Раздел 2. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья
УДК [373.5.016:821.161.1.0]:[371.31:004.771] йО!: 10/17853/2686-8970-2021-4-53-69
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОНЛАЙН-УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО В СТАРШИХ КЛАССАХ
Светлана Семеновна Бурцева
кандидат педагогических наук, доцент
Северо-Восточный федеральный университет
имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия
egiy.88@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8525-4899
Саргылана Николаевна Осодоева
магистрант
Северо-Восточный федеральный университет
имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия
litwinczewa2011@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3997-5166
Аннотация. Рассматриваются проблемы организации и проведения онлайн-уроков по произведениям Л. Н. Толстого в условиях новых реалий дистанционного обучения. Описаны приемы и методы подготовки и проведения онлайн-уроков литературы в старших классах с обращением к историческому методу, а также пути организации и проведения онлайн-уроков с применением инфографики для повышения качества и эффективности дистанционного обучения, визуализации образовательного процесса в данном формате деятельности.
Ключевые слова: исторический метод, отечественные методические и педагогические традиции, дистанционное обучение, онлайн-уроки, визуализация учебного материала, читательские компетенции, русская классика, художественный текст, проектная деятельность.
Для цитирования: Бурцева, С. С. Организация и проведение онлайн-уроков по изучению произведений Л. Н. Толстого в старших классах / С. С. Бурцева, С. Н. Осодоева. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 4 (7). С. 53-69. ШрБ:// doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-53-69.
© Бурцева С. С., Осодоева С. Н., 2021 ¡ЫЭЮИТ. 2021. № 4 (7)
53
Section 2. DIGITALIZATION OF EDUCATION
Original article
ORGANIZING AND TEACHING ONLINE LESSONS ON THE WORKS OF L. N. TOLSTOY IN HIGH SCHOOL
Svetlana S. Burtseva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russia
egiy.88@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-8525-4899 Sargylana N. Osodoeva
Master's student
North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russia
litwinczewa2011@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3997-5166
Abstract. The article deals with the problems of organizing and teaching online lessons on the works of L. N. Tolstoy in the new conditions of distance learning. The article describes the techniques and methods of preparing and teaching online literature lessons in high school using historical method and infographics to improve the quality and effectiveness of distance learning and visualize the learning process in this type of activity.
Keywords: historical method, domestic methodological and pedagogical traditions, distance learning, online lessons, visualization of learning material, reading competencies, Russian classics, literary text, project activity.
For citation: Burtseva, S. S. Organizing and teaching online lessons on the works of L. N. Tolstoy in high school / S. S. Burtseva, S. N. Osodoeva. Text: print // INSIGHT. 2021. № 4 (7). P. 53-69. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-53-69.
В настоящее время моральное и техническое устаревание традиционных методов обучения создает критические и проблемные ситуации во всех звеньях образования. Широкий свободный доступ к инновационным образовательным интернет-ресурсам выявляет противоречивую картину в реалиях школы: с одной стороны, их обилие дает возможность поиска и выбора наиболее качественных и эффективных готовых материалов и методических решений; с другой стороны, все это поднимает выше и выше планку требований к компе-
54
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
тенциям современного учителя-практика, часто делая не столь продуктивными и востребованными им разработанные приемы и методы обучения, еще и усложняя это высокой скоростью перемен и замен, происходящих в образовательной среде.
