Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ)'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ограничительные мероприятия (карантин) / переход на дистанционное обучение / осуществление образовательной деятельности с применением исключительно дистанционных образовательных технологий / дисциплины административно-правовой направленности / контроль остаточных знаний / допустимость (целесообразность) дистанционного обучения при подготовке специалистов / restrictive measures (quarantine) / transition to distance learning / implementation of educational activities using exclusively remote educational technologies / administrative and legal disciplines / control of residual knowledge / the permissibility (expediency) of distance learning in the training of specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Александрович Затолокин

Описывается опыт проведения занятий административно-правовой направленности в режиме дистанционного обучения. Исследуется влияние проведения занятий с применением исключительно дистанционных образовательных технологий на качество знаний обучаемых. Делается вывод о целесообразности применения дистанционного обучения при подготовке различных категорий слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Александрович Затолокин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING ADMINISTRATIVE LAW IN DISTANCE LEARNING MODE (EXPERIENCE AND PROSPECTS)

The experience of conducting administrative and legal training in the distance learning mode is described. The impact of conducting classes using exclusively remote educational technologies on the quality of knowledge of trainees is investigated. It is concluded that it is advisable to use distance learning in the training of various categories of students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ)»

УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021 -3-270-274

ББК 67 © А.А. Затолокин, 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ)

Александр Александрович Затолокин, доцент кафедры конституционного и административного права, кандидат юридических наук

Краснодарский университет МВД России (350005, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128) E-mail: zatolokin09@rambler.ru

Аннотация. Описывается опыт проведения занятий административно-правовой направленности в режиме дистанционного обучения. Исследуется влияние проведения занятий с применением исключительно дистанционных образовательных технологий на качество знаний обучаемых. Делается вывод о целесообразности применения дистанционного обучения при подготовке различных категорий слушателей.

Ключевые слова: ограничительные мероприятия (карантин), переход на дистанционное обучение, осуществление образовательной деятельности с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, дисциплины административно-правовой направленности, контроль остаточных знаний, допустимость (целесообразность) дистанционного обучения при подготовке специалистов.

FEATURES OF TEACHING ADMINISTRATIVE LAW IN DISTANCE LEARNING MODE (EXPERIENCE AND PROSPECTS)

Aleksandr A. Zatolokin, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Candidate of Legal Sciences

Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (350005, Krasnodar, ul. Yaroslavskaya, d. 128) E-mail: zatolokin09@rambler.ru

Abstract. The experience of conducting administrative and legal training in the distance learning mode is described. The impact of conducting classes using exclusively remote educational technologies on the quality of knowledge of trainees is investigated. It is concluded that it is advisable to use distance learning in the training of various categories of students.

Keywords: restrictive measures (quarantine), transition to distance learning, implementation of educational activities using exclusively remote educational technologies, administrative and legal disciplines, control of residual knowledge, the permissibility (expediency) of distance learning in the training of specialists.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Затолокин А.А. Особенности преподавания дисциплин административно-правовой направленности в режиме дистанционного обучения (опыт и перспективы). Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(3):270—274.

Новая коронавирусная инфекция (COVID-2019) внесла значительные изменения в устоявшийся обиход жизнедеятельности общества и органов государственного управления. В разговорную речь вошли такие слова как: «локдаун», «удаленка», «антима-сочники», «дистанция», «самоизоляция». Органы государственной власти, а также иные хозяйствующие субъекты, приобрели опыт работы в период действия режима повышенной готовности, в том числе и при введении ограничительных мероприятий (карантина). Сфера образования не только не осталась в стороне, но и, по сути, одна из первых ощутила на себе изменения в модели социального управления, получившие в последующем глобальное распространение и применение в различных коллективах. Оцен-

ку деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по введению тех или иных ограничительных мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирус-ной инфекции (COVID-2019), давать пока рано, однако, следует отметить, что на настоящий момент уже предпринимаются попытки осмысления и научного анализа опыта правоприменительной практики в период пандемии [2, с. 79]. Учитывая складывающуюся информационную повестку, демонстрирующую, что новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), хотя и является новой, но далеко не последней в обозримом будущем, и ряд введенных ограничительных мер могут пролонгироваться до степени постоянных (общепринятых), поэтому в на-

учном анализе нуждается не только опыт деятельности органов государственной власти, но и опыт проведения занятий с применением исключительно дистанционных образовательных технологий.

