родских школьниц начинаются менархе, имели в конце уроков наибольший процент неблагоприятных реакций организма на учебную нагрузку — изменений работоспособности и артериального давления, соответствующих утомлению.
28 % школьниц и 20 % первородящих женщин, опрошенных по одной и той же анкете, выделили год появления менархе как самый трудный в период школьного обучения. Среди девочек 7-х классов, менструирующих первый год или готовых к этому, т. е. достигших определенной массы тела и жирового слоя [1], выявлен самый большой процент лиц, проявляющих повышенный и высокий уровень невротизма [2].
Динамические наблюдения за становлением менструальной функции у 76 девочек 7—10-х классов позволили обнаружить у 67 % из них явления дис- и альгоменореи на первом году менструального возраста. Число таких девочек уменьшалось до 36 % среди менструирующих 2-й год и сохранялось на этом уровне среди менструирующих 3—4-й год.
По данным корректурного тестирования, девочки с дисменореями имели в 2 раза меньшую продуктивность умственного труда по сравнению со средней величиной данного показателя у их ровесниц по классу.
Результаты выполненных исследований служат основанием для следующих выводов и рекомендаций.
Становление менструальной функции у современных школьниц сопровождается снижением об-
щего уровня функциональных возможностей организма наряду с различными гинекологическими нарушениями у многих из них на протяжении 3—4 лет школьного обучения. Это позволяет ставить вопрос о регламентации социальных нагрузок девочек 11 —13 лет, у которых снижена сензитивность к обучению в силу преобладания биологических процессов полового созревания.
Очевидно, возможны разные пути осуществления данной рекомендации. По нашему мнению, наиболее целесообразна организация специализированных учебных заведений для девочек, в которых учебные программы и планы легче привести в соответствие с возрастно-половыми изменениями их функциональных возможностей, а воспитательные воздействия направить на физическую и психологическую подготовку организма девочек к предстоящему детородному процессу и материнству. С данных позиций гигиенического одобрения заслуживает появление и расширение сети женских гимназий наряду с другими типами новых учебных заведений.
Литература
1. Бодяжина В. И.. Сметник В. П., Тумилович Л. Г. Неоперативная гинекология: Руководство для врачей — М., 1990.
2. Липкова В., Шевчикова Л., Арохова О. и др. // Школа и психическое здоровье учащихся,— М., 1988.— С. 131 139.
3. Патология беременности // БМЭ. М., 1976.— Т. 3.— С. 58— 64.
Поступила 14.05.93
© В. Н. КАРДАШЕНКО. В. Р. КУЧМА. 1993 УДК 616-053.2-02:614.7|:313.13
В. Н. Кардашенко, В. Р. Кучма
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКА ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ
ММА им. И. М. Сеченова
Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации в настоящее время претерпевает значительные изменения. Анализ состояния здоровья населения или отдельных его групп становится обязательным элементом деятельности санитарно-эпидемио-логической службы и основой для создания системы управления состоянием здоровья в связи с факторами окружающей среды.
Законом Российской Федерации.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и здравоохранения обязаны осуществлять в пределах своей компетенции постоянное тесное взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболевания и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Это требует от врачей всех специальностей знания таких вопросов, как оценка состояния здоровья различных групп населения во всех его аспектах; выявление биологических факторов.
определяющих состояние . здоровья популяции; определение образа жизни в отношении ее сохранения, выявление путей воздействия природной, психологической и социальной среды на здоровье как отдельных лиц, так и всего населения, включая детей и подростков. Реализовать это можно, лишь располагая врачебными кадрами, подготовленными соответствующим образом.
Европейская стратегия по достижению здоровья для всех к 2000 г. (документ ЕиР/РС30/8Неу.2) определяет проблемные области для работы служб здравоохранения: образ жизни и здоровье, факторы риска, воздействующие на здоровье, переориентация систем медико-санитарной помощи [2]. В соответствии с этой концепцией государства должны располагать надлежащими механизмами мониторинга, оценки и борьбы с опасными для здоровья населения факторами окружающей среды. Программой предусмотрена необходимость определения факторов риска, воздействующих на здоровье, переориентации систем медико-санитарной помощи, предоставления населению соответствующих знаний и возможностей по сохранению
здоровья, выявления путей воздействия на здоровье как отдельных лиц, так и всего населения и др., которыми в последние годы занимались органы санитарно-эпидемиологической службы и которыми они могут и должны заниматься с большей эффективностью.
