Научная статья на тему 'Значимость социально-гуманитарных дисциплин при компетентностном подходе при обучении студентов в техническом вузе'

Значимость социально-гуманитарных дисциплин при компетентностном подходе при обучении студентов в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ / СПЕЦИАЛИСТ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / COMPETENCY-BASED APPROACH / SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINE / THE EDUCATIONAL PROCESS / MODELING OF SITUATIONS / SPECIALIST / DEVELOPMENT / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Оксана Викторовна, Самигуллина Лилия Закариевна

В статье рассмотрена значимость социально-гуманитарных дисциплин при компетентностном подходе при обучении студентов в техническом вузе. Установлена актуальность темы, которая заключается в необходимости всесторонне развитых специалистов в современное время. Раскрыто понятие компе-тентностного подхода и его роль в обучении будущих технических специалистов. Раскрыты особенности приобретения социально-гуманитарных знаний учащимися. Выявлены проблемные моменты. Сделан вывод о том, что компетентностный подход в наше время необходим, поскольку он способствует формированию важных профессиональных и социальных качеств у студентов, которые в будущем будут формировать умение ориентироваться в любых ситуациях и принимать решения на основе комплексного анализа.The article discusses the importance of social and humanitarian disciplines with a competency-based approach to teaching students in a technical university. The relevance of the topic, which is the need for comprehensively developed specialists in modern time, is established. The concept of competency-based approach and its role in the training of future technical specialists is disclosed. The features of the acquisition of social and humanitarian knowledge by students are disclosed. Identified problem points. It is concluded that a competency-based approach is necessary in our time, because it contributes to the formation of important professional and social qualities for students, who in the future will build the ability to navigate in any situations and make decisions based on a comprehensive analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Оксана Викторовна, Самигуллина Лилия Закариевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость социально-гуманитарных дисциплин при компетентностном подходе при обучении студентов в техническом вузе»

Значимость социально-гуманитарных дисциплин при компетентностном подходе при обучении студентов в техническом вузе

Данилова Оксана Викторовна,

канд. педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук (ГСЭН), ФГБОУ ВО Филиал УГНТУ (Уфимский государственный нефтяной технический университет)

E-mail: oks-danil@yandex.ru

Самигуллина Лилия Закариевна,

канд. филологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук (ГСЭН), ФГБОУ ВО Филиал УГНТУ (Уфимский государственный нефтяной технический университет) E-mail: sliliyaz@mail.ru

В статье рассмотрена значимость социально-гуманитарных дисциплин при компетентностном подходе при обучении студентов в техническом вузе. Установлена актуальность темы, которая заключается в необходимости всесторонне развитых специалистов в современное время. Раскрыто понятие компе-тентностного подхода и его роль в обучении будущих технических специалистов. Раскрыты особенности приобретения социально-гуманитарных знаний учащимися. Выявлены проблемные моменты. Сделан вывод о том, что компетентностный подход в наше время необходим, поскольку он способствует формированию важных профессиональных и социальных качеств у студентов, которые в будущем будут формировать умение ориентироваться в любых ситуациях и принимать решения на основе комплексного анализа.

Ключевые слова: компетентностный подход, социально-гуманитарная дисциплина, учебный процесс, моделирование ситуаций, специалист, развитие, личностные качества.

Современные условия довольно изменчивы и непостоянны. В такой среде будущий специалист должен быть готов к непрерывному обучению в течение всей жизни. Он должен уметь быстро впитывать и анализировать информацию, принимать решения, иметь креативный подход. Все это в комплексе говорит о необходимости формирования у студента общекультурной компетенции, что подразумевает под собой изучение социально-гуманитарных дисциплин.

Перейдя на компетентностную модель выпускника, высшие учебные заведения в образовательном процессе стали создавать программы, которые способствуют овладению будущими специалистами общекультурными, профессиональными, общепрофессиональными компетенциями.

Компетентностный подход позволяет построить сквозную модель специалиста, согласующую между собой интересы личности и общества. Компетентностный подход в образовании сопровождается использованием различных форм и методов работы со студентами, среди которых ведущее место занимают исследовательские и практически ориентированные проекты, методы проблемного обучения, практические работы, направленные на творческое исследование объекта.

Такая подготовка содержит в себе множество аспектов, включая не только освоение профессиональных компетенций, а и умений и возможностей реализовывать личностные качества. Студент осознает свою социальную значимость и ответственность, понимает важность саморазвития. Суть данного подхода заключается в умении самостоятельно решать задачи и проблемы различного уровня сложности на основе имеющихся знаний. Содержание компетентностного подхода подтверждает актуальность темы, ввиду складывающихся современных обстоятельств, в которых специалист должен быть всесторонне развит [7, с. 32].

