Научная статья на тему 'Интерпретация и реализация настоящего личностью: роль временной перспективы'

Интерпретация и реализация настоящего личностью: роль временной перспективы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / БУДУЩЕЕ / НАСТОЯЩЕЕ / ИНИЦИАТИВА / СТУДЕНТ / COURSE OF LIFE / TIME PROSPECT / THE FUTURE / PRESENT / THE INITIATIVE / THE STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акелян Н. С.

В статье рассматривается настоящее как актуальная возможность формирования и изменения вероятного будущего. Анализ результатов исследования показывает, что большая насыщенность, структурированность, протяженность, выраженность направленности временных перспектив способствуют интерпретации личностью настоящего как деятельной основы будущего. Большая осмысленность вероятного будущего личности связана с большей степенью проявления инициативы и автономии в жизненном пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акелян Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation and realization of present by personality: the role of temporary perspective

The article considers the present as actual opportunity to form and change the believable future. The research results analysis illustrates that large inten-sion, structuring, extension, expressiveness of time perspectives focus make the person's interpretation the present as active fundamental of the future. Most of meaningfulness for the person's believable future is connected with the most part of initiative and autonomy demonstration in the way of living.

Текст научной работы на тему «Интерпретация и реализация настоящего личностью: роль временной перспективы»

Н. С. Акелян, аспирант,

кафедра социальной психологии

и социологии управления,

Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Россия,

saneakel@mail.ru

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ

НАСТОЯЩЕГО ЛИЧНОСТЬЮ: РОЛЬ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Человек, в попытке осознать и проинтерпретировать собственный жизненный путь, обращается к трактовке личного прошлого, настоящего и будущего. Особое значение в реализации и интерпретации актуального настоящего имеет предвосхищаемое будущее. Ожидания, опасения, представления о вероятности осуществления и причинно-следственной связи тех или иных событий, способность личности выстраивать долгосрочные, структурированные и насыщенные временные перспективы во многом определяют активность личности в настоящем.

Временная перспектива личности представляет собой «совокупность субъективных представлений личности о будущем, упорядоченных относительно временной оси»1. Характер этих субъективных представлений может определять не только выраженность активности личности в актуальных ситуациях настоящего, но и направленность на тот или иной вид активности.

Жизненный путь личности включает в себя такие события, в которых личностная инициатива является основной детер-минантой активности. Один из периодов жизненного пути, в котором максимально количество таких событий, — это студенчество. Даже если рассматривать студентов в рамках вуза, они имеют множество возможностей инициировать свое участие в различных организациях и мероприятиях вуза (конференции, олимпиады; профсоюзная деятельность; соискание стипендий;

творческие мероприятия и др.). Внутриву-зовская активность студентов, не включенная в нормативы образовательного процесса, занимает большое место в их жизненном пути, однако игнорируется большинством исследователей.

Именно в событиях, в которых студент обладает наибольшими возможностями самоорганизации и самореализации, огромное значение приобретает такой фактор проявления активности, как временная перспектива личности.

В данной статье мы попытаемся определить характерные особенности перспектив студентов в соотношении с их инициативной активностью в вузе. Вопрос о том, как связаны интерпретация и реализация студентами настоящего с их временными перспективами имеет огромное значение. Современная ситуация такова, что к личности предъявляются противоречивые требования: с одной стороны, долгосрочного планирования собственной активности, а с другой — гибкости реагирования на актуальные ситуации. Студент, обучаясь в вузе, может проявлять разную степень инициативы и автономии. Соответственно, их временные перспективы обладают специфическими особенностями. Часть из них рассмотрена ниже и позволяет говорить о том, что для определенной категории студентов затруднительным является самостоятельное проявление активности в настоящем без внешней мотивировки и трактовки временных перспектив с деятельной точки зрения.

№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011

Исследование данной проблемы проходило в два этапа.