В настоящее время отмечается снижение уров-* ня здоровья детского и подросткового населения страны. По материалам ВНИИЦ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, в дошкольном возрасте 15—20 % детей имеют хронические заболевания, более 50% — функциональные отклонения в состоянии здоровья. К моменту окончания школы 45 % учащихся имеют хронические заболевания, 36 % — морфофункциональные отклонения и только 20— 25 % могут быть отнесены к абсолютно здоровым (4]. В связи с распространенностью хронических болезней в состоянии здоровья до 40 % школьников имеют ограничения в выборе профессии, что ставит дополнительные проблемы по их рациональному трудоустройству. Столь же велик процент допризывников с ограничениями к службе в армии.
Поданным кафедры гигирны детей и подростков ММА им. И. М. Сеченова, в центральных регионах РФ за последние 10—15 лет отмечаются снижение темпов роста и функциональных показателей, астенизация телосложения у дошкольников и стагнация развития у школьников [3]. Установлена высокая степень влияния окружающей среды на здоровье растущего организма. В экологически неблагополучных районах у 21,5—23 % детей, проживающих не менее 5 лет и родившихся там, отмечены задержка и дисгармонизация в физическом развитии, существенные отклонения в состоянии здоровья [1].
Резко меняется роль внутришкольных факторов, влияющих на здоровье учащихся (интенсификация учебного процесса в связи с компьютеризацией обучения и воспитания и использованием других технических средств обучения, переход на 5-дневную учебную неделю и снижение в связи с этим двигательной активности детей, начало обучения функционально неготовых детей 6-летнего возраста и др.).
В последние годы резко возрос травматизм детей. Во время учебно-воспитательного процесса в школе за 1 год происходит 500 000 травм детей [5].
В общей системе обеспечения благополучия детей, формирования здорового образа жизни выделяется проблема профилактики алкоголизации и наркоманий среди подростков.
В последние 2 года остро встала проблема рационального и полноценного питания детей.
Решение вопросов санитарно-эпидемиологиче-ского благополучия детей и подростков требует тесного взаимодействия врачей лечебного и санитарно-эпидемиологического профилей, знания ими этих проблем на современном физиолого-гигиеническом уровне.
Для решения этих задач необходима специальная подготовка в области гигиены детей и подростков всех врачей и особенно таких врачей, как врач-педиатр, семейный врач, врач обшей практики, врач терапевт-подростковый. Именно поэтому в системе медицинского образования сле-
дует предусмотреть преподавание гигиены детей и подростков, излагающей задачи и пути охраны здоровья, принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков.
Законы рыночной экономики требуют гибкой системы подготовки кадров. Министерство науки и Министерство здравоохранения РФ при этом ориентируются на передовые медицинские школы запада, в которых успешно действует многоуровневая система подготовки кадров.
Постановлением Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ (№ 13 от 13.03.92) в нашей стране вводится могоуровневая структура высшего образования.
В соответствии с данной концепцией отменяется ранняя додипломная специализация и вводится единая базовая подготовка, которая осуществляется по направлению «Врачебное дело», по единым для всех студентов пограмме и учебному плану.
После успешной сдачи государственных экзаменов выпускник получает диплом врача, не дающий права на самостоятельную врачебную деятельность, но позволяющий занимать должности, не требующие специализации по конкретному профилю.
Второй этап — последипломное образование — это специализация с получением сертификата и права самостоятельной врачебной деятельности. На этом этапе обучения часть студентов готовится по профильным специальностям медико-профилактического дела (гигиена, эпидемиология, лабораторное дело и др.), другая часть проходит подготовку по специальностям лечебного профиля (внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия).
Третий этап в многоуровневой подготовке медицинских кадров — этап получения сертификата узкого специалиста (субспециализация). Применительно к медико-профилактическому направлению кадров — это гигиена детей и подростков, гигиена питания, гигиена труда, коммунальная гигиена и др.
В соответствии с общей концепцией усиления профилактической направленности подготовки медицинских кадров в базовом врачебном образовании медико-профилактическая подготовка должна обеспечиваться изучением основ первичной профилактики и гигиены. Это должно быть реализовано преподаванием общей гигиены, эпидемиологии и специальных курсов:
питание здорового и больного человека;
основы медицины труда;
основы экологии человека и гигиена поселения;
медико-профилактические основы здоровья детей и гигиена воспитания.
