Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА / НАСИЛИЕ / ПРОГРАММА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ИСПОЛНЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздов Денис Евгеньевич, Иванцов Сергей Вячеславович

Затрагивается сложная и, в то же время, злободневная тема противодействия преступлениям, связанным с применением насилия в отношении должностных лиц правоохранительных органов. Авторы обращаются к возможностям использования в предупреждении преступлений данного вида программно-целевого метода, включающего в себя разработку и реализацию субъектами профилактической деятельности особой целевой программы такого предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дроздов Денис Евгеньевич, Иванцов Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PREVENTION OF CRIMES RELATED TO THE USE OF VIOLENCE AGAINST AN OFFICIAL OF A LAW ENFORCEMENT AGENCY

The work is devoted to the peculiarities of the prevention of crimes related to the use of violence against law enforcement officials. The use of this type of program-target method in the prevention of crimes is substantiated, including the development and implementation of the target program by the subjects of preventive activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА»

УДК 343 ББК 67.4

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-81-85 © Дроздов Д.Е., Иванцов С.В., 2021

Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА

Денис Евгеньевич Дроздов,

кандидат юридических наук

Управление МВД России по Калужской области (248010, Калуга, ул. Суворова, д. 139)

E-mail: xaab@mail.ru;

Сергей Вячеславович Иванцов, профессор кафедры криминологии, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: isv1970@mail.ru

Аннотация. Затрагивается сложная и, в то же время, злободневная тема противодействия преступлениям, связанным с применением насилия в отношении должностных лиц правоохранительных органов. Авторы обращаются к возможностям использования в предупреждении преступлений данного вида программно-целевого метода, включающего в себя разработку и реализацию субъектами профилактической деятельности особой целевой программы такого предупреждения.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, должностное лицо правоохранительного органа, насилие, программа, сотрудник полиции, исполнение служебных обязанностей.

FEATURES OF THE PREVENTION OF CRIMES RELATED TO THE USE OF VIOLENCE AGAINST AN OFFICIAL OF A LAW ENFORCEMENT AGENCY

Denis E. Drozdov,

Candidate of Legal Sciences

Department of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Kaluga Region (248010, Kaluga, ul. Suvorova, d. 139);

Sergey V. Ivantsov, Professor of the Department of Criminology Doctor of Legal Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The work is devoted to the peculiarities of the prevention of crimes related to the use of violence against law enforcement officials. The use of this type of program-target method in the prevention of crimes is substantiated, including the development and implementation of the target program by the subjects of preventive activity.

Keywords: crime prevention, a law enforcement official, violence, program, police officer, line of duty.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Дроздов Д.Е., Иванцов С.В. Особенности предупреждения преступлений, связанных с применением насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):81-5.

Обеспечение безопасности государства и противодействие угрозам криминального характера определяют направления деятельности правоохранительных органов, которые выступают ключевым элементом механизма защиты прав и свобод граждан, обеспечения их личной безопасности. Жизненные реалии в контексте происходящих процессов в экономической, политической, социальной и иных сферах, появление новых общественных отношений

и качественных изменений преступности требуют от правоохранительных органов дополнительных мер, направленных на противодействие преступным проявлениям, отвечающих современным требованиям. В процессе реализации этих задач противоправные посягательства затрагивают интересы и должностных лиц правоохранительных органов, чьи жизнь, здоровье, честь, достоинство подвергаются непосредственной опасности. Одним из рас-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

пространенных видов преступлений являются деяния, связанные с применением насилия в отношении должностных лиц правоохранительных органов. Именно эта категория должностных лиц является наиболее виктимной, поскольку их деятельность обусловлена особенностями исполнения профессиональных должностных обязанностей по противодействию преступности, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и т.д. Особенностями таких преступлений является одновременное нарушение и уголовно-правовых и специально-отраслевых нормативных предписаний. Вместе с тем уголовный закон регулирует только те сферы общественных отношений, где влияние норм права иных отраслей признается недостаточным и не эффективным. Появление новых видов преступной деятельности, рост качественного разнообразия способов совершения преступлений является предпосылкой относительной распространенности преступлений, связанных с применения насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа [1, с. 3; 3, с. 96].

