Научная статья на тему 'Роль государственной санитарно-эпидемиологической службы России в защите здоровья населения'

Роль государственной санитарно-эпидемиологической службы России в защите здоровья населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4175
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Онищенко Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственной санитарно-эпидемиологической службы России в защите здоровья населения»

© Г. Г. ОНИЩЕНКО, 2013 УДК 614.3/.7(470+571)

руководитель федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителем и благополучия человека, главный государственный санитарный врач российской федерации, академик рамн г. г. онищенко

Роль государственной санитарно-эпидемиологической службы России в защите здоровья населения

С момента образования в России государственной санитарно-эпидемиологической службы (далее — служба) прошло 90 лет. На самом деле становление санитарной и противоэпидемической деятельности началось задолго до этого, еще в дореволюционной России, хотя и было раздроблено по многочисленным ведомствам.

Россия на рубеже XIX и XX веков по уровню заболеваемости и смертности стояла на одном из первых мест среди европейских стран, что негативно сказалось на приросте населения. Процесс урбанизации и загрязнение населенных мест при полном отсутствии санитарного благоустройства, особенно в городах, способствовали распространению кишечных инфекций — брюшного тифа, дизентерии, холеры. Большинство городов страны не имели тогда центрального водоснабжения и канализации и были подвержены вспышкам этих болезней. Решение данных вопросов осложняло и то, что организационные формы и содержание работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения не были унифицированы. Санитарный надзор и противоэпидемическую работу осуществляли городовые и уездные врачи Медицинского департамента Министерства внутренних дел.

Высокий уровень заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний в России в этот период привел к созданию научно-практических учреждений эпидемиологического профиля, деятельность которых была направлена на разработку научно-методических вопросов по борьбе с этими заболеваниями и участие в практической работе по их ликвидации. Было открыто несколько пастеровских и дезинфекционных станций, оспенных телятников, бактериологическая станция, специалисты которых занимались производством бактериологических препаратов, главным образом лечебных сывороток и оспенного детрита, научными исследованиями, что заложило основу современной вакцино-профилактики.

Не стоит забывать и о роли "Высочайше учрежденной комиссии о мерах предупреждения и борьбы с чумной заразой", основанной 11 января 1897 г., на которую на государственном уровне были возложены решение вопросов по предупреждению эпидемий и борьба с чумой и холерой, координация деятельности всех служб и гражданских ведомств по ликвидации очагов эпидемий на территории всей страны, оказание содействия земствам в финансировании противохолерных и противочумных мероприятий, организация бактериологических лабораторий и станций.

Главным затруднением в борьбе с инфекциями было то, что в стране отсутствовал единый центр (на государственном уровне) и общий план противоэпидемических мероприятий, что не позволяло объединить усилия и материальные средства всех ведомств для решения данного вопроса.

В первом 10-летии XX века не существовали ни санитарные нормативы, ни инструкции относительно структуры и деятельности санитарных органов и организации санитарно-противоэпидемических мероприятий, отсутствовало законодательство о местных санитарных органах. В то время санитарная организация находилась под постоянной угрозой закрытия. Усложняло ситуацию и то, что расходы на медицину, в том числе на санитарию, были отнесены к числу необязательных, что не позволяло в полной мере проводить эффективные мероприятия по санитарному благоустройству и оздоровлению населения России.

Первая мировая война привела к еще большему осложнению эпидемической ситуации в стране: резко повысился уровень инфекционной заболеваемости — сыпным и возвратным тифом, оспой, дизентерией, холерой, малярией.

Положение значительно ухудшилось в годы гражданской войны. Страну охватили эпидемии паразитарных тифов, холеры и брюшного тифа, пандемия гриппа ("испанки"), что требовало быстрых незамедлительных решений от руководства страны.

В первые месяцы после Октябрьской революции са-нитарно-противоэпидемической деятельностью в стране руководила санитарно-эпидемиологическая секция Управления медицинской части Народного комиссариата внутренних дел. С 1918 по 1920 г. были приняты важнейшие декреты правительства по здравоохранению: "О мероприятиях по сыпному тифу" (28.01.1919), "О мерах по борьбе с эпидемиями" (10.04.1919), "Об обязательном оспопрививании" (10.04.1919). В этот период были утверждены руководящие документы по важнейшим разделам санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В это время построение службы осуществлялось по принципам государственного характера санитарного дела, централизации управления, специализации санитарного надзора, приближения санитарного обслуживания к населению, широкого участия населения в са-нитарно-оздоровительных мероприятиях, тесной связи практической санитарно-эпидемиологической деятельности с достижениями медицинской науки, особенно эпидемиологии, микробиологии и гигиены.

Важнейшим документом, повлиявшим на дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологической службы страны, стал правительственный декрет Совета Народных комиссаров РСФСР от 15 сентября 1922 г. "О санитарных органах Республики", определивший задачи, структуру и нормы санэпидслужбы, ее права и обязанности, подтвердивший ее государственный характер.

