УДК 343 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10164
ББК 67.4 © С.В. Иванцов, А.И. Добренков, 2020
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ФУНКЦИИ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Сергей Вячеславович Иванцов, профессор кафедры криминологии, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-mail: [email protected]
Алексей Иванович Добренков, преподаватель кафедры организации деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения
Московский областной филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» (143100, Московская область, Рузский район, пос. Старотеряево) E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрывается место органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних. Анализируется роль конкретных служб и подразделений в данной работе.
Ключевые слова: дорожно-транспортная преступность, преступность несовершеннолетних, система предупреждения, органы внутренних дел.
THE INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SYSTEM OF PREVENTING ROAD TRAFFIC CRIMES OF MINORS: FEATURES AND ISSUES
Sergey V. Ivantsov, Professor of Department of Criminology, Doctor of Legal Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Aleksey I. Dobrenkov, Lecturer of Department of the Organization of Activity of Divisions of Traffic Safety Moscow Regional Branch of FGKOU VO «Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'» (143100, Moscow region, Ruzskiy rayon, pos. Staroteryayevo) E-mail: [email protected]
Abstract. The role of the internal affairs agencies in the system of subjects for the prevention of road traffic crimes of minors is revealed. The role of specific services and units in this work is analysed.
Keywords: traffic crime, juvenile delinquency, warning system, internal affairs agencies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Иванцов С.В., Добренков А.И. Органы внутренних дел в системе предупреждения дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних: функции и проблемные вопросы. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(3):174—179.
На сегодняшний день в Российской Федерации создана государственная система профилактики правонарушений, представляющая собой конгломерат взаимосвязанных систем профилактики, действующих в отдельных сферах общественных отношений, одной из которых является предупреждение дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Осуществляется оно субъектами профилактики, перечень которых, не ограничевается утвержденным законадателем1, а дополняется общественными организациями, отдельными гражданами и др. Все вместе они образуют систему субъектов предупреждения, под которой понимается совокупность государственных и негосударственных органов,
организаций, учреждений, иных формирований и отдельных граждан, осуществляющих деятельность, приводящую к ликвидации факторов, способствующих совершению несовершеннолетними дорожно-транспортных преступлений.
В структуре данной системы можно выделить субъекты, которые, как сложилось на практике, в предупреждении дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних играют основную роль и субъекты, которые, как правило, выполняют вспомогательную функцию.
1 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N° 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
К первым относятся:
♦ подразделения ГИБДД МВД России;
♦ подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Ко вторым относятся:
♦ иные подразделения органов внутренних дел (участковые уполномоченные, следственные подразделения, подразделения уголовного розыска и др.);
♦ комиссии по делам несовершеннолетних;
♦ образовательные организации;
♦ учреждения здравоохранения;
♦ подразделения МЧС России;
♦ иные органы государственной власти и муниципального управления;
♦ общественные организации и объединения;
♦ отдельные граждане.
Центральное место в данной системе занимают органы внутренних дел, т.е. специализированный субъект профилактики не только преступности несовершеннолетних, но и других их общественно опасных девиаций [10, с. 72]. Более того, государственная система предупреждения преступлений во многом ассоциируется именно с ОВД [12, с. 121]. При этом сама структура ОВД отличается многообразием служб и подразделений ОВД, каждое из которых осуществляет конкретные функции, благодаря чему ОВД представляют собой своеобразную подсистему профилактики отклоняющегося от нормы поведения правонарушителей [5, с. 52]. При этом следует выделить из всей структуры ОВД службы, деятельность которых в наибольшей степени приводит к снижению дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних. К ним относятся следующие структуры.
1. Подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения органов внутренних дел.
ГИБДД МВД России в рамках реализации государственной функции призвана осуществлять контроль за соблюдением несовершеннолетними требований законодательства в области безопасности дорожного движения. При этом сотрудники Госавтоинспекции на постоянной основе проводят целенаправленную профилактическую работу с юными участниками дорожного движения. Вместе с тем, в структуре ГИБДД МВД России есть множество различных подразделений, которые осуществляют данную работу в рамках своей компетенции, однако, мы выделяем те, которые, по нашему мнению, выполняют основную функцию.
1.1. Подразделения дорожно-патрульной службы.
