Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / онлайн-образование / дистанционные образовательные технологии / эффективность онлайн-обучения / motivation / online education / distance educational technologies / effectiveness of online learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Владимировна Шмурыгина, Дина Геннадьевна Овчинникова

Представлен анализ особенностей мотивации обучающихся при реализации образовательного процесса в онлайн-формате. Дается характеристика элементов мотивации к обучению, таких как постановка целей, руководство своим временем, структурирование среды, поиск помощи, стратегическое мышление, самооценка. Проанализированы результаты нескольких эмпирических исследований (зарубежных и отечественных), проведенных в данной сфере. Сделан вывод о преобладании внутренней мотивации у обучающихся при онлайн-обучении. В качестве способа повышения уровня мотивации у студентов вузов при дистанционном обучении предложен метод проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Владимировна Шмурыгина, Дина Геннадьевна Овчинникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENTS’ MOTIVATION FOR LEARNING IN THE IMPLEMENTATION OF THE ONLINE EDUCATIONAL PROCESS

The article presents an analysis of the features associated with the motivation of students when implementing the educational process in an online format. The elements that make up students’ motivation, such as setting goals, managing their time, structuring the environment, seeking help, strategic thinking, and self-esteem, are characterized. The results of several empirical studies (foreign and domestic) conducted in this area were analyzed. The conclusion is made about the predominance of internal motivation of students at online learning. The project method is proposed as a method for increasing the level of motivation among university students, both individual and group.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ»

Научная статья

УДК 378.015.324.2:378.147.1:004.77 йО!: 10.17853/2686-8970-2023-3-84-95

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ

Ольга Владимировна Шмурыгина

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и гуманитарных наук

Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург, Россия

shmur-olga@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5528-7315

Дина Геннадьевна Овчинникова

старший преподаватель

Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург, Россия

ovchinnikovadina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7215-5365

Аннотация. Представлен анализ особенностей мотивации обучающихся при реализации образовательного процесса в онлайн-формате. Дается характеристика элементов мотивации к обучению, таких как постановка целей, руководство своим временем, структурирование среды, поиск помощи, стратегическое мышление, самооценка. Проанализированы результаты нескольких эмпирических исследований (зарубежных и отечественных), проведенных в данной сфере. Сделан вывод о преобладании внутренней мотивации у обучающихся при онлайн-обучении. В качестве способа повышения уровня мотивации у студентов вузов при дистанционном обучении предложен метод проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.

Ключевые слова: мотивация, онлайн-образование, дистанционные образовательные технологии, эффективность онлайн-обучения

Для цитирования: Шмурыгина О. В., Овчинникова Д. Г. Особенности мотивации к обучению студентов вузов при реализации образовательного процесса в онлайн-формате // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 3 (15). С. 84-95. https://doi.org/10.17853/ 2686-8970-84-95.

© Шмурыгина О. В., Овчинникова Д. Г., 2023 84

ИНСАЙТ. 2023. № 3 (15)

Original article

FEATURES OF STUDENTS' MOTIVATION FOR LEARNING IN THE IMPLEMENTATION OF THE ONLINE EDUCATIONAL PROCESS

Olga V. Shmurygina

Candidate of Sciences in Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy and Humanities

Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia,

Ekaterinburg, Russia

shmur-olga@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5528-7315

Dina G. Ovchinnikova

Senior Lecturer

Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia,

Ekaterinburg, Russia

ovchinnikovadina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7215-5365

Abstract. The article presents an analysis of the features associated with the motivation of students when implementing the educational process in an online format. The elements that make up students' motivation, such as setting goals, managing their time, structuring the environment, seeking help, strategic thinking, and self-esteem, are characterized. The results of several empirical studies (foreign and domestic) conducted in this area were analyzed. The conclusion is made about the predominance of internal motivation of students at online learning. The project method is proposed as a method for increasing the level of motivation among university students, both individual and group.