Следует заметить, что знание основ гигиены воспитания, обеспечивающей здоровье детей и подростков как на индивидуальном, так и популя-ционном уровне, необходимо врачу не только медико-профилактического, но и лечебного профиля. Врач общей практики, как и врач-педиатр и семейный врач, осуществляет врачебное наблюдение за здоровыми детьми, проводит мероприятия по профилактике заболеваний, он также должен давать квалифицированные советы по созданию условий для гармоничного физического и психического развития ребенка и повышения уровня его
здоровья. Определенное место в деятельности врача должны занимать вопросы психического здоровья детей. Врач должен оказать помощь в разрешении трудностей, возникающих во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, членами семьи, он может сыграть основную роль в предупреждении вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков).
Врач, имея соответствующую подготовку, может помочь семье правильно определить возраст начала систематического обучения ребенка и направление его школьного образования, а также предупредить отрицательное воздействие на здоровье в связи с возросшей интенсивностью учебного процесса и обучения с компьютерной техникой. Без его участия не должны решаться вопросы, связанные с профессиональным обучением здоровых подростков и тем более имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Преподавание курса «Медико-профилактические основы здоровья детей и гигиена воспитания» должна осуществлять кафедра гигиены детей и подростков, опираясь на теоретическую и клиническую подготовку (детские болезни, профессиональные болезни и др.) и включать изучение следующих разделов:
здоровье детского и подросткового населения как биологическая, социальная и экономическая категория; показатели здоровья и факторы, его формирующие;
первичная профилактика инфекционной и неинфекционной патологии;
гигиенически полноценная среда в детских и подростковых учреждениях как фактор здоровья, влияние загрязненной природной среды на растущий организм;
физиолого-гигиенические основы учебно-воспитательного процесса, организация различных видов деятельности здоровых детей и с отклонениями в состоянии здоровья;
медицинские и психофизиологические аспекты профессиональной ориентации и консультации школьников и подростков;
медико-профилактическое обоснование трудовой деятельности детей;
оздоровительные и гигиенические мероприятия в учреждениях для детей и подростков (организация питания, физического воспитания, отдыха и др.);
гигиеническое воспитание в семье, детских учреждениях и его роль в формировании здорового образа жизни.
Обучение по этому курсу целесообразно осуществлять на X семестре в объеме 52 ч (12 лекций и 40 ч практических занятий).
В базисной подготовке врача возможно предусмотреть на кафедре гигиены детей и подростков проведение элективных курсов: гигиена воспитания детей раннего дошкольного возраста; психогигиена детского и подросткового возраста; университетская медицина; современные подходы к мониторированию и управлению состоянием здоровья детей и подростков.
На втором этапе (специализации) кафедрой гигиены детей и подростков совместно с другими гигиеническими кафедрами по специальным программам и учебным планам осуществляется подготовка врачей последующим специальностям:
гигиена (в соответствии с квалификационной характеристикой врача-гигиениста, врача по специальности «медико-профилактическое дело»); профессиональные болезни; врач общей практики, семейный врач; общая педиатрия.
На третьем этапе (субспециализации) кафедра гигиены детей и подростков совместно с другими кафедрами участвует в подготовке кадров * по следующим специальностям: врач по гигиене детей и подростков; врач детских дошкольных учреждений; врач учебных заведений (школ, ПТУ, ТУ, вузов); врач-терапевт (подростковый).
В связи с реорганизацией деятельности санитарно-эпидемиологической службы нуждается в изменении программа подготовки выпускников медико-профилактических факультетов, в основу которой должна быть положена квалификационная характеристика специалиста.
Совершенно очевидна необходимость усиления подготовки выпускников медико-профилактических факультетов по таким разделам, как анализ и прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами среды их обитания, методы оценки факторов, укрепляющих # здоровье детей, способы обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности детей и подростков, методы определения экономических потерь вследствие санитарно-эпидемиологического неблагополучия детских контингентов, принципы разработки и реализации региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков и условий их жизнедеятельности, деятельность центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению благополучия детей и подростков и др. Проблемы контроля и оценки физического развития и состояния здоровья детей имеют чрезвычайно важное значение для всех регионов и стран. Главные британские и американские педиатрические организации обнародовали в 1989 г. рекомендации по надзору за здоровьем детей [6].
Вместе с тем нельзя не отметить, что переход *-на многоуровневую структуру высшего медицинского образования, по нашему мнению, ставит под угрозу существование сложившейся структуры медико-профилактических факультетов как учебно-научно-методических центров в области профилактической медицины. В настоящее время в связи с отсутствием утвержденных государственных стандартов подготовки врачебных кадров и соответствующей им нормативно-методической документации целесообразно сохранить целевую подготовку кадров по специальности «медико-профилактическое дело». Поэтому прием и обучение следует осуществлять целенаправленно на ме-дико-профилактическом факультете с 1-го курса. Следует отметить, что многоуровневая система подготовки специалистов для санитарно-эпидемиологической службы существенно повысит под- » готовку их по лечебным дисциплинам и позволит сохранить необходимый объем знаний, умений и навыков в области гигиенических дисциплин.
