Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
557
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / РАЗМЕРЫ ОКЛАДОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бубнов Сергей Владимирович, Малахова Наталья Владимировна

Данная статья посвящена исследованию вопроса об экономических методах управления кадрами в органах внутренних дел. Авторы определяют понятие и виды методов управления, а также характеризуют экономические методы управления. Значительное внимание уделяется размерам окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел. Авторы приходят к выводу совершенствования современной системы стимулирования служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC METHODS OF PERSONNEL MANAGEMENT IN INTERNAL AFFAIRS BODIES: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

This article is devoted to the study of the issue of economic methods of personnel management in the internal affairs bodies. The authors define the concept and types of management methods, and also characterize economic management methods. Considerable attention is paid to the salaries of the monetary maintenance of employees of the internal affairs bodies. The authors come to the conclusion of improving the modern system of stimulating the performance of employees of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-16-20 NIION: 2007-0083-1/22-076 MOSURED: 77/27-005-2022-01-275

Экономические методы управления кадрами в органах внутренних дел:

проблемы и пути их решения

Сергей Владимирович Бубнов1, Наталья Владимировна Малахова2

12 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1 serzh.bubnov.00@inbox.ru

2 nv_malakhova@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию вопроса об экономических методах управления кадрами в органах внутренних дел. Авторы определяют понятие и виды методов управления, а также характеризуют экономические методы управления. Значительное внимание уделяется размерам окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел. Авторы приходят к выводу совершенствования современной системы стимулирования служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: методы управления, экономические методы, денежное довольствие, размеры окладов, дополнительные выплаты, материальное стимулирование

Для цитирования: Бубнов С. В., Малахова Н. В. Экономические методы управления кадрами в органах внутренних дел: проблемы и пути их решения // Криминологический журнал. 2022. № 1. С. 16-20. https://-doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-16-20.

Original article

Economic methods of personnel management in the bodies of the internal affairs: problems and ways of their solution

Sergei V. Bubnov1, Natalya V. Malakhova2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 serzh.bubnov.00@inbox.ru

2 nv_malakhova@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the study of the issue of economic methods of personnel management in the internal affairs bodies. The authors define the concept and types of management methods, and also characterize economic management methods. Considerable attention is paid to the salaries of the monetary maintenance of employees of the internal affairs bodies. The authors come to the conclusion of improving the modern system of stimulating the performance of employees of internal affairs bodies.

Keywords: management methods, economic methods, monetary allowance, salaries, additional payments, financial incentives

For citation: Bubnov S. V., Malakhova N. V. Economic methods of personnel management in internal affairs bodies: problems and ways to solve them. Criminological Journal. 2022;(1):16-20. (In Russ.). https://doi.-org/10.24412/2687-0185-2022-1-16-20.

В современный период возрастает роль, и усложняются задачи управления во всех сферах общественной жизни. Грамотное и эффективное управление социальными системами, в том числе и органами внутренних дел во многом зависит от выбора и сочетания соответствующих методов. Правильный

© Бубнов С. В., Малахова Н. В., 2022

выбор методов управления кадрами позволит обеспечить сознательное, активное, творческое участие сотрудников органов внутренних дел в служебной деятельности.

Изучение вопроса об экономических методах управления кадрами в органах внутренних дел невоз-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

можно без уяснения самого понятия «управление», что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как посредством управления согласовываются, координируются и кооперируются индивидуальные усилия, решаются задачи и достигаются общие цели. Управление можно представить как сознательное и волевое воздействие на управляемую систему с целью поддержания системы в стабильном состоянии или перевода ее из одного состояния в другое и придания ей новых качеств и свойств.

В свою очередь управление органами внутренних дел определяется как особый вид деятельности аппаратов и должностных лиц системы МВД России по упорядочению и координации работы ее элементов, обеспечению их оптимального функционирования и развития с целью наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач и функций.

Одним из элементов, на который оказывается управленческое воздействие, являются кадры. Работа с кадрами в органах внутренних дел, в основном, нацелена на реализацию такой стратегической задачи как создание высокопрофессиональной полиции, отвечающей требованиям и ожиданиям граждан, способную противостоять новым угрозам безопасности общества и государства. Другими словами, необходимо сформировать новый правоохранительный институт, надежно защищающий жизнь, здоровье, права и свободы наших граждан, каждый представитель которого всегда готов незамедлительно прийти на помощь нуждающимся в ней людям.

Кадры в органах внутренних дел — это постоянный состав сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, состоящих на службе либо в трудовых отношениях с органами, организациями и подразделениями системы МВД России, выполняющие определенные служебные обязанности и получающие за это вознаграждение в виде денежного содержания.

