УДК 316.421
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Екатерина Омаровна Аквазба1, Наталья Ивановна Скок1, Татьяна Евгеньевна Ухабина1
1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация
Аннотация. Статья раскрывает содержание понятия социально-гуманитарного знания, его компонентов, специфику базовых социально-гуманитарных дисциплин, изучение которых способствует формированию мировоззренческой составляющей личности обучающегося высшей школы и соответствующих компетенций. Анализ теоретических и методологических аспектов анализируемой проблемы представлен спектром разнообразных точек зрения по поводу значимости социогуманитарного знания и определения его роли и места в современной образовательной парадигме системы высшей школы. В статье приводятся результаты изучения мнения студентов технического вуза. Целью эмпирического исследования было выявление отношения обучающихся к социально-гуманитарным дисциплинам, выявления сложностей в их освоении и перспектив гуманитаризации технического образования. В результате исследования были выявлены предпочтения обучающихся в целесообразности преподавания дисциплин социо-гуманитарного цикла, сопряжен их перечень в соответствии с требованиями компетенций, формируемых данными дисциплинами в практической деятельности инженера и социальной жизни выпускника.
Ключевые слова: гуманитаризация, социогуманитарное знание, направления подготовки, учебная мотивация, образовательный процесс.
Socio-Humanitarian Disciplines in Technical University: Problems and Prospects
Ekaterina O. Akvazba1, Natalya I. Skok1, Tatyana E. Uhabina1
1 Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation
Abstract. The concept of "social and humanitarian knowledge", its components are disclosed in this article. The specificity of the basic social and humanitarian disciplines was included in the article. Their study contributes forming of the ideological component of the student's personality. The analysis of theoretical and methodological aspects of the analyzed problem is presented by a range of different points of view on the importance of socio-humanitarian knowledge and the definition of its role in the place in the modern educational paradigm of higher education. The results of student questionnaire were represented in this article. This questionnaire were organized to study the attitude of students to social and humanitarian disciplines, to identify the difficulties in the studiing of disciplines and to determine the prospects of humanitarization of technical education.
Keywords: humanitarization, interactive training, media technologies, social and humanitarian knowledge, social and humanitarian disciplines, educational motivation, educational process.
Введение
Система образования в Российской Федерации последние десятилетия переживает процесс модернизации, что прежде всего обусловлено переходом российского общества от индустриального к постиндустриальному. Основной задачей модернизации образования является необходимость адаптации содержания образования, технологий обучения и практической подготовки к потребностям рынка труда, так как именно он определяет набор
необходимых выпускнику компетентностей. Сформировать компетенции только учебными дисциплинами даже основной профессиональной образовательной программы, по мнению авторов статьи, невозможно. На каждую компетенцию проецируется дисциплина, которая главным образом, формирует компетенцию, однако, итог процесса - это результат интеграции образовательных технологий, организационных форм, методов, приемов и другой учебной и внеучебной деятельности, осуществляемой в так называемом «компетентностном пространстве», которое включает профессиональную среду, территорию, в которой осуществляется образование и деятельность и образовательную среду [1].
В то же время у современного общества возрастает роль информационной среды, включающей в себя всю совокупность различных источников информации, инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации. Страны, наиболее активно создающие и развивающие информационную индустрию, безусловно, становятся наиболее успешными в области преобразований и экономического роста. Именно это и определяет новый этап развития государств, с присущим им обновленным обществом, получивших название «информационное общество». Суть его заключается в том, что любой субъект данного общества в любое время и любом месте может получить необходимую ему информацию (личную или общественно значимую). И это означает наличие такой широкой инфраструктуры информационных систем, которые обеспечивают развитие общества [2].
Эта система, в свою очередь, способна производить научную информацию, образуя среду, где свободно развиваются коммуникационные сети, информационные технологии, тем самым провоцируя общество к созданию единого информационного пространства. В этой ситуации ученые говорят о формировании новой интеллектуальной технологии. При этом не для каждого субъекта одного и того же поколения доступность к информации не одинаковая, что порождает такое социальное явление как информационное неравенство. Образование -это именно тот субъект, который может ответить на вызовы современного общества, способствовать нивелировке информационного неравенства [3-6]. Система образования должна развиваться и трансформироваться с учетом динамики развития глобальных процессов. Уровень профессиональной подготовленности специалиста в большей степени определяется объемом знаний, навыков, необходимых для технически грамотного представления любой информации, в том числе и гуманитарной [7].