Keywords: motivation, online education, distance educational technologies, effectiveness of online learning.

For citation: Shmurygina O. V., Ovchinnikova D. G. Features of motivating students studying online // INSIGHT. 2023. № 3 (15). P. 84-95. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-84-95.

Введение и постановка проблемы. Обучение с применением информационно-коммуникативных технологий требует от обучающихся наличия особых психологических качеств, таких как мотивированность, самостоятельность, рефлексивность и др. При этом отдельные структурные элементы психики, которые ранее формировались в процессе общения в рамках учебной деятельности, при дистанционном обучении уходят на второй план. Так, наблюдается сокращение межлич-

INSIGHT. 2023. № 3 (15)

85

ностного общения во всех сферах деятельности обучающихся, в том числе и в учебной, что в конечном итоге проявляется в несформирован-ности Я-концепции у многих современных подростков и студентов [I].

В зависимости от степени насыщения образовательного процесса теми или иными дистанционными технологиями, характера взаимодействия между участниками, способов подачи материала можно выделить несколько типов обучения [2]:

• традиционное обучение - реализуется без использования электронных технологий;

• традиционное обучение с веб-поддержкой - до 30 % курса реализуется в сети: доставка материала, минимальное взаимодействие через систему управления обучением (LMS - Learning management system) при выполнении самостоятельной работы;

• смешанное обучение - 30-79 % курса реализуется в сети;

• полное онлайн-обучение - более 80 % курса реализуется в сети, часто совсем без очного взаимодействия.

Кроме того, могут применяться различные модели самого электронного обучения:

• очная + дистанционная формы;

• сетевое обучение (автономные курсы или информационно-образовательная среда);

• сетевое обучение + кейс-технологии;

• обучение, построенное преимущественно на видео-конференц-связи.

Применение любых форм дистанционных технологий характеризуется увеличением объема самостоятельной работы обучающихся. В связи с этим требуется наличие у них высокого уровня самомотивации, дисциплинированности и умения управлять своим временем.

Таким образом, целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей мотивации к обучению (как внутренней, так и внешней) у студентов вузов при организации образовательного процесса в дистанционном формате. На основании цели были определены следующие исследовательские задачи:

• проанализировать мотивационные установки обучающихся в зависимости от организации процесса обучения (в реальном времени, с частичным применением дистанционных технологий, в онлайн-формате);

86

ИНСАЙТ. 2023. № 3 (15)

• выявить факторы, влияющие на эффективность онлайн-обучения;

• определить роль мотивации в повышении эффективности он-лайн-обучения;

• установить элементы, из которых состоит мотивация обучающихся.

Обзор литературы. Дистанционное обучение в настоящее время рассматривается как одна из самых перспективных форм образования, которая позволяет не только трансформировать образовательный процесс под новые реалии, но и вовлекать в использование современных информационных технологий как преподавателей, так и обучающихся. Модели применения дистанционных технологий в образовании, описанные выше, требуют выбора соответствующих средств обучения, подбора возможной и актуальной формы взаимодействия между обучающимися и педагогом. Следовательно, требуется и смена системы оценивания, контроля достижения результатов обучения. Кроме того, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности процесса дистанционного обучения, чему в последнее время посвящено много работ.

А. В. Лейфа и Е. В. Павлова в своих работах рассматривают проблемы психологической готовности преподавателей к деятельности в новых условиях [3], однако не затрагивают вопросы психологического состояния обучающихся при таких формах образования. О. В. Кузьмина [4] акцентирует внимание на зависимости психологического состояния преподавателей от их установок и мотивов к работе в новых условиях.

В исследовании О. Н. Бекетовой и С. А. Деминой [5] уже присутствует анализ коммуникативных проблем, возникающих между педагогами и студентами в условиях цифровизации. По мнению Д. Э. Гас-парян [6], развитие дистанционного обучения способствует тому, что взаимоотношения участников образовательного процесса видоизменяются и доля влияния педагогов снижается. Как отмечает Х. М. Хана-пиева [7], при полностью электронном обучении все его участники зачастую испытывают чувство одиночества и неуверенности в своих силах.

