SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-59-62 NIION: 2007-0083-1/22-085 MOSURED: 77/27-005-2022-01-284
Особенности правового статуса сотрудника полиции
Татьяна Анатольевна Прудникова1, Варвара Андреевна Сухарева2
12 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Анализируется статус сотрудника полиции, основываясь на законодательстве Российской Федерации.
Ключевые слова: сотрудник полиции, законодательство, права, обязанности, ответственность, ограничение и запреты
Для цитирования: Прудникова Т. А., Сухарева В. А. Особенности правового статуса сотрудника полиции // Криминологический журнал. 2022. № 1. С. 59-62. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-59-62.
Original article
Features of the legal status of a police officer
Tatiana A. Prudnikova1, Varvara A. Sukhareva2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The status of a police officer is analyzed based on the legislation of the Russian Federation. Keywords: police officer, legislation, rights, duties, responsibility, restrictions and prohibitions For citation: Prudnikova T. A., Sukhareva V. A. Features of the legal status of a police officer. Criminological Journal. 2022;(1):59-62. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-59-62.
Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе различают социальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т. п.
Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Отметим, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия.
Понятие правового статуса достаточно широко исследовалось самыми различными специалистами, и мнения относительно него высказывались разные. Одни ученые определяют правовой статус личности как правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Другие считают, что в основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т. е. реальное положение человека в си© Прудникова Т. А., Сухарева В. А., 2022
стеме общественных отношений. Право, по их мнению, лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.
В целом, все специалисты сходятся на том, что правовой статус включает в себя в качестве обязательных элементов права и обязанности лица. В то же время большинство ученых считают необходимым включить в его структуру и иные, помимо прав и обязанностей, элементы. К этим элементам, в частности, относят: гражданство; правоспособность и дееспособность; принципы; законные интересы; гарантии, обеспечивающие осуществление прав и свобод и исполнение обязанностей; ответственность гражданина перед государством и обществом и др.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, принятие в 2011 г. Закона о полиции явилось кардинальным изменением правовой регламентации положения сотрудника полиции, «завершилась эпоха милицейского законодательства, основанного на тотальном контроле за обществом, сформировавшемся еще в советский
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
период». Во-вторых, несмотря на происходящие в последние годы организационные реформы, касающиеся правового статуса полиции в целом, и, как следствие, правового положения сотрудников полиции, многие проблемы, существовавшие на протяжении многих десятилетий, так и не нашли своего разрешения. Так, деятельность полиции характеризуется невысокой эффективностью, что отражается на репутации как полиции в целом, так и ее сотрудников. В соответствии с данными «аналитического центра Левады в Москве лишь 1 % опрошенных респондентов доверяют полиции. В целом этот показатель по России колеблется в пределах 25 %. Для сравнения: правоохранительным органам в США доверяют 6670 % населения. Для Западной Европы этот показатель равен 61 %». Причиной такого отношения к деятельности сотрудников полиции является, в первую очередь, коррумпированность, которая «стала восприниматься как нечто совершенно естественное, «неизбежное зло», превратившись в систему, с которой, по мнению большинства, бессмысленно бороться — под нее можно лишь «подстраиваться».
Решению указанных проблем, связанных с деятельностью сотрудников полиции, способствует совершенствование правовой регламентации и практической реализации отдельных элементов правового статуса сотрудников полиции.
Для начала отметим, что, в соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о полиции, сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание. В науке под правовым статусом сотрудника полиции понимается «законодательно установленные государством и соединенные права, обязанности и свободы, связанные с гарантией стабильности государственной и общественной жизни». Определение понятия правового статуса сотрудника полиции напрямую связано с системой элементов, его характеризующих. По нашему представлению, в систему элементов правового статуса сотрудника полиции необходимо включить следующие составляющие: права, обязанности, правовые преимущества, а также ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции. Итак, рассмотрим каждый из указанных элементов правового статуса сотрудника полиции.
Права сотрудника полиции — это комплекс закрепленных нормами права дозволений, которые можно подразделить на две группы. К первой группе прав относятся общие права (и свободы), которыми сотрудник полиции обладает как гражданин РФ, т. е. это те права, которыми обладают все граждане РФ в соответствии с Конституцией РФ и другими законами, в том числе регламентированными Законом о полиции (ст. 28 — право на отдых, на оплату труда и т. д.).
Наибольший интерес вызывает категория специальных прав сотрудника полиции, которые характеризуют его именно как представителя органа государственной власти — полиции. Специальные права сотрудника полиции закреплены в ст. 28 Закона о полиции, к которым относятся права: на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей; на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности; на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции; на продвижение по службе в полиции; на подготовку и дополнительное профессиональное образование; на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством РФ и др.