В соответствии с требованиями информационного общества в системе высшего образования сегодня действуют федеральные государственные образовательные стандарты, ориентированные на получение знаний в области технических наук и формирующие компетенции, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
Официальная научно-техническая политика РФ сегодня не отдает предпочтение социо-гуманитарным наукам [8]. Однако мы не можем недооценивать вклад гуманитарных и социокультурных дисциплин в развитие культуры и мировоззрения, обучающихся по инженерным и техническим направлениям [9]. Развитие человека в самом общем виде можно определить, как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет, и именно это обеспечивает блок социо-гуманитарных дисциплин [10].
В современной глобальной экономике положительный результат зависит от инициативы, компетенций и уровня профессиональной подготовки. Когда есть свобода действий, очень важно знать, как можно использовать эту свободу этически правильно, с соблюдением принятых норм деловых отношений [11].
Литературный обзор
Сегодня считается, что гуманитаризация инженерного образования может быть достигнута через преподавание ряда дисциплин, в частности, философии, истории, культурологии, социологии, политологии, правоведения, психологии, педагогики и др. Из перечисленных дисциплин трудно выбрать особо приоритетные. Несмотря на это, согласно последним ФГОС, в базовые блоки учебных планов включены философия как общенаучная дисциплина и история. Все остальные курсы гуманитарного цикла вводятся в образовательные программы инженерных направлений подготовки исключительно по инициативе выпускающих кафедр. Таким образом, анализ актуальных учебных планов технических направлений подготовки показывает, что процессу формирования социогуманитарных компетенций отводится второстепенная роль, что обусловлено значимостью профессиональной доминанты. Уменьшение количества общекультурных и общепрофессиональных компетенций, их объединение повлекло за собой снижение разнообразия социогуманитарных дисциплин, уменьшение количества аудиторных часов в рабочих учебных планах инженерно-технических направлений подготовки на их преподавание. Все это свидетельствует о трансформации системы высшего образования, суть которой - подготовка обучающего узконаправленной профессиональной квалификации. При этом система высшего образования всегда была ориентирована на подготовку высококвалифицированного выпускника, способного быстро адаптироваться в изменяющемся мире, с широким кругозором и фундаментальным и знаниями [12].
Согласно исследованиям М.В. Габдулхаковой [13]: «Человеку как субъекту своей жизни для успешного функционирования в быту, учебной и профессиональной деятельности необходимо приспосабливаться к неопределённым условиям не только повседневной жизни, но и к характеру деятельности в целом (в частности, к учебной деятельности вуза)». Несомненным является тот факт, что в условиях, с одной стороны, сохраняющихся глобализационных процессов, например, в сфере экономики, политики, и противодействия терроризму, с другой стороны, отчетливо проступают деглобализационные тенденции в сфере производства, торговли, научного и культурного сотрудничества. Именно это сегодня является необходимым с учетом изменяющихся условий функционирования мирового сообщества, с учетом процессов глобализации [14].
Выпускник вуза, таким образом, должен обладать компетенциями, включающими в себя знание сути этих процессов, умение их анализировать и делать адекватные выводы с позиций гражданственности и патриотизма, а также владеть приемами их референции, регулирования в малых и больших коллективах [15]. С этих позиций знание политологии и социологии становится для образования как никогда актуальным.
Авторы согласны с мнением Новолодской Т.А. и Садовникова В.Н. [16], которые отмечают, что взаимодействие естественных и гуманитарных наук, их взаимодополнение и диалог приобретают всё больший вес на форуме знаний. Такая позиция поддерживается многими учеными высшей школы, поскольку «инженер, воспринимающий только технические идеи, может лишь тиражировать технику, но не может создавать что-либо качественно новое, значимое» [17].
