Научная статья на тему 'Анализ психологических подходов к трактовке предвосхищаемого будущего'

Анализ психологических подходов к трактовке предвосхищаемого будущего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
БУДУЩЕЕ / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / КАТЕГОРИЯ / ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / THE FUTURE / VITAL PROSPECT / COURSE OF LIFE / CATEGORY / ANTICIPATION / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акелян Н. С.

В статье представлен анализ психологических подходов к трактовке предвосхищаемого будущего. Рассматриваются особенности понимания будущего как конструкта, отражающего явления познавательных функций психики, темпоральности и жизненного пути личности. Утверждается концептуальная роль термина «жизненная перспектива» в категориальном аппарате психологии жизненного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of psychological approaches to interpretation of anticipated future

In this article the analysis of physiological approaches to interpretation of anticipated future is presented. The understanding of the future features are considered as a construction set which reproduces occurrences of mind cognitive functions, temporality and human life way. The concept role of the term “life prospect” is approved in the categorical instrument of the life way psychology.

Текст научной работы на тему «Анализ психологических подходов к трактовке предвосхищаемого будущего»



Н. С. Акелян, аспирант,

кафедра социальной психологии

и социологии управления,

Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Россия,

[email protected]

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ТРАКТОВКЕ ПРЕДВОСХИЩАЕМОГО БУДУЩЕГО

Современная психология жизненного пути личности опирается на понимание того, что человек существует в трех временных координатах: прошлое, настоящее и будущее. В различных концепциях данные векторы анализируются в разной степени. Введение категории будущего как совокупности целей, к которым нужно стремиться, и переход от причинной детерминации в психологии к целевой принадлежит еще А. Адлеру. Однако категориальный аппарат психологии не имеет однозначного подхода к трактовке будущего и пониманию соотношения конструктов, его обозначающих.

В статье автор отразит основные подходы к пониманию будущего в психологии. Психологическая трактовка будущего предполагает его включенность в субъек- =

тивную картину жизненного пути личности в качестве «перспективы». Это понятие обозначает целостный «просмотр» личностью бытия, выстроенный в соответствии с программируемыми и ожидаемыми событиями жизненного пути, осуществление которых является субъективно значимым.

В результате анализа теоретических положений относительно понимания будущего автор отмечает существование трех основных подходов. Будущее в психологии трактуется как: конструкт, отражающий явления познавательных функций психики

Ни одно жизненно полезное или значимое действие не может

быть реализовано, если мозг не создал для этого направляющей предпосылки в виде модели желаемого будущего.

(1), темпоральность (2) и жизненный путь личности (3).

1. Будущее как явление познавательных функций психики. В данном контексте будущее соотносится с такими общепсихологическими терминами, как отражение, активность, восприятие, представление, сознание, самосознание, цель, воображение и т. д.

Идеи, отражающие роль представлений о возможном будущем на настоящее, разрабатываются, начиная с периода формирования психологической науки (представления В. Вундта об «апперцепции» и «антиципации», Ф. Брентано об интен-циональности сознания, о потоке сознания В. Джемса, об «актах сознания» К. Штумпфа, Н. Аха и др.).

= Значимость будущего и его овладения личностью подчеркивается конструктом «антиципация». Он предполагает способность человека действовать и принимать те или иные решения с определенным «временно-пространственным упреждением» в отношении будущих событий. Антиципация, являясь проявлением познавательной активности личности, позволяет в ответ на действующие только в настоящем стимулы, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события и быть готовым к встрече с ними. Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков пишут: «Именно

антиципация обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения (и деятельности), она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и в коммуникативные акты»1.

Близкие по смыслу идеи об антиципации были разработаны Н. А. Бернштейном, который рассматривал активное поведение как процесс решения организмом определенной задачи, выступающей в форме «модели потребного будущего». Он писал о том, что ни одно жизненно полезное или значимое действие не может быть реализовано, если мозг не создал для этого направляющей предпосылки в виде модели желаемого будущего. Н. А. Берншнейн ввел понятие «вероятностного прогнозирования» как механизма построения модели потребного будущего и указывал на процесс программирования действия для реализации и достижения этого потребного будущего.

В концепции И. М. Фейгенберга предвосхищение будущего рассматривается как основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и на оценивании наличной ситуации. Он разграничивает разные линии предвосхищения:

1) вероятностные — связанные с ориентировкой в условиях неопределенности предвосхищений как частотных характеристик наступления событий;

2) интенциональные — связанные с ориентировкой субъекта на «потребное будущее».

В контексте статьи особое внимание привлекает термин «опережающее отражение действительности» П. К. Анохина. Еще И. П. Павлов, разрабатывая теорию условных рефлексов, отмечал «предупредительную» функцию условных сигналов, и тем самым ввел в физиологию понятие о факторе будущего времени. Теория функциональной системы как целесообразного образования стала основой исследований целесообразных актов поведения. Представления = П. К. Анохина, прежде всего, подчеркивают активность организма в его взаимодействии с окружающим миром, его способность как бы «забегать вперед», опережая ход событий

Каждая форма разумного поведения предполагает предусмотрение наступающих событий, в том числе результата самой деятельности.

