Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ '

ВЛИЯНИЕ НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая культура / идеология / политическая социализация молодежи / политика / цифровизация / государство / граждане / political culture / ideology / political socialization of youth / politics / digitalization / state / citizens

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулакова Н. Н., Аничкина В. В.

В последнее время в дискуссиях о перспективах развития российского общества проблема молодежи начинает занимать по праву достойное место. Однако внимание исследователей сосредоточено, прежде всего, на проблемах негативного девиантного поведения молодежи в обществе. Волна «твиттерных» революций, прокатившаяся по соседним странам, нарастание политической активности российских школьников и студентов, наглядно демонстрируют, что проблемы, транслируемые этой социальной группой, являются прежде всего отражением процессов, происходящих в обществе. Студенческая молодежь представляет собой интеллектуальный и стратегический ресурс общества, приложение ее сил во многом зависит от социальной специфики государства. Цифровая среда сформировала принципиально новые условия социальной идентификации, самовыражения и стиля жизни молодежи, оказывающих двойственный эффект. Учитывая высокую интенсивность потоков информации и коммуникации в онлайн-среде, необходимо принимать во внимание их влияние на развитие и формирование личности молодых людей. С каждым годом появляется все больше данных о том, что инфокоммуникационные технологии не просто дополняют и расширяют жизнь современного человека, но и влияют на всю структуру его деятельности как в офлайне, так и в онлайне, определяют его жизненные установки. Именно поэтому государство не должно самоустраняться от формирования политической грамотности и мировоззренческих позиций молодежи. Процесс рекрутирования, социализации и адаптация новых акторов должен осуществляться на основе преемственности базовых политических ценностей и обеспечиваться синтезом культуры и новых цифровых трендов общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кулакова Н. Н., Аничкина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of informal sources of information on the political activity of young people

Recently, the issue of youth has begun to occupy a rightfully worthy place in discussions about the prospects for the development of Russian society. The wave of "Twitter" revolutions that swept through neighboring countries, the growing political activity of Russian schoolchildren and students, clearly demonstrates that the problems that exist in this social group are primarily a reflection of the processes taking place in Russian society. Student youth is an intellectual and strategic resource of society, the application of its forces largely depends on the social specifics of the state. Modern reality sets young people tasks that require active participation in the socio-political life of society, interaction with various state institutions. The digital environment has created fundamentally new conditions for the social identification, self-expression and lifestyle of young people, which have a dual effect. Given the high intensity of information and communication flows in the online environment, it is necessary to take into account their impact on the development and formation of the personality of young people. Every year there is more and more evidence that information and communication technologies not only complement and expand the life of a modern person, but also affect the entire structure of his activities both offline and online, determine his life attitudes. That is why the state should not withdraw itself from the formation of political literacy and ideological positions of young people. The process of recruitment, socialization and adaptation of new actors is based on the continuity of basic political values and is provided by the synthesis of culture and new digital trends in public life.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ »

УДК: 32.019.52

ВЛИЯНИЕ НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Кулакова Н. Н., Аничкина В. В.

В последнее время в дискуссиях о перспективах развития российского общества проблема молодежи начинает занимать по праву достойное место. Однако внимание исследователей сосредоточено, прежде всего, на проблемах негативного девиантного поведения молодежи в обществе. Волна «твиттерных» революций, прокатившаяся по соседним странам, нарастание политической активности российских школьников и студентов, наглядно демонстрируют, что проблемы, транслируемые этой социальной группой, являются прежде всего отражением процессов, происходящих в обществе.

Студенческая молодежь представляет собой интеллектуальный и стратегический ресурс общества, приложение ее сил во многом зависит от социальной специфики государства. Цифровая среда сформировала принципиально новые условия социальной идентификации, самовыражения и стиля жизни молодежи, оказывающих двойственный эффект. Учитывая высокую интенсивность потоков информации и коммуникации в онлайн-среде, необходимо принимать во внимание их влияние на развитие и формирование личности молодых людей. С каждым годом появляется все больше данных о том, что инфокоммуникационные технологии не просто дополняют и расширяют жизнь современного человека, но и влияют на всю структуру его деятельности как в офлайне, так и в онлайне, определяют его жизненные установки. Именно поэтому государство не должно самоустраняться от формирования политической грамотности и мировоззренческих позиций молодежи. Процесс рекрутирования, социализации и адаптация новых акторов должен осуществляться на основе преемственности базовых политических ценностей и обеспечиваться синтезом культуры и новых цифровых трендов общественной жизни.

