Научная статья на тему 'Отношение к алкоголю учеников медико-валеологического лицея'

Отношение к алкоголю учеников медико-валеологического лицея Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
639
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / TEENAGERS / THE USE OF ALCOHOL / VALEOLOGIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новикова Валерия Павловна, Цех О. М., Обуховская А. С.

Проведено анкетирование 169 учащихся медико-биологического лицея для выявления особенностей алкогольного поведения школьников в условиях целенаправленного валеологического образовательно-воспитательного процесса. Изучены результаты опроса учеников трех групп: учащихся 5-7-х классов, 56 человек; учащихся 8-9-х классов, 55 человек, учащихся 10-11-х классов, 58 человек. Средний возраст обследованных детей составил (15,5 ± 0,1) года. Полученные результаты опроса систематизированы и статистически обработаны с использованием критериев ч2 и Стьюдента (t). У детей, получивших валеологическое воспитание в школе, проанализированы: частота и виды употребляемых алкогольных напитков; возраст и обстоятельства, при которых дети впервые познакомились с алкоголем; факторы, способствующие употреблению алкоголя на момент анкетирования; отношение респондентов и их родителей к приему алкоголя детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новикова Валерия Павловна, Цех О. М., Обуховская А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO ALCOHOL OF MEDICAL-VALEOLOGICAL LYCEUM PUPILS

Questioning 169 pupils of medical and biologic liceum for revealing features of alcoholic behaviour in conditions purposeful valeologic educational process is lead. Results of questioning of pupils of three groups are studied: pupils 5-7 classes, 56 person; pupils 8-9 classes, 55 person; pupils 10-11 classes, 58 person. Middle age of the surveyed children has made (15,5 ± 0,1) years. The received results are systematized and statistically processed with use of criterion ч2 and Stjudent criterion (t). At children who have received valeologic education at school, are analysed: frequency and kinds of used alcoholic drinks, age and circumstances when children for the first time have got acquainted with alcohol, the factors promoting the use of alcohol at the moment of questioning, the attitude of respondents and their parents to reception of alcohol by children.

Текст научной работы на тему «Отношение к алкоголю учеников медико-валеологического лицея»

УДК 613.814

ОТНОШЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ УЧЕНИКОВ МЕДИКО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ

© 2010 г. В. П. Новикова, О. М. Цех, *А. С. Обуховская

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия,

* Медико-биологический лицей № 179, г. Санкт-Петербург

Проведено анкетирование 169 учащихся медико-биологического лицея для выявления особенностей алкогольного поведения школьников в условиях целенаправленного валеологического образовательно-воспитательного процесса. Изучены результаты опроса учеников трех групп: учащихся 5-7-х классов, 56 человек; учащихся 8-9-х классов, 55 человек, учащихся 10-11-х классов, 58 человек. Средний возраст обследованных детей составил (15,5 ± 0,1) года. Полученные результаты опроса систематизированы и статистически обработаны с использованием критериев х2 и Стьюдента (Ц. У детей, получивших валеологическое воспитание в школе, проанализированы: частота и виды употребляемых алкогольных напитков; возраст и обстоятельства, при которых дети впервые познакомились с алкоголем; факторы, способствующие употреблению алкоголя на момент анкетирования; отношение респондентов и их родителей к приему алкоголя детьми. Ключевые слова: подростки, употребление алкоголя, валеологическое воспитание.

Россия, как и весь европейский регион ВОЗ, выделяется не только самым высоким уровнем потребления алкоголя, но и ранним приобщением к алкогольным напиткам. Результаты серии исследований «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) и «Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам» (ESPAD) в 2001/2002 и 2003 годах показывают, что средний возраст начала употребления алкогольных напитков в 35 европейских странах составляет 12,3 года среди мальчиков и 12,9 года среди девочек. Первое состояние опьянения мальчики испытывают в среднем в возрасте 13,6 года, девочки — 13,9 года. К 15 годам, по данным обследования HBSC 2001/2002 года, испытали состояние опьянения не менее двух раз почти 40 % мальчиков, а среди девочек — практически каждая третья (31,4 %). Еженедельно употребляют алкоголь 5 % детей в возрасте 11 лет, 12 % в возрасте 13 лет и 29 % в возрасте 15 лет [8]. В Российской Федерации среди подростков 15—17 лет с 1995 по 2002 год вырос показатель заболеваемости алкоголизмом (включая алкогольные психозы) с 16,6 до 27,3 в расчете на 100 тыс. человек соответствующего возраста, выросла также численность состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением алкоголя с вредными последствиями — соответственно с 816,3 до 849,5 человека на 100 тыс. [2].

