Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНШИН'

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНШИН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНШИН»

© Н. Н. КУИНДЖИ. М. А. ПОЛЕНОВА. 1993 УДК 612.663.06:613.9561.08

Н. Н. Куинджи, М. А. Поленова

ВЛИЯНИЕ, ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИН

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков Ф

и молодежи ГКСЭН РФ, Москва

Влияние школьной среды на формирование и характер реализации репродуктивной функции женщин никогда серьезно не изучалось. Между тем биологический процесс формирования данной функции приходится у девочек на длительный период пребывания в учебных заведениях, где организация обучения и воспитания строится без учета половых особенностей организма учащихся. О том, что такая организация учеб-но-воспитательного процесса особенно неблагоприятна для девочек, свидетельствуют массовые лонготудинальные исследования нашего института, показывающие, что в 60, 70, 80-е годы де-вочки-школьницы имели более низкий уровень здоровья, чем мальчики. Они чаще страдали хроническими заболеваниями, имели более высокие показатели заболеваемости по обращаемости в лечебные учреждения.

Рассматривая сохранение репродуктивной функции в качестве одного из критериев здоровья человека, мы поставили перед собой задачу оценить ретроспективно влияние школьного периода жизни на характер реализации детородной функции женщин и выделить в этом периоде факторы риска данной функции. С этой целью изучали анамнез школьного периода жизни у 167 первородящих женщин 16—35 лет, собранный с помощью специально разработанной анкеты. Анкетный опрос женщин проводили в одном из московских роддомов и дополняли выкопировкой сведений о течении у них беременности и родов (форма № 096-У).

Для выявления причинно-следственной зависимости между особенностями школьного периода жизни и характером осуществления репродуктивной функции проводили корреляционный анализ по Спирмэну показателей школьного анамнеза и акушерско-гинекологического статуса женщин отдельно для контингента с физиологическим и патологическим течением родов показателя, результирующего состояние репродуктивной функции. Рассматривали только достоверные корреляционные связи.

Было установлено, что у первородящих женщин физиологическое течение родов достоверно коррелировало' с состоянием здоровья (под ним понималось отсутствие хронических и частых острых заболеваний) в школьном возрасте, а также со сформированностью менструального цикла к моменту беременности.

В группе женщин с различными видами патологии родов основной блок достоверных корреляционных связей был выявлен между характером родоразрешения и состоянием менструальной функции, оцениваемым по возрасту появления и сроку установления менструаций, особенностям течения менструального возраста, состоянию цикла к моменту беременности и др.

При этом в цепочку сопряженных показателей, характеризующих состояние данной функции, оказалась включенной достоверная связь с большим объемом суммарной социальной нагрузки женщины в школьные годы. К таким нагрузкам у нашего контингента опрошенных было отнесено обучение в языковых и спортивных спецшколах, в хореографическом и цирковом училищах, а также сочетание обучения в общеобразовательной и музыкальной или художественной школах.

Отдельная прямая связь выявлена у данной группы женщин между аномальными родами и патологическим течением беременности, что позволяет говорить о зависимости результатов родоразрешения от характера течения беременности.

Известно, что особенности течения беременности и родов у женщин подвержены наследственному влиянию, которое, очевидно, не может быть одинаковым для различных форм патологии репродуктивной функции. Исходя из этого корреляционный анализ проводили также для отдельных групп патологии беременности, выделенных, согласно принятой ее классификации [3]. Естественно, что проведенная группировка была настолько точна, насколько данные анамнеза и отчетной формы № 096-У позволяли правильно оценить наличие у женщин той или иной формы патологии беременности.

Установлено отсутствие достоверных корреляционных связей между показателями школьного анамнеза и акушерско-гинекологического статуса женщин с осложнениями беременности, обусловленными патологией развития плаценты и плода. Вероятно, данная патология больше других подвержена влиянию наследственного фактора. Среди нашего контингента женщин группа с данной патологией составляла около 13 %, т. е. была относительно небольшой. Нормальное течение беременности и родов выявлено у 19,7 % опрошенных женщин. Около 8 % имели физиологическое течение беременности, но получили во время родов травмы мягких родовых путей. У 72 % отмечались различные осложнения течения беременности, симптоматика которых и анамнез позволяли отнести их у 21,5% за счет аномалий развития и заболеваний женского полового аппарата, а у 38 % за счет наличия в организме патологических процессов экстрагениталь-ного характера, т. е. явной или, очевидно, скрытой хронической патологии. В самой многочисленной группе женщин с экстрагенитальным генезисом патологии беременности выявлено наибольшее число достоверных корреляционных связей между показателями школьного анамнеза и акушерско-гинекологического статуса. Это позволяет расценивать формирование данной па-

Характеристика осложнений течения беременности н ролов у женщин, имевших в школьные годы большую интеллектуальную нагрузку, хроническую патологию, разные объемы спортивной нагрузки (в усл. ед.)

