Научная статья на тему 'Проблема предупреждения вредных привычек у школьников в психолого-педагогической литературе'

Проблема предупреждения вредных привычек у школьников в психолого-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1901
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГАТИВНЫЕ ПРИВЫЧКИ / АЛКОГОЛИЗМ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / НАРКОМАНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакико Игорь Владимирович

В статье рассмотрена проблема предупреждения вредных привычек у школьников средствами психолого-педагогической литературы, проведен анализ ряда литературных источников, что позволило сделать выводы: проблема предупреждения пьянства и алкоголизма у школьников остро актуальна и требует оперативных и конкретных мер по ее решению, подтверждена несовместимость употребление алкоголя с активными занятиями физической культурой и спортом, указаны формы и методы работы по профилактике вредных привычек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакико Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема предупреждения вредных привычек у школьников в психолого-педагогической литературе»

Проблема предупреждения вредных привычек у школьников в психолого-педагогической литературе Бакико И. В.

Бакико Игорь Владимирович /Bakiko Igor Vladimirovich - кандидат наук по физическому

воспитанию и спорту, доцент, кафедра физического воспитания,

Луцкий национальный технический университет, г. Луцк, Украина

Аннотация: в статье рассмотрена проблема предупреждения вредных привычек у школьников средствами психолого-педагогической литературы, проведен анализ ряда литературных источников, что позволило сделать выводы: проблема

предупреждения пьянства и алкоголизма у школьников остро актуальна и требует оперативных и конкретных мер по ее решению, подтверждена несовместимость употребление алкоголя с активными занятиями физической культурой и спортом, указаны формы и методы работы по профилактике вредных привычек.

Ключевые слова: негативные привычки, алкоголизм, здоровый образ жизни, наркомания, профилактика, формы и методы работы, школьники.

Предупреждение вредных привычек в учащихся - важное направление воспитательно-профилактической работы общеобразовательных школ, осуществляется в неразрывной связи с умственным, трудовым, физическим и нравственным воспитанием. В процессе этой работы формируется гармонично развитая личность, воспитываются у школьников нравственные нормы, прививаются общечеловеческие ценности, умение вести здоровый образ жизни. Однако, в связи с объективными обстоятельствами, часть учащихся подросткового возраста с отклонениями в поведении часто самоустраняется от различных воспитательнопрофилактических мероприятий и, следовательно, попадает в педагогически неорганизованную среду, приводит подростков к различным неконтролируемым поступкам и в конечном итоге к формированию вредных привычек - пьянства и алкоголизма.

Цель - исследовать вопросы предупреждения вредных привычек у школьников средствами психолого-педагогической литературы.

Вопросам взаимосвязи вредных привычек и проявления психического дискомфорта учащихся уделяют внимание В.Ф. Матвеев и А.Л. Гройсман. Анализируя причины нарушения поведения у подростков, формы проявления нарушения поведения, авторы подчеркивают, что борьба с вредными привычками и их профилактика - совместимое дело врачей и педагогов. Они обращают внимание воспитателей на некоторые специфические методы коррекции поведения учащихся, включающие педагогические, медицинские формы действия, а также влияние семьи. Обусловлено это некоторыми причинами. Во-первых, не зная медикопсихологических аспектов проблемы, учителя поздно обращают внимание на проблемных учеников. В основном, это происходит, когда страсть к алкоголю и неправильное поведение приобретают болезненный характер, что, естественно, подавляет эффективность медико-корректирующих действий. Авторы подчеркивают, что вредные привычки по своей сути разнообразны и имеют тенденцию к изменению. Их внешние проявления имеют свои особенности в период возрастных кризисов. Это часто упускается из виду, что приводит к слабой результативности воспитательного процесса [9, с. 83].

А.С. Белкин и др. отмечают, что анализ воспитательной работы, которая проводится классными руководителями, позволяет сделать выводы, что наиболее действенным влиянием на ученика является беседа. Однако ее эффективность в старших классах резко падает. Подобное явление вполне объяснимое с психолого-

160

педагогической точки зрения, поскольку роль вербального действия на личность ученика ослабевает по мере их возраста, становления их личности и социально значимых качеств [3, с. 35; 13, с. 232].