Данная ситуация побуждает к активному изучению факторов, способствующих раннему приобщению детей к алкоголю [1, 2, 4, 6]. Обсуждается эффективность запретительных мер (запрет продажи алкоголя лицам младше 21 года, ужесточение наказания продавцам спиртного несовершеннолетним, запрет рекламы пива в средствах массовой информации и т. д.) и мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей и подростков [3]. В стратегии модернизации образования, в президентской инициативе «Наша новая школа», в национальной доктрине образования до 2020 года профилактика нездорового образа жизни указана как ключевое направление развития образования.

Уже сегодня в ряде специализированных школ с валеологическим или медико-биологическим уклоном проводится более глубокая, регулярная просветительная работа для формирования мотивации неупотребления алкоголя [2, 3]. В то же время отношение к алкоголю и характер употребления алкогольных напитков у школьников таких специализированных школ не изучены. В связи с этим целью исследования стало выявление особенностей алкогольного поведения школьников в условиях целенаправленного валеологического образовательно-воспитательного процесса. Были поставлены следующие задачи: 1. Оценить влияние профилактической работы валеологического лицея на отношение к алкоголю и его

потреблению у школьников разного возраста. 2. Охарактеризовать типы спиртных напитков, частоту их употребления и объем у школьников валеологического лицея в зависимости от возраста. 3. Выявить факторы, способствующие употреблению алкоголя этими школьниками в разных возрастных группах.

Методы

Проведено анкетирование 169 учащихся медико-биологического лицея № 179 г. Санкт-Петербурга. Выбор учреждения обусловлен тем, что в образовательной программе лицея реализуется личностно-ориентированное, персонифицированное сопровождение учеников, активно используются здо-ровьесберегающие, проектно-исследовательские технологии, ролевые игры, дебаты, информационно-коммуникационные технологии, комплексный подход для формирования полезных привычек, профилактики девиантного поведения. Лицей № 179 является ресурсным центром «Образование и здоровье», который распространяет опыт, связанный с формированием здоровьесозидающей образовательной среды и пространства, отработку и внедрение форм, методов, технологий в образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающих формирование культуры здоровья.

Все школьники были разделены на три группы: 1 -ю составили учащиеся 5—7-х классов, 56 человек; 2-ю — учащиеся 8—9-х классов, 55 человек; 3-ю — учащиеся 10—11-х классов, 58 человек. Распределение детей на группы связано с особенностями педагогического процесса в данных возрастных группах. В первой группе проводилось санитарно-гигиеническое просвещение школьников через семинары, конференции, ознакомление с материалами по профилактике алкоголизма. Ученики 8—9-х классов уже сами начинали принимать участие в школьных проектах «Волонтёры», «Помоги себе сам», «Клуб старшеклассников», «Медико-экологический лекторий», выполняя работу, соответствующую их возрастной категории. Ученики 10— 11-х классов сами проводят профилактику нездорового образа жизни через интерактивные формы работы с младшими школьниками и со сверстниками из других школ.

Средний возраст обследованных детей составил (15,5 ± 0,1) года. Обследование было анонимным, включало в себя оригинальную анкету, состоящую из 20 вопросов с вариантами готовых ответов. Полученные результаты опроса систематизированы и статистически обработаны с использованием критериев х2 и Стьюдента (^ при оценке количественных показателей при нормальном распределении.

