Научная статья на тему 'Подготовка инженерных кадров в области гуманитарного моделирования'

Подготовка инженерных кадров в области гуманитарного моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ / ГУМАНИТАРИСТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / HUMANITARIZATION OF TECHNICAL EDUCATION / HUMANITARIAN SIMULATION TRAINING / HUMANITIES / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье представлены основы гуманитарной модели организации инженерно-технического образования в техническом вузе. Показана необходимость подготовки инженерных кадров, обладающих широким профессиональным и мировоззренческим кругозором, а также рядом гуманитарных компетенций: умением работать в команде, владением приемами эффективной профессиональной коммуникации, пониманием этической ответственности принятия инженерных решений. В статье обсуждаются проблемы моделирования процессов становления критически мыслящей, социально ответственной гражданской личности, человека, способного и готового к саморазвитию и самообразованию в течение всей жизни. Отмечено, что главная задача вуза развитие творческой среды для выявления талантливых студентов, поддержка в них инициативности, креативности, компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING ENGINEER PERSONNEL IN THE FIELD OF HUMANITARIAN SIMULATION

The article presents the basis of the humanitarian model of organization of engineering education in the technical University. It shows the necessity of training engineers with broad professional and philosophical Outlook, as well as a number of humanitarian competencies: ability to work in a team, possession of the techniques of effective professional communication, understanding ethical responsibility of making engineering decisions. The article discusses the problems of modelling processes of formation of critically thinking, socially responsible and civic personality, a person able and willing to self-development and self-education throughout life. Moreover the article notes that the main task of the University is the development of a creative environment to identify gifted students and support their initiative, creativity, competence.

Текст научной работы на тему «Подготовка инженерных кадров в области гуманитарного моделирования»

УДК 378.1

Подготовка инженерных кадров в области гуманитарного моделирования

Р.Н. БАХТИЗИН, д.ф.-м.н., проф., ректор

ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: rektor@rusoil.net

A.О. ШЕМЯКОВ, к.т.н., доцент, начальник управления инноваций, стратегии и коммуникаций

ФГБОУ ВО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (Россия, 125993, Москва, Волоколамское шоссе, д. 4). E-mail: uisk@mai.ru

B.Ю. КЕРИМОВ, д.г.-м.н., проф., завкафедрой теоретических основ поисков и разведки нефти и газа

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (национальный исследовательский университет) (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65). E-mail: vagif.kerimov@mail.ru Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет

(Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: eldarmm@yahoo.com

В статье представлены основы гуманитарной модели организации инженерно-технического образования в техническом вузе. Показана необходимость подготовки инженерных кадров, обладающих широким профессиональным и мировоззренческим кругозором, а также рядом гуманитарных компетенций: умением работать в команде, владением приемами эффективной профессиональной коммуникации, пониманием этической ответственности принятия инженерных решений. В статье обсуждаются проблемы моделирования процессов становления критически мыслящей, социально ответственной гражданской личности, человека, способного и готового к саморазвитию и самообразованию в течение всей жизни. Отмечено, что главная задача вуза - развитие творческой среды для выявления талантливых студентов, поддержка в них инициативности, креативности, компетентности.

Ключевые слова: гуманитаризация технического образования, гуманитарное моделирование подготовки инженерных кадров, гуманитаристика, компетенции.

Сегодня инженерное образование в России находится в процессе реформирования, что обусловлено социально-экономическими изменениями мирового и российского масштаба. В настоящий момент происходит изменение стандартов технического образования в России, отказ от узко-профильности подготовки инженерных кадров, своеобразный гуманитарный, коммуникационный сдвиг в инженерном образовании. Ключевым аспектом здесь становится формирование инженера как личности, сочетающей в себе все надлежащие профессиональные знания, умения, навыки с качествами, необходимыми для успешной самореализации в современных быстро изменяющихся социокультурных условиях. Сегодня темпы и масштабы социокультурных изменений, к которым приводит научно-технический прогресс, достаточно остро ставят вопросы своевременного предвидения последствий разработки и внедрения новых технологий, а также моральной ответственности инженера. Весьма актуальными становятся вопросы гуманитарного контроля в науке и сфере высоких технологий, социально-гуманитарная экспертиза научно-технических разработок.

Поэтому инженеру необходимо обладать рядом профессионально-квалификационных, социально-гуманитарных и личностных компетенций, которые определяют его способность к профессиональной деятельности в современных социально-экономических

условиях и достижению результатов, адекватных требованиям научно-технического прогресса.

Эталоном подготовки становится инженер, обладающий широким профессиональным и мировоззренческим кругозором, а также рядом гуманитарных компетенций, к примеру, умением работать в команде, владением приемами эффективной профессиональной коммуникации, пониманием этической ответственности принятия инженерных решений.