На первом этапе проводилось полуструктурированное интервью с 19 студентами. Его целью стало = выявление соотношения между перспективами и инициативной активностью студентов в настоящем. В результате мы выявили несколько характерных особенностей, по которым студенты различаются:

1. Структуриро- = ванность временных перспектив. Когнитивные модели действительности более дифференцированы, структурированы, катего-ризированы и наполнены атрибутивными основаниями среди активных студентов (это касается как социально-организационного контекста, перспективных вариантов жизненного пути, личностных ориентиров, так и приписывания окружающим причин их действий). Например, один из респондентов отмечает: «Относительно будущего я могу видеть себя только до 30 лет. До этого период окончания университета. Потом поступление на работу и активное выстраивание своей карьеры <...> Затем (после 30), уже период, когда достигается определенный уровень и это положение уже укрепляется, развивается».

Студенты, мало инициирующие активность в вузе, характеризуются дуальностью либо одноразрядностью категорий. Они не разграничивают отличные сферы жизни и этапы прохождения жизненного пути. Так, характерными являются высказывания: «Весь период, пока мы в университете, да и вообще в жизни, — =

это период развития, мы постоянно узнаем что-то новое, знакомимся с новыми людьми, формируемся».

2. Масштабность образов познания действительности. Инициативные студенты выделяют разнообразие возможностей, которые предоставляет им их факультет, университет в котором они обучаются, город. Они не склонны ограничивать временные

Ожидания, опасения, представления о вероятности осуществления и причинно-следственной связи тех или иных событий, способность личности выстраивать долгосрочные, структурированные и насыщенные временные перспективы во многом определяют активность личности в настоящем.

Жизненный путь личности включает в себя такие события, в которых личностная инициатива является основной детерминантой активности.

перспективы возможностями, заданными сегодняшним их положением, и видят многообразие горизонтов. Их перспективы относительно продолжительны (отсрочены на 10 и более лет) и выступают как совокупность процессов, поэтапное осуществление которых должно содействовать достижению определенных целей.

Тогда как пассивные студенты отмечают исключительно возможности, раскрывающиеся им в рамках того факультета, на котором они обучаются и того временного отрезка, в котором находятся. В малой степени рассматривают возможности разнообразных путей развития и выхода за рамки ближайших ориентиров. Они демонстрируют наличие краткосрочных временных перспектив (на 2-3 года вперед). Перспективы характеризуются ориентацией на реальную совокупность жизненных обстоятельств, либо, наоборот, на фантазийные вероятности будущего.

3. Соотношение конативного и аффективного компонентов образов будущего. В подвыборке активных студентов относительно представлений о будущем превалирует конативный аспект. Такие студенты предвосхищают свое будущее как некую модель построения, выстраивания, реализация которой требует от них активных, целенаправленных действий. Можно сказать, что они руководствуются определенной программой, ориентированной на использование наличных обстоятельств жизненного пути. Например, один из студентов говорит: «Я работаю сейчас над собой <...> необходимо будет достичь определенного статуса на работе, ряда повышений. Это не придет само, я четко понимаю, что для того чтобы к старости жить достойно, надо упорно работать».

У пассивных студентов доминируют представления, в которых будущее рассматривается с аффективной точки зрения. Их размышления относительно собственного

будущего наполнены категориями желаний и ожиданий. Так, многие из них, говоря о событиях будуще- —

го, употребляют следующие выражения: «я хочу», «у меня есть такое желание».

4. Образ роли настоящего в контексте жизненного пути. Для активных студентов период обучения в вузе представляется как период развития, становления, усовершенствования и разносторонней реализации своей личности. Они убеждены в том, что этот временной промежуток необходимо использовать для «конструирования себя», отбора необходимых и нивелирования лишних, ненужных аспектов их характера.

А для пассивных студентов период обучения — это период «формирования как личности», всестороннего развития, предполагающего «взросление». Такие студенты, оценивая роль настоящего периода жизненного пути, отмечают: «здесь мы получаем знания о том, как сложен этот мир, как здесь все организовано и каковы мы на самом деле».

Представленные выше данные демонстрируют, что различия в выраженности активности студентов в пространстве вуза, действительно, сочетаются с различиями в их представлениях относительно временных перспектив. Студенты с высокой активностью имеют дифференцированный образ настоящего, оно, в свою очередь, рассматривается студентами как значимый фактор реализации их временных перспектив. Временные перспективы осмыслены, последовательны, долгосрочны и опираются на деятельный план реализации. Активность, инициируемая ими в рамках вуза, интерпретируется как пилотажное опробование и развитие навыков, которые в дальнейшем должны способствовать становлению желаемого.