Атрибутами правового статуса сотрудника полиции являются форменная одежда, служебное удостоверение, право на ношение и хранение специальных средств и оружия.
Обязанности сотрудника полиции — это элемент его правового статуса, который выражается в установленной законом мере должного поведения. По аналогии с правами сотрудника полиции, его обязанности также можно подразделить на две группы: общие и специальные обязанности. Согласно ст. 27 Закона о полиции, сотрудник полиции обязан: выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией); выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону; обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в извест-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
ность непосредственного начальника; соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций и т. д.
Важнейшим, на наш взгляд, в контексте рассматриваемой темы, является вопрос об ограничениях и запретах как элементе правового статуса сотрудника полиции. Согласно ст. 30.1 Закона о полиции, за несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N° 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе в ОВД). Например, во избежание возникновения конфликта интересов, согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона о службе в ОВД, сотрудник полиции не может находиться на службе в ОВД в случае близкого родства или свойства с сотрудником ОВД, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Деятельность сотрудника полиции предполагает как запреты и ограничения, так и правовые преимущества. Помимо указанных выше федеральных законов, гарантии сотрудникам полиции закреплены в Федеральном законе от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В науке, с учетом норм законодательства, к основным правовым преимуществам современного сотрудника полиции относят:
1) административно-правовые иммунитеты, которые выражаются в привлечении в отдельных случаях к дисциплинарной вместо административной ответственности, а также в запрете применения к сотрудникам, имеющим специальные звания, административного наказания в виде ареста;
2) привилегии, выражающиеся, например, в праве сотрудников, которым присвоено специальное звание полковника полиции и выше, а также имеющих уче-
ную степень или ученое звание, на дополнительную площадь жилого помещения;
3) льготы, например, позволяющие сотрудникам, использующим личный транспорт в служебных целях, получить денежную компенсацию;
4) особые административные процедуры, например, детям сотрудников полиции места в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке.
За совершенное по службе правонарушение сотрудник полиции несет дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.
Дисциплинарная ответственность наступает за совершение должностных проступков.
Уголовное законодательство предусматривает несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудник полиции вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей может нести уголовную ответственность.
Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы: злоупотребление должностными полномочиями, их повышение, присвоение полномочий должностного лица, неисполнение приказа начальника, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст. 285-293 УК РФ).
Другая группа — это преступления против правосудия, предусмотренные ст. 299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ. Это привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание и некоторые другие составы преступлений.
Уголовную ответственность влекут также общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конституционные права и свободы граждан.
Материальная ответственность сотрудника полиции наступает за ущерб, причиненный органам внутренних дел.
Таким образом, под правовым статусом сотрудника полиции предлагаем понимать установленную законодательством, а также иными правовыми актами совокупность взаимосвязанных прав, обязанностей, запретов и ограничений, а также правовых преимуществ, обеспечивающих выполнение сотрудниками полиции возложенных на них функций. В
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
рамках рассмотрения совершенствования правового статуса сотрудника полиции, на первый план необходимо выдвигать содержание и механизм реализации правовых запретов и ограничений, позволяющих не допускать сотрудниками полиции злоупотребления полномочиями, контролировать их деятельность в целях реализации задач законодательства о противодействия коррупции.
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N° З-ФЗ «О полиции» (с изм. и доп. от 15 сентября 2015 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ (ред. от 3 февраля 2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов
внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 1 марта 2020 г.) // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
Bibliographic list
1. Federal Law of the Russian Federation No. 3-FZ of February 7, 2011 «On the Police» (with amendments and additions dated September 15, 2015) // SZ RF. 2011. No. 7. St. 900.
2. Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63-FZ (ed. of February 3, 2015) // SZ RF. 1996. No. 25. St. 2954.
3. Federal Law of July 19, 2011 No. 247-FZ «On social guarantees to employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» (ed. of March 1, 2020) // SZ RF. 2011. No. 30 (p. 1). St. 4595.
Информация об авторах Т. А. Прудникова — профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент;
В. А. Сухарева — курсант 811 учебного взвода Института-факультета Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Information about the author
T. A. Prudnikova — Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;
V. A. Sukhareva — Cadet of the 811th Training Platoon of the Institute-Faculty of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 07.01.2022; одобрена после рецензирования 21.01.2022; принята к публикации 07.02.2022.
The article was submitted 07.01.2022; approved after reviewing 21.01.2022; accepted for publication 07.02.2022.