Результаты и их обсуждение

Подавляющее большинство школьников, получивших валеологическое образование, считают употребление алкоголя детьми неприемлемым (5—7-е классы — 87,5 %, 8—9-е классы — 87,1, р > 0,05, дост. различ. 0,03 % х2 = 0, 10— 11-е классы — 90,0 %, р > 0,05 х2 = 0,16; х213 = 0,13). Большая

часть опрошенных также негативно относится к злоупотребляющим алкоголем лицам (учащиеся 5—7-х классов - 48,2 %, 8-9-х - 46,8 %, х2 = 0,01, 10-11-х классов - 40,0 %, х2 = 0,85 р > 0,05; х213 = 0,85), опасными для общества их считают 16,1 % школьников 5-7-х классов, 16,0 % - 8-9-х классов, х2 = 0, и 30,0 % - 10 — 11-х классов, р13 < 0,05, р23 < 0,05 х2 = 2,84. У подавляющего большинства школьников всех возрастных групп присутствует негативное отношение даже к запаху человека, злоупотребившего алкоголем (учащиеся 5-7-х классов - 85,7 %, 8-9-х классов - 86,0 %, х2 = 0,1, 10-11-х классов - 77,0 %, р > 0,05 х2 = 1,94; х21,3 = 1,16).

На этом фоне выявлено, что в 5-7-х классах 52,0 % школьников уже пробовали алкогольные напитки, в 8-9-х классах - 91,0 %, р < 0,001 х2 = 20,70, и к 10 —11-му классу число таких детей возросло до 100 %, р < 0,05 х2 = 5,52; х213 = 36,64, р < 0,001. Средний возраст, в котором впервые попробовали алкоголь ученики 5-7-х классов, составил (9,6 ± 1,2) года, 8-9-х классов

- (10,0 ± 0,9) года, 10-11-х классов - (12,6 ± 1,1) года, ^ 2 = 0,267 р = 0,790; = 1,818 р = 0,072;

= 1,846, р = 0,068. ,

Среди спиртных напитков, которые уже успели продегустировать лицеисты, лидировало пиво (79,0 % учащихся 5-7-х классов, 69,0 % учащихся 8-9-х классов, р > 0,05 х2 = 1,29, и 90,0 % - 10-11-х классов, р < 0,01 х2 = 7,36; р13 < 0,05 х2 = 6,19), на втором месте оказалось красное вино (48,0 % учащихся 5-7-х классов, 77,0 % учащихся 8-9-х классов, р < 0,01 х2 = 9,35, и 90,7 % - 10-11-х классов, р < 0,05 х2 = 4,75; р13 < 0,001, х2 = 25,36), на третьем месте джин-тоник (41,0 % учащихся 5-7-х классов, 61,2 % - 8-9-х классов, р < 0,05 х2 = 4,78, и 61,2 % - 10-11-х классов, р > 0,05 х2 = 0,03; р1,3 < 0,05, х2 = 4,23), на четвертом месте вино белое (21,0 % учащихся 5-7-х классов, 61,6 %

- 8-9-х классов, р < 0,001, х2 = 18,65, 63,3 % -10-11-х классов, р > 0,05 х2 = 0,05; р13 < 0,001, х2 = 20,86). Опыт употребления крепких спиртных напитков чаще имели школьники 10-11-х классов: водку уже пробовали 14,0 % учащихся 5-7-х классов, 20,5 % - 8-9-х классов, р > 0,05 х2 = 0,64, 53,3 % - 10-11-х классов, р < 0,001 х2 = 13,52; р13 < 0,001 х2 = 19,41; коньяк - 21,0 % учащихся 5-7-х классов, 25,6 % - 8-9-х классов, р > 0,05 х2 = 0,25, 46,7 % - 10-11-х классов, р < 0,05 х2 = 5,44; р1,3 < 0,05, х2 = 5,75; виски - 3,4 % учащихся 5-7-х классов, 7,7 % - 8-9-х классов, р > 0,05 х2 = 0,74 и 30,0 % - 10-11-х классов, р < 0,001 х2 = 9,06; р1,3 < 0,001 х2 = 13,59.

