УДК 378.1
https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10403
Создание и развитие гуманитаризации, математизации, информационно-цифровых и психолого-педагогических технологий в магистерской образовательной системе
Э.М. Мовсумзаде12, С.И. Пахомов3
1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected]
2 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected]
3 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, 125009, Москва, Россия
Резюме: В статье рассмотрены проблемы формирования у студентов знаний, компетенций и ценностей, касающихся социогумани-тарных смыслов их будущей деятельности. Показаны приоритеты современного технического образования, гарантирующие его высокое качество. Предложено создание в структуре технических высших учебных заведений подразделений специальной подготовки на выпускающих кафедрах, которые в дальнейшем могут быть преобразованы в кафедры инженерной педагогики. Представлены новые направления подготовки специалистов с возможностью многопрофильного получения образования, основными и важными из которых являются математические возможности базовых дисциплин, гуманитарные составляющие, информационные и цифровые технологии. Ключевые слова: гуманитаризация, информационные и цифровые технологии, математизация, моделирование, инженерное многопрофильное образование.
Для цитирования: Мовсумзаде Э.М., Пахомов С.И. Создание и развитие гуманитаризации, математизации, информационно-цифровых и психолого-педагогических технологий в магистерской образовательной системе // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 11-17.
D0I:10.24411/2226-2296-2019-10403
CREATION AND DEVELOPMENT OF HUMANITARIZATION, MATHEMATIZATION, INFORMATION-DIGITAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE MASTER'S EDUCATIONAL SYSTEM Eldar M. Movsumzade12, Sergey I. Pakhomov3
1 Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia
ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected]
2 Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art) 117997, Moscow, Russia ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected]
3 Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, 125009, Moscow, Russia
Abstract: The article deals with the problems of formation of students ' knowledge, competencies and values related to socio-humanitarian meanings of their future activities. The priorities of modern technical education guaranteeing its high quality are shown. It is proposed to create special training at the graduating departments in the structure of technical higher educational institutions units, which in the future can be converted into departments of engineering pedagogy. New directions of training of specialists with the possibility of multidisciplinary education are presented, the main and important of which are mathematical possibilities of basic disciplines, humanitarian components, information and digital technologies.
Keywords: humanitarization, information and digital technologies, mathematization, modeling, engineering multidisciplinary education. For citation: Movsumzade E.M., Pakhomov S.I. CREATION AND DEVELOPMENT OF HUMANITARIZATION, MATHEMATIZATION, INFORMATION-DIGITAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE MASTER'S EDUCATIONAL SYSTEM. History and Pedagogy of Natural Science. 2019, no. 4, pp. 11-17. DOI:10.24411/2226-2296-2019-10403
Современные технологические возможности открывают широчайшие перспективы решения проблем, стоящих сегодня перед человечеством.
В настоящий период развития нашей отечественной науки важным является усиление перспектив расширения производства, углубление переработки и превращения природных ресурсов.
Энергетика родилась вместе с промышленностью, во вторую индустриальную революцию - техническую революцию XIX века. Новому производству требовалась энергия, с каждым годом все больше и больше, и ее получали - из нефти, угля, газа, одним словом, из земли. С тех пор, несмотря на появление ядерной энергетики, солнечной, ветряной, геотермальной и множества прочих, в целом ситуация не изменилась: мы получаем энергию из земли, из полезных ископаемых. А это загрязняет планету, полезные ископаемые становятся все дороже, а вскоре могут и вовсе закончиться. И это означает необходимость создания новой энергетики.
В условиях техногенного мира любая поспешность претворения фундаментальных гипотез в действующие технологии грозит обернуться техногенной катастрофой и более того - цепью катастроф, угрожающих планетарной безопасности.
Ответственность за судьбу планеты и разумной жизни ложится на каждого жителя Земли. В условиях ориентированной на инновационное развитие техногенной цивилизации формирование экологического сознания становится неотложной общепланетарной задачей. Остро встает вопрос о гуманитаризации инженерно-технического образования. На сегодняшний день решение гуманитарных проблем общества становится базисной задачей подготовки инженера.
В первую очередь перед инженером необходимо поставить вопросы о первоочередных задачах материальной культуры, поддерживающей техногенную цивилизацию. Эти задачи можно обозначить следующим образом: это ресурсосбережение, ресурсоэффек-тивность, экологическая и техносфер-ная безопасность. Культура ресурсо-эффективности предполагает изучение природных циклических процессов и разработку технических систем, основанных на замкнутых циклах и возобновляемых ресурсах.
Объективная реальность не только для России, но и для всего мирового сообщества - это неуклонный рост энергопотребления при снижении запасов органического топлива. В настоящее время около 80% потребности чело-
вечества в энергии обеспечиваются установками на органическом топливе. Доля атомной энергетики в структуре общего энергообеспечения незначительна - не более 6 %, а в производстве электроэнергии ~16 %.
Гуманитаризация инженерного образования и вообще инженерной деятельности в условиях инженерно-технического вуза должна идти по двум направлениям:
1) формирование общегуманитарной и социальной культуры посредством преподавания философии, истории и философии науки, отечественной и мировой истории, культурологии, русского языка, социологии, политологии;
2) формирование методологического сознания будущих инженеров, которое понимается как необходимый компонент в структуре профессионального мышления.