В эти годы разрабатывались нормативные документы, положившие начало новому, экспериментальному этапу в гигиеническом нормировании среды обитания человека. Больше внимания стало уделяться проблемам

профессиональной заболеваемости, получил развитие диспансерный метод.

В крупных регионах страны создавались научно-исследовательские институты, деятельность которых была направлена на изучение этиологии, патогенеза, клинической картины и терапии инфекционных болезней и разработку санитарно-гигиенических нормативов в области коммунальной, школьной и пищевой гигиены, санитарной охраны труда.

Принимались меры по улучшению подготовки врачей по гигиене. С 1930 г. в ряде медицинских институтов были организованы санитарно-профилактические факультеты.

В 30-е годы прошлого века работа санитарных органов была перестроена в направлении значительного повышения роли предупредительного санитарного надзора, создания авторитетных органов санитарного контроля, твердой регламентации их деятельности. 23 декабря 1933 г. организована Государственная санитарная инспекция, 26 июля 1935 г. — Всесоюзная Государственная санитарная инспекция, после чего началось формирование Всесоюзной санитарно-эпидемиологической службы.

Большую роль в проведении научно-исследовательскими институтами научных работ, направленных на обеспечение нужд практического здравоохранения и внесение практических предложений по эпидемиологическим вопросам (о вакцинации и серотерапии сыпного тифа, о мерах борьбы с кишечными инфекциями, гриппом и т. д.), сыграл Ученый медицинский совет Нар-комздрава РСФСР.

В 20—30-е годы ХХ века благодаря организации и осуществлению профилактических мероприятий удалось достигнуть значительных успехов в борьбе с инфекционными болезнями. Так, к 1936 г. в результате обязательной вакцинации населения натуральная оспа была ликвидирована на всей территории страны, заболеваемость сыпным тифом к 1940 г. снизилась до спорадических случаев, в 3 раза снизилась заболеваемость брюшным тифом.

Великая Отечественная война и связанные с ней лишения и беды сразу же сказались на эпидемиологической обстановке в стране, что выразилось в распространении острых кишечных и тифо-паратифозных заболеваний, малярии, вирусного гепатита и др.

Уже 30 июня 1941 г. были приняты экстренные меры по недопущению распространения заразных болезней. Для предупреждения заноса заразных болезней в действующую армию были выстроены санитарно-эпидеми-ческие барьеры: запасные полки, в которых проходили обучение все призывники; санитарно-эпидемиологические пункты на крупных и узловых железнодорожных станциях; медицинские службы частей и соединений.

В армии сформировалась стройная система полевых подвижных противоэпидемических подразделений, частей и учреждений войскового и армейского районов — санитарно-эпидемиологические отряды, инфекционные госпитали и обмывочно-дезинфекционные роты, в медсанбатах — санитарные взводы и пр.

Важное место в борьбе с инфекционными болезнями занимала иммунизация для профилактики кишечных инфекций, туляремии, сыпного тифа, сибирской язвы, чумы.

В годы войны особая роль в санитарно-эпидемиологическом обеспечении охраны здоровья населения страны принадлежала военно-медицинской службе, врачи которой наряду с лечебной работой проводили санитарно-эпидемиологические мероприятия на фронте и в тылу.

Важнейшей ее задачей оставалось все же обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия войск. О высокой эффективности всех проводимых в армии профилактических и противоэпидемических мероприятий свидетельствует тот факт, что на долю инфекционных болезней в общей заболеваемости приходилось только 9%.

После Великой Отечественной войны деятельность санэпидслужбы была направлена на ликвидацию санитарных последствий войны, улучшение санитарно-эпидемиологического состояния страны.

В первые послевоенные годы врачами службы был осуществлен ряд организационных и практических мероприятий по борьбе с туберкулезом и венерическими болезнями, малярией.

В 50-е годы ХХ века происходило интенсивное развитие новых отраслей народного хозяйства, расширение научных исследований в области гигиены, что привело к развитию принципиально новых направлений гигиенической науки — радиационной гигиены, гигиены и токсикологии пестицидов. В это же время были усовершенствованы мероприятия по санитарной охране границ.

В 60-е годы постановлением правительства "О Го -сударственном санитарном надзоре в СССР" было утверждено "Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР", определившее главную функцию Службы — государственный санитарный надзор, установившее ее структуру, номенклатуру ее учреждений и должностных лиц.

В этот период в стране была создана эффективная система вакцинопрофилактики.

Целенаправленные иммунологические исследования по вопросам здоровья детей позволили в 1980 г. пересмотреть календарь профилактических прививок, что дало возможность охватить иммунизацией большое число детей в оптимальные возрастные интервалы.

Большое внимание врачами службы уделялось охране окружающей среды, постоянному санитарному надзору за детскими и подростковыми учреждениями, широкому использованию научных исследований при разработке нормативно-методических документов.

