Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Количество НДЭА, образовавшейся в желудке крыс при мероралмюм введении предшественников

Количестно

Вводимый сок п вводимого NC>3~ с соками, мг рЛ II ДЭЛ. мкг/кг % ингибиро-вания

Контроль Контроль

Сок сырой капусты Сок отварной капусты

Контроль

Сок сырой моркови Сок отварной моркови

Контроль

Сок сырой капусты Сок отварной капусты

Предшественники не вводились

12 4.0

(15 мг N0 2 +23,8 мг ДЭЛ) кг массы животного

0,18+0,03

5 4.5 21,0±5,71 0,0

6 4,4 4,5 4,17±1,55* 80,1

6 2,0 4,5 13,43±5,56 36,0

(45 мг NO 2 + 71,4 мг ДЭЛ) кг массы животного

5 7—8 47,45± 15,73 0,0

6 1,9 7—8 4,86± 1,79* 89,4

6 0,93 7—8 14,92±7,13 68,1

(45 мг NO 2 + 71,4 мг ДЭА) кг массы животного

1,38 0,50

7-8 7—8 7—8

0,0 71,5

Примечание. Звездочка — статистически достоверные различия с контролем (р<0,05); контроль

45,41 ±10,2 12,96±3,67* 55,73± 16,71

сок НС вводился.

отварных овощей, к ингибированию

Выводы. 1. Соки, выделенные из сырых овощей, введенные вместе с предшественниками НА, способствуют снижению образования НА в желудке крыс.

2. Соки, полученные из проявляют лишь тенденцию синтеза НА из предшественников, что связано с уменьшением содержания витаминов, фенолов и других ингибиторов нитрозирования в процессе варки.

Литература

1. Агротехнические приемы снижения содержания нитратов в овощной продукции на пойменных почвах нечерноземной зоны: Временные рекомендации. — М., 1987.

2. Боговский II.Л., Рома М.Я. II Вопр. онкол. — 1987. — Т.ХШ, № 5. — С. 3-10.

3. Дельвиг К. II Виосфера. — М., 1972.— С. 105-119.

4. Жукова Г.Ф. Разработка методических подходов гигиенического контроля за содержанием в пищевых продуктах N-нитрозососдинений, изучение закономерностей их образования и способов снижения поступления в организм человека: Лвторсф. дис. ... д-ра биол. паук. — М., 1990.

5. Пути снижения содержания нитратов п овощах и картофеле в Сибири: Метод, рекомендации. — Новосибирск, 1989.

6. Соколов O.A., Бубнова Т.Н. Атлас распределения нитратов в растениях. — Пушимо, 1989.

7. Химический состав пищевых продуктов / Под ред. И.М.Скурихина, В.А.Шатерникова. Кн. 3. — М., 1984.

8. Ames В. II Science. — 1983. — Vol. 221. — P. 1256-1262.

9. Archer M.C. II IARC Sei. Publ. — 1984. — № 57. — P. 263-273.

10. Bartsch H., Ohshima M., Pignatelli В. II Muiat. Res. — 1988. — Vol. 202, № 2. — P. 307-324.

11. Fine D.H., Rounbehler D., Cettinger P. II J. Chromatogr. — 1975. — Vol. 109. — 1\ 271-279.

12. N — nitrosocompounds: Exposures, mechanism and relevance to human cancer — an overview // IARC Sei. Publ. — 1987. — № 84. — P. 5-10.

Поступила 21.06.94

Гигиена детей и подростков

© В.Р.КУЧМА, 1994 УДК 364.6-053.2:378.661

В. Р. Кучма

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ1

ММА им. И.М.Сеченова

На протяжении 90-х годов в Российской Федерации продолжалось обострение демографической ситуации. С ноября 1991 г. началась естественная убыль населения России, ожидаемая продолжительность жизни сократилась более чем на 2 года.

Уже длительное время в России не наблюдается улучшения показателя младенческой смертности, тогда как во всех развитых странах он существенно

1 Основные положения статьи доложены на заседании Ученого медицинского совета Госкомсанэпиднадзора 31.05.94.

снизился и стабилизировался на низком уровне (5-8 детей, умерших в возрасте до 1 года). Более того, в Российской Федерации за последние 3 года отмечалось некоторое повышение младенческой смертности: в 1990 г. в среднем на каждую 1000 новорожденных умерли, не дожив до 1 года, 17,4 младенца, в 1991 г. — 17.8, в 1992 г. — 18,0, в 1993 г. — 19,0.

Главной причиной существенного отставания России от экономически развитых стран по уровню младенческой смертности является высокий уро-

вень смертности от экзогенных факторов (инфекции, болезни органов дыхания, несчастные случаи, отравления и травмы).

Складывается кризисная ситуация в состоянии здоровья нации. Ее оздоровление должно начинаться с детства при участии всех специалистов, занятых обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия подрастающего поколения. Врачи лечебно-профилактических учреждений и санэпидслужбы должны быть хорошо подготовлены к подобной работе в современных условиях.

