Научная статья на тему 'ВЕРНОСТЬ ОТЕЧЕСТВУ - ВЕКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС'

ВЕРНОСТЬ ОТЕЧЕСТВУ - ВЕКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ / НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Наталья Васильевна

В статье анализируются проблемы воспитания в высших учебных заведениях МЧС России. Ставится задача - рассмотреть основу для построения патриотического воспитания в вузах МЧС через призму истории и культуры страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOYALTY TO THE MOTHERLAND AS A VECTOR OF PATRIOTIC UPBRINGING OF EMPLOYEES OF EMERCOM OF RUSSIA

PURPOSE. The article sets out the task to examine the basis for patriotic upbringing in higher educational institutions of EMERCOM. The main issues are actualized: current foreign policy environment, a change in consciousness of citizens related to the notion of homeland, information wars, struggle for the citizens' minds, enforcement of alien views to the younger generation. METHODS. The author uses content analysis of the Constitution of the Russian Federation, the Conception of educational work of the State Fire Academy of EMERCOM of Russia of 2012, order of EMERCOM of Russia of 30.11.2005 № 859 etc. Methods of texts historical survey from “Vladimir Monomakh's Hortative” annals are used. FINDINGS. For patriotic education at educational institutions the following should be done: - creating conditions for formation and growth of patriotic feelings (attending museums of military glory, holding scientific conferences on patriotism, organization of memory watches, additional lectures on the topic of heroic deeds, viewing feature and documentary thematic films, organization of amateur performances); - activities of each department of the university on maintaining a certain level of worldview, morality, spirituality with the help of both humanitarian and special disciplines; - culture of the country, its history, language, customs and traditions should be used as a basis for the educational process in an educational establishment; - creating new traditions in a higher educational establishment (holding memorable days, monuments and obelisks installation, patronage over families of EMERCOM employees killed on duty). RESEARCH APPLICATION FIELD. The results of this article can be used in the organization of educational process at schools, specialized secondary educational establishments and universities. CONCLUSIONS. Certain conditions must be created for the most effective organization of patriotic education at educational establishments. In order to organize patriotic process at schools, specialized secondary educational establishments and universities most effectively certain conditions must be created.

Текст научной работы на тему «ВЕРНОСТЬ ОТЕЧЕСТВУ - ВЕКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС»

Дьяченко Н. В.

ВЕРНОСТЬ ОТЕЧЕСТВУ - ВЕКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ

В статье анализируются проблемы воспитания в высших учебных заведениях МЧС России. Ставится задача - рассмотреть основу для построения патриотического воспитания в вузах МЧС через призму истории и культуры страны.

Ключевые слова: интегрированное занятие, нетрадиционная форма проведения занятия, методика проведения, рекомендации, высшая школа.

В условиях современной геополитической обстановки повсеместно происходит стирание политических и культурных традиций, в сознании граждан меняется отношение к понятию Родина, как изжившему себя. Информационные войны ведутся с целью борьбы за сознание граждан, навязывания чуждых ценностных установок, подмены традиционных ценностей на иностранные.

В связи с этим необходимо более тщательно подходить к формированию воспитательного процесса в высших учебных заведениях структур МЧС России, осознавая, что процесс обучения выступает в роли не только учения, но и воспитания.

Согласно концепции воспитательной работы Академии ГПС МЧС России основной целью учебно-воспитательной работы становится не только обучение будущей профессии, но и формирование твёрдых убеждений, обуславливающих поведение человека в обществе, его ценностной ориентации как человека и гражданина, как социально активной личности.

Воспитательный процесс в образовании необходимо направить на создание условий для роста патриотических чувств у молодого поколения, сохранения нравственного стержня российского общества, взяв в основу национальную культуру и воинские традиции.

Приказ МЧС России от 30.11.2005 г. № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России» основными целями воинского воспитания ставит: создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих спасательных воин-

ских формирований; поддержание уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности; создание условий по обеспечению безопасности военной службы; обеспечение личной примерности должностных лиц в выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

Претворить в жизнь эти цели возможно только через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина страны - верность своей стране и готовность к защите Отечества в любое время.

Сегодня существует острая необходимость в теоретическом обосновании и практическом внедрении патриотического воспитания в вузах МЧС России для формирования мировоззренческих, нравственных и духовных основ сознательного служения Отечеству.

Результативность воспитательного процесса зависит от наличия в нём основы, некоего фундамента в аспекте традиций, культуры, менталитета народа. Таким основанием для педагога-воспитателя должен стать огромный исторический и культурологический опыт страны, воинские традиции и правила.

На протяжении всей истории России летописи и хроники, архивные документы, периодические издания демонстрируют примеры доблести, чести, верности, самопожертвования по отношению к своему Отечеству со стороны его граждан [1]. Географическое положение России вынуждало быть во всеоружии, а частота набегов и нападений на её земли обусловило неотъемлемость функции «защиты Родины» для граждан страны. В связи с этим и отношение общества к мужчине - защитнику, члену дружины, а в дальнейшем и человеку в погонах всегда было уважительное, но при этом социум предъявлял повышенные требования к морально-нравственным качествам военно-служащих или «служивых людей».