Сотрудники данной категории в своей повседневной оперативно-служебной деятельности осуществляют непосредственный контроль за соблюдением Правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения, в том числе и несовершеннолетними. Инспекторы ДПС несут службу в местах концентрации ДТП и на потенциально-аварийных участках автодорог. При этом они не только осуществляют общую профилактику нарушений правил дорожного движения в конкретном месте, но и, путем мониторинга проходящего транспорта, а также реализации оперативной информации, пресекают нарушения несовершеннолетних водителей транспортных средств. Реализуют это они посредством остановки авто- или мототранспорта под их управлением. После этого подросток должен доставляться в ОВД по территориальности и передаваться для дальнейшего разбирательства сотрудникам ПДН ОВД. При этом, по нашему мнению, главным профилактическим фактором будет то, что транспортное средство выбыло из владения несовершеннолетнего.
Также необходимо отметить, что серьезное превентивное воздействие оказывают профилактические беседы сотрудников ДПС с подростками во время и непосредственно после его задержания, а также с его родителями или иными родственниками, которые прибыли к месту остановки транспорта под управлением несовершеннолетнего. Однако, направление работы сотрудников ДПС постоянно меняется в зависимости от состояния аварийности и актуальности конкретных проблемных вопросов. Так, например, они могут целенаправленно отрабатывать отдельные категории участников дорожного движения в соответствии с целями и задачами проводимых специальных мероприятий, либо определенные участки автодорог или местности, в связи с чем их работа по предупреждению ДТП несовершеннолетних зачастую уходит на второй план.
1.2. Подразделения пропаганды безопасности дорожного движения.
Сотрудники указанной категории координируют и самостоятельно осуществляют профилактическую работу с несовершеннолетними участниками дорожного движения. Пропаганда БДД является одним из сложнейших направлений деятельности ГИБДД МВД России, в связи с чем инспекторы по пропаганде должны быть компетентны в решении многих задач [8,
с. 35]. В данной связи указанная категория сотрудников постоянно интегрирует современные методы и средства донесения информации с целью максимально заинтересовать несовершеннолетних, вовлечь их в профилактическую работу, которая должна быть ориентирована на недопущение фактов незаконного управления несовершеннолетними транспортными средствами. Сегодня такая деятельность реализуется, в том числе, посредством размещения профилактической информации [2, с. 22] на официальных сайтах МВД России и ГИБДД МВД России, а также на официальных аккаунтах и группах в социальных сетях. Однако, использование данных интернет-ресурсов не эффективно, так как они не пользуются популярностью у несовершеннолетних, в отличие от интернет-ресурсов, пропагандирующих нарушение Правил дорожного движения [4, с. 52]. Это приводит к тому, что среди несовершеннолетних негативное социальное поведение приобретает привлекательность [6, с. 67]. Выходом из данной ситуации считаем создание сайтов и групп популярной тематики (например, автомобильной) в социальных сетях, пиар данных интернет-ресурсов, создание качественного контента и только потом (при их высокой популярности) размещение профилактической информации. Другой же выход — это популяризация существующих официальных ведомственных интернет-ресурсов, путем, например, проведения розыгрышей ценных призов за репосты информации и т.п.
Необходимо отметить, что «пропагандисты» постоянно взаимодействуют с образовательными организациями, органами власти, общественными организациями. Сегодня можно часто встретить примеры сотрудничества с представителями бизнеса. Так, профилактические мероприятия нередко проводятся в тор-гово-развлекательных центрах, которые уже давно стали местом притяжения молодежи.
Вместе с тем, для проведения профилактических мероприятий, отвечающих современным требованиям наглядности и технической оснащенности, необходимы большие денежные, а также временные и человеческие ресурсы, которые далеко не всегда имеют место быть. Однако, на наш взгляд, решением данной проблемы может послужить разработка и проведение федеральных проектов, в рамках которых сотрудники на местах обеспечивались бы всеми необходимыми методическими и наглядными материалами, а также качественным контентом для размещения в своих интернет-ресурсах.
2. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Деятельность инспекторов ПДН ОВД целенаправленно ориентирована на работу с несовершеннолетними, а также с их родителями или иными законными представителями. Это позволяет определить функции данной категории сотрудников, направленные на предупреждение дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними:
♦ выявление потенциальных дорожно-транспортных правонарушителей среди несовершеннолетних и проведение индивидуальной профилактической работы с ними и их родителями или законными представителями;
♦ проведение индивидуальной профилактической работы с родителями или законными представителями, отрицательно влияющими на поведение несовершеннолетних в условиях дорожного движения;
♦ рассмотрение заявлений и сообщений о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними участниками дорожного движения;
♦ участие в подготовке и принятии решений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям различных мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ;
♦ информирование заинтересованных лиц, органов, организаций и учреждений о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними участниками дорожного движения, а также об их причинах и условиях.
