Научная статья на тему 'ВЛИЯЮТ ЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ?'

ВЛИЯЮТ ЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / СТУДЕНТЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОТНОШЕНИЕ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

В статье выделены особенности трёх парадигм образования: компетентностной, цифровой и модернизационной. Цель исследования состоит в анализе влияния факторов образовательных парадигм на мотивацию студентов к изучению истории в вузе. Эмпирическая база исследования включает материалы опроса студентов первого и второго курса вузов Самарской области (N=389), проведённого в 2022 году. В зависимости от отношения студентов к изучению истории в вузе были выделены три группы респондентов: «сторонники», «умеренные сторонники» и «равнодушные». Группировка студентов дала возможность проанализировать дифференцированное влияние факторов трёх видов образовательных парадигм на мотивацию студентов. Наибольшим положительным потенциалом в формировании мотивации студентов к изучению истории обладает модернизационная парадигма. Она в большей степени, чем другие парадигмы, учитывает специфику истории как гуманитарной дисциплины. В рамках трёх парадигм выделены факторы, которые оказывают отрицательное влияние на мотивацию студентов к изучению истории. Среди них большое значение имеет недостаточное развитие навыков самостоятельной работы. Практическое значение исследования состоит в использовании полученной информации для совершенствования методик преподавания истории, а также других социальных и гуманитарных дисциплин в вузе с учётом факторов мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DO EDUCATIONAL PARADIGMS INFLUENCE STUDENTS’ MOTIVATION TO STUDY HISTORY?

The article highlights the features of three paradigms of education: competency-based, digital and modernization. The purpose of the study is to analyze the influence of factors of educational paradigms on the motivation of students to study history at a university. The empirical base of the study includes materials from an Internet survey of first- and second-year students of universities in Samara region (N=389) conducted in 2022. Depending on the attitude of students to the study of history at the university, three groups of respondents were identified: “supporters”, “moderate supporters” and “indifferent to the study of history at the university”. The grouping of students made it possible to analyze the differentiated influence of the factors of three types of educational paradigms on the motivation of students. The modernization paradigm has the greatest positive potential in shaping the motivation of students to study history. It, to a greater extent than other paradigms, takes into account the specifics of history as a humanitarian discipline. Within the framework of three paradigms, factors that have a negative impact on the motivation of students to study history are identified. Among them, insufficient development of independent work skills is of great importance. The practical significance of the study is to use the information obtained to improve the methods of teaching history at the university, as well as other social and humanitarian disciplines, taking into account the factors of student motivation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯЮТ ЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ?»

Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Влияют ли образовательные парадигмы на мотивацию студентов к изучению истории?

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-149-166

Цветкова Ирина Викторовна - д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры «История и философия», ORCID: 0000-0002-3433-328X, Researcher ID: AHH-1968-2022, aleksandr.kozlov@mail.ru

Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия Адрес: 445020, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, 14

Аннотация. В статье выделены особенности трёх парадигм образования: ком-петентностной, цифровой и модернизационной. Цель исследования состоит в анализе влияния факторов образовательных парадигм на мотивацию студентов к изучению истории в вузе. Эмпирическая база исследования включает материалы опроса студентов первого и второго курса вузов Самарской области (N=389), проведённого в 2022 году. В зависимости от отношения студентов к изучению истории в вузе были выделены три группы респондентов: «сторонники», «умеренные сторонники» и «равнодушные». Группировка студентов дала возможность проанализировать дифференцированное влияние факторов трёх видов образовательных парадигм на мотивацию студентов. Наибольшим положительным потенциалом в формировании мотивации студентов к изучению истории обладает модернизационная парадигма. Она в большей степени, чем другие парадигмы, учитывает специфику истории как гуманитарной дисциплины. В рамках трёх парадигм выделены факторы, которые оказывают отрицательное влияние на мотивацию студентов к изучению истории. Среди них большое значение имеет недостаточное развитие навыков самостоятельной работы. Практическое значение исследования состоит в использовании полученной информации для совершенствования методик преподавания истории, а также других социальных и гуманитарных дисциплин в вузе с учётом факторов мотивации студентов.

Ключевые слова.: парадигмы образования, факторы, мотивации, познавательный интерес, студенты, исторические знания, компетенции, информационно-коммуникационные технологии, отношение к изучению истории

Для цитирования: Цветкова И.В. Влияют ли образовательные парадигмы на мотивацию студентов к изучению истории? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 149-166. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-149-166

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Цветкова И.В., 2023.

(cc)]

Do Educational Paradigms Influence Students' Motivation

to Study History?

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-149-166

Irina V. Tsvetkova - Dr. Sci. (Philosophy), Associate Professor, Professor, Department of History and Philosophy, ORCID: 0000-0002-3433-328X, Researcher ID: AHH-1968-2022, aleksandr. kozlov@mail.ru

Togliatti State University, Togliatti, Russia Address: 14 Belorusskaya str., 445020, Tolyatti, Russia

Abstract. The article highlights the features of three paradigms of education: competency-based, digital and modernization. The purpose of the study is to analyze the influence of factors of educational paradigms on the motivation of students to study history at a university. The empirical base of the study includes materials from an Internet survey of first- and second-year students of universities in Samara region (N=389) conducted in 2022. Depending on the attitude of students to the study of history at the university, three groups of respondents were identified: "supporters", "moderate supporters" and "indifferent to the study of history at the university". The grouping of students made it possible to analyze the differentiated influence of the factors of three types of educational paradigms on the motivation of students. The modernization paradigm has the greatest positive potential in shaping the motivation of students to study history. It, to a greater extent than other paradigms, takes into account the specifics of history as a humanitarian discipline. Within the framework of three paradigms, factors that have a negative impact on the motivation of students to study history are identified. Among them, insufficient development of independent work skills is of great importance. The practical significance of the study is to use the information obtained to improve the methods of teaching history at the university, as well as other social and humanitarian disciplines, taking into account the factors ofstudent motivation.

Keywords: education paradigms; motivation factors, cognitive interest; students; historical knowledge; competencies; information and communication technologies; relation to the study of history

Cite as: Tsvetkova, I.V. (2023). Do Educational Paradigms Influence Students' Motivation to Study History? Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia.. Vol. 32, no. 5, pp. 149-166, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-149-166 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение способы их взаимодействия с образова-

Парадигма образования в современной тельной средой.

науке и в философии рассматривается как Переломные этапы в развитии научных

базовая модель образования, которая ха- знаний характеризуются конкуренцией раз-

рактеризует его основные принципы, соот- личных парадигм, что находит отражение в

ветствующие целям, задачам, потребностям новой научной терминологии. Как отмечает

общества на различных исторических эта- Н.И. Мартишина, инновации в российском

пах образования [1]. В качестве критериев образовании привели к тому, что в обиход

парадигм образования служат представле- вошли новые термины, однако попытка их

ния о целях обучения и воспитания, особен- применения на практике вызывает множе-

ности функций педагогов и обучающихся, ство трудностей [2].

