Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левина Раиса Аркадьевна

Цель исследования. Социально-правовая активность студенческой молодежи зависит от формирования метаюридических ценностных ориентаций и правовых представлений, которые определяют ее поведение в сложившейся системе правоотношений. В современных условиях источником правовой информации становится Интернет, а правовое поведение активно обсуждается в процессе сетевых коммуникаций. Поэтому целью статьи является выявление степени влияния цифровых технологий на правовые представления, ценностные ориентации и нормативное поведение студенческой молодежи как составляющих процесса правовой социализации. Методологическая база исследования. Анализ различных теоретических подходов к правовой социализации молодежи, предложенный в работах О. А. Заячковского, М. Ю. Попова и Т. М. Хусяинова, позволяет разработать комплексное определение этого процесса относительно студенческой молодежи. При выявлении особенностей правовой социализации студенческой молодежи учитывалась позиция В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок, которые исследовали стихийную и социально контролируемую составляющие социализации в зависимости от специфики развития общества и типа взаимодействия молодежи с другими социальными группами. Обращение к рассмотрению цифрового общества Д. Е. Добринской способствовало определению степени влияния цифровых технологий и сетевых коммуникаций на правовую социализацию студенческой молодежи. Результаты исследования. В результате анализа научной литературы и социологических исследований было выяснено, что правовые представления и ценностные ориентации студенческой молодежи формируются под влиянием традиционных агентов социализации - институтов образования и семьи, непосредственно влияющих на трансляцию и усвоение правовых знаний и ценностей в условиях цифровизации. Технологические процедуры алгоритмизации и датификации информации могут воздействовать на способ принятия решения студенческой молодежью в отношении правового поведения, особенно в частной сфере. Однако основанием формирования правовых представлений студенческой молодежи является ценностная ориентация на справедливость, в основе которой лежат принципы равенства перед исполнением закона и общественного баланса деяния и воздаяния. Перспективы исследования. Перспективы развития представленной тематики связаны с осуществлением репрезентативного опроса студенческой молодежи для выявления степени влияния цифровых технологий на правовую социализацию этой социальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL SOCIALIZATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION: STATEMENT OF THE PROBLEM

Objective of the study. The social and legal activity of student youth depends on the formation of meta-legal value orientations and legal ideas that determine their behavior in the existing system of legal relations. In modern conditions, the Internet becomes a source of legal information, and legal behavior is actively discussed in the process of network communications. Therefore, the purpose of the article is to identify the degree of influence of digital technologies on legal representations, value orientations and normative behavior of students as components of the process of legal socialization. The methodological basis of the research. Analysis of various theoretical approaches to the legal socialization of youth, proposed in the works of O. A. Zayachkovsky, M. Yu. Popov and T. M. Khusyainov, makes it possible to develop a comprehensive definition of this process in relation to student youth. When identifying the features of the legal socialization of student youth, the position of V.I. Chuprov and Yu.A. Zubok, who studied the spontaneous and socially controlled components of socialization, depending on the specifics of the development of society and the type of interaction of young people with other social groups. D. E. Dobrinskaya's appeal to the consideration of the digital society contributed to determining the degree of influence of digital technologies and network communications on the legal socialization of student youth. Research results. As a result of the analysis of scientific literature and sociological research, it was found that the legal representations and value orientations of students are formed under the influence of traditional agents of socialization - education and family institutions that directly affect the transmission and assimilation of legal knowledge and values in the context of digitalization. Technological procedures for algorithmization and data datification of information can affect the way students make decisions regarding legal behavior, especially in the private sphere. However, the basis for the formation of legal representations of student youth is the value orientation towards justice, which is based on the principles of equality before the execution of the law and the social balance of action and retribution. Prospects of the study. Prospects for the development of the presented topics are associated with the implementation of a representative survey of student youth to identify the degree of digital technologies' influence on the legal socialization of this social group.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

УДК 316.7

DOI 10.18522/2227-8656.2022.2.6

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

© 2022 г. Р. А. Левина*

* Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Цель исследования. Социально-правовая активность студенческой молодежи зависит от формирования метаюридических ценностных ориентаций и правовых представлений, которые определяют ее поведение в сложившейся системе правоотношений. В современных условиях источником правовой информации становится Интернет, а правовое поведение активно обсуждается в процессе сетевых коммуникаций. Поэтому целью статьи является выявление степени влияния цифровых технологий на правовые представления, ценностные ориентации и нормативное поведение студенческой молодежи как составляющих процесса правовой социализации.

