Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 112-118.
УДК 343
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ
Дроздов Д. Е.
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя
На основе анализа статистических данных о совершении преступлений, связанных с применением насилия в отношении должностных лиц правоохранительных органов, предусмотренных статьей 318 УК РФ за период с 2000 по 2017 года, зарегистрированных в границах федеральных округов РФ, во взаимосвязи со статистическими данными численности населения федеральных округов РФ сформулированы выводы о географических особенностях преступлений данного вида. В ходе исследования установлено, что чем больше площадь федерального округа, чем меньше плотность проживающего в его границах населения, тем криминогенная обстановка лучше, а чем меньше федеральный округ и плотность населения выше криминогенная обстановка хуже. По мере удаления федерального округа от центра государства с запада на восток коэффициент преступности, связанной с применением насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа, увеличивается.
Ключевые слова: должностное лицо правоохранительного органа, преступление, федеральный округ, статистические данные, коэффициент преступности, динамика преступности, численность населения.
Сложность и специфичность преступности как социального явления в стране за последние семнадцать лет обусловлена политическими, экономическими, социальными и иными процессами, происходящими в обществе. Анализ статистических данных, свидетельствует не только о количественном, но и о качественном изменении ее характеристик.
Изучение динамики преступности в РФ с 2000 по 2017 годы позволяет сделать выводы о существенном снижении количественных показателей преступности. По состоянию на 2000 год в стране зарегистрировано 2 952 367 преступлений всех видов1, в 2017 году - 2 058 476. Динамика регистрации преступлений в 2017 году по отношении к 2000 году составляет: - 30,27, и имеет устойчивую тенденцию к снижению относительно 2000 года начиная с 2010 года (см.: таблица №1).
Таблица №1. Сведения о количестве зарегистрированных преступлений всех видов
и их динамике
20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
Года 00 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17
пре 29 29 25 27 28 35 38 35 32 29 26 24 23 22 21 23 21 20
сту пле 52 68 26 56 93 54 55 82 09 94 28 04 02 06 09 88 60 58
36 25 30 39 81 73 37 54 86 82 79 80 16 24 57 47 06 47
ния 7 5 5 8 0 8 3 1 2 0 9 7 8 9 8 6 3 6
Ди
нам ика 0 0, 53 14 6, 1, 20 30 ,5 8 21 ,3 4 8, 72 1, 43 10 18 22 25 28 19 26 30
к ,4 63 98 ,4 ,9 ,5 ,0 ,2 ,5 ,0 ,8 ,2
200 3 5 4 2 7 4 9 3 7
0 г.
Снижение числа зарегистрированных преступлений в масштабах государства в определенной мере является индикатором, свидетельствующим о благоприятных процессах, происходящих в обществе, основой которых являются совершенствование деятельности правоохранительных и судебных органов иная правоприменительная деятельность, а также плановая и скрупулезная работа по своевременному и обоснованному изменению уголовного законодательства. Аналогичные тенденции прослеживаются при анализе статистических данных о тяжких и особо тяжких насильственных преступлениях (убийства, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.).
Серьезную угрозу нормальной, в том числе управленческой деятельности органов государственной власти представляют факты применения насилия в отношении должностных лиц правоохранительных органов, поскольку преступные действия с одной стороны непосредственно направлены на подрыв авторитета власти и ее представителей, вносят определенные элементы дезорганизации в их деятельность, тем самым снижая эффективность и конечную результативность. С другой затрагивают личную безопасность представителей власти. Приоритетом действующего законодательства является защита личности, жизни и здоровья от преступных посягательств, что предопределяет наибольшую общественную опасностью преступлений указанного вида, в которых насилие или угроза его применения, выступают способом их совершения.
Преступления, связанные с применением насилия в отношении должностных лиц правоохранительных органов, обладают своей спецификой, обусловленной помимо насильственного способа их совершения [3] также тем, что посягательство направлено на такой вид должностных лиц, в чьи повседневные обязанности входит противодействие преступности, а тенденции увеличения количества зарегистрированных преступлений этого вида свидетельствуют не столько о количественном, сколько о качественном изменении преступности [1, с. 71].
В процессе анализа сведений о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных статьей 318 УК РФ, прослеживается волнообразная динамика увеличения их числа. В 2000 году зарегистрировано 4604 преступления, а в 2017 уже 8443. Общее число зарегистрированных преступлений данного вида за семнадцать лет (в 2017 году по отношению к 2000) увеличилось на 3839, то есть практически на половину в количественном выражении. Пиком роста преступности вы-
113
ступил 2006 год, когда таких преступлений зарегистрировано 10915 (см.: таблица №2).