Несмотря на широкое внедрение педагогических инноваций, вызывает тревогу снижение значения для молодёжи гражданских, патриотических и общественных ценностей [3]. Интерпретация исторических событий в современных условиях является пространством идейного противостояния политических сил. Искажение исторических фактов применяется для трансформации исторической памяти против государственных интересов России. Изучение истории выступает фактором, влияющим на духовное самоопределением молодёжи [4].

Исследователи обращают внимание на то, что в современной науке отсутствует единый концептуальный подход, дающий возможность не только объяснить прошлое, но также осмыслить современные процессы, происходящие в обществе [5].

В рамках данного исследования разнообразные подходы к преподаванию истории в вузах объединены в три парадигмы: ком-петентностную, цифровую и модернизаци-онную. Все названные парадигмы рассматривают обучающихся в качестве активных субъектов образовательного процесса. Данные парадигмы во многом дополняют друг друга, однако их применение на практике является предметом дискуссий для учёных и педагогов. В частности, дискуссионным является вопрос относительно формирования у студентов мотивации к изучению истории.

В структуре познавательной мотивации студентов особое значение имеют когнитивные интересы. Обобщая результаты исследований в психологии, социологии педагогике, К.П. Великородных отмечает, что формирование интересов обучающихся выступает важным направлением педагогической деятельности [6]. Познавательный интерес рассматривается как избирательная направленность познавательной деятельности субъекта, которая определяет её цели, средства и результат [7]. Познавательные интересы характеризуют особенности когнитивной, эмоциональной, волевой направленности личности, которые испытывают влияние

внешних факторов образовательной и социальной среды. Несмотря на большое количество научных публикаций по формированию познавательной мотивации обучающихся, данная проблема недостаточно проанализирована с позиций сравнительного анализа образовательных парадигм, которые находят применение в преподавании истории.

Цель работы состоит в исследовании факторов образовательных парадигм, которые оказывают влияние на мотивацию студентов к изучению истории в вузе.

Новизна подхода к изучению проблемы состоит в следующем:

• во-первых, проанализированы особенности компетентностной, цифровой и модернизационной парадигмы в аспекте их применения к преподаванию истории в вузе;

• во-вторых, выделены факторы данных парадигм, которые оказывают влияние на мотивацию студентов к изучению истории;

• в-третьих, проанализированы результаты социологического опроса студентов, позволившие выделить факторы, повышающие и снижающие мотивацию студентов к изучению истории.

Обзор литературы

В рамках компетентностной парадигмы проблемы формирования познавательного интереса у обучающихся рассматриваются в контексте мотивации к овладению профессией. Профессиональные стандарты высшей школы ставят задачи формирования у обучающихся умений и навыков, которые применяются в профессиональных видах деятельности, в ситуациях социальных взаимодействий. Как отмечают исследователи, структура мотивации студентов включает мотивы обучения профессии, мотивы изучения конкретных учебных предметов, а также личностную мотивацию [8].

Одним из важных направлений иннова-тики в преподавании истории является разработка методик по формированию общекультурных компетенций. Многие сторонники компетентностного подхода пытаются

интегрировать формирование общекультурных компетенций с учётом специфики профессиональной направленности подготовки. Так, например, в качестве ключевой компетенции, отображающей особенности инженерных профессий, М.В. Рыбина выделяет проектирование. В соответствии с этим в преподавании курса истории предлагается сосредоточить внимание на этапах научно-технического развития общества [9].

Общегуманитарные компетенции, предусмотренные ФГОС, ориентируют на формирование soft skills, которые включают коммуникативные навыки, способность осуществлять профессиональную деятельность с учётом особенностей социально-культурных ценностей [10].

В рамках компетентностной парадигмы ряд авторов в качестве альтернативы хронологическому изложению курса истории предлагают проблемный подход [11]. Он позволяет избежать дублирования материала, изученного на предыдущих ступенях обучения, и сконцентрировать внимание на особенностях исторических процессов, на исторических закономерностях.

К. Н. Гацунаев подчёркивает, что реализация компетентностного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин базируется на развитии самостоятельности студентов, позволяющей раскрыть их творческий потенциал [12].

О.А. Павлова рассматривает возможнно-сти применения метода проектов на занятиях по истории. Проектная деятельность студентов, направленная на углубление знаний по истории, способствует формированию ценностного отношения студентов к историческому прошлому, эмоциональной связи между поколениями, творческого мышления [13]. Зарубежные педагоги предлагают студентам разнообразные виды учебных проектов по истории, которые воплощаются в создании фильмов, стихов, методических пособий, веб-сайтов и блогов [14].

Компетентностный подход, по мнению Т.А. Челнокова и А.П. Иванова, ставит за-

дачи развития навыков критического мышления. Исследователи обращают внимание на методики, реализуемые при работе с текстами, а также в устной коммуникации, которые направлены на анализ фактов, поиск причинно-следственных связей, сравнение методологических подходов [15].

Таким образом в рамках компетентности парадигмы проблема мотивации студентов к изучению истории рассматривается в контексте их заинтересованности в овладении профессией. В соответствии с этим предлагается изменить содержание традиционного курса истории с целью решения задач формирования компетенций, предусмотренных ФГОС по направлениям подготовки.

Цифровая парадигма обучения студентов истории конструируется исследователями в связи с применением информационных технологий для решения образовательных и исследовательских задач.

Цифровизация образования позволяет формировать эффективные взаимосвязи между гуманитарными дисциплинами, создавать новые формы и методы взаимодействия субъектов образовательной деятельности [16]. В рамках цифровой парадигмы мотивация студентов к изучению истории ставится в зависимость от изменения образовательной среды, основанной на информационно-коммуникационных технологиях.

Применение образовательных платформ, включающих записи лекций, образовательные фильмы, виртуальные музеи, различные задания, по мнению исследователей, повышает эффективность образовательного процесса, стимулирует интерес к изучению истории, повышает успеваемость [17].

В качестве инновационных методик обучения истории В.П. Фролов предлагает использовать цифровые образовательные платформы для проектной деятельности студентов. Это позволит решить задачи дифференцированного подхода к обучению студентов, учитывая их интересы и уровень подготовки [18].

На основе синтеза исторических исследований и применения информационных технологий формируется новая отрасль знаний - «цифровая история». Данная дисциплина формирует навыки работы с анализом информации, проектные навыки, творческое мышление [19].

Зарубежные исследователи утверждают, что низкая заинтересованность студентов в изучении истории связана с устаревшими методиками преподавания, которые отводят обучающимся пассивную роль в освоении знаний. Один из способов решения проблемы состоит во внедрении новых методик преподавания истории с использованием цифровых технологий. Эффективными являются методики, которые стимулируют творческий поиск студентов для решения познавательных задач [20].

Обучение истории с использованием дистанционных технологий предполагает широкое использование информационных ресурсов, предоставляемых электронными библиотеками, архивами, виртуальными музеями. Эффективное освоение учебной информации основывается на организации коммуникации между студентами и преподавателями при помощи видеоконференций [21].

