим дисциплинам гуманитарной направленности «Философия», «Психология», «Педагогика».

Заключение

Эффективная реализация положений концепции требует психолого-педагогической и основанной на ней методической компетентности преподавателя. Центральной задачей вузовского обучения выступает интеграция профессионально-личностных и предметно-содержательных сторон взаимодействия со студентами. Смысловая составляющая должна регулировать деятельность преподавателя, обуславливать приоритетность постановки и решения развивающих

задач. Обществу необходим преподаватель-профессионал, транслятор ценностно-смысловых позиций в полисубъектном взаимодействии, способный организовать развивающую ситуацию и помочь студентам в достижении ими личностного роста.

Структурированное содержание материала должно быть фоном организации профессионально-личностного взаимодействия. При грамотном построении преподавателем целостных учебных ситуаций и вовлечённости студентов в рефлексивное взаимодействие достигаются необходимые изменения в самосознании участников. При этом результат будет выше, если и база школьного обучения, и вся образовательная среда вуза, а главное общества, станут пространством, задающим высокие нравственные ориентиры.

Концепция является важным шагом к переориентации высшего образования на сферу воспитания, прежде всего патриотического. Очевидно, что она на данный момент ещё является не апробированной и будет совершенствоваться также, как это было со школьными концепциями преподавания истории, принятыми в 2014-2015 гг. После завершения российскими школами первого полного цикла работы по ним и выявления недоработок, присутствовавших в исходных документах, с учётом пожеланий Ассоциации учителей истории и обществознания РФ появилась усовершенствованная Концепция преподавания истории России в общеобразовательных организациях.

Можно констатировать, что такое начинание, как принятие концепции преподавания курса истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки встретит много подводных камней, вызовет трудности в ходе своей реализации у преподавателей высшей школы. На основе этой работы важно поэтапно внедрять в общественное сознание, что не только вузовское обучение, но и все общественные институты (начиная с семьи) ответственны за воплощение идей гражданственности, патриотизма и общероссийского единства. Это

медленный, но единственно приемлемый путь, чтобы нравственное воспитание через знание и уважение к истории своей страны прочно вошло в систему образования и осталось там навсегда. Внедрение концепции с учётом специфики современных условий позволит выработать верную стратегию повышения качества российского образования.

Литература

1. Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. 2016. Т. 34. № 1. С. 5-21. EDN: VSELTV.

2. Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с. URL: http://ipkfp.nspu.ru/ flle.php/1/Slobodchikov_ Isaev_Psikhologija_cheloveka.pdf (дата обращения: 18.04.2023).

3. Патриотизм современной российской молодёжи: концептуальные основания и технологии воспитания / В.Д. Байрамов, И.В. Бочар-ников, А.И. Дурягина и др. М.: Издательский дом «Альфа-М», 2013. 144 с. EDN VTMHNR.

4. Тощенко Ж.Т. Ценности молодёжи и молодёжная политика: Как соединить их вместе? // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации: XIII Международные Лихачевские научные чтения, 16-17 мая 2013 г. СПб.: СПбГУП, 2013. 712 с. С. 177-182. EDN: RWAJFL.

5. Росина Н.Л. Формирование профессиональной обучаемости студентов-психологов в вузе. Киров: Старая Вятка, 2011. 219 с. EDN: QYDORF.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 92 с. EDN: TPDZTN.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

8. Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. № 2. С. 7-17. EDN: JVVPML.

9. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 424 с. EDN: SURSEH.

10. Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 84-95.

11. Росина Н.Л. Индивидуализация вузовского обучения: проблемы и возможности // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 123128. EDN: OICAOV.

12. Вербицкий А.А. Преподаватель - главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20. EDN: RZPTWB.

13. Газиева И.А, Бурашникова А.А. Компетент-ностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 2647. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47

14. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во УРАО, 2000. 128 с. URL: https://studflle.net/preview/1725771/ (дата обращения: 18.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Росина Н.Л. Профессиональная подготовка психологов в вузе: теория и практика: Киров: «Старая Вятка», 2011. 185 с.

16. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособ. для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. 304 c. URL: http://library. ^аЫ.тЬ:404/2019/Смирнов_Педагогика_и_ психология.рс^ (дата обращения: 18.04.2023).

17. Росина Н.Л. Гуманизация вузовского обучения: интеграция личностных и предметных изменений // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 46-48. EDN: IAECOB.

18. Rogers C.R. On Becoming a Person: A Therapists View ofPsychotherapy. Boston, 1961. 367 p.

19. Росина Н.Л. Организация самостоятельной работы студентов в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 109-114. EDN: IBVLIZ.