на основании использования настоящего и прошлого опыта.

В связи с проблемой опережающего отражения и для выявления специфики отражательной активности человека наибольшую актуальность для психологии приобрела категория цели и непосредственно связанные с ней понятия интенциональности, целеполагания и целеосуществления.

Так, А. Г. Спиркин отмечает, что опережающее отражение осуществляется человеком в виде представления и целеполагания. Он пишет, что «каждая форма разумного поведения предполагает предусмотрение наступающих событий, в том числе результата самой деятельности. Именно благодаря этому удается заблаговременно уловить логику и тенденцию развития событий и на этой основе совершать целесообразные дей-ствия»2.

Среди общепсихологических категорий особое отношение к будущему имеет конструкт «воображение». Воображение в отличие от рассмотренных выше функций психики может пониматься и как составная часть предвосхищения будущего (например, в качестве образов «возможного Я», выделяемых Х. Маркусом, М. Синиреллой и др.), и как особая форма его проявления.

Воображение, в качестве формы проявления личности, ориентировано исключительно на «созидание» образов желаемого, возможного будущего, а также образов того, что отсутствует в наличном опыте. Оно способствует реализации движения личности от настоящего к будущему: «В воображении <...> формируются многообразные чувственно-наглядные ситуации. Некоторые из них со временем воплощаются в реальность, другие же нет. Создание чувственно-наглядных вариантов будущего — не свободная игра воображения, не бесплодная фантазия, а своеобразная исследовательская деятельность по созданию "моделей" будущего»3.

Воображение, если оно не соответствует рамкам приемлемого уровня реалистичности предвосхищаемого будущего, представляет собой отлет в идеальный мир фантазий, замещает действительную жизнь и демоби-

лизует человека (о чем говорят Н. А. Логинова, Ж. Нюттен, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.). В противном случае воображение (и мечта, и фантазия) представляет собой позитивный фактор, обусловливающий проявление активности субъекта. Оно дает возможность человеку преодолеть «ситуационную ограниченность» и детерминирующее влияние обстоятельств, создавая определенные образы (положительные или отрицательные) реальности, сформировать программы поведения в настоящем и будущем.

Все рассмотренные выше категории соотносятся с конструктом «жизненная перспектива» как части к целому. В этих терминах отражается направленность личности на совершение конкретных актов, реализация которых в дальнейшем может/должна способствовать решению определенной задачи.

2. Будущее как явление темпоральности. С этой точки зрения представления человека о будущем рассматриваются как синоним временной перспективы личности. Категория «временная перспектива» имеет обширную историю применения (начиная с 50-х гг. XX в. временная перспектива является темой значительного числа исследований).

Предполагается, что все жизненные события, цели и средства, надежды располагаются вдоль оси времени, образующей временную перспективу. Временная перспектива рассматривается как «совокупность субъективных представлений личности о будущем, упорядоченных относительно временной оси»4. Ее формирование в самосознании человека во многом зависит от его представлений о собственном «Я — идеале» и является ментальной проекцией мотива-ционной и ценностной сферы (также имеет место конструкт «временная трансспек-тива» В. И. Ковалева, включающий в себя и временную перспективу и ретроспективу).

Сам термин «временная перспектива» был введен в научный оборот Л. К. Франком для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека. Согласно Л. К. Франку, человек может иметь сразу множество разных временных перспектив (конфликтующих или интегрированных), каждая из которых соотносится с различными сторонами его жизни.

Рассматривать сознание и поведение человека сквозь призму долгосрочной временной и пространственной перспективы предлагает К. Левин. Он определяет временную перспективу как всеобщность взглядов личности на ее будущее и прошлое, существующие в настоящем (на реальном и различных ирреальных пространственных уровнях).

Основываясь на теории жизненного пространства К. Левина, Ф. Зимбардо, понимающий временную перспективу как ситуационно детерминированный процесс, на который оказывают влияние сенсорные, биологические и социальные стимулы, и в то же время как относительно стабильную переменную индивидуальных различий. По его мнению, у личности (не способной гибко лавировать между прошлым, настоящим и будущим в зависимости от требований ситуации и личностных диспозиций) существуют тенденции акцентироваться на одном из времен.

Многие ученые используют термины «временная» и «жизненная» перспектива в качестве синонимов, однако сам по себе термин «временная перспектива» не предполагает усмотрение личности в контексте

ее событийно-сущностного бытия. Он опирается на конструкт «время», соответственно, все исследования, рассматривающие активность личности вне проблемы восприятия временных отрезков, по сути, обращаются к проблематике жизненных перспектив. Соответственно, для более конкретного соотношения конструкта и реальности, которую он отражает, использование понятия «жизненная перспектива» предпочтительнее, нежели понятия «временная перспектива».

3. Будущее как составная часть жизненного пути.

В современной психологии при исследовании ментальных репрезентаций жизненного пути личности используется большое разнообразие конструктов. Специфика их применения определяется теоретическими подходами, целями исследования, степенью центрации на отдельных его периодах и детерминирующих силах. В психологии жизненного пути используются следующие понятия, отражающие субъективное отношение личности к будущему: «жизненная программа», «жизненный план», «жизненная стратегия», «модель жизни», «жизненная цель», «жизненные ожидания», «смысл жизни», «жизнет-ворчество» и др.