Цифровая парадигма обучения студентов истории не противоречит компетентностной парадигме, однако имеет ряд особенностей. Они проявляются в том, что формирование интереса студентов рассматривается в рамках задач использования возможностей информационной образовательной среды. При этом подчёркивается значение междисциплинарного взаимодействия истории, в том числе, с информатикой.

Модернизационная парадигма преподавания истории в вузе базируется на синтезе традиционных и инновационных методик преподавания истории. В рамках этой парадигмы интерес студентов к изучению истории рассматривают во взаимосвязи с формированием эффективных субъект-субъектных взаимодействий между студентами и педагогом.

О.П. Кондаурова отмечает важность лич-ностно-ориентированного подхода в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин. Этот подход предназначен для формирования условий обучения, учитывающих особенности ценностных ориентаций обучающихся, возможность применения знаний в практических ситуациях [22].

Большое значение в рамках модерниза-ционной парадигмы придаётся подготовке качественных учебников по истории для вузов. Текст учебника является важным источником познавательной активности обучающихся, предназначенным для творческого освоения содержания курса истории [23].

Сторонники модернизационной парадигмы в преподавании истории ссылаются на опыт преподавания истории в нашей стране с помощью единых учебников. Т.В. Карпен-кова считает, что формирование аналитических навыков студентов должно сочетаться с глубоким освоением фактов. Автор не поддерживает идею, которую высказывают некоторые педагоги, о том, чтобы отказаться от использования учебников по истории и опираться в преподавании только на документы [24]. В рамках модернизационной парадигмы интерес студентов к истории предлагается формировать на основе качественных учебных материалов.

Для российских и зарубежных педагогов актуальна проблема сохранения специфики исторических знаний. Исторические знания формируются в процессе системного освоения учебной информации обучаемыми. Зарубежные исследователи большое значение придают формированию у студентов аналитических навыков работы с текстами по истории, необходимых для глубокого освоения материала [25].

Сторонников модернизационной парадигмы преподавания истории характеризует критическое отношением к другим парадигмам. В частности, критике подвергается компетентностная парадигма. Как отмечает Е.В. Прокофьева, одна из важных проблем преподавания истории состоит в том, что

ФГОС, базирующийся на компетентностном подходе, не учитывает особенности содержания истории как учебного предмета. Общекультурные компетенции рассматриваются как универсальные для студентов различных направлений подготовки, при этом не учитываются воспитательные функции истории как науки. На примере одной темы из учебного курса Е.В. Прокофьева показывает, что отсутствие единой научной базы при подготовке учебников не позволяет эффективно реа-лизовывать требования ФГОС ВО [26].

А.Л. Андреев отмечает, что компетент-ностный подход является узким для исторического образования. Для работы по формированию исторического сознания, по мнению исследователя, необходимо учитывать особенности современного социального контекста, который определяет восприятие событий в прошлом [27]. Освоение исторических знаний предполагает понимание особенностей исторической ситуации, мотивации действий субъектов, сопереживания, ценностного выбора.

В условиях недостаточного количества аудиторных занятий повышается актуальность применения инновационных методик преподавания истории в вузе. Проведение учебных игр, решение кейс-заданий, внедрение интерактивных методик способствуют развитию аналитического мышления студентов [28].

Проблемы низкой мотивации исследователи предлагают решать при помощи организации экскурсий, приглашения очевидцев исторических событий и специалистов [29].

Проведённый анализ литературы наглядно демонстрирует, что между образовательными парадигмами существуют различия в решении задач формирования мотивации студентов к изучению истории. Соответственно, компетентностная, цифровая и модернизационная парадигмы неоднозначно воспринимаются преподавателями и студентами вузов в качестве факторов, влияющих на познавательный интерес к истории.

Материалы и методы

В октябре-ноябре 2022 г. было проведено онлайн-анкетирование студентов первого и второго курса, обучающихся в вузах Самарской области. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях увеличения количества аудиторных часов для изучения истории студенты испытывают ряд трудностей. Многие первокурсники имеют положии-тельные оценки по истории в общеобразовательной школе, однако они не подготовлены к изучению курса истории в вузе. Студенты не имеют навыков самостоятельного освоения материала, поиска информации, критического анализа фактов. Данные трудности могут быть успешно преодолены только при условии позитивной мотивации студентов по отношению к изучению дисциплины.

Интерес к обучению рассматривается в современных научных публикациях как сложный феномен, обусловленный внешними и внутренними факторами. Описание эмпирических признаков этих факторов на основе изучения зарубежных публикаций представлено в статье Н.В. Калинина, В.Н. Денисова и А.В. Белолипецкой [30]. В этой работе содержится подробное описание социально-психологических аспектов учебной мотивации студентов.

В настоящем исследовании интерес к изучению истории в вузе рассматривается в контексте образовательных парадигм. В связи с этим эмпирическая модель познавательного интереса студентов ограничена описанием факторов, которые могут быть соотнесены с отличительными признаками парадигм.

Методологические принципы, послужившие основой для исследования интереса студентов к изучению истории в вузе, были выявлены на основе анализа отечественных и зарубежных научных публикаций, в которых рассматриваются различные теоретические аспекты учебной мотивации студентов.

Во-первых, прослеживается диалектическая взаимосвязь внешних и внутренних факторов мотивации. Внешние факторы

включают условия организации учебного процесса, связанные с материально-технической оснащённостью, системой контроля знаний, положительными и отрицательными стимулами. Внутренняя мотивация, по мнению исследователей, зависит от эффективности коммуникации преподавателя и студентов. Как отмечает ВЯ Гельман, интерес к обучению формируется под влиянием благоприятного эмоционально-психологического климата, который во многом определяется мастерством педагога [31].

Во-вторых, интерес к изучению предмета рассматривается в контексте учебной активности студентов, которая проявляется в самостоятельности, готовности выполнять задания, систематичности обучения [32]. Таким образом заинтересованное отношение к предмету выступает как одна из характеристик субъектности студента [33].

В-третьих, отсутствие интереса к изучению предмета свойственно для «неуспешных студентов». Образовательная неуспешность рассматривается учёными как несоответствие между ожиданиями общества по отношению к учебной деятельности студента и реальными результатами обучения. Низкая учебная мотивация связана с недостаточным развитием навыков освоения учебной и научной литературы, недостатками формирования критического мышления, с отсутствием у студентов желания участвовать в проектной деятельности, в научной работе. Для неуспешных студентов характерна слабая заинтересованность в освоении профессии [34].

Данные методологические принципы нашли отражение в построении инструментария исследования.

Разработка анкеты была ориентирована на проверку гипотезы о том, что студенты неодинаково оценивают влияние компетент-ностной, цифровой и модернизационной парадигмы на формирование мотивации к изучению истории.