Основными трудностями литературного образования в современной школе являются проблемы, связанные с падением читательских интересов и компетенций, изучением произведений классики, воспитанием нравственности, переориентацией моральных ценностей. Литература прошлого несет в себе опыт исторического, культурного, духовного, эстетического и социального развития, которое сегодня часто критикуется, иногда и отвергается. В связи с этим люди реже обращаются к классике, увлекаются новым чтивом сомнительного качества, чтение превращается в развлечение, теряя свои главные функции гносеологического и аксиологического, интеллектуального и эмоционального воздействия на развитие личности. А в литературной классике кроется могучий резерв воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Сложно воспитать достойную молодежь, когда отсутствует уважение и любовь к своему народу и государству, человеку и гражданину, к их прошлому, настоящему и будущему. Никогда еще в русской классике не было недостатка в патриотизме, человечности, гуманистических традициях и идеях добра. А соответствует ли наше время этим достоинствам великой русской литературы? Вдохновляет ли она сегодняшних взрослых читателей, чтобы они передали это своим детям? В сложившейся ситуации общество предъявляет все более высокие требования к учебному процессу с точки зрения формирования жизнеспособной (конкурентоспособной) и гармонически развитой личности с высокими целями, желанием к самореализации и совершенствованию, с умением анализировать результаты процесса своей деятельности, с навыками независимого принятия решений [10]. В связи с этим возникают следующие вопросы: как должна помочь в этом аспекте русская литература; что может учитель-словесник; как он может организовать новые форматы обучения, находя «золотую середину» между инновациями и традициями?
Во все времена в российском обществе школа выполняла чуть ли не самую значительную роль в деле обучения и воспитания детей, молодежи. СССР считался «самой читающей страной мира». А вот по
МЭЮНГ. 2021. № 4 (7)
55
данным Программы развития ООН (2019 г.), с 1980 г. определяющей индекс уровня образования в мире [5], Россия занимает 39-е место (в списке 189 стран мира; в первой «пятерке» названы Германия, Норвегия, Великобритания, Финляндия, Исландия). В рейтинге эффективности национальных систем образования, составленном в 2016 г. [5], Россия стоит на 34-м месте после Тайваня, Малайзии, Чили и других (в списке 50 стран мира; лидируют США, Швейцария, Дания, Великобритания, Швеция). Таким образом, уровень грамотности и качество образования России в наши дни оставляет желать лучшего. Впрочем, в этих рейтингах речь не идет о чтении художественной литературы, критерии читательской культуры не определяются в них умением «общаться с искусством слова». По данным другого глобального исследования по выявлению рейтинга стран мира по уровню расходов на образование, представляющего состояние на 2018 г., Россия находится на 120-м месте (в списке 217 стран) [5]. Это обстоятельство объясняет многое, но, несомненно, вопрос к школьному образованию не снимается и школа в свою очередь старается соответствовать современным мировым стандартам.
Отметим, что главной формой организации образовательной деятельности и сегодня остается урок, которому придают большое значение при профессиональной подготовке будущих учителей. В своем учебно-методическом пособии для студентов Т. Г. Фирсова, например, пишет, что «основными требованиями к конструированию технологической карты урока являются: необходимость описать весь процесс деятельности, тщательно планировать каждый этап учебного процесса; необходимость указать все учебные операции и их составные части; необходимость четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия участников урока, координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности» [11, с. 5]. Она выделяет при этом три блока технологической карты урока: блок целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. Здесь следует подчеркнуть, что переход на онлайн-формат обучения несколько меняет традиционные требования к уроку. Соответственно, несколько другими становятся и поурочные планы, и технологические карты уроков, т. е. документация урока, не говоря о реальных формах и видах работы, общения на уроке, об его этапах и методах обучения.
56
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
На сегодняшний день существует множество различных апробированных идей, концепций, технологий, методик и методов обучения, планов по их внедрению в жизнь на уроках, предложенных несколькими поколениями педагогов и методистов для повышения качества, эффективности, результативности отечественного образования [4, 6, 7].
С. В. Анахов, описывая переход к новому качеству образования, говорит об ускорении обновления технологий и следующих за ними квалификаций, о цифровой революции и экспоненциальном росте информации [1, с. 14]. Безусловно, все названные факторы влияют и на профессиональное развитие педагогов, на что в своем исследовании указывают K. B. Dille, F. M. R0kenes. Авторы раскрывают содержание такого нового для педагогического сообщества явления, как онлайн-сообще-ство для учителей [13]. При этом непрерывное внедрение в практику инноваций (коммуникационные платформы, сети цифровой дифференциации и др.), как отмечают S. I. Hofer, N. Nistor и C. Scheibenzuber, может демонстрировать полезный опыт организации онлайн-обучения [14].