Гуманитаризация означает, согласно нашей модели, обогащение содержания подготовки такими аспектами, которые формируют широту профессиональных взглядов будущих специалистов, описывая предстоящую ему деятельность с позиций социальной значимости и социальной цены, включая в круг важных сторон деятельности также и качество личного отношения человека к ней, его самовыражения в ее ходе. Гуманитаризация направлена на раскрытие многопланового человеческого потенциала в структуре профессиональной деятельности, на его реализацию в согласовании с общественными требованиями к ее процессу и результатам, в обеспечении многосторонней связи индивидуальной деятельности специалиста с деятельностью его социально-производственного окружения, что в итоге обусловливает повышение качества производимых работ и социальной и психологической устойчивости отдельных людей и производственных коллективов.

Гуманитарное моделирование подготовки инженерных кадров и самого процесса гуманитаризации научно-технического образования представляет собой исследование объектов познания на их моделях , построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений и результатов, которые могут произойти после внедрения модели в образовательную практику.

Гуманитаризация представляет собой не ломку традиционного, более или менее привычного содержания подготовки по техническим и естественно-научным специальностям или отдельным дисциплинам, а перевод содержания на новый концептуальный уровень -уровень социального выражения деятельности, социальных механизмов ее эффективности, не всегда принимаемых во внимание в производственной действительности и при подготовке специалистов. Это - уровень видения работниками общих конечных результатов своего участия в общем созидании, своих возможностей влияния на общие результаты, повышающих самооценку людей и их личностный статус в обществе. Человек при таком подходе не испытывает отчужденности от других людей или безразличия к общественным интересам, а ощущает включенность в общее дело предприятия отрасли и шире - общества в целом. Это происходит тогда, когда работник включен в ре-

альные социально-производственные связи, взаимоотношения и взаимодействия, когда он воочию видит их и осознает причастность к их выстраиванию, поддержанию их работоспособности и к необходимой перестройке.

Программы подготовки инженерных кадров должны продемонстрировать, что выпускники обладают:

• способностью применять знания математики, науки и техники;

• способностью разрабатывать и проводить эксперименты, а также анализировать и объяснять полученные данные;

• способностью работать в многопрофильных командах;

• способностью идентифицировать, формулировать и решать инженерные проблемы;

• пониманием профессиональной и этической ответственности;

• способностью к эффективной коммуникации;

• достаточно широким образованием, необходимым для понимания влияния результатов инженерной деятельности на общество и мир в целом;

• пониманием необходимости и способностью обучаться в течение всей жизни;

• способностью использовать методы, навыки и современные инженерные инструменты, необходимые для инженерной практики.

Необходимо отметить то, что выделенные выше компетенции не могут быть сформированы у выпускников в рамках узкоспециализированной подготовки, которую следует дополнить гуманитарно-ориентированной составляющей.

В определении состава принципов гуманитарно-ориентированной подготовки целесообразно опираться на признаки гуманитарного знания, рассматривая их как исходные смысловые значения гуманитарной ориентации. Эти признаки включают:

- опору в деятельности на вербаль-ность;

- проявляемую целостность видения проблем;

- национально-государственниче-скую направленность деятельности.

В части случаев эти признаки можно рассматривать как усиливающие гуманитарно-смысловые акценты понимания функционирования той или иной отрасли в структуре национального производства.

Говоря о решениях человеком тех или иных проблем, нельзя оставить в стороне и тот факт, что решения чаще всего тесно связаны с цивилизацион-ным выбором, аспектами принятия определенных мировоззренческих ос-

нов жизни и деятельности людей. В свою очередь, и те и другие - и социальные, и цивилизационные аспекты относятся к гуманитарной проблематике. Вопрос цивилизационной идентичности общества относят к гуманитарной социальной сфере. Действительно, все эти вопросы тесно переплетены, цивилизационные формы жизни и деятельности в значительной, а скорее всего - в определяющей степени влияют на социальную организацию общества, устройство и функционирование его институтов. А социальная организация прямо связана с гуманитаристикой, собственно, и является ею, так как на гуманитарных основаниях, понятиях строятся нормы законности, общения, взаимодействий, экономические порядки и пр. Человеческий фактор имеет доминантное значение для всего сознательного жизнеустройства, и именно в организационном ключе проявляют себя гуманитарные смыслы, представая как организационные формы деятельности развивающегося общества, помогая ему расти, совершенствоваться, оптимизируя их и помогая тем самым индивидуальному гражданскому и личностному росту людей. Гуманитарные смыслы оказывают именно оформляющее, организующее воздействие, и потому они жизненны, реалистичны, а не существуют лишь как некие абстракции, действующие неясным, неопределенным образом. Гуманитаристика оказывается сильна именно тем, что она помогает, способствует направленному развитию, и в этом ее основное назначение, по крайней мере в современных условиях, когда научные знания все активнее поворачиваются к решению технологических задач, ученые находят свою миссию в изменениях жизни людей, а не просто в самодовлеющих констатациях существующих фактов. Гуманитаристика, таким образом, это пространство деятельности, она имеет своим объектом практику самоопределения. Она включает в себя и гуманитарные науки, и гуманитарное знание, и больше, чем их сумма. Гуманитаристи-ка - это не область знания, а подход к освоению мира субъектом.