Социогуманитарные науки играют важную роль в развитии общества и поддержании его идеологии. Посредством данных наук изучается структура общества, человеческого бытия, психология человека. Основоположник социологии О. Конт [18] считал, что: «Общество, которое не знает, как оно функционирует, обречено на кризисы и торможение технического прогресса. Невозможно произвести целесообразные изменения в обществе, направленные на интенсификацию его развития, не зная сущностные характеристики и законы, обеспечивающие его жизнедеятельность как целостного организма [19].
Другим важным фактором, формирование которого обеспечивают именно социогуманитарные науки, является мораль общества. В рамках изучения дисциплин данного направления формируется мировоззрение, расширяется кругозор, развивается нестандартное мышление [20].
Считается, что предрасположенность к изучению дисциплин определенной направленности обусловлена особенностями мышления. Сегодня принято говорить о формировании особого типа инженерного мышления. Однако, нельзя отрицать и тот очевидный факт, что в подготовке будущего инженера или любого специалиста в области техники и высоких технологий гуманитарная составляющая имеет решающее значение, как, впрочем, в воспитании человека и гражданина вообще [21].
К одному из важных затруднений в области формирования социогуманитарного знания у студентов технических направлений подготовки следует отнести психологические особенности и тип мышления.
Как известно, инженерные и технические направления подготовки выбирают абитуриенты, обладающие синтетическим или аналитическим складом мышления. Их мышление отличается четкостью, последовательностью и высокой скоростью обработки информации. Для таких студентов характерно аналитическое мышление, буквальное понимание слов, последовательный поэтапный анализ информации.
Если для обучающихся с гуманитарным типом мышления основным в процессе обучения является запоминание всевозможных терминов, которое имеет приблизительный характер, а частичное совпадение по одному или нескольким признакам способствует успешному запоминанию новой информации, то, для обучающихся, осваивающих технические дисциплины, запоминание информации не происходит пока не совпадут все основные и второстепенные признаки.
Пытаясь усвоить новую информацию, обучающийся по программе инженерной направленности направления подготовки не ограничивается формальным совпадением нескольких значимых признаков и свойств. Он начинает проверять совпадения и по второстепенным признакам, и только после такого глубинного анализа сделает вывод, запомнит информацию и усвоит изучаемый материал [22].
Именно в этом заложены трудности усвоения учебного материала у обучающихся инженерных направлений подготовки. Чаще всего, преподаватели гуманитарных дисциплин сталкиваются с непониманием студентами информации на лекционных и практических занятиях. А, как известно, понимание информации и ее усвоение формирует интерес к изучаемому предмету/дисциплине. Значит, непонимание студентом учебного материала неизбежно ведет к снижению интереса и несформированности необходимых общекультурных компетенций.
Усвоение информации требует развития памяти, усвоение знаний требует умения работать с информацией, овладения методами обработки информации, что особенно актуально для современной высшей школы [23].
Традиционной формой формирования компетенций в высшей школе является чтение лекций. Это форма интерактивного взаимодействия, при которой преподаватель создаёт педагогический дискурс, пространство мысли, в котором он взаимодействует с обучающимся, обменивается с ним контекстами. Научное знание достаточно сложный феномен, огромную роль в нем играет не формализуемая составляющая, это то, что называется «неявным знанием», или «личностным знанием». Именно его невозможно выразить в письменной форме, можно передать только в процессе личностного общения [24]. Концепцию «неявного знания» предложил М.Полани, и на основе его исследований разработаны такие известные образовательные инструменты как концепции «организационного обучения» И. Нонака - Х. Такэучи и «корпоративного знания» И. Туоми.
«Неявное знание» это тот элемент образовательного процесса, который делает информацию знанием, непосредственный инструмент этого процесса - лекция.
В ходе лекции происходит индивидуальное осмысление получаемой информации, учащиеся мобилизуют внутренние ресурсы осмысления, но делается это под контролем преподавателя. Конспект лекции или учебник не могут передать процесс рождения мысли, они являются результатом мыслительного процесса [25].