Таблица №2. Сведения о количестве зарегистрированных преступлений по статье
318 УК РФ и их динамике
Года 20 00 20 01 200 2 200 3 200 4 200 5 200 6 200 7 200 8 200 9 201 0 201 1 201 2 201 3 201 4 201 5 201 6 201 7
Преступления 46 04 47 97 509 9 621 7 769 4 921 1 109 15 933 5 866 6 862 9 830 4 787 1 755 3 819 8 906 5 950 6 901 5 844 3
Динамика к 2000 г. 0 4,1 9 10, 75 35, 03 67, 11 100 ,06 137 ,07 102 ,75 88, 22 87, 42 80, 36 70, 96 64, 05 78, 06 96, 89 106 ,47 95, 8 83, 38
Преступность на современном этапе развития государства среди прочих тенденций характеризуется «усложнением криминализации общества в географическом измерении» [2, с. 128]. Долгова А.И. высказывается об актуальности изучения социально-территориальной распространённости преступности для выработки предупредительных мер [7, с. 92]. Исследование качественно-пространственных особенностей преступности, которые могут быть обусловлены местом и обстановкой совершения отдельных видов преступлений (топографии преступности), способствует углублению криминологического и криминалистического познания отдельных видов преступлений и разработке эффективных частных методик их расследования, раскрытия и профилактики [4; 5].
Анализ сведений о количестве зарегистрированных преступлений, исследуемого вида по федеральным округам, позволяет провести их градацию. Наибольшее количество преступлений за семнадцать лет зарегистрировано на территории Приволжского федерального округа (далее - ПФО) зарегистрировано - 29925. Далее в порядке убывания: Центральный федеральный округ (далее - ЦФО) - 26657, Сибирский федеральный округ (далее - СФО) - 20367, Южный федеральный округ (далее -ЮФО) - 15926, Уральский федеральный округ (далее - УФО) - 14431, СевероЗападный федеральный округ (далее - СЗФО) - 14130, Дальневосточный федеральный округ (далее - ДФО) - 10005, Северо - Кавказский федеральный округ (далее -СКФО) - 3491. Таким образом наиболее криминогенными округами являются ПФО, ЦФО, СФО. Основными отличительными особенностями федеральных округов являются численность населения, площадь и удаленность от центра государства.
По направлению с запада на восток федеральные округа располагаются в следующей последовательности ЦФО -ПФО - СЗФО - УФО -СФО - ДФО, с севера на юг ЦФО - ПФО - ЮФО - СКФО.
Объективным критерием преступности выступает коэффициент преступности как обобщающий показатель зарегистрированных преступлений, соотнесенный с численность населения. В ходе расчетов использовано соотношение к 100 тысяч человек.
Коэффициент преступности будет исчисляться путем сопоставления сведений о преступности с данными о населении. Для расчетов использована следующая формула: коэффициент преступности равен числу преступлений, умноженному на 100 тысяч населения и разделенному на численность населения федерального округа [8; 9]. В результате проведенных расчетов наиболее высокий средний (за 17 лет) коэффициент преступности в ДФО - 8,67 и далее в порядке убывания УФО - 6,53; СФО - 5,72; СЗФО - 5,64; ПФО - 5,46; ЮФО - 4,69; СКФО - 4,63; ЦФО - 3,88.
Приведенные данные в определённой мере свидетельствуют о том, что по мере удаления федерального округа от центра государства с запада на восток коэффициент преступности, связанной с применением насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа, увеличивается. Исключением составляют расположение Сибирского и Уральского федеральных округов.
Влияние на преступность оказывает комплекс факторов, среди которых площадь федеральных округов [9]. Коэффициент, полученный в результате деления количества зарегистрированных преступлений, на площадь территории федерального округа РФ, позволяет провести их градацию. В результате расчета наиболее низкий средний (за 17 лет) коэффициент (число преступлений на квадратный километр) в ДФО - 0,01 и далее в порядке возрастания СФО - 0,02; УФО - 0,04; СЗФО - 0,05; ПФО - 0,16; ЮФО - 0,20; ЦФО - 0,23; СКФО - 0,26.
Приведенные данные в определенной мере свидетельствуют о том, что по мере увеличения площади федерального округа и его удаления от центра по направлению с запада на восток, количество зарегистрированных преступлений, на квадратный километр уменьшается (ЦФО - 0,23 ПФО - 0,16; УФО - 0,04 СФО - 0,02 ДФО -0,01).
Связав между собой количество трудоспособного населения федеральных округов [5, 6] с площадью вычисляется плотность трудоспособного населения, под которой понимается среднее число жителей в возрасте (от 16 до 59 лет для мужчин и от 16 до 54 лет для женщин) проживающих на территории одного квадратного километра. В результате расчета наиболее низкая плотность населения на квадратный километр, средняя (за 17 лет) в ДФО - 0,66 и далее в порядке возрастания СФО -2,34; УФО - 4,19; СЗФО - 5,03; ПФО - 17,69; ЮФО - 25,87; СКФО - 33,64; ЦФО -35,52.
