Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.Ф. Борисенко, И.И. Слепушкина, А.Г. Глущенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

вый возраст — критический в отношении приобщения к алкогольным напиткам. Начальная стадия интенсивной алкоголизации нередко формируется в условиях подростковых групп при избытке свободного времени, отсутствии выраженных увлечений, интересов. Роль родителей в формирования у подростков негативного отношения к алкоголю заключается в оздоровлении микро-социальной среды, создании психологически комфортных условий, обеспечении личного положительного примера в отношении употребления алкогольных напитков, помощи в выборе увлечений и организации проведения досуга, способствующего духовному и физическому развитию подростков. Родителям старших школьников следует сообщить о возможных мотивах употребления алкогольных напитков в этом возрасте. Они в большинстве своем связаны с появлением в жизни подростков новых стрессовых ситуаций (окончание школы, выбор профессии, поступление на работу), которые могут спровоцировать

употребление алкогольных напитков. Роль родителей на этом этапе заключается в пересмотре нездоровых алкогольных традиций семьи, оказании помощи в выборе профессии, сответствующей наклонностям и состоянию здоровья подросту, контроле за проведением свободного времени. Такой подход к подготовке родителей существен- ( но влияет на качество антиалкогольного воспитания школьников.

Подготовку родителей можно проводить на предприятиях, в университетах педагогических знаний, в университетах медицинских и гигиени-1 ческнх знаний. Очень эффективно проведение такой работы в школе, так как именно школа является наиболее организационным звеном педагогического процесса. Здесь имеется возможность работать с родителями детей одной возрастной группы, с родителями «трудных» детей и с членами неблагополучных семей.

Поступила 25.01.85

4

УДК В13 95/.96:378.661

Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Киевский медицинским ннстнтут

В процессе курса гигиены детей и подростков студенты должны убедиться, что современная педиатрия и гигиена развиваются, проникая друг в друга. В деятельности педиатрической службы, более чем в других областях медицины, выражено профилактическое направление советского здравоохранения, требующее от педиатров творческого использования достижений современной гигиенической науки и практики. Врач-педиатр должен уметь работать в любом детском учебно-воспитательном учреждении, в связи с чем ему необходимо знание основ гигиены детей и подростков.

Работа педиатра в детском учебно-воспитательном учреждении отличается своеобразием, она имеет педиатрические, физиолого-гигненнче-ские и педагогические аспекты и требует большой эрудиции.

Исходя из сказанного, и следует преподавать гигиену детей и подростков на педиатрическом факультете.

На курс гигиены детей и подростков на педиатрическом факультете отводится 60 ч, пз них 20 ч лекционных и 40 ч практических занятий. Как и всякие другие профильные дисциплины, гигиена детей и подростков преследует цель вооружить будущих специалистов теоретико-методологическими установками, а также определенными знаниями и умениями в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми

квалификационной характеристикой врача-педиатра. В частности, подробно рассматривается влияние на организм ребенка наследственности и воспитания. Особо подчеркивается, что проф вопоставление влияния на организм наследственности и среды не только неверно, но и методологически вредно. Будущим педиатрам необходимо внушить, что воспитание здорового подрастающего поколения — процесс управляемый как в социальном, так и в физиологическом аспекте. В лекционном курсе освещаются также вопросы прикладного значения, для понимания и восприятия которых необходимо привлечение большого круга сведений из смежных дис1шт-лнн (возрастной анатомии и физиологии, психологии, педагогики и др.). Это прежде всего лекции о здоровье подрастающего поколения, профессиональной ориентации и консультации, медицинские аспекты обучения детей с 6 лет, гигиеническое и медицинское обслуживание учащихся средних профтехучилищ, медицинские аспекты реформы общеобразовательной и профессиональной школы и др.

Большое внимание уделяется также совре^н-ным достижениям гигиенической науки. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на формирование здорового ребенка (физическое воспитание, закаливание, гигиена воспитания и обучения различных контннгентов детей и под-

ростков, гигиенические требования к условиям обучения подрастающего поколения и др.).

