различных специализаций: более высокий уровень статокинетической устойчивости формируется при развитии скоростно-силовых качеств и специальной выносливости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Динамика показателей стабилометрии в соревновательном периоде в оценке функционального состояния хоккеистов / Е.В. Быков, Н.Г. Зинурова, А.А. Плетнев, А.В. Чипышев // Фундаментальные исследования. - 2012. - №9. - Ч. 4. - С. 796-800.
2. Васюкевич А.А. Формирование статокинетической устойчивости студентов на учебно-тренировочных занятиях спортивной аэробикой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Васюкевич Алёна Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 23 с.
3. Полипараметрическая оценка текущего функционального состояния спортсменов высокой квалификации / Ю.Л. Веневцева, А.Х. Мельников, Д.Е. Елисеев, Т.А. Гомова // Медицина для спорта : материалы I Всероссийского Конгресса с международным участием. - Москва, 2011. - С. 89-93.
4. Кудря, О.Н. Особенности периферической гемодинамики спортсменов при адаптации к нагрузкам различной направленности / О.Н. Кудря, М.А. Кирьянова, Л.В. Капилевич // Бюллетень сибирской медицины. - 2012. - № 3. - С. 48-53.
5. Построение тренировочного процесса на основе совершенствования методов контроля функционального состояния и учета генетических факторов : монография / Е.В. Быков, О.И. Коло-миец, Н.Г. Зинурова, А.В. Чипышев, Е.В. Леконцев ; под ред. Е.В. Быкова. - Челябинск : Уральская академия, 2018. - 130 с.
6. Слива, С.С. Развитие методов и средств компьютерной стабилографии / А.С. Слива, И.Д. Войнов, С.С. Слива // Известия Южного федерального университета. Технические науки. -2010. - № 9. - С. 158-163.
REFERENCES
1. Bykov, E.V., Zinurova, N.G., Pletnev, A.V. and Chipyshev, A.V. (2012), "Dynamics of indicators of stabilometry in the competitive period in the assessment of the functional state of hockey players", Fundamental Research, No. 9, Part 4, pp. 796-800.
2. Vasyukevich, A. A. (2014), Formation of the statokinetic stability of students at the training sessions of sports aerobics, dissertation, St. Petersburg.
3. Venevtseva, Yu.L., Melnikov, A.H., Eliseev, D.E., and Gomova, T.A. (2011), "Polyparametric assessment of the current functional state of highly qualified athletes", Medicine for sports: materials of the I All-Russian Congress with international participation, Moscow, pp. 89-93.
4. Kudrya, O.N., Kiryanova, M.A., and Kapilevich, L.V. (2012), "Features of peripheral hemodynamics of athletes during adaptation to loads of different orientation", Bulletin of Siberian Medicine, No. 3, pp. 48-53.
5. Bykov, E.V., Kolomiets, O.I., Zinurova, N.G., Chipyshev, A.V. and Lekontsev, E.V. (2018), Building a training process based on improving methods for controlling the functional state and accounting for genetic factors: monograph, Ural Academy, Chelyabinsk.
6. Sliva, S.S., Voynov, I.D. and Sliva, A.S. (2010) "Development of methods and means of computer stabilographic", News of the Southern Federal University. Technical sciences, No. 9, pp. 158-163.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.02.2021
УДК 378.14
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Ризван Абдуллаевич Исаев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с повышением качества образования курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе изучения дисциплины «Профессионально-прикладная физическая подготовка» в рамках дистанционного обучения в период пандемии. Цель работы: повышение качества преподавания дисциплины «Профессионально-прикладная физическая подготовка» по средствам дистанционных образовательных технологий. В работе автором охарактеризованы виды самостоятельной работы курсантов и слушателей в ходе изучения дисциплины дистанционным путем. Определены применяемые преподавателями методы обучения. Автором выявлены положительные и отрицательные стороны преподавания дисциплины «Профессионально-прикладная физическая подготовка» в рамках дистанционного обучения.
Ключевые слова: пандемия, курсанты и слушатели, физическая подготовка, методы обучения, боевые приемы борьбы, дистанционное обучение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p115-119
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF TEACHING THE DISCIPLINE "PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING" WITH CADETS AND
STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING Rizvan Abdullaevich Isaev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs
Abstract
The article deals with the problematic issues related to improving the quality of education of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of studying the discipline "Professionally applied physical training" in the framework of distance learning during the pandemic. The purpose of the work: to improve the quality of teaching the discipline "Professional and applied physical training" by means of distance educational technologies. The author describes the types of independent work of cadets and students in the course of studying the discipline remotely. The teaching methods used by teachers are defined. The author identifies the positive and negative aspects of teaching the discipline "Professionally applied physical training" in the framework of distance learning.