Г.И. Вохмянин ставит вопрос о необходимости целенаправленого воспитательного воздействия родителей на детей. Он отмечает, что из-за неправильного воспитания, дефицит родительского внимания, отсутствие интереса родителей к детским проблемам, ученики становятся на путь различных злоупотреблений. Большое значение имеет для школьников личный пример друзей. Дети могут унаследовать не только профессию отца или матери, но и все, чем наполнена атмосфера общения в жизни и семье, в частности крепкие моральные ценности [5, с. 111].

Своеобразно к проблеме ранней алкоголизации подходят Ц.А. Короленко и В.Ю. Завьялов. На примерах различных стран они анализируют общие социально -психологические и социально-культурные механизмы развития зависимости от алкоголя [6, с. 35]. Авторами выделяются этапы становления и формы привлечения к спиртным напиткам, рекомендуются новые направления их профилактики и лечения. Рассматривая «личный (человеческий) фактор» возникновения вредных привычек, Ц.П. Короленко и В.Ю. Завьялов синтезируют два самостоятельных направления его исследования: первый - анализ алкоголизма как общественного явления,

психосоциальной патологии, изучение общих медицинских и психологических механизмов формирования зависимости от алкоголя; второй - «взгляд изнутри личности», исследования индивидуально-психологических механизмов заболевания. Алкогольная проблема рассматривается авторами как торможение развития личности. По их мнению, алкоголь, как и другие психоактивные вещества, необходимо последовательно вытеснять из сфер общения, в которых формируется личность школьника.

Особое внимание ученые уделяют психологическим особенностям подросткового возраста, построению учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей, способствующим позитивному развитию личности подростка. Ими обоснована необходимость изменения учебно-воспитательного процесса в школе, разработаны пути развития диалога воспитателя с учеником, анализируется общения учителя и школьников, разработаны примеры типичных ошибок в семейном воспитании, предоставлено педагогические рекомендации по их преодолению. Особое внимание уделяется социально-психологическому аспекту алкоголизации, влияния психоактивных веществ на подростка и его поведение, раскрывается характер подростка и склонность к алкоголю, анализируются мотивы и причины приобщения учащихся к спиртному, психические и соматические расстройства при эпизодическом и систематическом употреблении алкоголя.

Ю. Армстронг и Р. Энес, анализируя личностные характеристики и фактические данные, пришли к выводу, что больной алкоголизмом - инфантильная, слабая личность, для которой в период развития были характерны неустойчивость к жизненным трудностям, склонность к депрессиям, психическая неуравновешенность. По их мнению, корни алкоголизма следует искать в патологии различных типов личности, недостаточно адаптированных возможностей, снижение нравственного контроля и потери устойчивых жизненных интересов. Только у пессимистов спиртное может выполнять роль своеобразного допинга, что облегчает социальные контакты или снимает некоторые характерологические недостатки.

На огромную роль физического воспитания в искоренении пьянства и алкоголизма указывает А. Бальсевич: «Систематическая активность, высокий уровень физической и духовной культуры создают такой моральный настрой, при котором употребление спиртного становится действительно противоестественным, «физически» неприемлемым. Материальной основой подобной личной установки служит, как показывают исследования, особый физиологический статус организма человека, который ведет здоровый образ жизни, наполненный постоянной физической активностью» [2, с. 56].

161

Большое значение занятиям физической культурой в предупреждении вредных привычек рекомендует В.П. Некрасов. Он отмечает: «Для того чтобы отказаться от пьянства, а точнее для того, чтобы даже не начинать, надо воспитывать в себе физическую культуру. Можно утверждать, что влечение к спиртному будет резко уменьшаться, если начнет расти физическая культура каждого человека» [10, с. 38].