Для этого сотрудники данных подразделений должны постоянно взаимодействовать с администрацией учебных заведений с целью сбора информации о несовершеннолетних, которые могут управлять транспортными средствами, и проводить данную работу с самими детьми, так как большинство подростков знают, кто из их сверстников регулярно управляет транспортным средством. Важно подчеркнуть, что индивидуальная профилактическая работа должна проводиться не только в отношении несовершеннолетних, совершивших дорожно-транспортное преступление или административное правонарушение, но и в отношении тех, кто обладает высокой предрасположенностью к их совершению. В ходе реализации указанного направления должны устанавливаться все обстоятельства, причины и условия противоправного деяния подростка, проводиться профилактическая работа с родителями и решаться вопрос о привлечении их к ответственности.
В научных исследованиях делается вывод об эффективности такой формы деятельности по предупреждению правонарушений как оперативно-профилактические операции [13, с. 17]. Однако, такие мероприятия, проводимые сотрудниками ПДН ОВД, в большей степени нацелены на неблагополучные семьи, а, как показало проведенное исследование, большинство подростков, совершивших дорожно-транспортное преступление, воспитывались в относительно благополучных семьях. Также необходимо отметить, что основной объем работы инспекторов ПДН приходится на подростков, уже ранее попавших в поле зрения сотрудников или стоящих на учете. Поиску новых субъектов для профилактического воздействия среди несовершеннолетних, на наш взгляд, уделяется недостаточно времени.
Поэтому большего эффекта в рассматриваемом направлении деятельности можно достичь при проведении регулярных специализированных профилактических операций, направленных на выявление лиц, которые потенциально могут передать управление транспортным средством несовершеннолетнему без законных на то оснований. Критерием для отбора таких лиц может послужить информация о количестве административных правонарушений у лиц, имеющих несовершеннолетних детей.
3. Участковые уполномоченные полиции.
Данные сотрудники должны владеть всей оперативной информацией на обслуживаемой ими территории, в связи с чем они устанавливают лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антисоциальных действий, в особенности, подстрекающих к нарушению ПДД РФ, передающих им право управления транспортными средствами. Участковый как «главный полицейский на своем участке» оказывает содействие сотрудникам ПДН и ГИБДД в установлении мест концентрации подростков, находящихся в зоне риска, а также взрослых автолюбителей и уличных гонщиков, мест потенциальных нарушений ПДД РФ несовершеннолетними, помогает найти родителей, а также самих нарушителей. Также УПП постоянно участвуют в мероприятиях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних2. Однако, не всегда участковыми реализуются данные функции в полном объеме в силу их значительной загруженности. Выходом, по нашему мнению, может послужить снижение нагрузки на участковых путем минимизации в их деятельности несвойственных функций.
4. Следственные подразделения органов внутренних дел.
Сотрудники следственных подразделений органов внутренних дел осуществляют профилактическую работу в процессуальной форме. Суть ее заключается в установлении при производстве по уголовным дела о дорожно-транспортных преступлениях несовершеннолетних обстоятельств, которые способствовали совершению подростком уголовно наказуемого деяния. К ним относятся факторы, влияющие на формирование у несовершеннолетнего участника дорожного движения асоциальных взглядов и правового нигилизма, а также объективные причины и условия совершения преступления. Все это, согласно уголовно-процессуальному законодательству, входит в предмет доказывания, который при рассмотрении преступлений несовершеннолетних значительно шире общего [1, с. 47]. Связано это с тем, что в случаях, когда субъектом преступления является лицо, не достигшее 18-летнего возраста, требуется дополнительно установить информацию о физиологических, социально-психологических, правовых и иных характеристиках виновного подростка. В случаях установления обстоятельств, способствующих совершению несовершеннолетним преступления, сотрудник следственного подразделения выносит представление об их устранении, которое, согласно законодательству, является процессуальным решением, обязательным для исполнения. При разработке данного документа следователь, должен использовать научные достижения не только уголовно-процессуальной научной отрасли, но и криминологии [14, с. 107]. Однако, при осуществлении следователем данной функции существует ряд недостатков, среди которых — несовершенство содержания представлений, вынесение их по окончании следственных действий по уголовному делу и недостаточный контроль со стороны руководства [9, с. 16].
