Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ В АНТИАЛКОГОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ В АНТИАЛКОГОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Н. Малинская, П.Б. Каратаева, И.Д. Поронян, Е.Н. Литвинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ В АНТИАЛКОГОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 613.816-053.6

И. Н. Малинская, Н. Б. Каратаева, И. Д. Паронян, Е. Н. Литвинова

РОЛЬ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ В АНТИАЛКОГОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Одной из актуальных социально-гигиенических задач является разработка системы профилактики употребления алкогольных напитков в детском и подростковом возрасте. Эффективным способом профилактики является своевременное и целенаправленное формирование у подрастающего поколения гигиенически адекватных навыков и привычек поведения, в том числе и выработка у них стойкого и осознанного негативного отношения к употреблению алкогольных напит-I ков.

В возникновении ранней алкоголизации и положительной алкогольной мотивации первостепенную роль играют установки взрослых, их личный пример, реальное поведение ближайшего социального окружения в ситуациях, связанных с употреблением алкогольных напитков.

Нами выборочно были проведены исследования с целью выявления отношения школьников и их родителей к употреблению алкогольных напитков и к существующим методам и формам антиалкогольной пропаганды.

В результате анализа полученных данных установлено, что часть учащихся средних классов уже знакомы с алкогольными напитками. Их пробуют как мальчики, так и девочки. В старших классах количество употребляющих алкогольные напитки несколько увеличивается. К концу обучения в средней школе только '/з школьников не знает вкуса алкоголя. Инициаторами приобщения детей к алкоголю в основном являются взрослые, окружающие ребенка,— родители (отец в 29,9%, мать в 28,3% случаев), родственники (в 20,4%), другие взрослые (в 12,1%). Лишь 6,9% обследованных детей впервые пробовали алкогольные напитки со своими сверстниками и 2,4 %—самостоятельно. Подавляющее большинство родителей считает, что их дети не употребляют алкогольные напитки (93,5%), за исключением случаев совместного праздничного застолья. Однако при этом они не отрицают, что сами предлагают детям рюмку безалкогольного или даже алкогольного напитка. А ведь и то и другое вредно, так как формирует положительное отношение ребенка к «пьяному* застолью как непременному атрибуту праздничного досуга.

На вопрос анкеты «Какая доза вина вредна для ребенка? (крепость до 20°)» 20,5% опрошенных ответили, что доза от 100 до 300 г вина не может повредить ребенку, и менее половины родителей (48 %) считают, что вредна любая доза.

Около '/з опрошенных родителей (28,5 %) допускают возможность употребления алкогольных напитков детьми до 16—17-летнего возраста.

Изучение отношения родителей к антиалко- 1 гольному гигиеническому воспитанию детей показало следующее. Основная масса обследованных (87,28 %) высказываются в пользу необходимости антиалкогольного воспитания, 4,84 % родителей считают, что этим вопросом не надо заниматься, остальные не имеют на этот счет определенного мнения. Ими указывается самый различный возраст начала антиалкогольного воспитания. Так 29,78 % опрошенных считают, что эту работу надо начинать с 7—8-х классов^ 20,74%—с 5—6-х, 14,89%—с 3—4-х и только 25,53%—с 1-го класса, остальные считают оптимальным начинать антиалкогольное воспитание с 9—10-х классов. Такая разнородность мнений свидетельствует о неподготовленности родителей по этому вопросу, о непонимании ими причин, условий и механизмов формирования у детей положительного отношения к употреблению алкогольных напитков. Наиболее действенными средствами воспитания они считают кинофильмы, телевизионные передачи, другие средства массовой информации (45,73 %), лекции, беседы^ со школьниками о вреде алкоголя, о социальный последствиях его употребления (34,88 %), школьную стенную печать, листки «Молния» и другие средства выражения общественного мнения (18,6%). Выразили пожелание об увеличении выпуска литературы о вреде употребления алкогольных напитков школьниками 69,81 % опрошенных родителей. Более половины родителей (59,79%) считают, что работу по антиалкогольному воспитанию должны проводить совместна школьные медицинские работники, педагоги Щ воспитатели, родители, милиция и сами школьники.