Т. А. Воробьева [8] провела анализ зарубежных исследований, посвященных выявлению психологических особенностей участников электронного образования, и определила, что одним из важнейших факторов эффективности дистанционного образования для обучающихся

INSIGHT. 2023. № 3 (15)

87

является присутствие у них таких личностных характеристик, как добросовестность, способность к психологической саморегуляции и самоорганизации. Другими словами, они должны быть ориентированы в большей степени на самостоятельное управление процессом своего обучения, используя индивидуальные различия внутренней мотивации. Согласно исследованию, те студенты, которых можно отнести к более мотивированным, получали более высокие результаты обучения от онлайн-образования. Хорошие результаты также показали те обучающиеся, которые смогли почувствовать общность, единство, несмотря на отсутствие прямых личных контактов.

Вопросами мотивации студентов в целом занимались Т. Г. Ду-линец и А. С. Захарова, выделяя внешнюю и внутреннюю мотивацию обучения в вузе у студентов инженерно-технических и гуманитарных направлений подготовки [9].

W. Hoyer и O. MacIniss считают, что повышению уровня мотивации способствуют следующие факторы [10]:

• присутствие личной заинтересованности, т. е. понимание того, что предпринимаемые действия принесут выгоду;

• соответствие поставленных задач сложившейся внутренней системе ценностей человека;

• умеренность присутствующих рисков и препятствий;

• наличие взаимосвязи с предыдущим опытом.

В исследовании C. Wang и ее коллег [11] были дифференцированы мотивационные установки студентов при обучении в традиционном и дистанционном форматах. Существенное отличие заключается в том, что в классическом обучении мотивация во многом зависит от необходимости соответствовать социальной роли студента, ученика, слушателя, которую обучающийся берет на себя, поступая в то или иное образовательное учреждение. Необходимо успевать за остальными обучающимися, выполнять требования преподавателя, которые он выдвигает к освоению своего академического курса и т. д. Это в большей степени относится к показателям внешней мотивации. Совершенно иные моти-вационные установки у обучающегося, осваивающего онлайн-курс. В этом случае на первый план выходят поддержание собственной индивидуальности и стремление самосовершенствоваться. И это происходит не под давлением преподавателя, а благодаря личной осознанности, что говорит о преобладании внутренней мотивации [12].

88

ИНСАЙТ. 2023. № 3 (15)

Методы и подход к исследованию. В основе данного исследования лежит метод критического анализа научной литературы, посвященной вопросам мотивации студентов в онлайн-формате. Отправной точкой исследования выступает когнитивная теория личности, в частности понимание того, что обучающиеся всю информацию, получаемую в процессе обучения, сопоставляют с уже имеющимся опытом и в соответствии с этим выстраивают свое дальнейшее поведение. В качестве эмпирической базы исследования выступили различные научные изыскания, проводимые российскими и зарубежными учеными. Среди них можно отметить исследование, проведенное в Уральском федеральном университете (УрФУ) в 2018 г. Работа группы ученых (М. В. Кли-менских, Ю. В. Лебедева, А. В. Мальцев, В. В. Савельев) посвящена выявлению ключевых психологических позиций, влияющих на успешность студентов в условиях онлайн-обучения (в частности, выраженность внутренней и внешней мотивации) [13]. Также следует обратить внимание на концепцию C. Wang и ее соавторов [11], выделяющую отличительные характеристики мотивации обучающихся при реализации образовательного процесса в онлайн-формате.