На основании Указа Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» кадры органов внутренних дел по своему правовому положению можно разделить на три основные категории: 1. Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации — 746 859 человек; 2. Федеральные государственные гражданские служащие 17 197 человек; 3. Работники — 130 813 человек. В настоящее

время предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий) установлена в количестве 894 869 единиц [11].

Эффективность управления кадрами в органах внутренних дел во многом зависит от правильного выбора и умелого сочетания используемых в его процессе методов.

Среди методов управления выделяют методы прямого воздействия, которые принято именовать административными методами управления, и методы косвенного управляющего воздействия на объект управления (экономические и социальной психологические), которые, в свою очередь, состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы. Управляемый становится в такие условия, в которых он сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение стимулируется соответствующими средствами.

Использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны и со временем обеспечивают устойчивость и развитие системы, т. е. способствуют достижению стратегических успехов.

Экономические методы управления кадрами в органах внутренних дел носят материальный характер, основой которых являются стимулирующие средства. По мнению большинства, материальное стимулирование является наиболее эффективным.

Любой вид стимулирования тесно связан с оценкой трудовой деятельности работников. Однако, представляется, что в настоящее время оценка профессиональной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел недостаточно ориентирована на достижение целей и приоритетов государственных органов. Уровень денежного довольствия сотрудников слабо зависит от результатов их труда. В связи с этим важнейшими направлениями повышения эффективности службы в органах внутренних дел являются разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих результативность их профессиональной служебной деятельности.

Денежное довольствие сотрудников является основным средством стимулирования выполнения ими

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

служебных обязанностей. Ежемесячное денежное довольствие сотрудника состоит из двух элементов: оклада денежного содержания (оклад по должности и оклад по специальному званию) и дополнительных выплат. При этом надо отметить, что в структуре денежного довольствия весомую роль должен иметь оклад денежного содержания, так как это оказывает существенное влияние на размер дополнительных выплат и будущей пенсии.

Должностные оклады по должностям рядового и начальствующего состава органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации [7]. Прежде всего размеры окладов зависят от должностной категории сотрудников органов внутренних дел (рядовой или начальствующий состав; руководитель или специалист (исполнитель). Учитывается также тот уровень, который занимает подразделение органа внутренних дел в иерархической системе МВД России (Центральный аппарат МВД России или территориальный орган). Кроме того, важно, в какой местности по масштабу численности населения проходит службу сотрудник. Исходя из этого, например, размер окладов руководителей превышает оклады их подчиненных. У сотрудников Центрального аппарата МВД России должностные оклады выше, чем у сотрудников территориальных органов. У полицейских, проходящих службу в г. Москве и Санкт-Петербурге, оклад выше, чем у полицейских, проходящих службу в иной по масштабу местности.

В настоящее время установлено 63 тарифных разряда по должностям сотрудников органов внутренних дел. Оклад по первому тарифному разряду составляет 6500 руб., по 63 — 45 тыс. руб. (суммы указаны без учета индексации) [9]. Оклады по специальному званию также установлены указанным постановлением Правительства РФ [7]. Так, по специальному званию «генерал полиции» установлен оклад, составляющий 27 тыс. руб., «рядовой полиции» — 5 тыс. руб. и т. д. Приведенные здесь цифры указывают на количественную диспропорцию между окладами денежного содержания руководящего и рядового состава органов внутренних дел. По мнению специалистов, «такой разрыв является значимым фактором, препятствующим результативной работе государственных служащих. Кроме того, результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень оплаты труда государственных служащих

существенно отстает от оплаты сравнимых позиций в негосударственном секторе» [6, с. 17].

Размеры окладов денежного содержания должны индексироваться в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции. Приходится констатировать отсутствие индексации на протяжении нескольких предыдущих лет, что не способствовало повышению стимулирующего воздействия на качественный состав сотрудников органов внутренних дел и эффективность их деятельности.

Дополнительные выплаты, предназначенные сотрудникам органов внутренних дел, играют весомую роль в формировании их денежного довольствия. При значительном количестве ежемесячных и иных дополнительных выплат, устанавливаемых по решению руководителя органа внутренних дел персонально каждому сотруднику, значительная их часть не всегда связана с результатами его деятельности или уровнем его квалификации.

Дополнительные выплаты могут быть ежемесячными (надбавка за стаж службы (выслугу лет), надбавка за квалификационное звание; надбавка за особые условия службы и др.); разовыми (ежегодная материальная помощь; подъемное пособие при переезде сотрудника на новое место службы, выплаты на командировочные расходы и др.); единовременными (единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, единовременное поощрение при награждении орденами и медалям, почетными званиями РФ и др.).

Дополнительные выплаты осуществляются в виде надбавок, премий, поощрительных выплат, компенсаций, коэффициентов и др.