Подтверждением такой «опасности» для должностных лиц правоохранительных органов служат размещенные в сети Интернет многочисленные публикации о фактах применения насилия в отношении должностных лиц правоохранительных органов, которые получили уголовно-правовую оценку по статье 318 УК РФ. Так, широкое внимание общественности привлекли случаи совершения таких преступлений при охране общественного порядка и общественной безопасности в ходе проведения различных несанкционированных акций.

Например, 23 января 2021 года во время пресечения несанкционированной демонстрации в городе Владивостоке местный житель попытался повалить на землю сотрудника ОМОН Управления Росгвар-дии по Приморскому краю и нанес не менее двух ударов руками в область головы и тела. Тогда же и там же мужчина в маске нанес несколько ударов руками в область головы и тела сотрудникам ППСП УМВД России по городу Владивосток в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и задержанию лиц, участвовавших в незаконной протестной акции. 23 января 2021 года 36-летний уроженец Архангельской области, находясь на Сенатской площади го-

рода Санкт-Петербурга, в процессе проведения несанкционированного митинга нанес удар кулаком в лицо сотруднику ГИБДД. Злоумышленник, убегая с места преступления ударил коллегу пострадавшего, пытавшегося его задержать. Кроме того, в Москве возбуждены четыре уголовных дела по фактам применения к сотрудникам правоохранительных органов насилия 23 января 2021 года. Граждане, участвовавшие в несанкционированном мероприятии в центре Москвы, причинили телесные повреждения сотрудникам Росгвардии и сотруднику полиции, находящимся при исполнении профессиональных обязанностей. Одному из представителей власти в лицо был распылен газ. Еще один сотрудник полиции пострадал в результате наезда автомобиля под управлением лица, проигнорировавшего законные требования полицейского. 31 января 2021 года в ходе проведения несанкционированного мероприятия в городе Москве в районе Комсомольской площади молодой человек распылил в лицо сотруднику Росгвардии, находящемуся при исполнении должностных обязанностей содержимое газового баллончика1.

Статистические данные о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных статьей 318 УК РФ, позволяют сделать вывод о имеющейся тенденции роста. В 2018 г. зарегистрировано 8 182 таких преступлений, в 2019 г. - 8 312, в 2020 г. - 8 703. Темпы прироста этих преступлений по отношению к 2000 г. составляют 89,03%, что происходит на фоне снижения общего количества зарегистрированных преступлений.

Приведенные обстоятельства применения насилия в отношении должностных лиц правоохра-

1 См.: Во Владивостоке возбуждены два уголовных дела по факту применения насилия в отношении представителя власти [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https:// sledcom.ru/news/item/1532736/ (дата обращения - 28.02.2021 г.); В Санкт-Петербурге задержан мужчина, ударивший двоих полицейских во время несанкционированного митинга [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://sledcom.ru/news/ item/1532757/ (дата обращения: 28.02.2021 г.); В Москве по факту применения насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов при проведении несанкционированной акции возбуждены уголовные дела власти [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL https://sledcom.ru/news/item/1532771 (дата обращения: 28.02.2021 г.); Задержан молодой человек, обвиняемый в применении насилия в отношении сотрудника правоохранительных органов во время несанкционированной акции в Москве [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL https://sledcom.ru/news/item/1532771 (дата обращения: 28.02.2021 г.)

нительных органов свидетельствуют о недостаточности принимаемых профилактических мер и выступают одним из условий совершенствования уголовно-правовой нормы «Применение насилия в отношении представителя власти» (статьи 318 УК РФ), обеспечивающей безопасность представителей власти. Вместе с тем события в политической сфере государства указывают на необходимость построения новой системы предупреждения данного вида преступности, в которой привлечение к уголовной ответственности по статье 318 УК РФ будет является важным, но не основополагающим ее элементом.

Именно поэтому требуют комплексного научного изучения как сама система предупредительной деятельности, направленная, в том числе, на изучение причин насилия в отношении полицейских и разработку оптимальных мер противодействия данному виду преступности, так и возможности правоохранительных органов по предупреждению преступлений рассматриваемого вида.