Наибольшее сближение гуманитарного и технического в высшем образовании идет в ходе преподавания философских и одновременно общенаучных дисциплин. Такие философские дисциплины, как философия, философия техники, инженерная этика, логика, предоставляют хорошие возможности для развития студентов - будущих инженеров.
Современная интенсификация образовательного процесса нуждается в постоянной модернизации и введении новых учебных преобразований в связи с требованиями новой трехступенчатой подготовки специалистов. В этом направлении привлекательным оказывается создание подразделения, включающего в себя предметы, необходимые для подготовки магистров, возможно, какие-то из них и для бакалавриата. Некоторые курсы были бы необходимы для ведения курса и для аспирантов. Созданное в структуре университета подразделение либо подразделение специальной подготовки на выпускающих кафедрах в дальнейшем может быть преобразовано в кафедру инженерной педагогики. Предлагаемая кафедра может включать в свою деятельность следующие предметы:
1) «Гуманитаризация инженерно-технического образования»;
2) «Математизация в рамках инженерно-технического образования»;
3) «Производственная подготовка средствами информационных технологий»;
4) «Развитие педагогических и психолого-педагогических методик (технологий) преподавания технических дисциплин».
Необходимо обратить внимание на все направления будущего подразделения, которые станут определяющими в
подготовке технических специалистов нефтяного профиля, на формирование креативно мыслящих и готовых к самостоятельной работе инженерно-технологических кадров.
Современные студенты должны уметь совмещать естественные и информационные науки, владеть профессиональной этикой и ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями и новаторами, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Студенты должны быть готовы стать ответственными гражданами своей страны и мира в целом, понимать, какой вклад могут внести инженеры в развитие общества. Они должны понимать принципы развития бизнеса, быть экспертами в области разработки и производства продукции, знать, как планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные расчеты и системы. Фундаментальные знания являются наиболее важным преимуществом подготовки инженеров в университете.
Здесь уместно вспомнить слова Михаила Васильевича Ломоносова об общественном предназначении науки и совершенствовании разума человека в занятиях искусствами и наукой, сказанные им на заре отечественной научной традиции: «Наука есть ясное постижение истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала в юности, в старости подпора, строи-тельница градов, полков, крепость, утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник».
В 2014 году постановлением правительства РФ № 295 была утверждена Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Целью программы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.
Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования» включает:
• обеспечение выпускников профессиональными и общекультурными компетенциями;
• формирование креативно мыслящих, готовых к самостоятельной работе инженерно-технологических кадров на уровне бакалавриата с целью дальнейшей эффективной учебы в магистратуре;
• повышение результативности работы преподавателя и самостоятельной учебной деятельности студента;
• создание современного учебно-методического обеспечения профессионального образования.
Гуманитаризация высшего инженерно-технического образования обеспечивается лингвистическими и юридическими средствами. Также гуманитарная подготовка студентов высших технических учебных заведений осуществляется в историко-педагогическом и организационно-управленческом аспектах.
Приоритетами современного технического образования, гарантирующими его высокое качество, становятся освоение материала учебных дисциплин посредством погружения в деятельность и овладения компетенциями через учебно-профессиональную коммуникацию, а также реализация принципа комплементарности как взаимодополняемости гуманитарной и технической подготовки.
Предполагается формирование у студентов знаний, компетенций и ценностей, касающихся социогуманитар-ных смыслов их будущей деятельности. У студентов должно быть сформировано понимание того, что их индивидуальная, частная деятельность представляет собой часть общей деятельности коллектива, отрасли, производства и страны в целом. Это обеспечивается созданием и реализацией содержания обучения, отражающего данные аспекты подготовки и актуально согласованного с содержанием профильно-технологических аспектов.
Компетентностно-ориентированный подход в образовании, или CBE (от англ. Competence-Based Education) сложился в США в середине 1970-х годов. Его признание и внедрение в высшее образование было связано с новыми тенденциями экономического развития, ориентированного на высокие технологии, а также интересами бизнеса в инновационном развитии. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций предполагает создание социальной среды вуза, в которой происходит обучение и воспитание будущих поколений специалистов. Социокультурная среда современного вуза должна отвечать особым требованиям, предъявляемым к личности молодого специалиста, которые зафиксированы в Федеральных стандартах высшего образования в системе компетенций. Понятие компетенции формировалось в течение нескольких десятилетий, обретая уточненные смыслы, применимые к национально-культурным и интернациональным реалиям. Под компетенцией следует понимать специфическую расположенность к эффективному исполнению определенных действий в конкретной сфере деятель-
ности, которая подразумевает применение и использование предметных знаний, специфических для данной деятельности навыков, способов и категорий мышления, осознание ответственности выбора той или иной стратегии действий. Суть компетентностного подхода заключается в развитии у учащихся навыков решать проблемы в новых, незнакомых ситуациях самостоятельно. Можно выделить общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции. Специфическая роль образования в современном глобализирующемся и динамично развивающемся мире предопределяет необходимость целенаправленного формирования в первую очередь общекультурных компетенций учащихся, что и выступает главной целью управления социокультурной средой вуза.