Ключевые слова: политическая культура, идеология, политическая социализация молодежи, политика, цифровизация, государство, граждане

Перспективы развития государства во многом определяются молодым поколением граждан, качеством их образования, мировоззренческой ориентацией, целями, которые они ставят перед собой, и методами, с помощью которых их достигают. «Сегодня - это студенты, девушки и юноши, а завтра они будут возглавлять банки и предприятия, развивать науку и культуру, принимать глобальные политические и экономические управленческие решения» [4, с. 82].

Одной из важнейших задач современной государственной политики России является влияние на формирование и духовно-нравственное развитие гражданина. Соблюдение законов, правопорядка, развитие экономической и социальной сферы, качество труда - все это напрямую зависит от того, насколько гражданин разделяет и воспринимает общественные ценности, соответствует ли им в общественно-личной жизни. Участие молодежи в политическом процессе определяется степенью социализации, уровнем политической и правовой культуры, механизмом взаимодействия с политическими институтами государства. В связи с этим на повестке дня достаточно остро стоит проблема необходимости формирования политически грамотной, социально-активной и, безусловно, интеллектуально развитой личности молодого человека.

В условиях повсеместной цифровизации молодежь, стремительно воспринимающая новые формы социальной коммуникации, постепенно становится основным субъектом технологических изменений. Результатом развития информационного общества становится появление новых глобальных тенденций, в рамках которых молодые люди приобретают специфические характеристики, которые кардинально меняют как статус молодых людей, так и их роль в обществе. Развитие данного процесса вызвано, по сути, изменением характера межличностного общения молодежи, переходом его из реального пространства в виртуальное. При этом, как показывает практика, виртуальные сообщества становятся для подавляющего большинства молодых людей наиболее благоприятной и комфортной социокультурной средой [2]. Молодежь все больше включается в цифровое пространство. По мнению исследователя Солдатовой Г.У., цифровой образ жизни молодых людей, их проникновение в цифровое пространство, предусматривает не только получение информации, но и общение с элементами онлайн-пространства, онлайн-потребление, а также культурные, психологические и технические аспекты функционирования [5].

Для процесса воспитания гражданской ответственности «благоприятным» является возраст 16-19 лет. В этот период жизни человек легко впитывает информацию, транслируемую разными группами интересов, осваивая новые социальные роли. В рамках социализации происходит формирование гражданского статуса молодежи этого возраста, способов и форм ее участия в политической и общественной деятельности. Молодые люди еще не обладают сформировавшейся гражданской позицией, и набор форм политического и общественного участия, которым они располагают, достаточно ограничен. Отсутствие, в силу возраста и недостаточной информированности, четко сформулированной позиции в политических вопросах дает возможность проводить эффективную работу в направлении формирования у юных граждан норм, ценностей гражданской модели поведения. При этом, не имея, по сути, политической подготовки, научно обоснованного политологического и практического опыта политического участия, преимущественно общаясь в цифровом пространстве, молодежь все чаще оказывается вовлеченной в ситуации агрессивного информационного воздействия политиков-популистов и экстремистов [4].

В настоящее время выявлено множество факторов, которые в той или иной степени влияют на политическое участие молодежи. Исследователь Рябухина Ю. Н. подчеркивает, что, проведя их типологию, можно выделить внутренние (социализация, образование, мотивация, рациональный выбор, социальные инстинкты) и внешние (гражданское общество, политическая система, социальный капитал, политическая информация, мероприятия) факторы [7].

Наиболее важным среди внутренних факторов является социализация. Данный фактор определяет личностное отношение молодежи к политике и включает в себя не только сознательные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и спонтанные процессы, участвующие в формировании личности. Социологи выделяют две фазы социализации: социальную адаптацию -приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам и их окружению, и интериоризацию - процесс внедрения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Именно интериоризация влияет на появление интереса молодого человека к политике, позволяет через общественно-политические каналы сформировать условия для политического участия или неучастия [8].