Между тем оптимизация системы предупреждения преступности требует определения ее понятия и сущности, поскольку подходы к ее пониманию остаются дискуссионными. Так, по мнению Р.В. Жу-брина, предупреждение преступности выступает как совокупность системных и взаимосвязанных мероприятий. Они включают в себя интегрированную деятельность различных субъектов (органов государственной власти и местного самоуправления, органов государственного и муниципального контроля, юридических и физических лиц). Субъекты действуют исключительно в пределах представленных полномочий (компетенции). Целью деятельности выступает сокращение риска совершения преступлений, что достигается путем выявления и устранения факторов, им способствующих (профилактика), а также недопущения готовящихся преступлений [2, с. 635]. Представляется излишним выделение среди субъектов предупреждения преступности наряду с органами государственной власти и местного самоуправления, органов государственного и муниципального контроля. Поскольку государство заинтересовано в обеспечении безопасности, постольку все его органы власти и управления (независимо от компетенции) в процессе функционирования оказывают влияние на сдерживание преступности.

Н.В. Щедрин рассматривает предупреждение преступности как вид социального управления, направленного на снижение вероятности совершения посягательств на охраняемые ценности. Для достижения поставленных целей субъект применяет комплекс предоставленных ему законных мер воздействия. Таким образом достигаются две цели. Во-первых, объект включается в отношения, признаваемые обществом полезными. Во-вторых, происходит ограничение его негативных связей [8, с. 40]. Однако выделение признака «посягательство на охраняемые ценности» порождает неопределенность, основанную на его соотношении с понятием преступности.

В отличии от них А.А. Долгова полагает, что предупреждение преступности - это целенаправленное воздействие таких субъектов, как: государство, общество, физические и юридические лица на процессы детерминации и причинности преступности для достижения целей недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений, перенося акцент с деятельности или системы управления на воздействие [4, с. 435]. Действительно, и принимаемые меры и деятельность субъектов профилактики реализуются путем воздействия на преступность.

С.Я. Лебедев определяет предупреждение преступности как исторически сложившуюся и развивающуюся в новых социальных условиях систему нейтрализации (минимизации, устранения) социальных процессов и явлений, порождающих и стимулирующих преступность, а равно формирование объективных и субъективных предпосылок для ее сокращения в обществе [6, с. 234-238].

П.Н. Кобец также определяет предупреждение преступности как исторически сложившуюся систему, однако делает акцент на преодоление объективных и субъективных предпосылок преступности, реализуемую путем целенаправленной деятельности общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений [5, с. 95]. Именно признак системности отражает сущность процесса предупредительного воздействия, основанный на совместной деятельности многочисленных субъектов, зачастую не нахо-

дящихся в отношениях подчиненности, где правомочия объединяются в единый процесс противодействия преступности.

Однако единство мнений проявляется во взглядах на предупреждение преступности как деятельность, оказывающую позитивное влияние на детерминанты, поражающие преступностью, которая обладает социально полезной целью сокращения либо ее удержания на социально-допустимом уровне. Поскольку преступность является явлением социальным, постольку процесс ее предупреждения должен содержать в себе все возможные формы социального управления и контроля. Историзм, который присущ этому явлению, обусловлен не только использованием уже апробированных временем форм и способов ее осуществления, но и дальнейшим совершенствованием предупредительных практик.

На этом фоне высокой эффективностью обладает программно-целевой метод предупреждения отдельных видов преступлений, основанный на разработке и совместной реализации органами государственной власти, общественными организациям целевых программ, содержащих в себе комплекс последовательного выполнения мероприятий по противодействию преступности. Такими программами предусматривается ресурсное обеспечение предупредительной деятельности и ожидаемые итоги, что позволяет оценивать их промежуточную эффективность и конечные результаты. Правовой основой такой деятельности выступает статья 7 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», наделяющая федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ правомочиями по разработке государственных программ в сфере профилактики правонарушений1 .

Традиционными в практической деятельности органов государственной власти являются программы профилактики правонарушений, совершенных несовершеннолетними, обеспечения безопасности дорожного движения, противодействия незаконному обороту наркотических веществ и некоторые другие. Авторами был изучен опыт применения та-

1 См.: Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Собрание законодательства РФ, Собрание законодательства РФ, 27.06.2016, № 26 (Часть I), ст. 3851.