На момент анкетирования в течение года совсем не употребляли спиртные напитки 65,6 % учащихся 5-7-х классов, 38,5 % учеников 8-9-х классов, р < 0,01 х2 = 8,65, и только 20,0 % учеников 10 — 11-х классов, р < 0,05 х2 = 4,18,

р13 < 0,001 х2 = 23,94. С возрастом отмечена тенденция к увеличению частоты употребления всех спиртных напитков. Так, пиво 2—3 раза в неделю употребляли 3,4 % учащихся 5—7-х классов, 2,6 % - 8-9-х классов, р > 0,05 х2 = 0,32, и 6,7 % учеников 10— 11-х классов, р > 0,05 х2 = 1,72; р13 > 0,05 х2 = 0,62. Один раз в неделю пиво употребляли 3,4 % детей 5—7-х классов, 15,1 % учеников 8—9-х классов, р< 0,05 х2 = 4,08, и 23,3 % учеников 10— 11-х классов, р > 0,05 х2 = 1,66. Вино один раз в месяц употребляли 6,9 % учащихся 5—7-х классов, 7,7 % учеников 8—9-х классов, р > 0,05 х2 = 0, и 23,3 % учеников 10— 11-х классов, р < 0,05 х2 = 6,0; р13 < 0,05 х2 = 6,19. Джин-тоник один раз в месяц употребляли 10,3 % учащихся 5—7-х классов, 12,9 % учеников 8—9-х классов, р > 0,05 х2 = 0,11, и 23,3 % учеников 10 — 11-х классов, р > 0,05 х2 = 2,43; р13 > 0,05 х2 = 3,55. Выявлено, что 3,4 %.школь-ников 5—7-х классов употребляют крепкие спиртные напитки несколько раз в год, среди учеников 8—9-х классов доля таких потребителей достигает 10,3 %, а 2,6 % употребляют крепкие спиртные напитки один раз в месяц; 33,3 % учеников 10— 11х классов употребляют крепкие спиртные напитки несколько раз в год, а 20,0 % — один раз в месяц. Также нами отмечена тенденция к увеличению максимального объема выпиваемого за один раз алкогольного напитка. Так, для большинства учащихся 5—7-х классов максимальный объем составил 10—20 г, это было пиво (37,9 %), вино (41,4 %), для учащихся 8—9-х классов — до 100 г вина (53,3 %), 0,5 л пива (24,5 %), более 0,5 л джин-тоника (15,4 %), для учащихся 10 —11 -х классов — 10—20 г водки (20,0 %), 200—300 г вина (26,7 %), 0,5 л пива (23,34 %.) и столько же джин-тоника (20,0 %), более 0,5 л — пиво (10,0 %) и водка (10,0 %). Примечательно, что 10,0 % школьников 10— 11-х классов имеют опыт алкогольного опьянения (употребление водки более 0,5 л).

Такие частота и количество потребляемого алкоголя, по мнению подавляющего количества школьников, являются минимальными (учащиеся 5—7-х классов — 69,3 %, 8—9-х классов — 54,0 %, р > 0,05 х2 = 2,69, 10—11-х классов — 57,0 %, р > 0,05 х2 = 0,06; р13 > 0,05 х2 = 1,99; нормальными их считают 10,3 % учащихся 5—7-х классов, 23,0 % — 8—9-х классов, р > 0,05 х2 = 3,27, 26,7 % учащихся 10— 11-х классов, р > 0,05, х2 = 0,08. Привлекает внимание тот факт, что избыточное употребление алкоголя (3,4 %) отметили только ученики 5—7-х классов, более старшие школьники вообще не расценивали свое употребление алкоголя как избыточное. Затруднялись оценить свое употребление алкоголя 17,0 % учащихся 5—7-х классов, 23,0 % учащихся 8—9-х классов, р > 0,05 х2 = 0,37, и 16,3 % учащихся 10— 11-х классов, р > 0,05 х2 = 0,71; р13 > 0,05

х2 = 0,01. ,

Таким образом, несмотря на активную пропаганду трезвого образа жизни, алкогольное поведение

учеников медико-биологического лицея не имеет отличий от поведения детей и подростков в российской и европейской популяции в целом [1, 5, 7, 8]. Наше исследование показало, что валеологическое образование дает ученикам лишь знания о вреде алкоголя, о недопустимости употребления алкоголя детьми, но не формирует строгих поведенческих установок. Употребление алкоголя детьми и подростками сопровождается отсутствием критического отношения к себе, недооценкой своего алкогольного поведения, особенно у старших школьников. Это можно объяснить психологическими особенностями подростков, «новообразованием» подросткового возраста, проявляющимся в чувстве взрослости, появлением разногласий со взрослыми, принятием мнения (часто неверного) своих ровесников, утверждением лидерства в классе, школе или подчинением лидеру. Именно психологические причины, по мнению ряда исследователей, лежат в основе подросткового алкоголизма [6].