За весь период существования службы одними из важных были вопросы подготовки кадров, укрепления системы взаимодействия между оперативными и лабораторными звеньями в санэпидстанциях. К середине 80-х годов количество санитарно-противоэпидемиче-ских учреждений в стране превысило 5700, число работавших в них сотрудников достигало примерно 0,5 млн, а врачей — почти 70 тыс.

С 1991 г. с принятием закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" впервые на законодательном уровне было введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создана единая централизованная федеральная система. Это позволило специалистам службы активно влиять на санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, проводить в жизнь требования санитарного законодательства.

Важнейшими задачами этого периода развития общества стали организация и осуществление мероприятий по санитарной охране границ от заноса и распространения инфекционных заболеваний, организация системы контроля за качеством и безопасностью импортируемых продуктов питания, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных болезней.

В то же время стремительные изменения в экономической, социальной сфере в последующие годы "пере-

стройки" потребовали пересмотра ряда концептуальных положений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В этот период в России произошли заметные негативные изменения в санитарно-эпидемической обстановке.

В 1993—1995 гг. серьезные недостатки в организации и проведении иммунизации привели к эпидемическому подъему заболеваемости дифтерией и смерти свыше 2000 человек. В результате принятых службой мер во второй половине 1995 г. удалось добиться резкого снижения заболеваемости этой инфекцией.

Возросла заболеваемость вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, сифилисом и другими социально обусловленными инфекционными болезнями.

Эти обстоятельства потребовали дальнейшей работы над законодательными актами. Для приведения действующего законодательства в соответствие со сложившейся в стране ситуацией, создания нормативной базы, устранения законодательных "пробелов", выявившихся в ходе реализации предыдущего закона, был переработан и принят Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержавший ряд положений, которые ранее регулировались подзаконными актами, — санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасной для здоровья человека среды обитания, социально-гигиенический мониторинг, государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, санитарно-эпидемиологические экспертизы и др.

В 2004 г. в период проведения административной реформы федеральных органов исполнительной власти вновь созданный орган — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — получил функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Таким образом, за период своего существования в зависимости от политической и экономической ситуации в стране служба претерпевала те или иные изменения, которые сразу же отражались на ее деятельности.

Многое изменилось и за 10-летний период, прошедший после прошлого юбилея. Совершенствование надзорных полномочий привело, с одной стороны, к завершению формирования новой структуры службы, с другой — к выработке законодательного блока, включающего 3 основных аспекта: санитарное законодательство, защиту прав потребителей и технические регламенты, что способствовало интеграции и усилению санитарного надзора и защиты прав потребителей в вопросах безопасности и качества товаров и услуг.

Сегодня Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В структуру службы входят 84 управления, 85 центров гигиены и эпидемиологии, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, 29 научно-исследовательских организаций, 13 противочумных станций, 3 учреждения иного профиля.

В соответствии с законодательными актами внедрены новые подходы к проведению контрольных (над-

зорных) функций, расширены полномочия службы по выявлению и привлечению к административной ответственности граждан и субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В настоящее время работа службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации определяется следующими документами:

— Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принят Государственной Думой 12 марта 1999 г.;

— Федеральный закон от 24.04.08 № 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака" и "Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы", утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.10 № 1563-р;

— "Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", утверждена Указом Президента Российской Федерации 09.10.07 № 1351;

— "Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации", утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30.01.10 № 120;

— "Основы государственной политики в области здорового питания населения до 2020 года", утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.10 № 1873-р;

— "Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года", утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.09 № 2128-р.

Важнейшими задачами остаются создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, а также усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения. Значительное внимание уделено проблемам формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, пропаганды здорового питания.

Федеральным законом от 08.05.10 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, включая Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации. В соответствии с этим изменены организационные формы учреждений Роспотребнадзора, получивших статус федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений, а также основные принципы их финансирования.

В целях реализации административной и бюджетной реформ, подготовки проектов перспективного финансового планирования, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования с 01.01.12 все учреждения Роспотребнад-зора работают в рамках государственного задания.

Реализация административной и бюджетной реформ потребовала совершенствования существующих и разработки новых правовых, экономических и организационных подходов в деятельности органов и организаций службы.

Федеральным законом от 18.07.11 № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления го-

сударственного контроля (надзора) и муниципального контроля" статус государственного санитарно-эпидемиологического надзора повышен до федерального уровня.

Приведены в соответствие с международными документами положения Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", устанавливающие перечень форм обязательной оценки соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Федеральным законом от 27.12.02 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" определены обязательные требования к продукции.

С июля 2010 г. в рамках реализации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам проводится государственная регистрация отдельных видов подконтрольных товаров. На 19.10.12 Роспотребнадзором оформлено 193 514 свидетельств о государственной регистрации, подготовленных по Единой форме документа, подтверждающего безопасность товаров Таможенного союза.

Внедрение нанотехнологий потребовало введения отечественной системы надзора за нанотехнологиями и наноматериалами, реализуемой в Российской Федерации с 2007 г. по инициативе Роспотребнадзора во исполнение "Концепции токсикологических исследований, методологии оценки риска, методов идентификации и количественного определения наноматериалов".