Математизация и моделирование инженерно-технического образования предполагает формирование у будущих инженеров действенного математического аппарата решения инженерных задач. Математизация означает приведение содержания дисциплины «Математика» к потребностям инженерных специалистов, а не просто раскрытие математических знаний самих по себе, что в значительной степени снижает их ценность для студентов и усложняет их понимание. Математизация предполагает создание содержания математической подготовки, соединяющего фундаментальные математические знания с типами инженерных задач и раскрывающего возможности их решения. Это существенно усиливает практическую ориентацию математической подготовки и подводит фундаментальную математическую базу под подготовку в рамках собственно инженерной составляющей.
Развитие математического образования в вузе соответствует Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением правительства Российской Федерации от 24.12.2013 г. № 2506-р.
На сегодняшний день в целом уже разработаны образовательные стандарты на основе компетентностного подхода, которые приняты на государственном уровне и потому в любом случае реализуются или будут реализовы-ваться во всех российских вузах. В них компетенции условно подразделяются на общекультурные и профессиональные. Сформулированы основные компетенции для бакалавров, магистрантов и аспирантов.
Первая группа общекультурных компетенций ориентирована на формирование способностей к логическому,
упорядоченному мышлению и работе с информацией - к ее получению и систематизации. К таким компетенциям относится способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения и умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
Следующая группа компетенций направлена на формирование адекватного требованиям современного общества уровня развития политической и правовой культуры: умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. Введение правовой компетенции обусловлено одной из целей высшего образования для бакалавров - формированием навыков управленческой деятельности.
Компетенция, относящаяся к формированию навыков самопознания и саморазвития личности, позволяет выпускнику вуза обладать стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. В компетенции отражена современная ситуация чрезвычайной мобильности рынка труда, глобальные процессы, необходимость широкого образования в высшей школе. Изучение иностранного языка на уровне разговорного также отвечает глобальным социально-экономическим тенденциям и интернационализации образования и труда. Общекультурное значение данной компетенции связано с процессами глобальных коммуникаций в инженерном деле, развитием междисциплинарных, интернациональных инженерных команд, владением иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации. В условиях ускоренных изменений системных характеристик мира к выпускнику высшей школы XXI века предъявляются особые требования гибкости мышления, восприимчивости к новому постоянному самообразованию.
В современном обществе информационные технологии (ИТ) проникают во все сферы человеческой деятельности и образуют глобальное информационное пространство. Важной частью этих процессов является информатизация образования.
В соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения в учебный план включена дисциплина, предполагающая информационную подготовку будущих специалистов. Это дисциплина «Информационные технологии» или «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими природными богатствами, как нефть, газ, полезные ископаемые и др.
Цель информационной технологии - производство информации для ее последующего анализа и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия.
Информатизация образования - это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.
Важнейшими задачами информатизации образования являются: повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса; формирование информационной культуры специалиста, уровень сформирован-ности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные ИТ в профессиональной деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего
мира как открытой информационной системы.
Процессы перехода к цифровой экономике и цифровому обществу вызвали процесс цифровизации профессионального образования и обучения.
Цифровизацию образовательного процесса возможно осуществить на основе новой отрасли педагогической науки - цифровой дидактики. Цифровая дидактика - отрасль педагогики, научная дисциплина об организации процесса обучения в условиях цифрового общества.
Потребность в организации цифрового образовательного процесса профессионального образования и обучения объясняется тремя составляющими цифрового общества:
• цифровое поколение (новое поколение обучающихся, имеющее особые социально-психологические характеристики);
• новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней;
• цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам.
Цифровая дидактика профессионального образования и обучения обеспечивает достижение поставленных целей при помощи:
• персонализованного образовательного процесса;
• цифровых педагогических технологий;
• метацифровых образовательных комплексов.
Персонализация обучения достигается путем: построения индивиду-
альных образовательных маршрутов; использования различных форм образовательного процесса в образовательной сети; создания образовательной среды для самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся.
Цифровые педагогические технологии способны обеспечить бесконечное множество направлений индивидуализации обучения: по содержанию, скорости освоения учебного материала, уровням сложности, способу подачи учебного материала, форме организации учебной деятельности, составу учебной группы и пр.
Индивидуализация профессионального образования и обучения на основе цифровых технологий позволяет обеспечить переход к персонализованному набору профессиональных компетенций у обучающихся.
Использование метацифровых образовательных комплексов (симулято-ры, тренажеры и пр.) - обязательное условие для формирования у обучающегося набора профессиональных умений и навыков, необходимых для работы по избранной профессии.
И наконец, педагогический, а еще важнее педагогико-психологический, аспект является очень важным компонентом подготовки инженеров. И это направление педагогической и психологической методики (технологии) преподавания естественно-технических дисциплин является основополагающим в организации подразделения, а именно кафедры инженерной педагогики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мовсумзаде Э.М., Сыркин А.М. От древней химии до современной нефтепереработки. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000. 211 с.
2. Мовсумзаде Э.М., Сыркин А.М. История нефтепереработки и нефтехимии Башкортостана. Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997. 124 с.
3. Мовсумзаде Э.М., Самедов В.А. Бакинская нефть и военно-морской флот царской России. Уфа: Реактив, 1996. 148 с.
4. Мовсумзаде Э.М., Алиев Г.Р. Караханов Р.А., Гамидов А.Ф. Термины и понятия современной химии. Баку: Маариф, 1988.