ких программ и их эффективность, а также проанализированы зарубежные исследования, которые посвящены субъективному опыту сотрудников полиции, ставших жертвами преступлений. В частности, реализованная в период с 1985 по 2000 годы в ФРГ программа профилактического характера «Насилие в отношении полицейских, 1985-2000», в ходе которой был осуществлен анализ данных о динамике применения насилия, причинах насильственных нападений, правовых последствиях для нападающих, сторонах конфликта и возможностях минимизации ущерба от этих противоправных действий. В результате реализации этой программы рост числа зарегистрированных фактов применения насилия в отношении полицейских в ФРГ году в целом стал снижаться [7, с. 128-134].

В результате проведенного научного исследования «Криминологическая оценка и предупреждение применения насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа» [1] разработан проект профилактической программы «Предупреждение насилия в отношении должностных лиц правоохранительных органов», направленной на минимизацию насильственных действий в отношении должностных лиц правоохранительных органов. Согласно проекту, среди целей программы выделены: виктимологическая безопасность должностных лиц правоохранительных органов, совершенствование процесса взаимодействия правоохранительных органов на этапе расследования уголовных дел, оптимизация организационной структуры правоохранительных органов и выработка дополнительных мер специально-криминологического предупреждения преступности [1, с. 253-261]. Авторами обосновано предложение о возможности реализации на территории РФ такой межведомственной программы по предупреждению насилия в отношении должностных лиц правоохранительных органов на федеральном, окружном, региональном и местных уровнях. Исполнение мероприятий, обозначенных в программе, достигается совместной деятельность органов государственной власти, в том числе правоохранительных с выделением особой роли Следственного комитета РФ, к подследственности которого относится проведение предварительного следствия по уголовным делам, предусмотренным статьей 318 УК РФ.

Специфика деятельности правоохранительных органов, их видовое многообразие, особенности правового статуса и полномочий обуславливают выработку системных комплексных целевых мер, направленных на предупреждение преступлений, которые предлагается реализовывать по трем направлениям:

- совершенствование профессиональных навыков должностных лиц правоохранительных органов на постоянной основе;

- оптимизация структуры правоохранительных органов (правовые подразделения, службы собственной безопасности, по взаимодействию со СМИ, УУП, медико-санитарных частей и т.д.);

- совершенствование мер специально-криминологического предупреждения преступлений.

Поскольку предупреждение применения насилия в отношении должностных лиц правоохранительных органов является значимой составной частью системы предупреждения преступности, что обусловлено направленностью предупредительного воздействия на обеспечения безопасности высшей ценности человека, использование программно-целевого метода позволит наиболее эффективно, а самое главное системно влиять на преступность, удерживая ее на социально-приемлемом уровне, тем самым создавая основу для «формирования особого системного подхода к обеспечению социально-правового контроля над преступностью и ее различными формами» [9, с. 128].

Литература

1. Дроздов Д.Е. Криминологическая оценка и предупреждение применения насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа:

дис. ... к-та юрид. наук: 12.08.00 / Дроздов Денис Евгеньевич. М., 2020.

2. Жубрин Р.В. Предупреждение преступности на современном этапе развития российского общества: понятие, содержание, принципы / Р.В. Жубрин // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10, № 4.

3. Иванцов С.В., Дроздов Д.Е. Нарушение специальных правил как криминогенный фактор применения насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа / С.В. Иванцов, Д.Е. Дроздов // Библиотека уголовного права и криминологии. 2017. № 4 (22).

4. Криминология: Учебник для вузов / под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Норма, 2005.

5. Кобец П.Н. О необходимости совершенствования системы предупреждения преступности в современных условиях / П.Н. Кобец // Научный портал МВД России. 2010. № 3 (11).

6. Лебедев С.Я., Иванцов С.В. Об обеспечении системности в криминологической оценке организованной преступности / С.Я. Лебедев, С.В. Иванцов // Российский криминогический взгляд. 2009. № 1.

7. Пфайффер Х. Насильственные действия в отношении полицейских // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 3 (25).

8. Щедрин Н.В. Пределы предупредительной деятельности / Н.В. Щедрин // Lex russica (Русский закон). 2018. № 9 (142).

9. Иванцов С.В. Теоретические предпосылки развития системного подхода в криминологических исследованиях преступности / С.В. Иванцов // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.