Keywords: pandemic, cadets and trainees, physical training, training methods, combat fighting techniques, distance learning.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время служба в органах внутренних дел требует от сотрудников большого количества навыков и умений, которые в дальнейшем помогут им эффективно выполнять свои служебные обязанности. В системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД РФ физическая подготовка представлена самостоятельным разделом и играет ведущую роль [3]. В образовательных организациях МВД России на протяжении всего периода обучения курсанты и слушатели изучают дисциплину «Профессионально-прикладная физическая подготовка». В период пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, обучение курсантов и слушателей затруднено. Пандемия вынудила более широко внедрять новые методы обучения, включая дистанционное и онлайн-обучение. Это оказалось проблемой, как для преподавателей, так и для курсантов и слушателей. Дистанционное обучение имеет ряд положительных и отрицательных моментов. Считаем необходимым остановиться на проявлении отрицательных моментов [2]. К ним относятся: отсутствие контакта и общения преподавателя и курсанта; недостаточная техническая оснащенность; отсутствие практических занятий; отсутствие мощного побудительного стимула к занятиям в виде постоянного контроля; недостаточная разработанность программного обеспечения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Организация физической подготовки в дистанционном формате представляет собой сложнейший процесс. Именно в ходе дистанционного обучения на преподавателей возлагается обязанность контроля посещения и активизации во время занятий курсантами и слушателями на более высоком уровне, нежели чем при очной форме обучения. На занятиях по физической подготовке преподаватель может заменить немаловажные детали, которые возможно обнаружить только при визуальном контакте преподавателя и курсанта. Следует отметить, что теоретическим материалом невозможно заменить практические занятия. От уровня подготовки специалистов зависит то, как будет прогрессировать их деятельность, что очень важно не только для окружающих, но и для самих сотрудников и их карьерного роста [1]. Целью физической подготовки в высших образовательных организациях МВД России является формирование готовности курсантов и слушателей к эффективному решению оперативно-служебных задач, на основе развития психофизической подготовленности, формирования комплекса профессиональных знаний, умений и навыков применения боевых приемов борьбы [2].
Преодолевая ряд трудностей, поставленных пандемией, образовательные организации МВД России ищут различные пути решения и выполнения поставленных задач обучения. Особо следует обратить внимание на организацию учебно-тренировочного процесса по физической подготовке. В структуру занятия должны входить разнообразные упражнения, направленность которых будет сконцентрирована на формировании и развитии у курсантов и слушателей необходимых физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д. В тоже время на занятиях должны быть рассмотрены ситуации, которые включают риски, это необходимо для формирования у сотрудников различных волевых качеств, таких как смелость и решительность. Что, касается физической подготовки сотрудников ОВД РФ, их выделяют на общую и специальную подготовку. Такой подход полностью согласуется с целью физической подготовки и со следующими задачами:
1. Развитие и поддержание профессионально важных физических качеств, которые необходимы в дальнейшем для выполнения оперативно-служебных задач.
2. Формирование двигательных навыков и умений правомерного и эффективного применения боевых приемов борьбы, и в целом, физической силы и приобретенных навыков.
3. Поддержание продуктивного уровня общей работоспособности организма, укрепление здоровья, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности.
Выполнение вышеперечисленных задач существенно затрудняется, как непосредственно и сам учебно-тренировочный процесс, если курсанты и слушатели находится на дистанционном обучении.
Задачи, поставленные перед кафедрами физической подготовки образовательных организаций МВД России, требует постоянного поиска способов оптимизации учебного процесса по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка», а именно в период пандемии, в условиях дистанционного образования.
Для решения этих проблем, изучая практику онлайн-обучения, можно выделить различные методы, применяемые преподавателями, к которым следует отнести интерактивные методы, методы трансляции учебных материалов, методы стимулирования и поощрения учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля [3]. Наиболее значимым по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка» в условиях пандемии является метод наглядности, который предполагает широкое использование обучающих видеороликов, видеофильмов. Можно использовать различные фото, видео, рисунки с конкретными ситуациями и вариантами действий. Для сотрудников органов внутренних дел, основополагающим является обучение боевым приемам борьбы, а в ди-
станционном формате - это очень затруднительно. Решение этой проблемы возможно с помощью обучающих видеороликов, видеофильмов, где зафиксировано поэтапное выполнение приемов наглядным образом в совокупности с теоретическим объяснением тактики их выполнения. Полноценно изучить и освоить боевые приемы борьбы, научиться применять их в различных служебных ситуациях в дистанционном формате проблематично.
Естественно немаловажным является и изучение теоретического материала, на основе которого строятся фундаментальные знания курсантов и слушателей. Для самостоятельного изучения им предоставляется разнообразный теоретический материал в виде учебных пособий, методических разработок и рекомендаций и т.д.