5. Мовсумзаде Э.М., Аббасова Г.А., Захарочкина Т.Г. Химия в вопросах и ответах с использованием ЭВМ. М.: Высшая школа, 1991. 192 с.
6. Мовсумзаде Э.М. События и факты российской нефти. Зарождение нефтяного дела в Российской империи. СПб.: Недра, 2008. 152 с.: ил.
7. Мовсумзаде Э.М. Гуманитаризация инженерно-технического образования. М.: Современный университет, 2007. 100 с.
8. Мовсумзаде Э.М. Начало освоения нефтяных и газовых месторождений арктических регионов. СПб.: Недра, 2012. 120 с. Мовсумзаде Э.М., Мастобаев Б.Н., Мастобаев Ю.Б., Мовсумзаде М.Э. Морская нефть. Развитие технических средств и технологий. - СПб.: Недра, 2005. 236 с.
10. Мовсумзаде Э.М., Мастобаев Б.Н., Мастобаев Ю.Б., Мовсумзаде М.Э. Морская нефть. Развитие технологий освоения морских арктических месторождений нефти и газа. СПб.: Недра, 2008. 304 с.
Мовсум-заде Н.Ч. Математические методы в нефтегазохимии. М.: Химия. 2012. 235 с.
Шаммазов А.М., Бахтизин Р.Н., Мастобаев Б.Н. и др. История нефтегазового дела России. М.: Химия, 2001. 315 с. Мастобаев Б.Н., Шаммазов А.М., Мовсумзаде Э.М. Химические средства и технологии в трубопроводном транспорте нефти. М.: Химия, 2002. 295 с.
Мовсумзаде Э.М., Воловик Д.А., Салаев Ф.Э. Нефтяная палитра на полотнах художников мира. М.: Химия, 2000. 96 с. Мовсумзаде Э.М., Салаев Ф.Э. Нефтяная симфония. М.: Химия, 2003. 164 с.: ил.
Борисов В.П., Балыхин М.Г., Черноглазкин С.Ю. и др. Цивилизационный путь России и развитие отечественной текстильной промышленности. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2015. 40 с.
17. Бахтизин Р.Н., Гюльмалиев А.М., Пахомов С.И., Мовсум-заде Н.Ч. Математические методы в нефтегазохимическом комплексе. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2016. 200 с.
18. Бахтизин Р.Н., Мовсумзаде Э.М., Мамедъяров Э.Э., Мастобаев Б.Н. Морские нефтяные пейзажи. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2018. 196 с.: ил.
19. Колчина Г.Ю., Мовсум-заде Н.Ч., Бахтина А.Ю., Мовсумзаде Э.М. Зарождение и хронология этапов развития квантовой химии // История и педагогика естествознания, 2015. № 4. С. 34-43.
20. Колчина Г.Ю., Мовсум-заде Н.Ч., Бахтина А.Ю., Мовсумзаде Э.М. Квантовая химия - перспективы и достижения // НефтеГазоХимия, 2016. № 1. С. 51-60.
21. Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М., Балыхин М.Г. Гуманитарно-ориентированная подготовка специалистов легкой промышленности: методологическое введение // История и педагогика естествознания, 2016. № 1. С. 9-13.
22. Черноглазкин С.Ю., Балыхин М.Г., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М. Легкая промышленность в национальном производстве: гуманитарное измерение // История и педагогика естествознания, 2016. № 2. С. 17-20.
23. Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Кобраков К.И. и др. Гуманитарно-смысловое моделирование подготовки инженерно-промышленных кадров: ведущие принципы // История и педагогика естествознания, 2016. № 3. С. 16-19.
24. Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О., Керимов В.Ю. и др. Курс «История специальности» как реализация гуманитаризации технического образования // История и педагогика естествознания, 2016. № 4. С. 9-16.
25. Керимов В.Ю., Осипов А.В., Мустаев Р.Н. Новые направления подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса // История и педагогика естествознания, 2016. № 4. С. 6-8.
26. Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О., Керимов В.Ю., Мовсумзаде Э.М. Подготовка инженерных кадров в области гуманитарного моделирования // История и педагогика естествознания, 2017. № 1. С. 6-11.
27. Мовсумзаде Э.М. Математизация, гуманитаризация, информационные технологии, педагогика и психология в многоступенчатом образовательном процессе // История и педагогика естествознания». 2017. № 3. С. 22-26.
28. Мовсумзаде Э.М., Пахомов С.И., Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О. Математическое моделирование - основа инженерных специальностей // История и педагогика естествознания, 2018. № 2. С. 45-48.
29. Мовсумзаде Э.М., Пахомов С.И. Значение подразделения «Интенсификация образовательного процесса» в подготовке специалистов на современном этапе // История и педагогика естествознания, 2018. № 3. С. 24-26.
30. Мовсумзаде Э.М., Белгородский В.С., Колчина Г.Ю., Полетаева О.Ю., Шемяков А.О. Математизация в технических предметах подготовки специалистов // История и педагогика естествознания, 2019. № 1. С. 18-22.
31. Мовсумзаде Э.М., Колчина Г.Ю., Полетаева О.Ю., Каримов Э.Х. Некоторые практические возможности современного изложения курса «Общая химия» // История и педагогика естествознания, 2019. № 3. С. 5-9.