Политическое сознание молодежи, несомненно, является одним из важнейших элементов политической культуры в целом, поскольку именно эта социально-демографическая группа через некоторое время станет доминирующим электоратом государства. Формирование политического сознания взрослеющей молодежи происходит под влиянием различных источников информации. Основными социальными институтами, влияющими на мировоззрение молодых людей, являются:

- средства массовой информации. Современные СМИ - это социально значимый институт, являясь ресурсом власти и средством продвижения интересов политических и экономических групп, СМИ обеспечивают информационное единство гражданского общества и государства. Данный институт является мощным инструментом влияния на социальные, экономические и политические конфликты, что обусловлено растущим значением информации в современном мире. В современном обществе средства массовой информации играют, пожалуй, ведущую роль в формировании культурно-идеологической среды современной цивилизации, которая во многом определяет образ жизни современного человека, в том числе посредством продуцирования определенных символов, образов, смыслов [2].

- интернет-ресурсы. Этот источник информации стал новым социальным институтом, который оказывает значительное влияние на основные сферы жизни общества, такие как экономика, образование, наука. Интернет является важным фактором межличностного общения, политической пропаганды и агитации, влияющим на развитие политических процессов в современном мире. Интернет стремительно изменяет социокультурную жизнь общества в целом: растет его экономическое влияние, формируется социальное взаимодействие, продвигается больший массив информации, происходит расширение выбора моделей и мотивов, а также методов и способов его стимулирования. С появлением интернета появились

новые способы демонстрации, усвоения и передачи социального опыта, новые инструменты управления и контроля обществом. Сегодня значительный объем межличностных формальных и неформальных коммуникаций переходит из реальной среды в онлайн режим, именно поэтому интернет-среда становится основной площадкой, на базе которой молодежь усваивает нормы и установки политической культуры. Одним из результатов такого перехода является, зачастую, негативное влияние на состояние политической культуры общества и динамику ее развития, разрыв связи поколений при передаче знаний и социального опыта, а также активизацию целенаправленной деятельности деструктивных сил, имеющих возможность латентного воздействия на формирование убеждений молодых людей;

- видеохостинг (УоиТиЬе). Социальные сети, особенно УоиТиЬе, представляют собой интерактивную среду, создающую коммуникационное пространство, в котором происходит не только обмен информацией, но и прямое воздействие на ценности и мировоззрение пользователей с помощью активной эксплуатации психологических триггеров, влияние на эмоциональную сферу человека, посредством аудио ряда и зрительного восприятия. В настоящее время выделяется блогосфера, которая благодаря тесным связям, возникающим в форме перекрестного чтения, создала целостную социальную и информационную среду, характеризующуюся высокой скоростью передачи информации, но снижающая возможность ее осознания и критического осмысления. В данной среде создается особая социальная общность, объединяющая социально активных людей, связанных сетью межличностных контактов, обеспечивающих социальное взаимодействие.

Таким образом, налицо кардинальные изменения, происходящие в процессе социализации молодежи в нашей стране. Под влиянием развития электронных масс-медиа, интернет-технологий, мультимедийных систем, на передний план выходят стихийные аспекты процесса социализации, в которых ключевая роль принадлежит институализирующимся и приобретающим новый статус Интернет-ресурсам и электронным СМИ. В результате данного процесса новые институты отодвигают на второй план традиционные агенты социализации - семью и образовательные учреждения, прессу, телевидение и книги. При этом государство дистанцировалось от контроля за стихийной коммуникацией, достаточно часто носящей антисоциальный характер, что может способствовать развитию деструктивного мышления и образа действия.

В целях проведения анализа влияния неформальных источников на вовлеченность молодежи в политические практики был проведен опрос студентов одного из университетов г. Москвы. Анализ опроса показал, что в качестве основного источника информации молодежь выбирает Интернет ресурсы (более 70% респондентов для поиска информации и развлечения используют интернет-ресурсы и лишь 30% опрошенных предпочитают СМИ). Предпочтительным ресурсом информации для студенческой молодежи служат социальные сети, поисковые системы, видеохостинг ^оиТиЬе). Только для 40% опрошенных семья и образовательное учреждение являются главным источником информации, что подтверждает гипотезу об утрате влияния и значимости традиционных агентов над процессом социализации молодежи в современном обществе.

Как отмечают студенты, в их публичном пространстве существенно преобладает развлекательный и «серфинг» контент, лишь 35% опрошенных указывают, что они интересуются международными и внутриполитическими событиями.

Вместе с тем следует отметить, что 13,5% студентов участвуют в интернет -дискуссиях, с целью привлечения внимания к социально-политическим проблемам, что положительно отражается на их социальной активности и политической жизни города.