Считая вопросы обеспечения безопасности продукции, полученной с использованием нанотехнологий, одними из приоритетных в своей деятельности, Роспо-требнадзор принимает активное участие во всех международных форумах по нанотехнологиям, в разработке совместно с научными коллективами РАН и РАМН нормативно-методических документов по обеспечению безопасности нанопродукции, в том числе по содержанию наночастиц и наноматериалов в пищевых продуктах.

Питание населения является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения, так как до 70% загрязнителей поступает в организм человека с пищевыми продуктами. Сегодня работа службы по данному вопросу строится в соответствии с "Основами государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года" (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.10 № 1873-р) и "Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации" (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30.01.10 № 120).

Специалистами Роспотребнадзора реализуются предусмотренные Доктриной меры по гармонизации с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов, осуществляемые на основе фундаментальных исследований. Проводится планомерная работа по гармонизации российских требований к максимально допустимым уровням (МДУ) остаточных количеств пестицидов, антибиотиков и других веществ в пищевых продуктах с международными стандартами, в том числе с нормами, применяемыми в Европейском союзе (ЕС), и стандартами Комиссии ФАО/ ВОЗ по международным пищевым стандартам "Кодекс Алиментариус", в рамках требований Всемирной торговой организации (ВТО).

В результате проделанной работы полностью гармонизированы с ЕС требования к МДУ остаточных количеств веществ в продуктах питания для целого ряда антибиотиков и пестицидов. Совместно с НИИ РАМН проводится работа над новым списком нормативов, предложенных ЕС.

Создана законодательная, нормативная и методическая база, включающая все аспекты производства, оборота и контроля за пищевой продукцией из генетически модифицированных организмов (ГМО), утвержден порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.

В России система оценки безопасности ГМО основана на проведении комплекса медико-биологических, медико-генетических и технологических исследований и является самой строгой в мире.

В целом существующая система государственного контроля обеспечивает безопасность пищевых продуктов. Однако следует учесть, что законодательное ограничение контроля предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, со стороны надзорных органов усиливает их ответственность за качество и безопасность продукции и оптимизацию надзорных мероприятий, осуществляемых Роспотребнадзором.

Совершенствование методических подходов к анализу риска здоровью в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей приобретает особую актуальность в связи с реализацией "Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года", "Концепции долгосрочной демографической политики до 2025 года", Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам и вступлению Российской Федерации в ВТО.

Стремление к интеграции в мировое экономическое пространство определило необходимость присоединения Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С 2009 г. специалистами Роспотребнадзора проведен анализ Меморандума о позиции России в отношении актов ОЭСР и подготовлены дополнения по разделам "Экология", "Химические вещества", "Защита прав потребителей". Рассмотрен проект Плана действий по имплементации в российское законодательство тех актов ОЭСР, по ко -торым Российская Федерация просит установить переходный период, были сделаны существенные замечания и дополнения по тексту Плана.

В рамках работы по присоединению России к ОЭСР большое значение уделяется соблюдению принципов надлежащей лабораторной практики (ОЬР), принципы которой применимы для всех испытаний в области медицинской и экологической безопасности, проводимых в целях регистрации лекарственных средств, пестицидов, пищевых и кормовых добавок, косметической продукции, ветеринарных препаратов, химических веществ промышленного назначения. Внедрение в России системы ОЬР позволит устранить серьезный барьер на пути признания достижений отечественной токсикологической науки на международном уровне.

Возросла роль Российской Федерации в решении международных гуманитарных проблем здравоохранения, борьбы с инфекционными болезнями, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом деятельность Роспотребнадзора направлена на выполнение ряда концептуальных документов:

— "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.09 № 537);

— "Концепция внешней политики Российской Федерации" (утверждена Президентом Российской Федерации 12.07.08);

— "Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию" (утверждена Президентом Российской Федерации 14.06.07);

— Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (утверждена Правительством Российской Федерации в 2001 г.).

По инициативе нашей страны и при непосредственном участии Роспотребнадзора в рамках председательства России в "Группе восьми" в 2006 г. было принято отдельное заявление по борьбе с инфекционными болезнями, в котором определены основные долгосрочные приоритеты работы по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией, вновь возникающими инфекциями, болезнями, управляемыми средствами специфической иммунопрофилактики, отмечены направления научно-технического сотрудничества в сфере разработки новых средств профилактики, диагностики и лечения инфекций и др. Важно, что документом, принятым в Санкт-Петербурге, закреплена лидирующая роль России в координации усилий по борьбе с эпидемиями в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.

Другим значительным шагом на пути укрепления региональных связей в сфере борьбы с эпидемиями стало вынесение на обсуждение в качестве приоритетной темы противодействия инфекционным болезням в рамках председательства России в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2008—2009 гг. Благодаря этому решению Роспотребнадзор впервые в истории ШОС организовал в Москве встречу руководителей служб государств — членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Впоследствии также по инициативе России Совет глав правительств ШОС на своем заседании в Пекине в октябре 2010 г. принял совместное заявление по борьбе с инфекционными болезнями на пространстве ШОС.

