АНТИЦИПАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ВЫБОРА И РЕГУЛЯЦИИ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.В. Толстошеина
Проблема антиципации является актуальной в рамках всей психологической науки. Вне изучения предвосхищения, прогнозирования, экстраполяции, опережающего отражения не рассматриваются такие проблемы, как психология восприятия, творчества, мышления, деятельности. Именно в деятельности, как специфической человеческой форме активности, осуществляющей преобразования как субъекта, так и объекта, наблюдается рост значения не только ценностных установок, ориентаций, мотивов, но и ожиданий, притязаний и, как следствие, предвосхищения.
К изучению антиципации обращались еще древние. Идея пролепсиса встречается уже у эпикурейцев и стоиков, для которых логос выступал одновременно в виде промысла и судьбы, рассматривался в единой цепочке последовательно выстроенных событий, совокупности всех причин. Говоря о предвосхищении, восточные мудрецы пытались разгадать тайну времени, прошлого и будущего. Конфуций предупреждал против опережающего знания как субъективной и произвольной попытки человека составить себе представление о предмете до его наблюдения, но не отрицал естественной связи событий и их логичной последовательности. В тексте «Лунь-Юя» он выделил, что «знать два по одному» - это лишь низшая ступень гносиса, то есть знание последовательности по причинно-следственной связи, грядущего на основании прошедшего. Ему вторил Лао-Цзы, считая «предусмотрение» отцветанием дао и началом глупости. И только у Чжуан-Цзы в главе «Предвидение» трактата «Чжу-ан-цзы» можно прочесть, что люди «наблюдали за прошлым, чтобы узнать о будущем. В этом и заключается естественный закон предвидения».
Многие столетия в науке преобладали идеи, близкие конфуцианским. Против предвосхищения событий выступал Ф. Бэкон, призывавший к естественному познанию природы. Даже у И. Канта, не отрицавшего априорную предопределенность форм и
структур, мы не встретим полноценного научного признания роли антиципации в познании. Впервые гностическая ценность понятия антиципация обозначилась в трудах В. Вундта. Он ввел понятие «антиципация» в психологическую науку, рассматривая её как способность человека представить возможный результат своей деятельности до её осуществления. Антиципацией называли ожидание организмом определенной ситуации, либо представление результатов действия. Постепенно понятие пополнилось значительным экспериментальным знанием и, воспроизводимым на его основе, понятийным аппаратом, отразившим ряд особенностей механизма опережающего отражения.
Антиципация - «это способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий». Это широко известное определение Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова наиболее ярко и рельефно описывает явление психологического феномена прогнозирования, но, ставшее классическим, оно, тем не менее, не смогло разрешить все возможные аспекты реализации опережающего эффекта психики. Мы согласны с точкой зрения Е.А. Сергиенко, что данное определение несколько суживает психологическое поле функционирования антиципации. Действительно, антиципация выступает как имманентное свойство любого психического процесса, но выражается в различных формах. Имманентность антиципации психическому подтверждается уже тем, что в ней, как психическом отражении связываются воедино прошлое, настоящее и будущее. В монографии Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова антиципация представлена как воспроизводяще-предвосхищающий механизм, в котором предвидение играет роль селекционера и организатора всей хранящейся в памяти информации. Вне прошлого опыта, его системной переработки предвидение невозможно, как невозможно оно в ряде случаев без осознанного построения модели будущего.
А.В. Брушлинским, Д. Келли, Б.Ф. Ломовым, У. Найссером, Е.Н. Сурковым, Д.Н. Узнадзе, И.М. Фейгенбергом и многими другими представителями отечественной и зарубежной психологических школ отмечается, что «предвосхищение осуществляется, формируется, развивается на основе общего мыслительного механизма» - анализа через синтез, однако, антиципация лишь формируется на основе мыслительного механизма и не может быть тождественна ему. Она лишь необходимая часть любой деятельности человека, как внешней, так и внутренней, потому целесообразно рассматривать предвосхищение с деятельностных позиций, применительно к отдельным видам, процессам и отношениям в рамках деятельности.
Универсальность антиципации, как принципа приспособления всего живого к условиям окружающей действительности, всеобщего свойства живой материи отмечается П.К. Анохиным, У. Найссером и др. Антиципирующие схемы, включенные в любой перцептивный цикл, помогают активному изучению окружающей действительности, но и сами они осуществляются по определенной предвосхищающей схеме. Взаимодействие этих схем с наличным, окружающим миром приводит не только к принятию новой информации, интеграции, но и к модификации предвосхищающей схемы.