В настоящее время система подготовки врачебных кадров в стране претерпевает существенные изменения. Постановлением Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ (№ 13 от 13.03.92) введена многоуровневая структура высшего образования. В соответствии с ней на первом этапе обучения студент получает подготовку, не дающую ему права на самостоятельную деятельность, но позволяющую занимать врачебные должности, не требующие специализации по конкретному профилю.

Второй этап — последипломный, это специализация с получением сертификата и права самостоятельной врачебной практики.

В настоящее время в Минздравмедпроме РФ и Госкомитете санэпиднадзора подготовка документов по перечню основных специальностей и специализаций в области медицинского образования.

Наконец, третий этап в многоуровневой подготовке медицинских кадров — повышение квалификации врачей-специалистов.

В связи с перестройкой системы подготовки медицинских кадров, реорганизацией деятельности санэпидслужбы необходимо изменение содержания, методики подготовки врачей, в том числе по гигиене детей и подростков.

Программа подготовки врачей на медико-профилактическом факультете по гигиене детей и подростков требует пересмотра и расширения преподавания такой проблемы, как состояние здоровья детей в связи с изменениями экологической и социальной ситуации в стране.

Установлена высокая степень влияния окружающей среды на здоровье растущего организма. В антропогенных геохимических провинциях, экологически неблагополучных районах у 21,5-23% детей, проживающих не менее 5 лет и родившихся там, отмечены задержка и дисгармонизация физического развития, существенные отклонения в состоянии здоровья. В регионах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха имеет место увеличение общей заболеваемости детей в 1,7 раза по сравнению с относительно чистыми районами.

Основная задача работы санэпидслужбы — предупреждение, выявление, ликвидация опасного и вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения, а также профилактика заболеваемости населения. Это определяет необходимость систематического анализа состояния здоровья населения как для оценки санитарной ситуации на обслуживаемой территории и отдельных объектах надзора, так и для планирования и оптимизации текущей и перспективной деятельности службы.

Управление санитарно-эпидемиологическим благополучием детского и подросткового населения и

организация медицинской помощи — важные разделы подготовки врача.

С 1992 г. изменилась система медицинского обслуживания детей и подростков. В связи с возложением Минздравом и Минобразованием РФ (приказ № 186/272 от 30.06.92) функций медицинского обеспечения учащихся 9-11-х классов на детские поликлиники возникает целый ряд вопросов технологии обслуживания этих контингентов, взаимодействия служб Минздравмедпрома и Гос-комсанэпиднадзора при решении этих вопросов.

Третья важная проблема подготовки кадров — это вопросы профессиональной ориентации и вра-чебно-профессиональной консультации подростков в новых экономических условиях.

В социально-экономически стабильный период развития страны около 40% учащихся 8-10-х классов были ограничены в выборе профессии. В недавнем прошлом в профессионально-технические училища страны ежегодно поступало около 15% профессионально непригодных учащихся и только 20% выпускников училищ закреплялись в выбранной профессии после его окончания.

Остро встает проблема профориентации и проф-консультации в связи со структурной перестройкой экономики страны, ростом безработицы. По данным Федеральной службы занятости, среди лиц, не имеющих работы, до 30-40% составляет молодежь.

Проблемы психического здоровья детей и подростков, вопросы психогигиены еще не находят должного отражения в системе подготовки медицинских кадров. Рост числа детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями, имеющих различные формы социальной дезадаптации, деви-антного поведения, является как медицинской, так и социальной проблемой. С уровнем психического здоровья детского населения тесно связано также распространение вредных привычек, особенно алкоголизма, наркоманий. Эти проблемы переплетаются с необходимостью формирования здорового образа жизни детей и подростков.

Гигиеническая наука накопила научные и практические данные, использование которых способствовало бы оздоровлению детского населения, эти данные должны стать достоянием медицинских работников, уже сегодня их необходимо включить в систему подготовки врачебных кадров.

Экологические и производственные катастрофы, рост числа детей-инвалидов заставляют по-новому подойти к вопросам гигиены различных детских учреждений, занятых воспитанием и обучением детей с дефектами умственного и физического развития. Вопросы гигиены учреждений для детей с дефектами умственного и физического развития и отклонениями в состоянии здоровья (спецшколы, санаторно-лссныс школы, интернаты и т.д.) приобретают особое значение в подготовке кадров.

Резко меняется роль «внутришкольных факторов», влияющих на здоровье учащихся (интенсификация учебного процесса в связи с компьютеризацией и использованием других технических средств обучения, переход на 5-дневную учебную неделю и снижение в связи с этим двигательной активности детей, альтернативные формы обучения, начало обучения функционально не готовых к этому детей 6-летнего возраста). Эти вопросы также должны найти отражение в подготовке кадров.