Студенты с низкой активностью в малой степени категоризируют различные

Студенты с низкой активностью в малой степени категоризируют различные сферы и этапы своего жизненного пути. Их образ будущего в большей степени привязан к обстоятельствам наличной ситуации.

сферы и этапы своего жизненного пути. Их образ будущего в большей степени привязан — к обстоятельствам наличной ситуации. Они признают значимость настоящего в отношении их временных перспектив, однако склонны оценивать его как подготовительную площадку. Их активность в пространстве вуза не осмысливается как нечто значимое и решающее, представления о собственной активности, как и обо всем жизненном пути, весьма аморфны.

На втором этапе исследования проводился письменные опрос респондентов. Первую группу респондентов (пассивные) составили студенты, которые не принимают и не принимали участия в мероприятиях и организациях вуза (п = 38). Вторую группу (инициативные) составили студенты, которым свойственно активное участие в 3-8 сферах реализации активности в рамках вуза (п = 62). Мы использовали следующие методики: авторская методика по выявлению временных перспектив личности; методика «Оценивание пятилетних интервалов» А. А. Кроника, Р. А. Ахмерова2; опросник по временной перспективе Ф. Зимбар-до (2ТР1)3.

Итак, полученные результаты позволяют отметить особенности временных ориен-таций студентов, протяженность, насыщенность и структурированность их временных перспектив.

В группах пассивных студентов доминируют ориентации на позитивное про-

№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011

шлое (3,48) и гедонистическое настоящее (3,43). Наименее выраженной временной ориентацией для пассивных студентов является ориентация на восприятие личного прошлого в негативном свете (2,85).

Инициативные студенты также обладают выраженным позитивным видением прошлого (3,64), однако в наибольшей степени направлены на реализацию планов и перспективное видение изменений в ближайшем и отдаленном будущем (3,81).

Пассивные студенты оценивают период обозримого будущего (21-25 лет) как наиболее насыщенный событиями. Промежуток жизни от 26 до 45 — у них представляет собой долгий период стабилизации (плато), за ним следует резкий спад продуктивности. Начиная с периода 41-45 лет, они предвосхищают спад в насыщенности жизненного пути. Они оценивают наиболее отдаленные периоды будущего как имеющие насыщенность ниже уровня среднего. Прогнозируют минимальное количество значимых событий в старости.

Во временной перспективе инициативных студентов не наблюдается ярко выраженного пика — наиболее насыщенного периода. Студенты с высокой активностью интерпретируют периоды обучения в школе, затем в университете как периоды нарастания смысложизненной насыщенности событий. Наиболее значимым периодом они считают отсроченное будущее (пятилетия 26-30 и 31-35 лет). Периоды жизни от 41 до 66 лет рассматривают как периоды, имеющие насыщенность выше уровня среднего. Хотя старость и интерпретируется ими как наименее активный период жизни, она предполагает, на их взгляд, наполненность разнообразными событиями. В отличие от пассивных студентов, респонденты с высокой активностью не интерпретируют ближайшее будущее как период наибольшей насыщенности событиями, отодвигая его более чем на 6 лет.

В результатах интервью было отмечено, что планы пассивных студентов не определены. Соответственно, такие студенты, в отличие от инициативных, не видят путей достижения цели и рассчитывают, что по окончании университета они просто будут обладать желаемым положением. Эта

особенность интерпретации настоящего во многом объясняет выявленное отношение к ближайшему будущему.

Показатели респондентов говорят о том, что инициативные студенты в большей степени ориентированы на будущее, их планы долгосрочны, они низко оценивают свою реализованность на данный момент времени. Даже в отдаленном будущем представляют себя как социально активных персон. Пассивные студенты отличаются ориентацией на настоящее, которое, при этом, интерпретируют как неизменное. Наиболее насыщенный период жизненного пути они предвосхищают в ближайшем будущем. В отдаленном будущем не предвосхищают большого числа значимых событий, не ставят себя в активную позицию.