В сложившейся системе материального стимулирования сотрудников органов внутренних дел наиболее существенную роль должна играть ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет. «Значительные временные рамки ее существования позволили лучше понять ее достоинства и нереализованные возможности. Одним из ее важных достоинств является то, что она способствует реализации функции закрепления кадров. Например, «стажевые» надбавки широко используются для привлечения и закрепления кадров на территориях Крайнего Севера и приравненных к нему территориях» [10]. Кроме того, стаж службы имеет большое стимулирующее значение для будущего пенсионного обеспечения.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Представляется целесообразным совершенствование современной системы стимулирования служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В этих целях необходимо повысить уровень социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, развивать механизм предоставления государственных гарантий, материального и нематериального стимулирования сотрудников, внедрять принципы оплаты труда по результатам работы, разработать сбалансированную систему показателей результативности профессиональной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также усилить стимулы к надлежащему исполнению ими должностных регламентов.

Используя влияние средств массовой информации, можно разработать и реализовать программы, направленные на повышение престижа органов внутренних дел и формирование позитивного отношения граждан к сотрудникам.

Надлежит продолжить изменение структуры денежного вознаграждения сотрудников органов внутренних дел с учетом особенностей их деятельности в целях дальнейшего повышения доли оклада денежного содержания в общем размере денежного довольствия, не забывая при этом совершенствовать правовой механизм его регулярной индексации.

Подводя итог, следует отметить, что в рамках данной статьи обозначены не все проблемные вопросы, автором освещены лишь некоторые из них. Несомненно, их разрешение требует привлечения внимания ученых, что особенно важно на современном этапе реформирования государственной службы.

Библиографический список

1. Административное право Российской Федерации: курс лекций. Ч. 1 / под ред. С. Н. Бочарова. М. : МосУ МВД России, 2013.

2. Административное право Российской Федерации: курс лекций. Ч. 2 / С. Н. Бочаров [и др.]; под ред. С. Н. Бочарова. М. : МосУ МВД России имени В. Я. Кикотя, 2015.

3. Государственная служба в органах внутренних дел: курс лекций. Ч. 2 / под ред. С. Н. Бочарова. М. : МоСУ МВД России имени В. Я. Кикотя, 2015.

4. Малахова Н. В. О некоторых вопросах социальной защиты сотрудников полиции // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3.

5. Малахова Н. В., Шайхутдинова Т. Ф. Особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел // Административное право и процесс. 2015. № 8.

6. Мелкумова М. В. Совершенствование системы материального стимулирования труда федеральных государственных служащих: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2009.

7. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 11 нояб.

8. Правовое обеспечение организации работы с кадрами в органах внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» // [Е. В. Климкина и др.]; под ред. К. К. Гасанова. М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017.

9. Приказ МВД России от 22 января 2015 г. № 42 «Об организации установления размеров должностных окладов отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Современные кадровые технологии в органах власти: моногр. / под ред. С. Е. Прокофьева, А. М. Беляева, С. Г. Еремина // СПС «КонсультантПлюс».

11. Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

Bibliographic list

1. Administrative law of the Russian Federation: a course of lectures. Part 1 / edited by S. N. Bocharov. M. : MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013.

2. Administrative law of the Russian Federation: a course of lectures. Part 2 / S. N. Bocharov [et al.]; edited by S. N. Bocharov. M. : MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', 2015.

3. Public service in internal affairs bodies: a course of lectures. Part 2 / edited by S. N. Bocharov. M. : MoSU of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', 2015.

4. Malakhova N. V. On some issues of social protection of police officers // Bulletin of Economic Security. 2016. № 3.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

5. Malakhova N. V., Shaikhutdinova T. F. Features of the state civil service in the internal affairs bodies // Administrative law and process. 2015. No. 8.

6. Melkumova M. V. Improving the system of material incentives for federal civil servants: abstract. diss. ... Candidate of Economic Sciences. M., 2009.

7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 878 dated November 3, 2011 «On the establishment of monthly salaries of employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2011. November 11.

8. Legal support for the organization of work with personnel in the internal affairs bodies: studies. handbook for university students studying in the field of trai-

ning «Jurisprudence» // [E. V. Klimkina et al.]; edited by K. K. Hasanov. M. : UNITY-DANA: Law and Law, 2017.

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 42 dated January 22, 2015 «On the organization of the establishment of official salaries for certain categories of employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

10. Modern personnel technologies in government bodies: monograph. / edited by S. E. Prokofiev, A. M. Be-lyaev, S. G. Eremin // SPS «ConsultantPlus».

11. Decree of the President of the Russian Federation No. 300 dated May 5, 2014 «On some issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

Информация об авторах С. В. Бубнов — доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

Н. В. Малахова — доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

S. V. Bubnov — Associate Professor of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

N. V. Malakhova — Associate Professor of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта.

Contribution of the author: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.01.2022; одобрена после рецензирования 10.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.

The article was submitted 26.01.2022; approved after reviewing 10.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.