Здесь необходимо подчеркнуть, что новые ориентиры развития образования не могут быть сформулированы или обеспечены извне. В основном они должны исходить из богатого прошлого опыта и традиций и, как следствие, из слияния инноваций с ними. В данном аспекте не вызывает сомнения обращение к историческому культурному опыту как к одному из перспективных путей обучения и воспитания. Исторический метод позволяет осуществлять линии преемственности педагогических идей, методик обучения, расширять их содержание энергией свежей информации, привлекать новые знания, умения и навыки (метанавыки и гибкие навыки). В связи с этим, думается, пора приветствовать не только лишь сплошное введение инноваций (иногда инородных, фрагментного характера, малоизученных), поскольку профессиональные компетенции современных учителей зависят не только от их владения новейшими технологиями, но и от наличия в их педагогическом опыте опоры на традиции, творческого применения этих традиций в педагогической и методической деятельности. В этом ракурсе в методике обучения литературе отечественная педагогика владеет весьма серьезным багажом знаний и практик изучения русской классики, анализа художественных текстов произведений, биографий писателей, выразительного чтения и развития устной, письменной связной речи, культуры речи и грамотности [2].
INSIGHT. 2021. № 4 (7)
57
На каждом уроке литературы, независимо от этапа школьного образования, через правильную организацию деятельности обучающегося и класса в целом формируется высоконравственная личность, грамотный и думающий читатель, патриот и гражданин. А если учесть возрастные особенности старшеклассников, когда у подростков повышается уровень психологического развития и формирования личностных качеств в рамках выработки собственных взглядов на происходящее, на прочитанное, то уроки литературы в 9-11-х классах приобретают еще более целенаправленную воспитательную значимость и ценность. Но, к сожалению, именно в этот период зачастую приоритетом обучения становится несколько однолинейная подготовка к сдаче ЕГЭ, а не увлечение чтением классического и духовного наследия великих русских поэтов и писателей. При этом надо помнить, что к утерянному не возвращаются, возвратиться можно только к приобретенному ранее. Без своевременной подачи или открытия того или иного художественного текста, который стал бы тем «мостиком или тропой», по которым можно потом (чаще, уже во взрослой жизни) вновь вернуться «к общению» с шедеврами классики, человеку трудно прийти к пониманию самого себя и мира, своей жизни и истории своего края, народа, Отечества. И это, к сожалению, невозможно восстановить, догнать, добрать, доучить, довоспитать. Такое открытие (первичное знакомство с произведением и писателем, первое прочтение художественного текста, приближение к автору как к личности, интерпретации и пробные анализы его произведения, выводы, составление своего мнения и т. д.) просто должно состояться.
В традиционной методике обучения литературе были и есть весьма эффективные разработки по изучению русской классики. Стоит вспомнить научно-методические школы Е. А. Аркина, О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана, К. М. Нартова, Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова, М. В. Черкезовой, внесших огромный вклад в отечественное литературное образование, в методику преподавания русской литературы в школе.
По примеру советских учителей-новаторов, среди которых был Е. Н. Ильин, автор «концепции преподавания изящной словесности», в каждом регионе страны на протяжении тридцати лет создавали «педагогику сотрудничества» лидеры сельских и городских школ, про-
58
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
двигая значимые для своего времени методические идеи и накапливая богатый практический опыт словесников. В Республике Саха (Якутия) (в те времена - ЯАССР) среди таких учителей-методистов были Е. П. Архипова, А. А. Белозорова, Р. С. Брызгалова, Т. Г. Евсикова, И. П. Рыбкина, Е. Р. Сивцева, И. М. Шадрина и многие другие. Тогда уроку литературы в школе придавалось особое внимание, подчеркивалось его значение в духовно-нравственном воспитании личности. Совершенствовались методы и приемы работы над интерпретацией текста (анализ литературного произведения, педагогические беседы, организация вдумчивого чтения, дискуссии, литературно-музыкальные композиции, интегрированные уроки и др.). Чтение и анализ произведения русской классики сопровождались «движением души» - воспитанием читателя и человека.