Роспотребнадзор в своей деятельности по развитию сотрудничества с СНГ руководствуется и другими международными обязательствами, разработанными и принятыми при участии России на уровне профильных международных организаций и агентств ООН:

— искоренение полиомиелита (в Европейском регионе с 2002 г.);

— элиминация кори и краснухи к 2010 г. [решением 60-й сессии Европейского регионального бюро (ЕРБ) ВОЗ срок элиминации обеих инфекций перенесен на 2015 г.];

— обеспечение всеобщего доступа к профилактике, лечению и помощи при ВИЧ/СПИДе к 2010 г. (резолюция Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2006 г.);

— полноценное внедрение в практику Международных медико-санитарных правил (ММСП) (2005) и оценка/укрепление основных возможностей стран по их выполнению к 2012 г.;

— остановить туберкулез к 2013 г. (Берлинская декларация ЕРБ ВОЗ);

— элиминация малярии к 2015 г. (Ташкентская декларация ЕРБ ВОЗ);

— достижение Целей развития тысячелетия в области здравоохранения к 2015 г. (Декларация Тысячелетия, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 г.).

Начиная с 2006 г. при участии Роспотребнадзора подготовлено более 10 решений Правительства Российской Федерации о финансировании участия России в международных программах по борьбе с инфекционными болезнями. Общий объем средств, выделенных Правительством Российской Федерации на эти цели, уже превысил 500 млн долл. США.

Значительная доля средств в рамках утвержденных программ направляется на оказание помощи странам СНГ на двусторонней основе в виде поставок обору-

дования, тест-систем, средств специфической иммунопрофилактики, организационно-методическую поддержку и подготовку кадров. Активное участие в этой работе принимают НИО Роспотребнадзора эпидемиологического профиля (ГНЦ ВБ "Вектор", ГНЦ прикладной микробиологии г. Оболенск, Центральный НИИ эпидемиологии, РосНИПЧИ "Микроб").

Повышение внимания политического руководства страны к социальным проблемам общества способствовало разработке и осуществлению приоритетных национальных проектов. Указанные вопросы рассматривались на заседаниях Правительства Российской Федерации, президиума Государственного совета, Совета безопасности с принятием соответствующих решений.

Начиная с 2006 по 2011 г. в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, составной частью которого являются иммунопрофилактика инфекционных болезней, профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов В и С, было дополнительно привито:

— против вирусного гепатита В трехкратно — свыше 57 млн детей, подростков и взрослых до 55 лет;

— против краснухи — около 22 млн детей, девушек и женщин до 25 лет;

— против полиомиелита инактивированной вакциной с 2008 г. начаты прививки всем детям до 1 года (свыше 1,5 млн детей ежегодно);

— против гриппа — от 22 млн (2006) до 32 млн человек (2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, был расширен национальный календарь профилактических прививок за счет введения иммунизации против гриппа контингентов повышенного риска, иммунизации против гемофильной инфекции, расширения контингентов для иммунизации против вирусного гепатита В, кори и краснухи, замены для первичной иммунизации против полиомиелита живой полиомие-литной вакцины на инактивированную.

Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения является основным инструментом противодействия распространению ВИЧ-инфекции в стране, включая лечение ВИЧ-инфицированных.

В рамках проекта осуществляются ежегодное обследование на ВИЧ-инфекцию с профилактической целью, охват антиретровирусной терапией всех ВИЧ-инфицированных, нуждающихся в лечении.

В целях противодействия ВИЧ-инфекции в 2010 г. Координационный совет программы ЮНЭЙДС одобрил новое видение мер в ответ на СПИД для успешного достижения Цели тысячелетия № 6 "остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости". Был принят План неотложных мероприятий по противодействию по ВИЧ/СПИДу в Европейском регионе ВОЗ на 2012—2015 гг.

В целом задачи, поставленные приоритетным национальным проектом по данному вопросу, были выполнены.

В последнее время больше внимания уделяется научному обеспечению деятельности службы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Научно-исследовательские разработки (НИР) в данной сфере осуществляют 29 научно-исследовательских организаций, подведомственных службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: 11 институтов гигиенического, 13 — эпидемиологического и 5 — противочумного профиля.

Научно-исследовательские организации Роспотреб-надзора выполняли и выполняют фундаментальные и

прикладные научные исследования в рамках федеральных целевых, межведомственных и отраслевых программ, в том числе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007—2011 годы", "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009—2014 годы)", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы", "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы"; завершены отраслевые научно-исследовательские программы по гигиене и эпидемиологии на 2006—2010 годы.

В рамках "Концепции научного обеспечения деятельности органов и организаций службы до 2015 года" разработаны и утверждены среднесрочные отраслевые научно-исследовательские программы по актуальным вопросам эпидемиологии и гигиены.