Результаты исследования и обсуждение. Начнем с рассмотрения проблем с мотивацией, возникающих у обучающихся в онлайн-формате, который предполагает большую часть самостоятельной работы. Важным становится то, как обучающиеся осуществляют поиск и интерпретацию необходимой информации, учитывая тот факт, что работают они по принципу «навести и щелкнуть» (point-and-click) [11]. Студент с низким уровнем мотивации будет хаотично пролистывать интернет-страницы, пытаясь найти что-то нужное. Однако, как показывает практика, это приводит к поверхностным личным учебным и научным результатам, потому что цель заключается в выполнении формальных требований и получении зачета за выполненную работу. Студент с высоким уровнем мотивации, наоборот, будет опираться на цифры и факты, подвергать сомнению найденную информацию, потому что стремится узнать что-то новое, повысить уровень своей компетентности.

Следовательно, мотивация обучающихся оказывает существенное влияние на эффективность образовательного процесса. К такому выводу пришли и авторы исследования, проведенного в УрФУ в 2018 г.,

INSIGHT. 2023. № 3 (15)

89

еще до массового перехода на онлайн-обучение и применение дистанционных технологий в образовании. Так, были выявлены следующие психологические факторы, влияющие на эффективность онлайн-обу-чения студентов [13]:

1) внутренняя мотивация: познавательная, мотивация достижения, саморазвития;

2) уровень интеллекта;

3) внешняя мотивация: ориентация на общественное мнение, чувство долга, чувство вины за плохой результат;

4) собственно личностные качества: склонность к кооперации и согласию с другими людьми, добросовестность, эмоциональная восприимчивость, тревожность и незащищенность;

5) учебный стаж: более опытные студенты, уже прошедшие не менее двух онлайн-курсов, как правило, показывают более высокую успеваемость;

6) открытость опыту, т. е. любознательность, увлеченность.

Опираясь на исследование, проведенное C. Zheng, J.-С. Liang, M. Li,

C.-С. Tsai [14], была определена структура мотивации, включающая шесть основных элементов.

1. Постановка целей является одним из самых важных элементов. Поскольку большая часть учебной деятельности осуществляется самостоятельно, обучающийся должен четко понимать, для чего он выполняет каждое свое действие, каких установленных результатов обучения он должен достичь. Кроме того, эти самостоятельные действия связаны с поиском определенной информации, которую необходимо выделить из общего потока. Для этого должны быть четко заданы ориентиры, т. е. релевантные цели и задачи.

2. Управление временем приобретает огромное значение в онлайн-образовании, характеризующемся асинхронностью. Классическая система образования имеет жесткую структуру академических часов, отведенных на освоение учебных дисциплин. При онлайн-обучении самостоятельный поиск информации, выполнение иных учебных действий ничем не ограничены. В связи с этим умение распределять свое время, сочетая различные виды учебной деятельности и периоды отдыха, при этом не теряя интерес, оказывает большое влияние на желание продолжать процесс обучения онлайн [15].

90

ИНСАЙТ. 2023. № 3 (15)

3. Структурирование среды. Важным для обучающегося становится наличие у него хорошей компьютерной техники и высокоскоростного интернета. В противном случае онлайн-обучение может вызывать негативные эмоции: напряжение, раздражение или даже депрессию, что в итоге снижает уровень мотивации.

4. Поиск помощи. Если в традиционном обучении преподаватель всегда рядом, к нему можно обратиться во время учебных занятий, то применение дистанционных технологий в обучении на первый план выдвигает общение в виртуальной среде. Преподаватель, тьютор должен быть доступен практически 24 ч в сутки семь дней в неделю. Помощь обучающемуся может потребоваться в любой момент, и если он ее не получает, происходит снижение уровня мотивации.

5. Стратегическое мышление. Умение видеть проблемы и препятствия «сверху», со стороны позволяет быстрее определять способы их решения или преодоления. Зацикливание на одной проблеме отнимает большое количество времени, сил и желания учиться, т. е. снижает уровень мотивации.

6. Самооценка. Так как прямые контакты с преподавателем существенно сокращены, во многих своих учебных действиях обучающемуся приходится оценивать себя самостоятельно, т. е. возрастает роль самоанализа и рефлексии.