Методологическая база исследования. Анализ различных теоретических подходов к правовой социализации молодежи, предложенный в работах О. А. Заячковского, М. Ю. Попова и Т. М. Хусяинова, позволяет разработать комплексное определение этого процесса относительно студенческой молодежи. При выявлении особенностей правовой социализации студенческой молодежи учитывалась позиция В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок, которые исследовали стихийную и соци-

Тип статьи в журнале - научная

FEATURES OF LEGAL

SOCIALIZATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION: STATEMENT OF THE PROBLEM

© 2022 R. A. Levina*

* Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Objective of the study. The social and legal activity of student youth depends on the formation of meta-legal value orientations and legal ideas that determine their behavior in the existing system of legal relations. In modern conditions, the Internet becomes a source of legal information, and legal behavior is actively discussed in the process of network communications. Therefore, the purpose of the article is to identify the degree of influence of digital technologies on legal representations, value orientations and normative behavior of students as components of the process of legal socialization.

The methodological basis of the research.

Analysis of various theoretical approaches to the legal socialization of youth, proposed in the works of O. A. Zayachkovsky, M. Yu. Popov and T. M. Khusyainov, makes it possible to develop a comprehensive definition of this process in relation to student youth. When identifying the features of the legal socialization of student youth, the position of V.I. Chuprov and Yu.A. Zubok, who studied the spontaneous and socially controlled compo-

ально контролируемую составляющие социализации в зависимости от специфики развития общества и типа взаимодействия молодежи с другими социальными группами. Обращение к рассмотрению цифрового общества Д. Е. Добринской способствовало определению степени влияния цифровых технологий и сетевых коммуникаций на правовую социализацию студенческой молодежи.

Результаты исследования. В результате анализа научной литературы и социологических исследований было выяснено, что правовые представления и ценностные ориентации студенческой молодежи формируются под влиянием традиционных агентов социализации - институтов образования и семьи, непосредственно влияющих на трансляцию и усвоение правовых знаний и ценностей в условиях цифровизации. Технологические процедуры алгоритмизации и датификации информации могут воздействовать на способ принятия решения студенческой молодежью в отношении правового поведения, особенно в частной сфере. Однако основанием формирования правовых представлений студенческой молодежи является ценностная ориентация на справедливость, в основе которой лежат принципы равенства перед исполнением закона и общественного баланса деяния и воздаяния.

Перспективы исследования. Перспективы развития представленной тематики связаны с осуществлением репрезентативного опроса студенческой молодежи для выявления степени влияния цифровых технологий на правовую социализацию этой социальной группы.

Ключевые слова: правовая социализация, студенческая молодежь, цифровые технологии, агенты социализации, правовое поведение

nents of socialization, depending on the specifics of the development of society and the type of interaction of young people with other social groups. D. E. Dobrinskaya's appeal to the consideration of the digital society contributed to determining the degree of influence of digital technologies and network communications on the legal socialization of student youth.

Research results. As a result of the analysis of scientific literature and sociological research, it was found that the legal representations and value orientations of students are formed under the influence of traditional agents of socialization -education and family institutions that directly affect the transmission and assimilation of legal knowledge and values in the context of digitali-zation. Technological procedures for algorithmi-zation and data datification of information can affect the way students make decisions regarding legal behavior, especially in the private sphere. However, the basis for the formation of legal representations of student youth is the value orientation towards justice, which is based on the principles of equality before the execution of the law and the social balance of action and retribution.

Prospects of the study. Prospects for the development of the presented topics are associated with the implementation of a representative survey of student youth to identify the degree of digital technologies' influence on the legal socialization of this social group.