Индивидуальный анализ анкет приводит к мысли, что большинство родителей, ратующих за антиалкогольное воспитание школьников, предлагают осуществлять его в школе и не придают значения своему собственному поведению, которое на самом деле в значительной мере формирует отношение ребенка к алкоголю. ^

Таким образом, проведенное обследование пда казало, что употребление алкогольных напитков детьми начинается рано, приобщение к ним в основном происходит в раннем подростковом возрасте. Это указывает на то, что антиалкогольное воспитание необходимо начинать с самых первых дней обучения в школе. Особое внимание на-

до уделять школьникам препубертатного и пубертатного периода, когда наиболее активно идет приобщение к употреблению алкогольных напитков.

^ажнейшим условием антиалкогольного обу-1^1ия и воспитания школьников является повышение уровня гигиенических знаний ближайшего социального окружения ребенка или подростка. Проведенное нами обследование показало, что у родителей недостаточный уровень знаний о влиянии алко/оля, о последствиях его употребления, у них отсутствует чувство ответственности за антиалкогольное воспитание своих детей, недостаточно выражена настороженность к приобщению подростков к употреблению алкогольных напитков. Родители часто не понимают причин, которые могут провоцировать употребление ал-кольных напитков детьми, в том числе зависящих и от психических особенностей развития ребенка. Они плохо представляют себе отношение собственных детей к употреблению алкогольных Ыйпитков, не понимают своего места и роли в антиалкогольном воспитании, у них отсутствуют знания о том, как привить ребенку установку на трезвый образ жизни. Далеко не все родители (59,8%) осознают, что успех антиалкогольного воспитания в итоге зависит от совместной деятельности семьи, школы и общественности.

Результаты обследования взрослого контингента привели к выводу, что для успеха в проведении антиалкогольного обучения и воспитания школьников необходима подготовка взрослого населения, в первую 'очередь родителей, так как именно в семье закладываются основы поведения {^бенка, его отношение к разным сторонам жизни. Подготовка родителей должна заключаться в повышении уровня их гигиенических знаний и формировании навыков поведения в условиях, связанных с употреблением алкогольных напитков, особенно в присутствии детей. Это требует разработки методических рекомендаций для родителей по антиалкогольному воспитанию детей, включающих перечень необходимых теоретических знаний, методики обучения и воспитания, а тяже оснащение обучающих наглядными и методическими материалами. При подготовке родителей необходимо решить общегигиенические и специальные задачи. К общегигиеническим задачам относятся: повышение уровня теоретических знаний об анатомических, морфологических и психофизиологических особенностях школьников, характеристика различных возрастных периодов детства. Соблюдая основные принципы гигиенического воспитания — систематичность, целенап-рфленность и дифференцированность в работе с родителями, следует остановиться на особенностях каждого возраста детей с учетом интересов и уровня подготовленности аудитории. Родители детей младшего школьного возраста должны быть ознакомлены со специфическими особенностями этого возрастного периода, возможными

трудностями адаптации к начальному периоду обучения в школе, необходимыми условиями успешной социальной адаптации, социальными и психологическими условиями среды обучения. Родители детей среднего школьного возраста должны знать специфические особенности препубертатного и пубертатного возрастного периода. Необходимо акцентировать внимание на перестройке гормональной деятельности, росте всех органов и систем организма, на появлении потребности в автономии, на возможных проявлениях собственных взглядов и убеждений, зачастую отличающихся негативизмом, вполне объяснимым в этом возрасте. Родителям детей старшего школьного возраста следует сообщить о специфических особенностях юношеского возраста, который является самым ранним периодом зрелости. В это время завершается формирование индивидуальной и общественной самостоятельности, основных психических процессов, свойств и качеств личности. Конкретизируются интеллектуальные и общественные интересы учащихся. Это возраст завершения среднего образования, поисков своего пути в жизни, выбора профессии, начала трудовой деятельности.

К специальным задачам подготовки родителей к антиалкогольному воспитанию детей относится просвещение их по вопросам о действии алкоголя на организм человека, об особом вреде употребления алкогольных напитков детьми и подростками, о нравственной и правовой ответственности взрослых за приобщение детей к употреблению спиртных напитков, о ведущей роли семьи в формировании у детей установки на трезвость. И в этом случае родителей следует готовить дифференцированно, в зависимости от возраста детей, так как в каждом возрастном периоде свои специфические причины и условия для формирования положительного или отрицательного отношения к употреблению алкогольных напитков. Так, родителям младших школьников наиболее важно показать роль семьи в формировании у детей с самого раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю. Следует подчеркнуть, что для детей этого возраста свойственно подражательное поведение, и объяснить, что в связи с этим огромное значение имеют семейные привычки, традиции, установки на употребление алкогольных напитков во время праздничного застолья и в будни. Следует разъяснить родителям, что внимательное, неформальное отношение их к школьным успехам ребенка, помощь и контроль в планировании и проведении детьми свободного времени, в выборе форм досуга и увлечений, максимальная изоляция ребенка от неблагоприятных семейно-бытовых ситуаций— основа формирования у детей младшего школьного возраста установки на трезвость. Внимание родителей школьников средних классов надо остановить на мотивах употребления алкогольных напитков подростками. Подростко-