Запланированные в эпидемиологической программе "Научные аспекты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в Российской Федерации (2011—2015)" исследования направлены на разработку новых средств и методов лабораторной диагностики, профилактики и лечения опасных инфекционных болезней, решение вопросов пересмотра и совершенствования нормативно-методической базы в области обеспечения биологической безопасности России.

Значительный объем НИР относится к актуальным проблемам совершенствования эпидемиологического надзора, лабораторной диагностики и профилактики гриппа, кишечных инфекций, полиомиелита, кори, туберкулеза, ВИЧ и ВИЧ-ассоциированных заболеваний, внутрибольничных инфекций, паразитарных заболеваний, санитарной охраны территории Российской Федерации.

На базе научно-исследовательских институтов Рос-потребнадзора на функциональной основе осуществляют деятельность федеральные, межрегиональные и региональные центры по проблемам эпидемиологии, микробиологии и гигиены, а также 37 референс-цен-тров по мониторингу и лабораторной диагностике инфекционных и паразитарных болезней.

Одной из актуальных является проблема анализа риска здоровью населения, которая в Российской Федерации рассматривается в контексте безопасности. В качестве критериев безопасности окружающей среды для жизни и здоровья граждан целесообразно оценивать допустимые (приемлемые) уровни риска для здоровья. Санитарное законодательство также содержит положения об оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, о прогнозировании социальных и экономических последствий применения санитарных правил, для которых критерии основаны на принципе безопасности для здоровья населения (Федеральный закон № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 38).

В целях решения указанных проблем научно-исследовательскими организациями гигиенического профиля Роспотребнадзора осуществляются научные исследования в рамках программы "Гигиеническое обоснование минимизации рисков для здоровья населения России" на 2011—2015 гг.

Реализация этой программы предусматривает развитие методологических подходов к комплексному анализу состояния факторов риска среды обитания, прогнозированию обеспечения гигиенической безопасности среды обитания и сохранению здоровья населе-

ния России; научное обоснование методов оценки и управления риском; совершенствование научных основ ведения социально-гигиенического мониторинга; научно-методическую поддержку оценки эффективности деятельности органов и организаций Роспотребнадзора по обеспечению гигиенической безопасности, обоснование и совершенствование технологий государственного санитарно-эпидемиологического надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Прошедший 2011 год стал не только годом 25-летия со дня аварии на Чернобыльской АЭС, но и годом природ-но-техногенной катастрофы в Японии (11 марта), которая привела к радиационной аварии на АЭС "Фукусима-1".

Несмотря на значительный временной период, прошедший после аварии на Чернобыльской АЭС, развитие этих двух аварий во многом сходно: это и аварийное реагирование, и последствия загрязнения территории, и медицинские последствия. Поэтому вполне объясним неподдельный интерес японских специалистов к российскому опыту по преодолению последствий данной катастрофы.

По результатам работы всех звеньев Роспотребнадзо-ра по проведению мероприятий, направленных на недопущение необоснованного облучения и сохранение здоровья населения Российской Федерации, в связи с аварией на АЭС "Фукусима-1" службой была подготовлена монография "Авария на АЭС "Фукусима-1": организация профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения Российской Федерации".

В целях обеспечения оценки рисков, связанных с применением новых потенциально опасных веществ, все научно-исследовательские организации Роспотреб-надзора проводят фундаментальные, поисковые и прикладные исследования по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

Выполняемые ими разработки направлены на решение вопросов пересмотра и совершенствования нормативно-методической базы в области обеспечения биологической и радиационной безопасности России, разработки методологии оценки риска воздействия биологических факторов на здоровье человека, создания новых средств и методов лабораторной диагностики, профилактики и лечения опасных инфекционных болезней (чума, холера, сибирская язва, туляремия, грипп, грипп птиц, оспа, геморрагические лихорадки, бешенство и др.).

Немаловажным аспектом в работе специалистов службы является деятельность, направленная на организацию комплексного, системного подхода к совершенствованию существующих механизмов государственной и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан, в том числе на международном уровне.

20 лет назад вступил в силу закон Российской Федерации о защите прав потребителей, в котором были отражены важнейшие механизмы государственной и общественной защиты потребительских прав граждан, что позволило достаточно эффективно сбалансировать интересы потребителей с интересами предпринимателей и получить целый комплекс системообразующих правовых норм.

С 2004 г., когда службе были переданы функции государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей, Роспотребнадзор инициировал дополнительный блок масштабных новаций в Законе о защите прав потребителей. В частности, с требованиями ЕС были гармонизированы положения этого закона, касающиеся вопросов этикетирования пищевых продуктов, полученных из ГМО. Дополнена некоторыми положениями норма об обязательной информации о то-

варах (работах, услугах) указанного закона по вопросам кредитования.