Keywords: legal socialization, student youth, digital technologies, agents of socialization, legal behavior

Введение. В современных условиях цифровые технологии становятся необходимым атрибутом социальной жизнедеятельности. Они охватывают частную и публичную сферы, не ограничены пространственными и временными рамками, что создает иллюзию их тотальности. Их особенностью являются сетевые коммуникации, к основным

участникам которых относится молодежь. Особенно активно они используются студенческой молодежью в период обучения, а в перспективе компьютерная грамотность - основное требование на рынке труда. В частной сфере сетевые коммуникации как основной способ общения этой социальной группы становятся источником личного опыта, что непосредственно отражается на поведении молодежи. В этих условиях возникает проблема замещения реальных агентов социализации - институтов семьи и образования «цифровыми личностями», влияющими на выбор и процесс принятия решения. Эта ситуация может восприниматься как угроза для нормативно-правовой сферы, предписывающей и реи __т~> __^

гламентирующей поведение молодежи. В студенческий период социально-правовая активность этой группы зависит от формирования ме-таюридических ценностных ориентаций, которые определяют поведение молодежи в сложившейся системе правоотношений. Поэтому выяснение степени влияния цифровых технологий на правовые представления и поведение студенческой молодежи становится актуальной социологической задачей.

Обзор литературы. В научной литературе присутствуют различные определения понятия «правовая социализация молодежи». Одни социологи в его интерпретации исходят из сущности процесса социализации как освоения стандартного ролевого набора, дополняя его правовое содержание ориентацией на правовые традиции и правила нормативного действия. Достигается это путем приобретения правовых знаний и соответствующих установок поведения, позволяющих адаптироваться к изменяющимся социальным условиям (Попов, 2006).

Другие социологи полагают, что «суть процесса правовой социализации - это приобретение индивидом представлений о праве, усвоение навыков правомерного поведения и формирование установок на соблюдение закона» (Заячковский, 2010. С 16). По их мнению, формирование правового сознания молодежи наряду с овладением правовыми знаниями предполагает усвоение правовых ценностей, посредством которых молодые люди способны интегрироваться в общество, становясь носителями не только прав, но и обязанностей.

Третьи исследователи считают, что особенностью правовой социализации молодежи «является то, что освоение норм и принципов права должно происходить таким образом, чтобы они имели смысл для самого индивида и вошли в его собственную систему ценностей и представлений о мире, что помогает индивиду обрести навыки регулирования своего поведения на основе правовых норм» (Хусяинов, 2014. С 13). Поэтому приобретение правовых знаний и усвоение ценностных ориентаций

как основы правовой компетенции должны дополняться формированием правовой культуры, позволяющей «выработать значимые ориентиры для становления персональной идентичности, порождающей экзистенциальный выбор человека: быть ему полноценным субъектом права или лишь его объектом» (Попандопуло, 2015. С 10).

Таким образом, на основе анализа теоретических подходов можно предложить комплексное определение правовой социализации молодежи как процесса, который включает трансляцию правовых знаний ее агентами; формирование метаюридических ценностных ориентаций посредством социальной коммуникации в виде дифференцированной передачи и восприятия смыслов, обеспечивающих признание правового порядка в обществе; воспроизводство установок нормативного поведения. Посредством правовой социализации происходят социальная адаптация молодежи и ее интеграция в общество.

В качестве особенностей правовой социализации студенческой молодежи социологи выделяют «формирование устойчивых правовых ценностей, правового менталитета, влияющего на социально-правовую активность и выбор вариантов правового поведения, характеризующих зрелый уровень правосознания и правовой культуры» (Казурова, 2016. С 14). По их мнению, эта социальная группа не столько адаптируется к социальным условиям жизнедеятельности, сколько становится ее субъектом, проявляющим социальную инициативу, самостоятельно принимающим решение и влияющим на правовую жизнь в обществе. Следовательно, посредством правовой социализации происходит социальная интеграция студенческой молодежи, которая становится активным субъектом сложившейся системы правоотношений. Однако, как справедливо отмечали В. И. Чупров и Ю. А. Зубок, в рамках процесса социализации необходимо учитывать стихийную и социально контролируемую составляющие, которые обусловлены особенностями развития общества и типом взаимодействия молодежи и других социальных групп (Чупров, 2011). В настоящее время правовая социализация студенческой молодежи происходит в условиях цифровизации.