Участниками анкетного опроса стали 389 человек. Сбор информации проводился при

помощи интернет-сервиса гЩеЬстке1а. Результаты опроса обработаны при помощи программы статистической обработки информации SPSS-23. Участникам анкетирования был задан вопрос: «Как Вы относитесь к изучению истории в вузе?». В зависимости от ответов на него студенты были разделены на три группы, которые получили название «сторонники», «умеренные сторонники» и «равнодушные».

В группу, получившую название «сторонники (изучения истории в вузе)», вошли 40% респондентов, которые выразили положительное отношение к изучению истории в вузе. Данная группа включает 40% девушек и 60% юношей. Распределение по гендерным признакам в этой группе близко к средним значениям по массиву. Представители гуманитарного направления подготовки составляют 41%, технического - 59%. Таким образом, среди «сторонников (изучения истории в вузе)» на 9% больше гуманитариев, чем по массиву, а представителей технического направления, соответственно, меньше.

Численность группы «умеренные сторонники» составила 37% от числа опрошенных. Представители данной группы в ответе на вопрос об отношении к изучению истории выбрали вариант ответа «скорее положительно». Соотношение количества юношей и девушек близко к показателям по массиву. Девушки составляют 38%, а юноши - 62%. Студенты технического направления подготовки представлены 77% опрошенных, гуманитарии - 23%. Таким образом, студентов технического направления подготовки среди «умеренных сторонников» на 9% больше, чем по массиву.

В группу «равнодушных (к изучению истории в вузе)» попали 23% участников опроса, которые выразили отрицательное или скорее отрицательное отношение к изучению истории в вузе, а также затруднившиеся ответить на вопрос. В этой группе количество девушек на 8% больше, чем по массиву (49%), а юношей, соответственно, меньше (51%). Распределение участников

опроса в зависимости от направления подготовки близко к результатам опроса по массиву. Студенты технических специальностей составляют 70%, гуманитарных - 30%.

Выделение групп студентов в зависимости от их отношения к изучению истории в вузе позволило выявить дифференцированное влияние факторов, определяющих мотивацию изучения истории в рамках компетент-ностной, цифровой и модернизационной парадигмы.

Операционализация шкал была проведена на основе анализа научных публикаций о специфике образовательных парадигм, а также материалов, полученных при помощи десяти интервью, участниками которых стали студенты гуманитарных и технических специальностей.

Среди факторов, определяющих интерес к истории в компентностной парадигме были выделены условия, способствующие проявлению самостоятельности студентов в изучении дисциплины, внедрение современных методик преподавания и контроля знаний, проектного и проблемного обучения.

Операционализация цифровой парадигмы в качестве факторов, влияющих на мотивацию студентов в изучении истории включает использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по истории, расширение доступа к разнообразным материалам по истории через Интернет.

Модернизационная парадигма обучения подчёркивает значение эффективного лич-

ностного взаимодействия педагогов и студентов, уделяя особое внимание личности педагога, его увлечённости преподаванием истории. В рамках этой парадигмы большое внимание уделяется качеству учебников по истории, формированию навыков работы с историческими документами.

При операционализации основных понятий мы исходили из того, что каждая парадигма в процессе её практической реализации не только способствует созданию позитивных стимулов к изучению истории, но также порождает проблемы и трудности, оказывающие отрицательное влияние на мотивацию студентов.

Результаты исследования

В таблице 1 представлены ответы респондентов на вопрос «Интересует ли Вас история России?». Респондентов, которые проявляют высокую заинтересованность в изучении истории, среди «равнодушных» примерно в четыре раза меньше, чем среди «сторонников».

Респондентам был задан вопрос: «Что, по вашему мнению, оказывает отрицательное влияние на отношение студентов к изучению истории России?». Ответ на вопрос допускал возможность выбора 5 вариантов ответа из 9 предложенных. При анализе результатов варианты ответа сгруппированы в соответствии с парадигмами образования.

Таблица 2 отображает факторы, которые по мнению респондентов, препятству-

Варианты ответов По массиву «Сторонники» «Умеренные сторонники «Равнодушные»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да, интересует 44 72 30 19

Скорее интересует 43 24 58 55

Скорее не интересует 8 4 8 15

Не интересует 5 0 4 11

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос «Интересует ли Вас история России?» в зависимости от отношения к изучению истории в вузе (в % по столбцам)

Table 1

Respondents' Answers to the Question "Are You Interested in the History ofRussia?" Depending on the Students Attitude to Studying History at the University (in % by columns)

Таблица 2

Факторы компетентностной парадигмы, снижающие мотивацию, в зависимости от отношения студентов к изучению истории (в % по столбцам)

Table 2

Respondents' Answers to the Question "Are You Interested in the History ofRussia?" Depending on the Students Attitude to Studying History at the University (in % by columns)

Описание факторов По массиву «Сторонники» «Умеренные сторонники» «Равнодушные»

Большой объём самостоятельной подготовки, недостаток времени 89 88 92 87

Слабое внедрение современных форм преподавания истории 31 27 27 43

Сложные тесты по истории 22 21 16 32

Среднее значение 47 45 45 54

ют реализации компетентностной парадигмы в изучении истории. Почти 90% респондентов отметили в качестве негативного фактора мотивации для изучения истории в вузе большой объём самостоятельной подготовки, недостаток времени. Вероятно, это связано с тем, что студенты младших курсов не имеют навыков самостоятельного получения знаний, подготовки к занятиям. Данные трудности оказывают влияние на качество подготовки к занятиям и в свою очередь ограничивают возможности педагогов в применении современных методик преподавания. «Равнодушные» студенты отмечают слабое внедрение современных форм преподавания истории на 13% чаще, чем другие респонденты. Однако решение этой проблемы во многом определяется способностью студентов качественно готовиться к занятиям. Например, внедрение методик проблемного обучения требует от студентов подготовки не только к практическим занятиям, но и к лекциям.

Сложные тесты по истории отмечаются «равнодушными» в качестве препятствия для изучения истории в два раза чаще, чем «умеренными сторонниками». Такое различие определяется изначальными установками данных групп по отношению к изучению истории в вузе. Для трети «равнодушных» подготовка к тестам по истории снижает мотивацию к изучению предмета, а для дру-

гих студентов выступает одним из обычных учебных заданий, поэтому реже рассматривается в качестве отрицательного фактора.

Среднее значение факторов компетент-ностной парадигмы, снижающих интерес к изучению истории, составляет 47%. У «равнодушных» данный показатель на 8% больше.

В таблице 3 представлены данные, характеризующие мнения респондентов о факторах цифровой парадигмы, которые отрицательно влияют на мотивацию изучения студентами истории. Для большинства респондентов (81%) актуальны трудности подбора источников для подготовки к занятиям. Для половины респондентов фактором, снижающим интерес к изучению истории, является большой объём противоречивой информации об исторических событиях. Всё это, по мнению автора, связано с недостаточным развитием у студентов навыков оценки качества информации по истории, предлагаемой различными информационными системами. Для «равнодушных» проблема противоречивой информации об истории менее актуальна, чем для других студентов, в силу их более низкой заинтересованности в изучении предмета. Недостатки технического оснащения преподавания истории выделила примерно пятая часть респондентов. Средняя оценка факторов цифровой парадигмы, препятствующих стимулированию интереса студентов к истории, составляет 49%.