Об актуальности данной проблематики также свидетельствует значительное количество научных работ авторов: А.К. Маркова, Э.Ф. Зе-ер, A.B. Баранников, В.И. Байденко, Б. Оскарс-сон, A.M. Новиков и др. Причина такого интереса к компетенциям связана с новыми требованиями к уровню подготовки выпускников.

Многие практики говорят о том, что в техническом вузе студенты испытывают трудности в изучении социально-гуманитарных дисциплин. Причиной здесь является недостаточно проведенная работа по систематизации знаний и формированию компетенций, благодаря которым, они смогут осуществлять деятельность в своей профессии

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

в широком социальном, культурном контекстах. Однако, такая подготовка сложна и многоаспектна. Эффективная деятельность во многом зависит от качества общекультурных компетенций, которые обеспечивают умение налаживать контакты, вырабатывать стратегии, взаимодействовать со специалистами.

Компетентностный поход стал результатом реформирования системы образования и изменения взглядов на организацию образовательного процесса в вузе. Он был признан перспективным направлением развития, поскольку несет в себе ориентированное формирование личности обучающегося в единстве знаний. Основные акценты здесь расставлены на формировании практической подготовки и высокой мотивации [2, с. 15].

Значимой отличительной особенностью ком-петентностного подхода выступает определение проявления компетенций с помощью индикаторов, по которым легко определить наличие компетенции специалиста.

Понятие компетенции можно определить как социально-личностно-поведенческий феномен. Если ее рассматривать в социально-гуманитарном значении, она определяется как уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры. Общекультурная компетенция дает возможность адаптироваться специалисту в любой среде. Что, сегодня, ввиду переменчивости обстоятельств и условий среды, очень актуально.

Роль предметов социально-гуманитарного цикла, по мнению В.И. Панова, для студентов технического вуза совершенно очевидна. Их изучение способствует правильному развитию креативной активности студентов, коммуникативных и организаторских способностей, формированию гуманистических ценностей, личностной готовности к использованию технических знаний и умений и др.

Если рассматривать необходимые компетенции для технического специалиста, то здесь можно выделить такие навыки, как способность анализировать процессы и явления, умение разбираться в методах социального воздействия, готовность брать на себя ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, владеть литературной и деловой речью, обладать умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения [4, с. 21].

Формированию целостной картины мира в области социально-гуманитарного знания способствуют такие дисциплины, как социология, политология, культурология и др. Хотелось бы более подробно рассмотреть их значимость при обучении студентов в техническом вузе [3, с. 120].

Если говорить о таком направлении, как куль-5 турология, то здесь студенты получают общекуль-5 турное развитие, способность к обобщению и анализу, постановке целей. ° При изучении русского языка студенты при-ав обретают умение ясно и логично выражать свои

мысли, отстаивать свою точку зрения не конфликтуя. Если язык иностранный, это дает возможность рассматривать актуальную профессиональную информацию с точки зрения зарубежного аспекта.

Психология и педагогика учат находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать алгоритмы, а также, владеть приемами саморегуляции.

Социология помогает осознать социальную значимость своей будущей профессии, научиться коммуницировать с коллегами, разрешать конфликтные ситуации. Также, она способствует при-бретению мотивации к ведению профессиональной деятельности, желания развиваться.

Экология формирует способность предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе общественной и профессиональной деятельности. В условиях экологического кризиса, необходимость его преодоления предполагает включение экологических критериев в качестве обязательных для всех отраслей человеческой деятельности [5, с. 60].

Также, и другие социально-гуманитарные науки - каждая, согласно своей направленности, привносит определенные знания, тем самым формируя полную картину мира, целостный взгляд на вещи, способность ориентироваться в профессиональной деятельности, основываясь на множестве знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе.

Кроме этого, необходимо отметить значимость ролевых игр по вышеприведенным дисциплинам. Участие в играх, раскрывающих специфику будущей профессиональной деятельности, помогает студентам обрести опыт эмоционального взаимодействия в профессионально значимых ситуациях, развивает умение выбирать эффективную позицию, следовать своим принципам, разрабатывать тактику поведения [1, с. 18].

Моделирование в учебной деятельности студентов ситуаций профессиональной деятельности будущего технического специалиста возможных неординарных ситуаций помогает в формировании навыков безопасного поведения. Понимание значимости безопасности является мощным фактором в формировании умений предвидения, прогнозирования.

Практика показывает, что во время таких занятий у каждого есть возможность увидеть себя и других, адекватно оценить и спрогнозировать свое поведение и дальнейшую деятельность. В дальнейшем, студенты начинают уже более осознанно подходить к поставленным задачам.

Добиться хороших результатов в образовании можно, если правильно расставить акценты - усилить внимание на организацию групповых форм работы со студентами и сотрудничество с ними, объяснить важность индивидуальной научно-исследовательской деятельности.