Об изучении связи уровня преступности с плотностью населения и иными характеристиками (расовая принадлежность, уровень доходов и т.д.) указывает Дж. Ф. Шели [6, с. 125]. Он же утверждает, что насильственная преступность неравномерно распределена по регионам [6, с. 257].
Сопоставление путем деления количества зарегистрированных преступлений в границах федерального округа с плотность трудоспособного населения позволяет произвести их градацию. В результате расчета наиболее высокий коэффициент, средний (за 17 лет) в ДФО - 848,57 и далее в порядке убывания СФО - 481,94; УФО - 191,62; СЗФО - 155,43; ПФО - 93,76; ЦФО - 41,67; ЮФО - 35,33; СКФО - 13,22. Данный коэффициент объясняет взаимосвязь зарегистрированных преступлений с плотностью трудоспособного населения, который вычисляется путем деления. Трудоспособное население наиболее близко совпадает с возрастом привлечения к уголовной ответственности, за совершение преступлений, предусмотренных статьей 318 УК РФ. При этом чем ниже плотность населения, тем выше коэффициент, сле-
115
довательно, более высокой коэффициент свидетельствует о лучшей криминогенной обстановке в отношении анализируемых преступлений.
На исследуемые преступления оказывают влияние численность населения, в том числе трудоспособного возраста проживающего в границах федерального округа, площадь федерального округа и плотность трудоспособного населения. Анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод, что по мере удаления федерального округа от центра государства и увеличения его площади с запада на восток увеличивается коэффициент преступности (взаимосвязи количества зарегистрированных преступлений с плотностью трудоспособного населения), следовательно, криминогенная обстановка улучшается. Взаимосвязь прослеживается: ЦФО - 41,67 - ПФО -93,76 - СЗФО - 155,43 - УФО - 191,62 - СФО - 481,94 - ДФО - 848,57. При градации федеральных округов с севера на юг по мере удаления указанный коэффициент сокращается: ПФО - 93,76; ЦФО - 41,67; ЮФО - 35,33; СКФО - 13,22. Одновременно с увеличением расстояния от центра государства уменьшается площадь федерального округа. Взаимодействие трех условий, влияют на исследуемую преступность (удаленность федерального округа от столицы государства, его площади и плотность населения). Соответственно криминогенная обстановка ухудшается.
Управление федеративным государством, занимающим первое место в мире по размеру территории, обладает своими особенностями. Удаленность территориальных подразделений от центральных органов государственной власти влияет на конечную эффективность и результативность управленческой деятельности. Региональные экономические, национальные, природно-климатические условия определяют структуру органов государственного управления. Удаленность региона увеличивает затраты осуществления преступной деятельности, снижая интенсивность ее проникновения в общественные отношения. Негативные социальные явления, существующие в центральном регионе в больших масштабах по мере удаленности регионов, также снижаются за счет увеличения издержек. При более благоприятной криминогенной обстановке эффективность правоохранительных органов повышается, дополнительное время направляется на предупреждение преступности.
В условиях оптимизации не только правоохранительных, но и иных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, сокращения штатной численности площадь обслуживаемой территории (федерального округа, республики, края, области и т.д.) оказывает свое влияние и на состояние управленческой деятельности иные процессы, происходящие в обществе, а также состояние преступности. Реализация государственно-властных полномочий в пределах большой территории зачастую не охватывает удалённые от центра либо труднодоступные районы, население которых живет, руководствуясь традиционными нормами морали нравственности, сложившимися десятилетиями, что оказывает положительное влияние на состояние криминогенной обстановки. Власть, не зависимо от эффективности исполнения своих полномочий, в пределах такой территории пользуется непоколебимым авторитетом, а ее представители уважением среди населения. Чем больше площадь территории, тем труднее предупреждать, выявлять, пресекать преступления и правонарушения за счет увеличения временных затрат на передвижение, однако и преступлений совершается в разы меньше, чем компенсируются эти затраты.
Низкая плотность населения выступает условием, снижающим криминогенность исследуемых преступлений. Плотность населения находится в прямой зависимости с частотой и интенсивность общественных отношений, возникающих между людьми. Чем она ниже, тем с меньшей интенсивностью и частотой между людьми возникают общественные отношения. Суровые природно- климатические условия, большие расстояния заставляют население рассчитывать на себя и своих близких, поскольку экстренные службы не всегда в силу объективных причин смогут своевременно прийти на помощь. Существующие общественные отношения в редких, исключительных случаях порождают конфликтные ситуации, требующие вмешательства правоохранительных органов.