Таблица 3

Факторы цифровой парадигмы, снижающие мотивацию, в зависимости от отношения студентов к изучению истории (в % по столбцам)

Table 3

Factors ofthe Digital Paradigm that Reduce Motivation, Depending on the Students Attitude to Studying History (in % by columns)

Описание факторов По массиву «Сторонники» «Умеренные сторонники» «Равнодушные»

Трудности подбора источников для подготовки к занятиям 81 76 85 85

Большой объём противоречивой информации об исторических событиях 51 52 53 45

Недостатки технического оснащения преподавания истории 16 15 20 13

Среднее значение 49 48 53 48

Таблица 4

Факторы модернизационной парадигмы, снижающие мотивацию, в зависимости от отношения студентов к изучению истории (в % по столбцам)

Table 4

Factors of the Modernization Paradigm that Reduce Motivation, Depending on the Students Attitude

to Studying History (in % by columns)

Описание факторов По массиву «Сторонники» «Умеренные сторонники» «Равнодушные»

Высокие требования к ответам на занятиях, при оценке письменных заданий, тестов 70 66 77 68

Неинтересные учебники 54 46 50 72

Слабое развитие навыков работы с историческими источниками 21 32 12 17

Среднее значение 48 48 46 45

Таблица 4 характеризует факторы модер-низационной парадигмы, которые негативно влияют на мотивацию студентов к изучению истории. 70% респондентов отмечают среди них высокие требования к ответам на занятиях, при оценке письменных заданий, тестов по истории. Данный результат свидетельствует о том, что многие студенты, для которых изучение истории не связано с профессиональной подготовкой, воспринимают её как второстепенный предмет. Это даёт основание рассматривать высокие требования к ответам студентов как фактор отрицательной мотивации.

72% «равнодушных» считают, что неинтересные учебники снижают мотивацию молодёжи к изучению истории. Этот показатель

на 18% больше, чем по массиву. Слабое развитие у молодёжи навыков работы с историческими источниками актуально для пятой части опрошенных (21%). Средние оценки факторов модернизационной парадигмы, которые отрицательно влияют на мотивацию студентов, составляют 48%.

В анкете был задан вопрос: «Как вы считаете, какие факторы в наибольшей степени влияют на интерес молодёжи к истории России?». Респонденты могли выбрать 5 ответов из 9, представленных в номинальной шкале. При анализе факторы сгруппированы в зависимости от образовательных парадигм.

Факторы компетентностной парадигмы, которые оказывают положительное влияние

Таблица 5

Факторы компетентностной парадигмы, повышающие мотивацию, в зависимости от отношения студентов к изучению истории в вузе (в % по столбцам)

Table 5

Factors of the Competence Paradigm that Increase Motivation, Depending on the Students Attitude

to Studying History (in % by column)

Факторы По массиву «Сторонники» «Умеренные сторонники» «Равнодушные»

Самостоятельная подготовка к зачётам, экзаменам по истории 22 23 50 21

История нужна для изучения других дисциплин 21 23 19 19

Разработка проектов исторической направленности 19 21 18 17

Средние значения 21 22 29 19

Таблица 6

Факторы цифровой парадигмы, повышающие мотивацию, в зависимости от отношения студентов к изучению истории в вузе (в % по столбцам)

Table 6

Factors of the Digital Paradigm that Increase Motivation, Depending on the Students Attitude to Studying History at the University (in % by column)

Факторы По массиву «Сторонники» «Умеренные сторонники» «Равнодушные»

Информация о «разоблачениях», «открытиях», которая публикуется в интернете 51 56 41 57

Внедрение информационных технологий в преподавание истории 42 44 50 28

Виртуальные экскурсии, посещение музеев через интернет 43 51 42 32

Средние значения 45 50 44 39

на стимулы к изучению истории, представлены в таблице 5. Самостоятельная подготовка к зачётам, экзаменам по истории выступает стимулом для изучения истории для 22% респондентов. Следует отметить, что данной фактор «умеренные сторонники» отмечают примерно в два раза чаще, чем другие. По-видимому, для этой категории респондентов важен систематический контроль над освоением знаний, который рассматривается в качестве положительного стимула для изучения истории в вузе.

Пятая часть опрошенных считает, что знания истории нужны для изучения других дисциплин. Именно этот критерий имеет большое значение для компетентностной парадигмы в связи с тем, что она ставит задачи

целенаправленного формирования знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной социализации.

Также примерно пятая часть участников опроса отметила, что реализация проектов исторической направленности стимулируют интерес к изучению истории. Среднее значение положительных факторов, влияющих на заинтересованность студентов в изучении истории, составляет 21%.

Среди факторов цифровой парадигмы половина опрошенных выделила в качестве стимулов для изучения студентами истории информацию о «разоблачениях», «открытиях», которая публикуется в Интернете (Табл. 6). Однако эта дискуссионная ин-

Таблица 7

Факторы модернизационной парадигмы, повышающие мотивацию, в зависимости от отношения студентов к изучению истории в вузе (в % по столбцам)

Table 7

Factors of the Modernization Paradigm that Increase Motivation, Depending on the Students Attitude to Studying History at the University (in % by column)

Факторы По массиву «Сторонники» «Умеренные сторонники» «Равнодушные»

Обсуждение дискуссионных вопросов истории на занятиях 56 63 57 43

Личность педагога, его увлечённость историей 54 60 46 57

Качественные методические и учебные материалы 33 51 26 11

Среднее значение 48 58 43 37

формация чаще представляет интерес для «равнодушных» и менее значима для «умеренных сторонников».

Для 42% респондентов значимым фактором, влияющим на интерес молодёжи к истории, выступает внедрение информационных технологий на занятиях. Этот фактор отмечен «умеренными сторонниками» на 8% чаще, чем по массиву.

43% респондентов подчёркивают значимость виртуальных экскурсий, посещения музеев с использованием информационно-коммуникационных технологий для формирования у молодёжи интереса к истории. Среди «сторонникиов» больше респондентов, которых привлекают данные мероприятия, а среди «равнодушных» почти в полтора раза меньше. Среднее значение факторов, оказывающих положительное влияние на мотивацию студентов к изучению истории, составляет 45%. У «равнодушных» этот показатель на 6% меньше.

Рассмотрим факторы модернизационной парадигмы, которые способствуют формированию интереса студентов к истории (Табл.. 7).

Больше половины респондентов (56%) считают, что положительная мотивация молодёжи к истории формируется под влиянием обсуждения дискуссионных вопросов истории на занятиях. «Равнодушные» студенты выделяли дискуссии в качестве

стимулов, повышающих интерес молодёжи к истории значительно реже.