вый возраст — критический в отношении приобщения к алкогольным напиткам. Начальная стадия интенсивной алкоголизации нередко формируется в условиях подростковых групп при избытке свободного времени, отсутствии выраженных увлечений, интересов. Роль родителей в формирования у подростков негативного отношения к алкоголю заключается в оздоровлении микро-соцнальной среды, создании психологически комфортных условий, обеспечении личного положительного примера в отношении употребления алкогольных напитков, помощи в выборе увлечений и организации проведения досуга, способствующего духовному и физическому развитию подростков. Родителям старших школьников следует сообщить о возможных мотивах употребления алкогольных напитков в этом возрасте. Они в большинстве своем связаны с появлением в жизни подростков новых стрессовых ситуаций (окончание школы, выбор профессии, поступление на работу), которые могут спровоцировать

употребление алкогольных напитков. Роль родителей на этом этапе заключается в пересмотре нездоровых алкогольных традиций семьи, оказании помощи в выборе профессии, сответствующей наклонностям и состоянию здоровья подросту, контроле за проведением свободного времени. Такой подход к подготовке родителей существен- ( но влияет на качество антиалкогольного воспитания школьников.

Подготовку родителей можно проводить на предприятиях, в университетах педагогических знаний, в университетах медицинских и гигиени-1 ческнх знаний. Очень эффективно проведение такой работы в школе, так как именно школа является наиболее организационным звеном педагогического процесса. Здесь имеется возможность работать с родителями детей одной возрастной группы, с родителями «трудных» детей и с членами неблагополучных семей.

Поступила 25.01.85

4

УДК В13 95/.96:378.661

Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Киевский медицинским ннстнтут

В процессе курса гигиены детей и подростков студенты должны убедиться, что современная педиатрия и гигиена развиваются, проникая друг в друга. В деятельности педиатрической службы, более чем в других областях медицины, выражено профилактическое направление советского здравоохранения, требующее от педиатров творческого использования достижений современной гигиенической науки и практики. Врач-педиатр должен уметь работать в любом детском учебно-воспитательном учреждении, в связи с чем ему необходимо знание основ гигиены детей и подростков.

Работа педиатра в детском учебно-воспитательном учреждении отличается своеобразием, она имеет педиатрические, физиолого-гигненнче-ские и педагогические аспекты и требует большой эрудиции.

Исходя из сказанного, и следует преподавать гигиену детей и подростков на педиатрическом факультете.

На курс гигиены детей и подростков на педиатрическом факультете отводится 60 ч, из них 20 ч лекционных и 40 ч практических занятий. Как и всякие другие профильные дисциплины, гигиена детей и подростков преследует цель вооружить будущих специалистов теоретпко-мето-дологическимн установками, а также определенными знаниями и умениями в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми

квалификационной характеристикой врача-педиатра. В частности, подробно рассматривается влияние на организм ребенка наследственности и воспитания. Особо подчеркивается, что проф вопоставление влияния на организм наследственности и среды не только неверно, но и методологически вредно. Будущим педиатрам необходимо внушить, что воспитание здорового подрастающего поколения — процесс управляемый как в социальном, так и в физиологическом аспекте. В лекционном курсе освещаются также вопросы прикладного значения, для понимания и восприятия которых необходимо привлечение большого круга сведений из смежных дис1шт-лнн (возрастной анатомии и физиологии, психологии, педагогики и др.). Это прежде всего лекции о здоровье подрастающего поколения, профессиональной ориентации и консультации, медицинские аспекты обучения детей с 6 лет, гигиеническое и медицинское обслуживание учащихся средних профтехучилищ, медицинские аспекты реформы общеобразовательной и профессиональной школы и др.

Большое внимание уделяется также совре^н-ным достижениям гигиенической науки. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на формирование здорового ребенка (физическое воспитание, закаливание, гигиена воспитания и обучения различных контннгентов детей и под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.