Л итература
I. Башкирова М. А. Комплексная характеристика состояния здоровья детского населения как критерий гигиенической
оценки загрязнения атмосферного воздуха: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1986.
2. Задачи по достижению здоровья для всех. Региональные задачи и поддержку региональной стратегии достижения здоровья для всех. ВОЗ, Европейское региональное бюро.— Копенгаген, 1986.
3. Кардашенко В. П., Суханова Н. Н. // Гигиенические аспекты охраны окружающей среды и здоровья человека.— М., 1992,—С. 16—21.
4. Сердюковская Г. И. // Окрующая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях.— М„ 1991,—С. 5—11.
5. Сулла М. Б.. Заенчик В. М. // Предупреждение риска (научно-техническая эволюция).—М., 1992.— С. 63.
6. Dworkin Р. Н. // Pediatrics.— 1989.— Vol. 84, N 6,— P. 1000—1010.
Поступила 25.03.93
Summary. New requirements to sanitary and epidemiological conditions of the population life which are to be introduced according to the law of the Russian Federation demand comprehensive knowledge of general hygiene, epidemiology, nutrition, labor hygiene, human ecology, etc., by general practitioners. The network of existing prophylactic, educational and scientific centers should not be destroyed, but improved to train skilled specialists.
Радиационная гигиена
© Н. К . ШАНДАЛА, 1993 УДК 616-001.29-02:613.2|-07
И. К. Шандала
АЛИМЕНТАРНЫЕ СРЕДСТВА УМЕНЬШЕНИЯ ЛУЧЕВЫХ НАГРУЗОК ОРГАНИЗМА РАДИОНУКЛИДАМИ ЦЕЗИЯ И СТРОНЦИЯ
Институт биофизики Минздрава РФ, Москва
Для защиты организма человека от поражения долгоживущими радионуклидами предложен ряд радиопротекторов лечебно-профилактического характера. Однако в основном это препараты, пригодные к краткосрочному применению на ограниченных контингентах. С учетом специфики нынешнего этапа после аварии на Чернобыльской АЭС для предотвращения накопления радионуклидов в организме людей, работающих или проживающих на территориях, загрязненных аварийными выбросами, наибольший интерес представляют вещества (компоненты рациона питания), полностью безвредные, естественные, недорогие и в связи с этим пригодные для длительного применения на больших группах населения. Такие средства соответствуют предложенному В. А. Книжниковым термину «средства массовой профилактики» [4|.
С целью изыскания таких средств мы провели оценку влияния обогащения диеты пищевыми до-
бавками, содержащими кальций и фтор, на метаболизм одного из основных экологически важных радионуклидов — стронция-90. Последний является догложивущим изотопом, способным мигрировать по пищевым цепям, накапливаться в костях человека и подвергать хроническому облучению костный мозг и костную ткань, существенно повышая риск развития злокачественных новообразований костей и органов кроветворения [10].
В настоящей работе было исследовано влияние на накопление в скелете стронция-90 некоторых пищевых продуктов и пищевых добавок с различным содержанием кальция: рыбной массы, представляющей собой тонкоизмельченную тушку хека, освобожденную от головы и внутренних органов (содержание кальция — 4 г/кг); филе хека (содержание кальция — 0,5 г/кг); хлебобулочных изделий в виде сухарей с добавлением костной муки (содержание кальция — 2,5 г/кг);
Таблица 1
Схема эксперимента
Группа животных
Показатель 1-я (контроль) 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я 7-я
Изучаемые добавки Нет
Поступление пищевой добав- —
ки в сутки, г Поступление кальция с ра- 26
ционом, мг Изотоп стронций-90
Примечание. В каждой группе ляло 0,02 мг, 7-й группы — 0,25 мг.
Филе хека
10 18
Углекислый кальций
0,15 73
Рыбная
масса
10 53
Рыбная мае- Сухари с кост- Сухари с
са+угле-кислый кальций 10+0,15
113
ной мукой
10
38
фтором
10
26
Суммарно 15,8 МБк на животное, или 98 кБк на 1 г массы тела по 20 животных. Содержание фтора в суточном рационе животных 1—6-й групп состав-