54% респондентов подчёркивают влияние личности педагога, его увлечённость историей на мотивацию студентов. Среди «сторонников» больше респондентов, для которых важны профессиональные качества педагога, а также качественные учебные материалы. «Умеренные сторонники», напротив, реже отмечают значимость этих факторов.

Почти половина респондентов (48%) отметила положительные стимулы модерниза-ционной парадигмы. Среди «сторонников» больше респондентов, которые выделили факторы этой парадигмы, стимулирующие интерес к истории, а среди «равнодушных», напротив, меньше.

Рисунок ниже позволяет сравнить средние значения факторов трёх видов образовательных парадигм, которые препятствуют и способствуют, по мнению студентов, формированию мотивации к изучению истории в вузе. Наибольшим потенциалом в аспекте положительного влияния на мотивацию изучения истории в вузе обладает модернизационная и цифровая парадигмы, которые отмечены примерно половиной опрошенных. Факторы компетентностной парадигмы выделялись респондентами в два раза реже (21%).

Примерно половина опрошенных выделяет факторы образовательных парадигм,

Рис. Сравнение средних значений факторов образовательных парадигм, влияющих на мотивацию

к изучению истории студентами (в %) Fig. Comparison of the Average Values of the Factors ofEducational Paradigms Affecting the Motivation

to Study History by Students (in %)

которые снижают мотивацию к изучению истории в вузе.

Обсуждение и заключение

Анализ публикаций по проблемам преподавания истории в вузах показывает, что в них большое значение придаётся формированию положительной мотивации студентов к изучению предмета. При этом прослеживаются различия между парадигмами в трактовке факторов мотивации студентов.

Результаты проведённого исследования дают возможность выявить влияние факторов образовательных парадигм, повышающих мотивацию студентов к изучению истории. Для «сторонников (изучения истории в вузе)» (40%) большое значение имеют факторы модернизационной парадигмы: личность педагога, качественные учебные материалы. Данная группа студентов также выражает заинтересованное отношение к проведению виртуальных экскурсий, знакомству с музейными экспозициями в Интернете, которые относятся к реализации цифровой парадигмы. «Сторонники» видят положительный стимул для изучения истории в информации об «открытиях» и «разо-

блачениях» в Интернете, которая может быть поводом для дискуссий на занятиях.

Для «умеренных сторонников» (37%) более значимы, чем для других, материально-технические и организационные условия учебного процесса, которые повышают мотивацию к изучению истории. Они включают внедрение информационных технологий в преподавание истории, а также самостоятельную подготовку к занятиям, зачётам и экзаменам. Данные факторы соответствуют цифровой и ком-петентностной парадигмам.

Представители группы «равнодушных» (23%) выражают заинтересованность в информации об «открытиях» и «разоблачениях» в Интернете. Для «равнодушных» также важны личностные и профессиональные качества педагогов, преподающих историю. Все остальные факторы, повышающие мотивацию студентов к изучению истории, для них менее значимы, чем для других опрошенных.

Результаты анкетирования показывают, что внедрение образовательных парадигм создаёт предпосылки для снижения мотивации. По мнению автора, эти процессы осо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бенно актуальны для преподавания гуманитарных дисциплин, испытывающих сильное влияние факторов социальной среды. Как показали результаты исследования, значимым препятствием для успешного освоения курса истории выступает недостаточное развитие навыков самостоятельной работы у большинства студентов, которое связано с распространённым мнением о высоких требованиях, предъявляемых к обучаемым на занятиях. Данные проблемы, как и другие, например, большое количество противоречивой информации об исторических событиях или недостаток качественных учебников, носят системный характер и относятся к функционированию образования как социального института. Таким образом, при внедрении инноваций в преподавание истории, а также других социальных и гуманитарных дисциплин, необходимо особое внимание уделять факторам, которые снижают мотивацию студентов к изучению этих дисциплин.

Литература

1. Курочко М.М., Латышева Н.А. Цифра и логос как символы конкурирующих парадигм образования в современном мире // Национальное здоровье. 2020. № 2. С. 134-139. EDN: RYDQIY.

2. Мартишина Н.И. Дискурсивные практики образования и смена парадигмы // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 37-42. EDN: YHQBZL.

3. Галынская Ю.С., Коростелева Н.А. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодёжи по отношению к семье, Родине и современному обществу // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5. С. 43-48. DOI: 10.24158/spp.2020.5.6

4. Абрамова И.Е, Магомедова Е.Б, Рылова Н.Е. Проблемы и особенности преподавания дисциплины «История» в непрофильных вузах (на примере РОСТГМУ) // Гуманизация образования. 2019. № 6. С. 4-14. DOI:10.24411/1029-3388-2019-10063

5. Селиванова З.К., Андреев А.Л. Роль преподавания истории в формировании духовного мира студентов вузов (по материалам социологических исследований) // Социодинамика.

2017. № 9. С. 135-144. DOI: 10.25136/24097144.2017.9.21472

6. Великородных К.П. Проектные технологии в процессе формирования познавательных интересов у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 4-7. EDN: XRACYP.

7. Топилина И.И. Специфика формирования познавательного интереса у студентов первого года обучения // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2021. № 1. С. 85-91. URL: https://flles.tgpi.ru/nauka/vestnik/2021/2021_01. pdf (дата обращения 17.01.2023).

8. Лапшова А.В, Грашина П.А, Уракова Е.А. К вопросу об особенностях формирования профессиональной мотивации студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 163-165. EDN: YXUTED.

9. Рыбина М.В. История - инженеру (к вопросу о содержании учебной дисциплины «История» в техническом вузе) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. № 4. С. 21-25. DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-3

10. Гурьева И.Ю., Котов А.С, Мурастова К.А Модернизация исторического образования в системе подготовки студентов инженерных специальностей ТПУ // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 449. С. 109-119. DOI: 10.17223/15617793/449/14

11. Бакшеев А.И, Филимонов В.В, Андренко О.В., Ноздрин Д.А., Турчина Ж.Е. Основные проблемы преподавания курса «История России» в медицинском вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 10. С. 112-115. EDN: KWRQTG.

12. Гацунаев К..Н. Проблема актуализации историко-культурного компонента профессиональной подготовки в строительном университете // Балтийский гуманитарный журнал 2021. № 1 (34). С. 71-74. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0016

13. Павлова О.А. Проблемы преподавания истории в непрофильных вузах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 2 (19). С.114-117. URL: https://www.elibrary. ru/download/ elibrary_29655612_84743783.pdf (дата обращения 17.01.2023)

14. Guiliano J. The Unessay as Native-Centered History and Pedagogy // Teaching History: A journal of methods. 2022. Vol. 47. No. 1. P. 6-12. DOI: 10.33043/TH.47.1.6-12

15. Челнокова Т.А., Иванова А.П. Современные подходы преподавания истории в высшей школе // Преподаватель XXI век. 2018. № 2-1. С. 131-139. EDN: XTEVZZ.