Целевые установки практических занятий следующие: сформировать у студентов знания о содержании (объеме) работы врача детского уч-рЫ;дения. При этом важно указать на разносторонний характер его деятельности, необходимость работать с педагогами, администрацией детского учреждения, родителями, обслуживающим персоналом и т. д.; обеспечить максимальную самостоятельность в работе; развить у сту-Лентов творческую и общественную активность.

Поскольку в деятельности педиатра, особенно обслуживающего детские учебно-воспитательные учреждения, большое место занимают углубленный медицинский осмотр детей, значительное время практических занятий занимает подробный разбор методики динамического наблюдения за состоянием здоровья детей и подростков и комплексной его оценки в соответствии с рекомендациями НИИ гигиены детей и подростков Л^нздрава СССР (1982).

Наряду с этим студенты знакомятся с постановкой врачебного контроля и его практическим осуществлением в детских учреждениях за физическим воспитанием, закаливанием, учебным и воспитательным процессами, питанием, трудовым воспитанием, режимом дня, организацией рабочего места, гигиеническим воспитанием, самообслуживанием детей и др.

Многолетний опыт кафедры по преподаванию гигиены детей и подростков на педиатрическом факультете показывает, что наиболее эффективными являются практические занятия, проводите в базовых учебно-воспитательных учреждениях. Самостоятельной работе студентов предшествует показ преподавателем кафедры методики обследования. Такая методика требует специальной подготовки занятий. В частности, при изучении здоровья подбирается необходимый контингент детей (с различным нарушением осанки, плоскостопием и т. п.), предварительно выполняются некоторые гигиенические исследо-ваш|я, требующиеся для проведения показа, нащэимер анализ качества воздуха в классной комнате при различных способах проветривания. После представления соответствующей методики обследования каждый студент получает самостоятельное задание, обеспечивается необходимой аппаратурой и лабораторным оборудованием для проведения соответствующих исследовании внешней среды и оценки реакций детей. Эти задания выполняются в школе, детском дошкольном учреждении. Результаты проделанной рабо-тьРоформляются с выводами и предложениями и обсуждаются в конце занятия, а по окончании занятий конкретные предложения по улучшению медико-санитарного обеспечения детей дошкольного учреждения (школы) обсуждаются на специальном итоговом занятии с привлечением педагогов, медицинских работников, родителей

детей, обследованных студентами. Таким занятиям кафедра придает большое значение, так как они наглядно подтверждают необходимость совместной работы врача-педиатра с педагогами и родителями, развивают творческие способности студентов, заставляют их искать оптимальные решения, работать с гигиенической литературой. Для этих занятий доклад с выводами и предложениями студент готовит внеаудиторно.

Специальные наблюдения показывают, что на добросовестно выполняемую внеаудиторную работу требуется около половины времени, отведенного на выполнение практических заданий.

Кафедра использует и другие, более сложные формы работы студентов, развивающие их творческую активность: решение так назваемых ситуационных задач, требующих найти верное решение при различных конкретных условиях, а также привлечение наиболее подготовленных студентов к выполнению заданий с проведением специальных исследований (учебно-исследовательская работа студентов), которые требуют самостоятельной творческой деятельности. Предлагается, например, изучить влияние освещения рабочих мест на динамику близорукости школьников или оценить состояние здоровья учащихся, имеющих различную успеваемость. Об итогах таких исследований студенты в дальнейшем докладывают на заседаниях педагогического совета, научного общества гигиенистов и др.

Подобные задания, несомненно, развивают исследовательские способности студентов, способствуют углублению их знаний и умений, поскольку при выполнении некоторых из них требуются знания не только в области гигиены детей и подростков, но н по возрастной физиологии, морфологии, клиническим дисциплинам, генетике, а также психогигиене, связанной с педагогикой и психологией.