В аспекте изучения русской классики в школе, несомненно, интересным и одновременно проблемным является творчество Л. Н. Толстого. Уроки, посвященные его наследию, могут сопровождаться не только познавательными заданиями, формирующими способности анализировать, синтезировать и обобщать учебные материалы, развивающими аналитические, коммуникативные навыки обучающихся. Такие уроки становятся настоящим источником познания жизни и человека, а также исторического знания, ресурсом духовности и христианского учения, которые способны преобразовать внутренний мир и эмоциональный настрой читателя [8, 12].
В старших классах объем теоретических знаний, усвояемых на уроке, расширяется: он включает в себя философские термины (например, «материализм», «идеализм»); литературоведческие термины («жанровое своеобразие», «психологизм в романе», «модернизм», «импрессионизм» и др.) [3]. В это время уже возможно употребление учащимися таких сложных терминов, как «критический реализм», «социалистический реализм», «метафизический реализм». Знание новых терминов помогает правильному интеллектуальному и эмоциональному восприятию художественного текста, позволяет провести адекватную интерпретацию и сделать наиболее качественный литературоведческий анализ произведения. Обучающимся старших классов для обсуждения могут быть представлены такие факты, которые могут преподноситься в нескольких вариантах, а также события, которые
МЭЮНГ. 2021. № 4 (7)
59
могут оцениваться противоречиво и неоднозначно. Таким образом, в старших классах достаточное внимание должно быть уделено и изучению теории литературы, усвоению литературоведческого тезауруса, и различным видам, формам педагогического собеседования по проблемным вопросам нравственного, морального и духовного характера. Также, как уже говорилось, важна и роль исторического метода на уроках литературы, поскольку в литературных произведениях, в перипетиях жизни героев и в самих изображаемых картинах эпохи отражается со всеми особенностями и нюансами исторический путь народа и государства, их судьба и бытие.
Именно в связи с вышеизложенным интересно для рассмотрения по заявленным проблемам, на наш взгляд, творчество Л. Н. Толстого -писателя величайшего таланта, христианского мыслителя, педагога, академика изящной словесности, сумевшего оказать влияние на развитие всего европейского гуманизма, автора, которого и по сей день читают по всему миру. Его романы уверенно держатся в первой десятке по рейтингам самых известных элитарных и статусных изданий разных стран мира многие годы. Л. Н. Толстой занимает особое место и в панораме педагогического мышления. Его вклад в формирование идей о процессе профессиональной подготовки учителей-словесников признают многие отечественные и зарубежные методисты, ученые-исследователи [9]. Однако на сегодняшний день в российском культурном пространстве о Л. Н. Толстом говорят и пишут очень не много. Романы его больше читают в переводах на другие языки по всему миру, но не в отечестве своем. Причина такого явления кроется в том, что филологи, методисты и в советское время уделяли большое внимание изучению романа-эпопеи «Война и мир». На уроках применялись многочисленные варианты их литературоведческих и методических разработок. Соответственно, и тогда еще это произведение представляло некоторые сложности для его изучения в школе. Назовем несколько причин подобных сложностей: большой объем произведения для читателя, который ограничен во времени, данном на его изучение (особенно это ощущается в реалиях ХХ-ХХ1 вв.); большое количество героев и образов, представленных автором в романе; насыщенность пространства времени и места в тексте; его проблематика,
60
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
которую трудно раскрывать в юном возрасте с небольшим жизненным опытом и ранним уровнем познания; насыщенность романа отображением сложных исторических событий и реалий того времени; отсутствие (в виду возраста) достаточно высоких интеллектуального и культурного уровней знаний, что осложняет восприятие и правильное понимание философии автора, выраженной в художественном тексте. Все это отмечали еще в эпоху «самой читающей страны - Советского Союза». В практике школы первых двух десятилетий текущего века, когда российские читатели уже скатились на нижние рейтинговые ряды, изучение в школе «Войны и мира» вовсе стало серьезной проблемой методики преподавания русского языка и литературы. В современном периоде развития гуманизма, к сожалению, недостаточно используются в аспекте нравственного воспитания громадный педагогический потенциал этого романа и философские идеи Л. Н. Толстого.