Лекция - это пространство творческой работы преподавателя, отражающее его отношение к предмету, который он преподает, и, одновременно, его отношение к самому себе как преподавателю, его самооценка. В этом взаимодействии активное участие принимают студенты, они соучастники. И только став соучастниками, они действительно получают знания и меняются сами [26], формируют весь спектр общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Материалы и методы
Как показывают результаты социологических исследований [27], интерес к изучению гуманитарных дисциплин у студентов технических специальностей снижается, поскольку они воспринимаются ими как дополнительная, совсем не обязательная нагрузка, неважная для их дальнейшего профессионального становления. Практический смысл и значимость студенты видят именно в технических науках, так называемых точных и практикоориентированных. После изучения социологических исследований по анализируемой проблематике, в частности, Е.В. Барановой, А.В. Юревич [28]; Т.А. Новолодской, Т.Н. Садовникова [29] нами было проведено анкетирование студентов технических направлений подготовки.
Объектом исследовательского внимания авторов статьи является процесс формирования социогуманитарного знания у обучающихся технических направлений подготовки. Предметом - условия организации данного процесса с учетом специфики образовательной организации и ориентацией на поиск инструментов эффективного усвоения знаний.
Базой исследования организации процесса формирования социогуманитарного знания посредством педагогического дискурса у студентов инженерных направлений подготовки был один из опорных вузов технической направленности, расположенный на территории Тюменской области, Тюменский индустриальный университет. Контрольная группа была представлена разнополыми обучающимися (40 % - девушки, 60 % - юноши) в возрасте от 17 до 20 лет, поступившими в данное учреждение в 2018 году.
Целью эмпирического исследования было определение отношения обучающихся к социально-гуманитарным дисциплинам, выявления сложностей в их освоении и перспектив гуманитаризации технического образования.
Основные исследовательские задачи, которые ставил наш авторский коллектив, это изучение теоретико-методологических подходов к проблеме формирования социогуманитарного знания в условиях технического вуза; описание основных путей гуманитаризации инженерного образования; проведение исследования, направленного на выявление перечня предпочитаемых гуманитарных дисциплин и мотивационных инструментов.
Экспериментальное исследование предполагало проведение диагностики уровня восприятия социогуманитарных дисциплин и готовности обучающихся к их изучению.
Результаты и обсуждение
С целью выявления мнения обучающихся на инженерных специальностях о целесообразности преподавания дисциплин социо-гуманитарного цикла, сопряжению их
перечня, а также требований компетенций, формируемых данными дисциплинами в практической деятельности инженера и социальной жизни выпускника, авторами статьи был проведен опрос 142 студентов, изучающих, помимо философии, истории, правоведения, социологию и политологию. В группу вошли студенты, обучающиеся по программам «Бизнес информатика» (43 человека), «Электротехника и электроэнергетика» (21 человек), «Безопасность технических процессов» (26 человека), «Автоматизация технических процессов» (16 человек), «Технология транспортных процессов» (22 человека), «Строительство уникальных зданий и сооружений» (14 человек).
Сводные данные по опросу представлены в таблице 1 «Результаты опроса студентов, изучавших социологию и политологию».
Таблица 1. Результаты опроса студентов, изучавших социологию и политологию
Вопросы Ответы респондентов
Всего Муж. Жен. Студенты 1 курса Студенты 2 курса Студенты 3 курса
1. Какие социально-гуманитарные дисциплины, на ваш взгляд, необходимо включить в образовательные программы для инженеров (выбрать до 5)?
а) философия; 60,3 33,2 27,1 10,3 19,7 30,3
б) история; 25,4 10,2 15,2 15,7 4,5 5,2
в) культурология; 10,2 2,4 7,8 7,6 1,6 1,0
г) правоведение; 80,5 44,8 35,7 40,2 26,1 14,2
д) социология; 76,3 43,4 32,9 20,2 35,0 21,1
е) политология; 55,3 45,3 10,0 10,1 24,1 21,1
ж) психология; 74,1 30,5 43,6 22,5 24,3 27,3
з) педагогика 9,8 2,3 7,5 2,4 3,8 3,6
е) другое 2,1 2,0 0,1 0,0 0,3 1,8
2. Считаете ли вы ценным изучение социологии для Вас лично и Вашей профессиональной деятельности?