Число анкет Осложнения течения беременности Осложнения течения родов Патология беременности н родов, повлиявшая на состояние новорожденного

Оцениваемый фактор такси-коз вто-рой половины нсфро* патня, гипертония анемия гипотония угроза выкидыша травмы мягких родовых путей несвоевременное из-литие вод аномалии родовой деятельности преждевременные роды оперативные вмешательства гипотрофия гипоксия, асфиксия родовая травма позднее прикладывание к груди

Весь контингент опрошенных (контроль) 167 0,24 0,31 0,05 0,01 0,16

0,16 0,27 0,26 0,16 0,09 0,05 0,07 0,03 0,11

20

44

0,05 0,15 0,15* 0,1* 0,20 0,48* 0,54* 0,07 0,05* 0,23

0,05 0,10 0,40* 0,15 0,25 0,21 0,34 0,36 0,18 0,09

0,05 0 0 0,15 0,05 0,09 0,05 0,13

Наличие большой интеллектуальной нагрузки Наличие хронических или частых острых заболеваний

Сочетание хронической патологии с большой интеллектуальной нагрузкой

Наличие большой спортивной нагрузки Наличие умеренной спортивной нагрузки Отсутствие регулярной спортивной нагрузки

Примечание. Звездочка — показатели, превышающие контрольные в 1,5 раза и более.

22 0,5* 0,32 0,07 0 0,32* 0,43* 0,45* 0,40* 0,27* 0,09 0,09* 0,13* 0,05* 0,43*

18 0,38* 0,33 0,05 0 0,11 0,24* 0,33 0,44* 0,05 0,11 0,11* 0,05 0,11* 0,05

15 0,20 0,33 0,06 0 0,06 0,13 0,06 0,13 0 0 0 0 0 0

25 0,40* 0,32 0,04 0 0,16 0,12 0,28 0,36 0,12 0,16* 0 0,2* 0 0,16

тологии как следствие преимущественного влияния неблагоприятных средовых факторов. И действительно, с учетом фактора времени установлено, что около 30 % наблюдаемых женщин относили формирование у них хронической патологии к школьному периоду жизни и только 8 % — к зрелым годам.

Подытоживая полученные данные, можно заключить, что прогноз течения беременности и родов у большинства первородящих женщин зависит от состояния их здоровья в школьном периоде жизни, а также от особенностей становления у них менструальной функции, формирование которой подвержено существенному влиянию объема социальной нагрузки (учебной и воспитательной).

Для суждения о непосредственном воздействии отдельных факторов школьного анамнеза на результаты репродуктивной функции проводили группировку женщин по наличию у них конкретного фактора и последующий расчет доли патологических признаков на одну женщину (или новорожденного) со стороны течения беременности и родов. Данный показатель нам представлялся наиболее информативно отражающим полиморфную симптоматику патологии репродуктивной функции и наличие нескольких патологических проявлений у большинства наблюдаемых женщин.

Как следует из таблицы, в группе женщин, имевших в школьные годы большую интеллектуальную нагрузку, со стороны течения беременности возрастала доля анемий (в 3 раза), артериальных гипотоний (10 раз), аномалий родовой деятельности (1,5 раза) и оперативных вмешательств при родах (2,8 раза) по сравнению с величиной соответствующих показателей у всего контингента опрошенных. В группе женщин, имевших хроническую патологию или частую острую заболеваемость, возрастала доля токсикозов второй половины беременности (в 2 раза), нефропатий и артериальных гиперто-

ний (1,7 раза), анемий (5 раз) при менее выраженных отклонениях в течении родов.

В группе женщин, отметивших в школьные годы сочетание хронической патологии с большой интеллектуальной нагрузкой, наиболее существенно возрастала частота признаков патологии родов, а также патологии беременности, повлиявшей на состояние новорожденного. Последняя не была столь существенной при наличии у женщин в школьном анамнезе только одного из указанных неблагоприятных факторов.

Такая же разработка материала по принципу наличия в школьном анамнезе различных объемов спортивных нагрузок наглядно показывает благоприятное влияние на реализацию репродуктивной функции женщин умеренных спортивных нагрузок по сравнению с их большими объемами или полным отсутствием. Умеренные спортивные нагрузки на примере женщин, занимавшихся в школьные годы в спортивных секциях (2 раза в неделю по 1,5 ч), обеспечивали самые низкие условные показатели патологии беременности и родов, не приводили к осложнениям в состоянии новорожденного.

Таким образом, наличие хронической патологии, большой интеллектуальной или спортивной нагрузки в школьном периоде жизни девочки с достаточным основанием можно отнести к факторам риска их детородной функции.