Полагаем, что работа с этими элементами позволит повысить эффективность онлайн-образования и окажет положительное влияние на достижение образовательных результатов.

Таким образом, можно утверждать, что при традиционных формах обучения преобладает внешняя мотивация. С одной стороны, преподаватель, являясь лидером образовательного процесса, может применять меры поощрения и наказания, что оказывает существенное воздействие на мотивацию обучающихся. С другой стороны, у обучающихся проявляется стремление быть не хуже других, что мотивирует их добиваться определенных успехов в учебной деятельности.

При переходе на онлайн-обучение вектор мотивации смещается в сторону внутренних устремлений. Так как преподаватель в данном случае выступает в роли консультанта и проверяющего, то у него нет возможности повлиять на мотивацию студентов. При этом из-за отсутствия аудиторных занятий исключается соревновательный фактор, который часто мотивировал обучающихся к решению учебных задач.

INSIGHT. 2023. № 3 (15)

91

На наш взгляд, основная причина проблем, возникающих у российских вузов в связи с онлайн-обучением, заключается в том, что не были внесены существенные изменения в образовательный процесс. Во время пандемии была предпринята попытка адаптировать имеющиеся учебные материалы, предназначенные для аудиторной работы, в онлайн-формат. Однако это вызвало очень много трудностей как для студентов, так и для преподавателей. Первым очень сложно концентрировать свое внимание на полуторачасовых занятиях в режиме вебинара или конференц-связи, прослушивания онлайн-лекций. Преподавателю же не представляется возможным удерживать внимание всей аудитории, потому что он не видит ее целиком и не ощущает настроений и эмоций слушателей. Ни для одной из сторон нет обратной связи и, соответственно, удовлетворения от занятия, а тем более мотивации для участия в подобных мероприятиях в дальнейшем. Практические (семинарские, лабораторные) занятия зачастую ограничиваются выдачей заданий и механической проверкой их выполнения. Таким образом, потенциал лекционных и практических занятий не используется в полном объеме.

Мы считаем, что онлайн-образование следует выстраивать с учетом преимуществ виртуальной среды и сети Интернет с целью создания устойчивой мотивации студентов к процессу обучения. Так же мы согласны, что количественные методы оценивания, широко применяемые в аудитории, теряют свою эффективность в онлайн-форма-те [16]. Это связано с тем, что широкий доступ к информации облегчает обучающимся поиск правильных ответов теста или задания контрольной работы. В итоге желание получить формальную оценку или зачет за проделанную работу очень часто сподвигает к недобросовестности и списыванию ответов.

В решении проблем низкой мотивации, по нашему мнению, поможет использование проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой. Задача преподавателя в данном случае состоит в том, чтобы заинтересовать обучающихся каким-либо творческим проектом на первоначальном этапе для дальнейшей мотивации к его разработке и получению результата. Групповые проекты, в свою очередь, позволят избежать отчуждения студентов, которое часто возникает в онлайн-формате, будут способствовать организации совместной работы и оказывать существенное влияние на процесс социализации студентов.

92

ИНСАЙТ. 2023. № 3 (15)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Подводя итог, отметим, что образовательный процесс в любом своем проявлении (в традиционной форме, в онлайн-формате) - это процесс коммуникации, на который существенное влияние оказывает мотивация обучающихся.

Применение дистанционных образовательных технологий смещает акцент мотивации у студентов с внешней на внутреннюю. Для обеспечения эффективности образовательного процесса в онлайн-формате необходимо заменять классическую проверку знаний обучающихся и контроль за их деятельностью развитием их индивидуальности, творческих способностей с предоставлением личной свободы. Для этих целей лучше всего подходит проектное обучение, которое позволит поддерживать внутреннюю мотивацию обучающихся на высоком уровне. При этом важно использовать как индивидуальные, так групповые проекты. Это не только окажет влияние на развитие самостоятельности обучающихся, их критического мышления, но также выведет процесс их взаимодействия на новый уровень, что очень важно, поскольку потеря социальных связей - это одна из проблем виртуального общества.