Физиологический механизм опережающей функции психического отражения выведен из эквивалентности наличных и следовых возбуждений - будущим возбуждениям. Этим механизмом обосновываются экстраполяционные рефлексы и установки к «предстоящим действиям, построению моделей будущих действий и событий, а также ретро-сказанию». Действительно, установочные тенденции, предшествующие конкретно развивающейся деятельности, возникают как промежуточное звено между потребностью и возможностью ее удовлетворения. Возникая на грани физического и психического, установка детерминирует деятельность.
Высказывая идеи о программировании действий, вероятностном прогнозировании, опережающем отражении, задачах действий, как формулах потребного будущего, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.В. Бруш-линский И.М. Фейгенберг выделили функ-
ции антиципации, свойственные, в том числе, и установке (аттитюду), а именно: когнитивную, аффективную и конативную.
Самостоятельной функцией антиципации считают коммуникативную, позволяющую не только обмениваться информацией, но и подчиняться определенным культурным ценностям группы.
Анализ эволюции научной мысли в области изучения антиципации и всех вышеизложенных точек зрения на проблему опережающего отражения позволяет нам, несмотря на явное разнообразие позиций, отметить ряд общих положений:
во-первых, антиципация является системным психофизиологическим образованием, способностью человека на различных уровнях предвидеть наступающие события;
во-вторых, благодаря предвосхищению все поведение субъекта становится активным, мотивированным, целенаправленным;
в-третьих, в антиципации всегда присутствует ранее усвоенная и новая информация, сопоставление которых и становится одним из значимых условий выбора стратегии и тактики протекания будущей деятельности;
в-четвертых, антиципация на речемыслительном уровне позволяет в схематичной форме решить какую-либо проблемную ситуацию задолго до её наступления и непосредственного решения.
В поведении и деятельности антиципация «обеспечивает формирование цели, планирует и программирует поведение», а также контролирует текущие коммуникативные акты и в этой роли выступает как регулятор, в том числе и социальных взаимоотношений. Следовательно, антиципационные механизмы, являясь индивидуальными регуляторами психической активности человека, не только не игнорируют влияние социального фактора, а во многом связаны с ним, проявляясь в таких уровнях антиципации как перцептивный, представленческий, речемыслительный. Антиципируя, личность пользуется не только личным опытом, но и знанием, апробированным в жизненном опыте социального окружения или даже человечества (ментальном опыте). Ряд авторов выделяет только когнитивно-регуляторный аспект антиципации, а вместе с тем, по мнению
Е.А. Сергиенко, целесообразно выделять и коммуникативный аспект, позволяющий решать нестандартные задачи во времени и пространстве, упреждающе планировать и координировать совместные действия на основе плана.
Предвосхищение будущих событий может стимулировать или затормаживать развитие личности, эмоционально окрашивать весь ход жизнедеятельности, придавать определенный смысл тем или иным переживаемым состояниям в настоящий период. Информационная, аффективная, когнитивная и конативная функции не исчерпывают всех возможностей предвосхищения. Ожидание личностью будущих событий, по нашему мнению, может выполнить мотивирующую функцию по отношению к настоящему, а осознание мотивов своего поведения способствовать «образованию «мотивационного синдрома потребностей», то есть возникновению множества мотивов, которые черпают свою энергию из удовлетворения данной потребности и даже из ее предвосхищения. Предвосхищение деятельности и ее социальных последствий лежит в основе механизмов саморегулирования и внешнего регулирования, включенных в когнитивный механизм самоэффективности - осознания человеком своей способности строить поведение в соответствии с задачами деятельности или ситуационным развитием.
С феноменом опережения в психологии, так или иначе, соотнесены многие вопросы изучения деятельности, потому одним из направлений в исследовании антиципацион-ных механизмов можно считать изучение роли предвосхищения в структуре деятельности. Приоритет в изучении данного вопроса принадлежит А.Н. Леонтьеву, которым предвосхищение внесено в цепочку деятельности вне отрыва от ее субъекта и объекта. Предвосхищение выступает как процесс, заданный внешними условиями деятельности и внутренними детерминантами личности субъекта деятельности. Включенная в субъ-ект-объектные отношения, антиципация находится под влиянием многих психологических факторов, а именно: изменение мотивации, достижение результата, оценка результата, изменение критериев оценки, возрастные изменения, появление нового опыта и
многих других. Ретроспективно-перспективный характер предвосхищения направленно ориентирует человека на создание образа деятельности и ее целевого результата, с учетом потребности, как начальной фазы активности, и связующего компонента - мотива.