В связи со всеми описанными трудностями и сложностями нелегко организовать уроки изучения данного произведения, к тому же еще и в новых форматах дистанционного обучения. При этом необходимо учесть особенности юношества наших дней, не всегда радужно приемлющего обязанности учиться и трудиться, для которого зачастую урок превращается в принудительный труд, а обязанность слушать, читать, писать и учиться, практически полностью им отвергается. В этой ситуации важны психологические методы учителя, умеющего сочетать способности, интересы и установки старшеклассников. Также для организации уроков потребуется применение учителем правильных формулировок, мотивационных установок, стимулирующих механизмов по вовлечению обучающихся в учебный процесс, деликатных подходов в управлении этим процессом, единая цель которых не заставлять, не принуждать, а пробуждать интерес, увлекать и вовлекать в учение (повлиять, обучать и воспитывать не назиданием, а пониманием и принятием), помогать и учить учиться. И здесь, отметим, многое зависит и от личностных качеств, и от педагогического такта, и от профессиональной интуиции учителя.
В работе педагога самым трудоемким будет, на наш взгляд, организация самостоятельного чтения. Для того чтобы самостоятельное чтение вообще состоялось, должно свершиться событие введения (входа) будущих читателей в художественный текст (открытие этого
МвЮНГ. 2021. № 4 (7)
61
текста, т. е. первичное восприятие от первого прочтения). Здесь от преподавателя потребуется умение анонсировать произведение. Словесник может применить выборочное чтение фрагментов, эпизодов из романа, но при этом точно угадать запросы, настроения, предпочтения контингента, т. е. знать внутренний мир своего ученика в соответствии с его возрастом, интеллектом, эмоциями, окружением и средой обитания. Также, несомненно, важно умение самого учителя работать с текстом, его грамотный подход к лингвистическому и литературоведческому анализу, к адекватной интерпретации литературного произведения. Также потребуется от преподавателя владение своеобразным «менеджментом» онлайн-урока литературы для повышения его эффективности и качества.
Отметим, что для понимания идеи романа, правильного восприятия авторской идеи необходимо достаточное владение информацией о биографии автора, его месте и значении в своей исторической эпохе, о его творческом пути в процессе развития национальной и мировой литературы. Изучению биографии и творческого пути писателя в традиционной методике обучения литературе всегда уделялось важное место и большое значение. Достаточно много об этом написано в традиционной методике преподавания русской литературы еще основоположниками и корифеями этой науки. В наши дни методика преподавания данного предмета может быть обогащена весьма эффективными и доступными материалами аудиовизуальных образовательных и просветительских ресурсов, контентов, созданных с помощью современных компьютерных технологий, сервисов, программ, гаджетов. Безусловно, они наполняют урок литературы качественными наглядными материалами, способными приблизить, оживить и помочь понять сложности дискурса художественного текста, его иной вербальной картины. Применение аудиовизуальных ресурсов позволяет на уроке не только читать, писать, слушать, запоминать, но и увидеть, услышать, творить, что усиливает работу всех видов памяти, восприятия, мышления, деятельности. Даже сегодняшние возможности Office (Word и Point) создают интересные варианты наглядного представления учебного материала, а сервисы инфографики, аудио-, видеоредакторов, гифок, анимаций, векторных изображений обеспе-
62
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
чивают эффективность контентов, применяемых и служащих в образовательных целях. Они еще больше увеличивают возможности уроков, экономят учебное время в результате сжатия объема информации (так как срабатывает формула «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Визуальная информация обрабатывается мозгом быстрее и создает информационную и эмоциональную базу для общения, усиливает коммуникативную мотивацию. Думается, современный гуманитарий не справится со своими профессиональными задачами, если у него не будет в вооружении GooglePhotos, AdobeSpark, Canva, Infogram, Prezi, Clideo, Coverr, OnlineVideoCutter, Soapbox, Flaticon, Gifmaker.me, Giphy, Gifmachine, OnlineConverting и др. Также для сохранения стороннего контента не обойтись без Cavefrom, Joxe. Почти все перечисленные приложения и сервисы имеют базовые бесплатные планы, доступны и понятны даже начинающим пользователям. А уж что касается учителей, то они и раньше владели содержательными умениями и навыками привлечения к уроку литературы объектов и продуктов изобразительного искусства, музыки и театра, кино и телевидения, а значит, они вполне готовы к расширению своих компьютерных и сетевых профессиональных компетенций в плане повышения качества их формы.