Такие понятия, как «смысл жизни», «жизненные ожидания», «жизненная цель», «жизнетворчество» отражают обобщенные ценностные, мотивационные, эмоциональные, смысловые ориентации личности, направляющие ее активность. Руководствуясь ими, «человек видит жизнь не как систему разрозненных событий, а как некую единую структуру жизни, подчиненную определенным за- _ конам развития»5. Они отражают содержательные особенности предвосхищения личностью собственного будущего: их иллюзорность/ реалистичность; масштабность; целостность; позитивность = и т. д. К данным категориям при рассмотрении будущего обращаются Л. Б. Волынская, К. В. Карпинский, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, С. Л. Рубинштейн,

У личности, не способной гибко лавировать между прошлым, настоящим и будущим в зависимости

от требований ситуации и личностных диспозиций, существуют тенденции акцентироваться на одном из времен.

Г. Ю. Фоменко, В. Э. Чудновский и многие другие.

В свою очередь, такие понятия, как «жизненная программа», «жизненный план», «жизненная стратегия», «модель жизни», предполагают детальное и деятельное рассмотрение будущего личности. Их наличие определяет «некий стереотип поведения, позволяющий человеку воспроизводить свое бытие в пространстве и во времени»6. Они могут быть выражены в конкретных событиях жизненного пути, необходимых для реализации жизненных целей, смыслов и ожиданий. Их активно используют в своих концепциях Р. А. Ахмеров, Л. С. Выготский, Л. Н. Коган, О. А. Коноп-кин, С. Плаксий, Л. В. Сохань и др.

Тогда как появление понятия «жизненная перспектива» было связано с необходимостью введения в научный оборот интегрального понятия, отражающего содержание и структуру будущего личности как важнейшей составной части ее жизненного пути.

Наиболее близким к конструкту «жизненная перспектива» выступает термин «жизненная программа». Общим для обоих конструктов, как пишет В. Н. Украинец, является мысленное предвосхищение будущего, установление определенных сроков их реализации и эмоциональное отношение к своему будущему. А основные их отличия состоят в следующем:

1) жизненная программа, в отличие от перспективы, всегда является желаемой для личности;

2) жизненные перспективы предшествуют формированию программ;

3) реализация жизненных программ

_ всегда требует проявления активности личности, а реализация перспектив происходит как с вмешательством, так и без вмешательства субъекта;

4) жизненная программа личности является «целостной картиной намеченного ею жизненного пути», тогда как жизненные перспективы формируются в сознании личности только как узловые события ее будущего;

5) одной жизненной программе соответствует одна жизненная перспектива, а она может содержать множество программ7.

Таким образом, =

«жизненная перспектива» есть наиболее общее, всеохватывающее понятие, отражающее субъективное отношение личности к собственному будущему. Рассмотренные выше понятия психологии жизненного пути личности могут быть соотнесены с термином «жизненная перспектива» как структурные компоненты с целым.

Определим место категории «жизненная перспектива» в категориальном аппарате психологической науки (рис. 1).

Личность обладает сознанием, существует во времени и реализует индивидуальный жизненный путь. Жизненная перспектива служит такой надстройкой сознания личности, которая позволяет человеку действовать в соответствии с ментальным образом будущих (вероятных/ожидаемых) событий.

Темпоральность

1 г

Жизненный путь личности

в сознании человека в качестве жизненной перспективы.

Таким образом, можно заключить следующее. Жизненная перспектива является = необходимым элементом личностной психики. Личность обладает сознанием, существует во времени и реализует индивидуальный жизненный путь. Жизненная перспектива служит такой надстройкой сознания личности, которая позволяет человеку действовать в соответствии с ментальным образом будущих (вероятных/ожидаемых) событий. Является правомерным утверждение жизненной перспективы личности как значимого феномена психологии личности. Несмотря на то, что сам конструкт «жизненная перспектива» имеет несколько маргинальное положение в категориальном аппарате психологии, его сущностные особенности имеют обширное применение и признание в качестве детерминант бытия личности.

1 г

Отражени е в сознании

личности.

Рис. 1. Модель категориального соотношения термина «жизненная перспектива»

Жизненный путь личности, реализуемый в рамках исторического, хронологического и психологического времени (т. е. темпоральности) отражается в ее сознании. Целостный образ жизненного пути в ментальной сфере личности представлен в качестве «субъективной картины жизненного пути», отражающей временные векторы жизни. Вектор «будущее» актуализируется

1. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. — М.: Наука, 1980. С. 116.

2. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972. С. 123.

3. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. — М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 162.

4. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психол. журн. 2008. Т. 29. № 4. С. 54.

5. Сутормин О. Ю. Психологическое содержание жизнетворчества личности в современной психологии // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 8 (16) октябрь. С. 109.

6. Мезина Л. Г. Модель и ее роль в постижении вариативности жизни человека // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 7 (15) сентябрь. С. 60.

7. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. — Киев: Наук. думка, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.