УДК 316.477-057.875
Акелян Нарине Самадовна
Akelyan Narine Samadovna
аспирантка кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета [email protected]
post-graduate student of the chair of social psychology and sociology of management, Kuban state university [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ СОБЫТИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СТУДЕНТАМИ С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ АКТИВНОСТИ
FEATURES OF ANTICIPATION OF LIFE COURSE EVENTS BY STUDENTS WITH VARIOUS EXPRESSIVENESS OF ACTIVITY
Аннотация:
The summary:
В статье анализируются представления о роли предвосхищения событий жизненного пути в активности личности. Рассматривается проблема самостоятельно инициируемой активности студентов в вузе. Отмечаются особенности представлений о предполагаемых событиях будущего, их структурированности, масштабности и протяженности в соотношении с выраженностью активности студентов.
In the article the perceptions of the role of anticipating events in the life course of activity of the person. The problem of selfinitiated activity of students at the university is considered. The features of the perceptions of the future events, their structuring, the extent and length in relation to the students' expressiveness of activity are marked.
Ключевые слова:
активность, событие, жизненный путь, предвосхищение, самостоятельно инициируемая деятельность, студент.
Keywords:
activity, event, life course, anticipation, self-initiated activity, student.
Активность личности в настоящем, ее «актуальное поведение» определяется воздействием внешних и внутренних факторов, действующих на нее в определенной ситуации. Одним из наиболее значимых факторов внутреннего порядка является перспективное видение человеком своего жизненного пути, предвосхищение желаемых событий.
Идея активной роли личностных представлений о будущем постулировалась, начиная с периода формирования психологической науки. Это выражалось в представлениях В. Вундта об «апперцепции» и «антиципации», Ф. Брентано об интенциональности сознания, о потоке сознания В. Джемса, об «актах сознания» К. Штумпфа, Н. Аха и др.
Так, конструкт «антиципация», предполагает способность личности действовать и принимать те или иные решения с определенным «временно-пространственным упреждением» в отношении ожидаемых, будущих событий. Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков пишут: «Антиципация обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения (и деятельности), она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и в коммуникативные акты» [1, с. 116].
Особенностью антиципирующих образов является то, что у одних они «отражают лишь конечный результат преобразований, у других - эта структура более динамична: в них отражаются определенные этапы трансформаций объекта из начального состояния в конечное» [2, с. 9].
Близкие по смыслу идеи об антиципации были разработаны Н.А. Бернштейном, который рассматривал активное поведение как процесс решения организмом определенной задачи, выступающей в форме «модели потребного будущего». Он ввел понятие «вероятностного прогнозирования» как механизма построения модели потребного будущего. По его мнению, ни одно жизненно полезное или значимое действие не может быть реализовано, если мозг не создал для этого направляющей предпосылки в виде модели желаемого будущего [3, т. 29].
В концепции И.М. Фейгенберга предвосхищение будущего рассматривается как явление, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и оценивании наличной ситуации. Он разграничивает разные линии предвосхищения: (1) вероятностные - связанные с ориентировкой в условиях неопределенности предвосхищений как частотных характеристик наступления событий; (2) интенциональльные - связанные с ориентировкой субъекта на «потребное будущее» [4].
П.К. Анохин в качестве конструкта, определяющего механизмы антиципации, предвосхищающие будущие события, использовал конструкт «опережающее отражение действительности». Представления П. К. Анохина, основанные на идее И.П. Павлова о предупредительной функции условных рефлексов, прежде всего, подчеркивают активность организма в его взаимодействии с окружающим миром, его способность как бы «забегать вперед», опережая ход событий на основании использования настоящего и прошлого опыта [5].
Активность личности, таким образом, во многом определяется предвосхищаемым образом будущего, которое создает состояние готовности действовать.
К.А. Абульханова-Славская, определяя категорию активности, пишет, что это «типичный для данной личности, обобщенный ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее жизненных потребностей» [6, с. 113]. Ссылка на категорию «отражение» в данном определении подчеркивает, что в характеристиках активности проявляется то, насколько целостно личность моделирует, предвосхищает свою жизнь, связывая воедино ее объективно разобщенные сферы, циклы, события.