Для менеджмента современного урока литературы на сегодняшний день имеется множество апробированных традиционных и весьма эффективных видов и типов уроков (и для изучения биографии писателя, и для анализа текстов, и для развития речи). Отметим, что ранее (да и теперь) были весьма актуальны интегрированные уроки, театрализованные представления, инсценировки, литературно-музыкальные композиции, диспуты и семинары, которые позволяли достигать весьма высоких уровней интерактивности уроков литературы. В последние годы распространены уроки с применением технологий проблемного обучения, модульного обучения. И все эти достижения, думается, необходимо совмещать в формате смешанного, гибридного обучения. При этом организация и реализация дистанционной формы обучения требует определенной ее регламентации, переориентировки и состыковки с новыми техническими возможностями и достижениями.
INSIGHT. 2021. № 4 (7)
63
Возвращаясь к творчеству Л. Н. Толстого, отметим, что его биография может привлечь читателей из-за сложности его личности, идей, поступков. При изучении биографии писателя можно выйти за рамки учебника, который преподносит его личность с некоторой идеей непогрешимости, его величия. Думается, стоит созданный учебником и хрестоматийными рамками глянцевый образ автора разнообразить мемуарными данными, воспоминаниями современников, людей его ближнего и дальнего окружения. Также важно найти интересные аспекты, выводы, чтобы школьники увидели не только величие писателя, но и учились понимать сложность и нравственные искания человека, сопоставили его с созданными им героями, нашли ответы на свои вопросы. Обучающиеся должны в ходе изучения творчества писателя попытаться разобраться в «движениях души» русского человека, русского народа, поскольку именно Л. Н. Толстому удалось выразить мысли и чувства русского народа, показать всю силу и величие национального духа, его патриотизм.
При соблюдении условий онлайн-урока и совмещении с традиционными приемами и методами обучения русской литературе можно «построить» эффективное изучение и анализ художественного текста и биографии писателя.
Для работы педагога в рамках онлайн-урока можно порекомендовать подключение стандартных форм работы на уроке:
1. Комментарий одной из сцен (самой запоминающейся) для совершенствования мыслительной и коммуникативной деятельности, умения делать выводы (развитие личностных универсальных учебных действий УУД по ФГОС).
2. Организация самостоятельного чтения и составление отзыва (эссе) по прочитанным эпизодам (развитие регулятивных УУД).
3. Подготовка медиаресурсов (презентации, видеороликов) по анализу действий и речевых характеристик героев (развитие познавательных и творческих УУД).
Для развития УУД и их компонентов немаловажно изучение творчества Л. Н. Толстого. В связи с тем, что в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» присутствует большое количество исторических деталей, которые символизируют различные формы исторического и по-
64
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
литического развития общества, можно предложить обучающимся выполнить следующее задание: сделать проект «Историческая деталь в романе "Война и мир" Л. Толстого» (поиск и обнаружение исторических деталей, их комментарий). Или это может быть игра-головоломка, в ходе которой необходимо соединить различные исторические детали. Здесь необходимо понимать, что индивидуальные задания стимулируют когнитивный интерес учащихся, делают обучение динамичным, плодотворным и сосредоточенным.
Также педагогу необходимо назвать некоторые темы для составления учащимися своего мнения, т. е. дать задание проблемного характера, выполняющееся в процессе чтения. Перечислим примеры этих тем:
• «"Героев любят, а не возлюбленных" в произведениях Л. Н. Толстого, философия их жизни в оценке писателя»;
• «Образ как средство характеризовать героев "Войны и мира"»;
• «"Диалектика души" как метод выявления роста внутреннего мира человека в произведениях Л. Н. Толстого»;
• «Значения контрастности изображения Наташи и Элен»;
• «Авторское понимание смысла "подлинного патриотизма"»;
• «Природа и ее функции в романе»;
• «Авторская идея романа».