32. Хасанов И.И., Логинова Е.А., Полетаева О.Ю. Регистрация, контроль и управление в нефтепереработке и нефтехимии, основные параметры регулирования процессами // НефтеГазоХимия, 2017. № 3. С. 25-27.
33. Квантовая химия в России - широта интересов. URL: http://www.chem.msu.su/rus/journals/xr/quant.html (дата обращения 21.08.2019).
34. Арутюнов В.С. Нефть XXI. Мифы и реальность альтернативной энергетики. М.: Алгоритм, 2016. 208. с.
35. Ола Дж., Гепперт А., Прокаш С. Когда закончится нефть и газ: пер. с англ. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 416 с.: ил.
36. Нигматулин Р.И. Мелкомасштабные течения и поверхностные эффекты в гидродинамике многофазных сред // Прикладная математика и механика, 1971. Т. 35. № 3. С. 451-463.
37. Шредингер Э. Избранные труды по квантовой механике. М.: Наука, 1976. 422 с.
38. Филиппов В.М. Место фундаментального естественно-научного образования в новой образовательной парадигме // Вестник РУДН. Сер. Фундаментальное естественно-научное образование, 1995, № 1, С. 5-7.
39. Гребнев Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России, 2011. № 11. С. 29-41.
40. Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании. М.: Недра, 2011. 81 с.
41. Орешников И.М. Философия техники и инженерной деятельности: учеб. пособие. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. С. 89-86.
42. Орешников И.М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания, 2015. № 4. С. 9-12.
43. Таликов М.Р., Мовсум-заде Н.Ч., Талипов Р.Ф., Мовсумзаде Э.М. Квантово-химическое исследование органических нитрилов и их комплексов. М.: Химия, 2010. 238 с.
44. Александров И.А. Ректификационные и абсорбционные аппараты. Методы расчета и основы конструирования. М.: Химия, 1978. 280 с.
45. Ахназарова СЛ., Кафаров В.В. Оптимизация эксперимента в химии и хими-ческой технологии. М.: Высшая школа, 1985. 327 с.
46. Кафаров В.В. Методы кибернетики в химии и химической технологии. М.: Химия. 1985. 448 с.
47. Марчук Г.И. Методы вычислительной математики. М.: Наука, 1977. 456 с.
48. Эммануэль Н.М. Учение о химическом процессе. М.: Знание, 1954. 40 с.
49. Рузинов Л.П. Статистические методы оптимизации химических процессов. М.: Химия, 1972. 200 с.
50. Автономова Н.С., Дубровский Д.И. и др. Наука. Технологии. Человек: мат. «Круглого стола» // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 5-39.
51. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний. М.: Когито-Центр, 2009. 96 с.
52. Багдасарьян Н.Г., Гаврилина Е.А. Еще раз о компетенциях, или Концепт культуры в компетенциях инженеров // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 24-28.
53. Бехманн Г. Техногенные катастрофы: жизнь в обществе риска // Философские науки. 2011. № 8. С. 39-43.
54. Буданов В.Г. Новый цифровой жизненный техноуклад - перспективы и риски трансформаций антропосферы // Философские науки. 2016. № 6. С. 47-55.
55. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1977. 192 с.
56. Волкова Л.В. Реформы в российском образовании: главное - процесс? / мат. межд. науч.-метод. конф. «Наука, образование, молодежь в современном мире»: Ч. 1. М.: Изд. Центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2016. С. 49-54.
57. Вчерашний П.М., Гафурова Н.В. и др. Инженерное образование: смена формата // Высшее образование в России, 2016. № 8-9 (204), С. 15-21.
58. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира. М.; Л.: ОГИЗ-СССР, 1948. 380 с.
59. Герасимова И.А. Профессиональное чувство // Эпистемология и философия науки, 2007. Т. XI. № 1. С. 191-205.
60. Герасимова И.А. Истина, интернет и древнеиндийский спор // Эпистемология и философия науки, 2008. № 4. С. 199-209.
61. Герасимова И.А. Философия химии: мнение эпистемолога // Эпистемология и философия науки, 2012. Т. XXXIV. № 4. С. 130-150.
62. Глушко А.А. Техносфера-XXI. Ч. II. Инженерно-экологические проблемы создания экологической индустрии России в XXI веке // Инженерная экология, 2015. № 3. С. 2-27.
63. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения). М.: Логос, 2012. 512 с.
64. Качмент А. Бурение до землетрясений // В мире науки, 2016. № 8/8. С. 120-129.
65. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091784
66. Кроули Э.Ф., Малмквист Й. и др. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / пер. с англ. С. Рыбушкинова; науч. ред. А. Чучалин. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015. 504 с.
67. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухиной. СПб.: Питер, 2016. 400 с.
68. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
69. Матвейчук А.А. Первые нефтехимики России. Исторические очерки. М.: Древлехранилище, 2014. 294 с.
70. Патин С.А. Морской нефтегазовый комплекс: источники и факторы экологического риска // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе, 2015. № 4. С. 5-11.
71. Проблемы и риски инженерного образования в XXI веке: моног. / под общ. ред. И.А. Герасимовой, М.: Университетская книга, 2017. 312 с.
72. Шаронин Ю.В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно ориентированной SMART-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов // Современные проблемы науки и образования, 2019. № 1.