В своем исследовании мы обращаемся к проблематике активности студентов в самостоятельно инициируемой деятельности в рамках вуза. Можно выделить сферы, в которых вуз предоставляет студентам возможности самореализации: научная (конференции, соискание стипендий, олимпиады), досуговая (спортивные мероприятия, творческие кружки), организаторская (профсоюзная деятельность, организация мероприятий, дни открытых дверей) и др.
Активность студентов в мероприятиях и организациях, не имеющих обязательного характера, представляет собой особый интерес, так как является выражением самостоятельно инициируемого и не регулируемого извне вида активности.
Наше исследование ориентировано на выявление соотношения выраженности активности студентов в самостоятельно инициируемой деятельности с особенностями предвосхищения событий будущего жизненного пути. Мы предполагаем, что личность проявляет свою активность в зависимости от того, как ею интерпретируются события настоящего периода относительно всего предвосхищаемого жизненного пути.
Выборку исследования составили студенты, обучающиеся в КубГУ (г. Краснодар) на разных факультетах и курсах.
На первом этапе исследования мы проводили интервьюирование 19 студентов (средней продолжительностью 40 мин.). Нас интересовало их представление о роли настоящего в становлении предполагаемых событий будущего, а также их структурированность, масштабность и протяженность.
Студенты, проявляющие в вузе активность, участвуя в самостоятельно инициируемой деятельности, отличаются тем, что: (а) период обучения в вузе интерпретируется как период собственного развития, становления, усовершенствования и разносторонней реализации своей личности; (б) предвосхищение жизни имеет протяженность в 10 лет и более; (в) образ событий жизненного пути целостен, подчинен нескольким главенствующим целям; (г) жизненные планы, несмотря на долгосрочность, достаточно детализированы, осмыслены, органично вписаны в образ настоящего.
А студенты, не проявляющие активность в самостоятельно инициируемой деятельности в вузе или проявляющие ее в малой степени, характеризуются следующим: (а) период обучения в вузе представляется как период формирования, всестороннего развития, взросления и социализации (познания себя и мира); (б) события, предвосхищаемые в будущем, не превышают 2-3-х летнего рубежа; (в) предвосхищаемые события жизненного пути либо привязаны к реально существующим в настоящий момент условиям, либо имеют фантазийный характер; (г) жизненные планы краткосрочны, образы отдаленного будущего отрывочны, не имеют причинно-следственных взаимосвязей.
На втором этапе исследования мы использовали методику «Оценивание пятилетних интервалов» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник). Данная методика позволяет выявить особенности представлений респондентов о продуктивности собственной жизни на различных этапах прошлого, настоящего и предполагаемого будущего (см. табл. 1).
Выборку составили 65 студентов. Всех ее членов мы разграничивали по признаку большей и меньшей вовлеченности в различные виды самостоятельно инициируемой активности в рамках учебного заведения.
Таким образом, мы сформировали 3 подвыборки: «не активные» - не инициирующие участие в мероприятиях вуза (14 чел.); «средне активные», имеющие опыт проявления активности в 1-2 сферах (28 чел.); «высоко активные» - те, кому свойственно активное участие в 3-8 сферах (23 чел.).
Отметим, что во всех трех группах студентов не было обнаружено значимых различий относительно характера интерпретации периода жизни от рождения до 25 лет. У студентов с различной выраженностью активности отмечается типичное увеличение показателей продуктивности жизни на этапах от детства к юности. Другими словами, весь период прошлого и период, который можно обозначить как настоящее (период обучения в университете), интерпретируются студентами в равной мере насыщенными.
Оценки насыщенности предвосхищаемых событий жизни высоко активными и средне активными студентами и в дальнейшем не имеют значимых отличий. Представления о продуктивности жизни обоих групп характеризуются плавным спадом насыщенности жизни, начиная с 36-летнего возраста. Возрастной период после 76 лет предполагает период стабилизации, «плато».
Весь жизненный путь представляется высоко и средне активными студентами как довольно продуктивный. Показатели насыщенности жизни не опускаются ниже 4 баллов (из 10). Однако можно отметить интересное отличие в тенденциях их восприятия продуктивности периода 21-35 лет. В линии жизненного пути высоко активных студентов не наблюдается ярко выраженного пика - наиболее насыщенного периода. Они интерпретируют периоды обучения в школе и университете как периоды нарастания насыщенности значимых событий. Наиболее продуктивными периодами в жизни они считают периоды 26-30 и 31-35 лет. Тогда как средне активные студенты предполагают, что наиболее значимым периодом их жизни будет период 21-25 лет. То есть, период ближайшего будущего.