Также освещает вопросы физического воспитания подростков, организации их здорового быта и активного досуга, знакомит с некоторыми направлениями внешкольных занятий физической культурой А.А. Пермяков. Вместе с исследованием влияния физических упражнений на растущий организм, автор рассказывает о пагубном воздействии алкоголя на различные органы и системы [11, с. 149]. Предлагает программу знаний для подростков с правильной организацией активных систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями по месту жительства. Обращает внимание родителей и взрослых на роль примера для подражания и незанятость подростков в свободное время. Важное место в предупреждении пьянства и алкоголизма у детей А.А. Пермяков отводит семье, антинаркотическом образовании родителей и их детей. Альтернативной незанятости учащихся во внеурочное время автор предлагает увлечение физической культурой и спортом. По его мнению, очень полезен совместный семейный досуг, заполненный активными формами занятий: походами, спортивными и подвижными играми, работой на приусадебном участке, даче и т.п. Такой досуг способствует сохранению здорового образа жизни в семье, не связанного с употреблением спиртных напитков.

Раскрывая проблему профилактики пьянства и алкоголизма, Д.Н. Лоранский и В.С. Лукьянов указывают на несовместимость его с воспитанием физически крепкого молодого поколения, культивированием здорового образа жизни [8, с. 100]. Авторы выделяют несколько традиционных аспектов пьянства: этический, биологический, психологический, гигиенический, эстетический, экономический. Предлагают борьбу с употреблением спиртных напитков проводить в трех направлениях: постоянная воспитательная работа, убеждать молодежь в опасных последствиях употребления алкоголя; проведения административных мероприятий, цель которых - ограничить потребление вредных веществ в общественных местах, особенно среди детей и подростков; убедить во вредности пьянства и других злоупотреблений; указать на тех, кто избавился от вредной привычки, ставя их в пример другим. В основе активного творческого долголетия авторы видят физическую культуру, спорт, труд, активный отдых, полноценное питание, крепкий брак, культуру семейных отношений, а также абсолютный отказ от вредных привычек.

Рекомендации разработали родителям по предупреждению возникновения у детей опасных заболеваний такие ученые, как А.П. Лаптев и В.В. Горбунов. Нельзя забывать, отмечают они, что те, кого мы сегодня называем злостными алкоголиками, вчера тоже были детьми [7, с. 33]. Если они сейчас стали такими - виноваты в этом взрослые, которые вовремя не остановили их на пути к рюмке. Авторы приводят убедительные цифровые данные, методы искоренения вредных привычек, примеры и последствия различных злоупотреблений. Акцентируют внимание на том, что эффективность работы по предупреждению и искоренению пьянства у детей во многом зависит от учета следующих факторов: возраста, темперамента, уровня физического развития, условий жизни, климата, наличия спортивных клубов, секций, кружков по интересам по месту жительства и т.п. Предлагают практические советы по организации и проведения занятий физической культурой и спортом всей семьей.

Раскрывая роль школы как центра антиалкогольного воспитания учащихся, ученые Ласточкин В.Н. и Якушев А.Н. отмечают, что основным фактором предупреждения первичного потребления алкоголя и повышение антиалкогольной активности выступает педагогическое формирования трезвого образа жизни [1, с. 3]. В пропагандистской и профилактической работе по предупреждению пьянства и алкоголизма среди школьников особое значение приобретает профессиональная

162

компетентность педагога. Раскрывая методику целенаправленного формирования антиалкогольных взглядов и ощущений, устойчивых убеждений в преимуществах трезвого образа жизни, авторы предлагают содержательный материал противоалкогольного воспитания учащихся в системе общеобразовательных учебных заведений. В работе также ставится вопрос применения средств физической культуры в режиме дня школы. По мнению авторов, правильно организованный режим -важное звено в формировании в учащихся убеждения о том, что именно физические упражнения, а не алкоголь, способны усилить положительные, эмоциональные переживания, физическое развитие, связанное с удовлетворением личных потребностей.

Пути совершенствования профилактики правонарушений трудновоспитуемых подростков в процессе общественно полезного труда, где основное внимание уделяют организации хозрасчетной деятельности и развития их самоуправления как главных условий предупреждения девиантного поведения, исследовал А.Н. Белинский [4, с. 173]. Особый интерес вызывают полученные данные о важности для подростков разных видов деятельности. Интересной для них является именно, физкультурноспортивная деятельность. Наивысший рейтинг у подростков занимает спорт и труд. Причем желание работать проявили большинство трудных подростков. Это автор объясняет тем, что их совершенствование в других видах общественно полезной деятельности затруднено из-за недостаточного интеллектуального, эстетического и познавательного развития.