Преподавание гигиены детей и подростков на педиатрическом факультете затруднено отсутствием учебника, подготовленного с учетом специфики деятельности врача детского учреждения, и практикума, а глава «Гигиена детей и подростков» в учебнике «Гигиена» не отвечает по объему информации требованиям быстро развивающейся гигиены как науки. Для оптимизации преподавания гигиены детей и подростков на педиатрическом факультете нам представляются необходимыми подготовка и издание специального учебника и практикума для педиатрического факультета, улучшение наглядности преподавания, что может быть обеспечено кинофикацией учебного процесса, иллюстрирующей передовой опыт детских учреждений по гигиеническому обеспечению. Кинофикация значительно расширит возможности знакомства студентов с различными аспектами деятельности школьного врача. К изложению курса гигиены детей и подростков следует приступать только после широкой общетеоретической и клинической подготовки студентов.

В результате изучения установлено, что преподавание гигиены детей и подростков целесообразно начинать не ранее VIII—IX семестра. Следует специально готовить врачей для лечебно-профилактического обслуживания детских учеб-но-воспитательных учреждений, в связи с чем необходима субординатура по профилю «врач учебно-воспитательного учреждения», что очень

УДК 615.9.015.4.074

Использование методов токсикологической химии в гигиенических исследованиях приобретает все большее значение для прямой оценки поступления токсичных веществ в организм рабочих в производственных условиях, диагностики профессиональных интоксикаций, углубленного изучения патогенеза профзаболеваний химической этиологии, при решении вопросов гигиенического нормирования. В связи с этим важное значение имеет разработка принципов и критериев выбора методов определения токсичных веществ в биосредах.

Известно, что все аналитические методы должны отвечать определенным критериям, численные значения которых обусловлены задачами, стоящими перед исследованием. Важное значение при выборе методов анализа имеют так называемые аналитические критерии, к которым относят чувствительность, правильность, воспроизводимость, специфичность или избирательность определения.

Одной из основных характеристик метода является его чувствительность. Следует, однако, отметить, что в настоящее время в литературе этот термин используется различно. Ряд авторов чувствительностью считает показатель, характеризующий наименьшее количество вещества, которое может быть определено с помощью данного метода [7]. По мнению других, чувствительность— это способность метода обнаруживать разницу между очень малыми количествами вещества [4, 5]. В этом случае чувствительность определяется как тангенс угла наклона градуировочного графика, т. е. графика зависи-

актуалыю в связи с реализацией реформы школьного образования.

Назрела необходимость закрепления за медицинскими институтами базовых учебно-воспитательных учреждений, где с помощью препода^-телей должны быть образцово организованы учебно-воспитательная работа и медицинское обслуживание детей.

Поступила 2C.I2.84

*

мости величины физического параметра от концентрации определяемого элемента. Тогда чувствительность (Н) определяется формулой >

где С — приращение концентрации вещества; \Х— приращение физического параметра. В настоящее время для оценки аналитической возможности метода предложено понятие «ниж!*» граница определения» (С„) [1], которое рекомендовано для унификации и согласовано с Международной организацией ИЮПАК [5]. Нижняя граница определения — наименьшее содержание вещества или его концентрации, которое можно обнаружить с относительным стандартным отклонением ^¡0,33 [3, 4, 6].

Поскольку методы определения токсичных веществ в биологических материалах тесно шя-заны с аналитической химией, наиболее целесообразно и в токсикологической химии использовать терминологию и понятия, принятые в аналитической химии, так как использование иных понятий и терминологии может привести к путанице. С„ определяется по формуле: сн= ,

л

где —предельное значение физического параметра, которое еще поддается регистрации; Хв— среднее значение измеряемого параметш в холостом опыте. ХН=ХВКВ, где Кв — коэффициент, характеризующий надежность (обычно

равен 3). Отсюда следует, что сн= н * • Таким

образом, наименьшей определяемой концентрацией считается та, которой соответствует сигнал,

Методы исследования

Н. А. Павловская. А. И. Каменев

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В БИОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрнсмана, МГУ им. М. В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.