Как показал опрос, у студентов достаточно высокая степень доверия к используемым неофициальным источникам информации (средний балл 7 из 10 возможных), что может косвенно свидетельствовать о том, что молодые люди не занимаются проверкой полученной информации, не осмысливают ее критически.

Лишь 10,7% молодых людей из числа опрошенных участвуют в работе общественных объединений, политических партий и общественных организаций, что свидетельствует о крайне низком уровне осознанного политического участия.

Кроме того, в ходе опроса установлено, что более 56% респондентов не доверяют деятельности органов государственной власти и органов местного и регионального самоуправления. При этом более 50% молодых людей уверены, что факт их участия в политической жизни посредством выборов не сможет повлиять на изменение структуры, характера и деятельности политической власти.

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о низком уровне самостоятельной и осознанной политической активности студенческой молодежи, о ее дистанцированности от социально-политических отношений в современной России, что превращает ее в легко доступный ресурс для манипулирования популистами разного уровня. Молодежь, в большинстве своем, несмотря на свой физиологически активный возраст, продолжает оставаться, пожалуй, самой пассивной категорией населения с точки зрения влияния на институты государственного и общественного управления, осознания и отстаивания своих интересов. Студенческая молодежь предпочитает наблюдать за политической жизнью со стороны, порой жестко критиковать ее, но при этом не проявляет никакой активной гражданской позиции в целях изменения жизни общества к лучшему. Молодое поколение, значительную часть жизни проводящее в виртуальном мире, в меньшей степени ориентировано на реальные социальные связи и формирование межличностных отношений вне интернета. Общество и общение, интересы и новости для многих молодых людей ограничивается группой ВКонтакте, Инстаграм или Т1кТок. Увы, но это приводит к своего рода «выпаданию» из реальности, отказу от решения насущных повседневных задач [10]. Обозначенная проблема атомизированности молодежной среды усугубляется традиционной дилеммой «отцов и детей», в свою очередь конфликт между поколениями осложняет радикальное отличие опыта становления, присущего поколению жителей страны, чья молодость пришлась на советскую эпоху и период развала СССР, и молодежи, родившейся и выросшей в новой России. Общность социальной памяти и этических ценностей выражается по отношению к знаковым моментам истории страны - победе в Великой Отечественной войне, полету

Гагарина. Для более глубокого и последовательного понимания сложного и трагичного исторического пути России молодому поколению крайне не хватает знаний по истории своей Родины, в том числе и о таких недавних событиях, как перестройка и шоковая «терапия» девяностых и другие постсоветские трансформации.

Участие молодежи в общественно-политической жизни страны имеет принципиально важное значение, поскольку политическая активность или пассивность студенческой молодежи во многом являются факторами, определяющими направления и перспективы развития страны. На сегодняшний день влияние государства, политических партий и общественных организаций на вектор социализации и стимуляцию развития молодежного движения в стране незначительно. Одной из причин является отсутствие основополагающих концепций и функционирования систем организации мероприятий по формированию политической культуры и вовлечению молодых людей в практику осознанной политической деятельности, что приводит к непониманию молодыми людьми проблем, стоящих перед страной, отсутствию заинтересованности в делах общества, слабому осознанию себя гражданами своей страны.

Незнание и непонимание целей и направлений развития страны, неполучение опыта политического общения, отсутствие навыков и умений ведения политического диалога, а также неосознание своих интересов в социально-политической жизни приводит к тому, что молодые люди находятся в состоянии политической пассивности. При этом возрастная готовность к активным политическим действиям, юношеский максимализм, обостренное чувство справедливости делают эту группу населения легко подверженной не только активным призывам популистов от политики, но и влиянию деструктивных организаций и идеологий. «В молодом поколении россиян растет удельный вес тех, кто предъявляет завышенные требованиями к государству и обществу, но сам не способен к пошаговым усилиям для достижения целей, не готов нести ответственность и прилагать усилия. Но это не вина, а скорей беда молодежи - с первых дней их жизни в информационном пространстве, агрессивно навязывающем мифологическую картину мира, не предполагалась трансляция осмысленного отношения к реальности» [4, а 173]. Осознание бесполезности своего существования делает молодых людей легкой добычей различных манипуляторов, толкая их на поиски лидеров разного уровня и толка, начиная от сектантских проповедников до демагогов от политики [3].