Определяя особенности современного этапа развития, ученые чаще всего используют понятие «информационное общество», характеризуя его как самостоятельный этап развития с новыми формами организации и управленческими структурами. Однако основным показателем социальных трансформаций является изменение социальной структуры, экономических отношений и идеологии. Поскольку аргументация подобной позиции не всегда убедительна, в научной литературе стали использовать понятие «цифровое общество», акцентируя внимание на «цифровых

технологиях (базы больших данных и искусственного интеллекта, алгоритмы и алгоритмические системы, облачные вычисления и т. д.), где базовой формой организации являются цифровые платформы» (Добрин-ская, 2021. С 44) и социальное взаимодействие осуществляется посредством сетевой коммуникации. Степень влияния этих технологий на получение правовых знаний, формирование ценностных ориентаций и установок нормативного поведения студентов как активных пользователей Интернета остается малоизученной.

Результаты исследования. В настоящее время социологи пытаются ответить на важный вопрос, касающийся правовой социализации молодежи в условиях цифровизации: кто является ее актором? Традиционно правовая социализация осуществлялась институтами семьи и образования. Знание правовых норм и представления о действующем законодательстве формируются у студенческой молодежи в рамках образовательных учреждений. С развитием цифровой инфраструктуры и технологий источником правовой информации для студентов становятся электронные базы нормативных документов - «Гарант», «Консультант-Плюс» и др. Социологические исследования демонстрируют высокую степень доверия пользователей этим информационно-справочным системам. Главным аргументом обращения к цифровым носителям по сравнению с опубликованными нормативно-правовыми актами, судебными решениями являются соображения удобства их использования, несмотря на вероятность ошибок или неточностей.

Электронная версия текста источника права отличается от цифровой копии тем, что «позволяет без участия человека осуществлять толкование правовых норм, юридическую квалификацию деяний и правоотношений, разрешать юридические коллизии, совершать сделки, выносить правоприменительные решения, определять эффективность правовых норм, формулировать правотворческие решения в целях оптимизации правового регулирования» (Хабриева, 2018. С 46). Это позволяет ряду ученых утверждать, что усвоение правовых знаний студенческой молодежью в условиях цифровизации осуществляется посредством обезличенных информационно-справочных систем, в рамках которых преподаватель начинает выполнять функцию консультанта-посредника, а не агента социализации. Это вызвано сетевым способом взаимодействия, «обеспечивающим развитие образовательной системы внутри сети за счет предоставляемых ресурсов (интеллектуальных, человеческих, материально-технических, информационных и др.), отсутствующих и не доступных вне сети; как формат проектирования современного содержания образования, как "точка опоры" в определении механизмов до-

стижения нового качества образовательных результатов» (Шкапова, 2015. C. 216). Однако новое качество в сфере образования обеспечивается не столько наличием правовой информации и ее усвоением, сколько формированием способности порождать новое знание и конвертировать его в профессиональные конкурентные преимущества. А это возможно в условиях социальной коммуникации с реальными агентами социализации, поскольку только при непосредственном общении формируется смысл социального действия.