а) да, очень полезно 40,5 22,3 18,1 10,3 15,7 14,5
б) да 39,3 20,3 19,0 12,3 13,4 13,6
в) «можно было и не изучать» 12,3 9,5 2,8 9,8 2,2 0,3
г) нет 7,9 4,7 3,2 5,4 1,3 1,2
д) другое 0 0 0 0 0 0
3. Повлияло ли на Вашу гражданскую позицию изучение социологии и политологии?
А) Да, очень повлияло 36,6 17,8 18,8 12,2 18,3 6,1
Б) Да 39,9 13,3 26,6 15,4 12,3 12,2
В) Особенного влияния не заметили 20,3 14,6 5,7 10,2 6,1 4,0
Г) нет 2,2 2,2 0 2,2 0 0
4. Появился ли у Вас интерес к происходящим в стране и мире социальным и политическим событиям?
А) да, появился 50,6 26,7 18,9 20,4 16,1 14,1
Б) да, но не ко всем 30,3 20,1 10,2 14,4 7,7 8,2
В) нет, не появился 10,1 5,0 5,1 4,8 2,3 3,0
Г) другое 14,0 11,7 2,3 12,2 1,0 0,8
Таким образом, данные опроса показали, что наиболее предпочтительными для обучающихся по инженерным программам, являются следующие социально-гуманитарные дисциплины: правоведение (80,5% выборов), социология (76,3 % выборов), психология (74,1% выборов), философия (60,3% выборов) и политология (55,3%).
В большей степени лица мужского пола предпочитают политологию, правоведение, социологию, и философию, а лица женского пола - психологию и правоведение.
Студенты первого курса для изучения выбрали в большинстве случаев правоведение и психологию, студенты второго курса - социологию, психологию и политологию, а студенты третьего курса - философию, психологию и политологию.
Обращает на себя внимание тот факт, что 80,2 % респондентов считают изучение социологии очень полезным для личностного и профессионального развития, а 76,5 % студентов отметили, что изучение социологии оказало на них позитивное влияние для формирования гражданской позиции. В результате изучения социально-гуманитарных наук 75,9 % студентов стали проявлять интерес к актуальным событиям в регионе, стране, мире.
Выводы
В результате исследования были выявлены предпочтения обучающихся в целесообразности преподавания дисциплин социогуманитарного цикла, сопряжен их перечень в соответствии с требованиями компетенций, формируемых данными дисциплинами в практической деятельности инженера и социальной жизни выпускника.
Авторы считают, что преподавание социально-гуманитарных дисциплин должно быть расширено как по перечню, так и по количеству часов.
Несомненно, что наличие у выпускников инженерных и технических направлений полноценно сформированных гуманитарно-социальных компетенций, будет способствовать их успешному взаимодействию с коллегами в профессиональной сфере, карьерному росту и развитию всесторонне развитой личности.
Прежде всего, речь идет о том, что сохранение социогуманитарной составляющей в содержании высшего образования инженерно-технических направлений подготовки является важным условием успешной адаптации обучающихся к социальным изменениям их жизнедеятельности в условиях современного образовательного пространства и для их будущей профессиональной деятельности, прежде всего коммуникативной направленности.
Дисциплины социогуманитарного цикла обеспечивают связь теоеретических, методологических и практических аспектов процесса обучения, поскольку требуют актуализации синкретичности мышления, использования межпредметных связей.
Рекомендации
Эффективность социогуманитарной составляющей инженерного образования можно обеспечить: его непрерывным характером и интеграцией социально-экономического и социально-психологического, коммуникационного компонентов из общего содержания образования (дисциплин, обеспечивающих общекультурные и общепрофессиональные компетенции) и профессиональных дисциплин на уровнях конвергенции (синхронизации), взаимодействия и интерференции (синтеза); организацией социальной практики обучающихся, в процессе которой воспроизводится их социальный опыт и обогащается коммуникативный компонент.
В облегчении восприятия учебного материала обучающимся технических направлений подготовки может помочь схематичное изложение учебного материала с постепенным вводом в лекционный материал текстовых фрагментов.