В знаменательном литературном памятнике XII в. «Поучении Владимира Мономаха» много внимания уделяется степени важности мужчины - защитника Отечества: «Смерти

ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как Вам Бог пошлёт».

Многие источники Древней Руси пишут с восхищением о героях, прославившихся на боевом поприще. Так, в былинах об Илье Муромце приводятся слова: «Славянский богатырь - да святорусский...».

Если изначально защита Отечества рассматривалась с позиции службы князю в том или ином владении, защиты своего городища, то впоследствии служба уже неслась во имя государства, что отражалось в лозунгах: «За матушку Русь», «На благо Отечества», «.Русскую землю не погубим.».

Постепенно такое служение Отчеству переросло в священный долг. Долг гражданина как святость, в первую очередь, и только потом как обязанность - проходит красной нитью через историю нашей страны. Так, служба в армии в аристократических кругах России являлась неотъемлемым этапом становления личности дворянина. Из наставления графа М. С. Воронцова от 1815 г: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания» [2].

Такие гражданские качества закладываются веками и формируют менталитет народа в целом и человека в погонах в частности.

Во все времена образ героя, защитника складывался на основании некоего эталона. Так, в одном из военных журналов XIX в. в статье «О нравственном образовании» защитник Отечества назван примером соединения нравственных и гражданских добродетелей с военными доблестями [2].

В создании такого эталона доблести и чести участвуют все сферы общества и, зачастую, он может искажаться до неузнаваемости. В этом случае военное учебное заведение направляет воспитательный процесс в нужное для государства русло. Сохранение и передача традиционных ценностей позволяет подвести курсантов к осознанию своего долга перед Родиной и священного служения своему Отчеству.

Сотрудник МЧС должен осознавать свой гражданский и воинский долг по отношению к Отечеству. В таком высоком значении понятия «гражданин» и «долг» выражают искреннее служение родному народу, чувство готовности идти на жертвы во имя Родины: «Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой.» (Н. Некрасов).

В современное непростое время необходимо постоянно актуализировать в воспитательном процессе такие понятия как любовь к Родине, верность Отчизне, долг перед Отечеством. При этом необходимо наполнять их личностно-значимым для обучающихся содержанием (реальные героические личности, литературные персонажи, собственный пример). Огромный вклад в воспитательный процесс вносят музеи. «Возросла роль музея в формировании нового поколения пожарных и спасателей», - считают авторы [3].

Личный пример педагога-наставника всегда имеет непреходящее значение и является наиболее действенным методом в достижении воспитательных целей.

К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [4].

К сегодняшнему дню накоплено множество примеров доблести, чести и геройства сотрудников МЧС, которые необходимо использовать в построении морально-нравственного базиса молодых специалистов.

В своей деятельности педагоги и воспитатели всегда опираются на законодательную и нормативную базу. В приказе МЧС России «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России» перечислены основные задачи процесса воспитания, среди которых такие как формирование у сотрудников верности своей стране; выработка и развитие у сотрудников комплекса морально-психологических качеств патриота, гражданина и профессионала, культуры поведения в сочетании с высоким уровнем правового сознания.

В основном законе нашей страны - Конституции РФ - прописано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.». В отношении защиты государства в Конституции приводятся такие слова как «долг и обязанность», но как не хватает слов «заслуженная честь», «заслуженное право служить»!

Главный закон страны, как и подобает праву, сух и теоретичен. Лишь педагоги-воспитатели способны наполнить его духовным, человечным содержанием при ежедневной работе с воспитанниками. Воспитательный процесс в этом случае реализуется непосредственно

на занятиях, во время тематических экскурсий, личных бесед с обучающимися, агитационной работы.

Воспитательный процесс в учебном заведении, формирующий основные морально-ценностные принципы в мировоззрении курсантов и обучающихся офицеров, должен иметь нравственно-этические основы.

Нравственность - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль».

Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку нравственность основана на свободной воле, то нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Об острой необходимости выстраивать нравственные гражданские основы в обществе и в военизированных структурах говорится в [5]: «Оставьте солдата без воздействия на его нравственные свойства, и вы получите в результате человека, буквально ненавидящего службу».

О нравственности военнослужащих напоминают и религиозные деятели: «Армейскому коллективу должна быть присуща победоносная духовно-нравственная сила, которая может быть выражена в категориях любви и внутренней свободы человеческой личности» [5].

Духовная свобода курсанта МЧС выражается в свободе нравственного выбора между правдой и ложью, добром и злом, верностью Родине и предательством, служением и уклонением от службы. Нравственный выбор никогда не перестанет существовать для любого человека, как в мирное, так и военное время. Нравственный идеал, заложенный через воспитание, с опорой на традиции, историю, ценно-

сти в юности, всегда будет оставаться основой и базисом поведения сотрудника МЧС России.