Многочисленные научные исследования свидетельствуют, что укрепление государства неразрывно связано с идеологическим обеспечением стратегического развития страны. Так, социолог Осипов Г. В. отмечал, что человек «без идеологии подобно человеку без мыслей». Отсутствие объединяющей идеологической основы общества неизбежно ведет к его гибели; каждое общество не может функционировать без набора национальных ценностей и стандартов, объединяющих всех граждан. Единая идеология, по сути является силой, призванной объединять различные социальные слои общества для осуществления процесса осознания

ценностей, выработки целей и направлений развития, для мобилизации граждан на решение стоящих перед страной задач.

Прогресс социума не может быть ограничен удовлетворением бытовых экономических потребностей, он едва ли возможен без целеполагающей деятельности людей, без их идеологических представлений о желаемом обществе. «На протяжении истории востребованность идеологий переживала как взлеты, так и падения, в современном российском обществе она особенно высока, поскольку именно мировоззренческие ценности могут стать ориентиром, способным вывести Россию на следующий виток прогресса» [4, с. 174].

В общественном сознании россиян существует целая россыпь идей, сепарировать которые в легитимную идеологическую доктрину крайне непростая, но насущная задача, решение которой требует целенаправленных интеллектуальных усилий, политической воли и времени.

Отвечающая интересам гражданского общества и государства идеология обладает способностью преобразования социума. Бездуховность и политическая малограмотность могут быть заменены на социальную ответственность, укрепление правовой и политической культуры, вовлечение молодежи в жизнь государства и общества. Идеологическая активность государства может обеспечить формирование политического сообщества, преемственность государственной политики во всех сферах жизни общества, развитие его духовной сферы [1]. Научный мир и широкая общественность неоднократно поднимали вопрос о необходимости функционирования в государстве объединяющей идеологии. Президент РФ В. Путин считает, что органы государственной власти «должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики» [6]. В рамках реализации государственной политики целесообразно было бы уделять значительное внимание проведению патриотической работы среди молодежи. Глава государства Путин В.В. в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию подчеркнул, что «.. .влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ», именно поэтому государство должно «.поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение» [6]. В рамках проводимой работы следует уделять внимание поддержке молодых дарований, созданию условий для формирования политической культуры, улучшению качества образования, развитию творческих способностей, повышению информированности молодежи, проведению мероприятий, способствующих популяризации идей активного участия в жизни общества, физического и духовного развития, организации досуговой деятельности. Реализация данных направлений будет способствовать достижению основной цели - формированию политически грамотного и социально ответственного населения страны, а также культивированию критически и патриочески мыслящего электората.

Хорошим примером политической социализации молодежи является взаимодействие вузов с внешней средой через общественные молодежные организации. Результатом работы таких организаций является рост уровня активности студенческого самоуправления, развитие гражданской культуры молодежи, повышение эффективности взаимодействия администрации вуза с работодателями.

Участие в общественно-политической жизни пока является жизненной ценностью лишь для одного процента российской молодежи. Именно поэтому сегодняшняя задача государства - стимулировать развитие общественных институтов, готовых к позитивному диалогу и конструктивному сотрудничеству с государством в решении наиболее актуальных проблем, формирование эффективной идеологии общественных отношений. Основной целью данной работы должен быть принцип, заключающийся в преобразовании принципа иждивенчества в принцип социальной ответственности граждан и их объединений.

В настоящее время обществе повышается роль молодежи, она начинает занимать более активную жизненную позицию. Только на основе взаимного уважения и близкого сотрудничества можно рассчитывать, что молодежь не станет объектом манипуляций рвущихся к власти политиков-популистов, а станет рационально мыслящим субъектом политической жизни страны. Именно поэтому очень важно в рамках реализации принятой концепции молодежной политики создавать эффективную систему мотивации молодежи, используя при этом популярные в среде молодежи неформальные источники. Стимулом в развитии стратегии формирования политически грамотного молодежного электората может стать создание благоприятных условий для самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, социальные и карьерные лифты, доступ к социально-политическим ресурсам, осознание себя гражданином благополучного и сильного государства.

Список использованных источников:

1. Бахур А. Государственная идеология и национальная идея России.