По мнению экспертов, в настоящее время опыт практики правоприменения у студенческой молодежи формируется в процессе сетевой коммуникации под влиянием информации, предоставляемой в сети, которая носит преимущественно критический или негативный характер. Это часто связано с анонимностью информатора и отсутствием ответственности за предоставляемые данные, касающиеся правоохранительной и правоприменительной практики. При сетевом взаимодействии правовая информация транслируется цифровыми личностями, которые представлены в интернет-пространстве как «цифровые данные о реальном человеке, его виртуальном образе (nickname, сетевом имени) и IP-адресе, к которому привязан компьютер, с которого совершены какие-либо действия» (Добринская, 2021. C. 47). Привлечение такого лица к юридической ответственности в случае искажения, злоупотребления или разглашения правовой информации весьма затруднительно из-за сложностей сбора о нем информации и использования ее в качестве доказательств противоправного действия. В этих условиях границы частного и публичного фактически размываются: с одной стороны, из-за постоянных цифровых инноваций трудно обеспечить охрану персональных данных; с другой - индивидуальные правовые случаи пользователей сети становятся публичными, даже в тех случаях, когда их носитель этого не желает. Все это оказывает непосредственное влияние на правовую социализацию студенческой молодежи, которая имеет незначительный личный опыт в отношении правоохранительной деятельности.

Высокая степень доверия студенческой молодежи правовой информации, предлагаемой в интернет-пространстве, позволяет многим исследователям утверждать, что в условиях цифровизации происходит замещение реального актора правовой социализации цифровым посредником - блогером или анонимными пользователями сети. Однако многочисленные социологические исследования начала ХХ в. свидетельствуют о том, что независимо от цифрового пространства эта социальная группа «негативно оценивала российские правовые реалии по таким параметрам, как качество законов, эффективность их действия, практика

исполнения. В то же время «само право и закон характеризуются преимущественно положительно, как обязательный феномен общественной жизни» (Копкарева, 2008. С 9). Происходило это под влиянием критической оценки правовой ситуации СМИ и негативного мнения неформальных представителей этой же социальной группы. Но эти негативные стереотипы разрушались, если непосредственный опыт взаимодействия студентов с правоохранительными органами был позитивный.

Результаты социологических исследований показывают, что студенческая молодежь основной целью правового образования считает «формирование представлений о важности знания правовых норм и источников информации о действующем законодательстве» (Копкарева, 2008. С 9), но не правовых ценностных ориентаций, которые традиционно формировались в семье. Как считают социологи, в современных условиях повсеместное использование цифровых технологий усилило межпоколенческий разрыв, связанный с противоречивостью традиционных и либеральных ценностей. Вызвано это процессами алгоритмизации и датификации, трансформирующими правовое сознание и правовую культуру.

Алгоритмизация как техническая процедура предполагает сбор данных, их определенную конфигурацию, что задает определенные ориентиры в их интерпретации и выборе способа действия индивидом. Студенческая молодежь пользуется готовой базой правовых данных, при этом принципы ее формирования непрозрачны и неясны для потребителя. Кроме того, они варьируются в зависимости от устройства (гаджет, планшет, компьютер) и места нахождения пользователя. Это позволяет социологам сомневаться в объективности информации и допускать возможность манипулирования поведением, поскольку предоставляемая в цифровом пространстве правовая информация формирует определенные предпочтения и мотивирует нормативные действия пользователей, в первую очередь молодежи, которая проходит первичную социализацию.

Если алгоритмизация способна влиять на правовые представления студенческой молодежи, то датификация способствует изменению ценностных ориентаций, поскольку «предполагает количественную оценку видов деятельности, когда качественные различия переводятся в количественные неравенства в рамках единой системы оценивания. Ценность определяется не внутренними характеристиками, а зависит от внешней оценки, которую способен осуществить любой член общества. Поэтому ценность приобретает статус "социально производимого"» (Добринская, 2021. С 51). По мнению западных и российских социологов, эти процессы изменяют нормативную структуру общества и способы ее организа-

ции. Например, начинает преобладать количественная оценка студенческой деятельности в виде рейтингов, направленных на самоизмерение и самомониторинг своих возможностей. Внедрение этих механизмов ведет к игнорированию ее качественных характеристик. Об этом свидетельствуют прогнозы будущих специальностей, предложенные на портале HeadHunter. В частности, эксперты считают, что правотворчество будет осуществляться посредством «цифровых технологий правового мониторинга, юридического прогнозирования, юридического моделирования, проектирования юридических норм, экспертизы проектов нормативных правовых актов, оценки регулирующего воздействия» (Краева, 2018. С 65). В этом случае подготовка специалистов в рамках «цифрового юртеха» сводится к документоведению как способу овладения навыками систематизации нормативных актов посредством информационных технологий.