Многие выдающиеся полководцы отмечали, что воинское служение и исполнение воинского долга возможны исключительно на высокой духовно-нравственной платформе. Без нравственных основ военизированные структуры превращаются в сборище вооружённых людей, способных на самые страшные преступления и злодеяния.

Для становления нравственно-моральных качеств сотрудников МЧС России необходимо:

- создать условия для становления и роста патриотических чувств (посещение музеев боевой славы, проведение научных конференций по патриотизму, организация и проведение вахт памяти, дополнительные лектории на тему героических подвигов, просмотр художественных и документальных тематических фильмов, организация художественной самодеятельности);

- поддержание государством определённого уровня мировоззрения, нравственности, духовности с использованием ресурсов СМИ, основного и дополнительного образования, проведением общественных мероприятий, развитием в патриотическом направлении киноиндустрии;

- организовывать воспитательный процесс в стране в целом и учебном заведении, в частности, с опорой на культурный фундамент государства, его традиции, историю;

- создать теоретическую, материальную и организационную базу для дальнейшего развития и упрочения мировоззрения, нравственности и духовности в сознании граждан нашей страны (государственные программы, государственное финансирование, поддержание научных проектов для теоретического обоснования воспитания в целом, и патриотического воспитания в частности);

- проводить тщательный отбор педагогических кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко Н. В. Российская культура и проблема воинского воспитания// Пожары и чрезвычайные ситуации, предотвращение, ликвидация. - 2011. - № 4. - С. 53-57.

2. О долге и чести воинской в российской армии: собрание материалов, документов, статей / авт. сост. Галушко Ю. А, Колесников А. А.; под ред. В. Н. Лобова. - М.: Воениздат, 1991. -368 с.

3. Хорватх Г., Берки И. 60 лет Будапештскому музею защиты от катастроф // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2015. - № 2. - С. 28-36.

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

5. Лавров П. Л. Исторические письма.- М.: Мысль, 1965. - 495 с.

Dyachenko N.

LOYALTY TO THE MOTHERLAND AS A VECTOR OF PATRIOTIC UPBRINGING OF EMPLOYEES OF EMERCOM OF RUSSIA

ABSTRACT

Purpose. The article sets out the task to examine the basis for patriotic upbringing in higher educational institutions of EMERCOM. The main issues are actualized: current foreign policy environment, a change in consciousness of citizens related to the notion of homeland, information wars, struggle for the citizens' minds, enforcement of alien views to the younger generation.

Methods. The author uses content analysis of the Constitution of the Russian Federation, the Conception of educational work of the State Fire Academy of EMERCOM of Russia of 2012, order of EMERCOM of Russia of 30.11.2005 № 859 etc. Methods of texts historical survey from "Vladimir Monomakh's Hortative" annals are used.

Findings. For patriotic education at educational institutions the following should be done:

- creating conditions for formation and growth of patriotic feelings (attending museums of military glory, holding scientific conferences on patriotism, organization of memory watches, additional lectures on the topic of heroic deeds, viewing feature and documentary thematic films, organization of amateur performances);

- activities of each department of the university on maintaining a certain level of worldview, morality,

spirituality with the help of both humanitarian and special disciplines;

- culture of the country, its history, language, customs and traditions should be used as a basis for the educational process in an educational establishment;

- creating new traditions in a higher educational establishment (holding memorable days, monuments and obelisks installation, patronage over families of EMERCOM employees killed on duty).

Research application field. The results of this article can be used in the organization of educational process at schools, specialized secondary educational establishments and universities.

Conclusions. Certain conditions must be created for the most effective organization of patriotic education at educational establishments. In order to organize patriotic process at schools, specialized secondary educational establishments and universities most effectively certain conditions must be created.

Key words: integrated lesson, non-traditional form of holding classes, lesson plan, recommendations, higher school.

REFERENCES

1. Diachenko N. Russian culture and the problem of military education. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia. 2011, no. 4, pp. 53-57. (in Russ.).

2. O dolge i chesti voinskoi v rossiiskoi armii: sobranie materialov, dokumentov, statei [About the duty and honor of military in the Russian army: a collection of materials, papers, articles. Galushko Iu.A., Kolesnikov A.A. ed by V.N. Lobov]. Moscow, Voenizdat Publ., 1991, 368 p.

3. Khorvatkh G., Berki I. 60 years of the Budapest Museum of protection from disasters. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia. 2015, no. 2, pp. 28-6. (in Russ.).

4. Ushinskii K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected pedagogical works]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968, 558 p.

5. Lavrov P.L. Istoricheskie pis'ma. [Historical writing]. Moscow, Mysl' Publ., 1965, 495 p.

Natalia Dyachenko Candidate of Pedagogic Sciences

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.