Представая связанной с цивилиза-ционными, социальными аспектами, гуманитаризация образования выводит обучающегося к осмыслению условий благополучия в общественной жизни, наделяя его прежде всего ментально-нравственными, духовными, а уж затем - и функциональными ориентирами для самореализации в ней, для личностного роста, персонального развития, согласовывая эти условия с логикой общественного прогресса. При этом цивилизационные аспекты реали-

зуются, опять-таки не в последнюю очередь, через язык, его конструктивные возможности. Фронт цивилизаций, подчеркивает один из экспертов Всероссийского фонда образования, проходит через стандарты языка, где грамматика уплотняет и повышает производительность общения. Конкурентное преимущество русского языка - в мощи его образности, позволяющей «свернуть» мысль в хлесткую, как выстрел, фразу, удобную для математического моделирования.

В общественном понимании гуманитаризации преодолевается ее сведение к удовлетворению одних только личных потребностей человека, его индивидуалистических стремлений в образовании и усиливаются коллективистские мотивы в образовательном целеполагании. При этом, разумеется, личные интересы обучающегося из педагогического целеполагания не изымаются, но они более тесно связываются с общественными интересами, задачами и формами жизни.

В гуманитаризации получает воплощение педагогизация образовательного процесса, то есть его построение и осуществление на основаниях, отраженных в соответствующих отвечающих потребностям общества и человека целях, механизмах, критериях оценки. Гуманитаризация помогает понять, что цели преподавания должны быть действительно значимы для развития обучающегося как полноценного члена общества, эффективные формы образовательных коммуникаций и логика формирования учебного материала должны способствовать социализации студента, его обращениям к смыслам духовного, ментального роста и зрелому включению в многоплановые общественные отношения. Общественное выступает здесь как сопряженный с личным феномен, существующий с ним в неразрывном педагогическом единстве.

Профессиональная жизнь при этом понимается как динамичная структура общественных отношений (целей, задач, функций, процессов), а не просто как выполнение узкофункциональных производственных заданий, как бы исключенных из более широкого социального плана (в частности, общих для предприятия и отрасли), отделенных от интересов различных социально-производственных групп, процессов участия в общей работе, при практически обязательных для нее разграничении зон ответственности и одновременном обеспечении мер взаимопомощи.

Методологические обобщения представляют собой такие знания, которые охватывают общие законы, действую-

щие в изучаемой сфере (дисциплине или специальности в целом) и подразумевают формы и инструменты подведения к глубинному пониманию этих законов и даже, в доступных вариантах, их формулирования студентами. При этом, конечно, возрастает значение научно-методологических элементов содержания осваиваемой деятельности. Научные элементы содержания осваиваемой деятельности представляют собой не только описания тех или иных данных, непосредственно характеризующих, те или иные ее аспекты, но и ту деятельность, которая позволяет пользоваться этими данными, реализовать их в зависимости от имеющихся потребностей. Научные элементы содержания, по сути дела, охватывают и фактологическую, и методологическую стороны, и именно в этом случае оно действительно может считаться научным. Это подразумевает наличие в содержании исследовательских схем, исследовательских алгоритмов, дополняющих содержание - причем не только в качестве сообщений о таких схемах, алгоритмах, но и как примененных при создании содержания методологических начал. Иными словами, научные элементы содержания - это логические ориентиры, на которых строится содержание как фактологическая целостность. Они показывают пути, которым следуют создатели научных знаний. Иначе говоря, здесь большую роль играют исследовательские возможности, возможности планирования исследований, методология исследовательской деятельности. Соответствующие возможности должны присутствовать в содержании подготовки, раскрываться в ней, дополняя тем самым композиционную структуру содержания в качестве факторов ее познавательной открытости для студента.

Методология исследовательского планирования помогает студенту разобраться в логике применения имеющейся информации, в том, каков потенциал ее углубления, создания ее углубленных вариантов, переосмысления имеющихся данных - особенно теоретического характера. В связи с этим содержание подготовки должно включать алгоритмы научного поиска, преподаваемые в согласовании с раскрытием имеющихся научных сведений, освещать вопросы обнаружения, постановки научных проблем, а также доступных для студентов подходов к созданию теоретических форм научных знаний и к экспериментальной работе. Все это существенно обогащает содержание и делает его открытым свободному мышлению студентов, формирует научно-экспертный уровень профессиональной деятельности.

Здесь же получает высокое значение междисциплинарность содержания. Она предполагает введение в содержание подготовки элементов, объединяющих разные его составляющие. При этом важно, чтобы такие элементы имели методологический характер, то есть они должны не просто выражать те или отдельные совпадения в содержании, а формировать структуру единства, создавать необходимую общность частей содержания, подводить под нее определенную базу. Меж-дисциплинарность должна проявляться в общей направленности содержания. Разумеется, общая направленность на гуманитаризацию уже выражает собой форму междисциплинарности, но здесь мы видим также возможности ее более глубокого обеспечения за счет приведения в единую систему объектов и методов обучения, входящих в содержание разных учебных дисциплин, то есть имеем в виду общую объектно-процессуальную направленность содержания.