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28507 (дата обращения: 13.12.2019).
73. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.Е. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 72 с.
REFERENCES
1. Movsumzade E.M., Syrkin A.M. Ot drevneykhimii do sovremennoy neftepererabotki [From ancient chemistry to modern refining]. Ufa, UGNTU Publ., 2000. 211 p.
2. Movsumzade E.M., Syrkin A.M. Istoriya neftepererabotkiineftekhimii Bashkortostana [History of oil refining and petrochemistry of Bashkortostan]. Ufa, UGNTU Publ., 1997. 124 p.
3. Movsumzade E.M., Samedov V.A. Bakinskaya neft' i voyenno-morskoy flot tsarskoy Rossii [Baku oil and the navy of Tsarist Russia]. Ufa, Reaktiv Publ., 1996. 148 p.
4. Movsumzade E.M., Aliyev G.R. Karakhanov R.A., Gamidov A.F. Terminy i ponyatiya sovremennoy khimii [Terms and concepts of modern Chemistry]. Baku, Maarif Publ., 1988.
5. Movsumzade E.M., Abbasova G.A., Zakharochkina T.G. Khimiya v voprosakh i otvetakh s ispol'zovaniyem EVM [Chemistry in questions and answers using computers]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1991. 192 p.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
Movsumzade E.M. Sobytiya i fakty rossiyskoy nefti. Zarozhdeniye neftyanogo dela v Rossiyskoy imperii [Events and facts of Russian oil. The origin of the oil business in the Russian Empire]. St. Petersburg, Nedra Publ., 2008. 152 p.
Movsumzade E.M. Gumanitarizatsiya inzhenerno-tekhnicheskogo obrazovaniya [The humanization of engineering education]. Moscow, Sovremennyy universitet Publ., 2007. 100 p.
Movsumzade E.M. Nachalo osvoyeniya neftyanykh igazovykh mestorozhdeniy arkticheskikh regionov [The beginning of the development of oil and gas fields in the Arctic regions]. St. Petersburg, Nedra Publ., 2012. 120 p.
Movsumzade E.M., Mastobayev B.N., Mastobayev YU.B., Movsumzade M.E. Morskaya neft'. Razvitiye tekhnicheskikh sredstvi tekhnologiy [Offshore oil. Development of technical means and technologies]. St. Petersburg, Nedra Publ., 2005. 236 p.
Movsumzade E.M., Mastobayev B.N., Mastobayev YU.B., Movsumzade M.E. Morskaya neft'. Razvitiye tekhnologiy osvoyeniya morskikh arkticheskikh mestorozhdeniy nefti i gaza [Offshore oil. Development of technologies for the development of offshore Arctic oil and gas fields]. St. Petersburg, Nedra Publ., 2008. 304 p.
Movsum-zade N.CH. Matematicheskiye metody vneftegazokhimii [Mathematical methods in oil and gas Chemistry]. Moscow, Khimiya Publ., 2012. 235 p.
Shammazov A.M., Bakhtizin R.N., Mastobayev B.N., Movsumzade E.M. Istoriya neftegazovogo dela Rossii [History of oil and gas business in Russia]. Moscow, Khimiya Publ., 2001. 315 p.
Mastobayev B.N., Shammazov A.M., Movsumzade E.M. Khimicheskiye sredstva i tekhnologii v truboprovodnom transporte nefti [Chemicals and technologies in the pipeline transportation of oil]. Moscow, Khimiya Publ., 2002. 295 p.
Movsumzade E.M., Volovik D.A., Salayev F.E. Neftyanaya palitra na polotnakh khudozhnikov mira [Oil palette on the canvases of artists of the world]. Moscow, Khimiya Publ., 2000. 96 p.
Movsumzade E.M., Salayev F.E. Neftyanaya simfoniya [Oil Symphony]. Moscow, Khimiya Publ., 2003. 164 p.
Borisov V.P., Balykhin M.G., Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Movsumzade E.M. Tsivilizatsionnyyput' Rossiii razvitiye otechestvennoy tekstil'noy promyshlennosti [The civilization path of Russia and the development of the domestic textile industry]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2015. 40 p.
Bakhtizin R.N., Gyul'maliyev A.M., Pakhomov S.I., Movsum-zade N.CH. Matematicheskiye metody vneftegazokhimicheskom komplekse [Mathematical methods in the petrochemical complex]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2016. 200 p.
Bakhtizin R.N., Movsumzade E.M., Mamed»yarov E.E., Mastobayev B.N. Morskiye neftyanyye peyzazhi [Sea oil landscapes]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2018. 196 p.
Kolchina G.YU., Movsum-zade N.CH., Bakhtina A.YU., Movsumzade E.M. The origin and chronology of the stages of Quantum Chemistry development. Istoriya ipedagogikayestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 34 - 43 (In Russian).
Kolchina G.YU., Movsum-zade N.CH., Bakhtina A.YU., Movsumzade E.M. Quantum Chemistry, its prospects and achievements. NefteGazoKhimiya, 2016, no. 1, pp. 51-60 (In Russian).
Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Movsumzade E.M., Balykhin M.G. Humanitarian-oriented training of specialists in light industry: methodological introduction. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no, 1, pp. 9 - 13 (In Russian).