Полученные данные, помимо собственного интереса, который они представляют для ранней профилактики нарушений репродуктивной функции женщин, используются в качестве предпосылок к более глубокому изучению социально-биологических факторов, определяющих сохранение здоровья девочек, включая состояние их репродуктивной функции. В настоящее время изучены особенности умственной работоспособности и ее вегетативного обеспечения у современных школьниц 1 — 10-х классов. Установлено, что в возрастном диапазоне 6—15 лет только девочки 11 — 12-летнего возраста, когда у большинства го-

родских школьниц начинаются менархе, имели в конце уроков наибольший процент неблагоприятных реакций организма на учебную нагрузку — изменений работоспособности и артериального давления, соответствующих утомлению.

28 % школьниц и 20 % первородящих женщин, опрошенных по одной и той же анкете, выделили год появления менархе как самый трудный в период школьного обучения. Среди девочек 7-х классов, менструирующих первый год или готовых к этому, т. е. достигших определенной массы тела и жирового слоя [1], выявлен самый большой процент лиц, проявляющих повышенный и высокий уровень невротизма [2].

Динамические наблюдения за становлением менструальной функции у 76 девочек 7—10-х классов позволили обнаружить у 67 % из них явления дис- и альгоменореи на первом году менструального возраста. Число таких девочек уменьшалось до 36 % среди менструирующих 2-й год и сохранялось на этом уровне среди менструирующих 3—4-й год.

По данным корректурного тестирования, девочки с дисменореями имели в 2 раза меньшую продуктивность умственного труда по сравнению со средней величиной данного показателя у их ровесниц по классу.

Результаты выполненных исследований служат основанием для следующих выводов и рекомендаций.

Становление менструальной функции у современных школьниц сопровождается снижением об-

щего уровня функциональных возможностей организма наряду с различными гинекологическими нарушениями у многих из них на протяжении 3—4 лет школьного обучения. Это позволяет ставить вопрос о регламентации социальных нагрузок девочек 11 —13 лет, у которых снижена сензитивность к обучению в силу преобладания биологических процессов полового созревания.

Очевидно, возможны разные пути осуществления данной рекомендации. По нашему мнению, наиболее целесообразна организация специализированных учебных заведений для девочек, в которых учебные программы и планы легче привести в соответствие с возрастно-половыми изменениями их функциональных возможностей, а воспитательные воздействия направить на физическую и психологическую подготовку организма девочек к предстоящему детородному процессу и материнству. С данных позиций гигиенического одобрения заслуживает появление и расширение сети женских гимназий наряду с другими типами новых учебных заведений.

Литература

1. Бодяжина В. И.. Сметник В. П., Тумилович Л. Г. Неоперативная гинекология: Руководство для врачей — М., 1990.

2. Липкова В., Шевчикова Л., Арохова О. и др. // Школа и психическое здоровье учащихся,— М., 1988.— С. 131 139.

3. Патология беременности // БМЭ. М., 1976.— Т. 3.— С. 58— 64.

Поступила 14.05.93

© В. Н. КАРДАШЕНКО. В. Р. КУЧМА. 1993 УДК 616-053.2-02:614.7|:313.13

В. Н. Кардашенко, В. Р. Кучма

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКА ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ

ММА им. И. М. Сеченова

Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации в настоящее время претерпевает значительные изменения. Анализ состояния здоровья населения или отдельных его групп становится обязательным элементом деятельности санитарно-эпидемио-логической службы и основой для создания системы управления состоянием здоровья в связи с факторами окружающей среды.

Законом Российской Федерации.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и здравоохранения обязаны осуществлять в пределах своей компетенции постоянное тесное взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболевания и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Это требует от врачей всех специальностей знания таких вопросов, как оценка состояния здоровья различных групп населения во всех его аспектах; выявление биологических факторов.

определяющих состояние . здоровья популяции; определение образа жизни в отношении ее сохранения, выявление путей воздействия природной, психологической и социальной среды на здоровье как отдельных лиц, так и всего населения, включая детей и подростков. Реализовать это можно, лишь располагая врачебными кадрами, подготовленными соответствующим образом.

Европейская стратегия по достижению здоровья для всех к 2000 г. (документ ЕиР/РС30/8Иеу.2) определяет проблемные области для работы служб здравоохранения: образ жизни и здоровье, факторы риска, воздействующие на здоровье, переориентация систем медико-санитарной помощи [2]. В соответствии с этой концепцией государства должны располагать надлежащими механизмами мониторинга, оценки и борьбы с опасными для здоровья населения факторами окружающей среды. Программой предусмотрена необходимость определения факторов риска, воздействующих на здоровье, переориентации систем медико-санитарной помощи, предоставления населению соответствующих знаний и возможностей по сохранению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.