Трудно исключить влияние алгоритмизации и датификации на формирование правовых представлений студенческой молодёжи: фильтрация информации, нарушение ее конфиденциальности и спорная правдивость, касающаяся правовых событий, влияют на выбор способа нормативного поведения студенческой молодежи. Количественные механизмы оценки учебной деятельности во многом определяют способы принятия решения в будущей профессиональной деятельности юриста. Однако для выявления степени этого влияния и его способов необходимо проводить социологические исследования, которые пока отсутствуют.

Наиболее спорным является утверждение, что цифровая реальность в правовой сфере порождает новые ценности, связанные с решением проблем безопасности, конфиденциальности, прозрачности и правдивости информации. Они скорее требуют разработки норм и внедрения механизмов контроля, вызванных адаптацией к условиям цифро-визации. Результаты многочисленные социологических исследований позволяют сделать вывод об устойчивости ценностных ориентаций студенческой молодежи на протяжении последнего десятилетия: оценка законов осуществляется не с позиций их правовых трактовок, а в контексте собственных моральных представлений о справедливости. Они, «с одной стороны, понимают справедливость с позиции общественного баланса (каждый получает то, что заслужил), с другой стороны, убеждены, что социальная справедливость обеспечивается равенством» (Баляев, 2019. С 112). Знание законов студенческой молодежью не ориентировано на их обязательное соблюдение, хотя они признают необходимость правового регулирования своей жизнедеятельности.

Однако представления студенческой молодежи о справедливости достаточно противоречивы. С одной стороны, они убеждены в необходимости равного всеми исполнения закона, а с другой - его ориентации на защиту интересов личности, а не общества в целом. Признавая основой порядка ценность справедливости, в отношении административной деятельности они отдают предпочтение профессионализму, не зависящему от моральных качеств руководителя. И, наконец, отстаивание своих прав оценивается студенческой молодежью выше, чем выполнение обязанностей. В целом эта социальная группа наделяет значимостью те законы, которые обладают однозначным толкованием, эффективной системой контроля их соблюдения и соответствуют их представлениям о справедливости.

Заключение. Следовательно, в отношении трансляции правовых знаний в условиях цифровизации утверждение о смене агента социализации является спорным: знание правовых норм и представлений о действующем законодательстве формируется у студенческой молодежи в рамках образовательной деятельности, а обращение к электронной базе нормативных документов мотивируется соображениями удобства. Технологические процедуры алгоритмизации и датификации могут влиять на способ принятия решения этой социальной группы в отношении правового поведения. Но основанием формирования правовых представлений студенческой молодежи является ценностная ориентация на справедливость, в основе которой лежат принципы равенства перед исполнением закона и общественного баланса деяния и воздаяния. Эта ценностная ориентация не столько формируется под влиянием цифровой информации и сетевых коммуникаций, сколько транслируется институтами семьи, ближайшего окружения, а также в ходе приобретения личного опыта. Однако этот вывод нуждается в последующей апробации прикладными социологическими исследованиями.

Литература References

Баляев С. И., Буркова Д. А., Морозо- Balyaev, S. I., Burkova, D. A., Moro-

ва Н. Н. Особенности представлений о за- zova, N. N. (2019). Features of ideas about the коне и справедливости у студентов вуза // law and justice among university students.

Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. Obrazovaniye i nauka, 21, 8, 112-129. (In

С. 112-129. Russian).

Добринская Д. Е. Что такое цифровое Dobrinskaya, D. E. (2021). What is a dig-

общество? // Социология науки и техноло- ital society? Sotsiologiya nauki i tekhnologiy, 2,

гий. 2021. № 2, т. 12. С. 42-58. 12, 42-58. (In Russian).

Заячковский О. А. Проблема правовой Zayachkovsky, O. A. (2010). The problem

социализации в условиях аномии россий- of legal socialization in the conditions of the

ского общества // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 9. С. 15-27.