URL:

http://culturolog.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=1913&pop=1& page=0&Itemid=5 (Дата обращения:02.02.2021)

2. Горбатов Н. В., Малькевич А.А. Современные СМИ как инструмент политической социализации молодежи// Управленческое консультирование.2015. №5 - С.52-62

3. Коршунова С. А. Молодежь как активный субъект развития современного цифрового общества//Россия и мировые тенденции развития. 2019. С.124-129

4. Кулакова Н. Н., Идеологическая тактика информационной стратегии//Вопросы национальных и федеративных отношений. 2017. №4 С.170-177

5. Кулакова Н. Н., Гуманитарное измерение проблем информационной безопасности// Образование и право. - 2017. - №7. с.14

6. Путин В. В. Послание Президента Федеральному Собранию. Президент России.2012. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118 (Дата обращения: 02.02.2021)

7. Рябухина Ю. Н. Система факторов политического участия молодежи//Южно-российский журнал социальных наук.2012. №3 С.42-48

8. Сафронов А. В. Влияние «общих» факторов на формирование и развитие гражданской культуры молодежи//Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.2013. № 2- С. 81-90

9. Солдатова Г. У., Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире//Социальная психология и общество. 2018.-№3. С 71-80

10. США вводят информационные войска в российские социальные сети. 2015.Известия. URL:http://izvestia.ru/news/585366 (Дата обращения: 02.02.2021)

Influence of informal sources of information on the political activity of young

people

N. N. Kulakova, V. V. Anichkina

Annotation:

Recently, the issue of youth has begun to occupy a rightfully worthy place in discussions about the prospects for the development of Russian society. The wave of "Twitter" revolutions that swept through neighboring countries, the growing political activity of Russian schoolchildren and students, clearly demonstrates that the problems that exist in this social group are primarily a reflection of the processes taking place in Russian society.

Student youth is an intellectual and strategic resource of society, the application of its forces largely depends on the social specifics of the state. Modern reality sets young people tasks that require active participation in the socio-political life of society, interaction with various state institutions. The digital environment has created fundamentally new conditions for the social identification, self-expression and lifestyle of young people, which have a dual effect. Given the high intensity of information and communication flows in the online environment, it is necessary to take into account their impact on the development and formation of the personality of young people. Every year there is more and more evidence that information and communication technologies not only complement and expand the life of a modern person, but also affect the entire structure of his activities both offline and online, determine his life attitudes. That is why the state should not withdraw itself from the formation of political literacy and ideological positions of young people. The process of recruitment, socialization and adaptation of new actors is based on the continuity of basic political values and is provided by the synthesis of culture and new digital trends in public life.

Keywords: political culture, ideology, political socialization of youth, politics, digitalization, state, citizens

References:

1. Bahur А. State ideology and the National Idea of Russia URL: http://culturolog.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=1913&pop=l& page=0&Itemid=5 (Accessed: 02 February 2021)

2. Gorbatov N. V., Malkevich A. A. Modern mass media as a tool of political socialization of youth / / Managerial consulting. 2015. No. 5-p. 52-62

3. Korshunova S. A. Youth as an active subject of the development of modern digital society//Russia and global development trends. 2019. P. 124-129

4. Kulakova N. N., Ideological tactics of information strategy//Issues of national and federal relations. 2017. No. 4 p. 170-177

5. Kulakova N. N., The humanitarian dimension of information security problems//Education and law. - 2017. - No. 7. p. 14

6. Putin V. V. Presidential Address to the Federal Assembly. The President of Russia.2012. URL:http://kremlin.ru/events/president/news/17118 (Accessed: 02 February 2021)

7. Ryabukhina Y. N. the System of factors of political participation of youth//South Russian journal of social Sciences.2012. No. 3, Pp. 42-48

8. Safronov A. V. The influence of "general" factors on the formation and development of the civic culture of youth//Proceedings of the Tula State University. Humanities. 2013. No. 2-p.81-90

9. Soldatova G. U., Digital socialization in the cultural and historical paradigm: a changing child in a changing world//Social psychology and society.2018. - No. 3. From 71-80

10. The US is introducing information troops into Russian social networks. 2015.News. URL:http://izvestia.ru/news/585366 (Accessed: 02 February 2021)

Кулакова Н. Н. к.полит.н, доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской ФедерацииЕ-mail: nina260169@rambler.ru

Аничкина В. В., студентка Финансового факультета, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: barmon23a@gmail. com

Kulakova N. N.

Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Department of Political Science Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: nina260169@rambler.ru

Anichkina V. V. student of the Finance Faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: barmon23a@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.