Обратимся к результатам, показанным не активными студентами. В отличие от средне и высоко активных студентов, они имеют ярко выраженное отношение к ближайшему будущему (21-25 лет) как к наиболее насыщенному этапу жизненного пути. За этим периодом предполагается резкое падение числа значимых событий жизни. Период жизни от 26 до 45 - у них представляет собой долгий период стабилизации (плато), а затем снова достаточно резкий спуск.
Следует особо отметить - не активные студенты предполагают, что период жизни после 56 лет будет иметь насыщенность событиями ниже среднего (ниже 4 баллов). А после 76 - вовсе предполагается минимальная продуктивность (ниже 2 баллов).
Начиная с периода 41-45 лет, во всех трех группах респондентов наблюдается спад в насыщенности событиями жизненного пути. Однако у не активных студентов этот спад более резкий. Если высоко активные студенты период жизни от 41 до 66 лет рассматривают как период, имеющий насыщенность вы-
ше уровня среднего (от 8 до 6 баллов), то студенты с низкой активностью - оценивают эти же годы как имеющие насыщенность, ниже уровня среднего.
В результате анализа полученных данных и соотношения показателей, полученных на обоих этапах исследования, можно отметить следующее:
1. Студенты, проявляющие малую степень активности, сконцентрированы на событиях настоящего. Предвосхищают они лишь события ближайшего будущего, которые должны стать основой наиболее продуктивного этапа жизненного пути. Их жизненные планы ограничены 2-3-х летним сроком (вероятно именно с этим связана интерпретация ими более отдаленных жизненных событий как не значимых). Их образы желаемого будущего во многом аморфны, а пути их достижения - не ясны. Прошлое и настоящее видится им как более значимые, насыщенные периоды жизни.
2. Студенты, проявляющие большую степень активности в вузе, в меньшей степени сконцентрированы на периоде настоящего. Настоящее и ближайшее будущее они предполагают как периоды личностного роста. В интервью такие студенты подчеркивали, что настоящее - это период «тяжелой работы», «построения дома и карьеры», а будущие успехи - результат. Их жизненные планы долгосрочны, причем все периоды жизненного пути представляются ими как насыщенные событиями. Чем более выражена активность студентов в настоящем, тем более отсрочены периоды, которые они предполагают как наиболее продуктивные. Средне активные студенты интерпретируют период ближайшего десятилетия как наиболее продуктивный, а студенты с наиболее выраженной активностью в настоящем предполагают достичь наивысшей продуктивности в возрасте 26-35 лет (через 7-16 лет). Студенты с выраженной активностью предвосхищают в своем будущем набор определенных событий, которые соотнесены друг с другом, также как и с настоящим положением дел.
Итак, подводя итоги, отметим, что студенты с различной выраженностью активности в настоящем во многом отличаются относительно характера предвосхищаемого жизненного пути. Мы обнаружили связь выраженности активности с продолжительностью жизненных планов, их осмысленностью, взаимной со-подчиненностью и приписыванием значения и значимости различным периодам жизни.
Предвосхищение будущего, определенных этапов и событий жизненного пути имеет действенное значение на характер «актуального поведения», проявления активности личности в настоящем. Особое значение характер предвосхищения будущего имеет в студенческом возрасте, который предполагает большой диапазон возможностей для самореализации.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
2. Там же.
3. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психол. журн. 2008. № 4. С. 54-65.
4. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003.
5. Категории материалистической диалектики в психологии / отв. ред. Л.И. Анцыферова. М., 1988.
6. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова. М., 1989.
1. Lomov B.F. Antitsipatsiya v strukture deyatel'nosti. M., 1980.
2. Ibid.
3. Mandrikova E.Y. Sovremennye podhody k izucheniyu vremennoy perspektivy lichnosti // Psihol. zhurn. 2008. No. 4. P.54-65.
4. Kornilova T.V. Psihologiya riska i prinyatiya resheniy. M., 2003.
5. Kategorii materialisticheskoy dialektiki v psihologii / executive ed. L.I. Antsyferova. M., 1988.
6. Psihologiya lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve: Ak-tivnost' i razvitie lichnosti / executive ed. B.F. Lomov, K.A. Abul'hanova. M., 1989.