16. Хайрутдинов Р.Р. Вопросы исторического педагогического образования в классическом университете // Казанский педагогический журнал. 2020. Т. 140. № 3. С. 43-49. DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.005

17. Malysheva O. Tokareva E, Orchakova L, Smirnova Yu. The Effect of Online Learning in Modern History Education // Heliyon. 2022. No. 8(1). DOI: 10.1016/j.heliyon.2022.e09965

18. Фролов В.П. Традиции и инновации в преподавании дисциплины «История» в техническом университете // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 34. № 1. С. 291-294. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0067

19. Данилова Л.Н. Цифровая гуманитаристика в педагогическом образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. Т. 44. № 4. С. 56-64. DOI: 10.54509/22203 036_2021_4_56

20. Tirado-Olivares S, Cózar-Gutiérrez R, García-Olivares R, González-Calero J. A. Active Learning in History Teaching in Higher Education: The Effect of Inquiry-Based Learning and a Student Response System-Based Formative Assessment in Teacher Training // Australasian Journal of Educational Technology. 2021. Vol. 37. No. 5. P. 61-76. DOI: 10.14742/ajet.7087

21. Slonimsky N. The Methodology is the Message: Citations, Sources, and Memory in Revolutionary Unessays // Teaching History: A Journal of Methods. 2022. Vol. 47. No. 1. P. 37-44. DOI: 10.33043/TH.47.1.37-44

22. Кондаурова О.П. Проблемы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2017. № 4. С. 79-82. EDN: YKHFHW.

23. Guerrero-Romera C., Sánchez-Ibáñez R., Escrib-ano-Miralles A., Vivas-Moreno V. Active Teachers' Perceptions on the Most Suitable Resources for Teaching History // Humanities and Social Sciences Communications. 2021. Vol. 8. No. 61. P. 1-8. DOI: 10.1057/s41599-021-00736-7

24. Карпенкова Т.В. Проблемы преподавания истории в высшей школе // Вестник международного института экономики и права. 2017. Т. 26. № 1. С. 76-88. EDN: YUDJFN.

25. Neumann F. How Does a Historian Read a Scholarly Text and How Do Students Learn to Do the Same? In: Enriching History Teaching and Learning. Challenges, Possibilities, Practice. Proceedings of the Linkoping Conference on History Teaching and Learning in Higher Education. 2015. Ludvigsson D, Booth A (Eds.); Historia i Linkoping, 30. Linkoping: Linkoping University. P. 67-83. URL: https://pub.uni-bielefeld.de/re-cord/2944470 (дата обращения 17.01.2023).

26. Прокофьева Е.В. Отечественная война 1812 года в историческом образовании студентов // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2022. № 1. С. 267-272. EDN: YGMBPY.

27. Андреев А.Л. Студент и история // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 38-44. EDN: WFGCDB.

28. Суслов А.Ю., Салимгареев М.В., Хамматов Ш.С. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе // Образование и наука. 2017. Т. 9. № 9. С. 70-85. DOI: 10.17853/1994-5639-2017- 9-70-85

29. Семенова Л.М., Яминова С.А., Горемыкина Л.И. О некоторых проблемах преподавания истории в вузе // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 10. С. 184-189. EDN: MMEMUC.

30. Калинин Н.В., Денисов В.Н, Белолипецкая А.В. Некоторые составляющие и факторы учебной мотивации студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1-3 (115). С. 56-60. DOI: 10.23670/ IRJ.2022.115.1.081

31. Гельман В.Я. Пути повышения мотивации к обучению у студентов вуза // Психология обучения. 2019. № 2. С. 52-61. EDN: ZCDPOX.

32. Хохлова М.А, Нечай Н.М. Исследование резервов мотивации студентов к учебной деятельности // Омский научный вестник. 2011. Т. 102. № 6. С. 149-152. EDN: PCQLJL.

33. Горин С.Г. Влияние академической среды на динамику студенческой субъектности// Философия образования. 2021. Т. 21. № 2. С. 53-64. DOI: 10.15372/PHE20210204

34. Зборовский Г.Е, Амбарова П.А. Образовательно неуспешные студенты: позиция университетского управления // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. Т. 87. № 2. С. 3849. DOI: 10.21510/1817-3992-2020-87-2-38-49

Статья поступила в редакцию 01.02.2023 Принята к публикации 28.04.2023

References

1. Kurochko, M.M., Latysheva, N. A. (2020). Number and Logos as Symbols of Competing Educational Paradigms in the Modern World. Nacional'noe zdorov'e = National Health. No. 2, pp. 134-139. Available at: https://www.national-zdorov.ru/rn/products/Philosophical%20sci-ences/gid619/ (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

2. Martishina, N.I. (2017). Discursive Practices of Education and Change of Paradigm. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3, pp. 37-42. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=28863441 (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

3. Galynskaya, Y.S., Korostelyova, N.A. (2020). Features of Valuable Orientations of Student Youth in Respect to Family, Homeland and Modern Society. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. No. 5, pp. 43-48, doi: 10.24158/ spp.2020.5.6 (In Russ., abstract in Eng.).

4. Abramova, I.E., Magomedova, E.V., Rylova, N.E. (2019). Problems and Features of Teaching the History Discipline in Non-profile Universities (on the Example of ROSTSMU). Gumanizaci-ya obrazovaniya = Humanization of Education. No. 6, pp. 4-14, doi:10.24411/1029-3388-2019-10063 (In Russ., abstract in Eng.).

5. Selivanova, Z.K. (2017). The Role of Teaching History in Shaping the Spiritual World of University Students (Based on Sociological Research). Sociodinamika = Sociodynamics. No. 9, pp. 135144, doi: 10.25136/2409-7144.2017.9.21472 (In Russ., abstract in Eng.).

6. Velikorodnykh, K.P. (2018). Design Technology in the Process of Formation of Cognitive Interests of Students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education. No. 59-4, pp. 4-7. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=35130279 (accessed 17.01.2023). (In Russ.).

7. Topilina, I.I. (2021). The Specifics of the Formation of Cognitive Interest in First-year Students. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A. P. Chekhova = Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. No. 1, pp. 85-91. Available at: https://files.tgpi.ru/nauka/vest-nik/2021/2021_01.pdf (In Russ., abstract in Eng.).

8. Lapshova, A.V., Grashina, P.A., Urakova, E.A.(2019). To the Question about the Peculiarities of Formation of Professional Motivation of University Students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education. No. 62-2, pp. 163-165. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37003493_95304391. pdf (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

9. Rybina, M.V.(2017). History for an Engineer (the Issue about the Content of the Course "History" in a Technical University). Vestnik associacii vuzov turizma i servisa = Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service. No. 4, pp. 21-25, doi: 10.22412/1999-564411-4-3 (In Russ., abstract in Eng.).

10. Guryeva, I.Yu., Kotov, A.S., Murastova, K.A. (2019). The Modernisation of Historical Education in a Higher Engineering School (the Case of Tomsk Polytechnic University). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University. No. 449, pp. 109-119, doi: 10.17223/15617793/449/14 (In Russ., abstract in Eng.).