В ходе анализа исследуемых преступлений выявлены следующие закономерности. Чем больше площадь федерального округа, чем меньше плотность проживающего в его границах населения, тем криминогенная обстановка лучше, а чем меньше федеральный округ и плотность населения выше криминогенная обстановка хуже.
Список литературы
1. Иванцов С. В. К вопросу о реализации предупредительной функции уголовного закона // Материалы Международной научно-практической конференции Уголовная политика и культура противодействия преступности. 30 сентября 2016 г. / ред. кол. К.В. Вишневецкий, И.А. Паршина, И.В. Танага, П.В. Максимов, А.З. Хун. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. - Т.1.
2. Иванцов С. В. Теоретические предпосылки развития системного подхода в криминологических исследованиях преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №11. С. 128.
3. Игнатов А. Н. О насилии, его видах и их уголовно-правовом отражении // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2016. №4 (37). С. 59-65.
4. Игнатов А. Н., Пахомов С. В. Влияние качественно-пространственных особенностей местности на выбор и реализацию способа совершения преступления // Общество и право. 2016. №3(57). С. 143147.
5. Игнатов А. Н., Пахомов С. В. О необходимости исследования качественно-пространственных особенностей преступности // В сборнике: Теория и практика противодействия преступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (к 95-летию образования Дальневосточного юридического института МВД России) сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 323-325.
6. Криминология / под ред. Дж. Ф. Шели / пер. с англ. - СПб. Питер, 2003.
7. Криминология: Учебник для вузов / под общ. ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма. 2007.
8. Численность населения по субъектам РФ [Электронный ресурс] // Сайт федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11400960349 06 (дата обращения - 11.07.2018 г.).
9. Численность населения по субъектам РФ [Электронный ресурс] // Сайт федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/conNect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11386253590 16 (дата обращения - 10.03.2017 г.).
Drozdov D.E. Geographical features of crimes involving the use of violence against law enforcement officials // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - Р. 112-118.
Based on the analysis of statistical data on the commission of crimes related to the use of violence against law enforcement officials, provided for by article 318 of the Criminal Code of the Russian Federation for the period from 2000 to 2017, registered within the borders of federal districts of the Russian Federation, in conjunction with statistical data of the population of federal districts of the Russian Federation The conclusions about the geographical features of the crimes of this type. The study found that the larger the area of the federal district, the lower the density of the population living within its borders, the better the criminogenic situa-
117
tion, and the smaller the federal district and the population density the criminogenic situation is worse. As the federal district moves away from the center of the state from west to east, the crime rate associated with the use of violence against a law enforcement official increases.
Key words: law enforcement officer, crime, federal district, statistical data, crime rate, crime dynamics, population.
Spisok literatury
1. Ivancov S. V. K voprosu o realizacii predupreditel'noj funkcii ugolovnogo zakona // Materialy Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Ugolovnaya politika i kul'tura protivodejstviya prestupnosti. 30 sentyabrya 2016 g. / red. kol. K.V. Vishneveckij, I.A. Parshina, I.V. Tanaga, P.V. Maksimov, A.Z. Hun. -Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2016. - T.1.
2. Ivancov S. V. Teoreticheskie predposylki razvitiya sistemnogo podhoda v kriminologicheskih issledo-vaniyah prestupnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. №11. S. 128.
3. Ignatov A. N. O nasilii, ego vidah i ih ugolovno-pravovom otrazhenii // Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2016.№4(37). S. 59-65.
4. Ignatov A. N., Pahomov S. V. Vliyanie kachestvenno-prostranstvennyh osobennostej mestnosti na vybor i realizaciyu sposoba soversheniya prestupleniya // Obshchestvo i pravo. 2016. № 3 (57). S. 143-147.
5. Ignatov A. N., Pahomov S. V. O neobhodimosti issledovaniya kachestvenno-prostranstvennyh osobennostej prestupnosti // V sbornike: Teoriya i praktika protivodejstviya prestupnosti v Aziatsko-Tihookeanskom regione (k 95-letiyu obrazovaniya Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii) sbornik materi-alov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 323-325.
6. Kriminologiya / pod red. Dzh. F. SHeli / per. s angl. - SPb. Piter, 2003.
7. Kriminologiya: Uchebnik dlya vuzov / pod obshch. red. d.yu.n., prof. A. I. Dolgovoj. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Norma. 2007.
8. CHislennost' naseleniya po sub"ektam RF [EHlektronnyj resurs] // Sajt federal'noj sluzhby gosudarstven-noj statistiki. - Rezhim dostupa: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11400960349 06 (data obrashcheniya - 11.07.2018 g.).
9. CHislennost' naseleniya po sub"ektam RF [EHlektronnyj resurs] // Sajt federal'noj sluzhby gosudarstven-noj statistiki. - Rezhim dostupa: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/conNect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11386253590 16 (data obrashcheniya - 10.03.2017 g.).