В процессе вдумчивого чтения художественного текста, которое является основным и наиболее сложным видом деятельности на уроках литературы, развивается познавательный интерес к информации, к поиску смысла, к динамике понимания, и происходит интеллектуальный и эмоциональный рост обучающихся. Формируются моральные качества обучающихся. Важным аспектом здесь является желание учителя вызвать интерес к чтению, а не его попытка вынудить ученика читать.
Одним из эффективных, на наш взгляд, видов работы на уроке литературы является инсценировка или театрализация изучаемого материала. Для учащихся старших классов будет интересен и урок-спектакль («Первый бал Наташи Ростовой», «Салон Анны Шерер», «Ау-стерлицкое небо», «Батарея капитана Тушина») как вид творческой проектной деятельности. Цель этого проекта - научить учащихся ре-
INSIGHT. 2021. № 4 (7)
65
шать проблемы в жизни с самостоятельным участием в проблемной ситуации. Необходимо дать им возможность принимать решения самостоятельно, проявлять ответственность за работу в команде. Этот вид деятельности способствует формированию у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Действенным является и совместная работа учащихся и учителя. Результатом проекта может быть аудиовизуальный контент (короткометражный игровой, мультипликационный или документальный фильм, мини-спектакль, инсценировка, литературная инфографика). В результате проделанной работы учащиеся не только осваивают изучаемый текст, но и создают свое произведение искусства или публицистики, документалистики, а также приобретают навыки работы с компьютером, приложениями, сервисами создания аудиовизуальных контентов, навыки работы человека с человеком, с группой людей, с командой, формируя тем самым метанавыки и soft skills.
Также отметим, что в формате изучения произведения возможно применение и профессиональных фильмов - объектов искусства кино. Сравнительный анализ фрагмента из художественного фильма и эпизода из текста романа играет важную роль в формировании личности, так как позволяет не только воспринимать «реальность» мира героев, но и сравнить его с настоящей реальностью и сделать свои выводы. Также можно использовать в данном направлении словесное рисование своего представления (перевоплощение в героя, образ которого возникает в воображении ученика).
В связи с особенностями возраста проблема нравственного выбора и ответственности человека имеет огромное значение для личностного роста старшеклассников. Здесь некоторую помощь могут оказать юному читателю письма и мемуары писателя, воспоминания современников о Л. Н. Толстом, выдержки из произведений, где картины прошлого и исторические документы тех лет, образно говоря, оживают. Техника «образ ожил» также успешно используется в работе над текстом. Например, наш проект «Первый бал Наташи Ростовой» позволяет ученикам увидеть ее поведение извне, проанализировать результаты ее поступков и действий. Важным условием для успешного «оживления образа» является внимательное фрагментное
66
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
чтение эпизода романа. При этом необходимо уделить должное внимание художественным деталям, описанию поведения и речевым характеристикам героев, т. е. грамотно интерпретировать текст художественного произведения. Также отметим, что большой отклик у учащихся вызывает разработка сценария и постановка инсценировки эпизода произведения.
Таким образом, после проведения анализа примененных форм и методов организации онлайн-уроков литературы в старших классах при изучении произведений Л. Н. Толстого можно справедливо заметить, что грамотное соотношение и совмещенное применение традиционного и инновационного методов в преподавании литературы (через применение исторического метода) способствуют формированию необходимых навыков и компетенций по требованиям ФГОС. В процессе образовательной деятельности на этих уроках обучающиеся получают организованный и управляемый опыт самостоятельного чтения и анализа текста произведения литературы, осознают роль знаний в жизни и в учебе, осуществляют сотрудничество с коллективом и учителем, участвуют в проектной деятельности, развивают навыки публичного выступления, выразительного чтения, выполнения творческих заданий, формируют метанавыки и soft skills. При этом наибольший интерес обучающиеся проявили именно к выполнению творческих проектов. И это особенно важно, поскольку обучение и творчество, общение и работа с информацией должны вызывать у них мотивацию к знаниям литературы, истории, изобразительного искусства, театра и кино. Так пополняется их интеллектуальный багаж, развивается эстетический вкус, формируется интерес к писателю, его произведению, чтению художественного текста и литературе в целом.