Основу дистанционного образования помимо лекционных занятий, составляют дистанционные семинарские занятия, консультации, на которых курсанты и слушатели могут задавать интересующие их вопросы по результатам освоения изученного материала, просмотренных видеоматериалов. В рамках дистанционного обучения курсанты и слушатели особое внимание должны уделять самостоятельной работе. Основными видами самостоятельной работы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России являются:
- предварительная подготовка к занятиям на основе изученного материала, а также в соответствии с учебным планом;
- прослушивание лекционного материала в дистанционном формате, и в дальнейшем осмысление полученной учебной информации, а также ее краткая запись, систематизация, обобщение;
- подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебной дисциплине;
- уточнение во время консультационных занятий наиболее неясных вопросов, которые возникли при изучении;
- подготовка к семинарским, практическим занятиям;
- написание различных письменных работ в виде сообщений, докладов, рефератов и др.;
- выполнение научной работы, участие в научных исследованиях, проводимых в образовательной организации;
- просмотр видео- и кинофильмов по изучаемой дисциплине.
К проблемному вопросу в рамках дистанционного обучения относится текущая оценка знаний курсантов и слушателей. Дистанционная форма обучения по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка» не позволяет в достаточной мере объективно проводить текущий контроль полученных знаний и приобретённых умений и навыков. Это связано с тем, что оценить теоретические знания в области выполнения боевых приемов борьбы или иных контрольных упражнений возможно, но само выполнение элементов боевых приемов борьбы непосредственно курсантами и слушателями невозможно. Выполнение силовых упражнений курсантами и слушателями, как у мужского, так и женского пола, проверяется посредством просмотра видеоотчетов, а, например, проверка результатов бега на различные дистанции затруднена и даже в самом их выполнении. Возможно проверить полученные знания с помощью тестовых заданий или написания контрольных работ, при этом необходимо учитывать какие методы применялись при обучении, и какая была рекомендована литература.
Таким образом, дисциплина «Профессионально-прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России, как одна из самых важных элементов обучения будущих сотрудников органов внутренних дел, в условиях дистанционного образования имеет ряд трудностей в изучении. Поиск новых форм и методов повышения эффективности преподавания дисциплины «Профессионально-прикладная физическая подготовка» является актуальной проблемой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Охарактеризованная проблема в данной работе в условиях пандемии является наиболее актуальной. Карантинные меры и ранее применялись при различных массовых заболеваниях, но практики перехода на дистанционное обучение в сжатые сроки не было. Сотрудники органов внутренних дел должны отличаться своей мобильностью и приспособленностью к решению различных служебных задач, большинство из этих навыков они обретают посредством обучения, а остальные апробируются на практике. В условиях дистанционного обучения научить курсантов и слушателей боевым приемам борьбы или давать комплексы упражнений для поддержания физического состояния организма возможно, но данная форма обучения не является эффективной и создает ряд трудностей, как для преподавателей, так и для курсантов и слушателей. Таким образом, следует заключить, что использование формата дистанционного обучения по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка» является вынужденной мерой, и в дальнейшем может использоваться как дополнительная к основной очной форме обучения для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баркалов С.Н. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования / С.Н. Баркалов, И.В. Герасимов // Общество и право. - 2014. - № 4 (50). - С. 299-304.
2. Исаев Р.А. Собственный стиль творчества преподавателя как фактор улучшения качества дистанционного обучения в высшей школе / Р.А. Исаев, О.С. Панова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 2. - С. 148-150.
3. Камнев P.B. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России / P.B. Камнев, А.Ю. Плешивцев // Вестник волгоградской академии МВД России. - 2014. - №2 (29). - С. 127-133.
REFERENCES
1. Barkalov, S.N. and, Gerasimov, I.V. (2014), "Physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia: state, problems and ways of improvement", Modern problems of higher professional education, Vol. 4 (50), pp. 299-304.
2. Isaev, R.A. and Panova, O.S. (2016), "Own style of teacher creativity as a factor of improving the quality of distance learning in higher school", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 2, pp. 148-150.
3. Kamnev, R.V. and Pleshivtsev, A.Yu. (2014), "Innovative approach in the methods of training in physical training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the MIA of Russia, No. 2 (29), pp. 127-133.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.02.2021
УДК 372.879.6
ТЕХНОЛОГИЯ НАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
Кирилл Андреевич Каинов, учитель, Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей №7, Волгоград
Аннотация
В статье рассматривается методика направленного формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры у учащихся среднего школьного возраста. Разработанная технология представляет собой процесс, всесторонне охватывающий совокупность адекватных