Это обстоятельство в условиях активной интеграции России в мировую экономику позволяет в рамках федерального государственного надзора обеспечивать проверку исполнения соответствующих решений, принимаемых, в частности, Евразийским экономическим сообществом, Межгосударственным Советом ЕврАзЭС и Комиссией Таможенного союза.

Законодательство о защите прав потребителей — единственная в Российской Федерации система правовых норм, которая, регулируя жизненно важную область гражданских отношений, одновременно четко прописывает направления и формы деятельности общественных объединений потребителей на всех этапах реализации гражданами своих потребительских прав. Именно они являются индикатором слаженности всей национальной системы органов по защите прав потребителей от муниципального до федерального уровня.

Достигнутое в России состояние нормативно-правового регулирования отношений с участием потребителей позитивно воспринимается и оценивается авторитетными международными институтами, уделяющими данному вопросу большое внимание.

Так, в 2010 г. состоялся конструктивный диалог между Россией и ОЭСР по вопросам защиты прав потребителей, который занял достойное место в переговорном процессе на пути присоединения России к этой международной организации.

Специалисты службы дважды выступали с докладами в штаб-квартире ОЭСР в Париже на заседаниях (80-я и 84-я сессии) Комитета по политике в сфере потребления ОЭСР в 2010 г. и в октябре 2012 г.

В настоящее время в системе общественных отношений Российской Федерации, как и в большинстве стран со стабильным социально-политическим устройством и курсом на укрепление и развитие рыночных институтов, в целом созданы базисные правовые и организационные механизмы для действенной и эффективной защиты прав и интересов потребителей.

Национальная политика в сфере защиты прав потребителей осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических, социальных и правовых реформ, происходящих в государстве, и призвана способствовать достижению стратегической цели — повышению уровня и качества жизни граждан.

Впервые такая общественно значимая тема была подробно обсуждена на уровне Президента Российской Федерации. Так, 16 января 2012 г. в Саранске состоялось заседание президиума Государственного совета Российской Федерации, на котором был рассмотрен вопрос "Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации".

В результате был определен комплекс мер, практическая реализация которых позволит вывести законодательные основы правового регулирования отношений с участием потребителей на качественно новый уровень, отвечающий современным тенденциям, послужит дальнейшему укреплению национальной системы защиты прав потребителей.

Немаловажной задачей сегодня следует считать модернизацию кадровой политики Роспотребнадзора, совершенствование подготовки кадров высшей квалификации, усиление притока молодых специалистов и разработки эффективных механизмов их закрепления и карьерного роста, организации непрерывного послевузовского образования.

По данным ежегодно проводимого мониторинга кадрового состава, в органах и организациях Роспотребнад-зора трудятся более 90 тыс. человек, из которых высшее профессиональное образование имеют 38 857 человек, по специальностям группы "здравоохранение" — 18 533 человека, по специальности "медико-профилактическое дело" — 17 003 человека (43,8% от числа лиц с высшим профессиональным образованием).

Вместе с тем следует отметить, что доля врачей по специальности "медико-профилактическое дело" в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 2,7% (в 2010 г. их количество составляло 16 563, в 2011 г. — 17 003).

Средний возраст профильных врачей в территориальных органах Роспотребнадзора увеличился: в 2010 г. этот показатель составлял 42,8 года, в 2011 г. — 44 года. В центрах гигиены и эпидемиологии средний возраст врачей по специальности "медико-профилактическое дело" в 2010 г. составлял 45,9 года, в 2011 г. — 46,2.

На современном этапе развития отрасли произошли существенные изменения в подготовке кадров. В рамках этой задачи был разработан и внедрен в медицинских вузах Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060150 "медико-профилактическое дело", соответствующий действующему законодательству Российской Федерации.

Основополагающими в деятельности современной государственной санитарно-эпидемиологической службы России были и остаются профилактическая направленность, разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, мониторинга здоровья и среды обитания человека, создание условий для эффективного функционирования механизмов защиты прав потребителей.

Исходя из анализа деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и оценивая эффективность проведенных мероприятий по организации и проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, следует указать, что основными задачами службы на ближайшую перспективу являются:

— дальнейшее развитие и совершенствование правовой, нормативной и методической базы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая разработку и внедрение в практику технических регламентов, гармонизацию санитарно-гигиенических требований с международными нормативными документами;

— оптимизация мероприятий, направленных на диагностику, профилактику и лечение инфекционных и паразитарных болезней;

— гармонизация санитарного законодательства с международными нормами и требованиями в рамках функционирования Таможенного союза, развития ЕврАзЭС, присоединения России к ВТО, а также с международными стандартами, руководствами и "Кодексом Алиментариус";

— реализация региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом приоритетов в соответствии со складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановкой;

— повышение эффективности надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и норм на основе использования современного оборудования; внедрение инновационных лабораторных методов исследований; разработка современных технологий по созданию ускоренных, специфичных и чувствительных

методов лабораторной диагностики в соответствии с принципами надлежащей лабораторной практики;

— оптимизация надзорных мероприятий путем совершенствования их организации, повышения качества и эффективности, а также активизация работы по гигиеническому воспитанию и обучению населения;

— дальнейшее развитие и практическое применение методологии оценки риска здоровью населения с учетом мирового и отечественного опыта и приоритетных научных платформ;

— разработка и утверждение порядка подготовки специалистов медико-профилактического профиля.