Chernoglazkin S.YU., Balykhin M.G., Pushina L.A., Movsumzade E.M. Light industry in national production: the humanitarian dimension. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 2, pp. 17 - 20 (In Russian).
Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Kobrakov K.I., Balykhin M.G., Movsumzade E.M. Humanitarian-semantic modeling of training of engineering and industrial personnel: leading principles. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 3, pp. 16 - 19 (In Russian). Bakhtizin R.N., Shemyakov A.O., Kerimov V.YU., Pakhomov S.I., Mastobayev B.N., Movsumzade E.M. The course "History of the specialty" as the implementation of the humanization of technical education. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 4, pp. 9-16 (In Russian). Kerimov V.YU., Osipov A.V., Mustayev R.N. New directions of personnel training for the fuel and energy complex. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 4, pp. 6-8 (In Russian).
Bakhtizin R.N., Shemyakov A.O., Kerimov V.YU., Movsumzade E.M. Training of engineering personnel in the field of humanitarian modeling. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 1, pp. 6-11 (In Russian).
Movsumzade E.M. Mathematization, humanization, information technology, pedagogy and psychology in a multi-stage educational process. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 3, pp. 22-26 (In Russian).
Movsumzade E.M., Pakhomov S.I., Bakhtizin R.N., Shemyakov A.O. Mathematical modeling - the basis of engineering specialties. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2018, no. 2, pp. 45 - 48 (In Russian).
Movsumzade E.M., Pakhomov S.I. The importance of the unit "Intensification of the educational process" in the training of specialists at the present stage. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2018, no. 3, pp. 24 - 26 (In Russian).
Movsumzade E.M., Belgorodskiy V.S., Kolchina G.YU., Poletayeva O.YU., Shemyakov A.O. Mathematization in technical subjects of specialist training. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2019, no. 1, pp. 18 - 22 (In Russian).
Movsumzade E.M., Kolchina G.YU., Poletayeva O.YU., Karimov E.KH. Some practical possibilities of the modern presentation of the course "General Chemistry". Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2019, no. 3, pp. 5 - 9 (In Russian).
Khasanov I.I., Loginova YE.A., Poletayeva O.YU. Registration, control and management in oil refining and petrochemistry, the main parameters of process regulation. NefteGazoKhimiya, 2017, no. 3, pp. 25-27 (In Russian).
Kvantovaya khimiya v Rossii - shirota interesov (Quantum chemistry in Russia - the breadth of interests) Available at: http://www.chem.msu.su/ rus/journals/xr/quant.html (accessed 21 August 2019).
Arutyunov V.S. Neft'XXI. Mifyireal'nost' al'ternativnoy energetiki [Oil in XXI centuary. Myths and reality of alternative energy]. Moscow, Algoritm Publ., 2016. 208 p.
Ola Dzh., Geppert A., Prokash S. Kogda zakonchitsya neft' igaz [When the oil and gas run out]. Moscow, BINOM. Laboratoriya znaniy Publ., 2015. 416 p.
Nigmatulin R.I. Small-scale flows and surface effects in the hydrodynamics of multiphase media. Prikladnaya matematika i mekhanika, 1971, vol. 35, no. 3, pp. 451-463 (In Russian).
Shredinger E. Izbrannyye trudy po kvantovoy mekhanike [Selected Works on Quantum Mechanics]. Moscow, Nauka Publ., 1976. 422 p. Filippov V.M. The place of fundamental science education in the new educational paradigm. Vestnik RUDN, 1995, no. 1, pp. 5-7 (In Russian). Grebnev JI.S. The Bologna process and the "fourth generation" of educational standards. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2011, no. 11, pp. 2941 (In Russian).
Vladimirov A.I. Ob inzhenerno-tekhnicheskom obrazovanii [On the engineering education]. Moscow, Nedra Publ., 2011. 81 p. Oreshnikov I.M. Filosofiya tekhnikiiinzhenernoy deyatel'nosti [Philosophy of Engineering]. Ufa, UGNTU Publ., 2008. pp. 89-86. Oreshnikov I.M. Cultural and humanistic paradigm of engineering education. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 9-12 (In Russian).
Talikov M.R., Movsum-zade N.CH., Talipov R.F., Movsumzade E.M. Kvantovo-khimicheskoye issledovaniye organicheskikh nitrilovi ikh kompleksov [Quantum-chemical study of organic nitriles and their complexes]. Moscow, Khimiya Publ., 2010. 238 p.
Aleksandrov I.A. Rektifikatsionnyye i absorbtsionnyye apparaty. Metody rascheta i osnovy konstruirovaniya [Rectification and absorption apparatus. Calculation methods and design fundamentals]. Moscow, Khimiya Publ., 1978. 280 p.
Akhnazarova SL., Kafarov V.V. Optimizatsiya eksperimenta v khimii i khimicheskoy tekhnologii [Optimization of an experiment in chemistry and chemical technology]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1985. 327 p.
Kafarov V.V. Metody kibernetiki vkhimii i khimicheskoy tekhnologii [Cybernetics methods in chemistry and chemical technology]. Moscow, Khimiya Publ., 1985. 448 p.
Marchuk G.I. Metody vychislitel'noy matematiki [Methods of Computational Mathematics]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 456 p. Emmanuel' N.M. Ucheniye o khimicheskom protsesse [The doctrine of the chemical process]. Moscow, Znaniye Publ., 1954. 40 p. Ruzinov L.P. Statisticheskiye metody optimizatsiikhimicheskikh protsessov [Statistical methods for the optimization of chemical processes]. Moscow, Khimiya Publ., 1972. 200 p.