Статья поступила в редакцию 24.03.2023 Принята к публикации 05.05.2023

References

1. Yurevich, A.V. (2016). [Psychological Aspects of Patriotism]. Prikladnaia iuridicheskaia psik-hologia = Applied Legal Psychology. Vol. 34, no. 1, pp. 5-21. Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_25781272_28029611.pdf (accessed: 18.04.2023) (In Rus., abstract in Eng.).

2. Slobodchikov, V.I., Isaev E.I. (1995). Fundamentals of Psychological Anthropology. Human Psychology: an Introduction to the Psychology of Subjectivity. M.: Shkola-Press, 384 p. Available at: http://ipkfp. nspu.ru/flle.php/1/Slobodchikov_Isaev_Psikhologija_cheloveka.pdf(accessed: 18.04.2023). (In Rus.).

3. Bayramov, V.D., Bocharnikov, I.V., Duriagina, A.I. et al. (2013). [Patriotism of Modern Russian Youth: Conceptual Foundations and Technologies of Education]. Moscow: Alfa-M, 144 p.

4. Toshchenko, Zh.T. (2013).Youth Values and Youth Policy: How to Bring Them Together? Dialog kultur: tsennosti, smysly, kommunikatsii: XIII Mezhdunarodnye Likhachevskie chtenia, 16-17 maya 2013 g. [Dialogue of Cultures: Values, Meanings, Communications: XIII International Likhachev Scientific Readings, May 16-17, 2013]. St. Petersburg: St. Petersburg State Unitary Enterprise, pp. 177-182. Available at: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/Sbor_full/2013_rus.pdf (accessed: 18.04.2023). (In Rus.).

5. Rosina, N.L. (2011). Formation of Professional Learning Ability of Students-Psychologists at the University. Kirov: Staraya Vyatka, 219 p.

6. Vasilyuk, F.E. (1984). The Psychology of Experiencing. M.: MGU, 92 p. Available at: https://elibrary. ru/download/elibrary_23267092_90345437.pdf (accessed: 18.04.2023). (In Rus.).

7. Bratus', B.S. (1988). Anomalities of a Personality. Moscow: Mysl', 301 p. Available at: http://drlev. ru/book/bratus.pdf(accessed: 18.04.2023). (In Rus.).

8. Buyakas, T.M. 2005. Grounds and Conditions for the Professional Development of Students of Psychologists. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 14. Psikhologia = Moscow University Psychology Bulletin. No. 2, pp. 7-17. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_11690844_50915505. pdf(accessed: 18.04.2023). (In Rus.).

9. Karpov, A.V. (2004). Psychology of Reflexive Mechanisms ofActivity. Moscow: IP RAN, 424 p.

10. Kharash, A.U. (1978). The Semantic Structure of Public Speaking. Voprosy psikhologii [Psychology Issues]. No. 4, pp. 84-95.

11. Rosina, N.L. (2011). Individualization of Training in the Higher School: Problems and Potential. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10, pp. 123-128. Available at: https://elibrary. ru/download/elibrary_17003061_35486581.pdf(accessed: 18.04.2023). (In Rus., abstract in Eng.).

12. Verbitsky, A.A. (2014). Teacher is the Main Subject of the Education Reform. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No 4, pp. 13-20. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_21368485_24481027.pdf(accessed: 18.04.2023). (In Rus., abstract in Eng.).

13. Gazieva, I.A., Burashnikova, A.A. (2023). Competence Functional Profile of a University Teacher: Value Approach. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 3, pp. 2647, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47

14. Liaudis, V.Ya. (2000). Methods for Teaching Psychology. M.: URAO Publ., 128 p. Available at: htt-ps://studfile.net/preview/1725771/ (accessed: 18.04.2023). (In Rus.).

15. Rosina, N.L. (2011). Professional Training for Psychologists at the University: Theory and Practice. Kirov: Staraya Vyatka, 185 p.

16. Smirnov, S.D. Pedagogy and Psychology of Higher Education: from Activity to Personality: textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow: Academy Publ. Center, 2001. 304 p. Available at: http://library.lgaki.info:404/2019/Смирнов_Педагогика_и_психология. pdf(accessed: 18.04.2023). (In Rus.).

17. Rosina, N.L. (2007). Humanization of Higher Education: Integration of Personal and Subject Dimensions. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 46-48 (In Rus.).

18. Rogers, C.R. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 367 p.

19. Rosina, N.L. (2006). Organization of Independent Work of Students in Innovative Education Context. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 109-114. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_9588475_75298287.pdf(accessed: 18.04.2023). (In Rus.).

The paper was submitted 24.03.2023 Accepted for publication 05.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.