В рамках исследованного нами антици-пационного процесса, адаптация к будущей профессиональной деятельности максимально приближается к гомеостатической. Но социальная сущность придает ей гедонистический и прагматический характер. Опираясь на исследования Б.Ф. Ломова об антиципации, как имманентном свойстве психической активности, Н.А. Бернштейна об образе потребного будущего, Д.Н. Узнадзе об установке, П.К. Анохина об акцепторе результата действия, А.В. Брушлинского о прогнозировании, А.Г. Асмолова о предвосхищении вероятности, как проявлениях активности психического отражения, мы, применительно к предмету нашего исследования, ввели понятие предвосхищающая оценка деятельности. Предвосхищающая оценка деятельности (ПОД) - это системное образование, обладающее одновременно признаками представленческого и речемыслительного уровней антиципации и сформированной на их основании мотивацией выбора будущей профессиональной деятельности. Изначально предполагался более широкий термин «предвосхищающая оценка выбора деятельности». Но, так как в самом оценочно-выборочном акте отделить одно от другого практически не возможно, нами отведена ведущая роль оцениванию, как процессу когнитивному и регулятивному. Понятие предвосхищающая оценка деятельности наиболее полно выражает признаки деятельного акта выбора как системы, обладающей антиципирующей, оценочной и мотивационной сторонами одновременно.
Сложный психологический механизм самоопределения, основанный на предварительных представлениях индивида о мире профессий, профессионале, его ролях и статусе, профессиональном сознании, а также запросе общества на профессионала становится базовым для дальнейшей профессионализации индивида. Обозначая профессионализацию как целостный и непрерывный процесс, имеющий ряд последователь-
ных этапов становления личности специалиста, мы воспользовались моделью Т.В. Кудрявцева, включающей четыре этапа. На каждом из них предполагается формирование определенных профессиональных качеств, соответствующих программе становления, а также необходимых психологических новообразований. Нами систематизирована терминология, характеризующая сущность процесса профессионального становления на каждом из этапов:
1) возникновение и формирование профессиональных намерений, обоснование выбора профессии подразумевает наличие профессиональных намерений, профессионального плана, профессиональной ориентации, выбора и самоопределения;
2) собственно профессиональное обучение и профессиональное самоопределение включает в себя: профессиональную идентификацию, профессиональное обучение, оптацию, профессиональные ожидания, стремления и профессиональное усвоение;
3) процессу вхождения в профессию соответствуют: профессионализация, профессиональное соответствие, освоение, пригодность или непригодность, профессиональное удовлетворение, перспективность и профессиональная адекватность роль;
4) полная реализация личности в труде связывает воедино профессионализм, профессиональный опыт, статус и роль, профессиональную компетентность, зрелость и мастерство, профессиональную деформацию, профессиональное творчество и профессиональное призвание.
Данная структура достаточно полно раскрывает процесс становления профессионала, учитывает значимую роль предвосхищения на первом и втором этапах, но, к сожалению, не учитывает, что антиципация является непрерывным процессом, обязательно возобновляющимся при переходе от одной стадии становления к другой. Мы заостряем внимание на изучении первых двух этапов профессионального становления будущего специалиста: профессиональном выборе и профессиональном самоопределении. Каждый из них наделен смысловыми конструктами, указывающими на соотнесение индивидом в умственном плане своих потребностей, интересов, способностей и реальных
возможностей к реализации себя в профессиональной деятельности. Такими конструктами для нас являются прогностический и содержательно-смысловой, а именно, предвосхищающая оценка деятельности, как разновидность антиципации, и мотивация.