Задания практической части аудиторной и самостоятельной работы лучше формулировать и предлагать к выполнению в формате таблиц, рисунков и схем, что
позволить более эффективно усвоить учебный материал и сформировать необходимые социогуманитарные компетенции.
На обогащение субъективного социального опыта обучающихся высшей школы позитивно влияют: организация эмоционального переживания ими важных и близких им социальных ситуаций; степень их причастности к решению актуальных социальных и политических проблем; осознанность масштабности и социальной значимости этих проблем; субъектность их позиции в социально ориентированной практике; насыщенность содержания их деятельности решением вопросов социально-гуманитарной направленности при помощи актуализации инженерного (технического) мышления.
Успешность профессионального развития обучающихся, особенно, младших курсов зависит от учета педагогами специфики индивидуальных особенностей их адаптации к изменяющимся жизненным условиям. В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям и широте мышления, что невозможно сформировать только специальными дисциплинам, исключив социогуманитарное знание.
Библиографический список
[1] Akvazba E.O., Gabysheva L.K., Medvedev P.S., Skok N.I., Ukhabina T.E. Transformation of Approaches to Organizing the Students' University Practical Training in the Area of Social Activity: A Post-Soviet Experience // Journal of Social Studies Education Research. - 2017. -Vol. 8, №2. - P. 62-79 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jsser.org/article/view/5000213552/5000182887.
[2] Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. - Москва: Директ-Медиа, 2013. - 544 с.
[3] Hofman-Bergholm M. Changes in Thoughts and Actions as Requirements for a Sustainable Future: A Review of Recent Research on the Finnish Educational System and Sustainable Development // Journal of Teacher Education for Sustainability. - 2018. - Vol. 20, No 2. - P. 19-30.
[4] Скоробогатов А.В., Иуков Е.А. История становления и развития профессионального образования в россии (XVIII-XX вв.) // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2 (26). - С. 181-185.
[5] Костромина С.Н., Медина Бракамонте Н.А., Защиринская О.В. Современные тенденции педагогической психологии и психологии образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. - 2016. - № 1. - С. 109-117.
[6] Наследов А.Д., Защиринская О.В. Феномен педагогической перцепции в контексте коммуникативного развития ученика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 252-261.
[7] Федотова Н.В., Суленко И.А. О необходимости формирования пространственного мышления // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 8. - С. 44-47. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24125 (дата обращения: 05.07.2018).
[8] Юревич А.В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту. Москва: ГУВШЭ, 2004. - 28 с.
[9] Баранова Е.В. Значение гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. - Том 2. - С.131-134.
[10] Мудрик А.В. Социальная педагогика. - Москва: Академия, 2013. - 240 с.
[11] Saat, M.M., Bakar, S.A., Rafai, N.H., & Amin, A.M. (2012). Ethical Challenges in the Workplace: Are These Future Engineers Prepared? // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - 40. - Р. 269-273.
[12] Мамалыга Р.Ф., Корелин Д.С., Тверская Н.А. Один из аспектов формирование инженерного мышления у студентов при дистанционной форме обучения // Новые образовательные технологии в вузе: материалы XII международной научно-методической конференции (НОТВ-2015). - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - C. 218-223.
[13] Габдулхакова М.В. Соотношение толерантности к неопределённости, мотивации к успеху, мировосприятия и тревожности у студентов мужского и женского пола в высших учебных заведениях// Образование и саморазвитие. - 2019. - Т. 14, № 1. - С.45-56.
[14] Globalization 2.0. New Approaches to Research and Teaching [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://russiancouncil.ru/papers/Globalization2.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
[15] Lapuzina O., Romanov Yu., Lisachuk L. Professional Ethics as an Important Part of Engineer Training in Technical Higher Education Institutions // "The New Educational Review. - 2018. - Vol. 54, No. 4. - Р. 110-122.
[16] Новолодская Т.А., Садовников В.Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания: учебное пошбие. - Санкт-Петербург: ИТМО Государственный университет, 2008, - 208 с.