Общая объектно-процессуальная направленность обеспечивается представленностью в структуре различных учебных заданий элементов содержания разных наук, с одной стороны, а с другой - включенностью в предполагаемую деятельность студента по выполнению этих заданий многообразных видов, модальностей его активности. Неплохо, если в случае работы над тем или иным заданием студенту будет нужно обратиться к знаниям разной природы, особенно к знаниям по математике, что имеет основополагающее значение для подготовки современного специалиста.

Важность обращения к математике тем более велика, что современная математика - весьма развитая научная дисциплина, имеющая множественные разделы, так что многие знания и действия, которые на первый взгляд не являются математическими, имеют на самом деле математическую природу. Но также важно, если в процессе выполнения заданий студент будет поставлен в условия необходимости привлечь для решения знания, например, по экономике, химии и пр. Также важно, чтобы в ходе этой деятельности студент применял полученные знания о методах научных исследований, мог реализовать общие исследовательские алгоритмы безотносительно того, в рамках какой учебной дисциплины он работает в тот или иной конкретный момент.

В обеспечении методологических обобщений также значима демонстрация обобщенных путей деятельности, общих закономерностей осваиваемой деятельности. Они должны входить в содержание подготовки одним из важ-

нейших компонентов, определяющих понимание деятельности как имеющей свою внутреннюю логику, свои научные основания, свои ключевые возможности, а не просто как набор отдельных теоретических или алгоритмических знаний. Демонстрация общих закономерностей служит осмыслению источников эффективности осваиваемой деятельности, согласует ее составляющие и представляет их в общих планах в виде определенных структур, а не разрозненных информационных единиц. Закономерности деятельности оказываются связанными с подлинной научностью содержания, его узловыми моментами, которые переводят содержание в упорядоченное состояние.

Структуры, образующиеся в результате обогащения содержания знаниями об общих закономерностях, по сути, оказываются сетевыми структурами. В них, с одной стороны, присутствуют внутренняя логика и ключевые точки, а с другой - отсутствуют жесткая ориентация на единый центр и жесткая иерархия содержания, что, на наш взгляд, малодостижимо в условиях его реальной разработки и реальной образовательной практики. Сетевые структуры позволяют придерживаться единой линии преподавания, задавая общие ориентиры раскрытия материала, и в то же время оставляют преподавателю определенную свободу в преподавании тех или иных частных вопросов. Сетевые структуры не заставляют его в обязательном порядке связывать любой отдельный компонент содержания с общими законами, выводить его из них без явной необходимости и тем самым насаждать искусственность в преподавании.

Центральным пунктом педагогической организации гуманитарно-ориентированной подготовки в нашей модели выступает опора на знания по истории становления специальности, по которой ведется подготовка. Исторические знания формируют особый смысловой контекст, смысловой фон, помогают студентам осознать движение исторического процесса в рамках специальности, то есть причины, источники сложившегося положения дел, содержания имеющихся на данный момент научных знаний, представлений, логику их формирования. Необходимо отметить, что историко-специальные знания должны носить большей частью характер описаний сделанных научных открытий, имеющих значение для профессиональной деятельности будущего специалиста, с показом этого значения и выведение практических следствий.

Историко-специальные знания не могут заключаться лишь в показе

биографий исторических деятелей, внесших вклад в развитие науки и практики по специальности, их роли в освещении каких-либо организационных мероприятий, проводившихся в те или иные исторические периоды и т.п. Все это имеет право быть в содержании историко-специальных знаний, но как отдельные иллюстрации, дополняющие общую историко-специ-альную картину. Основное внимание должно уделяться показу собственно научного процесса с трансляцией тех форм, методов, средств профессиональной деятельности, которые определяют ее сущностные, производительные вопросы, отражающие ее содержательное наполнение. Не только введение в ткань содержания профессиональной терминологии, но и освещение структуры характерных проблем, демонстрация образа мышления, подходов, присущих носителям специальности, помогают действительному включению студентов в ее мир, а также развивают и саму историю профессионального дела как подлинную науку.

Большое значение получает донесение до студентов основных тенденций развития профессиональной деятельности, тех направлений ее совершенствования, которые наиболее явно выделяются в исследовательских разработках, практических начинаниях работников отрасли. Тенденции развития профессиональной деятельности требуют своего отражения в соответствующих элементах содержания, передающих возможности совершенствования процессов, средств, методов этой деятельности. Эти элементы должны включаться в содержание таким образом, чтобы отражаемые тенденции могли в определенном смысле выводиться из

преподносимых знаний, а не просто были бы заявлены как таковые.

Определенную почву для этого создают как раз знания по истории осваиваемой специальности. Именно в их свете могут более обоснованно раскрываться ведущие перспективы - тем более что именно такой сплав содержательных исторических экскурсов и описаний новых подходов имеет наибольшие шансы произвести впечатление на адресатов. Здесь можно сослаться на пример лекции известного ученого и изобретателя Н. Теслы, посвященной сделанному им открытию нового типа электродвигателей. В лекции он сделал подробный экскурс в историю проблем более ранних изобретений и путей их решения, сопровождая его демонстрацией диаграмм и математических расчетов.