Условиями достижения предвосхищаемого могут стать изменения в процессе профессиональной оптации, помогающие субъекту расширить информационное поле через накапливание соответствующего знания и включение его в новые профессиональные связи. Программа привития ценностей профессиональной ментальности оптанту должна актуализироваться смысловым содержанием. Обобщая приводимые концептуальные подходы, можно отметить, что:
- антиципация профессионального выбора является следствием многолетнего до-профессионального личностного развития, актуализируемого в юношеском возрасте под воздействием ситуации развития;
- все предпосылки к сужению поля выбора мотивационно и ментально предопределены и находят свое выражение в антици-пационной схеме;
- антиципация является значимым фактором детерминации поведения, особенно в период выбора. Оценивая будущую деятельность, как значимую, личность вносит в систему ценностей и предвидение её возможных результатов, как следствие рождается новый мотив предвосхищения и выстраивается соответствующая мотивационная система;
- в процессе антиципации может быть учтен как собственный так и любой иной опыт, особенно, если антиципируемая ситуация не знакома субъекту;
- антиципация зависит от привлекательности объекта и возможности посредством его достичь желаемого результата;
- антиципация речемыслительного уровня в процессе выбора профессии приобретает особую форму - предвосхищающую оценку деятельности;
- антиципируемый итог может стать основой мотивации последующей деятельности, выступать механизмом запуска мотивационного процесса, то есть становится мотивацией мотивации;
- ПОД не является раз и навсегда устоявшимся отношением человека к деятельно-
сти, а со временем преобразуется за счет формирования иной мотивации деятельности в процессе её осуществления. Динамика антиципации стимулируется успехом или неудачей; приближением к цели или удалением от неё; изменением опыта индивида; ситуативным и средовым влиянием.
Нашим исследованием доказано, что в период профессионального выбора актуализируются одновременно короткая и дальняя интенции, выбор вуза и факультета детерминируется ближайшей, а профессиональная деятельность - отдаленной мотивацией. Пользуясь оценкой имеющихся возможностей, абитуриент осуществляет анализ настоящих резервов в предполагаемой деятельности и афферентный синтез, предопределяющий целеполагание. Синергизм этих явлений позволяет нам отделить, по сути, ПОД и цель деятельности. Кроме того, на пути к поставленной цели могут возникать неучтенные препятствия, выполняться иная деятельность, требующая предвосхищения возможного результата. ПОД предусматривает лишь оценку возможных ближайших достижений человека, пока не произошло значительных изменений условий, ситуации, либо его самого. Она, своего рода, решение задачи, лежащей в плоскости между прошлым и предстоящим, обусловленное настоящим. Осознанный характер деятельности создает предпосылки для единения или расхождения мотивов и целей. Мотивация позволяет учесть и соотнести все свойства объекта в ПОД, которая основана на познании субъект-субъектных и субъект-объектных отношений. Было доказано, что ПОД можно назвать мотивацией мотивации уже в силу того, что она обусловлена несколькими независимыми переменными, выступающими системно:
• эмоциональной привлекательностью;
• эквифинальностью;
• гормизмом;
• ожидаемой ценностью;
• смыслообразуемостью;
• ментальным предопределением.
В ходе исследования ПОД на психологическом, юридическом, естественно-научном, физико-математическом и филологическом факультетах было выявлено несколько групп студентов с различной системой мотивов выбора профессиональной деятельности: заинтересованый, избегающий, эмоционально-привлекательный, социально-ментальный и вынужденно-разочарованный выборы. Из них только часть обладает субъективно-смысловой основой выбора. У других мотивация неустойчива, либо лежит в иных плоскостях, чем профессионально-познавательная. Социальные ожидания и нормы подстегивают предвосхищение, которое и становится стержневым в потребностно-мотивационном образовании будущего специалиста. Эмоциональная окраска антиципации проявляется в индивидуальной интерпретации возможных привлекательных последствий деятельности, умноженных на вероятность собственного успеха. Кроме того, предвосхищение свидетельствует об определенном уровне личностной готовности к профессиональной деятельности.
Итак, предвосхищаемое профессиональное будущее рассматривается в двух плоскостях: плоскости желаемого будущего и возможного будущего. Как следствие, моделируя в сознании предстоящее удовлетворение потребности, индивид вольно или невольно мотивирует свой выбор. Но на момент выбора отдаленная по времени удовлетворения потребность еще не может быть приравнена к цели в силу невозможности в полной мере её идентифицировать, а следовательно, не может и выступать как полностью осознанно мотивируемая. Профессиональный выбор основывается на предвосхищении положительного результата, подкрепляемого социальной значимостью и ролевой сопричастностью.