И так, перефразируя общеизвестное изречение видного политического деятеля Германской Империи О. Бисмарка, можно утверждать, что успехи государства на внешнеполитической арене напрямую зависят от качества образования. Принимая во внимание, что административное право — это наука об управлении государством, то просчеты в препод ава-нии дисциплин административно-правовой направленности не допустимы, и от качества полученных знаний обучающихся слушателей будет завесить эффективность государственного управления через определенное время как во внешнеполитической, так и во внутриполитической сферах. Этими и многими другими факторами определяется важность научного осмысления опыта преподавания дисциплин административно-правовой направленности в режиме дистанционного обучения и выработки возможных универсальных приемов педагогической практики, направленных на совершенствование рассматриваемой сферы. Автор в настоящей работе не претендует на бесспорность суждений и оценок, а лишь демонстрирует личный опыт проведения занятий в удаленном режиме, приглашая, тем самым, всех заинтересованных лиц к научной дискуссии по проблемам безальтернативного дистанционного обучения.

Обращаясь к промежутку времени с марта по август 2020 г. и рассматривая его как уже исторический опыт проведения занятий с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, следует отметить, что автор в рассматриваемый временной интервал осуществлял педагогическую деятельность как по очной форме обучения при подготовке обучающихся по программам специалитета и бакалавриата, так и по заочной форме обучения и повышении квалификации. Были реализованы образовательные программы, включающие освоение следующих дисциплин и модулей административно-правовой направленности: «Административное право», «Административно-процессуальное право», «Государственная служба в органах внутренних дел», «Организация деятельности подразделений по работе с личным составом по вопросам прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», «Организация работы по укреплению слу-

жебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации», «Организация подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

Учитывая все действующие на тот момент рекомендации и предписания контролирующих органов, процесс обучения перешел в дистанционную форму. Лекционные занятия проводились в формате видеолекции (офлайн), что, в свою очередь, подразумевало необходимость заранее записывать видеоматериал и размещать его на любом доступном видеохостинге (приоритетными были Маил и Яндекс). Следует отметить, что для записи лекций использовались различные программные продукты, в том числе и позволяющие осуществлять запись экрана компьютера, запись рабочего стола и онлайн-видео. Занятия же семинарского типа, в зависимости от целей и технической возможности проводились двумя способами: как онлайн, так и офлайн. Практические занятия, в большинстве своем, проводились посредством размещения в одном из ресурсов Электронной информационной образовательной среды университета тестовых заданий (или практических задач), с последующей проверкой результатов их решения и выставлением оценок в электронный журнал. Семинарские занятия и промежуточная аттестация (защита курсовой, зачет, экзамен) проводились в режиме видеоконференций. Бесспорно, что столь неожиданный и безальтернативный переход с обычного режима работы на удаленный не мог не вызвать определенные трудности. Среди наиболее распространенных факторов, снижающий результативность дистанционного освоения дисциплин, необходимо назвать следующие.

Во-первых, технический фактор. Техническая сторона вопроса оказала существенное влияние на качество проведения занятий в удаленном режиме, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. В числе объективных следует указать общую перегрузку интернет-платформ, вызванную массовым переходом на дистанционное обучение, удаленную работу, и онлайн-продажи (покупки), для большинства граждан Российской Федерации. Кроме того, учитывая специфику образовательного учреждения, в котором проходит службу автор, целый ряд популярных интернет-ресурсов, предоставляющих широчайшие возможности по проведению видеоконференций с большим количеством участников, имею-

щих богатый инструментарий по моделированию этих самых конференций (занятий), стал недоступен для ведомственного образования. Несмотря на то, что дисциплины административно-правовой направленности не содержат тем, относящихся к грифу «для служебного пользования», а тем более «секретно», все же, учитывая требования безопасности (дабы исключить регистрацию и соответственно возможность передачи персональных данных преподавателей и слушателей вуза МВД РФ в различного рода интернет-ресурсы, зарегистрированные в зарубежных странах), в рамках дистанционного обучения использовались преимущественно отечественные интернет-продукты. Возможности, которых, к слову сказать, не всегда удовлетворяли запросы субъектов и объектов образовательной деятельности. Субъективными причинами являются как отсутствие вообще технических средств у обучающихся для выхода в Интернет, так и отсутствие конкретных технических средств (например, с ряда устройств, будь то смартфон или планшетный компьютер, ряд функций оказался недоступным для освоения дидактических единиц дисциплин административно-правовой направленности).