© В. И. ПОКРОВСКИИ, 2013 УДК 616-036.22:616.9-022-084

академик рамн в. и. покровский

Эпидемиология как основа для разработки мероприятий по профилактике инфекционных болезней

ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва

Из паспорта специальности "эпидемиология": "Эпидемиология — фундаментальная медицинская наука, относящаяся к области профилактической медицины, включает два раздела с единой методологией исследования: эпидемиологию инфекционных и эпидемиологию неинфекционных болезней".

Такое представление об эпидемиологии давно сложилось в международной практике, а в последние десятилетия пришло и в отечественное здравоохранение.

В соответствии с современными взглядами эпидемиология инфекционных и эпидемиология неинфекционных болезней составляют два раздела единой науки — эпидемиологии с единой методологией исследования. Указанные разделы идентичны по своей сути: они имеют общий предмет — заболеваемость (популяционный уровень организации патологии), единый научный метод (эпидемиологический) и общую цель — профилактику заболеваемости.

Эпидемиология разрабатывает комплекс средств и мероприятий, а также систему организации профилактической и противоэпидемической помощи населению.

Эпидемиология инфекционных болезней в настоящее время представляет собой стройную систему знаний о причинах, условиях, механизмах развития и формах проявления эпидемического процесса, располагает универсальным научным методом и ставит амбициозные цели снижения инфекционной заболеваемости и ликвидации отдельных инфекций.

Как известно, эпидемический процесс состоит из трех звеньев: источника возбудителя — паразита, пути передачи, включая механизм заражения, и восприимчивого организма. Эти истины неопровержимы.

Однако изменения среды и условий обитания человека и животных — резервуаров возбудителей в природе — обусловили современную эволюцию эпидемического процесса в результате воздействия на все компоненты эпидемиологической экосистемы — популяции возбудителей инфекционных болезней, механизмы их передачи и восприимчивость населения.

Мир патогенов динамичен и постоянно эволюционирует с целью поддержания существования данного организма как биологического вида. Для этого имеется ряд механизмов: мутация, свойственная бактериям, вирусам и риккетсиям; генетическая рекомбинация, т. е. перенос генов обычно части ДНК между бактериями не только одного вида, но даже разных видов и родов. В результате появляются новые признаки — патогенность, вирулентность, способность образовывать некультиви-руемые формы и биопленки, а главное — устойчивость

к антимикробиологическим и дезинфицирующим средствам. Процесс может иметь и обратное направление.

Вирус гриппа А может служить самым ярким примером такой изменчивости. Ему свойственна высокая му-табельность, реассортация, способность преодолевать межвидовые барьеры и адаптироваться к организму нового хозяина (грипп птиц, свиней). Изменение свойств микроорганизма и возникновение его новых вариантов приводят к изменению клинических форм болезни, а в отдельных случаях к возникновению новых болезней и изменению эпидемического процесса.

В последние годы обнаружены даже тройные ре-ассортанты, содержащие в геноме вируса сегменты вирусов гриппа птиц, свиней и человека. При этом существует реальная опасность сознательного создания и распространения генетически модифицированных штаммов микроорганизмов (биотерроризм). Научиться управлять направленной мутацией — важнейшая задача. Такая мутация нужна как для профилактической работы, так и для разработки методов.

При благоприятных для вируса условиях может возникнуть эпидемия. Таким образом, мы переходим ко второму звену эпидемического процесса.

В. В. Шкарин и О. В. Ковалишена пишут: "Человек — возмутитель спокойствия планеты. Он влияет на экосистемы". С этим можно полностью согласиться. Глобализация стирает ограничения эпидемического процесса. Достаточно вспомнить пандемии гриппа, холеры Эль-Тор и др. Проникновение человека на территории, где столетиями существовали природные очаги инфекции, привело к распространению клещевого энцефалита, появлению ряда новых болезней — лихорадки Марбург, Эбола, астраханской лихорадки и др.

Урбанизация привела к увеличению заболеваемости туберкулезом, инфекциями, передающимися половым путем, появлению (или выявлению) новых заболеваний — легионеллеза, псевдотуберкулеза, ВИЧ-инфекций.

В эпидемическом процессе важны миграционные потоки, комары — переносчики возбудителей, легко перемещающиеся на тысячи километров.

О комплексе социально-экономических факторов, влияющих на эпидемический процесс, а возможно, и возникновение новых инфекций, можно говорить бесконечно. Совершенно ясно, что защита от инфекционных болезней не может быть ограничена какой-то одной страной. Поэтому возрастает роль информации, которая требует дальнейшего развития.

Третье звено эпидемического процесса также претерпело существенные изменения. Прежде всего это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.