А.Л. Турчак отмечает, что «при формировании иммунитета к употреблению спиртных напитков в учеников старшего школьного возраста ведущую роль следует отводить воспитанию социально значимых мотивов физкультурно-спортивной деятельности и овладению системой знаний о здоровом образе жизни, алкоголе и его влиянии на молодой организм. Формирование происходит наиболее успешно при условии усвоения школьниками трезвых установок и выработке умения принимать правильное решение в обстоятельствах, которые вынуждают к употреблению спиртных напитков...» [12, с. 80].

К.Р. Исмагилов отмечает, что противостоять склонности к вредным привычкам можно путем привлечения подростков к практической деятельности, которая обеспечивает ему высокий положительный статус его интересам. Теоретически обосновав и экспериментально проверив комплекс педагогических условий использования средств физической культуры и спорта в педагогической профилактике употребления спиртных напитков студентами профтехучилищ, он пришел к выводу, что физические упражнения являются важным средством повышения эффективности борьбы с пьянством и алкоголизмом у молодых людей. Он также разработал методику поэтапной реализации средств физической культуры и спорта в формировании негативного отношения к алкоголю, доказал возможность целенаправленного использования средств физического воспитания в эффективности профилактики негативных явлений в молодежной среде.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы: проблема предупреждения пьянства и алкоголизма у

школьников остро актуальна, и требует оперативных и конкретных мер по ее решению; авторы дают определение вредных привычек, раскрывают содержание, формы и методы работы по их предупреждению и искоренению, указывают средства профилактики, анализируют статический материал с разных точек зрения, однако к решению проблемы подходят однобоко; в некоторых исследованиях упоминается о вредном влиянии психоактивных веществ на организм молодого человека или спортсмена, о несовместимости употребления алкоголя с активными занятиями физической культурой и спортом; количество исследований и публикаций, затрагивающих педагогические условия повышения эффективности профилактики вредных привычек средствами физической культуры единичные; полностью не

163

раскрыты вопросы предупреждения употребления спиртного учениками общеобразовательной школы средствами физического воспитания; нет специальных исследований по изучению психолого-педагогических условий повышения эффективности работы по предупреждению пьянства и алкоголизма у старших подростков средствами физической культуры; отсутствуют методические рекомендации практическим работникам по использованию средств физической культуры в предупреждении употребления алкоголя учащимися.

Литература

1. Антиалкогольное воспитание учащихся средних учебных заведений: Метод. пособие // [сост. В. Н. Ласточкин, А. Н. Якушев]. М., 1987. С. 5.

2. Бальсевич В. Спортивный вектор здорового образа жизни. 1985. С. 55 - 67.

3. Белкин А. С. Совершенствование работы с педагогически запущенными детьми. Сов. Педагогика. № 6. 1987. С. 34 - 38.

4. Билинский А. Н. Хозрасчетная деятельность трудновоспитуемых подростков как средство профилактики правонарушений: автореф. дис. на соиск. науч. степени кандидата пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры». К., 1992. 174 с.

5. Вохмянин И. Г. Не подлежит оправданию. М.: Педагогика, 1986. 128 с.

6. Короленко Ц. П. Личность и алкоголь. Новосибирск: Наука, 1987. 168 с.

7. Лаптев А. П. Коварные разрушители здоровья. М.: Сов. спорт, 1990. 45 с.

8. Лоранский Д. Н. Азбука здоровья: Кн. для молодежи. М.: Профиздат, 1990. 176 с.

9. Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 96 с.

10. Некрасов В. П. Физическая культура против пьянства. Теория и практика физической культуры. 1985. № 9. С. 37 - 39.

11. Пермяков А. А. Внешкольное физическое воспитание подростков. К.: Рад. школа, 1989. 152 с.

12. Турчак А. Л. Попередження шшдливих звичок у старших шдлитав засобами ф1зично1 культури: дис. канд. пед. наук. К., 1993. 157 с.

13. Фалкина С. А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктивному поведению в Интернет-сети. Перспективы науки и образования. 2014. № 1(7). С. 230 - 236.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.