При наличии связи прошлого и настоящего (будущего) тенденции развития усваивались бы студентами гораздо глубже, лучше понимались бы ими и создавали бы творческо-конструк-тивную направленность материала, показывали бы - пусть в самых общих чертах - возможности в использовании передаваемых знаний не только в актуальных сегодняшних целях, а и в целях завтрашних. Может иметь место и более или менее выраженная постановка самих этих целей студентами. Разумеется, возникает вопрос о том, насколько они (студенты) подготовлены к такого рода деятельности. Однако мы считаем нужным говорить об этом как о возможности, причем даже если такие цели, предлагаемые студентами, будут носить достаточно спорный, не исключено - полуфантастический характер, они все равно будут служить определенными ориентирами для них, своеобразным познавательным стиму-

лом для последующих занятий наукой, исследовательской работой. В любом случае компетентный, заинтересованный разговор о будущем специальности будет иметь несомненное педагогическое значение.

В обеспечении культурно-исторической интегрированности большую роль играет национально-государственная направленность содержания. Было бы неверно считать, что в инженерном образовании вопросы национально-государственной политики свернуты, а то и вообще исключены, содержание естественных и технических наук нейтрально по отношению к ним. Напротив, следует учитывать, что вопросы развития науки, технологического прогресса весьма тесно связаны с политическими и в значительной степени исходят из общей государственной политики. Если имеющиеся в той или иной науке данные и можно (вследствие ограниченности времени преподавания) рассматривать без учета их связи с историческими эпохами, в которые они были получены, то рассмотрение перспектив развития какой-либо науки, технологической сферы не может осуществляться без понимания политического фона, на котором это будет происходить.

Связь с политическим фоном обусловлена, во-первых, тем, что национально-государственная политика имеет большое значение для организации производства. Вне понимания политики, питающих ее национально-государственных традиций, мировоззренческих установок, законов очень трудно, а то и невозможно организовать производство, в частности произвести те или иные изменения в организации производства и управлении им.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Керимов В.Ю., Осипов А.В., Мустаев Р.Н. Новые направления подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса // История и педагогика естествознания, 2016. № 4. С. 6-8.

2. Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О., Керимов В.Ю. и др. Курс «История специальности» как реализация гуманитаризации технического образования // История и педагогика естествознания, 2016. № 4. С. 9-16.

3. Мовсумзаде Э.М. Гуманитаризация инженерно-технического образования. - М.: Современный университет, 2007. 99 с.

4. Мовсумзаде Э.М., Колодкина Л.С., Черноглазкин С.Ю., Шавшукова С.Ю. Гуманитаризация нефтяного образования. Ч. I. Этапы освоения нефтегазовых месторождений Урало-Поволжья: учеб.-метод. пособие. Ижевск: КнигоГрад, 2013.

5. Мовсумзаде Э.М., Кобраков К.И., Гусейнова С.Н., Колодкина Л.С. Деятельностные технологии в гуманитарно-ориентированной подготовке специалистов легкой промышленности. М.: Изд-во МГУДТ, 2014.

6. Современные педагогические технологии в гуманитарно ориентированном техническом образовании. М.: Изд-во МГУДТ, 2014.

7. Мовсумзаде Э.М., Мастобаев Б.Н. и др. Морская нефть. Развитие технических средств и технологий. СПб.: Недра, 2005. 234 с.

8. Мастобаев Б.Н., Шаммазов А.М., Мовсумзаде Э.М. Химические средства и технологии в трубопроводном транспорте нефти. М.: Химия, 2002. 295 с.

9. Шаммазов А.М., Бахтизин Р.Н., Мастобаев Б.Н. и др. История нефтегазового дела России. М.: Химия, 2001. 315 с.

10. Мовсумзаде Э.М., Сыркин А.М. От древней химии до современной нефтепереработки. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000. 211 с.

11 12

13

14

15

16 17

Мовсумзаде Э.М., Сыркин А.М. История нефтепереработки и нефтехимии Башкортостана. Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997. 124 с. Мовсумзаде Э.М., Самедов В.А. Бакинская нефть и военно-морской флот царской России. Уфа: Реактив, 1996. 148 с. Мовсумзаде Э.М., Муртазин М.Б. Очерки по истории развития нефтяной промышленности Урало-Поволжского региона. Уфа: Реактив, 1995. 112 с.

Мовсумзаде Э.М., Салаев Ф.М. Нефтяная симфония. М.: Химия, 2003. 163 с. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 270 с.

Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г., Арутюнов В.С. и др. Наука в России. От настоящего к будущему. М.: Либроком, 2009. 506 с. История науки и техники: учеб.-метод. пособ. / под ред. А.В. Ткачева СПб.: СПБ ГУ ИТМО, 2006. 143 с.

18. Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учеб. пособ. Ч. I. 2-е изд., с изм. и доп. М.: МГИУ, 2007. 276 с.

19. Орешников И.М. Философия техники и инженерной деятельности: Учеб. пособ. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. С. 89-86.

20. Орешников И.М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания, 2015. № 4. С. 9-12.

21. Черноглазкин С.Ю., Балыхин М.Г., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М. Содержание подготовки специалистов в области гуманитарной логики: методология моделирования // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. С. 13-16.

22. Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М., Балыхин М.Г. Гуманитарно-ориентированная подготовка специалистов легкой промышленности: методологическое введение // История и педагогика естествознания. 2016. № 1. С. 9-13.

23. Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Кобраков К.И., Балыхин М.Г., Мовсумзаде Э.М. Гуманитарно-смысловое моделирование подготовки инженерно-промышленных кадров: ведущие принципы // История и педагогика естествознания. 2016. № 3. С. 16-19.

24. Колесников В.А. Инновационность гуманитарности как способ преодоления ограниченности современного образования / В. А. Колесников // Среднее профессиональное образование. № 3. 2015. С. 3-9.

25. Колчина Г.Ю., Мовсум-заде Н.Ч., Бахтина А.Ю., Мовсумзаде Э.М. Зарождение и хронология этапов развития квантовой химии // История и педагогика естествознания, 2015. № 4. С. 34-43.

2В. Мамедъяров Э.Э., Мовсумзаде Э.М. Отражение истории зарождения и становления морской добычи нефти на полотнах художников Американского и Европейского континентов//История и педагогика естествознания, 2015. № 4. С. 44-47.

27. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Философские науки. 1988. № 1. С. 26.

28. Филиппов В.М. Место фундаментального естественно-научного образования в новой образовательной парадигме//ВестникРУДН, серия: Фундаментальное естественно-научное образование, 1995, №1. с.5-7.

29. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. СПб.: М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 472 с.

30. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.

31. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России [Электронный ресурс]. URL: http://www. ac-raee.ru (дата обращения: 25.01.17).

32. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре // Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, 2011. 288 с.

33. Добрускин М.Е. Гуманизация как стратегия высшего образования // Философия и общество. 2005. № 3. С. 87-109.

34. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991. 128 с.

35. Шиянов Е.Н. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика. 2007. № 10. С. 33-37.

36. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Школьные технологии, 2003. № 2. С. 58-64.

37. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособ. для студентов высших педагогических заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.

38. Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика. 2002. № 1. С. 23-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Антильева А.Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы // М.: Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 98-102.

40. Багдасарян Н.Г., Гаврилина Е.А. Еще раз об уровнях компетенций выпускников инженерных программ, или Концепт культуры в компетенциях инженеров // Высшее образование в России. М.: 2010. № 6. С. 23-28.

41. Биктагиров И.А., Вологдин A.A. Подготовка инженерных кадров к деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировую // Высшее образование в России. М.: Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 67-70.

42. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.

43. Гребнев Н.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России, 2011. № 11. С. 29-41.

44. Кирсанов О.И., Кирсанова Е.С. Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания // Высшее образование в России. 2012. № 8/9. С. 104-110.

45. Константиновский Д.Л. Российское социально-гуманитарное образование и профессиональное становление специалистов // Россия: Тенденции и перспективы: ежегодник. Вып. 1. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 267-278.

46. Слесаренко И.В. Гуманитаризация профессиональной подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 173-176.

47. Галанина Е.В. Совершенствование методики формирования социокультурной компетенции инженера средствами игрового моделирования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL.: http://www.science-education.ru/111-10569 (дата обращения 03.11.2016).

48. Алисултанова Э.Д. Компетентностный подход в инженерном образовании: моногр. М.: Академия естествознания, 2010 [Электронный ресурс]. -URL: http:// www.rae.ru/monographs/114 (дата обращения 03.11.2016).

49. Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании. М.: ООО «Издательский дом «Недра», 2011. 81 с.

50. Гребнев Л., Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. 2003. № 4.

TRAINING ENGINEER PERSONNEL IN THE FIELD OF HUMANITARIAN SIMULATION

BAKHTIZIN R.N., Dr. Sci. (Ph.-m.), Prof., Rector

Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia). E-mail: rektor@rusoil.net

SHEMYAKOV A.O., Cand. Sci. (Tech.), Associate Prof., Head of Innovation, Strategy and Communications Department Moscow Aviation Institute (National Research University) (4, Volokolamskoe Highway, 125993, Moscow, Russia). E-mail: uisk@mai.ru KERIMOV V.Yu., Dr. Sci. (Geol.-Min.), Prof., Head of the Department of Theoretical Basics of Prospecting and Exploration of Oil and Gas Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University) (65, korp.1, Leninskiy Pr., 119991, Moscow, Russia). E-mail: vagif.kerimov@mail.ru

MOVSUMZADE E.M., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Adviser to the Rector. Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia). E-mail: eldarmm@yahoo.com.

ABSTRACT

The article presents the basis of the humanitarian model of organization of engineering education in the technical University. It shows the necessity of training engineers with broad professional and philosophical Outlook, as well as a number of humanitarian competencies: ability to work in a team, possession of the techniques of effective professional communication, understanding ethical responsibility of making engineering decisions. The article discusses the problems of modelling processes of formation of critically thinking, socially responsible and civic personality, a person able and willing to self-development and self-education throughout life. Moreover the article notes that the main task of the University is the development of a creative environment to identify gifted students and support their initiative, creativity, competence.

Keywords: humanitarization of technical education, humanitarian simulation training, Humanities, competence. REFERENCES

1. Kerimov V.YU., Osipov A.V., Mustayev R.N. New courses of training personnel for the fuel-energy complex. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 4, pp. 6-8 (In Russian).