11. Baksheev, A.I., Filimonov, V.V., Andrenko, O.V., Nozdrin, D.A., Turchina, Zh.E.(2021). The Main Problems of Teaching the Course "History of Russia" at a Medical University. Sovremen-noe pedagogicheskoe obrazovanie = Modern Pedagogical Education. No. 10, pp. 112-115. Available at: http://spo.expert/upload/iblock/bd9/8ga7lo1ld5iwhxxfwo2yp0bu2ynbtf09/ СПО%20№10%202021.pdf (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

12. Gatsunaev, K.N. (2021). The Problem of Updating the Historical and Cultural Component of Professional Training at the University of Civil Engineering. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal =

Baltic Humanitarian Journal. Vol. 34, no. 1, pp. 71-74, doi: 10.26140/bgz3-2021-1001-0016 (In Russ., abstract in Eng.).

13. Pavlova, O.A. (2017). The Problems of Teaching History in Non-core Universities. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya = Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. Vol. 19, no. 2, pp. 114-117. Available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_29655612_84743783.pdf(accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

14. Guiliano, J. (2022).The Unessay as Native-Centered History and Pedagogy. Teaching History: A journal ofmethods. Vol. 47, no. 1, pp. 6-12, doi: 10.33043/TH.47.1.6-12

15. Chelnokova, T.A., Ivanova, A.P. (2018). Modern Concepts of History Teaching at Higher School. Prepodavatel' XXI vek = Prepodavatel XXI vek [21st Century Teacher]. No. 2-1, pp. 131-139. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35254921_18188607.pdf (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

16. Khayrutdinov, R.(2020). Questions of Historical Teacher Education in a Classical University. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. Vol. 140, no. 3, pp. 43-49, doi: 10.34772/KPJ.2020.140.3.005 (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

17. Malysheva, O. Tokareva, E., Orchakova, L., SmirnovaYu. (2022). The Effect of Online Learning in Modern History Education. Heliyon. No. 8 (1), doi:10.1016/j.heliyon.2022.e09965

18. Frolov, V.P. (2021). Traditions and Innovations in Teaching History at the Technical University. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal = Baltic Humanitarian Journal. Vol. 34, no. 1, pp. 291-294, doi: 10.26140/bgz3-2021-1001-0067 (In Russ., abstract in Eng.).

19. Danilova, L.N. (2021). Digital Humanities in Teacher Education. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Vocational Education in Russia and Abroad. Vol. 44, no. 4, pp. 56-64, doi: 10.54509/22203036_2021_4_56 (In Russ., abstract in Eng.).

20. Tirado-Olivares, S., Có zar-Gutiérrez, R., García-Olivares, R., González-Calero, J. A. (2021). Active Learning in History Teaching in Higher Education: The Effect of Inquiry-based Learning and a Student Response System-based Formative Assessment in Teacher Training. Australasian Journal ofEducational Technology. No. 37 (5), pp. 61-76, doi: 10.14742/ajet.7087

21. Slonimsky, N. (2022). The Methodology is the Message: Citations, Sources, and Memory in Revolutionary Unessays. Teaching History: A Journal of Methods.. No. 47 (1), pp. 37-44, doi: 10.33043/TH.47.1.37-44

22. Kondaurova, O.P. (2017). Issues of Teaching Social Studies in Institutions of Higher Education. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazo-vaniya = Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. No. 4, pp. 79-82. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32205489_77422768. pdf (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

23. Guerrero-Romera, C., Sánchez-Ibáñez, R., Escribano-Miralles, A., Vivas-Moreno, V. (2021). Active Teachers' Perceptions on the Most Suitable Resources for Teaching History. Humanities and Social Sciences Communications. Vol. 61, no. 8, pp. 1-8, doi: 10.1057/s41599-021-00736-7

24. Karpenkova, T.V. (2017). Problems of the Teaching of History in High School. Vestnik mezh-dunarodnogo instituta ekonomiki i prava = Bulletin of the International Institute of Economics and Law. Vol. 26, no. 1, pp. 76-88. Available at: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_29435150_92436959.pdf (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

25. Neumann, F. (2015). How Does a Historian Read a Scholarly Text and How Do Students Learn to Do the Same? In: Enriching History Teaching and Learning. Challenges, Possibilities, Practice. Proceedings of the Linkoping Conference on History Teaching and Learning in Higher Education. Ludvigsson D, Booth A (eds.); Historia i Linkoping, 30. Linkoping: Linkoping University, pp. 67-83. Available at: https://pub.uni-bielefeld.de/record/2944470 (accessed 17.01.2023).

26. Prokofeva, E.V. (2022). The Patriotic War of 1812 in the Historical Education of Students. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chekhova = Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. No. 1, pp. 267-272. Available at: https://files.tgpi.ru/nauka/vest-nik/2022/2022_01.pdf (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

27. Andreev, A.L. (2016). Student and History. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 38-44. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/820/741 (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

28. Suslov, A.Yu., Salimgareev, M.V., Khammatov, S.S. (2017). Innovative Methods of Teaching History at Modern Universities. Obrazovanie i nauka = Education and Science. Vol. 19, no. 9, pp. 70-85, doi: 10.17853/1994-5639-2017- 9-70-85 (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

29. Semyonova, L.M.,Yaminova, S.A., Goremykina, L.I. (2019). About Some Problems of Teaching History in Higher Education Institution. Social'no-gumanitarnye znaniya = Social and Humanitarian Knowledge. No. 10, pp. 184-189. Available at: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_41320498_29158456.pdf (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

30. Kalinin, N.V., Denisov, V.N, Belolipetskaya, A.V. (2022). Some Components and Factors of Educational Motivation in Students. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = International Research Journal. No. 1-3 (115), pp. 56-60, doi: 10.23670/IRJ.2022.115.1.081 (In Russ., abstract in Eng.).

31. Gelman, V.Ya. (2019). Ways of Improving Motivation to Education in University Students. Psihologiya obucheniya = Psychology of Learning. No. 3, pp. 52-61. Available at: https://eli-brary.ru/item.asp?id=35130279 (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

32. Khokhlova, M.A., Nechay, N.M. (2011). The Analysis of Students' Motivation Reserves Towards the Study Activity. Omskijnauchnyjvestnik = Omsk Scientific Bulletin.. Vol. 102, no. 6, pp. 149152. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17942349 (accessed 17.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.).

33. Gorin, S.G. (2021). Influence of the Academic Environment on the Student Subjectivity. Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of Education.. Vol. 21, no. 2, pp. 53-64, doi: 10.15372/ PHE20210204 (In Russ., abstract in Eng.).

34. Zborovsky, G.E., Ambarova, P.A. (2020). Educationally Unsuccessful Students: Position of the University Administration. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. Vol. 87, no. 2, pp. 38-49, doi: 10.21510/1817-3992-2020-87-2-38-49 (In Russ., abstract in Eng.).

The paper was submitted 01.02.2023 Accepted for publication 28.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.