Целостный анализ показателей событийной составляющей временных перспектив студентов позволяет отметить следующие особенности:

1. Структурированность и насыщенность. Для пассивных студентов наиболее насыщенной значимыми событиями сферой жизненного пути является сфера социально-экономического благополучия (2,13), а наименее насыщенной — сфера профессиональной деятельности (1,44). В большей степени структурированной сферой жизненного пути у студентов с высокой активностью является сфера образования (2,89). В наименьшей степени — сфера развлечений и хобби (1,69). Усредненные значения количества выделяемых событий в выделенных сферах жизненного пути демонстрируют параллельное увеличение показателей при переходе от пассивных к инициативным студентам.

2. Направленность. Ориентации студентов на ту или иную сферу жизненного пути имеют прямопропорциональную связь

с выраженностью у них активности. Другими словами, чем выше выраженность активности студентов в рамках вуза, тем выше «тонус» их ориентированности на самореализацию и инициацию значимых событий. И наоборот.

3. Протяженность временных перспектив. Студенты из обоих групп имеют наиболее отсроченные временные перспективы относительно семейной сферы жизненно- = го пути, а наименее — относительно сфер хобби и образования. Отличительным для пассивных студентов является наиболее выраженная протяженность перспектив относительно семейной сферы жизненного пути (8,03). А студенты с высокой активностью, несмотря на то, что отличаются более выраженной направленностью на различные сферы жизненного пути, не имеют наиболее долгосрочных перспектив в отношении ни одной из сфер жизни.

Отметим результаты процентного соотношения количества краткосрочных (не более чем на 3 года), среднесрочных и долгосрочных (более чем на 10 лет) перспектив в подгруппах. В группе пассивных студентов краткосрочные перспективы составляют 74 %, долгосрочные — 16 %, а среднесрочные — 10 %. У студентов с высокой активностью наибольшее количество предвосхищаемых событий краткосрочны — 48 %, средне отсрочены — 39 %, и 13 % долгосрочны. Другими словами, и для пассивных студентов, и для студентов с высокой активностью наиболее распространенной формой видения будущего являются краткосрочные перспективы. У пассивных студентов краткосрочные перспективы составляют доминирующее большинство, где долгосрочные и среднесрочные перспективы представлены в малой степени. Тогда как у студентов с высокой активностью среднесрочные перспективы являются высоко выраженными.

Итак, подведем итоги соотношения особенностей выстраивания временных перспектив студентами с различной выраженностью активности в пространстве вуза.

В результатах интервью было отмечено, что планы пассивных студентов не определены. Соответственно, такие студенты, в отличие от инициа тивных, не видят путей достижения цели и рассчитывают, что по оконча нии университета они просто будут обладать желаемым положением.

Временные перспективы в значительной степени отличаются в группах студентов, в большей и меньшей мере склонных к проявлению инициативной активности. Реализация активности в недетерминированных формах активности является выражением личностных ориента-ций в отношении настоящего. Настоящее во многом определяется особенностями временных перспектив = личности.

Те студенты, временные перспективы которых краткосрочны, не структурированы и не имеют четкой направленности на будущее, в малой степени используют возможности настоящего. Настоящее не воспринимается ими как значимое и решающее время. Студенты, перспективы которых долгосрочны, структурированы, насыщены различными событиями, ориентированы на будущее, используют настоящее в максимальной мере. Настоящее интерпретируется и реализуется ими как определяющий фактор становления планов и целей.

Таким образом, предположения данного исследования подтвердились. Временные перспективы могут и должны рассматриваться как детерминирующий фактор активности личности. Большая структурированность, осмысленность, долгосрочность, ценностная и смысловая ориентированность способствуют реализации временных перспектив личности и восприятию настоящего как деятельной основы становления благоприятного будущего.

1. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психол. журн. 2008. Т. 29. № 4. С. 54-65.

2. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. — М.: Смысл, 2008.

3. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психол. журн. 2008. Т 29. № 3. С. 101-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.