В качестве причин употребления алкоголя 20,7 % учащихся 5—7-х классов назвали желание казаться взрослыми, однако у более старших школьников такая причина отсутствовала, р1,3 < 0,05, р2,3 < 0,05. Проблемы в общении и повышение коммуникабельности после приема алкоголя отметили 31,3 % учащихся 5—7-х классов, 41,3 % учеников 8 — 9-х классов, р > 0,05 х2 = 1,12, и 20,0 % — 10— 11-х классов, р < 0,05 х2 = 5,89; р1,3 > 0,05 х2 = 1,93. Снятие тревоги, повышение настроения, появление чувства уверенности в себе побуждают принимать алкоголь 20,7 % учащихся 5—7-х классов, 46,1 % учеников 8—9-х классов, р < 0,01 х2 = 7,21, и 50,0 % учащихся 10— 11-х классов, р > 0,05 х2 = 0,23; р13 < 0,01

х2 = 10,10. ,

В то же время большинство респондентов (41,4 % учащихся 5—7-х классов, 41,3 % учеников 8—9-х классов, р > 0,05 х2 = 0,01, и 53,3 % — 10-11-х классов, р > 0,05 х2 = 1,53) принимают алкоголь пассивно, за компанию, «как все», как принято в семье и ближайшем окружении. С частотой от 40,0 до 62,5 % (р > 0,05) в разных группах в семье и ближайшем окружении злоупотребляли алкоголем. Именно родители явились инициаторами первого знакомства с алкоголем у большинства обследованных детей (1-я группа 69,0 %, 2-я группа 62,0 %, р > 0,05 х2 = 0,75, 3-я группа 53,0 %, р > 0,05 х2 = 0,81; р1,3 > 0,05 х2 = 3,15). По результатам анкетирования большинства школьников, родители разрешают им употребление алкогольных напитков в умеренном количестве (5—7-й классы 72,4 %, 8—9-й классы 80,5 %, р > 0,05 х2 = 0,71, 10—11-й классы 70,0 %, р > 0,05 х2 = 1,31; р1,3 > 0,05, х2 = 0,09

и сами покупают спиртные напитки, употребляемые детьми (у 48,2 % учеников 5—7-х классов, 10,3 % учеников 8—9-х классов, р < 0,01 х2 = 10,66, и 5,0 % учеников 10— 11-х классов, р > 0,05 х2 = 1,27; р < 0,001 х2 = 17,91). Отмечается снижение

частоты запрета на употребления алкоголя по мере взросления детей: в 5-7-м классах 13,6 % родителей, в 8-9-м классах уже 10,2 %, р > 0,05 х2 = 0,29, в 10-11-м классах 6,7 %, р > 0,05 х2 = 0,56; р13 > 0,05 х2 = 1,65, и в этой же группе выявляется высокий процент неосведомленности родителей об употребления алкоголя их детьми - 23,3 %. Значение семьи в формировании отношения к алкоголю отмечают многие исследователи [5, 7]. Литературные и собственные данные свидетельствуют о необходимости санитарно-просветительной работы с родителями школьников, а не только с самими учениками, причем наиболее важна работа с родителями учеников младших классов, поскольку старшие школьники, познакомившись с алкоголем на семейных застольях, затем употребляют алкоголь в кругу друзей и в 40 % случаев сами покупают алкоголь в магазине, что говорит о его доступности и неисполнении федерального закона о запрете продажи алкогольных напитков лицам моложе 18 лет.