Во-вторых, фактор «нежелания осваивать новые средства обучения». Данный фактор, в своих детерминантах полностью коррелирует с первым, а именно: столь массовый и довольно неожиданный переход на дистанционное обучение выявил неготовность значительного числа преподавателей осваивать новые методы в обучении. Здесь следует отдельно остановиться на представителях классической академической школы, которые, во всяком случае, себя так позиционируют, скептически настроенных по отношению к применению инновационных методов проведения занятий и придерживающихся модели — лекция, мел, доска. Говоря о дистанционном обучении, приемы и методы, используемые ранее (до общего локдауна), переходят в разряд традиционных и необходимых к применению. Представители академической среды прекрасно знают, что практически на любой кафедре имеются педагоги, не только не использующие в должной мере технические средства обучения, но и отрицающие необходимость и возможность применения оных. Типичным аргументом в устах рассматриваемой категории педагогов звучит то, что «старая школа» взрастила великих ученых, не используя при этом ни компьютер, ни проектор, ни

мультимедийную доску. Однако, справедливости ради, следует заметить, что благодаря возрастному цензу и постоянно совершенствующейся работе с кадрами, в ведомственном образовании процент подобной категории педагогов невелик. Вместе с тем, хотя и не большая доля преподавателей не готовых и не желающих осваивать дистанционные методы преподавания, совместно с рассмотренным выше техническим фактором, могут создать трудности в переходе на удаленную работу и учебу.

В-третьих, фактор низкой мотивации обучающихся. Данный фактор, ставший уже «притчей во языцех», всегда имел значение в подготовке кадров. Ряд слушателей, к сожалению, воспринимают процесс обучения, не как этапы становления «Специалиста», по завершению которых они могут и должны самостоятельно осуществлять должностные обязанности по профилю подготовки (участковый уполномоченный полиции, оперуполномоченный, сотрудник подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения), а как банальное отсиживание, бонусом к которому идет отсрочка от службы в вооруженных силах. Фактор мотивации курсантов в вузах МВД России является предметом научных исследований, так, в частности Ю.А. Грачев, отмечает, что мотивация «зачастую обладает большим влиянием на обучение, в отличие от фактора интеллекта, роль которого несколько меньше» [1, с. 151]. Процент лиц со слабой мотивацией варьируется от формы обучения. Так, довольно высокий уровень мотивации и заинтересованности в приобретении новых компетенций демонстрируют слушатели заочной формы обучения и профессиональной переподготовки. Однако, к сожалению, высокая мотивация слушателей заочной формы обучения и повышения квалификации практически нивелируется психологическим настроем, характеризующимся фразой: «да, что вы мне можете тут рассказать, или научить, когда я сам ежедневно сталкиваюсь с преступниками, буквально хожу под пулями, и прочее...». На занятиях в группах практических сотрудников полиции довольно часто приходится объяснять: то, что им говорит командир, начальник, не всегда является истиной в последней инстанции и свои — как служебные, так и процессуальные действия — всегда необходимо сопоставлять с первоисточником — федеральным законодательством. Одной из основных детерминант высокой мотивации у «заочников» и «повышенцев» является жела-

ние найти ответы на проблемы правоприменительной практики, с которыми они уже успели столкнуться. И, в том случае, если они встречают преподавателя, способного дать им ответы на эти вопросы, то слушатели готовы заниматься даже в ущерб переменам и личному времени.

Однако, условия дистанционного обучения свели на нет фактор высокой мотивации в группах заочного обучения и повышения квалификации, что объясняется возросшей нагрузкой на практических сотрудников полиции в связи с обеспечением режима повышенной готовности и ограничительных мер (карантина). Кроме того, в отличие от курсантов, большинство «заочников» и «повышенцев», помимо учебы в вузе, должны выполнять не только должностные обязанности, но и семейные, что, в свою очередь, также отвлекает внимание от освоения дидактических единиц.

Особенностью дистанционного обучения, кроме всех прочих, следует назвать то, что к фактору слабой мотивации добавился фактор подвижности сознания слушателей, позволяющий сочетать заявленное несовершенство технического обеспечения занятия (низкая скорость интернет-соединения, технические сбои) и находчивость курсантов, выразившуюся в довольно частых попытках обмана преподавателя при проведении занятий. В частности, не редки случаи, когда нерадивые слушатели во время занятий в режиме «онлайн» исчезали из программы, заявляя при этом, что происходит технический сбой («выкидывает») и они не могут подключиться. При этом частота подобных «выбросов» увеличивалась при вызове слушателей к ответу.

Возвращаясь к качеству образования, следует отметить, что контроль за получением знаний осуществлялся не только в рамках занятий семинарского типа и промежуточной аттестации, но и посредством проведения контроля остаточных знаний, который проводился как во время дистанционного обучения (слушатели проходили тест из дома, посредством своих персональных компьютеров), так и по возвращению в университет. Тестирование, проведенное в мае 2020 г., показало, что средние баллы текущей успеваемости в 94% случаях равны результатам промежуточной аттестации и подтверждаются результатами контроля остаточных знаний (что объяснимо возможностью списывать дома при проведении тестирования).