[17] Васильев В.Н., Дульнев Г.Н., Золотарев В.М., Коровкин А.М. Проблемы гуманитаризации технического образования // Научно-технический вестник СПб ГИТМО (ТУ): Новые направления гуманитарной составляющей технического образования. - 2002. - Вып. 2. - С. 171.
[18] Давыдов С.А. Социология. - Москва: Эксмо, 2008. - 160 с.
[19] Valeeva, R.A. & Gafurov, I.R. Initial teacher education in Russia: connecting theory, practice and research // European Journal of Teacher Education. - 2017. - Vol. 40, No 3. - P. 342-360.
[20] Song S., Choi K., & Rhee H. Science and Engineering Major Students' Perception of Research Ethics and Education. KEDI // Journal of Educational Policy. - 2010. - Vol. 7, No 1. - P. 175205.
[21] Формирование инженерного мышления в процессе обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апреля 2015 г., Екатеринбург, Россия: / Уральский государственный педагогический университет; отв. ред. Т.Н. Шамало. - Екатеринбург: [б.и.], 2015. - 284 c.
[22] Манькова И.В. Формирование инженерного мышления в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам //Формирование инженерного мышления в процессе обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апреля 2015 г., Екатеринбург, Россия: / Уральский государственный педагогический университет; отв. ред. Т.Н. Шамало. - Екатеринбург: [б.и.], 2015. -С.119-123.
[23] Ермолаева С.С. Практические рекомендации по педагогическому проектированию процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. - Пермь, 2011. -С. 66-72.
[24] Nazmi X. Influence of School Leadership Style on Effective Teaching and Teacher-Student Interaction // Pedagogy. - 2018. - Vol. 132, No 4. - P. 42-62.
[25] Skeriene S., Augustiniene A. The Theoretical Framework of Factors Influencing the Pedagogical Decision Making // Pedagogy. - 2018. - Vol. 131, No 3. - P. 5-25.
[26] Лукьяненко А.А. Роль виртуалистики в преподавании философии // Актуальные научные исследования. Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. - Тюмень, 2018 - С. 58-64.
[27] Баранова Е.В. Значение гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 2. - С.131-134.
[28] Юревич А.В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту. - Москва: ГУВШЭ, 2004. - 28 с.
[29] Новолодская Т.А., Садовников Т.Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания. - Санкт-Петербург: ИТМО Государственный университет, 2008. - 208 с
References
[1] Akvazba, E.O., Gabysheva, L.K., Medvedev, P.S., Skok, N.I., & Ukhabina, T.E. (2017) Transformation of Approaches to Organizing the Students' University Practical Training in the Area of Social Activity: A Post-Soviet Experience. Journal of Social Studies Education Research, 8 (2), 62-79. Retrieved from http://jsser.org/article/view/5000213552/5000182887.
[2] Chelysheva, I.V. (2013). Methods and technology of media education in school and University. Moscow: Direct Media.
[3] Hofman-Bergholm, M. (2018) Changes in Thoughts and Actions as Requirements for a Sustainable Future: A Review of Recent Research on the Finnish Educational System and Sustainable Development. Journal of Teacher Education for Sustainability, 20(2), 19-30.
[4] Skorobogatov, A.V., & Iukov, E.A. (2017). The history of the formation and development of vocational education in Russia (XVIII-XX centuries). Professional Education in Russia and Abroad,, 2 (26), 181-185.
[5] Kostromina, S.N., Medina Bracamonte, N.A., & Zashchirinskaya, O.V. (2016). Modern trends in educational and educational psychology. Bulletin of St. Petersburg University. Psychology and Pedagogy, 1, 109-117.
[6] Nasledov, A.D., & Zashchirinskaya, O.V. (2008). The phenomenon of pedagogical perception in the context of student communication. Bulletin of St. Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, 4, 252-261.
[7] Fedotova, N.V., & Solanco, I.A. (2008). About necessity of formation of spatial thinking. Modern High Technologies, 8, 44-47. Retrieved from http://top-technol ogies.ru/ru/arti cl e/vi ew? i d=24125.
[8] Yurevich, A.V. (2004). Socio-Humanitarian science in modern Russia: adaptation to the social context. Moscow: GUWSE.