Avtonomova N.S., Dubrovskiy D.I. Science. Technology. Human. Materials of the Round Table. Voprosy filosofii, 2015, no. 9, pp. 5-39 (In Russian).
Alekseyeva I.YU. Chto takoye obshchestvo znaniy [What is a knowledge society]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2009. 96 p. Bagdasar'yan N.G., Gavrilina Ye.A. Once again on competences, or the Concept of culture in the competencies of engineers. Vyssheye obrazovaniye vRossii, 2010, no. 6, pp. 24-28 (In Russian).
Bekhmann G. Technogenic disasters: life in a society of risk. Filosofskiye nauki, 2011, no. 8, pp. 39-43 (In Russian).
Budanov V.G. A new digital life techno-structure, its prospects and risks of transformations of the anthroposphere. Filosofskiye nauki, 2016, no.
73
6, pp. 47-55 (In Russian).
Vernadskiy V.I. Razmyshleniya naturalista. Nauchnaya mysl' kakplanetnoye yavleniye [The thoughts of a naturalist. Scientific thought as a planetary phenomenon]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 192 p.
Volkova L.V. Reformy v rossiyskom obrazovanii: glavnoye - protsess? [Reforms in Russian education. Is the main thing the process?]. Trudy Me-zhd. nauch.-metod. konf. «Nauka, obrazovaniye, molodezh' v sovremennom mire» [Proc. of Int. scientific method. conf. "Science, education, youth in the modern world"]. Moscow, 2016, pp. 49-54.
Vcherashniy P.M., Gafurova N.V. Engineering education: format change. Vyssheye obrazovaniye vRossii, 2016, no. 8-9 (204), pp. 15-21 (In Russian).
Galiley G. Dialog o dvukhglavneyshikh sistemakh mira [Dialogue on the two most important systems of the world]. Moscow, Leningrad, OGIZ-SSSR Publ., 1948. 380 p.
Gerasimova I.A. Professional feeling. Epistemologiya i filosofiya nauki, 2007, vol. XI, no. 1, pp. 191-205 (In Russian). Gerasimova I.A. Truth, the Internet and the ancient Indian dispute. Epistemologiya i filosofiya nauki, 2008, no. 4, pp. 199-209 (In Russian). Gerasimova I.A. The Philosophy of Chemistry: The Opinion of an Epistemologist. Epistemologiya i filosofiya nauki, 2012, vol. XXXIV, no. 4, pp. 130-150 (In Russian).
Glushko A.A. Technosphere-XXI. Part II Environmental engineering problems of creating the environmental industry of Russia in the 21st century. Inzhenernaya ekologiya, 2015, no. 3, pp. 2-27 (In Russian).
Gorokhov V.G. Tekhnicheskiye nauki: istoriya i teoriya (istoriya nauki s filosofskoy tochki zreniya) [Engineering: history and theory (history of science from a philosophical point of view)]. Moscow, Logos Publ., 2012. 512 p. Kachment A. Drilling before earthquakes. Vmire nauki, 2016, no. 8/8, pp. 120-129 (In Russian).
Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy^ Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2013-2020 gody/ Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiys-koy Federatsii (State program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020. Ministry of Education and Science of the Russian Federation) Available at: http://docs.cntd.ru/document/499091784
Krouli E.F., Malmkvist Y. Pereosmysleniye inzhenernogo obrazovaniya. Podkhod CDIO [Rethinking engineering education. CDIO Approach]. Moscow, Dom Vysshey shkoly ekonomiki Publ., 2015. 504 p.
Maslou A. Motivatsiyailichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg, Piter Puibl., 2016. 400 p. Toynbi A. Postizheniye istorii [Comprehension of history]. Moscow, Progress Publ., 1991. 736 p.
Matveychuk A.A. Pervyye neftekhimiki Rossii. Istoricheskiye ocherki [The first petrochemists of Russia]. Moscow, Drevlekhranilishche Publ., 2014. 294 p.
Patin S.A. Offshore oil and gas complex: sources and environmental risk factors. Zashchita okruzhayushchey sredy vneftegazovom komplekse, 2015, no. 4, pp. 5-11 (In Russian).
Problemy i riskiinzhenernogo obrazovaniya vXXI veke [Problems and risks of engineering education in the XXI century]. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., 2017. 312 p.
Sharonin YU.V. Digital technologies in higher and professional education: from personality-oriented SMART didactics to blockchain in targeted training of specialists. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 1. Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=28507 (accessed 13 December 2019).
Blinov V.I., Dulinov M.V., Yesenina Ye.YU., Sergeyev I.Ye. Proyekt didakticheskoy kontseptsii tsifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya [The project of the didactic concept of digital vocational education and training]. Moscow, Pero Publ., 2019. 72 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Пахомов Сергей Иванович, д.х.н., проф., директор департамента аттестации научных и научно-педагогических работников, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Eldar M. Movsumzade, Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Adviser to the Rector, Ufa State Petroleum Technological University, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).
Sergey I. Pakhomov, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Director of the Department of Certification of Scientific and Scientific-Pedagogical Workers, Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.