Выводы

1. Алкогольное поведение учащихся медико-биологического лицея при декларировании негативного отношения к спиртному не имеет отличий от поведения детей и подростков в российской и европейской популяции в целом, характеризующегося высоким уровнем потребления алкоголя и ранним приобщением к алкогольным напиткам, что свидетельствует о низкой эффективности школьной специализированной антиалкогольной пропаганды.

2. От 5 к 11 классу у лицеистов неуклонно повышается частота употребления и объем принимаемого алкоголя, увеличивается количество употребляемых крепких алкогольных напитков школьниками в более старших классах, возрастает частота алкогольного опьянения и имеется тенденция к уменьшению возраста, в котором ребенок впервые попробовал алкоголь. Среди алкогольных напитков лидирующие позиции занимают пиво, красное вино и джин-тоник.

3. Во всех возрастных группах среди факторов, способствующих приобщению детей к алкоголю, отмечены родительская инициатива первого знакомства с алкоголем, алкогольное поведение близкого окружения семьи, отсутствие родительского контроля за распитием алкогольных напитков вне дома учениками выпускных классов, доступность алкоголя вследствие неисполнения федерального закона о запрете продажи алкогольных напитков лицам моложе 18 лет а также психологические причины: желание казаться взрослыми у детей в 5-7-х классах и снятие тревоги и депрессии в 10-11-х классах.

Список литературы

1. Борисов Е. В. Алкоголь и дети / Е. В. Борисов, Л. П. Василевская. - М. : Медицина, 1983. - С. 14-15.

2. Борисова Л. Г. Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты

/ Л. Г. Борисова, Г. Г. Князев, В. Р. Слободская и др. — Новосибирск : Новосибирский педагогический университет, 2005. - С. 11-12.

3. Гапонец Е. Г. Социально-педагогическая деятельность по предупреждению юношеского алкоголизма / Е. Г. Гапонец // Доклады Академии военных наук. — 2005. — № 5. - С. 122—128.

4. Иванов А. Г. Некоторые аспекты употребления алкогольных напитков подростками и молодежью / А. Г. Иванов // Российский медицинский журнал. — 2004. — № 2. — С. 12—14.

5. Михайленко В. А. Алкоголь и подростки / В. А. Ми-хайленко. — Фрунзе : Кырзыстан, 1990. — С. 10—12.

6. Москети К. В. Психологическая характеристика мотивации потребления алкоголя у подростков / К. В. Москети, А. Н. Моховиков, А. Г. Годлевский // Журнал неврологии и психиатрии. — 1990. — Т. 90, Вып. 2. — С. 51—55.

7. Скворцова Е. С. Потребление алкогольных напитков среди городских подростков-школьников в России / Е. С. Скворцова // Российский медицинский журнал. — 1999. — № 2. — С. 10—14.

8. Young people's health in context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2001/2002 survey / еd. by C. Currie ; C. Roberts; A. Morgan, et al. — Copenhagen : WHO Regional Office for Europe, 2007. — Р. 2—53.

ATTITUDE TO ALCOHOL OF MEDICAL-VALEOLOGICAL LYCEUM PUPILS

V. P. Novikova, O. M. Tsech, *A. S. Obuhovskaya

Saint Petersburg State Pediatric Medical Academy, *Мedical and biologic liceum N179, St. Petersburg

Questioning 169 pupils of medical and biologic liceum for revealing features of alcoholic behaviour in conditions purposeful valeologic educational process is lead. Results of questioning of pupils of three groups are studied: pupils 5-7 classes, 56 person; pupils 8-9 classes, 55 person; pupils 10-11 classes, 58 person. Middle age of the surveyed children has made (15,5 ± 0,1) years. The received results are systematized and statistically processed with use of criterion X2 and Stjudent criterion (t). At children who have received valeologic education at school, are analysed: frequency and kinds of used alcoholic drinks, age and circumstances when children for the first time have got acquainted with alcohol, the factors promoting the use of alcohol at the moment of questioning, the attitude of respondents and their parents to reception of alcohol by children.

Key words: teenagers, the use of alcohol, valeologic education.

Контактная информация:

Новикова Валерия Павловна — доцент, кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии

Адрес: 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

Тел./факс (8812) 295-40-85

E-mail: spb@gpma.ru

Статья поступила 27.01.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.