Тестирование контроля остаточных знаний по возвращению в университет показало, что 13,12% слушателей ухудшили свой результат на два балла по сравнению с результатом промежуточной аттестации, 1,56% повысили результаты на два балла по сравнению с промежуточной аттестацией1. Различие в результатах контроля остаточных знаний, проводимого во время дистанционного обучения и очно в университете вполне объяснимо двумя причинами:

1) временем, прошедшим с момента освоения дисциплин;

2) отсутствием возможности списывать (при проведении контроля остаточных знаний в университете).

При разности в полученных оценках контроля остаточных знаний, проводимого дистанционно и очно, все же есть и сходство. Так, темами, по которым было допущено наибольшее количество ошибок, стали следующие: «Предмет, методы, источники и система административного права»; «Институты контроля и административного надзора»; «Институты дисциплинарной и материальной ответственности». При этом, наиболее хорошо освоенными темами, (по которым допущено (или совсем не допущено) минимальное количество ошибок), стали: «Институты специальных административно-правовых режимов, административно-правового принуждения», «Административное правонарушение (понятие, состав и квалификация)»; «Понятие, задачи, принципы и участники производства по делам об административных правонарушениях». Подобное положение дел объясняется тем, что слушатели не проявили должного интереса при изучении теоретических тем, и наоборот: темы практической направленности вызвали общий интерес. Данный тезис подтверждается и тем, что по теме «Институты специальных административно-правовых режимов, административно-правового принуждения» (в рамках которой рассматривались в том числе и вопросы введения ограничительных мер в период действия режима повышенной готовности), допущено наименьшее количество ошибок. Занятия по последней теме проходили именно в период введения ограничительных мер (карантина) и позволили курсантам ознакомиться с вопросами государственного управления при обеспечении различных административно -пр ав овых р ежим ов.

1 Справка о проверке уровня остаточных знаний курсантов и слушателей университета (октябрь 2020 г.).

В завершение настоящей статьи следует отметить, что опыт преподавания дисциплин административно-правовой направленности с применением исключительно дистанционных образовательных технологий позволил выявить определенные проблемы в реализации дистанционного обучения. В числе факторов, оказавших наибольшее негативное влияние при переходе на удаленное обучение, следует назвать: технический фактор, фактор неготовности ряда преподавателей удаленно реализовывать программы обучения, фактор слабой мотивации обучающихся. Поэтому для повышения эффективности дистанционного обучения необходимо предпринимать меры, направленные если не на устранение вышеперечисленных факторов, то хотя бы на снижение их влияния на качество обучения при преподавании дисциплин административно-правовой направленности с применением исключительно дистанционных образовательных технологий.

Кроме вышеназванных мер, следует применять меры экстренного менеджмента в образовании, такие как: изменение последовательности дисциплин в графике учебного плана (административное право должно изучаться в очном режиме). В период общего «локдауна» в приоритетном порядке осуществлять обучения по дисциплинам, рассматривающим вопросы теории, истории, философии наук, оставляя для очного обучения предметы, имеющие практиче-

скую направленность, в том числе, и дисциплины ад-министр ативно -пр авовой напр авленности.

Принятие указанных выше мер будет способствовать повышению не только качества освоения дисциплин административно-правовой направленности (как очного, так и дистанционного), но и в дальнейшем приведет к совершенствованию государственного менеджмента.

Литература

1. Грачев Ю.А. Мотивация курсантов к учебной деятельности в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №3 (71).

2. Затолокин А.А. Административно-правовые меры как механизм сдерживания распространения новой коронавирусной инфекции // Общество и право. 2020. № 3 (73).

References

1. Grachev Yu.A. Motivatsiya kursantov k ucheb-noy deyatel'nosti v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universi-teta MVD Rossii. 2016. №3 (71).

2. Zatolokin A.A. Administrativno-pravovyye mery kak mekhanizm sderzhivaniya rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii // Obshchestvo i pravo. 2020. № 3 (73).

Административный процесс

Четвертое издание

4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 200 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Волкова В.В. и др.

Административный процесс представлен как сложный и комплексный административно-правовой институт. Проанализированы задачи, основные принципы, участники административного процесса. Уделено внимание юрисдикционной и управленческой концепциям административного процесса. Рассмотрена структура административного процесса, виды производств.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также студентов, обучающихся по специальности Государственное и муниципальное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.