Способствовать совершенствованию подготовки

кадров для санэпидслужбы должен и новый учебный план подготовки специалистов. В нем заметно увеличилась доля клинической подготовки. Однако представить в учебном плане все животрепещущие проблемы гигиены детей и подростков, диктуемые современной жизнью общества, будет довольно сложно, так как количество часов осталось неизменным практически с 1970 г. Одновременно рекомендуется ввести новую дисциплину — медицинскую экологию, и, если ее преподавание будет поручено гигиеническим кафедрам, а не экологам, думается, что подготовка врачебных кадров от этого только выиграет.

Способствовать совершенствованию подготовки кадров для санитарно-эпидемиологической службы должен также переход на обязательную последипломную специализацию выпускников в интернатуре, в которой выпускник получит конкретные умения и навыки, что позволит ему приступить к самостоятельной деятельности в центрах Госсанэпиднадзора.

Вопросы первичной специализации выпускников приобретают огромную актуальность и в связи с тем, что по новому учебному плану резко сокращена подготовка студентов на базе практических учреждений санэпидслужбы (в период проведения производственной практики и субординатуры). Обучение в интернатуре на базе кафедр медико-профилактического факультета актуально и в плане их сохранения.

Может сложиться ситуация, при которой кафедра гигиены детей и подростков, возникшая в 1926 г. на медицинском факультете Московского университета, прекратит свое существование на медико-профилактическом факультете Московской медицинской академии. Пострадает от этого не только система подготовки кадров, так как кафедры традиционно являются центрами учебной и науч-но-методической работы и располагают для этого достаточно подготовленными и компетентными кадрами, но и вся гигиеническая наука. Нарушится преемственность подготовки кадров, которая бесспорно, закладывается в студенческие годы на профильной кафедре и продолжается в аспирантуре как на специализированных кафедрах, так и в НИИ.

Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы и учреждения госсанэпид-службы и здравоохранения России обязаны осуществлять в пределах своей компетенции постоянное тесное взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Реализация программ укрепления здоровья детей, профилактики их заболеваний требует совместной работы санитарных врачей и врачей лечебных специальностей, в подготовку которых также должны быть внесены соответствующие коррективы.

Знание основ гигиены воспитания, обеспечения здоровья детей и подростков как на индивидуальном, так и на популяционном уровне необходимо врачам лечебного профиля. Врач общей практики, как и врач-педиатр, семейный врач, проводит наблюдение за здоровыми детьми, мероприятия по профилактике заболеваний, он должен давать квалифицированные советы по созданию условий гармоничного физического и психического разви-

тия ребенка и повышения уровня его здоровья. Определенное место в деятельности врача должны занимать вопросы психического здоровья детей. Врач должен оказать помощь при решении трудных проблем, возникающих во взаимоотношениях детей со сверстниками, учителями, членами семьи, он может сыграть основную роль в предупреждении вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Врач, имея соответствующую подготовку, может помочь семье правильно определить возраст начала систематического обучения ребенка и направление его школьного образования, а также предупредить отрицательное воздействие на здоровье возросшей интенсивности учебного процесса и обучения с компьютерной техникой. Без его участия не должны решаться вопросы, связанные с профессиональным обучением здоровых подростков, тем более имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Это требует от врачей знания следующих вопросов: оценка состояния здоровья различных групп населения во всех его аспектах; выявление биологических факторов, определяющих состояние здоровья популяции; определение образа жизни в отношении сохранения здоровья, выявление путей воздействия природной, психологической и социальной среды на здоровье как отдельных лиц, так и всего населения, включая детей и подростков. Это можно реализовать, лишь располагая врачебными кадрами, подготовленными соответствующим образом.

В связи с этим в подготовке студентов всех специальностей Закон «О санитарно-эпидемиоло-гическом благополучии населения» должен занять достойное место, как и другие нормативные акты по вопросам охраны здоровья детей.

В системе медицинского образования в учебном плане целесообразно предусмотреть преподавание специального курса «Медико-профилактические основы формирования здоровья детей и подростков и гигиена воспитания детей».

Гигиена детей и подростков в системе этапного медицинского образования должна быть представлена программой базисной подготовки и программой специализации.

Базисная подготовка по данной медицинской дисциплине может осуществляться, только опираясь на предшествующие знания теоретических и клинических дисциплин, и должна быть отнесена к IX семестру обучения. Предшествующее преподавание таких дисциплин, как общая гигиена (методы исследования), эпидемиология, профессиональные болезни и особенно детские болезни, позволит проблемно представить лекционный курс и сжато изложить материал практических занятий.

Преподавание курса «Медико-профилактические основы формирования здоровья детей и подростков и гигиена воспитания детей» должно опираться на знания в области морфологии, физиологии, биологии, патофизиологии, терапии, педиатрии, общей хирургии, ортопедии и др., но осуществляться в рамках специальной дисциплины — гигиены детей и подростков — на соответствующей кафедре.

Выражаю благодарность проф. В.Н.Кардашенко за советы при подготовке доклада, который лег в основу статьи.

Поступила 24.06.94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.