2. Bakhtizin R.N., Shemyakov A.O., Kerimov V.YU., Pakhomov S.I., Mastobayev B.N., Movsumzade E.M. Course "History of the specialty" as the imple-

mentation of the humanitarization of technical education. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 4, pp. 9-16 (In Russian).

3. Movsumzade E.M. Gumanitarizatsiya inzhenerno-tekhnicheskogo obrazovaniya [Humanitarization of engineering education]. Moscow, Sovremennyy universitet Publ., 2007. 99 p.

4. Movsumzade E.M., Kolodkina L.S., Chernoglazkin S.YU., Shavshukova S.YU. Gumanitarizatsiya neftyanogo obrazovaniya. CH. I. Etapy osvoyeniya neft-egazovykh mestorozhdeniy Uralo-Povolzh'ya [Humanitarianization of oil education. Part I. Stages of development of oil and gas deposits in the Ural-Volga region]. Izhevsk, KnigoGrad Publ., 2013.

5. Movsumzade E.M., Kobrakov K.I., Guseynova S.N., Kolodkina L.S. Deyatel'nostnyye tekhnologii vgumanitarno oriyentirovannoy podgotovke spetsialistov legkoypromyshlennosti [Activity technologies in humanitarian-oriented training of light industry experts]. Moscow, MGUDT Publ., 2014.

6. Sovremennyye pedagogicheskiye tekhnologii v gumanitarno oriyentirovannom tekhnicheskom obrazovanii [Modern pedagogical technologies in humanitarian-oriented technical education]. Moscow, MGUDT Publ., 2014.

7. Movsumzade E.M., Mastobayev B.N. Morskaya neft'. Razvitiye tekhnicheskikh sredstvi tekhnologiy [Sea oil. Development of technical facilities and technologies]. Saint Petersburg, Nedra Publ., 2005. 234 p.

8. Mastobayev B.N., Shammazov A.M., Movsumzade E.M. Khimicheskiye sredstva i tekhnologii v truboprovodnom transporte nefti [Chemical means and technologies in pipeline oil transportation]. Moscow, Khimiya Publ., 2002. 295 p.

9. Shammazov A.M., Bakhtizin R.N., Mastobayev B.N., Movsumzade E.M. Istoriya neftegazovogo dela Rossii [History of oil and gas business in Russia]. Moscow, Khimiya Publ., 2001. 315 p.

10. Movsumzade E.M., Syrkin A.M. Ot drevneykhimii do sovremennoy neftepererabotki [From ancient chemistry to modern oil refining]. Ufa, UGNTU Publ. 2000. 211 p.

11.Movsumzade E.M., Syrkin A.M. Istoriya neftepererabotki i neftekhimii Bashkortostana [History of oil refining and petrochemistry of Bashkortostan]. Ufa, UGNTU Publ., 1997. 124 p.

12. Movsumzade E.M., Samedov V.A. Bakinskaya neft' i voyenno-morskoy flot tsarskoy Rossii [Baku oil and the navy of tsarist Russia]. Ufa, Reaktiv Publ., 1996. 148 p.

13. Movsumzade E.M., Murtazin M.B. Ocherkipo istorii razvitiya neftyanoypromyshlennosti Uralo-Povolzhskogo regiona [Essays on the history of the development of the oil industry in the Ural-Volga region]. Ufa, Reaktiv Publ., 1995. 112 p.

14. Movsumzade E.M., Salayev F.M. Neftyanaya simfoniya [Oil symphony]. Moscow, Khimiya Publ., 2003. 163 p.

15. Vernadskiy V.I. Nauchnaya mysl' kakplanetnoye yavleniye [Scientific thought as a planetary phenomenon]. Moscow, Nauka Publ., 1991. 270 p.

16. Agamova N.S., Allakhverdyan A.G., Arutyunov V.S. Nauka v Rossii. Ot nastoyashchego k budushchemu [Science in Russia. From the present to the future]. Moscow, Librokom Publ., 2009. 506 p.

17. Istoriya nauki i tekhniki [History of science and technology]. Saint Petersburg, SPB GU ITMO Publ., 2006. 143 p.

18. Sheypak A.A. Istoriya nauki i tekhniki. Materialy i tekhnologii [History of science and technology. Materials and technologies]. Moscow, MGIU Publ., 2007. 276 p.

19. Oreshnikov I.M. Filosofiya tekhniki i inzhenernoy deyatel'nosti [Philosophy of technology and engineering]. Ufa, UGNTU Publ., 2008. pp. 89-86.

20. Oreshnikov I.M. Cultural-Humanistic Paradigm of Engineering and Technical Education. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 9 - 12 (In Russian).

21. Chernoglazkin S.YU., Balykhin M.G., Pushina L.A., Movsumzade E.M. The content of training specialists in the field of humanitarian logic: the methodology of modeling. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 13 - 16 (n Russian).

22. Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Movsumzade E.M., Balykhin M.G. Humanitarian-oriented training of light industry experts: methodological introduction. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 1, pp. 9 - 13 (In Russian).

23. Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Kobrakov K.I., Balykhin M.G., Movsumzade E.M. Humanitarian and semantic modeling of training of engineering and industrial personnel: the guiding principles. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 3, pp. 16 - 19 (In Russian).

24. Kolesnikov V.A. Innovativeness of humanitarianism as a way of overcoming the limitations of modern education. Sredneye professional'noye obrazovani-ye, 2015, no. 3, pp. 3-9 (In Russian).

25. Kolchina G.YU., Movsumzade N.CH., Bakhtina A.YU., Movsumzade E.M. Origin and chronology of the stages of quantum chemistry development. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 34 - 43 (In Russian).

26. Mamed"yarov E.E., Movsumzade E.M. Reflection of the history of the origin and formation of marine oil production on the canvases of artists of the American and European continents. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 44 - 47 (In Russian).

27. Bessonov B.N. Humanism and technocracy as types of spiritual orientation. Filosovskiye nauki, 1988, no. 1, p. 26 (In Russian).

28. Filippov V.M. The place of fundamental natural science education in the new educational paradigm. Vestnik RUDN, 1995, no.1, pp.5-7 (In Russian).

29. Nalimov V.V. V poiskakh inykh smyslov [In search of other meanings]. Saint Petersburg - Moscow, Tsentr gumanitarnykh initsiativPubl., 2013. 472 p,

30. Vernadskiy V.I. Filosofskiye mysli naturalista [Philosophical thoughts of the naturalist]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 520 p.

31. Akkreditatsionnyy tsentr Assotsiatsii inzhenernogo obrazovaniya Rossii (Accreditation Center of the Association of Engineering Education of Russia) Available at: http://www. ac-raee.ru (accessed 25 January 17)

32. Mamardashvili M.K. Mysl' vkul'ture. Soznaniye i tsivilizatsiya [Thought in culture. Consciousness and civilization]. Saint Petersburg, Azbuka Publ., 2011. 288 p.

33. Dobruskin M.Ye. Humanization as a Higher Education Strategy. Filosofiya i obshchestvo, 2005, no. 3, pp. 87-109 (In Russian).

34. Yakovleva N.M. Podgotovka studentovk tvorcheskoy vospitatel'noy deyatel'nosti [Preparing students for creative educational activities]. Chelyabinsk, 1991. 128 p.

35. Shiyanov Ye.N. Axiological foundations of the education process. Pedagogika, 2007, no. 10, pp. 33-37 (In Russian).

36. Khutorskoy, A.V. Key competences as a component of the personally oriented education paradigm. Shkol'nyye tekhnologii, 2003, no. 2, pp. 58-64 (In Russian).

37. Sen'ko YU.V. Gumanitarnyye osnovypedagogicheskogo obrazovaniya [Humanitarian foundations of teacher education]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 240 p.

38. Sen'ko YU.V. Pedagogical process as a humanitarian phenomenon. Pedagogika, 2002, no. 1, pp. 23-29 (In Russian).

39. Antil'yeva A.G. Humanization and humanitarianization of education: status and problems. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2009, no.6, pp. 98-102 (In Russian).

40. Bagdasaryan N.G., Gavrilina Ye.A. Again on the levels of competence of graduates of engineering programs, or the concept of culture in the competence of engineers. Vyssheye obrazovaniye vRossii, 2010, no. 6, pp. 23-28 (In Russian).

41. Biktagirov I.A., Vologdin A.A. Preparation of engineering personnel for activities in the context of integration of the Russian economy into the world one. Vyssheye obrazovaniye vRossii, 2012, no. 11, pp. 67-70 (In Russian).

42. Bolonskiy protsess: Rezul'taty obucheniya ikompetentnostnyypodkhod [Bologna process: Learning outcomes and competency approach]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2009. 536 p.

43. Grebnev L.S. The Bologna process and the "fourth generation" of educational standards. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2011, no. 11, pp. 29-41 (In Russian).

44. Kirsanov O.I., Kirsanova Ye.S. Humanities in engineering and technical university and the problem of education. Vyssheye obrazovaniye vRossii, 2012, no. 8/9, pp. 104-110 (In Russian).

45. Konstantinovskiy D.L. Russian social and humanitarian education and professional formation of specialists. Rossiya: Tendentsii iperspektivy, 2005, no. 1, pp. 267-278 (In Russian).

46. Slesarenko I.V. Humanitarization of professional training of specialists. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2009, no. 1, pp. 173-176 (In Russian).

47. Galanina Ye.V. Perfection of the methodology for the formation of the social and cultural competence of the engineer by means of game simulation. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/111-10569 (Accessed 03 November 2016).

48. Alisultanova E.D. Kompetentnostnyy podkhod v inzhenernom obrazovanii (Competence approach in engineering education) Available at: http:// www.rae. ru/monographs/114 (accessed 03 November 2016).

49. Vladimirov A.I. Ob inzhenerno-tekhnicheskom obrazovanii [On engineering education]. Moscow, Nedra Publ., 2011. 81 p.

50. Grebnev L., Kruzhalin V., Popova Ye. Modernization of the structure and content of engineering education. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2003, no. 4 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.