Также в заключение отметим, что онлайн-уроки и в целом дистанционное обучение в любых форматах (смешанном или гибридном) не должны быть оторваны от богатого наследия отечественной методики преподавания литературы как научного знания, от апробированных ранее ее приемов и методов, которые необходимо уметь совмещать, соотносить и корректировать в соответствии с новыми технологиями и техническими достижениями.
INSIGHT. 2021. № 4 (7)
67
Список литературы
1. Анахов, С. В. Цифровизация в научно-технической и образовательной сферах: прорывы и перспективы / С. В. Анахов. Текст: непосредственный // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2021. № 4. C. 7-15. https://doi.org/10/17853/2587-6910-2021-04-7-15.
2. Батина, В. А. Особенности изучения литературы в старших классах через диалог / В. А. Батина. Текст: электронный // Концепт. 2017. Т. 25. С. 10-11. URL: http://ekoncept.ru/2017/770480.htm.
3. Белокурова, С. П. Русская литература в 10 классе (базовый уровень): книга для учителя / С. П. Белокурова, И. Н. Сухих; под ред. И. Н. Сухих. Москва: Академия, 2014. 224 с. Текст: непосредственный.
4. Бурцева, С. С. Инновационная практика в обучении литературе: история и анализ текстов русской сетературы / С. С. Бурцева. Текст: непосредственный // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2021. № 4. C. 20-27. https://doi.org/10/17853/2587-6910-2021-04-20-27.
5. Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index. Текст: электронный.
6. Коновалов, А. А. Деловая игра как педагогическая технология формирования профессионально-специализированных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике / А. А. Коновалов. Текст: непосредственный // Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 25-29.
7. Лебедева, К. С. Использование приемов инфографики в преподавании педагогических дисциплин в вузе / К. С. Лебедева. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2 (2). С. 37-43.
8. Перова, И. Н. Материалы к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир» / И. Н. Перова. Текст: электронный // Сайт Перовой Инессы Николаевны. Материалы к урокам. URL: https://perova.jimdofree.com/ материалы-к-урокам/толстой-война-и-мир.
9. Ребель, Г. М. Толстой сегодня: по материалам книг Павла Ба-синского / Г. М. Ребель. Текст: непосредственный // Вопросы литературы. 2016. № 5. С. 310-348.
68
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
10. Университет - интеллектуальная, инновационная и духовная платформа устойчивого развития макрорегиона / А. Н. Николаев, В. М. Саввинов, А. А. Кугаевский [и др.]; под общ. ред. А. Н. Николаева; Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2021. 268 с. Текст: непосредственный.
11. Фирсова, Т. Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор / Т. Г. Фирсова. Москва: Перо, 2018. 211 с. Текст: непосредственный.
12. Цабель, Е. Граф Лев Николаевич Толстой. Литературно-биографический очерк / Е. Цабель; пер. с нем. В. Григоровича. Москва: Либроком, 2017. 192 с. Текст: непосредственный.
13. Dille, K. B. Teachers' professional development in formal online communities: A scoping review / K. B. Dille, F. M. R0kenes. Text: electronic // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 105. P. 103431. https://doi.org/10.1016/_j.tate.2021.103431.
14. Hofer, S. I. Online teaching and learning in higher education: Lessons learned in crisis situations / S. I. Hofer, N. Nistor, C. Scheibenzuber. Text: electronic // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 121. P. 106789. https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106789.
Статья поступила в редакцию 14.07.2021; одобрена после рецензирования 22.09.2021; принята к публикации 30.09.2021.
The article was submitted 14.07.2021; approved after reviewing 22.09.2021; accepted for publication 30.09.2021.
INSIGHT. 2021. № 4 (7)
69