Проведенные исследования говорят о том, что основная часть студентов достигает базового уровня образования. При этом, у них возника-

ет живой интерес к профессии. Они приобретают устойчивую мотивацию к изучению языков, желание креативить, умение взаимодействовать в деловом стиле, принимать участие в обсуждениях, выражать свое мнение.

Этому способствует использование в учебном процессе вуза новых педагогических технологий, разнообразие методов и форм проведения учебных занятий, где информация не дается в готовом виде, а приобретается студентом самостоятельно [6, с. 267].

Однако, следует отметить, что в реализации социально-гуманитарного образования существует ряд проблем, имеющих объективную и субъективную природу. Одна из них состоит в неразработанности теоретических и методологических основ. Вторая проблема - тенденция к снижению качества подготовки кадров. Это проявляется в снижении уровня школьной подготовки, в результате чего, впоследствии, в техническом вузе у учащихся наблюдается низкий уровень знаний дисциплин естественнонаучного цикла и гуманитарной подготовки.

Таким образом, мы видим, что социально-гуманитарные дисциплины в структуре образовательной программы подготовки специалиста в техническом вузе направлены как на приобретение компетенций в определенных направлениях, так и на становление и развитие личности, осознающей свои профессиональные и социальные функции.

Процесс формирования общекультурных компетенций выпускника технического вуза организуется комплексно. На решение данной проблемы направлены содержание программ обучения всех дисциплин, методика их преподавания, самостоятельная деятельность и т.д.

Гуманитарное образование занимает значительное место в образовательных программах подготовки студентов технических вузов. Система цикла социогуманитарных дисциплин активно влияет на качество подготовки выпускников и оказывать положительное воздействие на их становление как профессионалов, граждан, социально активных личностей.

Литература

1. Бухалова, Н.А. Формирование общекультурных компетенций у студентов-бакалавров на дисциплинах социально-гуманитарного цикла посредством бинарных занятий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - № 4. - С. 18-22.

2. Ваганова, О.И. Формирование общекультурных компетенций у студентов // Карельский научный журнал. - 2017. - № 3. - С. 15-18.

3. Викулина, М.А. Общекультурные компетенции - основа подготовки современного специалиста // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. -№ 12. - С. 120-124.

4. Генварева, Ю.А. Электронная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студента // Вектор науки То-льяттинского государственного университета. - 2018. - № 2. - С. 21-26.

5. Гнатышина, Е.А. Сущность, цели и содержание самостоятельной работы обучающихся в современном образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 60-63.

6. Егорова, Ю.Н. Использование инновационных технологий в формировании общекультурных компетенций // Тенденции развития образования. - 2018. - № 1. - С. 267-268.

7. Егорова, Ю.Н. Формирование общекультурных компетенций будущего инженера при изучении общеобразовательных дисциплин // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1. -С. 32-34.

THE IMPORTANCE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES WITH A COMPETENCY-BASED APPROACH TO TEACHING STUDENTS AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Danilova O.V., Samigullina L.Z.

UGNTU Branch (Ufa state oil technical University)

The article discusses the importance of social and humanitarian disciplines with a competency-based approach to teaching students in a technical university. The relevance of the topic, which is the need for comprehensively developed specialists in modern time, is established. The concept of competency-based approach and its role in the training of future technical specialists is disclosed. The features of the acquisition of social and humanitarian knowledge by students are disclosed. Identified problem points. It is concluded that a competency-based approach is necessary in our time, because it contributes to the formation of important professional and social qualities for students, who in the future will build the ability to navigate in any situations and make decisions based on a comprehensive analysis.

Keywords: competency-based approach, social and humanitarian discipline, the educational process, modeling of situations, specialist, development, personal qualities.

References

1. Bukhalova, N.A. The formation of general cultural competencies among bachelor students in the disciplines of the social and humanitarian cycle through binary studies // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - No. 4. - P. 18-22.

2. Vaganova, O.I. The formation of general cultural competencies among students // Karelian Scientific Journal. - 2017. - No. 3. -P. 15-18.

3. Vikulina, M.A. General cultural competencies - the basis for the training of a modern specialist // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. - 2015. - No. 12. - P. 120-124.

4. Genvareva, Yu.A. Electronic educational environment as a means of organizing student independent work // Vector of Science, Togliatti State University. - 2018. - No. 2. - P. 21-26.

5. Gnatyshina, EA The essence, goals and content of independent work of students in the modern educational process // Vector of Science of Togliatti State University. - 2013. - No. 4. - P. 6063.

6. Egorova, Yu.N. The use of innovative technologies in the formation of general cultural competencies // Education Development Trends. - 2018. - No. 1. - P. 267-268.

7. Egorova, Yu.N. The formation of the general cultural competencies of the future engineer in the study of general educational disciplines // World of Science, Culture, Education. - 2019. -No. 1. - P. 32-34.

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.