[9] Baranova, E.V. (2012). Importance of Humanities in technical University. Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, 2, 131-134.
[10] Mudrik, A.V. (2013). Social pedagogy. Moscow: Akademiya.
[11] Saat, M.M., Bakar, S.A., Rafai, N.H., & Amin, A.M. (2012). Ethical Challenges in the Workplace: Are These Future Engineers Prepared? Procedia - Social and Behavioral Sciences, 40, 269-273.
[12] Mamalyga, R.F., Korelin, D.S., & Tverskaya, N.A. (2015). One of the aspects of the formation of engineering thinking in students in distance learning. In New educational technologies at the University: proceedings of the XII international scientific and methodological conference (NOTV-2015) (pp. 218-223). Ekaterinburg: Urfu, 2015.
[13] Gabdulkhakova, M.V. (2019). The ratio of tolerance to uncertainty, motivation for success, worldview and anxiety among male and female students in higher educational institutions of Kazan. Education and Self Development, 14(1), 45-56.
[14] Globalization 2.0. (2017). New Approaches to Research and Teaching. Retrieved from http://russiancouncil.ru/papers/Globalization2.pdf.
[15] Lapuzina, O., Romanov, Yu., Lisachuk, L. Professional Ethics as an Important Part of Engineer Training in Technical Higher Education Institutions. The New Educational Review, 54(4), 110-122.
[16] Novolodskaya, T.A., & Sadovnikov, V.N. (2008). Philosophical problems of social and humanitarian knowledge. St. Petersburg: ITMO State University.
[17] Vasiliev, V.N., Dulnev, G.N., Zolotarev, V.M., & Korovkin, A.M. (2002). Problems of humanitarization of technical education. Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg Gitmo (TU): New Directions of the Humanitarian Component of Technical Education, 2, 171.
[18] Davydov, S.A. (2008). Sociology. Moscow: Eksmo.
[19] Valeeva, R.A. & Gafurov, I.R. (2017). Initial teacher education in Russia: connecting theory, practice and research. European Journal of Teacher Education, 40(3), 342-360.
[20] Song, S., Choi, K., & Rhee, H. (2010). Science and Engineering Major Students' Perception of Research Ethics and Education. KEDI Journal of Educational Policy, 7(1), 175-205.
[21] Shamalo, T.N. (Ed.). (2015). Formation of engineering thinking in the learning process. In Materials of the International Scientific-Practical Conference, 7-8 April 2015. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University.
[22] Mankova, I.V. (2015). Formation of engineering thinking in the process of teaching natural science disciplines. In T.N. Shamalo (Ed.). Formation of Engineering Thinking in the Learning Process: Materials of the International Scientific-Practical Conference, 7-8 April 2015 (pp. 119-123)
[23] Yermolaeva, S.S. (2011). Practical recommendations on pedagogical design of the process of teaching Humanities in a technical University. In Problems and Prospects of Development of Education: Materials of the International Scientific Conference (pp. 66-72). Perm.
[24] Nazmi, X. (2018) Influence of School Leadership Style on Effective Teaching and Teacher-Student Interaction. Pedagogy, 132(4), 42-62.
[25] Skeriene, S., & Augustiniene, A. (2018). The Theoretical Framework of Factors Influencing the Pedagogical Decision Making. Pedagogy, 131(3), 5-25.
[26] Lukyanenko, A.A. (2018). The Role of virtualism in teaching philosophy. In Actual scientific researches. Collection of Articles of the II-nd International Scientific-Practical Conference (pp. 58-64). Tyumen.
[27] Baranova, E.V. (2012). Importance of Humanities in technical University. Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, 2, 131-134.
[28] Yurevich, A.V. (2004). Socio-Humanitarian science in modern Russia: adaptation to the social context. Moscow: GUVShE.
[29] Novolodskaya, T.A. & Gardeners, T.N. (2008). Philosophical problems of social and humanitarian knowledge. St. Petersburg: ITMO State University.
Получена / Submitted: 14/03/2019
Доработана / Revised: 22/04/2019
Принята к публикации / Accepted: 22/05/2019