Казурова О. Ю. Правовая социализация студенческой молодежи в условиях современного российского общества : ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2016. 28 с.

Копкарева С. И. Особенности формирования правовых ценностей студенческой молодежи: социологический анализ : авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2008. 29 с.

Краева К. И., Ипатьева А. О. Цифровое общество: инновационные и актуальные профессии, связанные с делопроизводством // Цифровая документалистика для всех : сб. ст. победителей и участников студенческого конкурса научно-исследовательских работ / под ред. И. В. Хажеевой. Тюмень: ТГУ, 2018. С. 58-66.

Попандопуло О. А Правовая социализация личности в современном российском обществе: социально-философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2015. 28 с.

Попов М. Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе : ав-тореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д., 2006. 42 с.

Хабриева Т. Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 5. С. 42-53.

Хусяинов Т. М. Теоретический анализ правовой социализации современной российской молодёжи // Современное образование. 2014. № 4. С. 12-22.

Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи. М.: Норма, 2011. 295 с.

Шкапова Л. В., Филиппова С. О., Митин А. Е. Сетевое взаимодействие в образовании: к вопросу о понятиях // Проблемы и перспективы инновационной деятельности образовательных учреждений : сб. науч. и метод. ст. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 211-218.

anomie of the Russian society. Vestnik Bal-tiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 9, 15-27. (In Russian).

Kazurova, O. Yu. (2016). Legal socialization of student youth in the conditions of modern Russian society. (Candidate Dissertation Abstract, Volgograd). (In Russian).

Kopkareva, S. I. (2008). Peculiarities of formation of legal values of student youth: sociological analysis. (Candidate Dissertation Abstract, Ekaterinburg). (In Russian).

Kraeva, K. I., Ipatieva, A. O. (2018). Digital Society: innovative and relevant professions related to paperwork. Digital Documentary for Everyone. Collection of articles of the winners and participants of the student competition of research works. In I.V. Kha-zheeva (Ed.). Tyumen: TGU, 58-66. (In Russian).

Popandopulo, O. A. (2015). Legal socialization of personality in modern Russian society: socio-philosophical analysis. (Candidate Dissertation Abstract, Volgograd). (In Russian).

Popov, M. Yu. (2006). Legal socialization of the individual as a resource for the formation of social order in Russian society. (Doctoral Dissertation Abstract, Rostov-on-Don). (In Russian).

Khabrieva, T. Ya. (2018). Law before the challenges of digital reality. Zhurnal ros-siyskogoprava, 5, 42-53. (In Russian).

Khusyainov, T. M.(2014). Theoretical analysis of the legal socialization of modern Russian youth. Sovremennoye obrazovaniye, 4, 12-22. (In Russian).

Chuprov, V. I., Zubok, Yu. A. (2011). Sociology of youth. Moscow: Norma Publ. (In Russian).

Shkapova, L. V., Filippova, S. O., Mitin, A. E. (2015). Network interaction in education: on the issue of concepts. Problems and prospects of innovative activities of educational institutions: a collection of scientific and methodological articles. Saint Petersburg: Svoye izdatel'stvo Publ., 211-218. (In Russian).

Для цитирования: Левина Р. А. Особенности правовой социализации студенческой молодежи в условиях цифровизации: постановка проблемы // Гуманитарий Юга России. 2022.2 (54). Т. 11. С. 78-88. БОТ 10.18522/2227-8656.2022.2.6

История статьи:

Поступила в редакцию - 25.02.2022 г. Получена в доработанном виде -06.04.2022 г. Одобрена - 22.04.2022 г.

Сведения об авторе

Information about author

Левина Раиса Аркадьевна

Raisa Arkadievna Levina

Преподаватель кафедры основ правоведения юридического факультета, Донской государственный технический университет

Lecturer at the Department of Fundamentals of Jurisprudence of the Law Faculty, Don State Technical University

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, e-mail: levina09011@mail.ru

162 Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don, 344006, e-mail: levina09011@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.