5. Подразделения уголовного розыска органов внутренних дел.
Оперативные сотрудники в своей профессиональной деятельности, направленной, в основном, на пресечение и раскрытие умышленных преступлений,
2 Пункт 10.1 Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке (утв. Приказом МВД России от 29 марта 2019 г. N° 205) // Юридическая библиотека для полицейских // URL://https://yurlibrary.ru/prikazyi-mvd-rf/prikazy-mvd-2019-goda/prikaz-mvd-205-ot-29-03-2019-goda
также осуществляют профилактическое воздействие, направленное напредупреждение дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних. Происходит это тогда, например, когда оперуполномоченные проводят мероприятия по установлению и задержанию несовершеннолетних, занимающихся преступной деятельностью. Такие лица могут использовать транспортные средства в ходе противоправных деяний, в том числе совершать их кражи и угоны, в процессе чего также могут совершить ДТП. В связи с этим оперативники могут вовремя пресечь противоправную деятельность и не допустить наступления трагических последствий. Вместе с тем, необходимо отметить, что в целом в предупреждении дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних за-действуются все подразделения и службы ОВД [3, с. 45] в различной степени.
Одной из отличительных черт предупредительной деятельности органов внутренних дел является проведение ими профилактических операций, которые могут проводиться как конкретной службой, так и совместно. Осуществление данных мероприятий способствует достижению положительных результатов в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью, оказывает стабилизирующее воздействие на состояние криминальной обстановки в стране и отдельных субъектах Российской Федерации. Огромное значение здесь,как уже отмечалось ранее, имеет скоординированность деятельности субъектов предупреждения, качество их взаимодействия.
Важным фактором в предупредительной деятельности ОВД является ее качественное научное обеспечение. Для этих целей необходимо тесное взаимодействие с научными и образовательными организациями системы МВД России для создания качественно новых подходов к решению проблем предупреждения преступлений [7, с. 139].
Еще одним направлением повышения эффективности предупредительной деятельности ОВД является совершенствование системы подготовки кадров для подразделений органов внутренних дел, специализирующихся на работе с несовершеннолетними участниками дорожного движения. Безусловно, образовательные программы учитывают специфику личности несовершеннолетних, однако, ежегодные выпуски специалистов не способны в полной мере удовлетворить потребность в высококвалифицированных кадрах ор-
ганов внутренних дел всей страны. Следует уделить особое внимание проблеме формирования и развития криминологического мышления у молодых сотрудников ОВД, которое «основано на знании закономерностей существования преступности в обществе, комплекса ее детерминантов, качеств и свойств личности преступника, системы предупреждения преступлений. Без этого невозможно профессионально воспринимать ни одну из практических сторон правоохранительной деятельности в сфере контроля над преступностью» [11, с. 4]. Привитие будущим специалистам знаний о тенденциях и закономерностях дорожно-транспортных преступлений подростков, системе их детерминант, особенностях личности несовершеннолетних преступников, а также о мерах предупреждения таких явлений, должно являться одной из задач ведомственных образовательных организаций.
Подводя итог, следует отметить, что основные предупредительные функции в системе субъектов предупреждения дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних осуществляют подразделения ГИБДД и ПДН ОВД. В структуре подразделений ГИБДД МВД России главную роль играют до-рожно-патрульная служба и позразделения по пропаганде безопасности дорожного движения. Тем не менее, все без исключения службы органов внутренних дел в разной степени задействованы в профилактической работе. Следует отметить, что в данном направлении достигнуты определенные успехи, однако на сегодняшний день необдимо применять качественно новые подходы к осуществелнию данной деятельности, которые будут отвечать требованиям современных реалий.
Литература
1. Астишина Т.В., Жмурин И.Е., Зайцев А.В. Предупреждение полицией преступлений несовершеннолетних // Полицейская и следственная деятельность. 2013. № 1. С. 45-64.
2. Баранчикова М.В., Зейналов Ф.Н. Пешеходы как объекты виктимологической профилактики дорожно-транспортных преступлений // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2. С. 20-23.
3. Виноградов А.В. Министерство внутренних дел Российской Федерации как субъект реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Академическая мысль. 2018. № 3 (4). С. 44-47.