Результаты данного исследования могут послужить основой для последующего научного осмысления способов повышения мотивации у обучающихся в образовательном процессе. В дальнейшем мы рассматриваем возможность проведения эмпирических исследований, связанных с уточнением и классификацией мотивационных установок обучающихся в процессе онлайн-обучения с целью выявления способов повышения его эффективности.

Список источников

1. Авдулова Т. П., Прикладовская В. М. Сравнительный анализ особенностей тревожности, депрессивности и коммуникативной сферы у подростков, обучающихся онлайн и офлайн // Цифровая гумани-таристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. ст. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 17-18 нояб. 2022 г. М.: Изд-во Моск. гос. психол.-пед. ун-та, 2022. С. 407-420.

2. Сорочинский М. А. Психолого-педагогические особенности использования электронного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 274-278. URL: http://e-kon-cept.ru/2017/770085.htm.

INSIGHT. 2023. № 3 (15)

93

3. Лейфа А. В., Павлова Е. В. Обоснование модели исследования готовности преподавателей вуза к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 78-93. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-1-78-93.

4. Кузьмина О. В. Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени // Психологические исследования. 2011. № 6 (20). Ст. 12. URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/569-kuzmina20.html.

5. Бекетова О. Н., Демина С. А. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 69-78.

6. Гаспарян Д. Э. Этические дилеммы применения информационных технологий в сфере образования: российский и зарубежный опыт // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. 2020. № 1 (93). С. 99-110. https://doi.org/10.24411/1997-0803-2020-10111.

7. Ханапиева Х. М. Особенности работы преподавателя при дистанционной форме обучения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11, № 2. С. 78-82.

8. Воробьева Т. А. Психологические особенности электронного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 100-104.

9. Дулинец Т. Г., Захарова А. С. Исследование учебной мотивации студентов // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (8). С. 4-6.

10. Hoyer W., MacInnis D. Consumer behavior. 2nd ed. Boston: Houghton Mifflin Company, 2001. 681 p.

11. Need satisfaction and need dissatisfaction: A comparative study of online and face-to-face learning contexts / C. Wang [et al.] // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 95. P. 114-125. https://doi.org/10.1016/ j.chb.2019.01.034.

12. Oishi S., Choi H. Culture and motivation: A socio-ecological approach // Advances in Motivation Science / ed. A. J. Elliot. 2017. Vol. 4. P. 141-170. https://doi.org/10.1016/bs.adms.2017.02.004.

94

ИНСАЙТ. 2023. № 3 (15)

13. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов / М. В. Клименских, Ю. В. Лебедева, А. В. Мальцев, В. В. Савельев // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312-321. https://doi.Org/10.32744/pse.2019.6.26.

14. The relationship between English language learners' motivation and online self-regulation: A structural equation modelling approach / C. Zheng, J.-C. Liang, M. Li, C.-C. Tsai // System. 2018. Vol. 76. P. 144-157. https://doi.org/10.1016/_j.system.2018.05.003.

15. Ouajdouni A., Chafik K., Boubker O. Measuring e-learning systems success: Data from students of higher education institutions in Morocco // Data in Brief. 2021. Vol. 35. Art. 106807. https://doi.org/10.1016/ j.dib.2021.106807.

16. Снежко Г. Е. Мотивация студентов в онлайн-образовании // Мир науки. Социология, философия, культурология. 2021. Т. 12, № 4. Ст. 56SCSK421. https://doi.org/10.15862/56SCSK421.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 27.09.2023; принята к публикации 30.09.2023.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 27.09.2023; accepted for publication 30.09.2023.

INSIGHT. 2023. № 3 (15)

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.