4. Добренков А.И. Влияние ресурсов сети интернет на формирование девиантного поведения несовершеннолетних участников дорожного движения // Преступность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. 2017. № 1. С. 50-55.
5. Зайко Т.М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2017. № 1 (97). С. 51-53.
6. Иванцов С.В., Ивасюк О.Н. Общесоцальные аспекты предупреждения преступности с участием несовершеннолетних // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. Т. 1. № 1. С. 64-69.
7. Иванцов С.В., Калашников И.А. Организованность как криминологическая особенность преступности несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2010. № 4. С. 134-139.
8. Калюжный Ю.Н., Хромов В.Н. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 3 (15). С. 33-36.
9. Коваленко Л.В. Воспитательно-профилактическая деятельность следователя: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.
10. Решетов Г.М., Шахматов А.В. Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 1. С. 71-76.
11. Симоненко А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2005.
12. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Культура противодействия преступности в деятельности органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 119-124.
13. Соловьев В.С. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией (по мат. Центрального федерального округа): Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2013.
14. Якубович Н.А. Теоретические основы предварительного следствия. М., 1971.
References
1. Astishina T. V, Zhmurin I.E., ZaytsevA. V. Preduprezh-denie politsiey prestupleniy nesovershennoletnikh // Politseys-kaya i sledstvennaya deyatel'nost'. 2013. № 1. S. 45-64.
2. Baranchikova M.V., ZeynalovF.N. Peshekhody kak obyekty viktimologicheskoy profilaktiki dorozhno-transport-
nykh prestupleniy // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Pe-terburgskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 2. S. 20-23.
3. Vinogradov A.V. Ministerstvo vnutrennikh del Ros-siyskoy Federatsii kak subyekt realizatsii ugolovnoy politiki v otnoshenii nesovershennoletnikh // Akademicheskaya mysl'. 2018. № 3 (4). S. 44-47.
4. DobrenkovA.I. Vliyanie resursov seti internet na formi-rovanie deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh uchast-nikov dorozhnogo dvizheniya // Prestupnost' v sfere infor-matsionnykh i telekommunikatsionnykh tekhnologiy: pro-blemy preduprezhdeniya, raskrytiya i rassledovaniya prestupleniy. 2017. № 1. S. 50-55.
5. Zayko T.M. O sisteme profilaktiki pravonarusheniy nesovershennoletnikh // Rossiyskoe pravo: Obrazovanie. Praktika. Nauka. 2017. № 1 (97). S. 51-53.
6. IvantsovS. V., Ivasyuk O.N. Obshchesotsal'nye aspekty preduprezhdeniya prestupnosti s uchastiyem nesovershenno-letnikh // Mezhdunarodnyy zhurnal konstitutsionnogo i gosu-darstvennogo prava. 2017. T. 1. № 1. S. 64-69.
7. Ivantsov S.V., Kalashnikov I.A. Organizovannost' kak kriminologicheskaya osobennost' prestupnosti nesovershen-noletnikh // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2010. № 4. S. 134-139.
8. Kalyuzhnyy Yu.N, Khromov V.N. Osnovnye naprav-leniya obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Rossiyskoy Federatsii // Problemy pravookhranitel'noy deya-tel'nosti. 2015. № 3 (15). S. 33-36.
9. Kovalenko L. V. Vospitatel'no-profilakticheskaya deyatel'nost' sledovatelya: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2007.
10. Reshetov G.M., Shakhmatov A.V. Nekotorye vo-prosy sovershenstvovaniya deyatel'nosti organov vnutrennikh del po preduprezhdeniyu i raskrytiyu prestupleniy, sovershay-emykh nesovershennoletnimi // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2008. № 1. S. 71-76.
11. Simonenko A. V. Kriminologicheskie problemy vos-pitaniya i ego rol' v preduprezhdenii prestupleniy: Diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 2005.
12. SimonenkoA.V., GribanovE.V. Kul'tura protivodey-stviya prestupnosti v deyatel'nosti organov vnutrennikh del // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 4. S. 119-124.
13. Solov'ev V.S. Preduprezhdenie vovlecheniya nesovershennoletnikh v zanyatiye prostitutsiyey (po mat. Tsentral'-nogo federal'nogo okruga): Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2013.
14. Yakubovich N.A. Teoreticheskie osnovy predvari-tel'nogo sledstviya. M., 1971.